Научная статья на тему 'Республика Татарстан в проектах союзного и федеративного договоров в 1990-1991 гг'

Республика Татарстан в проектах союзного и федеративного договоров в 1990-1991 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
970
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР / ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР / ТАТАРСТАН / SOVEREIGNTY / UNION TREATY / FEDERATE TREATY / TATARSTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голышева А. В.

Автор, опираясь на материалы республиканской периодической печати за 19901991 гг., анализирует процесс подписания Татарстаном союзного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Tatarstan in the drafts of union and federate treaties in 1990-1991

The author, basing on the materials of republican periodicals of 1990-1991, analyses the process of the union treaty signing by Tatarstan

Текст научной работы на тему «Республика Татарстан в проектах союзного и федеративного договоров в 1990-1991 гг»

Республика Татарстан в проектах союзного и федеративного договоров в 1990—1991 гг.

А.В. Голышева

Конец 80-х - начало 90-х годов XX в. ознаменовался процессом обретения национальной независимости союзными республиками в составе СССР и суверенизацией национальных автономией РСФСР. Отмежевание союзных республик от союзного центра шло параллельно с дезинтеграционными процессами в России. Содержанием последних стал отказ некоторых национальных республик (Татарстана, Чечни) от подписания Федеративного договора с Российской Федерацией. Особый интерес представляет позиция политического руководства Татарии, которая изначально была ориентирована на выстраивание отношений как с СССР, так и с РСФСР в качестве равноправного субъекта. В период 1990-1991 гг. оба центра — союзный и российский — стремились сконструировать отношения с входящими в их состав национальными автономиями на договорных началах, в основе которых лежали положения о разграничении полномочий между центральными властями и субъектами.

Декларация о государственном суверенитете — путь к политическому обособлению от СССР и РСФСР

Отправной точкой становления современной государственности Татарстана следует считать принятие 30 августа 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики», впервые провозгласившей и оформившей на юридическом уровне государственный суверенитет Татарии и преобразовавшей ее в Татарскую Советскую Социалистическую республику — Республику Татарстан1. Земля, недра, природные богатства и другие ресурсы на территории республики были провозглашены исключительной собственностью ее народа. Кроме того, были провозглашены: верховенство Конституции и законов Татарской ССР на всей ее территории; два государственных языка — татарский и русский; новое название высшего органа государственной власти — Верховный Совет Татарской Советской Социалистической Республики. В преамбуле к Декларации были сформулированы историко-политические причины, обусловившие принятие документа, в числе которых были указаны право татарской нации на самоопределение; уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Российскую Федерацию и СССР; стремление к созданию демократического правового государства2.

1 Советская Татария. 31. 08. 1990. № 201.

2 См: Советская Татария. 31. 08. 1990. № 201.

Однако самым принципиальным моментом, изложенным в преамбуле, следует считать констатацию «несоответствия статуса автономной республики Татарии интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа». В данной позиции выражены политические амбиции истеблишмента республики, претендовавшего на более высокий государственно-правовой статус Татарстана.

Принятию Декларации предшествовало выступление Председателя Верховного Совета ТАССР М.Ш. Шаймиева «О суверенитете Татарстана», в котором он четко обозначил собственное трактовку данного понятия. «Суверенитет Татарской республики означает верховенство, самостоятельность ее государственной власти в решении вопросов внутренней и внешней жизни вне пределов прав, добровольно переданных ею РСФСР и Союзу ССР на основе договора»3.

Данная интерпретация фундаментального политико-правового понятия интересна тем, что означает не полную независимость государства при решении внутренних и внешних проблем, а относительную, т.к. предполагает верховенство государственной власти Татарии вне пределов вопросов, добровольно переданных союзному и российскому правительствам на основе соответствующих договоров. Лидер Татарии особо подчеркивал, что концепция государственноправового суверенитета республики должна развиваться и совершенствоваться на профессиональной и демократической основе, посредством всенародного обсуждения4.

