ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡к
Актуальные проблемы теории государства и права - 1
СИЛЫ И СРЕДСТВА ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
А.А Иванов,
профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент Р.Р. Бедретдинов, соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01. — Теория и история права и государства; история учения о праве и государстве; 12.00.14. — Административное право; финансовое право; информационное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается эволюция полицейской системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в древнеримском государстве. Освещаются задачи, силы и средства античных протополицейских формирований.
Ключевые слова: полиция, древнеримское государство, магистратуры, административная деятельность, консулы, эдилы, ночные триумвиры, вигилы, легаты, проконсулы, прокураторы
FORCES AND MEANS OF KEEPING PUBLIC ORDER AND PROVIDING OF SOCIAL SECURITY IN ANCIENT ROME
A.A. Ivanov,
professor of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russia, LLD, Assistant Professor
R.R. Bedretdinov, competitor of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article deals with the evolutionary way of development of the police system of keeping public order and providing the social security in the Ancient Roman state. The tasks, forces and means of forming police units are being considered.
Keywords: police, Ancient Roman State, magistrates, administrative activity, consuls, adils, night triamvires, vigils, legates, proconsuls, procurators.
Система специальных государственных органов, выполняющих разносторонние функции по охране общественного порядка, поддержанию и обеспечению правопорядка и спокойствия, обеспечивающих как внутреннюю, так и внешнюю безопасность государства, именуемая полицией, возникла еще в глубокой древности. Само слово
«полиция» берет свое начало от греческого politeia, означавшего всю систему государственного управления городом-полисом. Впоследствии римляне заимствовали это название для аналогичных органов и магистратур, а затем «полиция» в латинском варианте перешла практически в обиход формирующихся европейских государств.
Актуальные проблемы теории государства и права
Полицейская функция римского государства выражалась словами custodia urbis, что можно перевести как «общая забота об охране внутреннего гражданского мира и порядка». Для исполнения этой функции все римские магистратуры (чиновники и должности городского и государственного аппарата управления) обладали административно-полицейскими полномочиями, которые проистекали из права: личного задержания правонарушителя; предания его суду; наложения на него штрафа; ареста какой-либо вещи, принадлежащей ослушнику, для обеспечения его повиновения.
Вместе с тем, исходя из строжайше проводившегося принципа независимости административных властей и невмешательства их в деятельность друг друга, все властные полномочия римских магистратур различались по их полноте. Так, все магистратуры имели право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение — potestas. Однако высшие полномочия назывались imperium, и означали верховную административную, судебную и военную власть. Диктатор имел «высочайший им-периум» (summum imperium): право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) без права приговаривать к смертной казни.
Первыми официальными представителями древнеримских полицейских сил, вероятно, являлись целеры («быстрые»). По легенде это было подразделение из трехсот человек, специально созданное для охраны Ромула, а также для выполнения его особых поручений. После гибели царя отряд был распущен, но должность трибуна целеров еще долгое время была в числе магистратур и рассматривалась как жреческая.
Постоянными лицами, на которых на протяжении веков возлагалась охрана высших органов государственной власти Римской республики — Сената и верховных магистратов (консулов и преторов), а также функции своеобразной почетной стражи были ликторы (lictores). Они всегда набирались только из граждан. При диктаторах ликторов было 24 человека, при консулах и проконсулах — 12, при преторах — 6, при легатах — 2. Их одежда была подпоясана ремнями, чтобы немедленно связать нарушителя порядка, а вооружены они были так называемыми фасциями (связками прутьев со вставленными в середину топориками), олицетворявшими сакральную власть высших магистратов и их право
карать и миловать1. Причем, в пределах городских стен топорик (securis) из связки (virgae) удалялся, так как правомочие выносить приговоры о смертной казни имело единственно народное собрание. Однако это правило не распространялось на лиц, сопровождающих диктатора. Нередко фасции использовались по своему прямому предназначению, и тогда ликторы выступали в качестве исполнителей приговора.
Профессия ликтора была полна риска, даже, казалось бы в относительно спокойных местах. Например, на многолюдных улицах. И именно по причине многолюдности центральных магистралей, попадая на которые наемники-варвары, терялись, и к потехе горожан беспомощно падали, натыкаясь на прохожих. Ликторы же рисковали подчас своими жизнями так как, расчищая проход для одного из высших магистратов, вызывали раздражение римлян, видевших в этом ущемление одной из основ римской демократии — равенства всех граждан2. Кроме того, ликторы исполняли также обязанности курьеров.
