ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КРИМИНОЛОГИЯ: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
DOI 10.24412/2227-7315-2023-2-196-203 УДК 342.5
A.A. Никитин, Т.М. Авдонина
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОКУРАТУРЕ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ
Введение: институт наставничества в деятельности государственных органов РФ сформировался еще в советский период. После распада Советского государства отношение к наставничеству было неоднозначным: в некоторых органах от него практически полностью отказались, в других же сохранили и продолжили развивать. Современный период можно охарактеризовать как «ренессанс» наставничества, поскольку на самом высшем уровне признана необходимость продолжения обучения молодых специалистов уже на рабочем месте, ускорения их адаптации к новым условиям деятельности, формирования требуемых моральных качеств. Авторами проанализировано действующее законодательство, предусматривающее наставничество в прокуратуре РФ, а также в других государственных органах. Цель: выявить существующие проблемы в организации наставничества в органах прокуратуры и других государственных органах, а также определить пути их решения. Методологическая основа: совокупность всеобщих, общенаучных, част-нонаучных и частноправовых методов. В первую очередь в работе используются системный и функциональный подходы. Результаты: приведена авторская позиция относительно имеющихся сложностей при реализации положений действующего законодательства, регулирующего наставническую деятельность в прокуратуре РФ и других государственных органах. Выводы: наставничество является важным элементом современной кадровой политики в органах прокуратуры РФ и других государственных органах, обеспечивающим адаптацию молодых специалистов к условиям прохождения службы в том или ином ведомстве.
Ключевые слова: институт наставничества, органы прокуратуры, кадровая политика, государственная гражданская служба, воспитательная функция.
§ © Никитин Александр Александрович, 2023
" Доктор юридических наук, профессор кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская
1 государственная юридическая академия); e-mail: alexnik-82@mail.ru
S © Авдонина Татьяна Михайловна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: avdonina-t@bk.ru
© Nikitin Aleksandr Aleksandrovich, 2023
Doctor of Law, Professor of the Department of Prosecutor's Supervising and Criminology (Saratov State Law Academy)
© Avdonina Tatiana Mikhailovna, 2023
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Prosecutor's Supervising and Criminology (Saratov 196 State Law Academy)
A.A. Nikitin, T.M. Avdonina
THE INSTITUTE OF MENTORSHIP IN THE PROSECUTOR'S OFFICE AND OTHER PUBLIC BODIES OF RUSSIA
Background: the institute of mentoring in the activities of state bodies of the Russian federation was formed back in the Soviet period. After the collapse of the Soviet state, the attitude toward mentoring was ambiguous: some agencies almost completely abandoned it, while others retained and continued to develop it. The modern period can be characterized as a "renaissance" of mentoring, as the need to continue training young professionals already in the workplace, to accelerate their adaptation to new conditions of activity, to form the required moral qualities is recognized at the highest level. The authors have analyzed the current legislation that provides for mentoring in the prosecutor's office of the Russian Federation, as well as in other state bodies. Objective: to identify existing problems in the organization of mentoring in the prosecution and other government agencies, and identify ways to solve them. Methodology: a set of general, general scientific, private scientific and private legal methods. First of all, the system and functional approaches are used in the work. Results: the author's position is given regarding the existing difficulties in implementing the provisions of the current legislation regulating mentoring activities in the Prosecutor's Office of the Russian Federation and other state bodies. Conclusions: mentorship is an important element of modern personnel policy in the Prosecutor's Office of the Russian Federation and other state agencies, ensuring the adaptation of young professionals to the conditions of service in a particular agency.
Key-words: institute of mentoring, prosecutor's offices, personnel policy, state civil service, educational function.
В России 2023 г. объявлен годом наставника. Соответствующий Указ1 был подписан президентом В.В. Путиным 27 июня 2022 г. В содержании документа указывается на необходимость признания особого статуса педагогического работника, включая тех, которые осуществляют наставничество. Однако, необходимо учитывать, что наставник, осуществляя в данном качестве педагогическую функцию, может не быть педагогом в собственном смысле этого слова. Наставниками могут быть рабочие и служащие самых разных профессий, передающих свои знания и опыт молодым специалистам. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть наставничество, как особый воспитательный компонент в деятельности органов прокуратуры, а также других государственных органах России.
Словари определяют наставничество, как «процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, форма взаимоотношений между учителем (в широком понимании этого слова) и учеником» [1, с. 162].