6 марта 1991 г. в интервью газете «Советская Татария» Шаймиев отметил, что «провозглашение республики суверенной, самостоятельной — не что иное, как восстановление исторической справедливости на политико-правовой основе»5. Политический лидер Татарии усматривал историческую несправедливость по отношению к республике в национально-государственном устройстве СССР, в основе которого лежало деление республик на союзные и автономные. Такое деление, по его мнению, «означало деление людей на перво- и второсортных... Не секрет, что Татарстан по своему экономическому и научному потенциалу превосходит не одну союзную республику. Но их статуса так и не получил — по разным, причинам... Разумеется, такая "второсортность" вносила дисгармонию во все сферы жизни республики»6. Принятая декларация положила «конец дискриминации и позволила стабилизировать социальную обстановку». По мнению Шаймиева, Декларация должна стать основой для конституционного строительства республики, развития законодательной базы республики и заключения договоров с СССР и РСФСР7.

При анализе комплекса социальных проблем, с которыми столкнулся Татарстан в конце 1980 - начале 1990-х гг., Шаймиев отмечал, что их главной причиной стало отнесение республики к рангу автономных. «Если союзные республики, имели хоть какие-то права и возможности, чтобы ограничить произвол союзных министерств и ведомств, то автономные — практически никаких.

3 Советская Татария. 30. 08.1990. № 200.

4 См.: там же.

5 Советская Татария. 06. 03.1991. № 46.

6 Там же.

7 См.: там же.

На земле республики возводились производственные мощности, но жилье, больницы, дороги откладывались на потом. В нашем распоряжении оставалось вдвое меньше в процентном отношении, чем в союзных республиках, отчислений от прибылей, налога с оборота и прочих поступлений»8.

Положения Декларации «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» были закреплены в Конституции Татарской ССР. Верховный Совет Татарской ССР 18 апреля 1991 г. принял Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской Советской Социалистической Республики. Статья 1 Конституции провозглашала, что «Татарская Советская Социалистическая Республика есть суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Суверенность и полномочия государства исходят от народа. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Татарской ССР»9. В статье 64 Основного Закона был закреплен договорный характер отношений Татарстана с СССР, Российской Федерацией и другими республиками. Статья 70 Конституции Татарстана провозглашала верховенство на его территории Конституции и законов10.

Политическое руководство Республики Татарстан вплоть до распада СССР в конце 1991 г. в качестве приоритетной политической цели рассматривало подписание договора о создании Союза суверенных республик в качестве учредителя нового политического образования. Выстраивание отношений собственно с Российской Федерацией на нормативно-правовой основе рассматривалось представителями татарского истеблишмента в качестве вторичной задачи.

Непосредственное подписание Республикой Татарстан союзного договора с целью создания союза суверенных республик рассматривалось в качестве приоритетной задачи как на уровне нормативных актов, так и в политических заявлениях представителей высшего политического руководства республики. При этом отношения с Россией, по мнению Шаймиева, должны строиться на равноправной основе «как отношения двух равноправных субъектов будущего Союзного договора... Отношения с Россией будут строиться на основе договора»11.

Проблема поиска оптимальной модели Федеративного договора

Лидер Татарии М.Ш. Шаймиев обусловливал необходимость заключения договора с Россией не политическими, а сугубо экономическими факторами. Руководство Татарстана не устраивало, что Россия объявила своей собственностью все, что находится на ее территории. Это приведет к тому, что экономикой республики будут управлять московские кабинеты, что не устраивало Татарию12. «Договор необходим, — указывал Шаймиев, — в целях разграничения полномочий между республиками, в первую очередь тех, что связаны с собст-

8 Советская Татария. 31.08. 1991. № 174-175.

9 Советская Татария. 20. 04. 1991. № 79-80.

10 См.: Там же.

11 Там же.

12 См.: Советская Татария. 20. 04. 1991. № 79-80.

венностью». Лидер Татарии выступал за сохранение союзного государства, считал, что «союз наш болен. Серьезно, но не смертельно»13.

Политическая позиция руководства Татарстана нашла свое воплощение в Постановлении Верховного Совета Татарской ССР «О договоре между Татарской ССР с РСФСР» от 09.02.1991 г., в котором было сформулировано решение «поручить подготовить проект договора между Татарской ССР с РСФСР, опубликовать его для народного обсуждения в Татарской ССР и войти с официальным предложением в Верховный Совет РСФСР о подготовке и подписании согласованного текста договора Татарской ССР с РСФСР. Заключением договора с РСФСР осуществить после подписания Республикой Татарстан Союзного договора»14.

