Научная статья на тему 'Институт полиции: исторический экскурс'

Институт полиции: исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2765
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / POLICE / MILITIA / POLICE ACTIVITY / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеев Сергей Прокофьевич

Статья посвящена историографии становления института полиции. Рассматривается этимология термина «полиция», соотношение названия правоохранительных органов и сферы их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE INSTITUTION: HISTORICAL EXCURSUS

The article is devoted to historiography of police institution formation. The article examines the etymology of the term ‘police’ and correlation of the name ‘law enforcement agencies’ with their scope of activities.

Текст научной работы на тему «Институт полиции: исторический экскурс»

С.П. Матвеев,

доктор юридических наук, доцент

ИНСТИТУТ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

POLICE INSTITUTION: HISTORICAL EXCURSUS

Статья посвящена историографии становления института полиции.. Рассматривается этимология термина «полиция», соотношение названия правоохранительных органов и сферы их деятельности.

The article is devoted to historiography of police institution formation. The article examines the etymology of the term ‘police ’ and correlation of the name ‘law enforcement agencies ’ with their scope of activities.

Термин «полиция» имеет многовековую историю, истоки которой относятся к периоду раз -вития западноевропейской юридической науки эпохи позднего средневековья. К этому времени научные познания европейских ученых позволи -ли сформировать прогрессивные концепции го -сударственного управления, основанного на взаимодействии государства и общества, новых подходах к пониманию роли государства в процессе обеспечения общественной безопасности и процветания граждан.

Однако этимологические истоки термина «полиция» относятся к древнегреческому языку, в котором присутствовал термин «^ поАгтепа», то есть городское управление, в том числе и в сфере охраны общественного порядка. Древнегреческие города-государства, называемые «поЛ1д>, управлялись на основе собственных административных систем, позволявших поддерживать по -рядок и безопасность как внутри этих образований, так и на внешних их границах. Соответст -венно, управленческая деятельность в тот период ассоциировалась с понятием «поЛц». В латин-ском языке термин «роШа» означал «государст -венное устройство».

С течением времени толкование термина «полиция» многократно изменялось как у одних и тех же народов, так и в различных государст -вах, равно как изменялись функции полиции и ее роль в государственных делах. Вместе с тем необходимо отметить весьма существенные атри-бутивные признаки полиции, состоящие в том, что реализация ее функций, то есть полицейская деятельность, независимо от исторической эпохи, географического местоположения, нацио-нальных традиций и политических режимов, всегда осуществлялась:

- от имени государства;

- государственными органами и формированиями;

- в интересах государства.

Именно с появлением государства возникает необходимость полицейской деятельности, содержание которой определялось и определяется уровнем развития народов, создавших государства, целями и задачами, стоящими перед этими государствами.

В Древней Греции, являющейся родоначальницей термина «полиция», государственное (го -родское) управление осуществлялось с помощью аппарата, включающего разнообразные публичные институты, обеспечивающие внешнюю и внутреннюю безопасность, политические и экономические интересы городов-государств. Внут -ренняя безопасность, так же как и внешняя, в эпоху зарождения городов-государств являлась предметом ведения вооруженных сил, то есть армейских формирований. Однако по мере развития древнегреческих городов-государств сис-тема управления в них совершенствовалась, что, в свою очередь, привело к расширению функций государственного аппарата, появлению новых структур и органов, их функциональной специализации. В частности, в области охраны общест -венного порядка это послужило причиной созда -ния военизированных формирований, выпол-нявших правоохранительные функции.

Так, в древних Афинах отряды аналогичные современной полиции возглавлялись одним из архонтов — высшим административным чиновником, членом коллегии архонтов. Назначение таких отрядов определялось их задачами, лежащими в русле правоохранительной деятельности. Примечательно, что в ранний период формирования афинского государства функции обеспечения общественного порядка выполнялись не его гражданами, а наемниками. В V веке до н.э. для целей поддержания общественного порядка на платной основе привлекались так называемые «государственные (городские) рабы». Это объяснялось особым поли-

тико-демократическим менталитетом свободных граждан-афинян [1].