В Советский период наставничество пользовалось особой популярностью среди работников технических специальностей. Страна восстанавливалась быстрыми темпами после Великой отечественной войны, нарушившей систему подготовки рабочих кадров и преемственность поколений работников на производстве. Это обусловило необходимость адаптировать молодежь, передавать ей опыт, обучать
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 27, ст. 4817. 197
непосредственно на предприятиях. В послевоенный период появляются и научные исследования, посвященные развитию шефства и института наставника. Например, М.М. Свадковская «Подготовка новых рабочих методом индивидуального ученичества» (1959 г.) [2], В.М. Шепель «Комсомольцы-производственники в помощь школе» (1958 г.) [3] и др.
В 70-е гг. ХХ в. наставничество становится частью государственной политики, появляются награды за наставничество, оно получает дальнейшее научное обоснование и входит в состав профессиональной педагогики как науки. Появляются научно обоснованные методики ведения наставнической деятельности и подготовки самих наставников. Это был пик развития наставничества в нашей стране [4, с. 21].
Наставничество в названный период определялось как «...система социально-педагогических воздействий передовых рабочих социалистических предприятий на сознание, чувство и волю молодых рабочих с целью формирования у них коммунистического мировоззрения, устойчивого интереса и стремления к овладению профессией, выработки классового самосознания и чувства морального удовлетворения от участия в производственном труде и коллектива предприятия, воспитания активной жизненной позиции» [5, с. 12].
После распада Советского союза, институт наставничества был предан забвению, однако в начале XIX века получил новый импульс к развитию. В 2013 г. президент России В.В. Путин на заседании государственного совета отметил: «Нужна эффективная система мотивации для наставников, и это должно быть современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»1. В 2018 г., был подписан Указ об учреждении знака отличия «За наставничество»2, которым награждаются лучшие наставники молодежи из числа высококвалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства, транспорта, инженерно-технических работников, государственных и муниципальных служащих, учителей, преподавателей и других работников образовательных организаций, врачей, работников культуры и деятелей искусства за личные заслуги на протяжении не менее пяти лет.
И, как уже отмечалось, в 2022 г. был решено объявить следующий год — Годом педагога и наставника.
Спецификой «возрожденного» наставничества в России стало то, что оно распространилось далеко за пределы технических специальностей. О.Б. Макарова справедливо отмечает, что к наставничеству, являющемуся наиболее действенным методом адаптации молодых специалистов, обращается все больше органов и организаций, в том числе и органы прокуратуры [6, с. 25]. При всем разнообразии выполняемых функций, государственные органы в Российской Федерации представляют собой систему, обладающую схожими чертами, признаками и принципами. Каждый орган состоит из специалистов различных уровней, к которым предъявляются серьезные квалификационные требования, определяющие необходимую глубину знаний и уровень освоения компетенций.
1 Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/19882 (дата обращения: 15.10.2022).
2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия „За наставничество"» (в ред. от 19 ноября 2021 г.) // Собр. законодательства Рос.
198 Федерации. 2018. № 10, ст. 1478; 2021. № 47, ст. 7828.
Лицо, поступающее на службу впервые, как правило, подвергается определенным испытаниям, проходит аттестацию. Для успешного начала карьеры на государственной службе и благополучного прохождения аттестации в некоторых структурах существует институт наставничества.
В соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора России1 в органах прокуратуры основной целью наставничества является ускорение профессионального становления молодого работника и формирование у него высоких нравственных качеств. С этой целью молодые специалисты закрепляются за наиболее опытными квалифицированными, пользующимися авторитетом работниками прокуратуры, способными оказать индивидуальную помощь в овладении специальностью.
Приказом Генерального прокурора РФ от 22 декабря 2021 г. № 7742 введено Типовое положение об организации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации, в котором признается, что наставничество — это неотъемлемая часть кадровой политики в прокуратуре и необходимое средство воспитания и обучения лиц, впервые назначенных на должности.
Весьма схожие подходы к организации наставничества реализуются и в Следственном комитете Российской Федерации. Полагаем, что значимость изучаемой деятельности для кадровой политики подтверждается тем обстоятельством, что приказ об утверждении Положения об организации наставничества3 был издан Председателем СК РФ в первый год существования Следственного комитета РФ в качестве полностью самостоятельного органа — в марте 2011 года.
Приняты Положения, регулирующие организацию наставничества, в Судебном департамента при Верховном Суде РФ4, МЧС РФ5, а также во многих других правоохранительных и иных государственных органах. При этом в отношении органов, в которых предусмотрена государственная гражданская служба, действует ряд общих нормативно-правовых актов, являющихся основой формирования ведомственного нормативно-правового регулирования наставничества. Прежде всего к таким базовым документам следует отнести Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»6, предписывающий Правительству Российской Федерации раз-
1 См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 114 «Об ч утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Фе- К дерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» §, (в ред. от 16 сентября 2020 г.) // Законность. 2010. № 6; 2020. № 11. а
2 См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 декабря 2021 г. № 774 е «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников 1 органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 22 июня 2022 г.) // За- * конность. 2022. № 2, 3 (приложения). 2
3 См.: Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № 42 «Об 1 утверждении Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета ) Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2
4 См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 мар- 33 та 2013 г. № 107 «Об утверждении Положения о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 11.
