Научная статья на тему 'Обзор важнейших изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенных в феврале – апреле 2016 года'

Обзор важнейших изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенных в феврале – апреле 2016 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
414
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор важнейших изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенных в феврале – апреле 2016 года»

ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ВНЕСЕННЫХ В ФЕВРАЛЕ - АПРЕЛЕ 2016 ГОДА

В феврале - апреле 2016 года были внесены многочисленные изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) следующими законодательными актами:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части деятельности наблюдателей», вступившим в силу с 15 февраля 2016 года;

Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу с 9 марта 2016 года;

Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 9 марта 2016 года;

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 62 и 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В настоящем обзоре мы обращаем внимание на наиболее важные из внесенных изменений, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении как региональных, так и муниципальных выборов, назначенных после вступления данных законодательных актов в силу.

Таблица изменений в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, внесенных Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 29-ФЗ

46

Нормы ФЗ № 67-ФЗ, в которые внесены изменения Краткое описание внесенных изменений

Статья 29 (Статус членов комиссий): изменения в пункт 26 Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз

Статья 30 (Гласность в деятельности комиссий): изменения в пункты 1, 4, 5, 7, 8, 9, новый пункт 71 Уточнено, что уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата также имеет право присутствовать вместо кандидата на всех заседаниях комиссии и при подсчете голосов.

Введены следующие ограничения по назначению наблюдателей: - в каждую комиссию может быть назначено не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования; - одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию; - федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями могут быть назначены члены комиссии с правом решающего голоса, полномочия которых были приостановлены. Предусмотрен новый порядок направления наблюдателей в комиссии: - не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) политическая партия, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей, должны представить список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию; - направление должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования); - направление в участковую комиссию может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке назначенных наблюдателей. Установлено, что наблюдатель имеет право производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии

Статья 64 (Порядок голосования): изменения в пункты 1, 12, новые пункты 111, 112 Наблюдателям, иным лицам, кто имеет право присутствовать на избирательном участке, должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования не менее чем за один час до начала голосования. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих. В отсутствие председателя его полномочия исполняет заместитель председателя, в случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. Лица, имеющие право находиться в помещении участковой комиссии, в помещении для голосования, вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществляющих наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой комиссией. Удаление наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования, отстранение члена участковой комиссии от участия в ее работе могут быть осуществлены только в случае, если данные лица нарушают избирательное законодательство и факт такого нарушения установлен в судебном порядке

Статья 68 (Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией): изменения в пункт 1 Дополнительно указано, что лицам, перечисленным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом

47

Таблица изменений в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, внесенных Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 65-ФЗ

Нормы ФЗ № 67-ФЗ, в которые внесены изменения

Статья 51 (Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио): изменения в пункты 4, 5, новый пункт 41

Краткое описание внесенных изменений

Избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях. При этом установлено, что в совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично (от имени избирательного объединения - только зарегистрированные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением на соответствующих выборах), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В случае невыполнения избирательным объединением, зарегистрированным кандидатом данного требования доля эфирного времени, отведенная им для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками совместного агитационного мероприятия

Таблица изменений в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, внесенных Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ

48

Нормы ФЗ № 67-ФЗ, в которые внесены изменения Краткое описание внесенных изменений

Статья 2 (Основные термины и понятия): изменения в пункт 58 Уточнено, что входит в содержание понятия «сведения о судимости»: это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей), на основании которых был осужден кандидат

Статья 25 (Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий): изменения в пункты 2, 9 Полномочия окружной избирательной комиссии в случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов прекращаются со дня, следующего за днем исполнения окружной избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения

Статья 27 (Порядок формирования и полномочия участковых комиссий): изменения в пункты 1, 11, 12, 2, 3 Законом может быть предусмотрено, что участковая комиссия на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, формируется соответствующими должностными лицами из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума, образованном за пределами территории Российской Федерации, а также на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, срок полномочий такой участковой комиссии на избирательном участке прекращается со дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения

Статья 28 (Организация деятельности комиссий): изменения в пункты 3, 19 Комиссии могут привлекать граждан не только к выполнению работ, но и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам

Статья 29 (Статус членов комиссий): изменения в пункты 1, 7, 154, 211, 24, новый пункт 171 Уточнено, что членами комиссий с правом решающего голоса могут быть судьи, находящиеся в отставке. Введено новое основание для приостановления полномочий члена комиссии с правом решающего голоса: если лицо на соответствующих выборах является кандидатом, его уполномоченным представителем или доверенным лицом, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов. Члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае, если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Членами комиссии с правом совещательного голоса также не могут быть назначены лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. Указано, что полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании

Статья 30 (Гласность в деятельности комиссий): изменения в пункты 1, 3, 11, новые пункты 11, 12, 21, ПМР Введено ограничение, что на всех заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в установленном порядке. Представители таких средств массовой информации вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии. Аккредитация средств массовой информации осуществляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования)

Статья 33 (Условия выдвижения кандидатов): изменения в пункты 2, 22, 3, 31 По общему правилу кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, за исключением случая, если кандидат выдвигается в составе списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. При представлении в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, данные копии документов должны быть заверены соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, также в избирательную комиссию должны быть представлены копии соответствующих документов

Статья 35 (Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями): изменения в пункты 1, 10, 143,144 Уточнено, что кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз. Внесены дополнения, предусматривающие, что в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокра-

49

50

щенное наименование не более чем из семи слов, в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувших кандидата, список кандидатов, в предусмотренном законом порядке согласует краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов. Уточнено, что после принятия решения избирательной комиссией о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам вместе с решением о заверении списка, копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) также в окружные избирательные комиссии направляются копии заявлений кандидатов о согласии баллотироваться. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата только после того, как этот кандидат представит в окружную избирательную комиссию копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также иные документы, предусмотренные пунктами 22 и 3 (пунктом 31 при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации) статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом)

Статья 37 (Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума): изменения в пункты 12, 2, 5, 16, 19 Внесено уточнение, что на выборах в органы местного самоуправления при выдвижении избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу подписи в поддержку данного списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем заверения списка кандидатов, если на избирательное объединение не распространяется действие пунктов 4-7 статьи 351 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Установлена возможность не предоставлять протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, если это предусмотрено законом

Статья 38 (Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума): изменения в пункты 14, 31, 7, 26, 30, 32 Перечень документов, представляемых в отношении каждой кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации, приведен в соответствие с требованиями Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Дополнительно указано, что заявление кандидата о снятии своей кандидатуры отзыву не подлежит

Статья 41 (Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов): изменения в пункты 1, 2 Внесены редакционные уточнения в положения, предоставляющие гарантии зарегистрированным кандидатам

Статья 43 (Статус доверенных лиц): изменения в пункт 1 Срок регистрации доверенных лиц продлен с трех до пяти дней

Статья 45 (Информирование избирателей и участников референдума): изменения в пункты 1, 4, 5, 6 К субъектам, осуществляющим информирование избирателей и участников референдума, также отнесены редакции сетевых изданий (т. е. редакции сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Уточнено, что организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов. Внесено дополнение о том, что информационные блоки, в которых сообщается о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, не должны оплачиваться избирательными объединениями, кандидатами, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума

Статья 47 (Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов и референдумов): изменения в пункты 2, 3, 5, 7, 8, новые пункты 9-11 Уточнены критерии отнесения организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий к государственным и муниципальным организациям. Указано, что в зависимости от уровня выборов перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, государственных и муниципальных периодических печатных изданий (при проведении выборов в органы местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий) публикуется организующей выборы, референдум комиссией или указанной в законе нижестоящей комиссией по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума. При этом этот перечень должен быть представлен в соответствующую комиссию не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума. Также дополнены сведения, которые должны содержаться в отношении каждой организации телерадиовещания, каждого периодического печатного издания, включенных в данный перечень. Регламентирован порядок представления списка организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из соответствующего бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), а также сведений о виде и об объеме таких ассигнований. При проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов обязанность представлять такие сведения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, возложена в том числе на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также орган местного самоуправления. Соответствующие сведения должны быть представлены не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов

Статья 48 (Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума): изменения в пункты 21, 3, 7 Положения Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, касающиеся предвыборной агитации в средствах массовой информации, распространены на редакции сетевых изданий

51

52

Статья 49 (Агитационный период): изменения в пункты 1, 2, 4, 5 Определен момент начала агитационного периода для кандидата и избирательного объединения в зависимости от характера выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, если кандидат включен в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в пункте 143 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Предвыборная агитация в сетевых изданиях начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Уточнено положение о том, что агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные и размещенные в установленном порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования на прежних местах