Отряды государственных рабов, осуществ-лявших полицейскую деятельность, назывались «то^отп^» (токсоты), то есть лучники, иногда их называли скифами, поскольку большинство этих рабов происходило именно из этого народа[2].

Вместе с тем вопросами поддержания общественного порядка занимались не только токсоты. Функции административного контроля и надзора осуществлялись также специально упол -номоченными служащими.

Так, за порядком на улицах городов, соблюдением правил строительства частных домов и общественных зданий надзирали служащие, именуемые «астиномы». Указанные должност-ные лица выполняли также функции, аналогич -ные современному санитарно-эпидемиологическому надзору. Деятельность астиномов выходила за рамки внешнего административного надзора, поскольку они также обязаны были выступать представителями власти в судах при рассмотрении дел о нарушениях градостроительных норм и иных, входящих в сферу их компетенции[3].

Другой категорией должностных лиц, осуществляющих функции административного над -зора, были «агораномы», к ведению которых относился порядок, установленный для функционирования городских рынков в древних Афинах. Агораномы объединялись в коллегию , насчитывающую десять членов, с годичным сроком полномочий[4].

Надзорные функции в городах Древней Греции осуществлялись и в сфере хлебного (зернового) рынка. Для этого в городах создавались колле -гии ситофилаков — должностных лиц, контролирующих состояние хлебного рынка, соблюдение таможенных правил при импорте, экспорте зерна, цены, качество хлебной продукции[5].

В Древнем Египте успехи в земледелии, строительстве городов и пирамид, астрономии, внешней политике, искусстве и других областях были достигнуты благодаря организующей роли государства. Разветвленный, тщательно проду-манный государственный аппарат, активно вы -полняя управленческие функции, включая кон -трольные, надзорные, тем самым осуществлял полицейскую деятельность с точки зрения пони -мания ее как формы государственного управления. Как и в других государствах древнего мира, в Египте наряду с армией были созданы подразделения охраны общественного порядка, роль и полномочия которых отличались в различные исторические периоды развития египетского го -сударства. Так, в 2707 — 2150 годы до н .э., на -зываемые периодом Древнего царства, в Египте

сформировалось сильное централизованное го -сударство, деятельность которого способствовала экономическому прогрессу, развитию сель -ского хозяйств. Административное управление отдельными территориями Египта (номами) осуществляли представители фараона — номархи, которым подчинялись территориальные армейские подразделения, а также отряды, выпол -нявшие функции полиции. Эти отряды занимались выявлением преступлений, преследованием преступников, осуществляли во взаимодействии с судами функции судебных приставов. Вместе с тем, как свидетельствует история, в период Древнего царства подразделения, выполнявшие полицейские функции, не были объединены в самостоятельные государственные органы, не имели единой структуры в масштабах государст -ва, нередко были интегрированы в судебные органы.

В период истории Древнего Египта, называемый Новым царством, роль подразделений охраны общественного порядка возрастает, увеличивается их численность. При этом наблюдается функциональная специализация сил правопорядка для осуществления деятельности в городах, на реке, для охраны пирамид и на других объектах.

В Древнем Риме создание полицейских сил быто связано с необходимостью обеспечения безопасности, прежде всего, от посягательств деклассированных элементов — преступников, рабов, нищих. Кроме того, силовое противостоя -ние с целью обеспечения общественного порядка требовалось в процессе проведения таких мероприятий , как гладиаторские бои, общегородские праздники и других. Однако быта и еще одна причина, выызвавшая создание постоянных государственных формирований, — это необходи-мость борьбы с пожарами. В огромном мегаполисе с чрезвычайно высокой скученностью насе -ления очень часто возникали пожары, наносив -шие существенный материальный ущерб как городскому хозяйству, так и населявшим его гражданам. По этой причине подразделениям охраны общественного порядка Древнего Рима вменялись противопожарные функции.

Полицейские силы в Римской империи в значительной мере создавались под влиянием политических факторов, отражающих стремле-ние высшей элиты государства обеспечить собственную безопасность. Так, в 275 году до н.э. быта создана преторианская гвардия (praetoriani

— личные телохранители императора), которая использовалась и для обеспечения общественного порядка. Для преторианских гвардейцев в го -роде был построен укрепленный лагерь (Castra

Praetoria), в котором они находились на казарменном положении.

