Научная статья на тему 'Институт развития ребенка'

Институт развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт развития ребенка»

гельск, 2001; Россия и Северная Европа. -Архангельск-Москва, 2001; Русский Север в системе геополитических интересов России. - Москва - Архангельск, 2002.

4. Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX-первой трети ХХ века. Проблемы модернизации и социальной экологии. - Архангельск, 1998; Лукин Ю.Ф. История, экология и экономика в меняющейся России:

взгляд из Архангельска. - Архангельск, 2001.

5. Кудряшов Ю., Гильдебрант А. Единый го-

сударственный экзамен в Поморье // Высшее образование в России. - 2004. -№ 1.

6. Кудряшова Е. Профессиональное образование в Архангельской области // Высшее образование в России. - 2003. - № 1.

А. ГРИБАНОВ, профессор директор Института развития ребенка

Институт развития ребенка как учебно-научно-инновационный комплекс Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова был создан по решению Ученого совета в апреле 1998 года. Основной целью его создания было объединение в единую систему специального педагогического образования в Архангельской области, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации, научно-исследовательской и практической деятельности по вопросам здоровья и развития детей, помощи семье и ребенку в реализации их прав на полноценное развитие и образование.

Исходя из потребностей образовательной среды региона, в структуру Института развития ребенка вошли: факультет коррекционной педагогики, сектор научных исследований, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров и научно-образовательный центр «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью «Содействие» (рис.1). Факультет коррекционной педагогики включает в себя кафедры специальной педагогики и психологии, физиологии и патологии развития человека, методический кабинет и библиотеку.

Подготовка специалистов осуществляется по специальностям: олигофренопедагогика, логопедия и адаптивная физическая культура (совместно с факультетом физи-

Институт развития ребенка

ческой культуры). В настоящее время в Институте развития ребенка обучается 180 человек по очной форме и 220 человек по заочной форме. В июне 2003 года был первый выпуск олигофренопедагогов с дополнительными специальностями логопед или учитель норвежского языка. Планируется открытие новой специальности - специальной психологии.

В сектор научных исследований, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров входят отдел научно-технической информации, научно-исследовательские лаборатории, аспирантура, докторантура и докторский диссертационный совет по специальностям 03.00.13 «Физиология» и

19.00.02 «Психофизиология».

Научные исследования, проводимые сотрудниками Института, тесно связаны с планами важнейших мероприятий Российской академии образования и Российской академии медицинских наук. Многие из них проводятся по заказам Министерства образования, Российской академии образования и администрации Архангельской области. Успешно выполняются научные исследования в рамках президентской программы «Дети России», федеральных целевых программ «Дети Севера», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и областных научно-технических программ.

В результате многолетних исследований

Институт развития ребенка ПГУ

Факультет коррекционной педагогики Научно-исследовательский сектор НОЦ СДВГ «Содействие»

Кафедра специальной педагогики и психологии Отдел научно-технической информации

Кабинет первичного приема

Кафедра физиологии и патологии развития человека Научно-исследовательские лаборатории

Консультативнодиагностический отдел

Библиотека Аспирантура и докторантура

Методический кабинет Диссертационный совет Коррекционно-

реабилитационный отдел

Рис. 1. Структура Института развития ребенка ПГУ

детей и подростков нашего региона были впервые установлены:

V стадии развития системы кровообращения у школьников Европейского Севера от 7 до 17 лет;

V гелио-метеочувствительные возрастные периоды;

V снижение сократительной функции детского сердца в холодное время года;

V роль наследственности в формировании биоэлектрической активности миокарда;

V физиологические особенности детей и подростков с различными типами кровообращения;

V закономерности развития центральной и периферической гемодинамики в процессе полового созревания у подростков;

V общие и специфические особенности развития пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;

V особенности вегетативного гомеостаза у детей школьного возраста в различных микросоциальных условиях и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;

V особенности энергетического состояния головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью;

V особенности развития половой идентичности в онтогенезе;

V особенности вербального общения у старших дошкольников с ЗПР;

V особенности усвоения математических знаний младшими школьниками с ЗПР;

V особенности психомоторного развития детей раннего возраста с церебральноорганическими нарушениями.

