ТАРАСОВА Юлия Николаевна,
доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат психологических наук, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: jutarasova@yandex.ru SPIN-код: 3254-3032, AuthorlD: 448519
РОМАНОВ Роман Владимирович,
помощник судьи Ленинградского областного суда,
Санкт-Петербург, Россия, e-mail: rrv93spb@yandex.ru
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В СВЕТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПРАВОСУДИЯ
Аннотация. В статье исследуется вопрос об изменениях в институте наставничества в судебной системе, связанных с процессом информатизации правосудия. Авторы приходят к выводу о важности учета технологических изменений в отправлении правосудия в процессе обучения новых государственных служащих. Освещается ряд образовательных проблем, подлежащих решению в ближайшем будущем. Предложены рекомендации, направленные на совершенствование кадровой подготовки сотрудников судов.
Ключевые слова: наставничество, суд, правосудие, информатизация, профессионализм, кадровый состав, обучение, государственные служащие.
TARASOVA Julia Nikolaevna,
Associate Professor, Department of General Theoretical Legal
disciplines of the North-West branch of FSBEI HE "Russian State University of Justice", Candidate of Psychological Sciences, St. Petersburg, Russia, SPIN code: 3254-3032, AuthorlD: 448519
ROMANOV Roman Vladimirovich,
assistant judge of the Leningrad Regional Court, Saint Petersburg, Russia,
INSTITUTE FOR MENTORING IN THE LIGHT OF INFORMATIZATION
OF JUSTICE
Annotation. The article explores changes in the institution of mentoring in the judicial system related to the process of informatization of justice. The authors conclude that it is important to account for technological changes in the administration of justice in the training process of new public servants. A number of educational issues to be addressed in the near future are highlighted. Recommendations have been proposed aimed at improving the personnel training of court employees.
Key words: mentoring, court, justice, informatization, professionalism, personnel, training, civil servants.
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-375-380 NIION: 2018-0076-8/23-639 MOSURED: 77/27-023-2023-8-639
Введение
В настоящее время бурный рост использования информационных технологий ставит перед представителями разных сфер жизнедеятельности новые задачи, вытекающие непосредственно из информатизации складывающихся обществен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
ных отношений и необходимости их упорядочить, негативные стороны нивелировать и развить положительные. Важное место здесь отведено суду, как одному из наиболее важных государственных институтов, призванному охранять и защищать права и свободы граждан, юридических
лиц, общества и государства. Отметим, что соответствующий процесс протекает по ряду направлений и затрагивает не только взаимодействие судебной системы с заинтересованными субъектами, обращающимися за разрешением юридическим конфликтов, но также (и это не менее важно) отражается на формировании профессионального мировоззрения сотрудников судов, а через них на уровне эффективности непосредственно правосудия как значимого явления.
Таким образом, в текущих условиях подготовка квалифицированных кадров невозможна без обучения сотрудников судов навыкам работы с информационными технологиями как практической основой их деятельности, а также развития у них того уровня компетенций, который подразумевает под собой самостоятельную, ответственную и психологически устойчивую деятельность с учетом возникающих потребностей практики.
Цели и задачи наставничества
Особо заметим, что само по себе обучение сотрудников судов навыкам работы с информационными технологиями не может рассматриваться как достаточное условие для повышения профессионального уровня, а должно являться лишь одной из задач такового. Целью же, на наш взгляд, должно выступать развитие мышления государственного служащего, адаптированного для продуктивной деятельности в условиях постоянной информатизации общественных отношений. В этом определенную роль играет использование человеко-ориентированного подход к развитию ключевых компетенций, изложение которого можно найти в литературе [1, с.92].
Одним из механизмов, который может способствовать достижению поставленной цели может являться настойчивое внедрение и расширение института наставничества в рамках судебной системы, что позволит путем подготовки кадров повысить качество отправления правосудия, а также выступит элементом дальнейшей консолидации судебного сообщества для обобщения практики, обмена опытом и повышения престижа службы.