Преторианские гвардейцы имели особый статус, который объяснялся их близостью к императору. В гвардию набирались претенденты из числа военнослужащих, обладающих не только выдающимися боевыми способностями, но также имеющих высокий интеллектуальный уровень. Такие качества, а также близость к государственно-административной верхушке общества способствовали карьерному росту преторианцев. Как свидетельствуют документы древнеримской эпохи, представители из их числа нередко использовались в качестве социальной базы для формирования государственного административно-бюрократического аппарата. Таким образом, преторианцы выполняли не только охранные функции, но и функции полицейские в изначальном понимании этого термина, то есть управленческие.

Преторианская гвардия по своему составу и снаряжению была военным формированием и первоначально выполняла свои функции пар ал -лельно с другими подразделениями — городски -ми когортами (cohortesurbanae). Городские когорты представляли собой военизированные подразделения, имеющие назначением поддержание внутреннего порядка. Солдаты городских когорт подчинялись непосредственно городско -му префекту (praefectusurbi) и под его руководством осуществляли полицейские функции. В отдельные периоды истории городские когорты объединялись с преторианской гвардией. С по -мощью караульных постов и подвижных групп городские когорты патрулировали городские улицы с целью поддержания общественного порядка. Необходимо подчеркнуть такую особенность городских когорт, как универсальный ха -рактер их служебной деятельности. Солдаты этих подразделений выполняли, во-первых, полицейские функции, то есть противостояли кри -минальному миру; во-вторых, функции внутрен -них войск в современном понимании; в-третьих, функции, свойственные современной вневедомственной охране.

Наряду с этим в Древнем Риме были созданы и действовали более специализированные подразделения. К их числу относятся когорты ночной стражи (vigiles). Идея создания таких подразделений объяснялась необходимостью, прежде всего, борьбы с пожарами. Таким образом, vigiles представляли собой аналог современных противопожарных частей. Они состояли из полувоенных отрядов — когорт с разбивкой на центурии, что соответствовало армейской структуре того времени. Для когорт ночной стражи была характерна армейская дисциплина, обязательный срок службы — 6 лет,

после которого служащий имел право претендовать на получение гражданства Древнего Рима. Впоследствии, когда престиж такой службы был повышен, когорты ночной стражи формировались уже из свободных граждан, составлявших в них большинство во II столетии н.э.

В штат подразделений ночной стражи входили специалисты, обученные обращению с водяными помпами, способам пожаротушения, организации и проведению спасательных работ, оказанию медицинской помощи.

Вторым назначением vigiles было поддержание общественного порядка по ночам посредст -вом выявления и задержания преступников. Из некоторых источников известно, что когортам ночной стражи вменялось в обязанность следить за освещением улиц города, что рассматривалось как профилактическое мероприятие по противо -действию преступности.

Специальные подразделения, непосредственно осуществляющие функции противодействия преступности на улицах Древнего Рима, являлись лишь частью административного аппарата древнеримского государства. Аналогично городам Древней Греции государственное управление в Древнем Риме основывалось на многосторонней контрольно-надзорной деятельности публичных органов, к числу которых, например, относились коллегии эдилов. Эдилы — должностные лица, осуществляющие контроль за порядком на улицах, нравственностью граждан, соблюдением установленных правил строительства, организацией праздников.

Весьма важными должностными лицами римской городской администрации являлись префекты, как правило, назначаемые из числа представителей высшего сословия. Префекты, то есть «начальники», руководили отдельными направлениями деятельности служб, обеспечивающих жизнедеятельность города. Например, городской префект, или префект Г орода (Рима), был ответственен за обеспечение общественного порядка в населенном пункте. Префект пожарной стражи возглавлял отряды вигилов, отвечающих за противопожарную безопасность. Префект анноны отвечал за поставку зерна для нужд города, т.е. обеспечивал продовольственную безопасность, и должность эта была настолько ответственной, что в 7 году до н.э. римский император Октавиан Август лично выполнял функции префекта анноны.

