УДК 351.744:342 © М. К. Алафьев, В. О. Зверев, К. М. Алафьев, 2020 DOI: 10. 24411 /1999-6241-2020-13016
12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Институт полицейских урядников: кадровый состав, функции, профессиональная подготовка
Алафьев Михаил Константинович \
доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и экологии. ORCID: 0000-0001-6074-4704. E-mail: alafev55@mail.ru
Зверев Вадим Олегович 2,
доктор исторических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики в деятельности ОВД.
ORCID: 0000-0002-5179-8599. E-mail: zverevoma@mail.ru
Алафьев Константин Михайлович 3,
старший инспектор Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России.
ORCID: 0000-0003-1256-712Х. E-mail: radioalafev@gmail.com 10мский государственный университет путей сообщения, 644046, Омск, пр. Маркса, 35, Россия 2 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия 3 ГУОООП МВД России, 119049, Москва, ул. Житная, 16, Россия
Реферат
Введение. Рассматривается вопрос создания института полицейских урядников как временной меры в политике коронной власти, связанной с переустройством сельской полиции в меняющихся социально-политических условиях страны. Внимание уделяется правовым основам комплектования, исполнения функциональных обязанностей, практике профессиональной подготовки лиц, занимающих должность полицейского урядника. Материалы и методы. Применялись системный, историко-сравнительный методы анализа законодательных актов, научной литературы, опубликованных статистических, справочных и интернет-материалов. Результаты и обсуждение. Временное положение о полицейских урядниках 1878 г. явилось правовой основой функционирования института урядников в период буржуазных реформ в России. Введение института урядников было направлено на повышение эффективности низового звена сельской полиции. Временное положение определяло лишь основное предназначение этого института и предоставляло право МВД самому устанавливать функциональные обязанности урядников. Обновляющаяся система набора, возросшие требования общества и власти к профессиональным качествам полицейских, открытие школ урядников способствовали организационному укреплению разрозненного штата, повышению профессиональной компетенции сельской полиции, ее профессионализации. Полицейские урядники образца 1878 г. закончили свое существование 11 марта 1917 г. в связи с упразднением Временным правительством деятельности царской полиции. Выводы. Выявлены основные предпосылки «временного» введения института урядников, связанные с отмиранием института сотских и десятских в 60-70-е гг. XIX в. Освещена правовая база организационного и кадрового обеспечения уездной полиции низшими исполнительными чинами. Проанализированы некоторые подходы МВД в деле повышения профессиональной компетенции урядников, в том числе через систему образованных в 1880-90-е гг. школ урядников.
Ключевые слова: временное положение; инструкции; коронная власть; реформа полиции; полицейский урядник;
десятские; сотские.
Для цитирования: Алафьев М. К., Зверев В. О., Алафьев К. М. Институт полицейских урядников: кадровый состав, функции, профессиональная подготовка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 3(82). С. 352-359. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13016
Основные положения
1. Раскрыты основные цели «временного» введения института полицейских урядников. Практика реформирования полиции 30-50-х гг. XIX в. обозначила вопрос о необходимости преобразований в самом низовом звене полицейской системы, куда согласно «Наказу чинам и служителям земской полиции» от 3 июня 1837 г. входили десятские и сотские, институт которых ко времени реформ 1860-х гг. себя окончательно изжил.
2. Дан анализ правовой базы организационного и кадрового обеспечения низшего состава сельской полиции. Временное положение о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, общему учреждению управляемых, утвержденное 9 июня 1878 г., предоставило министру внутренних дел по согласованию с шефом жандармов и министром юстиции устанавливать обязанности урядников, а также определило общую цель проведения реформы, а также
правила комплектования и функциональные обязанности урядников.
3. Освещены меры МВД и полицейских органов на местах по подготовке и повышению уровня профессионализма урядников. Организационной основой профессионального обучения нижних чинов сельской полиции стала ст. 4 Временного положения, которая условием «определения в должности» урядников выдвигала обязательное «испытание» уездным исправником в целях выявления из них «наиболее годных к полицейской службе».
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Реформирование полиции второй половины XIX в. — одно из направлений в государственной политике коронной власти по переводу России на буржуазные рельсы развития. Реформирование полицейской системы данного периода, прежде всего, играло важную роль в совершен-
ствовании практики комплектования и профессионализации нижних чинов сельской полиции — урядников. Предметом нашего рассмотрения стал вопрос создания института полицейских урядников как временной меры в политике коронной власти, связанной с переустройством сельской полиции в меняющихся социально-политических условиях страны. Внимание уделяется правовым основам комплектования, исполнения функциональных обязанностей, практике профессиональной подготовки лиц, занимающих должность полицейского урядника. Определены основные предпосылки «временного» введения института урядников, связанные с отмиранием института сотских и десятских в 60-70-е гг. XIX в. Освещена правовая база организационного и кадрового обеспечения уездной полиции низшими исполнительными чинами. Проанализированы некоторые подходы МВД в деле повышения профессиональной компетенции урядников, в том числе через систему образованных в 1880-90-е гг. школ урядников.
