III МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ: ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, КОРРЕКЦИЯ»
2 ноября 2010 года в Архангельске состоялся III международный симпозиум «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения», организованный Институтом развития ребенка ПГУ имени М.В. Ломоносова, на котором с докладами выступали российские ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Красноярска и их норвежские коллеги из Харстада; в рамках симпозиума работала стендовая сессия. Симпозиум проводился в соответствии с планом международных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации в области образования, науки и инноваций на 2010 год. В приветственном слове ректор ПГУ И.Р Луговская отметила значимость такого научного события, которое предоставляет возможность познакомиться с результатами новых исследований и практическим опытом диагностики, лечения и коррекции, организации комплексной помощи ребенку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), его семье в реализации прав детей на полноценное образование и развитие.
Открывая симпозиум, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук профессор А.В. Грибанов рассказал о более чем десятилетней деятельности Института развития ребенка ПГУ по проблеме СДВГ В ИРР параллельно развиваются научное, образовательное и практическое направления: проводится подготовка и аттестация специалистов, научных и научно-педагогических кадров; исследования, проводимые в ИРР, неоднократно получали грантовую поддержку различных фондов и научных программ. Накоплен уникальный материал по диагностике
и коррекции данного синдрома, защищены диссертации, изданы монографии, учебные пособия, получены патенты на изобретения. В Институте разработаны и внедрены в практическую образовательную деятельность программы специальных курсов «Поведенческие нарушения у детей и подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» и «Коррекционная помощь детям с СДВГ», программы повышения квалификации для специалистов образовательных и коррекционных учреждений. В работе курсов повышения квалификации принимают участие российские и норвежские преподаватели, слушатели получают как свидетельство российского образца, так и международный сертификат в соответствии с положениями Болонского процесса.
Профессор А.В. Грибанов подчеркнул: «Научно-исследовательская и образовательная деятельность Института развития ребенка тесно связана с реализацией практической помощи детям с СДВГ». Решением совместной коллегии департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области от 27 июня 2001 года и приказа ректора университета № 135/01-0Д от 5 сентября 2001 года в структуре ИРР ПГУ создан Региональный научно-практический центр помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, первый в системе образования в России. Помощь детям с СДВГ оказывается в соответствии с международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
© Панков М.Н., 2011
Российской Федерации, региональными нормативными актами, Уставом ПГУ имени М.В. Ломоносова, Положением об ИРР и Центре «Содействие». Финансирование работы Центра осуществляется из областного бюджета в рамках государственного контракта между ПГУ имени М.В. Ломоносова и Министерством образования, науки и культуры Архангельской области, что обеспечивает бесплатность и доступность высокопрофессиональной специализированной помощи для всех детей региона. Ежегодно в Центре проходят обследование около тысячи детей, многим из которых проводятся различные диагностические и коррекционно-реабилитационные мероприятия.
Доклад доктора медицинских наук, профессора Н.Н. Заваденко (Российский государственный медицинский университет имени Н.И. Пирогова) был посвящен оценке трудностей социально-психологической адаптации у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Дети с СДВГ по сравнению со сверстниками показывают значительную выраженность эмоциональных и поведенческих нарушений, трудностей взаимоотношений с ровесниками наряду с неразвитостью просо-циальной направленности поведения. Такие дети значительно чаще испытывают сложности во время школьного обучения, при проведении досуга и в домашней обстановке.
В частности, профессор Н.Н. Заваденко сказал: «Наше исследование служит дополнительным обоснованием новой концепции расширенного терапевтического подхода, ориентированной на обращение к социальным и эмоциональным нуждам ребенка с СДВГ, которые следует учитывать как на этапе диагностики и планирования лечения, так и в процессе динамического наблюдения и оценки результатов проводимой терапии».
Результаты исследования психофизиологической структуры интеллекта у детей
6-7 лет с СДВГ и детей без проявлений данного синдрома представила в своем докладе академик РАО, доктор биологических наук, профессор М.М. Безруких (Институт
возрастной физиологии РАО). У детей с дефицитом внимания и гиперактивностью по сравнению со сверстниками психофизиологическая структура интеллекта отличается недостаточным уровнем сформированности зрительно-пространственного восприятия, произвольной организации и регуляции деятельности, низким уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов. При этом наряду с проявлениями дефицита произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности операциональная структура разных видов познавательной деятельности является сохранной. Подводя итог, М.М. Безруких обратила внимание участников симпозиума на следующее: сложившаяся практика коррекционной работы с детьми с СДВГ ориентирована на форсирование, развитие отстающих функций, в то время как правильнее было бы опираться на сформированные, сильные ресурсы организма.
В выступлении А.М. Бакен (Высшая школа Харстада, Норвегия) был проанализирован опыт повышения компетентности работников образования по проблеме СДВГ в Норвегии, в частности вопросы организации обучения. С 2004 года, согласно правительственному докладу № 30, норвежским парламентом (Стуртингом) было поддержано включение курса «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера» в учебный план по специальности «Специальная педагогика» объемом 10 зачетных единиц (баллов). Сейчас финансовую поддержку курсов осуществляют заинтересованные региональные администрации и коммуны, оплачивая обучение сотрудников, имеется поддержка государственной системы специальной педагогики Северной Норвегии (Статпед Нур). Часть слушателей обучаются на компенсационной основе. Учебный курс «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера» является востребованным среди норвежских специалистов, участвующих в поддержке и оказании помощи детям с СДВГ и их социальному окружению.
