Научная статья на тему 'Защита прав потребителей медицинских услуг'

Защита прав потребителей медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2919
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ПАЦИЕНТА / ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТА / PATIENT RIGHTS / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / MEDICAL SERVICES / ЖАЛОБА ПАЦИЕНТА / PA TIENT COMPLAINT / PROTECTION OF PATIENT RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микрюков А.В., Мозалев Алексей Станиславович, Ходырева Л.А., Дударева А.А.

Проанализированы наиболее характерные особенности пра вового регулирования отношений в сфере здравоохранения, а также изучены формы и методы защиты прав потребителей медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Микрюков А.В., Мозалев Алексей Станиславович, Ходырева Л.А., Дударева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTING THE RIGHTS OF CONSUMERS OF HEALTH SERVICES

In this article we analyzed the most characteristic features of legal regulation of relations in the sphere of public health, as well as studied the forms and methods of protecting the rights of consumers of medical services.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей медицинских услуг»

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

А.В. Микрюков, А.С. Мозалев, Л.А. Ходырева, А.А. Дударева

Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы

Проанализированы наиболее характерные особенности правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, а также изучены формы и методы защиты прав потребителей медицинских услуг.

Ключевые слова: права пациента, .защита прав пациента, медицинские услуги, жалоба пациента

PROTECTING THE RIGHTS OF CONSUMERS OF HEALTH SERVICES

A.V. Mikryukov, A.S. Mozalev, L.A. Khodyreva, A.A. Dudareva

Research Institute of Health Organization and The Medical Management of the Moscow City Health Department

In this article we analyzed the most characteristic features of legal regulation of relations in the sphere of public health, as well as studied the forms and methods of protecting the rights of consumers of medical services.

Keywords: patient rights, protection of patient rights, medical services, patient complaint

Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан [1].

Защита прав пациента — комплексная система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях фактической реализации прав пациента и преодоления препятствий, стоящих на пути его интересов [2].

Конкретизация нормы права, регламентирующей оказание медицинской помощи (медицинских услуг), необходима и пациенту, и врачу [3]. В соответствии с Конституцией РФ каж-

дый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Эти способы защиты должны быть направлены на пресечение правонарушения, устранение его последствий, а также воздействие на правонарушителя [4].

21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон об основах охраны здоровья граждан), который направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения [2].

В зависимости от того, какого рода нарушения прав пациента допущены и какие в связи с этим наступили последствия, в правоотношения, возникающие по поводу привлечения к юридической ответственности правонарушителя, могут вступать одновременно несколько сторон [5]:

— потребитель медицинской услуги — пациент;

— производитель медицинской услуги — медицинская организация как самостоятельное лицо и (или) конкретный медицинский работник;

— территориальный фонд ОМС, страховая медицинская организация — как лица, на которые договорными и (или) правовыми нормами возложена обязанность обеспечивать контроль качества медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС и защищать права застрахованных граждан;

— государство в лице соответствующих органов, наделенных властными полномочиями как гарант соблюдения прав граждан.

Среди наиболее часто встречающихся видов нарушений прав пациента можно выделить:

1. Нарушение права на оказание медицинской помощи надлежащего объема и качества.

2. Необоснованный отказ от оказания медицинской помощи.

3. Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, не повлекшие причинение вреда здоровью.

4. Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, повлекшие причинение вреда здоровью или смерть пациента.

Пациент как потребитель медицинских услуг вправе самостоятельно выбирать досудебную или судебную формы защиты своих прав. В соответствии с требованиями Конституции РФ, Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иных нормативных правовых актов граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям предприятий независимо от форм собственности, кото-

рые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленные законом сроки. Решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суде.

Таким образом, пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа (исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, Территориального фонда ОМС и пр.), общественной организации, должностного лица (лечащего врача, заведующего структурным подразделением медицинской организации, главного врача медицинской организации), нарушающего его права к вышестоящим в порядке подчиненности, что предполагает административный порядок разрешения возникшей конфликтной ситуации [6—8].

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица рассматривают обращение пациента в течение 30 дней с даты регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления [6].

По результатам рассмотрения жалобы должно быть принято решение: удовлетворить жалобу; обоснованно отказать в ней полностью либо в части; передать жалобу на рассмотрение по компетенции другому органу (решение о передаче должно быть принято в срок до 5 дней).

Жалоба в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу может быть подана самим пациентом, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе пациента — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации (например, общества защиты прав потребителей медицинских услуг), трудового коллектива и др.