Целью послужило выявление правовых и организационных основ становления и функционирования института полицейских урядников в условиях проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в России.
Материалы и методы
Применялись системный, историко-сравнительный методы анализа законодательных актов, научной литературы, опубликованных статистических, справочных и интернет-материалов. Применяемые методы исследования способствовали обеспечению комплексного рассмотрения объекта изучения, позволили выявить процессы организационного и профессионального становления и развития института урядников в пореформенный период.
Результаты и обсуждение
Задачи обеспечения правопорядка в постсоветской России, как и в других странах современного мира [1], напрямую связаны с эффективностью функционирования правоохранительных органов, включая полицию. На всех этапах деятельности российской «профессиональной полиции» ее кадровый состав, уровень профессионализма были и остаются основными условиями соответствия запросам власти и общества в вопросах обеспечения правопорядка. Об этом свидетельствует рост интереса исследователей (Ч. Н. О. Ахмедов, Е. А. Кузьменко, С. Г. Куликова, А. П. Нахимов и др.) [2-5] к историческим аспектам «профессионализации» российской полиции. Изучение опыта отдельных институтов полицейской системы в различные периоды реформирования страны может играть важную роль в вопросах оптимизации деятельности полиции современной России, позволит проводить сравнительный анализ общих и отличительных черт в функционировании полицейских систем других стран [6; 7]. В связи с этим значительный интерес представляет институт полицейских урядников, начало функционирования которого положило Временное положение о полицейских урядниках, подписанное 9 июня 1878 г. Александром II. Согласно Временному положению в 46 губерниях Российской империи учреждение новых должностных лиц
диктовалось необходимостью «исполнить существовавший в организации уездной полиции недостаток низших исполнительных чинов, действующих постоянно в местах и находящихся в ближайшем соприкосновении с населением, но от сего независимых» [8, с. 7-8].
Следует отметить, что к началу реформ 1860-х гг. институт десятских и сотских, по оценкам многих губернаторов, основательно себя дискредитировал. Его составляли лица, не соответствовавшие предъявляемым требованиям, так как правительство не наблюдает в сотских желания искоренять злоумышленников. Были случаи, когда «крестьяне уходили в раскол, чтобы лишиться права быть избранным в общественную должность» [9, с. 175]. Отправление полицейских функций в сельской местности осложнило создание «великими реформами» новых органов крестьянского самоуправления в лице волостных старшин и сельских старост, которым вменялись многочисленные административно-полицейские функции, выполнявшиеся ранее десятскими и сотскими. К тому же численный состав выборных полицейских функционеров низового звена в начале 1870-х гг. оказался весьма внушительным: десятских — 224 497, сотских — 46 398, сельских старост — 100 176, волостных старшин — 9450 человек, тогда как четкого разграничения полномочий между ними законодательством проведено не было. Кроме того, полицейско-судебными правами наделялись мировые посредники, институт которых создавался на период проведения крестьянской реформы 1861 г.
Функционирование полиции во второй половине XIX в. предопределялось буржуазными преобразованиями 60-70-х гг., так как самые крупные реформы, менявшие организационные принципы и компетенцию кадров полиции, проводились в 1862-1880 гг. [10]. С отменой крепостного права дворянство утратило право собственности на крестьян, включавшее в себя и некоторые полицейские полномочия. В связи с этим потребовалась реорганизация уездной полиции.
25 декабря 1862 г. принимаются Временные правила обустройства полиции в городах и уездах губернии, в соответствии с которыми проведено объединение уездной и городской полиции. Главу уездной полиции — уездного исправника — назначало правительство. Полицейские функции в них стали выполнять становые приставы, нижними полицейскими чинами в уездах оставались сотские и десятские, избиравшиеся из числа крестьян. Однако встроить «феодальный полицейский механизм» в обновляемую систему «буржуазных общественных отношений» было сложно ввиду особенностей управления отдельными территориями, несовершенства нормативно-правовой базы, обострения социально-политической обстановки в стране. Преимущественно этими обстоятельствами можно объяснить, почему на данном этапе коронная власть ограничилась временными мерами переустройства уездной и сельской полиции, учредив новую полицейскую должность — полицейского урядника.
Как уже отмечалось, в 46 российских губерниях вводилось до 5 тыс. должностей полицейских урядников. Законодатель довольно ясно определил их право-
вое положение: «Полицейские урядники учреждались в помощь становым приставам, а также для контроля и руководства действиями десятских и сотских». Главная обязанность урядников формулировалась, на первый взгляд, весьма лаконично — «охранение безопасности лиц и имуществ, предупреждение и пресечение преступлений и проступков» [11, с. 15, 23]. Отнесенные законом к ведению МВД в губерниях урядники находились в подчинении губернаторов, в уезде — уездных исправников, в станах — становых приставов. Непосредственная работа с населением, большие территории уездов, их удаленность, значительный объем обязанностей, возлагавшихся на урядников, обусловливали достаточно высокие требования к уровню их профессиональной компетенции и моральным качествам.