Председатель постоянной Комиссии Верховного Совета ТССР по законодательству Р.Ш. Хафизов в интервью агентству «Постфактум», опубликованном в газете «Советская Татария»15, заявил, что «Татарстан твердо и однозначно заявил о своем желании подписать договор самостоятельно, стать полноправным учредителем Союза суверенных республик». При этом Хафизов подверг жесткой критике отношение руководства РСФСР к позиции руководства республики: «Но у руководства РСФСР иное мнение на этот счет. Я надеюсь, что будет найден вариант, устраивающий обе стороны. В противном случае Татарстан просто уйдет от подписания Союзного договора. По крайне мере нынешний состав Верховного Совета ТССР не пойдет на подписание Союзного договора в составе РСФСР, равно как и не даст согласия на заключение того Федеративного договора с РСФСР, который был предложен для обсуждения руководством России».

По мнению Хафизова, модель федеративного договора, предложенного руководством РСФСР, является несовершенной, т.к. в его основе лежит не идея союза, а концепция разграничения компетенций между властными органами РСФСР и автономных республик16. «Республика, — утверждал он, — попадает из огня да в полымя, из объятий административной системы, приведшей народ к обнищанию, — к диктату нового центра, также претендующего на решение наших проблем за счет наших ресурсов».

Примечательно, что Хафизов обосновывал право Татарстана выступить в качестве полноправного учредителя Союза суверенных республик историческими примерами конституционного строительства Советского Союза. Так, в 30-е годы XX в. некоторые среднеазиатские республики были преобразованы из автономных в союзные17.

Интервью Хафизова проливает свет на альтернативные проекты федеративного договора, разрабатывавшихся на уровне автономных республик в составе РСФСР. Так, Республика Коми в противовес официальной версии федеративного договора предложила проект, в основе которого лежала идея консенсуса равноправных государств - участников договора. Так, бывшие автономные республики, объявившие себя суверенными государствами, заключают договоры

13 См.: Советская Татария. 20. 04. 1991. № 79-80.

14 Советская Татария. 16. 02. 1991. № 33-34.

15 Советская Татария. 02. 04. 1991. № 66.

16 См.: Там же.

17 См.:Советская Татария. 02. 04. 1991. № 66.

между собой, затем с РСФСР, «понимая под Российской Федерацией 53 края и области». «Договор, — отмечал Хафизов, — подписывают 16 республик плюс РСФСР. 17 суверенных субъектов, которые исходят из суверенитета каждого из них, договариваются о передаче полномочий общероссийским, общефедеральным органам управления, но по сравнению с Союзным договором круг полномочий здесь более широкий»18.

Однако даже такой вариант союза равноправных государств, предложенный Коми, не устраивал Хафизова, т.к. предусматривал создание единого правового пространства и судебной системы, что, по его мнению, сводило на нет признаки государства. Татарстан предложил включить в проект положения о бюджете и налогах, заимствованные из Союзного договора, но не все республики согласились с его предложением19.

Таким образом, Хафизов констатировал отсутствие консолидированного мнения автономных республик о содержании Федеративного договора и указал, что каждая республика ищет свою форму взаимоотношения с федеративным центром20.

Обращение к историческим фактам исторического прошлого Татарстана с целью обоснования прав на самостоятельную государственность — характерная черта выступлений политических руководителей Татарии. Так, Председатель Совета Министров Татарской ССР Сабиров М.Г., выступая на сессии Верховного Совета РСФСР 16 мая 1991 г., отметил, что в 1552 г. народ Татарии утратил свою государственность, однако «не утратил надежду, несмотря на страшный гнет»21. Надеждам, наступившим после революции 1917 г., не суждено было сбыться, т. к. «при создании СССР в 1922 году была совершена несправедливость — республики ранжировали на "союзные" и "автономные"». Автономный статус Татарстана не изменился после 1936, когда некоторые национальные автономии были преобразованы в союзные республики. «Татарскому народу, — отметил Сабиров, — который также был включен в предварительный список, несмотря на требования его народа, отказали»22.

Одним из факторов активизации процесса суверенизации Татарстана стала позиция Российской Федерации в 1990-1991 г., сформулированная в ельцинском изречении: «Возьмите суверенитета столько, сколько проглотите». «Оно сделало, — отмечал Сабиров, — по существу, процесс национально-государственного возрождения Татарстана необратимым, ускорило принятие декларации о государственном суверенитете Татарской ССР»23.