Из истории известно, что средневековый период развития Европы характеризовался высокой степенью государственной децентрализации на -селяющих ее народов (XII—XVвв.). Это непосредственным образом отражалось на формах и принципах организации государственной власти,

структуре административных управленческих органов европейских государственных образований в рассматриваемый период. Возрастание роли религиозной идеологии в жизни средневе-кового общества сопровождалось слиянием государства и церкви, что, в свою очередь, оказы -вало влияние на функционирование государст -венных институтов, в том числе предназначен -ных для правоохранительных целей. Примером тому может служить создание в средневековых городах Испании вооруженных отрядов светско -религиозного толка «Santa Hermandad» — «Святое братство». Такие отряды создавались, прежде всего, для противодействия преступности, охра -ны общественного порядка, поскольку в этот исторический период в стране, разделенной на отдельные государства, отсутствовали регуляр-ные полицейские силы. Первоначально органи -зационной основой отрядов «Святого братства» являлось муниципальное самоуправление. По -степенно такие отряды самообороны, показав свою результативность и эффективность, стали превращаться в реальную правоохранительную структуру, не только обладающую полицейскими полномочиями, но также выполняющую судебные функции. В XV веке король Арагонского королевства Фердинанд II и королева Касти -лии Изабелла I создали единую централизован -ную в масштабах объединенных королевств (Кастилия и Арагон) структуру «Святого братст -ва», тем самым придав ей государственный характер. «Святое братство» как централизованная полицейская структура действовало до 1835 го -да.

Из истории Средневековья известны также примеры создания интернациональных военизи -рованных формирований, предназначенных для защиты населения, являющихся примерным аналогом современных международных полицей-ских сил. Так, в 1118 году французскими рыцарями была создана организация «Pauperurum Commilitonum Templiqne Solamoшaci»,

получившая название «Орден тамплиеров». В 1128 году в монастыре аббатства Клерво (современный департамент Об, Франция) был учрежден устав ордена тамплиеров. Первоначально задачи, которые определили для себя его организаторы, сводились к обеспечению безопасности и оказанию помощи паломникам, направляющимся в Святую Землю. Необходимость такой помощи объяснялась крайне сложным положением, в котором оказывались паломники: «И в то время, как все на свете сословия, богатые и бедные, девушки и юноши, старики и дети торопились к Иерусалиму, дабы посетить святые места, раз -бойники и воры наводнили дороги и захватывали

паломников, грабя великое множество и убивая многих из них» [6]. Поскольку специальные органы защиты гражданского населения в местах, где осуществлялись крестовые походы, отсутст -вовали, их функции обязались выполнять рыцари ордена тамплиеров. Орден тамплиеров являлся достаточно необычной организацией для периода крестовых походов, так как совмещал в себе организационные начала, с одной стороны, основанные на постулатах церкви, с другой стороны, он объединял рыщарей, то есть лиц, с оружием в руках вытолнявших задачи этого ордена. Такое сочетание церковного и военно-полицейского начала организации тамплиеров дает основание для причисления ее к так назышаемым духовно -рыщарским орденам.

Орден тамплиеров всесторонне поддержи -вался церковью, поскольку создавался как церковная организация. В связи с этим тамплиеры наделялись довольно широким кругом полномочий. Так, в 1145 году римский папа Евгений III на основании особо оформленного документа — буллы с символическим названием «Militia Dei» (в большинстве источников переводится как «воинство Божие») предоставил ордену налого-вые льготы и дополнительные права в области строительства культовых сооружений. Со временем круг полномочий ордена тамплиеров расширялся и охватывал все новые сферы, в том числе и в области финансовой деятельности, что позволяет сделать вышод о его исторической связи с развитием камералистики, являющейся теоретической и научной основой полицейского и административного права.

Камералистика (от немецкого термина Kameralien, то есть наука государственного управления) начала формироваться в европейских государствах с XVI века. В обобщенном виде объектом изучения камералистики высту-пали отношения, связанные с управлением и государственной политикой. Во времена становле -ния и развития камералистики в качестве важ-нейшей сферы управления рассматривалась финансово-экономическая деятельность. Именно в этой области представители ордена тамплиеров достигли значительных успехов, создавая уни-кальные для периода Средневековья финансовобанковские институты. Например, в XIII столе -тии тамплиеры привлекались для управления королевскими финансами Франции, сам же орден в этот период вытолнял функции финансового представительства церковной и светской власти в зоне крестовых походов. По поручению французского короля Филиппа II Августа казна -чеи ордена тамплиеров — Г аймар и де Милли в

течение двадцати пяти лет осуществляли функции министра финансов Франции [7].