Деятельность всех должностных лиц, занимающихся обеспечением правопорядка, контролировал один из двух консулов Рима. Консулы обладали чрезвычайными полномочиями в условиях обострения ситуации в стране. В обычное время они инициировали уголовное преследование в отношении преступников, выдавали ордера на их арест и обыск, санкционировали действия иных полицейских магистратур.
Среди последних следует отметить преторов. Именно они имели полномочия высшей уголовной и гражданской юрисдикции. Однако начиная с IV в. до н.э. у претуры остались только судебные функции, а собственно полицейские обязанности были возложены на их помощников — эдилов.
Четыре куруальных эдила следили за порядком на римских площадях, улицах и акведуках (забота «об улице и мостовой»), занимались организацией игр и зрелищ, снабжения города продовольствием, распределением его среди неимущих, борьбой со спекуляцией продовольствием и предметами первой необходимости, следили за выполнением строительных правил, противопожарных и санитарных требований, надзирали за состоянием дорог и т.д. Они расследовали случаи воровства, судили и наказывали мелких правонарушителей. Их полномочия распространялись на весь город и одну милю вокруг его стен. В подчинении эдилов находились отряды, вооруженные мечами и плетками.
Эдильская магистратура — одна из первых ступеней по административной лестнице; эдилам приходилось предпринимать значительные усилия и нести ощутимые траты из собственных средств для того, чтобы удержаться на этой беспокойной и от-
Актуальные проблемы теории государства и права
ветственной должности. При избрании на свой пост они, как и преторы, выступали с собственной программой действий (ius aedilicium).
Исходя из менталитета древнеримского республиканского общества с его достаточно строгими нравами, следует отметить и полицейскую деятельность цензоров, на которых были возложены функции слежения за нравами и суда «о достойном и недостойном» в поведении его членов с вынесением соответствующих приговоров. Некоторые полицейские функции выполнялись также представителями низшей ступени римских магистратур — квесторами (следователями), которых первоначально было всего двое (V в до н.э.), а к концу I в. до н.э. стало уже сорок человек. Они, кроме заведования казной и архивом, занимались разрешением торговых споров, вели расследование различного рода злоупотреблений и уголовных дел.
На низовом уровне наблюдение за порядком возлагалось на магистратуры, объединенные названием «двадцать шесть мужей». Такое название имели лица, входившие в пять специальных комиссий. На трех магистратах (tresviri capitales или noctumi), подчинявшихся городскому претору, лежали обязанности по обеспечению противопожарной безопасности и борьбе с ночными преступниками, а также по надзору за местами заключения и исполнением приговоров к смертной казни. Десять человек, составлявшие комиссию (decemviri stlitibus judicandis), занимались рассмотрением гражданских дел и споров о праве. Две комиссии из шести членов (quattuorviri viis in urbe purgandis и duumviri viis purgandis) отвечали за надлежащее состояние дорог и фасадов домов, за санитарный порядок в городе, за чистоту улиц и свалки мусора, в том числе и за городскими стенами. Члены одной комиссии из четырех человек (quattuorviri jure dicendo) в случае необходимости направлялись в провинциальные города для осуществления судопроизводства. Комиссия из трех человек (tresviri monetales) напрямую правоохранительной деятельностью не занималась; на нее сенатом были возложены полномочия по заведованию делом производства монет.
Для мелких и рутинных ежедневных дел и полицейских поручений и сопровождения арестованных в тюрьму в Риме были многочисленные низшие служащие государственных учреждений — viatores.
Аппарат этих учреждений (канцелярия) состоял из служащих (apparitores) — секретарей, писцов, ликторов, глашатаев, посыльных, вестовых и др., набиравшихся из вольноотпущенников и государственных рабов, которые выполняли различного рода поручения и работу тюремщиков, палачей, служителей. Кроме того, каждому магистрату в его деятельности обязаны были помогать родственники («чужого права»), клиенты и рабы.
Однако, изначально деятельность собственно системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществлялась посредством упомянутых выше трех магистратов, именовавшихся ночными триумвирами (triumviri nocturni). Именно они несли ответственность за обеспечение безопасности жителей Рима и за освещение самого города (хотя город всегда так и оставался погруженным во тьму). На них же возлагались обязанности по тушению пожаров — настоящего бедствия для города, с его узкими и густонаселенными улицами3.
Для борьбы с пожарами при триумвирах состоял отряд из 20-30 рабов с необходимыми инструментами4. Время от времени появлялись добровольные помощники триумвиров. Однако власти относились к этому весьма неодобрительно, остерегаясь политической подоплеки организации таких сообществ и вообще, опасаясь частных инициатив. Например, в 19 г. до н.э. некий эдил по имени Эгнатий Руф на свои деньги организовал несколько отрядов рабов для борьбы с пожарами. Этим он завоевал симпатии плебса, который решил выставить его кандидатуру в консулы, но Сенат воспротивился этому, и в городе вспыхнули волнения. Руфа бросили в тюрьму, но его детище — «когорты стражи», по распоряжению Августа, не только продолжило свое развитие, но в дальнейшем стало финансироваться за государственный счет, явившись основой подразделений общегородской полиции.