Следует отметить, что один из первых вариантов проекта договора о Союзе Суверенных Республик предоставлял автономным республикам возможность его заключения в качестве соучредителя. Так, в проекте союзного договора, опубликованном 12 марта 1991 г. в газете «Советская Татария», в разделе № 2, статья 1 «Устройство Союза», было отмечено, что «Республики - участники до-

18 См.:Советская Татария. 02. 04. 1991. № 66.

19 См.: Там же.

20 См.: Там же.

21 Советская Татария. 18.05.1991. № 98-99.

22 Там же.

23 Советская Татария. 18.05.1991. № 98-99.

говора входят в Союз непосредственно либо в составе других республик, что не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по договору. Отношения между республиками, одна из которых входит в состав другой, регулируется договорами и соглашениями между ними»24. Равноправие участников союзного договора выражалось также в возможности выхода республик из союзного государства. «Республики - участники договора, — было отмечено в проекте, — имеют право свободного выхода из Союза в порядке, установленном участниками договора»25.

Продекларированные политические приоритеты, направленные на самостоятельное подписание союзного договора Республикой Татарстан, с одной стороны, воплотились в активную реализацию политики союзного центра на территории республики, а с другой — противодействию реализации политических мероприятий центральных российских властей.

Так, 12 марта 1991 г. было опубликовано Постановление Президиума Верховного Совета Татарской ССР «О референдуме на территории Татарской ССР», в котором, наряду с решением об организации общесоюзного референдума о сохранении единого государства в республике 17 марта 1991 года, содержался пункт № 2 о том, что в республике 17 марта 1991 г. референдум РСФСР по вопросу о введении поста президента РСФСР проводиться не будет26.

Данное решение власти Татарстана объясняли не политической подоплекой, а сугубо юридическими причинами. 13 марта 1991 года было опубликовано интервью главного юрисконсульта отдела по вопросам законодательства и правопорядка Р.А. Сахиева, в котором были сформулированы причины отказа проведения общероссийского референдума. По мнению татарских законодателей, Постановление Верховного Совета РСФСР от 7 февраля 1991 г. противоречило Закону РСФСР «О референдуме РСФСР».

Они сводились к тому, что:

- во-первых, в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 7 февраля 1991 г. не были определены вопросы, выносимые на референдум;

- во-вторых, проект решения не был официально опубликован в установленные сроки, т.е. до 17 февраля 1991 г.;

- в-третьих, Верховный Совет РСФСР разрешил Центральному Комитету РСФСР по проведению референдума включить в бюллетень для голосования два вопроса, что является нарушением положения Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», который не наделяет Центральный Комитет соответствующими полномочиями;

- в-четвертых, не соблюден срок проведения референдума;

- в-пятых, незаконное вмешательство Президиума Верховного Совета РСФСР, который в нарушение своих полномочий принял незаконное решение о снятии одного из вопросов референдума27.

Резкое неприятие руководства Татарстана вызвало заявление Президента СССР и руководства высших государственных органов девяти союзных рес-

24 Советская Татария. 12. 03. 1991. № 49.

25 Там же.

26 Там же.

27 Советская Татария. 13. 03. 1991. № 50.

публик от 23 апреля 1991 г. «О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». 7 мая 1991 г. состоялась встреча глав автономных республик в Москве, за исключением Дагестана, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, на которой было принято совместное заявление о том, что автономии не могут «согласиться с решением, содержащимся в совместном Заявлении о том, что союзный договор будет подписываться представителями только участвовавших в этой встрече республик»28. Следует отметить, что в заявлении было отражено два пути подписания будущего союзного договора автономными республиками — самостоятельно и в составе союзной республики, куда они входят. «Что касается вопроса, — отмечалось в документе, — как будут подписывать Союзный договор республики, которые мы представляем, то он может быть решен Верховными Советами самих республик»29. Выступая на сессии Верховного Совета ТССР 13 мая 1991 г., Шаймиев прокомментировал заявления Президента СССР и девяти союзных республик, а также автономий и отметил, что Татарстан, в соответствии с принятым Верховным Советом решением о самостоятельном и непосредственном подписании союзного договора, должен выступить соучредителем нового Союза30. «Народ, когда-то имевший в своей истории государственность, — указывал Шаймиев, — без каких-либо причин лишенный возможности подписать Союзный договор и в 1922 г., и позже, благодаря демократизации нашего общества после 1985 г. впервые реально почувствовал историческую возможность и благодаря этой надежде и только этой надежде нам удалось сохранить стабильную обстановку в республике»31. По словам Шаймиева, 12 мая 1991 г. состоялась его встреча с М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, на которой была изложена принципиальная позиция руководства Татарии. По ее окончании слово взял Ельцин, который отметил, что «две-три республики, пожалуй, будут подписывать Союзный договор непосредственно и самостоятельно. Б.Н. Ельцин отдельно остановился на Республике Татарстан. Этот вопрос должен рассматриваться отдельно и должна быть найдена форма подписания Союзного договора с учетом волеизъявления народа и Верховного Совета республики»32.

