Научная статья на тему 'Институт наблюдателя: статус и полномочия'

Институт наблюдателя: статус и полномочия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1035
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ускова О. Е.

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы. Автор статьи - лауреат регионального конкурса студенческих работ в сфере политологии, 2006 г. Конкурс проводился при поддержке Тамбовской областной избирательной комиссии и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF OBSERVER: STATUS AND POWERS

The article is devoted to actual issues relating to the development of contemporary Russian political regime, party structure and electoral system. The author winner of the regional competition of student works in the field of political science, 2006. The competition was held with the support of the Tambov regional election commissions and Derzhavin Tambov State University.

Текст научной работы на тему «Институт наблюдателя: статус и полномочия»

Ускова О.Е.

ИНСТИТУТ НАБЛЮДАТЕЛЯ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ

Наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на выборах и референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Наблюдатель - это одновременно и контролер, и свидетель. Он является свидетелем событий, которые происходят в течение дня голосования на избирательном участке, на который он направлен. Он имеет право и обязанность оформлять свои свидетельства о нарушениях в ходе выборов в виде заявлений и актов и направлять их соответствующим должностным лицам.

Наблюдатель - это контролер потому, что его задача обеспечить, чтобы граждане РФ, члены участковых избирательных комиссий, и избирательных комиссий других уровней, избирательные объединения и блоки, политические партии и движения, кандидаты в депутаты в полной мере

могли воспользоваться предоставленными им законодательством РФ правами и соблюдали определенные этим законодательством обязанности. К избирательному законодательству РФ, как известно, относятся Конституция РФ, Федеральные Законы о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в РФ, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и некоторые другие. Повышенное внимание к вопросу о справедливости выборов также повлияло на масштаб кампании по наблюдению за выборами. В настоящее время деятельность наблюдателей уже не сводится к работе только в день выборов или к контролю за процессом подсчета голосов. Эффективный процесс наблюдения за ходом выборов предполагает более масштабные мероприятия, которые начинаются с разработки положений о проведении выборов, и заканчиваются расследованиями заявлений и жалоб о правонарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании и выборов. Участие наблюдателей в день голосования может содействовать объективности, справедливости и честности выборов. Присутствие наблюдателей на избирательных участках в день голосования в самых разных районах РФ позволит:

повысить общую целостность избирательного процесса, который в свою очередь обеспечит большую уверенность избирателей в справедливости выборов и повысит их политическую активность, степень участия граждан в избирательном процессе;

предотвратить фальсификации в процессе голосования и подсчета голосов;

вскрыть факты фальсификации, злоупотреблений и насильственных действий и принять соответствующие меры для их пресечения.

Работа наблюдателей не заканчивается с закрытием избирательных участков, не заканчивается она и после того, когда становятся известными предварительные результаты голосования. После проведения выборов

наблюдатели должны расследовать все факты нарушений в день голосования, а также жалобы, поступившие членам избирательных комиссий, и заявления в суды различных инстанций. При определении правовых норм проведения выборов предусматривается установление отправной точки, начиная с которой наблюдателям предоставляется возможность воздействовать на различные компоненты избирательного процесса для обеспечения справедливости выборов. Политические партии и независимые группы наблюдателей часто пытаются пересмотреть содержание законов о выборах. Споры и дебаты вокруг избирательного законодательства предоставляют средствам массовой информации отличную возможность приступить к информационной кампании о важности предстоящих выборов. Обычно в законах о выборах определяется, кто имеет право выступать в роли наблюдателей, какими правами наделяются такие лица, и какие ограничения устанавливаются на их деятельность.

Работа наблюдателей, независимо от того, представляют они политические партии, СМИ или являются независимыми, должна активно проводиться в течение всего предвыборного марафона. Когда определены правовые нормы работы наблюдателей, группы наблюдения должны осуществлять контроль за различными процедурами, а именно: назначение членов избирательных комиссий;

регистрация партий в качестве избирательных блоков и объединений; выдвижение и регистрация кандидатов в одномандатных округах;

регистрация избирателей; проверка их списков;

соблюдение порядка и правил проведения избирательной

кампании;

проведение голосования; подсчет голосов избирателей; рассмотрение жалоб;

определение результатов выборов, их победителя или

победителей.

