DOI: 10.24412/2224-9125-2022-4-32-35 NIION: 2021-0079-4/22-028 MOSURED: 77/27-025-2022-04-028
МИРОНОВ М.Д.,
юрист, стажер кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности юридического факультета РУДН, e-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ И СУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Возрождение в Российской Федерации суда с участием присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой форме судопроизводства. Концепция судебной реформы 1991 года предусматривала право на суд присяжных для всех категорий дел, по которым подсудимому грозил срок лишения свободы свыше 1 года. Нормативно-правовое регулирование производства в суде присяжных заседателей осуществляется «Декларацией прав и свобод человека и гражданина».
Ключевые слова: правосудие, присяжные заседатели, права человека, свободы человека, конституция, правоохрана, правозащитная деятельность суда, судопроизводство, закон.
MIRONOV M.D.,
lawyer, trainee of chair of judicial authority, law-enforcement and human rights activity of law department of RUDN
THE INSTITUTE OF JURORS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE LEGISLATION ON JUDICIAL SYSTEM AND JUDICIAL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. Revival in Russia vessels with participation of jurors - one of the directions of the judicial reform urged to provide the right of citizens for hearing of cases guaranteed by the Constitution of the Russian Federation in this form of legal proceedings. The concept of judicial reform of 1991 provided the right for a jury for all categories of affairs on which the defendant was threatened by imprisonment term over 1 year. Standard and legal regulation of production in a jury of assessors is carried out by "The declaration of the rights and freedoms of the person and citizen".
Key words: justice, jurors, human rights, freedoms of the person, constitution, right protection, human rights activity of court, legal proceedings, law.
Be
»статье 7 Декларации прав и свобод )человека и гражданина рассмотрение дела в суде присяжных впервые было названо объектом самостоятельного права человека, привлекаемого к уголовной ответственности. Связь между правами человека и судом присяжных, отраженная в Декларации, подчеркивала преимущества этой формы судопроизводства перед традиционным порядком рассмотрения дел, указывала на гуманистический и правозащитный характер новой формы судопроизводства. Производство в суде с участием присяжных заседателей отражено в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации1 с оставле-
1 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // СЗ РФ 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
нием прежней подсудности и количественного состава коллегии. С 1 января 2004 г. суд присяжных был единственной формой участия представителей общественности в отправлении уголовного правосудия. УПК РФ, с одной стороны, выражает преемственность традиций отечественного уголовно-процессуального законодательства, с другой - учитывает достижения юридической науки и международного правового регулирования деятельности по государственному противодействию уголовной преступности.2 Весьма важным достоинством УПК РФ является
2 См.: Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 14. С. 58-64.
последовательное проведение принципа состязательности сторон на всех стадиях уголовного преследования. Кодекс реализовал многие из прямых требований Конституции РФ: о судебном порядке санкционирования арестов и обысков, сокращении до 48 часов срока содержания под арестом подозреваемых, о допустимости только добытых законным путем доказательств и т.д.1
Раздел XII УПК РФ называется «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей» содержит Главу 42 «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей». Данная глава закрепляет порядок производства в суде с участием присяжных заседателей, особенности проведения предварительного слушания, правила формирования и роспуска коллегии присяжных заседателей, права присяжных, полномочия судьи и присяжных заседателей; особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей; правила проведения прений сторон; реплик сторон и последнего слова подсудимого; правила постановки вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, а также их содержание, регламентируется порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате, вынесение вердикта, провозглашение вердикта, действия председательствующего после провозглашения вердикта, действия председательствующего после провозглашения вердикта, обязательность вердикта, правовые последствия признания подсудимого заслуживающим снисхождения, виды решений, принимаемых председательствующим, особенности ведения протокола судебного заседания.
Придание праву на рассмотрение дела в суде присяжных характера конституционной нормы подчеркивало его исключительную важность среди остальных прав человека и гражданина, охраняемых в России [5, 6].
Дальнейшее развитие получает конституционное установление деления системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, объема инстанционных полномочий. Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность на ее дальнейшую демократизацию в условиях становления правового государства. Общие положения Закона являются правовой основой подготовки предусмотренных им нормативных актов в сфере судоустройства.
Судебная власть осуществляется судами в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей (ст. 1). В ст. 5 указанного закона указывается на независимость присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также об их подчинении только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. При этом участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (ст. 8).
Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР»2 в ст. 10 указывает, что рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей, иные статьи указывают, что присяжные заседатели подчиняются только закону. Ранее данный закон включал в себя отдельный раздел V, который назывался «Присяжные заседатели», но он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»3 был принят 20 августа 2004 г.
20 декабря 1994 г. Верховный Суд Российской Федерации принял Постановление N 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных»4. Это Постановление сыграло важную роль в формировании единообразного применения судами нового (по тем временам) процессуального законодательства. За истекшее время, как известно, произошла очередная кодификация уголовно-процессуального законодательства, в основном повсеместно сформированы суды с участием присяжных заседателей, кроме одного субъекта, в котором такой суд будет функционировать с 1 января 2007 г.