История института наставничества имеет богатое прошлое и не будет нами рассматриваться в данной статье. Однако хотим подчеркнуть, что, как в случае с фактическим наличием наставника в роли передающего свои знания ученику (например, когда следователь обучал своего преемника в Древней Индии), так и в случае, когда названный институт получил правовое закрепление для помощи в адаптации новичка в условиях новой для него профессиональной деятельности. Это означает цель привить ему надлежащую этику сообщества, развить и укрепить навыки и знания присущие избранному направлению. Кроме того,
наставничество также может играть роль социального механизма, обуславливающего личностное развитие сотрудника, что в судебной системе представляется особенно важным.
Правовой основой для института наставничества выступает Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1, который предусматривает, что одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы является профессиональное развитие гражданских служащих (п. 1 ч. ст. 60).
Согласно ч. 1 ст. 622 профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданскими служащими профессионального уровня и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию. Следует отметить, что в качестве одного из оснований для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию в п. 5 ч. 3 ст. 62 названо поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
В развитие соответствующих норм закона принят Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации3. В данном документе подробно прописаны цели наставничества, главная из которых - сформировать под руководством наставника профессиональные компетенции и ценностные ориентиры в сфере государственной гражданской службы. Особенно важно, что ответственность за результаты адаптации молодых сотрудников закрепляется за руководителями структурных подразделений, образуя, таким образом, систему передачи необходимых теоретических знаний и практического опыта.
Таким образом, наставничество, относясь к мерам профессионального развития государственных служащих, фактически признано обязательным к реализации в деятельности того или
1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // URL: СПС «Гарант» URL: https://base.garant.ru/12136354/7ysc Iid=llh3wj2b5w928537118 (дата обращения 19.08.2023)
2 Там же
3 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации») // СПС «Консультант-Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_318654/?ysclid=Nh3yqtzrx504591206 (дата обращения 19.08.2023)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
иного государственного органа. Несомненно, данное замечание справедливо и по отношению к судебной системе.
Примеры работы институтов наставничества
В настоящее время актуальность применения института наставничества не вызывает сомнения, однако деятельность по ее организации и претворению в жизнь требует поступательного и последовательного решения. Необходимо учитывать имеющийся опыт, как российских судов, так и зарубежных.
Например, в Республике Казахстан создан Совет наставников, деятельность которого распространяется на молодых судей1. Заметим, что в Казахстане также действует Координационный совет по судебному образованию при Председателе Верховного Суда, занимающийся совершенствованием программ непрерывного судебного образования и повышения квалификации судей и сотрудников судебной системы2.
Интересный опыт представлен в работе Совета судей Вологодской области, утвердившего 17 марта 2022 года Положение о наставничестве3. Важной особенностью данного Положения выступает дифференцирование организации наставничества в отношении различных категорий лиц. Так, предусмотрено наставничество в отношении государственных служащих в форме служебной стажировки или внутриведомственного наставничества; в отношении студентов образовательных учреждений при прохождении ими того или иного вида практики; в отношении студентов образовательных учреждений при осуществлении ими самостоятельной внеучебной углубленной подготовки.
Приведенные примеры не являются исчерпывающими, однако, основываясь на практическом опыте, можно выделить ряд направлений, по которым в судах при осуществлении наставничества, наставляемым должны быть даны соответствующие рекомендации и организована помощь в выработке навыков и умений.
Организация наставничества в суде
Порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской
Федерации осуществляется в соответствии с п. 14 Положения Постановления Правительства РФ4.
Задачи наставничества, к которым относятся: 1) повышение информационности, сокращение времени адаптации, саморазвитие профессиональных навыков в соответствии с установленными критериями и уровнем, работа по повышению профессиональной мотивации к долгосрочной работе на гражданской службе5.
Организация наставничества в государственном органе в соответствии с п. 6 рассматриваемого Положения возложена на кадровую службу. При организации данной деятельности следует использовать возможности государственных информационных систем в области гражданской службы6.
Категориями субъектов, в отношении которых назначается наставник, являются лица, поступившие на государственную гражданскую службу впервые, либо лица, хотя и обладающие опытом названной службы, но поступившие в тот или иной государственный орган впервые.
Срок наставничества Положением не установлен, в связи с чем, полагаем, что таковой должен определяться с учетом личности наставляемого, его профессионального уровня, сложности поставленных перед ним служебных задач.