Результатом рассмотрения обращения пациента или его представителя в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицом может являться:

— признание права пациента;

— восстановление права пациента;

— прекращение действий, нарушающих права пациента;

— привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении, несоблюдении прав пациента с учетом норм трудового законодательства.

Основанием применения досудебного порядка рассмотрения споров является факт нарушения прав пациента, причинения ущерба жизни и здоровью, сопровождаемый требованием пациента к администрации медицинской организации (врачу частной практики) об устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской услуги.

Объективно подходя к вопросу административного способа защиты прав, пациенту нужно понимать, что у данного способа имеются как достоинства, так и недостатки [6, 7].

Преимущества: 1) наличие различных форм жалоб и способов их передачи; 2) доступность и простота процедур; 3) возможность рассмотрения жалоб специалистами в конкретной сфере; 4) оперативность реагирования.

Среди недостатков административного обжалования можно указать: 1) слабое законодательное регулирование порядка, процедур, а также ответственности должностных лиц, рассматривающих жалобы; 2) наличие ведомственной заинтересованности; 3) сложность исполнения решений; 4) игнорирование данного способа негосударственными организациями и частными предпринимателями.

Вместе с тем обращение с жалобой не исключает права пациента одновременно обратиться с иском в суд по тому же вопросу. Такое же право сохраняется за пациентом и в том случае, если он не получил ответа на предъявленные им требования либо полученный ответ не удовлетворил его.

В дополнение к вышеизложенному пациент может воспользоваться возможностью личного приема у руководителя вышестоящей инстанции.

Опыт таких обращений показывает весьма эффективное и быстрое решение спорных ситуаций.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения подлежат регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 г.

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

В целом административной формы защиты прав пациента в государственных и негосударственных медицинских организациях не отличается. В государственных медицинских организациях административная форма защиты прав пациента имеет в случае спора ряд преимуществ: отсутствие возможности проигнорировать обращение пациента; возможность истребовать медицинские документы на досудебном этапе; возможность передачи дела в суд, минуя подачу искового заявления в суд потребителем некачественной медицинской услуги [6].

Претензионный порядок является частным случаем (хотя и самой распространенной формой защиты) досудебного порядка урегулирования спора. Это одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами до передачи дела в суд. Порядок претензионного урегулирования споров состоит в следующем: предполагаемый будущий истец направляет (предъявляет) предполагаемому будущему ответчику требование (чаще всего оформленное в виде претензии) об исполнении лежащей на нем материально-правовой обязанности и ждет ответа в срок, установленный законом или соглашением сторон. Предполагаемый будущий ответчик вправе (а иногда и обязан) дать ответ на претензию в установленный срок. Претензия представляет собой требование к медицинской организации о добровольном устранении нарушений прав пациента.

Такое требование должно быть предъявлено в письменной форме, подписано пациентом или его законным представителем.

Могут быть предъявлены следующие виды требований (претензий):

— о возмещении морального вреда;

— о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента;

— о возмещении вреда по случаю потери кормильца;

— о возмещении расходов по устранению недостатков медицинской услуги.

В претензии в обязательном порядке следует указать фамилию, имя, отчество, адрес пациента, наименование медицинской организации, к которой предъявляется претензия, дата предъявления, обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие требования пациента, требования заявителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке. В претензии также указываются ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, перечень прилагаемых документов, иные сведения, которые пациент считает существенными. Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя медицинской организации. В нем указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии указываются обоснованные мотивы отказа.

Мировое соглашение сторон представляет собой одну из форм свободного волеизъявления сторон, один из способов добровольного урегулирования спора сторонами без применения государственного принуждения. Совершая конкретные действия по досудебной подготовке, необходимо довести до сведения предполагаемого ответчика (медицинской организации) информацию о передаче спора на рассмотрение суда. Ответчику направляется копия искового заявления. Судебная практика показывает, что зачастую ответчик (медицинская организация), не дожидаясь вынесения судебного решения, идет на урегулирование спора в добровольном порядке.

Мировое соглашение может совершаться как на досудебном этапе, так и при осуществлении судебной защиты права (внесудебные и судебные мировые соглашения). Субъектами мирового соглашения чаще всего являются граждане, а также граждане и юридические лица, между которыми возник спор.

Мировые соглашения могут совершаться через представителя, право которого заключать мировое соглашение должно быть специально оговорено в доверенности (ст. 54 ГПК РФ) [9]. Судебная защита интересов требует немалых де-

нежных затрат, знания процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. В связи с этим часто используются альтернативные способы разрешения споров.

В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейском суде ст. 11 ГК РФ) [9].