Особое внимание наблюдателей сосредотачивается на действиях выборных должностных лиц, баллотирующихся на очередной срок, органов охраны правопорядка и средств массовой информации, контролируемых правительством и крупными финансово-промышленными группами, так как данные институты могут злоупотреблять своим статусом и положением для того, чтобы оказывать воздействие на большое количество избирателей.

Процесс голосования и подсчета голосов обычно находится в центре внимания наблюдателей. Для координации работы наблюдателей в день голосования необходимо разработать план действий с учетом числа наблюдателей, имеющегося в наличии транспорта и других средств. Подготовка наблюдателей, а также разработка эффективного механизма сбора информации также являются важными мероприятиями при организации надежного контроля за избирательным процессом. При проведении выборов наблюдатель назначается в соответствующую избирательную комиссию зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, общественным объединением.

Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, избирательным блоком, общественным объединением, в направлении указываются: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя - паспорта или заменяющего его документа.

Направление, удостоверяющее полномочия наблюдателя, разрешенный нагрудный знак с обозначением его статуса, бланки протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования для заполнения копий протокола, а также бланки жалоб и заявлений для фиксации возможных нарушений наблюдатель получает в штабе.

Наблюдатель имеет номера телефонов штаба политической партии, а также телефоны соответствующих вышестоящих избирательных комиссий -территориальной, окружной, комиссии субъекта РФ с фамилиями их руководителей, а также номера телефонов правоохранительных органов, суда, прокуратуры.

В день голосования наблюдатель приходит на избирательный участок минут за 20-30 до его открытия. Наблюдатель заблаговременно знакомиться с председателем и другими членам и комиссии, предъявить документы, подтверждающие его полномочия.

Наблюдатель проверяет помещение для голосования, которое должно иметь зал для размещения кабин для тайного голосования, оснащенных системой освещения, письменными принадлежностями, за исключением карандашей, оборудованный информационный стенд о кандидатах, списках кандидатов, с образцами всех вариантов заполнения избирательных бюллетеней для голосования, а также увеличенной формой протокола об итогах голосования.

Место выдачи бюллетеней, кабины тайного голосования и ящики для голосования одновременно должны находиться в поле зрения наблюдателей и членов участковой комиссии.

Перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру всем присутствующим (членам участковой комиссии, наблюдателям) при открытии избирательного участка пустые стационарные ящики для голосования. Ящики опечатываются печатью участковой избирательной комиссии.

Перед началом голосования наблюдатель убеждается, что члены комиссии получили бюллетени установленного образца, заверенные подписями двух членов комиссии ее печатью, а выбывшие кандидаты вычеркнуты. Наблюдатель уточняет у председателя число зарегистрированных избирателей и полученных бюллетеней и заносит в свой блокнот.

В ходе голосования ведется наблюдение за соблюдением следующего порядка:

1) избирательный бюллетень выдается избирателям, включенным в список, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеней. Расписывается также в соответствующей графе списка и член комиссии, выдавший избирателю бюллетень. Наблюдатель не имеет права помочь избирателю, который не может сам расписаться в получении бюллетеня или его заполнении. Это может сделать избиратель, не являющийся членом комиссии, уполномоченным, доверенным лицом, о чем в список избирателей вносятся: фамилия, имя, отчество и номер паспорта лица, который оказывал помощь избирателю;

2) не допускается выдача нескольких бюллетеней одному избирателю для голосования за родственников или соседей. Каждый голосует лично. Бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц. Заполненные бюллетени избиратель опускает в опечатанные ящики для голосования. Стационарные ящики всегда должны быть на месте, какой-либо перенос их или вскрытие до окончания голосования недопустимы;

3) наблюдатель вправе пресекать любое нарушение закона в ходе голосования, требовать от председателя комиссии немедленного - принятия соответствующих мер по устранению нарушения; обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования и обжаловать действия (бездействие) комиссии, нарушающие избирательные права граждан, как в вышестоящую комиссию, так и в суд;

4) в случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен спокойно привлечь к этому факту внимание председателя комиссии ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения. Если реакции на обращение не последует незамедлительно,

составляется жалоба либо акт о допущенном нарушении. Документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями. Первый вручается председателю участковой комиссии под его роспись на втором экземпляре, который остается у наблюдателя;