В практическом плане важно обратить внимание, что соответствующее Положение предусматривает, что наставничество осуществляется компетентными специалистами, имеющими значительный опыт работы в указанной сфере (п. 2). При этом из п. 11 следует, что наставником может быть авторитетным и результативный гражданский служащий, не имеющий дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение. Порядок служебных проверок в отношении наставляемого определяется законом. Лицо, выполняющее роль наставника, не может быть непосредственным руководителем (п. 12 указанного Положения) Отметим, что в Положении предусмотрено (п.8), что перед тем, как назначить лицо наставником, у него необходимо получить согласие на соответствующее действие. Наставляемый также имеет право ходатайствовать о замене наставника (п. 19). С целью эффек-
1 Сайт Юрист (Законы, Постановления, Приказы, Кодексы в рК) URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=33630812&pos=6;-106#pos=6;-106 (дата обращения: 16.05.2023)
2 Сайт Верховного Суда Республики Казахстан URL: https://www.sud.gov.kz/rus/content/obshchie-polozheniya (дата обращения: 16.05.2023)
3 Сайт Совета Судей Вологодской области URL: http://vlg.www.ssrf.ru/dokumienty/polozhieniia/47887 (дата обращения: 16.05.2023)
4 Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_335180/?ysclid=Nh47fqa7c327929651 (дата обращения 19.08.2023)
5 Там же
6 Ст.44.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://base.garant.ru/12136354/?y sclid=llh48497zf646292367 (дата обращения 19.08.2023)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
тивной реализации функций наставника, выбранный специалист не может осуществлять наставничество в отношении более чем 2 гражданских служащих.
По результатам наставничества наставник в установленный срок предоставляет непосредственному руководителю гражданского служащего отзыв о результатах наставничества, после чего указанный руководитель с целью подведения итогов и оценки эффективности деятельности наставника на основе результативности достижений государственного служащего проводит индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого было назначен наставник.
Роль кадровой службы заключается в фиксации результатов наставничества, обычно реализуемой в форме отзыва. Обращаем внимание на тот факт, что за осуществление функций наставника предусмотрены мотивирующие меры, включая специализированные знаки отличия.
Наиболее близким для судебной системы нормативно-правовым актом, регулирующим отношения наставничества, является Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.05.2013 № 107 «Об утверждении Положения о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»1, положения которого можно учитывать при разработке локальных нормативных правовых актов судов.
Доведению до сведения наставляемого подлежит весь перечень информационных технологий, используемых в деятельности государственного служащего для исполнения поставленных перед ним задач, с учетом того, что новые сотрудники либо не знают о функциональных возможностях программного изделия, либо не умеют пользоваться таковыми. Нередко у новых сотрудников возникают и проблемы, связанные с организацией собственного автоматизированного рабочего места, в связи с чем, эффективность служебного процесса снижается. Наставнику следует на личном примере показать, как производятся необходимые манипуляции с базой данных, системой оформления заявок на ознакомление с делами и выдачу копий судебных актов и иными программными изделиями.
Наиболее востребованные компетенции
государственного служащего в суде
Одним из наиболее востребованных навыков государственного служащего в суде является
1 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.05.2013 N 107 «Об утверждении Положения о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_149717/c4347f00b0616bc491f 124cf064d11a16e181f38/?ysclid=llh4dg5qgf795074821
создание и использование шаблонов документов, что позволяет с помощью компьютера формировать различного рода процессуальные документы, проверять их актуальность, при необходимости вносить коррективы.
Отметим, что согласно «Концепция развития технологий машиночитаемого права» (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15.09.2021 № 31) машиночитаемое право как новая информационная технология предполагается к внедрению в судопроизводство по делам об административным правонарушениям; для усовершенствования механизма взимания и оспаривания штрафов; автоматического введения электронных судебных дел; использования единых шаблонов судебных решений; формирования и анализа единой базы судебной практики.
При оформлении юридически значимых документов, в частности, протокола судебного заседания, считаем, необходимо с помощью института наставничества формировать устойчивые навыки «слепого» десятипальцевого печатания, что позволяет быстро фиксировать информацию, грамотно и полно оформлять протокол судебного заседания, иные документы.
Кроме того, важно еще на этапе практики, а далее профессиональной юридической деятельности, работать над формированием навыка осмысления сведений, сообщенных сторонами судебного процесса, вычленению из них юридически значимой информации и надлежащему формулированию и фиксации в тексте протокола судебного заседания или проекта судебного акта.