При рассмотрении споров по вопросам такой узкоспециализированной сферы человеческой деятельности как здравоохранение, медицинское страхование особое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон. В целях осуществления наиболее эффективной защиты законных прав и интересов застрахованных граждан представляется целесообразным создание специализированных постоянно действующих третейских судов по рассмотрению споров, возникающих в системе здравоохранения [10]. Судебный порядок урегулирования споров применяется при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между медицинскими организациями, другими юридическими лицами — участниками ОМС (арбитражные споры), и рассмотрении споров, возникающих между пациентом и медицинской организацией (гражданские споры) [10].

Заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к досудебной процедуре урегулирования споров. Возможно также обращение в суд, после предварительного рассмотрения спора в досудебном порядке или в третейском суде, при несогласии одной из сторон с результатами такого рассмотрения. Действующее законодательство предусматривает две основные процедуры для защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.

Во-первых, это производство, возникающее из административно-правовых отношений. Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба пациента, обращенная к компетентному судебному органу [10].

В соответствии с ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. №21-ФЗ. «Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов,

в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами» [5].

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом (ст. 141) [5]. Пациент вправе в принудительном порядке через суд взыскать с виновной стороны убытки, вызванные нарушением его прав, потребовать возмещения вреда, причиненного его здоровью, а также получить компенсацию за моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями из-за неправомерного поведения или действия медицинских работников. Защитить нарушенные права пациент может самостоятельно или с помощью своего представителя. Самостоятельно защищать свои права могут совершеннолетние и дееспособные граждане-пациенты. Права и интересы несовершеннолетних моложе 15 лет и недееспособных защищают их законные представители — родители, усыновители или опекуны [10]. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными.

В соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса РФ на требования по возмещению вреда, причиненного здоровью, исковая давность не распространяется. Однако ущерб, причиненный гражданину, может быть взыскан не более чем за трехлетний срок с момента предъявления иска. Срок исковой давности по искам о возмещении убытков, взыскании неустойки установлен в три года. Начало течения срока исковой давности оп-

ределяется нормами ст. 200 ГК РФ. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Следует помнить, что гражданин полностью освобожден от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением его прав, т.е. госпошлина не может быть с него взыскана ни при каких обстоятельствах, даже в случае проигрыша дела [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье — это неотчуждаемое первостепенное благо личности, без которого в той или иной степени утрачивают значения другие блага. Конституция РФ гарантирует право на охрану здоровья своих граждан [11].

За последнее время Правительство Российской Федерации планомерно проводит социально-ориентированную политику, направленную на развитие здравоохранения. Принятие Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стало заметным событием в общественной жизни и в частности в области охраны интересов пациента. Данный закон напрямую регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан.

С целью усиления позиции защиты прав потребителей медицинских услуг Российской Федерации необходимо развивать институты и механизмы защиты прав пациента, упрощать процедуры рассмотрения обращений пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей». Доступно по : http ://www. consultant .ru/document/cons_doc_ LAW_305/. Ссылка активна на: 15.05.2016.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от

29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2016). Доступно по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на: 15.06.2016.

3. Помазкова С.И. Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство в контексте законодательства о защите прав потребителей. Юридический мир. 2012; 12: 48—51.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в «Собрании законодательства РФ», 03.03.2014, № 9, с. 851.

5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (ред. от 15.02.2016). Доступно по: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200853& fld=134&from=176147-0&rnd=214990.42510788157 15996&. Ссылка активна на: 15.06.2016.

6. Закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_59999/. Ссылка активна на: 15.06.2016.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012; 9. Доступно по: http:// www. consultant .ru/document/cons_doc_LAW_131885/. Ссылка активна на: 15.06.2016.

8. Иванова Л.В. Административное обжалование нарушений прав и свобод граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Автореф. дис. ... к.ю.н. Омск, 2005. 16 с.

9. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 08.05.2009 №39-Ф3). Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http: //www. pravo. gov.ru — 05.05.2014.

10. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И.. Медицинское право: учебное пособие. 2009. С. 180.

11. Шленева Е.В. Основное содержание права человека на охрану здоровья. Право и жизнь. 2001; 42: 113—128.

Сведения об авторах

Мозалев Алексей Станиславович — канд. мед. наук, старший научный сотрудник НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы. 115184, Москва, Большая Татарская улица, д. 30. Тел. + 7 (495) 951-20-54. E-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru

About the author

Mozalev Aleksey Stanislavovich, PhD, Senior Research Fellow, Research Institute of Health Organization and The Medical Management of the Moscow City Health Department 115184, Moscow, 30 Bolshaya Tatarskaya St. Tel. + 7 (495) 951-20-54. E-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.