В сообщении доктора медицинских наук, профессора Л.С. Чутко (Институт мозга человека РАН) рассматривались вопросы классификации синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. С учетом гетерогенности клинической симптоматики и наличия комор-бидных расстройств предложено выделение формы данного нейробиологического нарушения (простая и осложненная) и вариантов клинической картины (идиопатический, резидуально-органический и неврозоподобный). Такая детальная клиническая типология, считает профессор Л.С. Чутко, позволяет выработать оптимальные терапевтические подходы к медикаментозному лечению и коррекции проявлений СДВГ у детей. Как отметил профессор Л.С. Чутко российские фармацевтические компании активно занимаются разработкой эффективных медикаментозных препаратов, которые не являются стимуляторами центрального действия; такие лекарственные средства могут быть рекомендованы для длительных курсов лечения у детей с минимальным риском развития побочных эффектов.
В докладе доктора биологических наук, профессора РИ. Мачинской (Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО) представлены результаты комплексного исследования функционального состояния головного мозга и познавательной деятельности детей
7-8 лет с признаками СДВГ и здоровых детей того же возраста. Дети с ЭЭГ-признаками незрелости фронтоталамических структур наряду с дефицитом произвольной регуляции деятельности демонстрировали несформиро-ванность слухо-речевых функций, у детей с локальными отклонениями электрической активности правого полушария имеются нарушения процессов обработки невербальной информации. Таким образом, дифференциальная индивидуальная диагностика СДВГ с использованием нейрофизиологических данных более продуктивна для выбора оптимальных путей коррекции, чем определение подтипов СДВГ на основании особенностей поведения.
Доктор медицинских наук профессор С.Н. Шилов (Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева) рассказал о современных методах нейротерапии синдрома дефицита внимания у младших школьников. При назначении курса нейротерапии учитывались не только клинические проявления СДВГ у каждого ребенка, но и его индивидуальные тем-пераментальные характеристики. По словам профессора С.Н. Шилова, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью -это чаще всего дети с «интенсивным» темпераментом, активные, настойчивые и энергичные, они же среди сверстников являются группой риска формирования зависимостей и асоциального поведения.
В заключительной части симпозиума состоялось обсуждение работ, представленных на стендовой сессии: «Комплексная помощь детям с СДВГ на логопедических занятиях» (Н.Н. Аршинова), «Профилактика СДВГ у де-тей-дошкольников» (Л.Ф. Бугаева), «Характеристика интеллекта детей с СДВГ» (И.С. Депутат), «Особенности семейных взаимоотношений при трудностях обучения и расстройствах поведения у детей» (Ю.С. Джос, Н.Н. Рысина), «Фотовзгляд на проблему СДВГ» (Т.В. Едемская), «Принятие решений детьми с СДВГ 7-10 лет» (Ю.А. Иордано-ва), «Характеристики вызванных потенциалов у гиперактивных детей с повышенным уровнем тревожности» (И.С. Кожевникова), «Как правильно вести себя с гиперактивным ребенком?» (Е.В. Конева), «Роль педагога в работе с гиперактивными детьми» (С.В. Кошкина), «Психологическое сопровождение ребенка с СДВГ и речевыми нарушениями в условиях ДОУ» (М.И. Кривцова), «Использование традиционных методик М. Монтессори в практике работы группы детского сада для детей со сложным дефектом развития» (И.И. Кузьмина), «Организация комплексной помощи детям с СДВГ в условиях групп компенсирующего обучения» (М.В. Макарова, Н.А. Афанасьева), «Воссоздание периода раннего рисования (авторский арт-
терапевтический подход) как метод психологической поддержки родителей и детей с СДВГ» (Л.Д. Мардер), «Особенности выполнения теста интеллекта Р. Кеттела младшими школьниками с высоким уровнем тревожности» (А.Н. Нехорошкова), «Характеристика уровня постоянных потенциалов головного мозга у гиперактивных подростков, употребляющих психоактивные вещества» (А.Н. Подоплёкин, М.Н. Панков), «Индивидуальная работа как средство развития и коррекции ребенка дошкольного возраста с СДВГ» (О.А. Романова), «Режим моторной свободы как основное условие организации логопедических занятий с детьми с СДВГ» (М.Н. Скулябина). Следует отметить широкий круг вопросов, освященных в стендовых докладах, обстоятельное и заинтересованное обсуждение проблем СДВГ у детей. Состоялась заинтересовавшая всех дискуссия.
В заключении III Международного симпозиума «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения» выступили председатель оргкомитета, директор Института развития ребенка, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор А.В. Грибанов и директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор М.М. Безруких. Были подведены общие итоги научного форума. Отмечено, что очередной симпозиум по проблеме СДВГ у детей прошел плодотворно, на высоком научном уровне. Была выражена
признательность РГНФ за поддержку проекта симпозиума, а также высказана благодарность ректорату ПГУ и Министерству образования, науки и культуры Архангельской области за помощь в его проведении. По итогам научного форума был издан специальный выпуск журнала «Экология человека», содержащий статьи ученых, занимающихся проблемой СДВГ у детей.
Таким образом, в ходе организации и проведения мероприятия подведены итоги за прошедшие со второго международного симпозиума три года и определены перспективы дальнейшей научной разработки проблем диагностики и оказания помощи детям с СДВГ и их семьям; обсуждена возможность реализации совместных с отечественными и зарубежными учеными научных проектов; опубликован журнал «Экология человека», содержащий материалы симпозиума; обоснована необходимость создания родительских ассоциаций по проблеме СДВГ.
По итогам обсуждения в принятом решении признано, что III Международный симпозиум «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения» прошел на высоком научном и организационном уровне. В конце встречи собравшиеся поблагодарили организаторов симпозиума из Института развития ребенка Поморского университета и отметили, что Архангельск - единственное место в России, где международные симпозиумы по СДВГ стали доброй традицией.
ПАНКОВ Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии и патологии развития человека, заместитель директора по консультативно-диагностической работе Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Контактная информация: e-mail: icd@pomorsu.ru