Таким образом, финансовая деятельность тамплиеров оставила заметный след в европейской истории развития кредитно-денежных от -ношений и послужила наряду с другими источниками практико-теоретической основой сформировавшейся впоследствии науки — камерали -стики. Итак, краткий экскурс в историю Древнего мира, Средневековья показывает, что назва -ния должностей чиновников, представляющих государственную власть, а также служащих, осуществляющих правоохранительные функции, отражали специфику господствующего местного языка и национальные традиции. Напомним, что в Древней Греции это «архонты», «токсоты», «скифы», «астиномы», «агораномы», «ситофила-ки». В свою очередь, в Древнем Риме использовались названия «преторианская гвардия», «городские когорты», «когорты ночной стражи», «эдилы», «префекты» и другие. Как видно из приведенных примеров, термин «полиция» не использовался ни в отношении лиц, непосредст -венно осуществлявших правоохранительную деятельность, ни в отношении других представи -телей государственно-бюрократического аппарата. Данное обстоятельство объясняется этимологическим значением термина «полиция», отно-сящегося в древнегреческом понимании не к деятельности конкретных государственных органов или должностных лиц, а к организации всего государственного строя, что было заимст -вовано и другими европейскими языками.

В средние века термин «полиция» не претерпел каких -либо существенных смысловых изменений и его толкование по-прежнему основывалось на древнегреческой этимологии, то есть понималось как «государственное устройство». Однако уже в XVвеке во Франции термин роНиа ассоциировался с общественной безопасностью, благополучием населения как результатом деятельности государства. В это же время аналогичным образом термин guterpolizey использовался в Г ермании [8].

С течением времени развивающиеся научные теории о государстве, его роли в жизни общества, государственном управлении наглядно демонстрировали многообразие взглядов на понимание полиции и полицейской деятельности. С древнейших времен и до настоящего времени философы, юристы обогатили многовековую науку управления, трансформировавшуюся в камералистику, затем полицейское и административное право, множеством дефиниций полиции и полицейской деятельности. Например, в XVIII веке различные источники содержали 24 дефиниции слова «полиция», в XIX

веке таких дефиниций было 100, в XX веке их число возросло до 150 [9].

В России процесс формирования правоохранительных органов во многом повторял аналогичные ступени развития в зарубежных государствах: от вооруженных дружин, охраняющих своего боярина, до специализированных вооруженных подразделений, осуществляющих поли -цейскую деятельность.

С XVI века в России действовал Разбойный приказ, являвшийся государственным органом, выполнявшим в некотором роде функции современного министерства внутренних дел. В част -ности, осуществлялся контроль за расследовани -ем уголовных дел, за тюрьмами и делами об исполнении наказаний. Разбойный приказ функ-ционировал на территории всего Российского государства, ему подчинялись околоточные, губные старосты, выполнявшие полицейские функ -ции.

В XVII веке в российских городах были созданы специальные правоохранительные отряды, обязанностью которых было обеспечение общественной безопасности (противопожарной, криминальной). Такие отряды комплектовались служителями, которых называли «земские ярышки». В отношении служивых людей, вы -полнявших полицейские функции, использова-лись и другие термины, например: «решеточные приказчики», «объезжие головы», «старосты», «караульщики».

Очередной шаг в реформировании правоохранительных органов России был сделан в эпоху Петра I. В 1703 году на территории Ингерман-ландской земли (впоследствии переименованной в Санкт-Петербургскую губернию) одновременно с началом строительства Санкт-Петербурга под руководством генерал-губернатора А. Д. Меньшикова были сформированы новые органы охраны правопорядка, именуемые «караулы» и «заставы». Правоохранительную систему в этот период возглавляла Губернская канцелярия, ей были подчинены Г ородовая канцелярия и оберкомендант. Указанные органы осуществляли следующие функции: поиск беглых дезертиров, проведение оперативно -следственных действий, связанных с совершением краж, убийств, землеустроительные работы, учет недвижимости, поддержание противопожарной безопасности, надзор за состоянием дорог и чистотой улиц, борьба с незаконной торговлей [10].

