Коваль П.М.
помощник депутата Государственной Думы РФ. Управление делами Губернатора Новосибирской области и
Правительства Новосибирской области
ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: гражданское общество, демократия, институт обращений граждан, социальный институт, правовое государство.
Гражданское общество, как социальный институт, представляет интересы и потребности населения, способствует развитию диалога между государством и обществом, а также транслирует мысли и идеи граждан органам политической власти. К сожалению, в настоящее время наблюдается невысокий уровень развития гражданского общества у нас в стране, на что повлиял ряд причин - общая пассивность населения, низкий уровень политической культуры, национальные традиции и другие.
Эффективность функционирования любого правового демократического государства зависит в первую очередь, от того, насколько грамотно выстроен диалог между органами государственной власти и обществом. Насколько власть готова идти на контакт, и насколько граждане готовы принимать активное участие в политической жизни.
Одним из институтов, способствующих развитию такого диалога и формированию более активной гражданской позиции населения, в частности, является институт обращений граждан. Его специфика заключается в том, что он находится как бы на стыке двух институтов - государства и гражданского общества. При этом некоторые авторы отмечают, что в современных условиях «гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами»1.
Как правило, выделяются две основные группы субъектов-участников института обращений граждан: лица, которые обладают непосредственным правом на подачу обращения (по сути, это представители разнообразных социальных групп), а также субъекты, которым адресовано данное обращение (органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, которые обязаны данное обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть и принять по нему необходимые меры)2.
С помощью обращений граждане информируют различные органы власти о существующих проблемах, представляют вопросы, которые требуют разрешения, а также обращают внимание на наиболее проблемные сферы жизни общества. В связи с этим И.В. Задорин отмечает, что «разнообразные формы гражданского участия возможны лишь в том случае, если у населения с властью устанавливаются не только вертикальные, иерархические отношения господства/подчинения, но и формируется режим горизонтальных, диалоговых отношений, построенных на фундаменте закона и права. От этого зависит диалогоспособность разных социальных акторов (от отдельных индивидов и социальных движений до институциональных игроков), их готовность к конструктивным формам взаимодействия»3.
Конкретизируя понятия института обращений граждан, стоит обратиться к классификации социальных институтов. О.В. Хомова и Е.А. Шуклина в статье «Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти» выделяют следующие критерии классификации социальных институтов4:
• По способу существования: институт-норма, институт-организация, институт-социальная практика.
• По природе возникновения института: государство как фундаментальный институт, неформальные практики.
• По сфере функционирования: политические, социальные, экономические, культурные, религиозные.
• По механизмам принуждения субъектов к исполнению правила: экономические, административные, правовые.
• По уровню формализации отношений: формальные, неформальные.
• По степени охвата социальных отношений: общие, локальные.
• По типу социальных отношений: традиционные, новые.
• По взаимосвязи институтов: базовые, вспомогательные.
1 Понятие гражданского общества. - http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-grazhdanskogoobshchestva.html
2
Хомова О.В., Шуклина Е.А. Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. - № 1. - С. 149.
3 Задорин И.В. Власть и общество в России: развитие взаимодействия и повышение эффективности гражданского участия. -http://www.zircon.ru/upload/iblock/ecc/ZIRCON+USAID_doklad-2010_afragmentiy_0310.pdf
4 Хомова О.В., Шуклина Е.А. Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. - № 1. - С. 151.
Институт обращений является как институтом-нормой, так и институтом-социальной практикой. Этот институт безусловно можно отнести к числу формальных институтов, так как данная система норм, скорее, спускается «сверху», чем является инициативой «снизу», от самой общественности. Институт обращений граждан является формальным и в том виде, в котором существует сейчас, без сомнения, достаточно новым для России. По степени охвата социальных отношений институт обращений является локальным, а по взаимосвязи институтов - вспомогательным, так как он, по сути, встроен в социальную структуру общества.
На данном этапе можно говорить о том, что институт обращений граждан в Российской Федерации сложился, ведь для него есть все необходимые условия существования. Это и сформированная социально-политическая сфера, и необходимые институциональные ресурсы, и сформировавшаяся социокультурная среда и т.д.
Деятельность института обращений граждан регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 и некоторые другие. В частности, в статье 33 Конституции РФ указано, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправле-ния»1.
Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.59 закрепляет непосредственно меры юридической ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан2.
Наиболее полно регулирует деятельность института обращений Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006. Он содержит и трактовку основных терминов, и процесс регулирования правоотношений, складывающихся при подаче обращений, и сам порядок рассмотрения обращений граждан и др.3
В Российской Федерации существует достаточно обширная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность рассматриваемого социального института. Безусловно, нельзя говорить, что правовое положение института обращений находится в идеальном состоянии и не нуждается в совершенствовании, однако основные моменты законодатель определил достаточно четко.
Несмотря на сложившиеся в обществе достаточно благоприятные условия для деятельности института обращений, существует ряд проблем в диалоге органов власти и граждан. Большая часть ответов на обращения граждан, как правило, содержит лишь выдержки из различных законов и не раскрывает сути ответа. Кроме того, зачастую, при ответе на обращение граждан, государственный служащий, работающий с ним, либо отвечает лишь на второстепенную составляющую вопроса, либо вовсе не отвечает по существу. Происходит это по различным причинам, таким как невысокий уровень квалификации, неумение работать с обращениями, непонимание роли обращений в формировании диалога население-власть и т.д.
Тем не менее, роль института обращений в формировании гражданского общества и, как следствие, правового демократического государства не может быть переоценена. Данный институт помогает гражданам непосредственно участвовать в жизни государства, решать вопросы, волнующие их, а также действовать на благо общества. Крайне важно продолжать совершенствовать правовую и организационную составляющую деятельности института обращений граждан в Российской Федерации с целью способствовать укреплению позиций гражданского общества.
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. - М., 1993. - 25 декабря, № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета. - М., 2001. - 31 декабря, № 256.
3 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. - М., 2006. - 5 мая, № 95.