тельных проявлениях. В то же время они имеют значение в качестве незаменимого стимула активности, энергии - основы общественного прогресса1.
Говоря об этом, следует подчеркнуть наличие в России федеративных органов власти, которое накладывает свой отпечаток на отношения различных субъектов. Анализировать такое состояние можно на примерах субъектов Российской Федерации. Современное общество в них - ассиметрично и не может быть иным. В нем есть определенный социальный слой (класс, иная общность), который доминирует экономически, политически, идеологически. В развитых странах таким слоем является «средний класс», заинтересованный в сохранении стабильности и существующих устоев общества. К данному классу в таких странах относится 70% населения. В России, по разным оценкам, таким слоем считают 10-20% населения. Проблема «качества» доминирующего социального слоя в России существует, реальность не совсем такова, какой хотелось бы иметь.
Из сказанного вытекает, что задача состоит не в отрицании конфликтов интересов в обществе (различия - это форма противоречии), а в том, чтобы выискивать новые правовые пути разрешения подобных противоречий, закрепляя приемлемые для всего общества компромиссы2.
На основе конфликта интересов наступает вопрос ответственности. За конфликт интересов должна наступать ответственность, потому что он является причиной, а не результатом противоправных действий. Ответственность должна наступать за отрицательные последствия противоправных действий, за нанесенный ущерб. Наличие конфликта интересов в данном случае позволяет говорить, что он совершается умышленно.
Р.М. Марданшин*
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ОТ ПАРЛАМЕНТСКОЙ К ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Становление института президентства республик в составе Российской Федерации неразрывно было связано с изменением статуса автономных республик и активной ролью в этом процессе руководителей автономных республик. При их непосредственном участии был разработан и принят Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», согласно статье 1 которого автономные республики впервые признавались субъектами Федерации - Союза ССР. Их отношения
Аспирант Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана.
1 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т. 1. С. 93.
2 Виссаров А.В. Роль института Президента Чувашской Республики в обеспечении интересов человека: материалы научно практической конференции / Чебоксарский университет потребительской кооперации. Чебоксары: Чебоксарский филиал, 2006.
с союзными республиками, в состав которых они входили, определялись соглашениями и договорами, заключенными в рамках Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик.
Важное значение в становлении должности президентов в республиках имело постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. №1741-1 «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР», которым определилось, что глава исполнительной власти (президент) республики в составе РСФСР «входит в единую систему исполнительной власти РСФСР, возглавляемую Президентом РСФСР, и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов РСФСР, Конституции и законов республики в составе РСФСР, защищает суверенитет, экономические и политические интересы РСФСР и республики в составе РСФСР»1.
В Республике Татарстан становление института президентства тесно связано с разработкой Основного Закона - Конституции Татарской ССР, если быть точнее, - с деятельностью Конституционной комиссии Татарской ССР, на заседаниях которой вырабатывалась основная концепция устройства республики: президентская или парламентская республика2.
Исследование истории становления института президентства в Республике Татарстан представляет огромный интерес еще и потому, что его формирование происходило одновременно с институтом Президента СССР и Президента РСФСР, в период повышенной политической и законотворческой активности на территории субъекта. Республика Татарстан одной из первых, внеся изменения в свою Конституцию, ввела институт президентства вслед за СССР и РФ, что потребовало разработки и принятия республиканских законов, касающихся избрания президента, определения его полномочий и т.д.
28 августа 1990 г. Верховный Совет Татарской ССР принял Регламент, согласно которому Высшим органом государственной власти в Татарской ССР объявлялся Верховный Совет, который избирался на 5 лет и являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти республики3. В соответствии с Регламентом и Законом Татарской ССР от 28 августа 1990 г. №320-ХП для ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а также для содействия проведению в жизнь законов и иных решений, принятых Верховным Советом, контроля за деятельностью государственных органов и организаций из числа депутатов были образованы постоянные комиссии Верховного Совета4.
1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №42. Ст. 1328.