С вступлением в силу Временного положения должность урядника становилась промежуточным звеном между становым приставом, назначавшимся преимущественно из дворян, и избиравшимися из крестьян десятскими и сотскими, многие из которых были «не способные к крестьянскому труду» и не пользовались авторитетом в своей общине. Лучшие же люди деревни старались избавиться от этой должности, вместе с тем и сами крестьяне в большинстве случаев не любили выбирать людей энергичных и деловых, опасаясь быть у них потом в подчинении.
По Временному положению законодатель признавал введение преимущественно конных урядников с правом МВД, по согласованию с министерством финансов и государственным контролем, назначать и пеших полицейских. Экономия на содержании лошадей предоставляла возможность МВД увеличить штат пеших урядников. Таким образом, к концу 1879 г. численный состав урядников увеличился еще на 550 человек. Первоначально эти должности комплектовались «вольнонаемными людьми», однако в соответствии с циркуляром министра внутренних дел от 20 июля 1881 г. «О порядке комплектования нижних чинов полиции» вольный найм дополнялся новым порядком замещения вакантных должностей. Как говорилось в документе, «господа губернаторы ежегодно, заблаговременно, до окончания летних лагерных сборов, после которых начинается увольнение людей из войск в запас, доставляют окружным штабам ведомости с показанием, сколько и в каком городе имеется вакансий полицейских служителей». Руководствуясь этим, командиры полков и других воинских формирований обязаны были осуществлять вызов желающих служить в той или иной местности. Отобранные таким образом кандидаты, «наиболее соответствующие по нравственности, усердию к службе и расторопности», по увольнении со службы отправлялись за счет казны в распоряжение тех полицейских управлений, «в ведение которых изъявили согласие поступить на службу» '. Должности полицейских урядников могли комплектоваться также унтер-офицерами и нижними чинами запаса армии «из числа образованных».
Значительный интерес вызывает их социальный состав на тот момент: 42% представлены «отпускными нижними чинами из числа податных сословий», 23% являлись выходцами неподатных сословий — 392 дворянского звания, 419 чиновников и их детей, 505 человек из духовного сословия, 16% — из крестьянского сословия, 10% — из мещан, 9% — прочие. Возрастной анализ свидетельствует о преобладании поступивших на службу лиц от 25 до 45 лет.
Введение института урядников предусматривало «административно-полицейское» упорядочение уездов. Последние, согласно Временному положению от 9 июня 1878 г., разбивались на «уряднические участки»: на уезд приходилось, как правило, около 11 участков. Значительная часть «уряднических участков» насчитывала от 5 до 10 тыс. человек; около 1700 участков — численностью от 10 до 20 тыс. человек. Аналогичная ситуация, характеризующая условия работы урядников на местах, складывалась с территориями самих участков. Достаточно сказать, что более чем в половине участков расстояние между границами составляло от 20 до 40 верст. В некоторых регионах страны, прежде всего на окраинах, ситуация с упорядочением уездов приобрела исключительный характер. Например, в северных губерниях расстояние между границами большинства участков было от 50 до 100, а в отдельных более 100 верст. В ряде сибирских губерний урядник должен был обслуживать до 40 тыс. кв. км с населением более 15 тыс. человек и более 50 населенных пунктов, что физически ограничивало возможности надлежащего исполнения обязанностей по должности.
По закону социальные гарантии урядников предусматривали жалованье и расходы на обмундирование не более 250 рублей в год, обеспечение жильем, отопление и освещение которого возлагались на обывателей. В зависимости от стоимости фуража в губерниях конным урядникам выделялось еще по 100 рублей на содержание лошади и ремонт шашки по 55 коп. в год [12, с. 12].
В отличие от центральной России, учреждение института урядников на окраинах страны шло с существенным отставанием. Например, к концу XIX в. институт урядников существовал лишь в 4 сибирских губерниях: Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской с числом урядников 406 человек. Только к лету 1902 г. институт урядников был введен в Сибири повсеместно.
Говоря об общественном резонансе по поводу учреждения института полицейских урядников, следует отметить, что в народе стало бытовать опасение, что вводимая должность урядника с наделением ее большими полномочиями не только функционально повысит эффективность полиции, но одновременно приведет к росту произвола, беззакония, подрыву доверия населения к власти. Тревожные опасения общества имели объективные обоснования, так как честных и профессионально грамотных урядников нельзя было скомплектовать «в том кругу, откуда они будут браться», и «контингент урядников на две трети будет состоять из отбросов общества и в умственном
1 Справочная книга для полицейских урядников. СПб., 1887. С. 18-19. 354 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Том 25, № 3(82)
и моральном отношении» [13, с. 20]. Обоснованность подобных опасений указывала и на низкий социальный статус должности урядника — низшего исполнительного чина полиции, выбравшего после демобилизации из армии полицейскую службу, где он был, как правило, рядовым или унтер-офицером.
