Научная статья на тему 'Институт обращений граждан как инструмент формирования гражданского общества'

Институт обращений граждан как инструмент формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / демократия / институт обращений граждан / социальный институт / правовое государство
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт обращений граждан как инструмент формирования гражданского общества»

Коваль П.М.

помощник депутата Государственной Думы РФ. Управление делами Губернатора Новосибирской области и

Правительства Новосибирской области

ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: гражданское общество, демократия, институт обращений граждан, социальный институт, правовое государство.

Гражданское общество, как социальный институт, представляет интересы и потребности населения, способствует развитию диалога между государством и обществом, а также транслирует мысли и идеи граждан органам политической власти. К сожалению, в настоящее время наблюдается невысокий уровень развития гражданского общества у нас в стране, на что повлиял ряд причин - общая пассивность населения, низкий уровень политической культуры, национальные традиции и другие.

Эффективность функционирования любого правового демократического государства зависит в первую очередь, от того, насколько грамотно выстроен диалог между органами государственной власти и обществом. Насколько власть готова идти на контакт, и насколько граждане готовы принимать активное участие в политической жизни.

Одним из институтов, способствующих развитию такого диалога и формированию более активной гражданской позиции населения, в частности, является институт обращений граждан. Его специфика заключается в том, что он находится как бы на стыке двух институтов - государства и гражданского общества. При этом некоторые авторы отмечают, что в современных условиях «гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами»1.

Как правило, выделяются две основные группы субъектов-участников института обращений граждан: лица, которые обладают непосредственным правом на подачу обращения (по сути, это представители разнообразных социальных групп), а также субъекты, которым адресовано данное обращение (органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, которые обязаны данное обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть и принять по нему необходимые меры)2.

С помощью обращений граждане информируют различные органы власти о существующих проблемах, представляют вопросы, которые требуют разрешения, а также обращают внимание на наиболее проблемные сферы жизни общества. В связи с этим И.В. Задорин отмечает, что «разнообразные формы гражданского участия возможны лишь в том случае, если у населения с властью устанавливаются не только вертикальные, иерархические отношения господства/подчинения, но и формируется режим горизонтальных, диалоговых отношений, построенных на фундаменте закона и права. От этого зависит диалогоспособность разных социальных акторов (от отдельных индивидов и социальных движений до институциональных игроков), их готовность к конструктивным формам взаимодействия»3.

Конкретизируя понятия института обращений граждан, стоит обратиться к классификации социальных институтов. О.В. Хомова и Е.А. Шуклина в статье «Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти» выделяют следующие критерии классификации социальных институтов4:

• По способу существования: институт-норма, институт-организация, институт-социальная практика.

• По природе возникновения института: государство как фундаментальный институт, неформальные практики.

• По сфере функционирования: политические, социальные, экономические, культурные, религиозные.

• По механизмам принуждения субъектов к исполнению правила: экономические, административные, правовые.

• По уровню формализации отношений: формальные, неформальные.

• По степени охвата социальных отношений: общие, локальные.

• По типу социальных отношений: традиционные, новые.

• По взаимосвязи институтов: базовые, вспомогательные.

1 Понятие гражданского общества. - http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-grazhdanskogoobshchestva.html

2

Хомова О.В., Шуклина Е.А. Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. - № 1. - С. 149.

3 Задорин И.В. Власть и общество в России: развитие взаимодействия и повышение эффективности гражданского участия. -http://www.zircon.ru/upload/iblock/ecc/ZIRCON+USAID_doklad-2010_afragmentiy_0310.pdf

4 Хомова О.В., Шуклина Е.А. Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. - № 1. - С. 151.

Институт обращений является как институтом-нормой, так и институтом-социальной практикой. Этот институт безусловно можно отнести к числу формальных институтов, так как данная система норм, скорее, спускается «сверху», чем является инициативой «снизу», от самой общественности. Институт обращений граждан является формальным и в том виде, в котором существует сейчас, без сомнения, достаточно новым для России. По степени охвата социальных отношений институт обращений является локальным, а по взаимосвязи институтов - вспомогательным, так как он, по сути, встроен в социальную структуру общества.

На данном этапе можно говорить о том, что институт обращений граждан в Российской Федерации сложился, ведь для него есть все необходимые условия существования. Это и сформированная социально-политическая сфера, и необходимые институциональные ресурсы, и сформировавшаяся социокультурная среда и т.д.

Деятельность института обращений граждан регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 и некоторые другие. В частности, в статье 33 Конституции РФ указано, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправле-ния»1.

Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.59 закрепляет непосредственно меры юридической ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан2.

Наиболее полно регулирует деятельность института обращений Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006. Он содержит и трактовку основных терминов, и процесс регулирования правоотношений, складывающихся при подаче обращений, и сам порядок рассмотрения обращений граждан и др.3

В Российской Федерации существует достаточно обширная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность рассматриваемого социального института. Безусловно, нельзя говорить, что правовое положение института обращений находится в идеальном состоянии и не нуждается в совершенствовании, однако основные моменты законодатель определил достаточно четко.

Несмотря на сложившиеся в обществе достаточно благоприятные условия для деятельности института обращений, существует ряд проблем в диалоге органов власти и граждан. Большая часть ответов на обращения граждан, как правило, содержит лишь выдержки из различных законов и не раскрывает сути ответа. Кроме того, зачастую, при ответе на обращение граждан, государственный служащий, работающий с ним, либо отвечает лишь на второстепенную составляющую вопроса, либо вовсе не отвечает по существу. Происходит это по различным причинам, таким как невысокий уровень квалификации, неумение работать с обращениями, непонимание роли обращений в формировании диалога население-власть и т.д.

Тем не менее, роль института обращений в формировании гражданского общества и, как следствие, правового демократического государства не может быть переоценена. Данный институт помогает гражданам непосредственно участвовать в жизни государства, решать вопросы, волнующие их, а также действовать на благо общества. Крайне важно продолжать совершенствовать правовую и организационную составляющую деятельности института обращений граждан в Российской Федерации с целью способствовать укреплению позиций гражданского общества.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. - М., 1993. - 25 декабря, № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета. - М., 2001. - 31 декабря, № 256.

3 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. - М., 2006. - 5 мая, № 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.