Как следует из речи Шаймиева, позиция российского руководства не была однозначной по поводу подписания союзного договора некоторыми автономными республиками. Поиск политического компромисса между РФ и Татарстаном выразился в неоднозначной политико-правовой интерпретации по поводу действия нормативных актов России на территории Татарстана. Власти республики, с одной стороны, допускали действие законов и подзаконных актов на ее территории, а с другой — оговаривали их действие необходимостью следования положениям о государственном суверенитете республики.

Бурную политическую дискуссию в республике вызвало решение Верховного Совета Татарской ССР 13 мая 1991 г. провести выборы Президента РФ на территории республики, которые были назначены одновременно с выборами

28 Советская Татария. 14. 05.1991. № 95.

29 Там же.

30 Советская Татария. 15. 05.1991. № 96.

31 Там же.

32 Там же

Президента Татарстана 12 июня 1991 г.33 В своем выступлении «Время ответственных и взвешенных решений» на 12-м заседании IV сессии Верховного Совета ТССР 14 мая 1991 г. Шаймиев отметил, что «решение о выборе Президента РСФСР на территории Татарстана далось не просто. Но мы, по предложению депутата Р.Ш. Хафизова, специально оговорили, что результаты этих выборов юридических последствий для суверенитета Татарстана иметь не будут. Наше решение — это распорядительный акт применения действующих норм права, способствующих реализации политических прав на территории ТССР»34.

Представители националистически настроенной татарской интеллигенции выступили с открытым обращением, опубликованном 25 мая 1991 г. в газете «Советская Татария», в котором они высказались против выборов Президента РСФСР на территории республики. Решение о проведении выборов, указывалось в нем, «поставило под сомнение возможность обретения суверенитета Республикой Татарстан»35. Под обращением было поставлено 137 подписей. Более радикальные меры были предприняты одним из лидеров националистической партии «Иттифак», народным депутатом Верховного Совета Ф. Байрамовой, которая вместе с несколькими единомышленниками объявила голодовку в знак протеста против проведения выборов Президента РФ на территории Татарстана36.

Негативная реакция среди части политической и творческой элиты республики привела к значительной нормативно-правовой корректировке решения Верховного Совета ТССР. В Постановлении Верховного Совета Татарской ССР от 27 мая 1991 г. «Об изменении и дополнении постановления Верховного Совета Татарской ССР от 13 мая 1991 г. "О проведении выборов Президента РСФСР на территории Татарской ССР"» было разъяснено, что

«1) Татарская ССР — суверенное государство — официально не участвует в выборах Президента РСФСР;

2) Татарская ССР оказывает заинтересованным гражданам республики содействие в реализации их избирательного права в день выборов Президента РФ;

3) участие граждан Татарской ССР в выборах Президента РСФСР на территории Татарской ССР не затрагивает основ государственного суверенитета Республики Татарстан»37.

Данное решение, по сути, интерпретировало принятое Татарстаном решение о проведении выборов Президента РФ на его территории как акт правоприменения, способствующий реализации политических прав граждан республики. При анализе политических и правовых условий принятия данного нормативного акта следует учитывать политическую конъюнктуру, сложившуюся в республике. Суверенитет воспринимался определенной частью татарского истеблишмента как полная независимость Татарии от России, что приводило

33 Советская Татария. 14. 05. 1991. № 95.

34 Советская Татария. 22. 05. 1991. № 101.

35 Советская Татария. 25.05. 1991. № 104 -105.

36 Советская Татария. 18. 05. 1991. № 98-99.

37 Советская Татария. 29.05.1991. № 107.

к негативному восприятию стремления России обозначить верховенство своей юрисдикции на территории республики.