Дальнейшая реорганизация правоохранительных органов Санкт-Петербурга связана с принятием указа Петра I от 27 мая 1718 года, которым была введена должность генерал-полицмейстера. Первым генерал -

полицмейстером был назначен иностранец А.М.

Девиер, возглавивший подчиненный ему аппарат, состоящий первоначально из его заместите -ля, 4 офицеров, а также 36 нижних чинов. Кроме того, генерал -полицмейстеру была подчинена Главная полицмейстерская канцелярия с обслу-живающим ее штатом дьяков и подьячих. Глав -ная полицмейстерская канцелярия являлась од -ним из органов управления Санкт -Петербурга. К ее компетенции относилось руководство квартирной, архитекторской конторами, пожарной службой, командами трубочистов, фурманов-возчиков по вывозке городских нечистот, поли -цейской командой, полицейскими штабами при «съезжих дворах» [11]. Несколько позже, в 1722 году, в Москве, а затем и в других городах были введены должности обер-полицмейстера.

Должность генерал-полицмейстера была ле-гализована посредством включения ее в 5-й класс Табели о рангах — законе о порядке государственной службы в Российской империи.

Из документов петровского времени извест -но, что термин «полиция», обозначающий органы государственного управления в Европе, использовался в качестве образца для создания аналогичных органов в России. Так, барон Ио -ганн Людвиг Люберас фон Потт, изучавший по поручению Петра I европейский опыт государст -венного управления, подготовил и представил в 1718 году доклад об организации коллегий (так в этот период предполагалось называть государст -венные органы исполнительной власти) в России. В перечне предлагаемых государственных органов была также и полицейская коллегия. Однако, несмотря на то, что коллегия с таким названием не была предусмотрена в системе других коллегий, утвержденных Петром I после обобщения европейского опыта в 1717 году, термин «полиция» употреблялся для обозначения правоохранительных органов. Так, в 1721 году в России был принят «Регламент, или Устав Главного магистрата». В главе II указанного до -кумента под названием «О главных магистрата делах» городскому управлению предписывалось организовать полицейскую службу — «добрую полицию учредить». Глава Х документа «О по -лицейских делах» определяла направления поли -цейской деятельности: «... оная споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет и принуждает каж -дого к трудам и к честному промыслу...»[12]. Кроме того, полиция должна была осуществлять санитарно-эпидемиологический контроль, контроль над ценами, заботу о нищих, больных,

вдовах, сиротах, воспитание несовершеннолет-них. Подобный широкий подход к содержанию полицейской деятельности в России XVIII века объясняется непосредственным распространением опыта европейских государств, в которых термин «власть полиции» отождествлялся с обязанностью государства обеспечивать необходи-мые условия счастья граждан и благосостояние общества[13]. Термин «полиция» и производные от него термины постепенно находили свое место в русском языке .

В XIX веке полицейские функции в Российской империи осуществляли правоохранитель -ные органы, называемые «уездные полицейские управления», «городские полицейские управле -ния». С 1810 года «для общего соображения и главного управления всех предметов, принадле -жащих к государственной полиции» [14], общее руководство полицией в масштабах страны осуществлялось Министром полиции.

Справедливости ради необходимо отметить, что в XIX веке правоохранительные функции выполнялись также органами, не имеющими в названии слова «полиция». Например, 3 июля 1811 года было принято «Положение о внутренней страже». Внутренняя стража представляла собой военные формирования (аналог современных внутренних войск), осуществлявшие такие функции, как исполнение решений судебных органов, поиск преступников, противодействие массовым беспорядкам, борьба с контрабандой, охрана общественного порядка в местах массового скопления населения, конвойные функции и другие.

Правоохранительные органы, объединенные под названием «полиция», функционировали в России до 1917 года. После начала Февральской революции 1917 года в Петрограде как альтерна -тива действующей полиции и для поддержания общественного порядка стали создаваться вооруженные формирования из добровольцев, полу -чившие название «милиция». Формально-

юридически полиция бывшей Российской империи перестала существовать с марта 1917 года после принятия Временным правительством постановления «Об упразднении Департамента полиции и об учреждении Временного управления по делам общественной полиции и обеспечению имущественной безопасности граждан».