Основной спектр функциональных обязанностей урядника, состоящий из 42 параграфов, содержался в Инструкции полицейским урядникам, подписанной министром внутренних дел 19 июля 1878 г. Согласно Инструкции обязанности полицейских предусматривали охрану общественного спокойствия (§ 5), надзор за соблюдением правил общественного благоустройства и благочиния (§ 12) посредством круглосуточного обхода и объезда своих участков, наблюдения и проверки караулов и ночных обходов в селениях (§ 18). Особое внимание в Инструкции уделялось наблюдению со стороны урядников за неблагонадежными и подозрительными лицами (§ 26), за проявлением действий и толков, направленных на подрыв в обществе «доброй нравственности и прав собственности» (§ 5). Ряд положений предписывал контроль за состоянием дорог, соблюдением правил охоты и рыбной ловли, пресечением незаконной вырубки леса, пожарной безопасности, охраны здоровья населения и др.
С введением института урядников МВД связывало большие надежды в пресечении конокрадства, в связи с чем им по Инструкции следовало «особый интерес проявлять» к людям, «слывшим в околотке конокрадами, следить за местами, в которых, по народной молве, производились сбыт и укрывательство краденых лошадей и скота» (§ 29) 2.
Как видно, характерной чертой обозначенных функций института урядников оставалась неопределенность компетенций, «всеохватность» деятельности, по отдельным регионам страны это было более выраженным. Например, урядники Сибири, наряду с предписанными инструкцией обязанностями, вынуждены был обеспечивать надзор за ссыльнопоселенцами, следить за состоянием дорог и безопасностью транспортировки товара по Сибирскому тракту, «понуждать население к экономической самостоятельности восточной окраины».
Сенаторские ревизии 1880-1881 гг., отзывы, поступавшие в МВД от губернаторов, различных должностных лиц, указывали на то, что деятельность полицейских урядников не в полной мере отвечала потребностям охраны правопорядка; справедливые нарекания поступали со стороны населения. МВД, проанализировав первоначальную практику института урядников, дало разъяснение «неблагополучному положению в их деятельности». Основными причинами признавались: обширный круг обязанностей; двойственность их назначения как помощников приставов и низших исполнительных чинов
полиции; «не точное определение их отношений к другим властям в уезде»; «весьма неудовлетворительный личный состав», отсутствие должной дисциплины.
В целях устранения отмеченных недостатков в деятельности полицейских урядников министром внутренних дел 28 июля 1887 г. была утверждена новая Инструкция полицейским урядникам, состоящая уже из 62 параграфов. В ней излагались общие обязанности урядников (§ 1-20), обязанности полицейских урядников по охране личной и имущественной безопасности, тишины, порядка и спокойствия (§ 21-33), по предупреждению и пресечению преступлений (§ 34-56) и особые обязанности полицейских урядников (§ 57-62).
Как видно, с вступлением в силу новой Инструкции обязанности полицейских урядников были не только конкретизированы, но и значительно расширены. Данное обстоятельство во многом объясняется усилившейся в стране политизацией общества, ростом социального недовольства крестьян, естественным приростом населения, повлекшим усиление нагрузки на полицейского служащего. По новой Инструкции, полицейские урядники «наблюдают... чтобы не распространялись среди народа... злонамеренные суждения и слухи»; «... не были распространяемы листовки, книги, картины и т. п. издания преступного содержания»; «... не допускать сходбищ и собраний и действий, противных тишине и спокойствию. не происходило буйства и беспорядка в публичных местах».
Особое внимание в Инструкции было уделено действиям полицейских урядников при обнаружении признаков преступления: «... к дознанию урядники приступают как по непосредственно усмотренным деяниям, так и по дошедшим до них о том заявлениям и сведениям» 3. На вверенных им территориях урядники продолжили нести ответственность за соблюдение правил противопожарной безопасности, состояние дорог, мостов и телеграфных столбов, предотвращение болезней и эпидемий; контролировали заготовку крестьянами дров на зиму, сена и других кормов для домашнего скота.
Выполняя основные должностные обязанности, урядник должен был руководствоваться рядом законов, уставов, инструкций, исходивших как из канцелярий центрального аппарата МВД, других министерств, так и из разного рода распоряжений губернских канцелярий. Так, действуя по предупреждению или пресечению преступлений, урядник руководствовался Уставом предупреждения и пресечения преступлений, по соблюдению мер санитарии — Уставом врачебным; по Уставу строительства урядник отвечал за «правильность построек в селениях и деревнях»; Лесной устав предписывал содействие борьбе с лесными пожарами, расследование: кто виновник и какова причина пожара 4. Уставом сельского хозяйства
2 Инструкция полицейским урядникам: на основании ст. 9 Высочайше утвержденного 9 июня 1878 г. Временного Положения о полицейских урядниках и по соглашении с Министром Юстиции и Шефом жандармов утверждена Управляющим Министерством Внутренних Дел 19 июля 1878 г. Пермь, 1878. С. 49.