5 См.: Приказ МЧС Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 416 «Об организации наставничества в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Гражданская защита. 2009. № 12.
6 См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собр. законодательства
Рос. Федерации. 2012. № 19, ст. 2338. 199
работать предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в сфере государственной гражданской службы, в том числе предусматривающие развитие института наставничества. Также следует назвать Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. № 681, возлагающий на Правительство РФ обязанность утвердить Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, и Постановление Правительства РФ2, которым соответствующее Положение утверждено.
Приведенные нормативно-правовые акты — лишь «верхушка айсберга» всего массива законодательства, регулирующего наставническую деятельность в прокуратуре РФ, других правоохранительных органах, а также в органах, в которых установлена государственная гражданская служба. Внимание, уделяемое государством нормативно-правовому регулированию института наставничества, свидетельствует о том, что положительный советский опыт подготовки кадров вполне применим и в современных условиях. Более того, объем и характер компетенций, необходимых практически любому специалисту, замещающему должность в государственном аппарате, таковы, что сформировать их без дополнительного обучения на рабочем месте, без помощи более опытных и квалифицированных коллег невозможно.
Говоря о положительном влиянии, которое наставничество оказывает на обучение и воспитание кадров органов прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, а также других государственных структур, нельзя не проанализировать проблемы, связанные с реализацией законодательства о наставничестве. Безусловно, в процессе организации наставничества в каждом ведомстве существуют свои специфические проблемы, но мы обратимся к тем, которые, на наш взгляд, носят универсальный характер.
Во-первых, профессионализм наставников. В соответствующих Положениях предусматривается, что в качестве наставника выбираются наиболее опытные, квалифицированные, результативные работники, обладающие авторитетом в коллективе. Однако справедливо отмечается, что прокурорский (либо иной) работник-наставник не является массовой специализацией, поскольку он должен обладать комплексом профессиональных качеств, позволяющих не только эффективно выполнять должностные обязанности в рамках соответствующего органа, но и обязанности наставника [7, с. 99]. К таким специфическим качествам, позволяющим работникам лучше осуществлять функции наставника, относят склонность к воспитательной работе, наличие педагогических навыков, владение методами работы с молодыми специалистами [8, с. 124]. Отсутствие подобных специфических качеств у наставника будет препятствовать установлению необходимого контакта между ним и молодым специалистом, что в итоге может привести к формализации выполняемых наставнических функций и бессмысленности установления наставничества в каждом таком случае.
Решение названной проблемы видится в целенаправленном формировании у потенциальных наставников соответствующих качеств в рамках обучающих
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 8, ст. 765.
2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской
200 Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 41, ст. 5727.
мероприятий, организуемых вышестоящими органами (прокуратурами субъектов, региональными или межрегиональными органами других государственных структур). Например, представляется верным решение нормативно закрепить возможность создания Совета наставников в аппарате прокуратур субъектов РФ. Подобное решение вполне возможно внедрить и в других государственных органах.
Второй проблемой, тесно связанной с предыдущей, может быть отсутствие в органах сотрудников, отвечающих формальным требованиям, установленным в нормативно-правовых актах. Примером является отсутствие в конкретном органе сотрудника, имеющего необходимый срок службы. В условиях омоложения прокурорского корпуса, кадрового состава следственных и ряда других государственных органов, когда, например, не каждый прокурор района соответствует требованиям, предъявляемым к наставнику [9, с. 39], названная проблема приобретает особую актуальность.
Решение обозначенной проблемы должно сочетать в себе нормативно-правовой и организационный аспекты. С точки зрения нормативно-правового регулирования, возможно:
придание определенным императивным требованиям рекомендательного характера (например, смягчив формулировку «...имеющий <...> стаж прокурорской деятельности не менее 5 лет.» словами «как правило», что позволит руководителям органов отступать от соответствующего требования в необходимых случаях);
установление пониженных требований (в частности, в органах Следственного комитета РФ требования к стажу работы — три года, а не пять как в прокуратуре);
отказ от конкретизации определенных требований.
В организационном аспекте, целесообразным представляется активизация работы с ветеранскими организациями соответствующих ведомств (это особенно важно в тех структурах, в которых предусмотрена возможность выхода в отставку при наличии определенной выслуги до достижения пенсионного возраста), а также использование современных технологий, обеспечивающих возможность удаленного взаимодействия.