17 апреля 1917 года постановлением Временного правительства « Об учреждении милиции» был создан новый орган государственной исполнительной власти — милиция.

Учреждая новую систему правоохранительных органов, Временное правительство исходило из необходимости ликвидации полицейской системы прежнего политического режима. Поскольку поли-

ция Российской империи воспринималась большинством населения как репрессивный аппарат самодержавия, упразднялись не только полицейские органы, но и само название «полиция».

Новое наименование органов общественного порядка — «милиция» — должно быто символи -зировать, во-первых, их народный, негосударст -венный характер, поскольку в истории России милицией, в частности, назышалось земское войско, во-вторых, этимологически название «мили -ция» более соответствовало тем задачам, которые ставились перед милицейскими органами в момент их учреждения. В европейских языжах термин «милиция» производен от латинского слова militia, то есть «военная служба», «вой-ско». Главными же первоочередными задачами созданной Временным правительством милиции быто вооруженное противодействие контрреволюции, саботажу.

Более чем 90 лет органы обеспечения общественного порядка в России назывались милици -ей. В 2011 году произошло очередное переименование в системе органов внутренних дел в свя -зи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».

Логичным является то, что наименование государственного органа должно соответствовать предназначению и отражать направления пред -полагаемой деятельности. Термин «полиция» в его изначальном (период Древней Г реции) пони -мании относился к городскому управлению и не быт непосредственно связан с правоохранитель -ной деятельностью. В период Средневековья и развития камералистики, а затем и полицейского права доктринальное понимание полиции, поли -цейской деятельности также основышалось на управленческой природе государства, которое выполняло свои функции с помощью полицейских органов. Широкое научное толкование сущности полиции и полицейской деятельности не могло не отразиться на их правовом регули -ровании. Многообразие целей и задач, которые ставились перед полицейскими органами с момента создания регулярной полиции, свидетель -ствовало о той большой роли, которая отводи -лась этим органам в жизни общества. Так, в Германии XVIII века полицейская власть рассматривалась как один из главных организаторов общественного устройства и благосостояния общества. Однако эффективность функционирования полицейских органов напрямую производна от числа задач, стоящих перед ними. Исходя из это -го, в разные эпохи и в различных государствах полиция наделялась соответствующим уровнем компетенции для выполнения главной задачи — обеспечения внутренней безопасности государ-

ства и общества. Поскольку же безопасность государства и общества весьма многогранные понятия, сфера функциональной деятельности полицейских органов распространялась на значительный круг общественных отношений, что снижало ее эффективность и требовало пересмотра объема компетенции. Например, в 1913 году в процессе заслушивания в Г осударствен -ной думе вопроса о положении дел в полиции Российской империи в качестве недостатков по -лицейского строя отмечались: «отсутствие

должного единства в полицейском устройстве, разнообразие отдельных видов полиции и проистекающее от сего многоначалие», «обремененность чинов полиции как прямыми обязанностями, так и обязанностями, не отвечающими назначению полиции» [15].

Краткий исторический обзор развития ин-ститута полиции позволяет сделать вывод о том, что значение термина «полиция» с момента его появления в лексиконе древних греков и до на -стоящего времени существенно трансформировалось. Если первоначально указанный термин трактовался весьма широко, как «государство», «форма правления», то впоследствии полицией стали назышаться государственные органы, осуществляющие в основном административно -надзорные и правоохранительные функции.

Назначение и основные направления деятельности современной российской полиции определены в Федеральном законе «О полиции». В соответствии со статьями 1, 2 закона в обобщенном виде назначение полиции сводится к защите жизни, здоровья, прав, свобод, собственности граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Разумеется, закрепленные в законе направления деятельности современной полиции не соответствуют первоначальному значению термина «полиция» в его древнегреческом понимании, однако многовековой опыт развития органов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности свиде-тельствует об объективности и необходимости трансформации их функций, обусловленной кон -кретными историческими условиями. Как отмечено в пояснительной записке к проекту Феде -рального закона «О полиции», «законопроект направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Россий -ской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями» [16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролов Э.Д. Скифы в Афинах II Вестник Древней Истории. — 1998. — №1. — С.135.

2. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И .А. Ефрона. — С .-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.

3. Реальный словарь классических древностей I под ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер, 1914.

4. Словарь античности: пер. с нем. — М.: Прогресс — Лейпцигский Библиографический институт, 1989.

5. Древний мир: энциклопедический словарь: в 2 т. — М.: Центрполиграф, 1998.

6. URL: http:IIwww.templeofthepeople.niI-

f^pgetfile.php?id= 181 (дата обращения: 01.12.2013 г.)

7. URL: http:IIaltritter.ru/articlesIistonjaI131.html (дата обращения: 01.12.2013 г.)

8. Российское полицейское (административ -ное) право: конец XIX — начало XX века: хре -стоматия I сост. и вступит. ст. Ю.Н. Старилова.

— Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1999. — С. 8б.

9. URL: http:IIru.pages.wikia.comIwikї/ Исто-рия_полиции (дата обращения: 01.12.13 г.)

10. Сизиков М.И. Полицейская реформа Петра I II Правоведение. — 1992. — № 2. — С.90.

11. URL: http:IIdic.academic.ruIdic.nsfIenc_spI 5бб!Главная (дата обращения: 04.01.14 г.)

12. Реформы Петра I: сборник документов I сост. В. И. Лебедев. — М., Гос. соц.-эк. изд-во, 1937. — С. 195.

13. URL: http:IImvd.ruIhistoryI1802_1917 (дата обращения: 05.01. 14 г.)

14. МВД, Департамент полиции. По 2-му Делопроизводству. 1 сентября 1913 г. № 20.083. О преобразовании полиции в Империи. — С. 8.

15. URL: http:IIwww.rg.ruI2010I08I07Iproekt-dok.html (дата обращения: 05.01.14 г.)

REFERENZES

1. Frolov E.D. Skifyi v Afinah II Vestnik Drev-ney Istorii. — 1998. — N1. — S.135.

2. Entsiklopedicheskiy slovar F.A. Brokgauza i

I.A. Efrona. — S.-Pb.: Brokgauz-Efron, 1890— 1907.

3. Realnyiy slovar klassicheskih drevnostey I pod red. Y. Geffkena, E. Tsibarta. — Toybner. F. Lyubker, 1914.

4. Slovar antichnosti: per. s nem. — M.: Progress — Leyptsigskiy Bibliograficheskiy institut, 1989.

5. Drevniy mir: entsiklopedicheskiy slovar: v 2 t. — M.: Tsentrpoligraf, 1998.

6. URL: http://www.templeofthepeople.ru/-

ftpgetfile. php?id=181(data obrascheniya: 01.12.2013 g.)

7. URL: http://altritter.ru/ artlcles/lstorija/

131.html (data obrascheniya: 01.12.2013 g.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rossiyskoe politseyskoe (administrativnoe)

pravo: konets XIX — nachalo XX veka: hres-tomatiya / sost. i vstupit. st. Yu.N. Starilova. — Voronezh: Izdatelstvo Voronezhskogo gosudarstven-

nogo universiteta, 1999. — S. 86.

9. URL: http://ru.pages.wikia.com/wiki/ Is-

toriya_politsii (data obrascheniya: 01.12.13 g.)

10. Sizikov M.I. Politseyskaya reforma Petra I // Pravovedenie. — 1992. —N2. — S.90.

11. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf

/enc_sp/566/Glavnaya (data obrascheniya: 04.01.14 g.)

12. Reformyi Petra I: sbornik dokumentov / sost. V.I. Lebedev. — M., Gos. sots.-ek. izd-vo, 1937. — S. 195.

13. URL: http://mvd.ru/ history/ 1802_ 1917 (data obrascheniya: 05.01. 14 g.)

14. MVD, Departament politsii. Po 2-mu Delo-proizvodstvu. 1 sentyabrya 1913 g. N 20.083. O pre-obrazovanii politsii v Imperii. — S. 8.

15. URL: http://www.rg.ru/ 2010/ 08/07/proekt-dok.html (data obrascheniya: 05.01.14 g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.