Научная статья на тему 'Историческое развитие института семьи'

Историческое развитие института семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5023
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / СУПРУГИ / FAMILY / MARRIAGE / THE INSTITUTION OF THE FAMILY / FAMILY RELATIONS / FAMILY TRADITIONS / HIS WIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хатунцева А.С., Мащенко Ю.В.

В статье авторами представлен ретроспективный анализ института семьи и брака, выделены ключевые ценности и актуализирован вопрос повышения этих ценностей среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presents a retrospective analysis of the institution of family and marriage, highlights the key values and updated on the issue of increasing these values among the population.

Текст научной работы на тему «Историческое развитие института семьи»

Хатунцева А.С., Мащенко Ю.В.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: семья, брак, институт семьи, семейные отношения, семейные традиции, супруги.

Аннотация: в статье авторами представлен ретроспективный анализ института семьи и брака, выделены ключевые ценности и актуализирован вопрос повышения этих ценностей среди населения.

Keywords: family, marriage, the institution of the family, family relations, family traditions, his wife.

Abstract: The author presents a retrospective analysis of the institution of family and marriage, highlights the key values and updated on the issue of increasing these values among the population.

Семейные ценности в Древней Руси. Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Семейно-бранные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом («умычка»). В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Брачный возраст устанавливался по византийским законам: в 14—15 лет для мужчин и в 12 13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов, в частности, из Прохирона, но с учетом русских традиций. Итак, брак расторгался, когда:

1) обнаруживалось, что жена слышала от других людей о готовящемся злоумышлении на власть и жизнь князя, а от мужа своего утаила;

2) муж заставал жену с прелюбодеем или это доказывалось показаниями послухов;

3) жена вынашивала замысел отравить мужа зельем или знала о готовящемся другими людьми убийстве мужа, а ему не сказала;

4) жена без разрешения мужа посещала пиры с чужими людьми и

оставалась ночевать без мужа;

5) жена посещала днем или ночью (не имело значения) игрища, несмотря на запрещения мужа:

6) жена давала наводку вору похитить имущество мужа или сама что-либо похищала или совершала кражу из церкви.

Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Церковный Устав Ярослава, конечно, наказывает девушку, которая, живя в доме отца и матери, рожала добрачного ребенка. Наказывает Устав и жену, родившую внебрачного ребенка. Однако осуждается и оставление незамужней девушкой младенца или избавление от плода. Основная мысль законодателя ясна: дети должны рождаться в браке, но если уж незамужняя зачала, то должна дать жизнь младенцу.

Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI - XIX вв. В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена являлась регулятором отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность, в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство...»

Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Отношение к детям в Домострое рассматривается как чувство % вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юношестве и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной катни.

Эпоха правления Петра положки качало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу о том, что не принуждали жениха и невесту к браку. С 1714 года во всех приходах священников обязывают регистрировать все акты гражданского состояния. С 1775 года «семейное законодательство» пополняется новыми правилами. Возраст для вступления в брак был установлен 18

лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения. При заключении брака делалась запись в метрическую книгу. Эти книги возникли по постановлению церковного собора 1666—1667 гг. В 1721 году Петр I издал указ о ведении метрических книг во всех церквях. По указу епархиальные архиереи обязаны были присылать в Синод ежегодно ведомости о числе родившихся, умерших и бракосочетавшихся в епархии. Мы видим, что постепенно происходил процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Взамен независимого института патриаршества был создан в ХУШ столетии Синод, в чье ведение были отданы почти все вопросы семейного права, в том числе условия и порядок заключения брака.

Государство немало внимания уделяло вдовам и вдовцам. Лучше всех, несомненно, были обеспечены вдовы, чьи мужья владели движимой или недвижимой собственностью — все остальные категории вдов не располагали гарантированным пансионом, те же, кто им располагал, влачили нищенское существование. Единственным выходом избежать бедности было новое замужество. Правовое регулирование семейных отношений на протяжении нескольких столетий оставалось сугубо патриархальным. Брак онулировался в связи со смертью или гибелью одного из супругов разводом по основаниям, предусмотренным законом и признанием брака недействительным. Существовал еще один вид прекращения брака: смертью не физической, а мирской.

Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения. Правовое регулирование семейных отношений сугубо патриархальное.

Трансформация семьи в современной России (XX-XXI вв.). Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Характерными для него являются равноправие супругов, созидательное регулирование деторождения. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но трудно разрешимой проблемой. В своем развитии семья стремительно идет от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала

падать, смертность - увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья. Популярны семьи, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет еще и любовницу. И так же ее содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах, уже созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, воздействующих на прочность брака и семьи в современном обществе, среди которых приводятся следующие:

-рост алкоголизации общества.

-конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу в условиях потери власти отца;

Асинхронизм в распределении домашних обязанностей, когда муж в условиях города утратил свои традиционно мужские семейные роли, а женщина приплюсовала к ним необходимость трудиться в общественном секторе.

-культурный анахронизм в отношениях между супругами -неумение решать спорные вопросы без конфликтов.

гедонистические установки человека, испытавшего «одиночество в толпе».

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют ни без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

Таким образом, современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменились и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикальной постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества.

Список литературы 1. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и

настоящем. - М., 1980.

2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII — XX вв.). - М., 1997.

3. Родин С.Г. Несовершеннолетние и закон в древнем мире // Территория науки. 2012. № 1. С. 174-179.

4. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.

5. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. - М. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.