объект-* АреНДНаЯ
Арендатор ^-агент— Платит
плата
адресат
1
Арендодатель
Рис. 2
Кроме выделенных агента, объекта и адресата в этой модели предусмотрена возможность представления условия, цели, места, времени и многих других характеристик действия, поэтому приведенная форма интерпретации входного предложения позволяет представить практически любое событие или факт, связанные с арендными правоотношениями.
В качестве математической (логико-алгебраической) модели была выбрана реляционная алгебра [3]. Таким образом, любой факт, любое действие из указанной ПО можно представить в виде отношения. Например, отношение “обязанности арендодателя” (Оал) будет выглядеть следующим образом:
Оал ( Действие Объект Адресат)
Благодаря реляционной модели возможно использование аппарата реляционной алгебры, формулирование различных запросов к системе.
С помощью различных систем управления базами данных (СУБД) с этими отношениями можно манипулировать. Это легло в основу построения информационно-советующей системы, реализующей модель правоотношений по аренде на основе гражданского законодательства.
Данная модель является достаточно простой, так как в ней не рассматриваются такие понятия, неразрывно связанные с реляционной алгеброй как а-язык, реляционное исчисление, процедура редукции. Применение этих сущностей к гражданскому законодательству является объектом более глубокого исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч 2. М.: Инфра-М, 1996. 352 с.
2. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, М.: Инфра-М, 1996. 536 с.
3. Л. Т. Кузин. Основы кибернетики. Т. 2. Основы кибернетических моделей, М.: Энергия, 1979. 584 с.
Часнык К. А., Совгир Ю. М.
ИНСТИТУТ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Процессы в сфере информатизации во многом определяются спецификой возникающих здесь общественных отношений, которые весьма различны по своему содержанию. В последнее время особое внимание уделяется регламентации общественных отношений, возникающих в сфе-
предоставить
производить
предупредить
имущество капремонт права третьих лиц
арендатор
имущество
арендатор.
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
ре деятельности средств массовой информации. Федеральным законодательством предусмотрен различный правовой режим для особого вида информации — массовой информации, к которой относятся предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Массовая информация, к которой относят и электронную информацию, функционирует в различных организационно-технологических средах. Аккумуляция, использование и распространение информации на электронных носителях, реализация гражданами конституционных информационных прав на юридическую защиту персонифицированных данных влечет за собой возникновение или прекращение информационных отношений. Второй стороной таких отношений являются полномочные государственные органы, обеспечивающие защиту специализированных информационных систем (ИС) и комплексов персонифицированной информации.
Повсеместное использование новых информационных технологий содействовало эволюции централизованных ИС к распределенному на основе персонализации ЭВМ вычислительному потенциалу. В повседневной практике информационного обслуживания традиционные носители информации уступают место более совершенному виду электронной информации. Банки данных электронной информации весьма неоднородны по содержанию.
Носители электронной информации состоят из технических средств, включающих необходимый аппаратно-программный инструментарий, основным элементом которого являются средства электронной техники и, прежде всего, персональные ЭВМ с соответствующим программным, лингвистическим и иным техническим обеспечением. Технология электронной информации предусматривает особые организационные средства и методы ее обработки, отвечающие заданному алгоритму. Адаптация носителей электронной информации к потребностям практического пользователя составляет основу концепции “Новой информационной технологии”, широко используемой в процессе аккумуляции и обработки информации такого рода.
Важнейшим политико-правовым фактором интеграционных процессов для объектов информации является режим благоприятствования в распространении информации на территории Российской Федерации. В его основе — правовые акты, объединенные общностью предмета регулирования — информационными отношениями. Регламентация особой группы однородных общественных отношений в сфере информатики является предметом специального законодательства (информационное право). Только специальное законодательство может урегулировать отношения аккумуляции, аналитической обработки данных, закрепить их дифференциацию на отдельные виды — специальной, официальной, персонифицированной информации, каждому из которых свойственен особый правовой статус.
Информационное право представляет собой совокупность правовых норм, интегрированных в системе федерального права и базируется на постулатах федерализма и структурной соподчиненности его элементов в единой системе российского права. Регламентации информационных отношений, основанной на законе, противоречат любые методы внеправо-вого воздействия.
Однако, в интересах федеральной информационной безопасности необходима определенная централизация информационных отношений. Государство разрабатывает и осуществляет единую политику защиты специальной информации на всей территории России, в реализации ко-
торой заинтересованы все республики и регионы. Формой ее осуществления может быть правовая регламентация процессов сбора, аналитической обработки и распространения специальной информации.
Информационное обеспечение высших федеральных органов государственной власти осуществляется выделенными системами специальной информации в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. “О федеральных органах правительственной связи и информации”. Использование информационных методов в целях обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности средств шифрованной связи влечет возникновение информационных отношений. Субъектом таких отношений является централизованная система федеральных органов правительственной связи, а ее объектом — информационная безопасность высших органов законодательной и исполнительной власти. Обязательноправовые отношения, возникающие в сфере информационной безопасности, должны исключить умышленное или неосторожное распространение специальной информации в системе государственных и иных органов. К противоправным акциям, угрожающим информационной безопасности, относят любые действия, повлекшие неправомерное блокирование информационного обмена в сфере специальной связи и информации, например отключение правительственной и иных видов специальной связи. Ущерб федеральной информационной безопасности может быть выражен и в нематериальной форме. Причинение морального вреда может быть следствием виновного бездействия соответствующего государственного служащего.
Учитывая сложившиеся реалии государственного управления в сфере информатизации, необходимо разграничить полномочия по правовому регулированию персонифицированной информации. Функции по лицензированию информационных объектов и регистрации обязательноправовых отношений в сфере персонифицированных данных возлагаются на Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. Правовое регулирование других договорных отношений в сфере информатизации относится к ведению Российского агентства по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. В настоящее время существуют предпосылки для расширения компетенции Агентства в сфере регистрационных отношений, к ведению которого относится регистрация договоров о полной уступке прав на объекты интеллектуальной информационной собственности в комплексе с адаптивными средствами правового, лингвистического и технического обеспечения информационных функций.
Клочков В. В.
ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Социально-политическая трансформация британского общества в 30—40 гг. XIX в. становится все более привлекательным объектом для исследования. Так происходит в первую очередь потому, что именно в это время произошли исторические события, оказавшие огромное влияние на становление нового общественного порядка и во многом предопределившие стабильность и процветание викторианского периода: эмансипация католиков 1829 г., предоставившая им гражданские и политические права, парламентская реформа 1832 г., благодаря которой произошло самое серьезное с конца XVII в. перераспределение мест в парламенте, отмена