2 Протоколы и стенограммы из заседаний Конституционной комиссии и рабочих групп от 18 декабря 1990 г. и др. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 1059а.
3 Регламент Верховного Совета Татарской ССР от 28 августа 1990 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
4 Закон ТССР «О постоянных комиссиях Верховного Совета Республики Татарстан» от 28 августа 1990 г. №320-Х11 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
30 августа 1990 г. после бурных обсуждений и прений Верховный Совет ТССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Татарской республики и преобразует Татарскую АССР в Татарскую Советскую Социалистическую Республику - Республику Татарстан. В соответствии со статьей 5 «... Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора с РСФСР и другими республиками, внесения наиболее важных вопросов государственного строительства ТССР и ее отношений с Союзом ССР, РСФСР и другими республиками на обсуждение ее народа». \..Тем самым в Декларации были заложены не просто основы государственного строительства республики, но и основы законотворчества.
В начале сентября 1990 г. для разработки Основного Закона - Конституции Татарской ССР Верховный Совет республики создает Конституционную комиссию из представителей политической, научной и культурной элиты республики. Председателем Комиссии был избран М.Ш. Шаймиев - Председатель Верховного Совета ТССР. Внутри Комиссии были созданы рабочие группы и подгруппы2, на заседаниях которых рассматривались различные варианты Конституции, составлялся текст ее разделов, поднимались дискуссии по наиболее важным проблемам, в том числе по вопросам республиканского устройства и создания института президентства.
Так 18 декабря 1990 г. на заседании пятой рабочей группы Конституционной комиссии Татарской ССР под руководством А.М. Каримова при рассмотрении структуры будущих органов государственной власти поднимался вопрос о введении в республике президентской власти с соответствующей структурой. Однако было решено остановиться на варианте «Верховный Совет и его органы как высший орган государственной власти»3.
1 февраля 1991 г. на совещании с руководителями подготовительных групп Конституционной комиссии республики доктор юридических наук, заведующий государственно-правовым отделом обкома КПСС В.Н. Лихачев повторно поставил вопрос о введении института президентства. «.Мне кажется, надо идти в принципе на президентскую форму правления. Учитывая всю сложность переходного периода, необходима концентрация власти.», - констатировал он4.
15 апреля 1991 г. на заседании Конституционной комиссии А.М. Каримов вновь поднимает вопрос о президентстве, на который ответил председатель Конституционной комиссии, председатель Верховного Совета ТССР
1 Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
2 Протоколы и стенограммы из заседаний Конституционной комиссии и рабочих групп от 18 декабря 1990 г. и др. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 1059а.
3 Протокол совещания у руководителя рабочей группы Конституционной комиссии Татарской ССР от 18 декабря 1990 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 1059 а.
4 Протокол совещания с руководителями подготовительных групп Конституционной комиссии Татарской ССР у руководителя рабочей группы Р.Ш. Шамгунова от 1 февраля 1991 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а.
М.Ш. Шаймиев: «...В соответствии с нашей Декларацией у суверенного государства он должен быть, чтобы найти эффективную форму власти. Ради этого можно пойти на президентское правление. Все остальное должно быть подчинено этой мысли. Кабинет ли министров, Совет ли министров? Надо оба варианта дать, но это не должно привести к большому увеличению расходов на содержание аппарата...»1. Таким образом, идея создания в республике института президентства была поддержана на политическом уровне.
В дальнейшем на заседаниях Конституционной комиссии республики от 26, 29, 30 апреля, 5, 6 мая обсуждали вопросы внесения в Конституцию ТССР раздела о Президенте и рассматривали законопроект «О выборах Президента ТССР», а на заседании от 8 мая было единогласно решено включить в Конституцию ТССР главу II «Президент Татарской ССР» и одобрить проект Закона ТССР «О выборах Президента ТССР».
13 мая 1991 г. Верховный Совет республики принимает Закон «О выборах Президента Татарской ССР», согласно которому «Президент Татарской ССР избирается гражданами Татарской ССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет»2.