3 Правящая Россия : полный сборник сведений о правах и обязанностях административных учреждений и должностных лиц Российской империи (от Государственного Совета до сельского старосты). СПб., 1904. Ч. 1. С. 517.
4 Свод законов Российской империи. Т. VIII, ч. I, ст. 403.
предусматривался надзор за соблюдением правил охоты. Во исполнение норм земельного законодательства уряднику приходилось контролировать чистоту сделок по земельным выкупам, информировать крестьян об изменениях в законодательстве пользования землей.
Анализ первоначальной деятельности урядников свидетельствует о том, что из-за чрезмерной обширности возложенных на них функций без замечаний со стороны полицейской и губернской властей исполнять обязанности было непросто. Много нареканий в адрес урядников исходило от сельских жителей. За неисполнение Инструкции, нерадение и медлительность в делах урядники призывались к ответственности: становые приставы как непосредственные начальники могли объявлять им замечания, выговоры, производить арест на срок до семи суток. Совершение ими серьезных проступков влекло их увольнение со службы, ответственность перед судом [14, с. 58].
Проблема подбора и профессиональной подготовки кадров полиции вызывала серьезную озабоченность у МВД Российской империи на протяжении всего периода его существования, но особую актуальность она приобрела во второй половине XIX в., когда полиция стала комплектоваться по принципу вольного найма. С этого времени у МВД появилась возможность отбора лиц, наиболее отвечавших условиям вакантной должности. Вместе с тем острой оставалась проблема профессиональной подготовки полицейских чинов, ликвидации их элементарной безграмотности. Как свидетельствуют материалы сенатора М. Е. Ковалевского, проводившего ревизию ряда губерний Урала и Поволжья в 1880 г., только треть губернских чинов полиции имела среднее образование, остальные — низшее и домашнее. Более низким был уровень образования полицейских уездного звена. Давая оценку урядникам, сенатор писал: «... трехлетний опыт деятельности урядников приводит к убеждению, что существующий контингент урядников по своему низкому уровню развития и по недостатку необходимых познаний не может оказывать существенной помощи становым приставам и заменять последних в производстве дознаний и руководстве сельской полиции» [15, с. 16].
Придавая большое значение профессиональному обучению урядников, в 1879 г. МВД подготовило карманную справочную книжку полицейского урядника, предназначавшуюся для вручения каждому полицейскому. Справочная книжка состояла из относящихся к деятельности урядника статей законов, извлечений из разного рода правил, инструкций, циркуляров с приведенными примерами решения различных ситуаций, с которыми мог столкнуться урядник на практике. В приложении книжки содержались образцы донесений руководству, судебным ведомствам, формы составления различных протоколов, актов и др.
Однако у руководства МВД было понимание, что издание справочника не могло решить проблему профессиональной подготовки института урядников. С начала введения института урядников на местах, по инициативе губернаторов и высокопоставленных полицейских
чиновников, стали создаваться школы для подготовки урядников.
В 1880 г. такая школа была открыта в Перми. Слушатели постигали основы законоведения, правильного толкования уставов, особенности ведения дознания. В качестве преподавателей выступали губернские чиновники, служащие суда, прокуратуры, полицейские руководители уездного звена. Однако следует отметить, что на рубеже конца XIX-начала XX вв. российское законодательство не предусматривало открытия полицейских школ, а в государственном бюджете отсутствовала соответствующая статья расходов. Из экономии бюджетных средств Министерство финансов не планировало расходы на создание полицейских школ, «так как это могло привести к росту государственных расходов». С 1887 г. по 1903 г. основными документами, связанными с вопросами профессиональной подготовки низшего звена сельской полиции, стали циркуляры МВД № 3153, 3021, 69, 8191, доклад МВД Александру III, записка министра МВД И. Н. Дурново на имя императора.
Основным содержанием этих документов являлась преимущественно информация о положительном опыте работы первых уряднических школ, тенденциях к организации новых и трудностях с открытием подобных курсов в других губерниях. Первый опыт в организации профессиональной подготовки чинов полиции низового звена на местах и те усилия, которые предпринимает руководство МВД в этом начинании, на словах получали одобрение у монарха.