Октавиан Август в 6 г. до н.э., после очередного страшного пожара в городе, разделил его на 265 кварталов и создал особые полицейские (городские) когорты — формирования вигилов (vigilis, «неустанно бодрствующие»). Они должны были действовать наряду с уже имеющейся преторианской гвардией. По всему городу префектом Рима были расставлены караульные посты из солдат городских полицейских когорт так, чтобы охранять покой населения и получать сведения обо всех городских происшествиях5.
Отряды вигилов вначале комплектовались из государственных рабов, а затем уже из вольноотпущенников под командованием эдилов. Вскоре эти когорты стражи стали основными своеобразными муниципальными силами правопорядка. Силами семи когорт они контролировали все четырнадцать районов города. Наряду с предупреждением пожаров и их тушением они занимались подержанием порядка в наиболее беспокойных районах, где и располагались их места базирования. Они круглосуточно стояли на страже общественного порядка, государственного и частного имущества в пределах Рима. В их функции также входили надзор за рабами и борьба с разбоями и грабежами. Причем, их постам давалось указание не только охранять покой
Актуальные проблемы теории государства и права
населения, но и быть в курсе всех происшествий.
Общая численность городских когорт была ниже, чем преторианской гвардии, но действовали они намного эффективнее, особенно при усмирении городских волнений и уличных беспорядков. К тому же, в то время как преторианцы были втянуты во все внутридворцовые конфликты, а зачастую сами выступали их зачинщиками и активнейшими участниками, порядок в городе обеспечивался исключительно городскими (полицейскими) когортами. Свою эффективность они особенно ярко продемонстрировали во время массовых беспорядков в городе в 31 г., катализатором которых стало известие об опале префекта преторианской гвардии Сеяна. К 62 г. численность вигилов была доведена до семи когорт общей численностью свыше семи тысяч человек. Во главе каждой когорты стоял трибун.
Возглавлял деятельность специальной ночной полиции, подразделений, ведущих борьбу с пожарами, и расследовал все текущие городские происшествия префект вигилов (praefectus vigilum)6, который назначался из сословия всадников и являлся одним из самых высокопоставленных чиновников императорской администрации.
Общее руководство всеми полицейскими формированиями города, в том числе и вигилами, осуществлял глава городской администрации — префект Рима (praefectus urbis). Он избирался из сенаторов и обладал широкой компетенцией не только в сфере управления, но и в рассмотрении уголовных и гражданских дел. Префект города должен был защищать даже рабов, когда те обращались к нему с жалобами на невыполнение обещания хозяев по отпуску на волю за уже оплаченный выкуп, их жестокость, принуждение к разврату и т.п. Он лично отвечал также за истинный вес каждой рыночной гири — на них было выбито его личное имя. Полномочия префекта распространялись также на 150 км вокруг Рима; ему подчинялись 14 полицейских комиссаров, отвечавших за порядок в своих районах. Их помощниками были квартальные капитаны, офицеры сторожевых отрядов, а также многочисленная, но слабо контролируемая сеть агентов.
Служба в полицейских отрядах была престижной и относительно армейских частей высокооплачиваемой. К тому же имелась реальная перспектива дальнейшего продвижения и выходом в отставку после двадцатилетней (шестнадцатилетней) выслуги. Кроме того, с 24 г. н.э. шестилетняя (позднее — трехлетняя) служба в полицейских когортах давала право римского гражданства. Об особом отношении римлян к полицейской службе может свидетельствовать тот факт, что погибшие стражи порядка хоронились за общественный счет (funus publicum), а на их надгробьях выбивали надпись: «Погибли за
Отечество».
На остальной части Италии руководство регулярными полицейскими силами возлагалось на командира императорской гвардии. В италийских провинциях деятельность органов государственной власти по охране общественного порядка, а также по контролю за сбором налогов возглавлялась легатами, а в неиталийских провинциях — проконсулами (наместниками). В сальтусах — крупных императорских или частных имениях, располагавшихся на изъятых у провинциальных городов землях, полицейские функции выполнялись особыми прокураторами. Им подчинялись старосты отдельных хозяйств на территории сальтуса — вилики.
Позднее, при императоре Коммодии (180193 гг.), на основных торговых путях государства были созданы специальные полицейские подразделения для защиты граждан Рима от разбойников —«станции».