5) если избиратель не сможет (в случае болезни, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, на участок, где он внесен в список избирателей, на основании его заявления или обращения, сделанного им либо другим лицом не позднее 16 часов в день голосования (оно должно быть зарегистрировано комиссией в реестре), к нему выезжают не менее двух членов комиссии и наблюдатели. Перед выездом (выходом) для голосования вне помещения опечатывается переносной ящик (их в комиссии не должно быть более трех), члены комиссии получают под роспись соответствующее число бюллетеней, заверенную выписку из реестра, содержащую сведения об избирателе и поступившем обращении о голосовании, бланки заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать;

6) избиратель свое заявление заполняет лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. Члены комиссии также ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт его выдачи. Бюллетени для голосования выдаются вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре. Ни одно голосование избирателя вне помещения не должно оставаться без наблюдения.

Задача наблюдателя - не допустить возможность нарушения избирательных прав избирателя, голосующего вне помещения для голосования, или искажения его волеизъявления.

При возвращении на избирательный участок выезжающие члены комиссии составляют акт о количестве заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, числе выданных, использованных и возвращенных бюллетеней, с указанием сведений обо

всех, кто присутствовал при проведении голосования.

Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям бюллетени для голосования, расписываться за избирателя в его получении, заполнять бюллетень, участвовать в подсчете бюллетеней и нарушать тайну голосования, вести агитацию среди избирателей, препятствовать работе избиркома и участвовать в принятии решений комиссии. В случае нарушения закона, по решению комиссии он может быть отстранен от наблюдения.

В 20 часов председатель комиссии должен объявить голосование завершенным, и комиссия обязана начать подсчет голосов без перерыва, в присутствии членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, установленных законом.

Члены комиссии, ведущие подсчет голосов не должны иметь в руках письменных принадлежностей, за исключением председателя, его заместителя и секретаря комиссии.

Порядок подсчета голосов установлен статьей 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российский Федерации» от 12 июня 2002 г. Подсчет голосов избирателей осуществляется комиссией открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

Волеизъявление избирателя должно быть оглашено и обозначено в увеличенной форме протокола комиссии об итогах голосования.

Поскольку все дальнейшие действия комиссия должна проводить в строгом соответствии со статьей 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», излагаются рекомендации по осуществлению контроля за последовательностью действий участковой комиссии при подсчете голосов избирателей:

до вскрытия ящиков с бюллетенями подсчитываются и погашаются (отрезанием левого нижнего угла) неиспользованные бюллетени; их число оглашается и вместе с числом испорченных

избирателями бюллетеней вносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму;

оглашается число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, который составлен до начала голосования;

уточняется, оглашается и вносится в протокол число бюллетеней, полученных комиссией;

на каждой странице списка избирателей подсчитываются подписи избирателей, получивших бюллетени в помещении для голосования, число проголосовавших вне помещения, указанные числа вносятся на каждую страницу списка, затем данные суммируются, оглашаются, вносятся последнюю страницу списка. Эта страница заверяется подписью председателя, секретаря и печатью участковой комиссии;

полученные данные после оглашения вносятся в протокол об итогах голосования;

со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдателя и иные лица, присутствующие при подсчете, затем список убирается в сейф, его хранение обеспечивается председателем или секретарем комиссии;

непосредственный подсчет голосов избирателей производится членами комиссии с решающим голосом, которым законом запрещается пользоваться письменными принадлежностями;

вскрываются поочередно переносные ящики, проверяется неповрежденность печати, извлекаются бюллетени, при этом тайна голосования не нарушается. Председатель объявляет, сколько избирателей проголосовало вне помещения, и просчитывается число содержащихся в переносных ящиках бюллетеней. Если в нем обнаружено больше избирательных бюллетеней, чем число заявлений о голосовании вне помещения для голосования - решением избиркома все бюллетени, находящиеся в переносном ящике, признаются недействительными;

затем вскрываются стационарные ящики, проверяется неповрежденность печати. Члены комиссии сортируют, бюллетени

извлеченные из всех ящиков, по голосам:

поданным за каждого кандидата (список кандидатов);

• против всех кандидатов (всех списков кандидатов);

• определяют и отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные: неустановленной формы, те, на которых нет подписи двух членов комиссии и печати; либо изготовленные неофициально, ксерокопии; недействительные - те, в которых нет отметки избирателей либо они проставлены в нескольких квадратах;

избирательные бюллетени раскладываются по соответствующим отметкам в пачки;

• при сортировке бюллетеней члены комиссии оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух - трех бюллетеней не допускается.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя комиссия решает вопрос о действительности бюллетеня голосованием, указывая на обороте причину признания его действительным или недействительным. Общее число недействительных бюллетеней оглашается и заносится в протокол.