Третьей и, на наш взгляд, наиболее сложной проблемой является обеспечение надлежащей мотивации наставнической деятельности. В нормативно-правовых актах, регулирующих наставничество в различных государственных органах, как правило, закладывается система традиционных инструментов позитивной и негативной мотивации наставников: от возможности участия в конкурсах на звание «Лучший наставник» (с определенными поощрениями) и наличия соответствующих ведомственных наград за наставничество, до привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей. Вместе с тем следует учитывать ряд обстоятельств, влияющих на осуществление наставнической деятельности:
1) она выполняется параллельно с основными обязанностями работника. При избыточном объеме основной должностной нагрузки у наставника возможность эффективного исполнения им функций воспитания и обучения молодых специалистов утрачивается. В подобных случаях, назначение наставника превращается в простую формальность. Данная проблема, преимущественно, обусловлена нехваткой кадров или уменьшением штата соответствующего органа;
2) организация контроля за наставничеством со стороны руководства. Здесь необходимо найти баланс между обеспечением эффективности осуществляемого контроля и снижением уровня его бюрократизации (отказ от излишних справок, актов, планов и т.п.);
3) повышение уровня индивидуализации наставничества. Представляется, что деятельность наставника должна отражать индивидуальный подход к молодому специалисту не только в содержательном плане, но и в некоторых формальных аспектах (например, в общей продолжительности наставничества). Этого можно добиться закрепив в соответствующем законодательстве большую свободу усмотрения руководителей, отвечающих за организацию наставничества в государственных органах.
Подводя итог изучению института наставничества в прокуратуре РФ и других государственных органах, следует отметить, что данный, ставший уже традиционным элемент системы подготовки кадров доказал свою приспособленность к современным реалиям, а также продемонстрировал возможность дальнейшего совершенствования.
Библиографический список
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
2. Свадковская М.М. Подготовка новых рабочих методом индивидуального ученичества. М.: Трудрезервиздат, 1959. 58 с.
3. Шепель В.М. Комсомольцы-производственники в помощь школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 55 с.
4. Галагузова М. А., Головнев А.В. Наставничество: из прошлого в настоящее // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 6 (79). С. 16-22.
5. Махмутов М.И., Таланчук Н.М., Вайсбург А.А. Педагогика наставничества. М.: Советская Россия, 1981. 191 с.
6. Макарова О.Б. Традиция, проверенная временем // Законность. 2012. № 2. С. 25-27.
7. Губин В.А., Шабаров Д.В., Снигищенко Е.Ф., Майоров В.А., Петрук С.А. Наставничество в прокурорской деятельности как этап профессионализации сотрудников прокуратуры России: теория и практика воспитания и обучения // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 6. С. 97-101.
8. Кулакова Н.А. Наставничество как элемент системы подготовки кадров для органов прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2017. № 1. С. 121-126.
9. Макарова О.Б. Наставничество — фундамент будущего прокуратуры // Законность. 2015. № 3. С. 38-40.
References
1. Pedagogical encyclopedic dictionary / gl. ed. B.M. Bim-Bad. M.: Great Russian Encyclopedia, 2002. 527 р.
2. Svadkovskaya M.M. Preparation of New Workers by the Method of Individual Apprenticeship. M.: Trudreservizdat, 1959. 58 p.
3. Shepel V.M. Komsomol Production Workers to Help School. M.: Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1958. 55 p.
4. Galaguzova M.A., Golovnev A.V. Mentoring: from the Past to the Present // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2018. No. 6 (79). P. 16-22.
5. Makhmutov MI, Talanchuk N.M., Vaisburg A.A. Pedagogy of Mentoring. M.: Sov. Rossiya, 1981. 191 p.
6. Makarova O.B. Tradition Tested by Time // Legitimacy. 2012. No. 2. P. 25-27.
7. Gubin V. A., Shabarov D.V., Snigishchenko E.F., Mayorov V.A., Petruk S.A. Mentoring in Prosecutorial Activity as a Stage of Professionalization of Employees of Prosecution of Russia: Theory and Practice of Education and Training // Scientific Notes of University. 2021. No. 6. P. 97-101.
8. Kulakova N.A. Mentoring as an Element of the Training System for the Prosecutor's Office of the Russian Federation // Bulletin of the Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan. 2017. No. 1. P. 121-126.
9. Makarova O.B. Mentorship — the Foundation of the Future of the Prosecutor's Office // Legality. 2015. No. 3. P. 38-40.
о
го о ж О
Sc о
о
д
ш тз
0 т
го ф
1 I
О Sc
5
тз
S
д
S
X ф
о
X
о
Sc а ж
ш д
ф §
S S
№
ю М
5