Практика применения норм УПК РФ судами с участием присяжных заседателей выявила ряд вопросов, необходимость решения которых обусловила разработку и принятие нового поста-
1 См.: Уголовный процесс: Учебник для ВУЗов // Под ред. В.И. Радченко, Юридический Дом Юстицин-форм, 2006 С. 5.
2 См.: Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.
3 См.: Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации // сЗ РФ 2004. № 34. Ст. 3528.
4 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» // Российская газета. 1995. № 29.
новления Пленума Верховного Суда РФ. Так что вполне своевременным стало принятие Пленумом 22 ноября 2005 г. Постановления N 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»1. В связи с этим признано утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 9.
В преамбуле нового Постановления Пленум подчеркнул, что даваемые им разъяснения преследуют цель - достижение правильного и единообразного применения норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей. Надо учитывать, что Пленум Верховного Суда может дать разъяснение тех положений, которые закреплены в УПК РФ, но не может выполнять функцию восполнения пробелов, допущенных в Кодексе (чего иногда ожидают практикующие юристы), так как это выходит за рамки его полномочий и относится к компетенции законодательного органа [3].
Представляется вполне уместным разъяснение Пленума о том, что по групповому уголовному делу ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных могут лишь те лица, которые обвиняются в совершении преступлений, обозначенных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ. В Постановлении рассмотрены вопросы, касающиеся применения следующих статей УПК РФ: Статья 217 «Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела»; статья 231 «Назначение судебного заседания»; статья 234 «Порядок проведения предварительного слушания»; статья 265 «Установление личности подсудимого и своевременности вручения ему копии обвинительного заключения или обвинительного акта» и так далее.
Не вызывают возражений рекомендации судьям по поводу вынесения постановления о продолжении разбирательства дела в объеме обвинения, которое поддерживает государственный обвинитель, изменив первоначальное обвинение в сторону его смягчения либо частично отказавшись от него [1]. При этом Пленум уместно сослался на Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. N 18-П2, указав, что
1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23 О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей // Б ВС РФ N 1, 2006.
2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 N 18-П По делу о проверке Конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также Глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан // СЗ РФ 2003, N 51, ст. 5026.
взаимосвязанные положения частей 7, 8 статьи 246 и пункта 2 статьи 254 УПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм предполагают, что полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения, как влекущий прекращение уголовного дела, равно как и изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения, должны быть мотивированы со ссылкой на предусмотренные законом основания, а вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты [2]. Регулирование деятельности суда с участием присяжных заседателей осуществляется также с помощью приказов Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации [4]. Например, приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.08.2006 № 83 «О финансовом обеспечении государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (вместе с «Типовым соглашением между судом, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации»).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», в котором указывается, в том числе как заполняется инструкция по судебному делопроизводству в районном суде в участием присяжных заседателей, а также Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов», который указывает правила Организации делопроизводства, Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.06.2004 № 82 «Об утверждении инструкции по ведению судебной статистики», Правила работы архивов урегулированы Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.1999 № 171 «Об утверждении перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» (вместе с Перечнем, утвержденным 23.12.1999).
Список литературы:
[1] Божьев В. Пленум Верховного суда РФ О производстве в суде с участием присяжных заседателей // Законность, 2006, N 4, С. 13.
[2] Грудцына Л.Ю. Институты гражданского общества в системе частноправовых и публично-правовых отношений // Образование и право. 2014. № 3(55)-4(56).
[3] Грудцына Л.Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества в России // Образование и право. 2014. № 1(53)-2(54).
[4] Иванова С.А. Договор об образовании: понятие, содержание, правовое регулирование // Образование и право. 2014. № 9(61)-10(62).
[5] Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 14. С. 58-64.
[6] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской, Юристъ, 2005. С. 245.
[1] Bozh'ev V. Plenum Verhovnogo suda RF O proizvodstve v sude s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Zakonnost', 2006, N 4, S. 13.
[2] Grudtsina L. Yu. Instituty grazhdanskogo obshchestva v sisteme chastnopravovyh i publichno-pravo-vyh otnoshenij // Obrazovanie i pravo. 2014. № 3(55)-4(56).
[3] Grudtsina L.Yu. Soderzhanie i klassifikaciya institutovgrazhdanskogo obshchestva v Rossii// Obrazovanie i pravo. 2014. № 1(53)-2(54).
[4] Ivanova S.A. Dogovor ob obrazovanii: ponyatie, soderzhanie, pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. 2014. № 9(61)-10(62).
[5]KorolevS.V., KorovyakovskijD.G. Nauchno-obrazovatel'nayasistemastrategicheskogoplanirovaniya dlya celej upravleniya demograficheskimi processami v Rossii kak faktor nacional'noj bezopasnosti // Nacion-al'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 14. S. 58-64.
[6] Ugolovno-processual'noe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Pod red. P.A. Lupinskoj, Yurist», 2005. S. 245.
Spisok literatury:
ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^