В докладе «О проекте договора о Союзе Суверенных Государств» на сессии Верховного Совета ТССР 5 июля 1991 г. М.Ш. Шаймиев отметил, что на выборах Президента РСФСР пришло 36,6% избирателей и выборы не состоялись38. В этом же выступлении Президент Татарстана подверг критике проект союзного договора от 17 июня 1991 г. Отмечая позитивный момент, связанный с отсутствием деления республик на «союзные» и «автономные», он негативно оценил положения договора о том, что договоры между республиками, входящими в состав другого государства, определяются не только договором, но и Конституцией последнего. «К воспроизводству существующего ранжирования республик, — утверждал Шаймиев, — направлена статья 13, в которой предлагается сохранить действующие квоты в Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Они, как известно, связаны с делением республик на союзные и автономные»39. Положения, подвергнутые критике М.Ш. Шаймиевым, были зафиксированы в проекте Договора «О Союзе Суверенных Государств» от 23 июля 1991 г.40 В статье 1 второй главы «Устройство Союза» было отмечено, что «отношения между государствами, одно из которых входит в состав другого, регулируется договорами между ними, Конституцией государства, в которое они входят, и Конституцией СССР. В РСФСР — отдельным договором или иным договором, Конституцией РСФСР»41.

Лидеры Татарии мотивировали необходимость подписания союзного договора в качестве самостоятельного субъекта необходимостью «экономического суверенитета» — самостоятельностью при решении хозяйственных вопросов и использования собственности. По мнению Шаймиева, статус Татарстана в качестве учредителя Союза Суверенных Государств позволит республике быть собственником имущества, находящегося на ее территории, за исключением той его части, которая передается для осуществления полномочий, переданных центру42. «А если мы, — отмечал Шаймиев, — вынуждены будем подписать договор в составе другого суверенного государства, то, соответственно, вся эта собственность, находящаяся на территории республик, становится в данном случае РФ. Какая эта экономическая самостоятельность без собственности?»43. Политический суверенитет, по его мнению, выражался в том, что «Татарстан как государство, образующее Союз, будет иметь право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития. Он будет самостоятельно определять свои национальные, административное устройство, систему органов власти, управления»44.

В более прагматическом ракурсе высказался премьер-министр Татарстана М. Сабиров, который в интервью под названием «Суверенитету Татарстана — экономическую основу» отметил, что «поправить положение можно переводом

38 Советская Татария. 09.07.1991. № 136.

39 Та же.

40 Советская Татария. 17.08.1991. № 164-165.

41 Там же

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же.

предприятий под юрисдикцию Татарстана»45. При этом в обосновании необходимости этого шага, представляя проект Президента Шаймиева о передаче в юрисдикцию республики предприятий, находящихся на ее территории, он сослался на аналогичный опыт союзных республик — Казахстана, Молдовы, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Узбекистана»46.

Концепция суверенитета Татарстана: равноправный учредитель нового союзного государства

Политическая решимость татарского руководства самостоятельно заключить новый союзный договор в качестве полноправного субъекта была официально выражена в заявлении Верховного Совета Татарской Советской Социалистической Республики от 17 апреля 1991 г. В нем было отмечено, что «Верховный Совет подтверждает готовность Республики Татарстан подписать союзный договор непосредственно и самостоятельно»47. В качестве формальноюридического обоснования указанного политического решения было сформулировано два обоснования: во-первых, результаты референдума о сохранении союзного государства, который прошел 17 марта 1991 г. (большинство населения Татарии высказалось за сохранение союзного государства); во-вторых, Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР48. «В этом, — указывалось в заявлении, — мы видим свой вклад в строительство обновленного Союза, где каждая суверенная республика является тем монолитом, без которого нельзя возвести наш общий будущий дом»49.

Политический лидер Татарстана М.М. Шаймиев, занимавший в 1991 г. пост Председателя Верховного Совета Татарской ССР, последовательно отстаивал необходимость самостоятельного подписания Татарстаном союзного договора. Так, в его докладе «Об общественно-политической ситуации и о мерах социальной защиты населения республики», сделанном 16 апреля 1991 г., было отмечено, что республика настаивает на том, чтобы иметь «право выбора формы участия в договоре. Только такой подход отвечает принципам реального суверенитета»50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность суверенитета, по мнению Шаймиева, заключалась в равноправном статусе Татарстана по отношению к Союзному государству (правопреемнику СССР) и РСФСР, а формой воплощения — самостоятельное участие в подписании договоров с обоими центрами. «Историческим шагом в этом направлении станет непосредственное подписание Татарской Советской Социалистической Республикой Союзного договора. Не меньшее значение для нас имеет и подготовка равноправного договора с Российской Федерацией»51.