К концу 1892 г. школы урядников функционировали уже в 23 губерниях, а к 1903 г. их стало не менее 35 [16]. Уровень образования, опыт практической работы обучаемых влияли на время подготовки в школах, которое варьировалось от полутора месяцев до полугода. От этого же зависели объем и содержание учебных программ. В губерниях начальники правоохранительных структур сами являлись разработчиками программ, наставлений, других учебных пособий для слушателей своих школ. Однако отсутствие должного организационно-методического руководства со стороны МВД, как следствие, ведомственной системы профессионального обучения сельских чинов полиции не могло не отражаться на качестве образовательного процесса и самом уровне подготовки урядников в этих школах [17; 18].
Только в 1913 г. МВД подготовило унифицированную программу обучения для школ полицейских урядников, что свидетельствовало о признании важности роли специальных учебных заведений в деле подготовки профессиональных кадров полиции низового звена. В циркуляре МВД по Департаменту полиции за № 14532 от 7 мая 1913 г. указывалась значимость открытия в Российской империи полицейских школ, наличия в программах подготовки обязательных «правового и специального разделов», ужесточение требований к кандидатам на службу и обучение. Как МВД, так и полицейское руководство на местах стали выпускать в свет циркуляры об отказе в приеме на службу в полицию малограмотных граждан. Усилились требования к кандидатам в полицейские школы:
они должны быть не старше сорока лет, иметь русское подданство. Вводились ограничения для находящихся под судом или следствием, уволенных в запас из штрафников, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям за последние два года. Одними из главных требований к претендентам на полицейскую службу ставятся их компетентность, профессионализм, неукоснительное выполнение должностных обязанностей.
С введением в 1913 г. единых программ в школах подготовки урядников расписания учебных недель предусматривали изучение теории и закрепление полученных знаний на практике, освоение особенной части уголовного и уголовно-процессуального права. Большое значение придавалось специальной подготовке. Так, при изучении сыскного дела будущим урядникам следовало усвоить, что такое полицейский сыск, научиться составлять протокол места происшествия, квалифицированно производить задержание подозреваемого, вести допрос свидетелей и др. В процессе обучения в школах урядников слушателей знакомили с публикациями журнала «Вестник полиции», на страницах которого российские полицейские делились практическим опытом по розыску преступников, профилактики и раскрытия преступлений. Большое внимание уделялось воспитанию у нижних чинов полиции честности и решимости в служебных действиях, вежливости, самообладания. Кроме того, через обучение им прививались преданность царю, беспрекословность в подчинении вышестоящему начальству, безупречность в поведении на службе и в личной жизни.
Таким образом, необходимость адаптации российской полиции к прогрессивным формам индустриального развития страны, криминализация общества на фоне обострения социально-политической обстановки заставили власть обратиться к проблемам профессионализации нижних чинов сельской полиции — урядников. Введение корпуса урядников, наряду с другими мерами, отразилось на сокращении массовых беспорядков в стране: если в 1879 г. было зафиксировано 43 случая массовых беспорядков в деревне, то в следующем году только 17 [19, с. 254].
Проводя аналогию с полицейскими системами других стран рассматриваемого периода, следует отметить, что процесс профессионализации нижних чинов полиции в России на примере урядников по хронологии совпадает с критериями подбора, организации профессионального обучения, унификации должностных обязанностей кадров полиции Франции, Германии, где к открытию полицейских учебных заведений приступили одними из первых в Европе.
Институт урядников 1878 г. функционировал до учреждения 5 мая 1903 г. уездной полицейской стражи: участковые урядники упразднялись, урядником же стал называться начальник волостного отряда полицейских стражников. В этом статусе полицейские урядники просуществовали до упразднения царской полиции в ходе февральских буржуазных преобразований 1917 г.
Выводы
1. Введение института урядников было направлено на повышение эффективности низового звена сельской полиции. Временное положение определяло основное предназначение этого института, предоставив право МВД самостоятельно формировать штаты, осуществлять подбор кадров и определять функциональные обязанности урядников.
2. Система вольного набора, возросшие критерии к личным и профессиональным качествам полицейских, открытие школ по подготовке урядников, в целом реализация Временного положения о полицейских урядниках способствовали организационному укреплению разрозненного штата, началу «профессионализации» кадров низшего звена полиции [20; 21] и, как следствие, повышению профессиональной компетенции сельской полиции.
Перспективы. В дальнейших исследованиях по предложенной проблематике возможным было бы рассмотрение вопросов, связанных с практикой правового механизма воздействия института урядников на сельское общество в условиях меняющегося социального статуса и расширения личных прав крестьянства, вызванных буржуазными реформами второй половины XIX в.
Список литературы
1. Густова Л. В., Чаянов С. Е. Полиция России и Великобритании: история становления и перспективы реформирования // Гражданин и право. 2012. № 1. С. 3-15.
2. Ахмедов Ч. Н. О. Конокрадство и роль полицейского урядника в борьбе с ним // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3(71). С. 21-27.
3. Кузьменко Е. А. Полицейские урядники в истории российской полиции // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития : сб. мат-лов междунар. науч.-теорет. конф. : в 2 т. СПб., 2017. Т. 1. С. 22-24.