12 июня 1991 г. проводились первые всеобщие демократические выборы Президента Татарской ССР, по итогам голосования им стал Минтимер Шари-пович Шаймиев.
4 июля 1991 г. были приняты Законы Татарской ССР «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» и «О защите чести и достоинства Президента Татарской ССР»3.
Закон «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» определил процедуру вступления Президента ТССР в должность, принесения присяги, порядок формирования Совета Министров, финансирования деятельности Президента, консультативных органов и Аппарата Президента.
Несмотря на то, что Президент ТССР был избран, вступил в должность, многие проблемы оставались не решенными, в частности, еще не была принята Конституция республики, не определены окончательно полномочия и функции Президента. Выступая на заседании Конституционной комиссии 14 октября 1991 г., Президент ТССР М.Ш. Шаймиев сказал: «...В Конституцию нужно записать основные принципы (то, что будет местная административная или исполнительная власть). Единственное я буду просить, чтобы дали Президенту полномочия в том случае, когда руководитель местной власти
1 Протокол заседания Конституционной комиссии Татарской ССР от 15 апреля 1991 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а.
2 Закон Татарской ССР «О выборах Президента Татарской ССР» от 13 мая 1991 г. № 916-Х11 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
3 Законы Татарской ССР «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» от 4 июня 1991 г. №1141-XII и «О защите чести и достоинства Президента Татарской ССР» от 4 июня 1991 г. №1143-Х11 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
не справляется с обязанностями, освобождать его. Нужно, чтобы была серьезная исполнительная власть»1.
На следующем заседании Конституционной комиссии 16 декабря 1991 г. при рассмотрении раздела «О Президенте» проекта Конституции Республики Татарстан было высказано много предложений по полномочиям Президента2. Так, В.Н. Лихачев предложил внести существенные изменения и дополнения по некоторым статьям Конституции:
в ст. 119 после слов «Президент и Вице-президент Республики Татарстан не могут занимать иные должности, а также не могут быть народными депутатами» записать, что «народными депутатами Республики Татарстан и местных Советов». По его мнению, «если Президент будет депутатом вышестоящего органа, то это будет только на пользу республике»3;
в п. 17 ст. 121 указать, что «Президент осуществляет иные полномочия Республики Татарстан, а также вытекающие из международных обязательств Республики Татарстан», поскольку этот факт формулирует правовой статус Президента4;
в ст. 124, где речь идет о Вице-президенте, записать пункт об «исполнении полномочий Президента Вице-президентом», поскольку «Президент и Вице-президент находятся в разном правовом статусе и поэтому это должно появиться на уровне исполнения...»5.
На этом же заседании выступил Ш.Ш. Ягудин, указав на существующее противоречие, которое остается в ст. 116 Конституции: «.дело в том, что высший орган государственной власти и глава государства фактически один институт. И его возглавляет с одной стороны орган Верховного Совета, с другой Президент. Как выйти из положения? Предлагаю, Верховный Совет охарактеризовать только как постоянно действующий законодательный орган. Второй вариант. Если оставим Верховный Совет высшим органом государственной власти, тогда Президент будет являться не главой государства, а главой исполнительной власти».6
Эти слова Ш.Ш. Ягудина поддержал Ю.С. Решетов, член Конституционной комиссии, народный депутат, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Казанского государственного университета им. В.И. Уляно-ва-Ленина: «.Когда выбирали Президента, я говорил по поводу главы государства... Может быть, отказаться от института главы государства, назвать его иначе и все встанет на свои места. Может назвать главой исполнительной
1 Стенограмма заседания Конституционной комиссии от 14 октября 1991 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 в.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
власти. В России записано: высшее должностное лицо и глава исполнительной власти»1.
Наиболее интересным стало мнение А.М. Каримова, закрепившееся в последующем в Конституции: «...Все таки, Президент должен быть высшим должностным лицом и главой исполнительной власти и таковы его функции. Затем мы подчиняем Президента во всех тех актах, которые посвящены расширению полномочий Президента, подчеркиваем: Президент принимает Указы в соответствии с Конституцией и законами Республики Татарстан...»2.