Следующий значимый навык, требующий наставничества на первых этапах деятельности, касается работы с информационными базами. Любой суд начинается, в первую очередь, с регистрации поступивших заявления в порядке гражданского судопроизводства или материалов уголовного (административного) дела в соответствующей информационной базе данных суда. Информационная база, помимо прочего, сопряжена с официальным интернет-сайтом данного суда, что позволяет информацию об участниках процесса, движении дела, принятых процессуальных решениях отображать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данная база обеспечивает также реализацию принципа обеспечения доступа к информации. Процесс информатизации судебной системы подразумевает под собой получение сотрудниками навыков работы с соответствующими электронными информационными технологиями, внедренными в практику того или иного суда.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Сотрудников, которые занимаются регистрацией входящей корреспонденции, направляемой посредством ГАС «Правосудие», на электронную почту суда и в разделе «Обращения граждан», в первую очередь необходимо обучить требованиям, предъявляемым к электронному документообороту, начиная от проверки правильности способа подачи того или иного документа, заканчивая верному определению структурного подразделения, которому следует передать документ.
Важным компонентом обучения наставляемого, например, при замещении им должности помощника судьи, является работа с модулем ДО ГАС «Правосудие», встроенным в функционал базы данных суда. Указанный модуль позволяет реализовывать оперативное межведомственное взаимодействие с рядом государственных органов, а также направлять почтовую корреспонденцию через так называемую гибридную почту. В свою очередь, сформированные навыки позволяют снимать излишнюю психологическую и коммуникативную нагрузку, а, кроме того, ускоряют судопроизводство1.
На практике за публикацию судебных актов могут быть ответственны различные должностные лица (например, помощник судьи или сотрудник отдела правовой статистики и информатизации), что зависит от установленного председателем суда порядка. Требования к размещению текстов судебных актов закреплены в ст. 15 указанного Федерального закона, а также Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 «Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Между тем, данные требования не в полной мере отвечают на возникающие вопросы и требуют своей корректировки путем внесения изменений в соответствующие правовые акты либо издания в централизованном порядке методических рекомендаций. До этого момента возможно издание подобных правил на уровне конкретного суда или Совета судей субъекта Российской Федерации.
Одной из актуальных задач при обучении государственного служащего в суде является при-
1 Согласно пп. «г» п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в сети «Интернет» публикуются тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82839/ (дата обращения 19.08.2023)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
обретение навыка обезличивания судебных актов и их публикации в надлежащем порядке. Ошибки не исключения из текстов персональных данных участников процесса и ряда иных сведений (в том числе, размещение текста судебного акта при наличии оснований для запрета публикации) могут повлечь за собой негативные последствия.
Еще одним важным навыком является ведение официальной страницы суда в информационно-телекоммуникационной сети, так как данная работа связана с оформлением информационных материалов о суде и контролем за их размещением. В качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2022 № 2523-р определены системы ВКонтакте и Одноклассники.
Сегодня государственный служащий также должен обладать и психологическими познаниями для общения с гражданами в формате их дистанционного участия в судебном заседании, что накладывает своеобразный отпечаток на психологическую обстановку проведения судебного заседания и поведение участников процесса, а также на процесс передачи-восприятия процессуальной и фактически значимой информации.
В качестве примера сложности такой коммуникации Конституционный и Государственные советы Франции в ходе своей практики пришли к выводу, что право на доступ к суду охватывает собой исключительно физический доступ, но никоим образом не дистанционный, в частности, обеспечивает подлинные гарантии личности в уголовном судопроизводстве. Устность и возможность непосредственного восприятия физических и психологических характеристик участника процесса (в первую очередь, конечно, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного) является важнейшей гарантией, позволяющей суду соблюсти интересы сторон и вынести правильное и справедливое решение [2, с.54].
Таким образом, учитывая, что в ходе российского судопроизводства активно применяются дистанционные технологии, во избежание высказанных опасений программа наставничества должна предусматривать обучение приемам эффективной коммуникации посредством видео-
конференц-связи или иной аудиовизуальной информационной технологии.