На рубеже III-IV вв. в ходе реформаторской деятельности императора Диоклетиана все полицейские силы были переданы в ведение начальника императорской канцелярии. В провинциях широкие судебно-полицейские функции получили специальные государственные чиновники. Прежде всего, ректоры, а также судьи по делам о ночных пожарах и по делам о снабжении продовольствием. В некоторых случаях они могли выносить даже приговоры к смертной казни.
В период поздней Империи (370 г.) на служащих полиции и городских чиновников по учету населения (magister census) была возложена задача наблюдения за молодыми людьми, прибывающими в Рим на учебу из провинций. Власти особо интересовало: прилежны ли учащиеся и не являются ли членами какой-либо недозволенной коллегии. В противном случае таких людей публично секли и с позором отправляли домой. Оставаться в городе по окончании учебы или по достижении 20-летнего возраста можно было только в особых случаях, иначе — принудительная высылка (М.Е. Сергеенко).
В императорский период в условиях бесконечных дворцовых интриг и переворотов деятельность специальных служб, призванных стоять на страже государственных устоев, чрезвычайно расширилась. В этой связи появились особые органы тайной полиции. Ее подразделения появились в аппарате префекта претория и начальника императорской канцелярии.
Так в древнеримском государстве с течением времени оформилась отлаженная и эффективно действующая система полицейских органов. Отработанная за века достаточно четкая полицейская система, решающая строго определенные задачи, в конечном счете явилась образцом для
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы теории государства и права
создаваемых впоследствии в европейских государствах подобных учреждений. Многие структурные элементы этой полицейской системы дошли и до наших дней.
1 Предполагалось, что принуждение к порядку должно осуществляться соразмерно с нарушением. «А так как одни из пороков излечимы, а другие — нет, то розги вразумляют тех, кого можно исправить, а секиры отсекают неисправимых». В дальнейшем стилизованное изображение фасции стало обозначением власти вообще, а в недавнем прошлом нередко встречалось в символах тех или иных государств.
2 Об этом говорит Г.С. Кнабе со ссылкой на Тацита. — См.: Кна-бе Г.С. Теснота и история в древнем Риме // Культура и искусство античного мира. — М., 1980. — С. 385-405.
3 Большинство римских улиц было не шире 4-5 м, а по бокам их возвышались дома в несколько этажей. Поэтому пожары всегда были самой страшной бедой для города. Возникнув в одном доме, огонь стремительно перебрасывался через эти узкие проходы на соседние здания. Так, вследствие недельного пожара 64 г., случившегося в правление Нерона (54-68 гг. н.э.), из четырнадцати районов города уцелело только четыре. А во время
трехдневного пожара 80 г. н.э. сгорело большинство еще сохранившихся древних зданий и храмов, библиотек, театров, бань и т.д. После этих трагических событий дома строили уже только из огнеупорного туфа без применения деревянных конструкций. При этом двум соседним зданиям запрещалось иметь общую стену. Кроме того, закон строго предписывал: «Все жильцы обязаны следить за тем, чтобы по небрежности их не возникло пожара; кроме того, каждый жилец должен держать в квартире воду» (Dig. I. 15. 3. 4). За нарушение этих распоряжений виновный мог быть наказан крупным штрафом или битьем палками.
4 Для борьбы с пожарами с середины II в. до н.э. стала использоваться водяная ручная помпа — machina Ctesibii, названая так по имени ее создателя.
5 Полиция также интересовалась времяпрепровождением римлян на ставших чрезвычайно распространенными в период раннего принципата клубах по интересам, которые назывались circuli (кружки). Обычно в этих дружеских компаниях люди обсуждали философские и литературные проблемы, сопровождая это веселой пирушкой. Нередко на них обсуждались и политические вопросы.
6 Какое-то время в первой половине III в. н.э. «неустанно бодрствующими» руководил один из величайших юристов — Модестин.
ДЕФЕКТЫ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ
С ПОЗИЦИЙ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
С.И. Кириллов,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского университета МВД РФ
Аннотация. Рассматриваются общетеоретические вопросы, связанные с понятием и классификацией дефектов правообразования, имеющих место как на концептуальной, так и на правотворческой стадии формирования права; в качестве методологической основы теоретического моделирования выступает структурно-функциональный подход, находящийся в рамках социологической юриспруденции.
Ключевые слова: формирование права; правообразование; правотворчество; дефекты права; правотворческие ошибки; концепция законопроекта; оптимизация правотворческой деятельности.
DEFECTS OF THE LOW WITH POSITION STRUCTURALLY FUNCTIONAL APPROACH
S.I. Kirillov, doctor of law, professor of faculty of criminal law and criminology the Moscow university of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation