АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Е.С. Соколов, магистрант Ю.П. Высоцкая, магистрант
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Россия, г. Калининград)
Аннотация. В настоящей статье представлены актуальные для науки административного права вопросы административной юрисдикции. Основное внимание уделено проблеме сущности и плюрализма мнений среди отечественных авторов относительно определения административной юрисдикции. Также анализируется содержание (формы) административной юрисдикции по законодательству Российской Федерации. В результате проведенной работы выделено наиболее актуальное определение понятия «административная юрисдикция», раскрыты ее сущность и содержание (путем перечисления входящих в нее форм административных производств).
Ключевые слова: административное право, административный деликт, производство по делам об административных правонарушениях, административная юрисдикция, правовое государство, юрисдикционные производства.
Правовое государство является идеальной конструкцией, которая заключается в том, что высшую ценность составляют права и свободы человека и гражданина, признаваемые, соблюдаемые и защищаемые государственным образованием. Согласно ст. 1 основного закона нашей страны - Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): Российская Федерация (Россия) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Для правового государства характерно четкое регулирование при помощи юридических норм формирования и порядка, в котором осуществляет свою деятельность «административная ветвь государственной власти». В этом плане административное законодательство и постоянный процесс его совершенствования будет являться основным фактором построения правового государства и рычагом развития общественных отношений. В объективной реальности нередки случаи нарушений прав и свобод. Подобного рода деяния теорией права именуются как правонарушения. В качестве вида правонарушений выделяют
административные правонарушения, которые согласно действующему законодательству - Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (далее - КоАП РФ) определяются как противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые законом установлена соответствующая ответственность.
Эффективность защиты общественных отношений ставится в прямую зависимость от деятельности государства по противодействию нарушению законов. С данной целью государство устанавливает ответственность за совершение подобных деяний, создает систему органов административной юрисдикции (субъектов административной юрисдикции). Весомый вклад в данный процесс был внесен КоАП РФ, который был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002. Новый КоАП РФ впервые предоставил субъектам Российской Федерации возможность устанавливать региональных субъектов административной юрисдикции.
Несмотря на то, что административная юрисдикция и ее субъекты являются актуальными объектами исследований, по поводу определения данного понятия не кончаются распри и споры между исследова-
телями. Начало этого процесса следует относить послереволюционному периоду (советский период). С начала прошлого века идет нескончаемая дискуссия между учеными. Многие советские ученые исследовали данное понятие, примером таких исследований могут послужить труды: Шергина А.П., Манохина В.М., Застрож-ной ОК., Козлова Ю.М., Коренева А.П., Лазарева В.В. Труды советской школы принесли не только положительные результаты в вопросе сущности административной юрисдикции, но и активно повлияли на правоприменительную практику. Кобзарь-Фролова М.Н. подмечает, что в отличие от фундаментального характера работ советской школы современные исследователи рассматривая проблемы административной юрисдикции, наибольшее внимание уделяют вопросам административной ответственности, административной деликтности, конфликтам отношений (Д.Н. Бахрах, ИИ. Веремеенко, И.А. Гала-ган, А.Е. Лунев, М.В. Костенников, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, М.Я. Саввин, М.С. Студеникина, А.П. Шергин, О.М. Якуба и другие) [1, с. 138].
Понятие административной юрисдикции не имеет определения в действующем законодательстве. Данный факт и вызывает плюрализм мнений в данном аспекте, который опосредуется сложностью исследуемого объекта. Кобзарь-Фролова М.Н. отмечает, что отчасти эту ситуацию возможно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, как и гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях [1, с. 139].
Современные исследователи также по-разному рассматривают явление административную юрисдикцию. Так, В.В. Денисенко понимает под административной юрисдикцией подведомственность и компетенцию по осуществлению правоприменительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного
самоуправления, включающая в себя юрисдикционные производства [2, с. 5]. В качестве данных производств автором называются: производство по делам об административных правонарушениях (при наличии административного правонарушения); производство по жалобам (выделяется на основании принятия федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»); согласительное производство (данное производство стало возможно выделить по причине принятия Конституции РФ, в ст. 85 которой закреплена возможность применения согласительных процедур Президентом Российской Федерации).
Точку зрения Денисенко В.В. поддерживают Позднышов А.Н. и Михайлов А.А., которые рассматривают административную юрисдикцию как подведомственность и компетенцию по осуществлению, а также само осуществление правоприменительной, правоохранительной государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях государственными органами и органами местного самоуправления [3, с. 8]. Предполагается, что такая дефиниция не вполне соответствует содержанию данного понятия. Авторами не учтено, что рассмотрение дел об административных правонарушениях возможно не только квазисудебными органами, но и судьями. Такой вывод следует из содержания глав 22 и 23 КоАП РФ. Далее Денисенко В В., Позд-нышов А.Н. и Михайлов А.А. игнорируют тот факт, что количество производств ад-министративно-юрисдикционной деятельности указанных в его исследовании не ограничивается производствами, имеющими ограничительный (принудительный характер).
В данном контексте следует учитывать мнение Пановой И.В., которая включает в содержание административной юрисдикции, помимо ранее названных, следующие виды производств: исполнительное (деятельность по исполнению актов с применением мер принуждения); администра-
тивно-процессуальное (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не являющихся мерами ответственности); дисциплинарное [4, с. 117].
Головко В.В. же предлагает понимать административную юрисдикцию в ее широком смысле как установленную законом или иными нормативными правовыми актами совокупность полномочий соответствующих государственных или муниципальных органов регулировать общественные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера [5, с. 7]. Автор также предлагает дополнить производства, названные ранее, включая в их состав: нормотворческое производство; правонаделительное производство (регистрационное, разрешительное и тому подобное); производство по возмещению причиненного ущерба [5, с. 8].
В свою очередь, Минашкин А.В. утверждает, что данным понятием следует считать особого рода деятельность органов исполнительной власти и иных уполномоченных органов по рассмотрению административных дел, споров и коллизий, а также, в случае необходимости, по применению соответствующих юридических санкций [6, с. 152]. Поддерживая Минашки-на А.В., Салищева Н.Г. определяла административную юрисдикцию как установленную законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке [7, с. 17].
Дополняя предыдущих авторов, Д.Н. Бахрах отмечает, что она (административная юрисдикция) чаще всего опреде-
ляется как юрисдикционная деятельность административных органов на основе административно-процессуальных норм [8, с. 10].
Некоторые авторы (Р.Э. Байтеряков, Д.В. Карпухин, М.В. Комиссарова) настаивают на том, что административную юрисдикцию следует рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности исполнительных органов публичной власти, подзаконного, правоприменительного, правоохранительного характера, осуществляемую в рамках таких законодательно закрепленных адми-нистративно-юрисдикционных производств, как:
а) разбирательство споров;
б) применение мер административного принуждения;
в) деятельность по исполнению государственного принуждения, и выполняющая функции охранительную, воспитательную, регулятивную [9, с. 79].
Таким образом, стоит понимать под административной юрисдикцией установленную законодательством государства совокупность полномочий, соответствующих государственных или муниципальных органов регулировать общественные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера. В качестве содержания (форм) административной юрисдикции можно выделить: производство по делам об административных правонарушениях; производство по жалобам; согласительное производство; исполнительное производство; административно-процессуальное производство; дисциплинарное производство; нормо-творческое производство; правонадели-тельное производство; производство по возмещению причиненного ущерба.