Затем производится подсчет рассортированных бюллетеней в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, позициям «против всех». Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному так, чтобы наблюдатель мог увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене.

Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные вносятся в протокол. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели и члены избиркома с правом совещательного голоса под контролем членов избиркома с правом решающего голоса.

Проверяются контрольные соотношения данных, внесенных в протокол. Если они не выполняются (не сходятся), комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола.

После завершения подсчета, рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки, затем укладываются в мешки или коробки, на которых указывается номер избирательного участка, число бюллетеней.

Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса.

Комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования жалобы наблюдателей и принять по ним соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола. После проведения всех действий и подсчетов комиссия проводит итоговое заседание, подписывает протокол. Не допускается заполнение протокола избиркома карандашом и внесение в него каких-либо изменений.

По требованию наблюдателя комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать ему или предоставить возможность изготовить копию протокола, а также заверить ее. Факт выдачи копии комиссия отмечает в реестре, наблюдатель расписывается за получение. Лица, заверяющие копию протокола, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. Копия протокола доставляется в штаб кандидата, политической партии, блока; первый экземпляр протокола после его подписания и выдачи заверенных копий незамедлительно доставляется председателем комиссии или секретарем в вышестоящую комиссию и возврату; в участковую комиссию не подлежит.

При передаче протокола в территориальную комиссию вправе присутствовать наблюдатели, направленные в соответствующую участковую

комиссию, которая сдает протокол об итогах голосования. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления всем

находящимся в участковой комиссии лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления. После этого второй экземпляр протокола вместе с избирательной документацией, включая бюллетени, печать комиссии, передаются в территориальную комиссию для хранения.

Обработка итогов голосования в вышестоящих избирательных комиссиях.

Первые экземпляры протоколов участковой комиссии об итогах голосования поступают в территориальную комиссию для суммирования данных, содержащихся в протоколах, и передачи их в вышестоящую комиссию.

Прием протоколов участковых комиссий должен проводиться в одном помещении, а все действия членов территориальной комиссии по суммированию данных этих протоколов должны находиться в поле зрения наблюдателей. В помещении размещается увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей; территории, в которую заносятся данные из первого экземпляра протокола участковой комиссии с указанием времени их внесения.

Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии передает первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами члену территориальной комиссии, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений. Территориальная комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (результатах выборов) в двух экземплярах, для подписания которого комиссия проводит итоговое заседание, где рассматриваются поступившие жалобы (заявления), связанные с проведением голосования и подсчетом голосов. После этого протокол об итогах голосования подписывается территориальной комиссией. Первый экземпляр направляется в вышестоящую комиссию. Второй экземпляр

вместе со вторым экземпляром сводной таблицы предоставляются для ознакомления и снятия копий наблюдателям.

Если после подписания протокола и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую комиссию выявлена в них неточность, территориальная комиссия должна на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия информирует наблюдателей, присутствующих при составлении ранее утвержденного протокола. Составляется новый протокол с отметкой «повторный», который направляется, в вышестоящую комиссию.

В случае выявления ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности их составления вышестоящая комиссия вправе не позднее, чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии наблюдателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Заверенные копии протокола выдаются наблюдателям.

Если порядок подсчета голосов, установленный законом, нарушается, наблюдатель требует от председателя комиссии его соблюдения. Обо всех нарушениях закона в ходе голосования составляются жалобы и акты.

При возникновении каких-либо затруднений следует взаимодействовать с членом участковой избирательной комиссии с совещательным голосом, назначенным соответствующим кандидатом, партией, блоком.

В ходе голосования на избирательном участке следует вести постоянный обмен информацией с другими наблюдателями, представителями средств массовой информации, иными участниками

избирательного процесса, что позволит оперативно влиять на ход событий, минимизировать возможные ошибки в работе комиссий, а, следовательно, способствовать обеспечению избирательных прав граждан и соблюдению волеизъявления избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.