В докладе Шаймиева прослеживаются критические нотки в адрес центральных властей РСФСР. Лидер Татарии отмечает фактически унитарный характер

45 Советская Татария. 16.07. 1991. № 141.

46 Советская Татария. 30.07.1991. № 151.

47 Советская Татария. 17.04. 1991. № 77.

48 См.: там же.

49 Там же.

50 Там же.

51 Там же.

РСФСР, высказывает претензии в адрес непоименованных лиц в центральном руководстве России, которые не хотят замечать политических реалий, сложившихся в национальных республиках52.

Демонстрируя полную лояльность союзному центру, политическая элита республики оказывала давление на союзное руководство, требуя взамен дополнительных преференций, направленных на повышение государственно-правового статуса Татарии. Этот нажим усилился после августовских событий 1991 г., когда, с одной стороны, значительно ослабли позиции союзного руководства, а с другой — возросло влияние российских властей.

В докладе «О текущем моменте», с которым Шаймиев выступил 29 августа 1991 г. на сессии Верховного Совета Татарской ССР, был отмечен возросший политический вес России после августовских событий 1991 г., высказаны опасения в ее гегемонии среди союзных республик и в то же время позитивно оценены переговоры между делегациями России и Татарстана во главе соответственно с Г. Бурбулисом и В.Н. Лихачевым о согласовании общей формулировки текста проекта договора53.

Последний в интервью газете «Советская Татария» под названием «Позиция Татарстана не изменилась» отметил, что «Республика Татарстан — суверенное государство. Данный статус ныне закреплен конституционно. Отношения с РСФСР строятся на договорной основе. Как и ранее, наша республика намерена подписать договор непосредственно и самостоятельно»54.

Аналогичная позиция была высказана премьер-министром Татарстана М.Г. Сабировым в интервью японской газете «Асахи». Вместе с тем премьер-министр Татарстана признал, что «заключение нового союзного договора зависит от позиции Российской Федерации. Прямо скажем, что позиция эта не вполне определенная. Что касается федеративного договора, то в настоящее время он снят с повестки дня. Это обстоятельство тем более заставляет Республику Татарстан добиваться заключения договора с Российской Федерацией»55.

На вопрос корреспондента об оценке позиции М.С. Горбачева и лидеров республик в отношении союзного договора Сабиров отметил, что к подписанию нового союзного договора допущены только бывшие союзные республики. Президент СССР полностью разделяет данную позицию, хотя раньше выступал за предоставление всем автономным республикам выступить в качестве соучредителей нового Союзного договора наравне с бывшими союзными56.

В выступлении Президента Татарстана Шаймиева «За конструктивную работу» 19 октября 1991 г. на VII сессии Верховного Совета Татарской ССР было отмечено принципиальное изменение позиции внеочередного Съезда народных депутатов после августовских событий 1991 г., который «вернул вчерашние автономные республики на исходные позиции»57. Таким образом, лидер респуб-

52 См.: Советская Татария. 17.04. 1991. № 77.

53 Советская Татария. 03.09. 1991. № 176.

54 Советская Татария. 21.08.1991. № 167.

55 Советская Татария. 12.10. 1991. № 204-205.

56 См.: там же.

57 Советская Татария. 22.10. 1991. № 211.

лики отметил его решение отказать республикам, входившим в состав союзных, в праве на самостоятельное подписание союзного договора.

Недовольство политической элитой Татарстана позицией российского руководства во главе с Б.Н. Ельциным и союзного руководства во главе с М.С. Горбачевым подтолкнуло руководство республики к принятию более радикальных политико-правовых актов, позиционирующих ее не просто как суверенное, но и независимое государство. Так, 24 октября 1991 г. Верховный Совет Татарской ССР принял Постановление «Об акте о государственной независимости Республики Татарстан», в котором было провозглашено, что «Верховный Совет Республики Татарстан подтверждает свою приверженность принципам Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, не подлежащей какой-либо ревизии»58. В четвертом пункте Постановления было указано о необходимости «провести всенародное голосование (референдум) граждан Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»59.