4. Куликова С. Г. Полицейский урядник в жизни крестьянской России // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития : сб. мат-лов междунар. науч.-теорет. конф. : в 2 т. СПб., 2017. Т. 1. С. 123-126.
5. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Формирование первых школ по подготовке полицейских урядников (18791881 гг.): проекты и их реализация // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 1. С. 9-24.
6. Berliere J-M., Levy R. Histoire des polices en France. De l ancien regime a nos jours. Paris, 2011. 767 p.
7. Emsley C., Weinberger B. (dir) Policing Western Europe: Politics, Professionalism, and Public Order, 1850-1940. N.-Y., Westport, London, 1991. 251 p.
8. Цветков П. П. Полное руководство для чинов полиции и справочная книга для земских начальников, городских судей, волостных управлений и торгово-промышленных лиц. СПб., 1895. 336 с.
9. Анучин Е. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России, с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. СПб., 1872. 184 с.
10. Свечников Н. И. Правовые основы организации и деятельности уездной полиции Российской империи во второй половине XIX века // Наука. Общество. Государство. 2015. Т. 3, № 2(10). С. 16-25.
11. Гривачевский В. Сельская полиция // Вестник полиции. 1910. № 7. С. 15-23.
12. Ельсон А. Руководство для полицейских урядников. СПб., 1879. 257 с.
13. Муравьев Н. В. Инструкция чинам полиции округа С.-Петербурга по обнаружению и исследованию преступлений. Изд. 1-е. СПб., 1882. 127 с.
14. Тарасов И. Лекции по полицейскому (административному) праву. М., 1908. 615 с.
15. Ковалевский М. Е. Извлечение из всеподданнейшего отчета члена Государственного совета и сенатора Ковалевского по ревизии губерний Казанской, Уфимской и Оренбургской. СПб., 1887. 106 с.
16. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Некоторые проблемы становления профессиональной подготовки полицейских урядников // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 4. С. 9-26.
17. Евсеев С. В., Смирнов С. Н. Профессиональная подготовка полицейских урядников в Тверской губернии в конце XIX-начале XX века // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 4. С. 13-16.
18. Тюрин В. А. Должность полицейского урядника в России конца XIX-начала XX вв. (на материалах Среднего Поволжья) // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1-1(82). С. 211-215.
19 Борисов А., Малыгин А., Мулукаев Р. Три века российской полиции. М., 2016. 608 с.
20. Хакимов С. Х. Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 300-303.
21. Вакула И. М., Москаленко С. Г. Генезис регулярной полиции в России: особенности и исторический опыт // Философия права. 2018. № 3(86). С. 141-147.
Поступила 12.01.2020
UDC 351.744:342 © M. K. Alafiev, V. O. Zverev, K. M. Alafiev, 2020 DOI: 10. 24411 /1999-6241-2020-13016
12.00.01 State and Law Theory and History; History of Doctrines about Law and State
Institution of Village Police Constables: Personnel, Functions, Professional Training
Mikhail K. Alafiev \
associate-professor at the chair of Life Safety and Ecology. ORCID: 0000-0001 -6074-4704. E-mail: alafev55@mail.ru
Vadim O. Zverev 2,
Doctor of Sciences (in History), associate-professor, chief of the chair of Psychology and Pedagogy in Law Enforcement.
ORCID: 0000-0002-5179-8599. E-mail: zverevoma@mail.ru
Konstantin M. Alafiev 3,
senior inspector of the Main Directorate of Public Order Maintenance of the Russian Ministry of Internal Affairs.
ORCID: 0000-0003-1256-712X. E-mail: radioalafev@gmail.com
10msk State Transport University, 35 Marx st., Omsk, 644046, Russia 2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov st., Omsk, 644092, Russia 3 the Main Directorate of Public Order Maintenance of the Russian Ministry of Internal Affairs, 16 Zhitnaya st., Moscow, 119049, Russia Abstract
Introduction. The paper discuses the creation of the institution of village police constables as a temporary measure in the policy of the crown authorities related to the restructuring of the rural police in the changing socio-political conditions of the country. The focus is made on the legal basis for recruitment, performance of functional duties, and the practice of professional training of persons holding the position of a village police constable. Materials and Methods. The following methods were employed: systematic, historical and comparative methods of analyzing documents (legislative acts, scientific literature, published statistical, reference and Internet materials). Results and Discussion. The Provisional Regulation on village police constables of 1878 was the legal basis for the functioning of the Institute of village police constables during the bourgeois reforms in Russia. The introduction of the Institute of village police constables was aimed at improving the effectiveness of the lower ranks of the rural police. «Temporary status» defined only the main purpose of this institution, and gave the Ministry of Internal Affairs the right to determine the functional duties of the village police constables. The updated system, the increased requirements of society and government to the professional qualities of police officers, the opening of schools for village police constables contributed to institutional strengthening of the fragmented staff, the increased professional competence of rural police, its professionalization. Village police constables of the 1878 model had existed until March 11, 1917, due to the abolition of the tsarist police by the Provisional government. Conclusions. The main prerequisites for the «temporary» introduction of the Institution of village police constables, associated with the death of the Institute of sotniks and desyatniks in the 60s and 70s of the 19th century are established. The legal basis of organizational and personnel support of the County police by lower Executive ranks is highlighted. The article analyzes some approaches of the Ministry of Internal Affairs in improving the professional competence of village police constables, also through the system of village police constables' schools formed in the 1880s-90s.