Анализируя имеющийся опыт организации наставничества на государственной службе и в сфере бизнеса, полагаем необходимым применять любопытный подход, связанный с внедрением электронных игр и курсов, которые направлены на адаптацию на новом рабочем месте и совершенствование профессиональных навыков. В качестве примера можно привести проект «Внедрение электронного наставничества», реализуемый Советом по кадровым вопросам при Губернаторе Санкт-Петербурга [3, с. 110-111].
В целом необходимо разработать и внедрять в практику судов прикладные программные изделия, позволяющие самостоятельно, либо под руководством наставника, отрабатывать навыки составления процессуальных документов, как с технической стороны, так и в аспекте смыслового наполнения. «Умственным» материалом для создания подобных тренажеров могут стать обезличенные процессуальные документы, загружаемые для самообучения искусственного интеллекта такого программного изделия.
Выводы
В заключении мы бы хотели подчеркнуть, что информатизация жизнедеятельности, в целом, и правосудия, в частности, формирует новый ландшафт профессиональной деятельности государственного служащего в суде, в связи с чем, подобные изменения подлежат учету при реализации наставничества и обучении сотрудников новым компетенциям.
Служба в суде требует от человека высокой нравственности, развитого чувство долга, ответственности, уважения, умения вести диалог и преодолевать бесконечные конфликтные ситуации. В связи с этим одной из целей наставничества, как показывает практика, должна стать помощь в морально-психологической адаптации сотрудника в новой для него сфере деятельности, а также в успешном вовлечении в совместную деятельность.
Проблемам наставничества должно быть уделено повышенное внимание, поскольку во многом именно посредством него государство надеется сформировать квалифицированный и стабильный кадровый состав государственных органов, в том числе, и судов. Между тем, текущие реалии показывают, что в судах наблюдается достаточно большая текучесть кадров, что непосредственно влияет на важность поддержания профессионального уровня новых государственных служащих и их личностный рост.
Не подлежит сомнению, что новейшие технологические решения требуют адаптации госу-
дарственных служащих к складывающимся отношениям в сфере судопроизводства. Уже сейчас важно учитывать тенденции информатизации правосудия, чтобы своевременно обучить как действующих сотрудников судов, так и поступающих на службу. Соответственно, при разработке рекомендаций для наставников следует отслеживать и принимать во внимание новые информационные направления деятельности судов.
Выделенные нами проблемы не являются исчерпывающими. Очевидно, что, чем активнее проводится информатизация правосудия, тем больше требований по работе с информационными технологиями будет предъявляться к государственным служащим. При этом определяющее значение имеет не только сам по себе навык применения соответствующих информационных технологий, но формирование такого комплексного мировоззрения юриста, при котором он сможет поступательно и осознанно управлять своим поведением в профессиональной деятельности по осуществлению правосудия.
Список литературы:
[1] Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Человеко-ориентированный подход в формировании ключевых компетенций государственных гражданских служащих в условиях цифровой трансформации. // Управленческие науки. - 2019. № 9(1). С. 76-95.
[2] Головко Л.В. Изменение подходов к применению видео-конференц-связи в уголовном процессе Франции: от санитарно-технологиче-ского к ценностно-процессуальному дискурсу. // Законность. 2022. № 6. С. 52-54.
[3] Смыслова О.Ю., Осипова И.В., Фило-ненко Н.Ю., Лакомова Д.В. Цифровая трансформация института наставничества на государственной службе. // Современная экономика: проблемы и решения. - 2020. Том 7. С. 107-117.
Spisok literatury:
[1] Vasil'eva E.V., Pulyaeva V.N., YUdina V.A. CHeloveko-orientirovannyj podhod v formirovanii kly-uchevyh kompetencij gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih v usloviyah cifrovoj transformai. // Upravlencheskie nauki. - 2019. № 9(1). S. 76-95.
[2] Golovko L.V. Izmenenie podhodov k prime-neniyu video-konferenc-svyazi v ugolovnom processe Francii: ot sanitarno-tekhnologicheskogo k cennostno-processual'nomu diskursu. // Zakonnost'. 2022. № 6. S. 52-54.
[3] Smyslova O.YU., Osipova I.V., Filonenko N.YU., Lakomova D.V. Cifrovaya transformaciya instituta nastavnichestva na gosudarstvennoj slu-zhbe. // Sovremennaya ekonomika: problemy i resh-eniya. - 2020. Tom 7. S. 107-117.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023