Были изданы три выпуска научных трудов «Север. Дети. Школа», 10 сборников материалов конференций и свыше 20 методических рекомендаций, опубликовано более 200 печатных работ, в том числе за рубежом. В настоящее время журнал «Вестник Поморского университета», входящий в список ВАКа, имеет серию «Физиологические и психолого-педагогические науки».

Материалы исследований по проблеме «Дети Севера: здоровье, рост и развитие» обсуждались на различных конференциях и симпозиумах не только в России, но и за ее пределами (Норвегия, Швеция, США, Англия).

Были организованы и проведены 6 международных и 3 региональные научно-практические конференции. За последние годы выполнены следующие научно-исследовательские проекты, имеющие номер государственной регистрации:

V «Разработка и внедрение региональной модели комплексной психолого-педа-гогической и медико-социальной помощи

детям с отклонениями в умственном развитии»;

V «Исследование функционального состояния детей на начальном этапе адаптации к условиям образовательной среды на Русском Севере»;

V «Социально-физиологическая характеристика детей на начальном этапе адаптации к условиям образовательной среды на Русском Севере»;

V «Морфофункциональная характеристика детей Севера с синдромом гиперактивности».

Результатом научных исследований можно считать и работу по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров. С 1992 года открыта аспирантура, а в 1998 году - докторантура по специальностям

03.00.13 «Физиология» и 19.00.02 «Психофизиология (биологические науки)». С1999 года работает докторский диссертационный совет Д 212.191.01 по этим же специальностям.

С 2001 года одним из основных направлений деятельности Института стало комплексное изучение и коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей, который служит частой причиной формирования школьной дезадаптации в детском и асоциального поведения в подростковом возрасте.

Интерес и сложность этой проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. В 1980 году в третьем издании Американской психиатрической ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений» был впервые представлен тер-

мин «attention deficit» (дефицит внимания), который заменил термины «легкая дисфункция мозга», «минимальная мозговая дисфункция», «гиперактивность» и другие. Базовым симптомом синдрома стало «нарушение внимания». Это было обосновано тем, что нарушение внимания встречается у всех детей с этим синдромом, а повышенная двигательная активность - не всегда. Помимо нарушения внимания, выделяется также несоответствующее норме поведение ребенка.

В 1987 г. была проведена ревизия диагностических критериев в рамках «Диагностического руководства» (DSM-III-R) и стал применяться термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей. В DSM-IV СДВГ разделен на два подтипа - с гиперактивностью и без гиперактивности.

Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. СДВГ обычно сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Таким образом, этот синдром

относится к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических, педагогических и других исследований. Комплексные исследования по этой проблеме поддержаны тремя грантами Минобразования и включены в план важнейших мероприятий Северо-Западного отделения РАО. На данный момент ощущается острая нехватка методического обеспечения по проблеме, отсутствие четких проработанных подходов в диагностике и помощи детям с синдромом, небольшой объем научных исследований по этой теме. Поэтому был разработан и внедрен специальный курс для студентов факультета коррекционной педагогики и издано учебное пособие «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей» под грифом УМО.

С целью создания структуры комплексной диагностики и помощи детям и подросткам с данными нарушениями решением совместной коллегии департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области в 2001 году в структуре Института развития ребенка создан региональный научно-практический центр помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ-центр), финансирование которого осуществляется из областного департамента образования. В результате выполнения научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании» в 2004 году он был реорганизован в научно-образовательный центр «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью «Содействие» - первый в образовательной сфере России.

Была разработана модель оказания комплексной психолого-медико-педагогичес-кой помощи детям с СДВГ (рис.2), по которой работают специалисты Центра. Консультативно-диагностическая и коррекционно-реабилитационная работа проводится как непосредственно в Центре, так и в дошкольных и школьных образовательных заведениях. Важным моментом в деятельности Центра и всего Института развития

ребенка является работа с учителями, воспитателями и психологами, для этого проводятся семинары, в том числе международные, и выступления специалистов на педагогических советах.

Практически каждое из структурных подразделений Института создавалось в рамках того или иного российско-норвежского проекта при поддержке областной администрации и имеет перспективы дальнейшего развития. Таким образом был создан федерально-региональный учебно-научно-инновационный комплекс помощи детям, в который входят также базовые кор-

рекционные и массовые дошкольные и школьные образовательные учреждения, многие из которых являются экспериментальными площадками.

Становление такого комплекса обеспечивает эффективное решение многих задач, стоящих перед системой образования, в числе которых - подготовка специалистов системы сопровождения, проведение научноисследовательской и научно-экспериментальной работы с целью развития теоретической и практической базы коррекционноразвивающего обучения, активизация методических и практических контактов с образовательными учреждениями региона, то есть «подтягивание» образовательной периферии к современным нуждам системы специального образования, и другие.

Кроме того, каждое структурное подразделение Института разрабатывает и внедряет вариативные модели междисциплинарного взаимодействия в процессе психо-

Рис. 2. Модель комплексной психолого-медико-педагогической помощи ребенку

с СДВГ

лого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка.

Созданный учебно-научно-инновационный комплекс может рассматриваться как структура, обеспечивающая, с одной стороны, улучшение качественной подготовки специалистов для системы специального образования в области, а с другой - способ-

ствующая развитию этой системы в регионе. Это осуществляется благодаря тесному взаимодействию института с органами управления образованием и с базовыми образовательными учреждениями, Институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, Архангельской государственной медицинской академией,

органами управления системой здравоохранения и социальной защиты, а также с различными учреждениями смежных ведомств. То есть через моделирование и формирование «микропространства» процесса сопровождения создается возможность влияния на «макропространство» системы комплексной помощи ребенку.

Создание Института развития ребенка, многоаспектность деятельности его структурных подразделений, их тесное взаимодействие и взаимопроникновение, сотрудничество с другими учреждениями и ведомствами, заинтересованными в решении проблем детства, позволяют наиболее эффективно реализовать идею формирования в регионе системы комплексной психологопедагогической и медико-социальной помощи детям. То есть создание Института развития ребенка явилось началом формирования в регионе комплекса «Высшее учеб-

ное заведение - психолого-педагогический и медико-социальный центр - образовательные учреждения».

Интеграция различных видов деятельности в Институте позволяет наиболее эффективно решать многие задачи, стоящие перед системой образования и здравоохранения, в числе которых - прежде всего оказание комплексной помощи детям, подготовка специалистов системы сопровождения, оптимизация качества оказываемой помощи за счет усиления его теоретической и практической базы, а также активизация методических и практических контактов с образовательными и медицинскими учреждениями региона.

Таким образом, в настоящее время Институт развития ребенка является ведущим учебно-научно-инновационным центром по оказанию комплексной помощи ребенку в образовательной среде региона.

А. КРЫЛОВ, доцент проректор по международным связям

Многие европейские страны уже накопили опыт модернизации, связанный с Болонским процессом. В Норвегии, например, эти преобразования называются реформой качества и внедряются с сентября 2003 года. Поэтому участие российских университетов в международных проектах позволяет понять суть европейских инноваций. В настоящее время в Поморском государственном университете осуществляются 45 международных образовательных проектов. Бюджеты проектов составляют от 1000 (издание монографии «Школьное образование стран Северной Европы») до 700 000 долларов (Помор-проект «Обучение социальной работе в ПГУ»). Источники финансирования: программы Евросоюза ТЕМПУС и ИНТЕРРЕГ, Баренц-програм-

Международное сотрудничество и Болонский процесс

ма (Норвегия), российско-немецкая программа им. А.И. Герцена и другие.

Экспорт образовательных услуг

В рамках двусторонних договоров об обменах студентами с 29 университетами 11 стран мира в Поморском университете ежегодно обучаются более 100 иностранных студентов, в основном из Скандинавии и Германии. Для них реализуются следующие программы:

• Практики по специальностям археология, морская биология, журналистика, социальная работа, экономика, диалектология. Преподаватели ПГУ составляют план проведения практики, определяют базу, организуют партнерские пары иностранных и российских студентов, интересующихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.