Keywords: temporary regulations; instructions; crown authority; police reform; village police constable; desyatniks; sotniks.
Citation: Alafiev M. K., Zverev V. O., Alafiev K. M. Institution of Village Police Constables: Personnel, Functions, Professional Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 3(82). Pp. 352-359 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13016
References
1. Gustova L. V., Channov S. E. Police of Russia and Great Britain: the history of formation and prospects of reform. Citizen and Law. 2012. No 1. Pp. 3-15. (In Russ.)
2. Akhmedov Ch. N. On horse theft and the role of the village police constable in fighting it. Bulletin of the Saint Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2016. No 3(71). Pp. 21-27. (In Russ.)
3. Kuzmenko E. A. Village police constables in the history of the Russian police. State and law: evolution, current state, prospects of development. Collected materials of international scientific theoretical conference. In 2 vol. Vol. 1. St. Petersburg, 2017. Pp. 22-24. (In Russ.)
4. Kulikova S. G. Village police constable in the life of peasant Russia. State and law: evolution, current state, prospects of development. Collected materials of international scientific theoretical conference. In 2 vol. Vol. 1. St. Petersburg, 2017. Pp. 123-126. (In Russ.)
5. Nakhimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Formation of the first schools for training village police constables (1879-1881): projects and their implementation. Bulletin of the Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2019. No 1. Pp. 9-24. (In Russ.)
6. Berliere J-M., Levy R. Histoire des polices en France. De l ancien regime a nos jours. Paris, 2011. 767 p.
7. Emsley C., Weinberger B. (dir) Policing Western Europe: Politics, Professionalism, and Public Order, 1850-1940. N.-Y., Westport, London, 1991. 251 p.
8. Tsvetkov P. P. Complete guide for police officers and reference book for county council judges, volost administrations and commercial and industrial persons. St. Petersburg, 1895. 336 p. (In Russ.)
9 Anuchin E. Historical review of the development of administrative and police institutions in Russia, from the Establishment of the provinces in 1775 to the recent time. St. Petersburg, 1872. 184 p. (In Russ.)
10. Svechnikov N. I. Legal bases of the organization and activity of the district police of the Russian Empire in the second half of the 19th century. Science. Society. State. 2015. Vol. 3, No 2(10). Pp. 16-25. (In Russ.)
11. Grivachevsky V. Rural police. Bulletin of the Police. 1910. No 7. Pp. 15-23. (In Russ.)
12. Yelson A. Guide for police officers. St. Petersburg, 1879. 257 p. (In Russ.)
13. Muraviev N. V. Instructions to the police officers of St. Petersburg district on detection and investigation of crimes. 1st edition. St. Petersburg, 1882. 127 p. (In Russ.)
14. Tarasov I. Lectures on police (administrative) law. Moscow, 1908. 615 p. (In Russ.)
15. Kovalevsky M. E. Extract from the most detailed report of a member of the State Council and Senator Kovalevsky on the audit of the provinces of Kazan, Ufa and Orenburg. St. Petersburg, 1887. 106 p. (In Russ.)
16. Nakhimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Some problems of formation of professional training of village police constables. Bulletin of the Voronezh Institute of the Russian Ministry of internal Affairs. 2018. No 4. Pp. 9-26. (In Russ.)
17. Evseev S. V., Smirnov S. N. Professional training of village police constables in the Tver province in the late 19th — early 20th centuries. Education. Science. Scientific personnel. 2011. No 4. Pp. 13-16. (In Russ.)
18. Tyurin V. A. The post of a village police constable in Russia in the late 19th — early 20th centuries (on the materials of the Central Volga region). Bulletin of Samara State University. 2011. No 1-1(82). Pp. 211-215. (In Russ.)
19. Borisov A., Malygin A., Mulukaev R. Three centuries of the Russian police. Moscow, 2016. 608 p. (In Russ.)
20. Khakimov S.Kh. Initial steps of police training in pre-revolutionary Russia. Gaps in the Russian Legislation. 2011. No 6. Pp. 300303. (In Russ.)
21. Vakula I. M., Moskalenko S. G. Genesis of the regular police in Russia: features and historical experience. Philosophy of Law. 2018. No 3 (86). Pp. 141-147. (In Russ.)
Submitted 12.01.2020