Последовательная позиция руководства Татарстана, направленная на подписание нового союзного договора в качестве равноправного участника, выразилась в конкретных шагах, направленных на реализацию политических намерений. Так, 27 сентября 1991 г. Президиум Верховного Совета ТССР принял заявление в адрес Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета СССР, редакциям центральных газет, Гостелерадио СССР, народным депутатам, в котором указал, что Республика Татарстан должна иметь в палатах Верховного Совета Союза ССР непосредственно представительскую квоту с правом решающего голоса, что установлено в статье 1 Закона СССР «Об органах государственной власти и управления в переходный период»60. Верховный Совет Татарской ССР обратился к народным депутатам от Татарии не давать согласия на представительство от Республики Татарстан в Совете Республики палатах Верховного Совета СССР, до решения вопроса о полной представительской квоте для Татарстана.

Подписание 8 декабря 1991 г. Беловежских соглашений Президентами России, Украины и Белоруссии о прекращении существования СССР и создания Содружества Независимых Государств поставило точку на проекте нового союзного договора. Татарстан настаивал на вхождение в Содружество в качестве самостоятельного учредителя. Так, 11 декабря 1991 г. Шаймиев в интервью агентству «Интерфакс» заявил, что путь в СНГ должен быть открыт для «бывших автономий по мере приобретения ими соответствующего государственного статуса, Татарстан может войти в Содружество, если оно реально состоится»61.

После отставки Президента СССР М.С. Горбачева, последовавшей 25 декабря 1991 г., Верховный Совет Республики Татарстан 26 декабря принял Декларацию о вхождении Республики Татарстан в Содружество Независимых Государств «на правах учредителя»62.

58 Советская Татария. 26.10.1991. № 214-215.

59 См.: там же.

60 Советская Татария. 28.09. 1991. № 194-195.

61 Советская Татария. 11.12. 1991. № 247.

62 Советская Татария. 28. 12. 1991. № 258-259.

Таким образом, в период распада СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Татарстан взял курс на суверенизацию — политическое и экономическое обособление от России и сближение с союзным руководством, которое стремилось сохранить союзное государство за счет выстраивания принципиально новых отношений на основе союзного договора. Политическая воля татарского руководства нашла свое воплощение в Декларации «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики», принятой в 1990 г. и изменениях, внесенных в Конституцию Татарской ССР в 1991 г. Данные политико-правовые акты закрепляли государственный суверенитет Татарстана и договорный характер отношений с СССР, РФ и другими республиками. Татария стремилась подписать союзный договор самостоятельно и войти в обновленное союзное государство на правах учредителя — союзной республики. В качестве историко-политического обоснования суверенизации политические лидеры указывали на несправедливое ранжирование народов СССР, одни из которых получили право на создание союзных республик, а другие — на статус автономных республик в составе союзных. Кроме того, по мнению политических лидеров Татарии, автономный статус республики не соответствовал ее развитому экономическому потенциалу, значительная часть прибыли от которого поступала в распоряжение Москвы. Это обусловило отказ политического руководства республики от подписания федеративного договора в качестве субъекта Российской Федерации. При этом, заявляя о суверенитете республики, представители политической элиты избегали постановки вопроса о независимости и выходе из состава России, настаивая на выстраивании двусторонних, равноправных отношений. Беловежские соглашения перечеркнули надежды Татарстана на самостоятельное подписание союзного договора и обусловили курс на вхождение в Содружество Независимых Государств в качестве учредителя.

Республика Татарстан в 1990-1991 гг. стремилась добиться максимальной самостоятельности во взаимоотношениях как с союзным, так и с российским руководством. Для достижения поставленной политической цели политическая элита выбрала тактику лавирования между союзным и российским руководствами. Первое стремилось расположить к себе автономные республики с целью ослабления политических позиций Б.Н. Ельцина и его сторонников. Идея выстраивания договорного начала с союзным центром на основе равноправного соучредительства приобрела новый импульс во взаимоотношениях с Российской Федерацией после распада СССР в 1991 г. Политическая элита Татарии выступила за установление ассоциированных отношений с Российской Федерацией посредством подписания равноправного двухстороннего договора с Россией. Формула договорного суверенитета нашла свое воплощение 15 февраля 1994 г. в результате подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан».

Этот договор стал политико-правовым компромиссом между федеральным центром и Татарией, который позволил предотвратить дезинтеграционные тенденции государственно-правового обособления республики и стал отправной точкой развития принципиально новых федеративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.