На заседании Конституционной комиссии 24 апреля 1992 года приоритетной оказалась позиция сторонников построения президентской формы правления3. Так, выступающий М.А. Каримов предложил: «...снять право Верховного Совета отменять Указы Президента. Должностных лиц управленческого аппарата (премьера и членов Кабинета министров - автор Р.М.) назначает Президент с согласия Верховного Совета. Мы предусмотрели учреждение Конституционного суда, который и должен определять соответствует ли Конституции Указ Президента, в случае несоответствия Конституционный суд может принять решение о приостановке действия Указа...»4.
Интересным является комментарий М.А. Каримова по должности Президента и личности Шаймиева М.Ш. «... Я в свое время говорил т. Шаймиеву, что я против должности Президента. Это я сказал на второй день после 19-ой партийной конференции, правда, тогда о президентстве речь не шла. Но очень важно, если бы т. Шаймиев был Председателем Верховного Совета и остался на этой должности, он бы делал тоже самое и не менее эффективно, чем делает как Президент, а может даже и лучше. Поэтому у Президентской власти, к сожалению, есть очень негативные стороны. Избрал народ Президента, избрал: хорошо. Теперь мы должны эту власть приспособить к нашим условиям, чтобы она нормально функционировала...»5.
27 июня 1992 г. на заседании Конституционной комиссии рассматривался вопрос о внесении в проект Конституции статей об отрешении Президента республики от должности. В первоначальном варианте Конституции Президент вообще не отстранялся от должности6. Однако группа под руководством А.М. Каримова предложила внести в текст Конституции положение об отстранении Президента от должности «по обвинению в умышленном нарушении Конституции, решением Верховного Совета Республики Татарстан, принятом
1 Стенограмма заседания Конституционной комиссии от 14 октября 1991 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 в.
2 Там же.
3 Стенограмма заседания Конституционной комиссии ТССР от 24 апреля 1992 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2205 а.
4 Там же.
5 Там же.
6 Стенограмма заседания Конституционной комиссии ТССР от 27 июня 1992 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2205 в.
с учетом заключения Конституционного суда Республики Татарстан»1. По другому варианту Президента от должности отстранял Конституционный суд Республики Татарстан, но это предложение не встретило поддержки. 2
Таким образом, на первых порах вопрос юридического закрепления института президентства в Конституции республики решался неоднозначно, имелось очень много диаметрально противоположных мнений, отражающих суждения политической элиты того периода по вопросу дальнейшего устройства республики (президентской или парламентской). Результатом работы Конституционной комиссии явилось принятие Конституции Республики Татарстан, которая юридически утвердила на территории Республики Татарстан президентскую форму правления с четко закрепленным правовым статусом Президента республики. Это было одним из основных политических достижений в условиях переходной государственности, когда не только шло конституирова-ние системы высших органов власти единого федерального государства, но и приходилось параллельно вести государственное строительство в субъектах Федерации.
С.А. Рыбакова *
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ
Нормативно-правовое зарождение наследственного права на Руси началось с закрепления в письменном виде норм о наследовании в Русской Правде. До этого в Древней Руси наследование осуществлялось на основе обычного права с правом всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости (лук, топор, копье). Возникло деление наследственной массы на доли: часть коллективу, часть семье, часть по усмотрению самого лица.
Нормы о наследовании содержались и в договорах с Византией.
Согласно ст. 13 договора с Византией следует: «Если кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идет тому, в пользу кого составлено завещание»3. Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей среде, в крестьянской среде продолжало действовать обычное наследование.
Преподаватель Марийского филиала МОСУ, соискатель юридического факультета Казанского государственного университета.
1 Стенограмма заседания Конституционной комиссии ТССР от 27 июня 1992 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2205 в.
2 Там же.
3 Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX в. М.: Зерцало, 1995. С. 204.