Статья 50 (Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях): изменения в пункты 4-9, 11 Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях распространены на редакции сетевых изданий. В связи с этим также изменено наименование статьи. Расширен объем сведений, который должен быть представлен организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания в избирательную комиссию после опубликования ими сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов. Помимо соответствующих расценок указанные организации должны также представить в избирательную комиссию информацию о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании. Внесено уточнение о том, в каких случаях и каким организациям допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании. Соответствующий отказ выражается путем непредставления в соответствующую комиссию в установленные сроки уведомления и допустим для следующих субъектов: 1) негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий; 2) редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю; 3) организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий; 4) редакций сетевых изданий; 5) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации -муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий. Редакции сетевых изданий независимо от формы собственности обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях в соответствии с формами такого учета, которые должны быть установлены соответствующей комиссией, и представлять данные такого учета в эту комиссию не позднее чем через десять дней со дня голосования.

Редакции сетевых изданий также обязаны хранить документы о предоставлении услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях не менее трех лет после дня голосования. Предоставление услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях должно производиться в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между редакцией сетевого издания и кандидатом, избирательным объединением, представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума до предоставления указанных услуг

Статья 51 (Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио): изменения в пункты 4, 6 Внесено уточнение, в каких случаях также не применяется правило о предоставлении не менее половины общего объема эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий. В частности, соответствующее правило не применяется при предоставлении эфирного времени избирательным объединениям, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, придется пять или более минут. Предусмотрена возможность предоставить оставшуюся часть платного эфирного времени после первоначального распределения соответствующим участникам, подавшим заявку на предоставление такого эфирного времени, на равных условиях

Статья 52 (Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях): изменения в пункт 2 Предусмотрена возможность предоставить оставшуюся часть печатной площади после первоначального распределения соответствующим участникам, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях

Статья 53 (Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий): изменения в пункт 6 Внесено уточнение о том, что только избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий

Статья 54 (Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов): изменения в пункты 1, 11, 3, 5, 8, 9, 10 Внесено уточнение о том, что только избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расширен объем сведений, который каждая организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны представить в комиссию после опубликования сведений о размере и других условиях оплаты выполняемых ими работ или оказываемых услуг. Вместе с указанными сведениями о расценках в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства). Перед началом распространения вместе с экземплярами агитационных материалов также в избирательную комиссию должна быть представлена копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из

53

54

соответствующего избирательного фонда. При этом при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде. Закреплен запрет на изготовление печатных агитационных материалов по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые не опубликовали соответствующие сведения о расценках выполняемых ими работ (оказываемых ими услуг) и не представили их в комиссию. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по размещению агитационных материалов, также обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия оплаты своих услуг

Статья 56 (Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума): изменения в пункты 4, 8 Предусмотрено, что на условиях размещения рекламы, связанной с кандидатом, избирательным объединением, также могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности избирательного объединения, кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого избирательного объединения, какого кандидата оплачено их размещение

Статья 57 (Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума): изменения в пункты 7, 10 Уточнено наименование Сберегательного банка Российской Федерации. Предусмотрена возможность осуществлять закупку информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации, документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определяемого Правительством Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 58 (Порядок создания избирательных фондов, фондов референдума): изменения в пункты 11, 13, новый пункт 15 Дополнительно прописано, что филиалы публичного акционерного общества «Сбербанк России», а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - другой кредитной организации обязаны незамедлительно открыть специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума по предъявлении документов, предусмотренных законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком. Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Все средства зачисляются на счет в валюте Российской Федерации

Статья 59 (Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума): изменения в пункты 4, 9 Предусмотрено, что если избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, то в этом случае не применяется правило, касающееся расчетов между кандидатом и юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) только в безналичном порядке. Дополнительно указано, что если кандидат не создавал избирательный фонд, то представление финансовых отчетов не требуется

Статья 60 (Кон-трольно-ревизион-ные службы): изменения в пункт 2 Уточнено наименование Сберегательного банка Российской Федерации

Статья 62 (Открепительное удостоверение): изменения в пункты 9, 10, 14, 15 Введено дополнительное основание для признания недействительными открепительных удостоверений. Открепительные удостоверения также могут признаваться недействительными комиссией, организующей выборы, референдум, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме

Статья 63 (Бюллетень): изменения в пункты 4, 5, 51, 52, 6, 10, 17, 19 Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление избирательного бюллетеня в форме брошюры. В случае использования прозрачных ящиков для голосования регламентировано, что форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению избирательной комиссии, организующей выборы, в этих целях используются конверты. Внесены изменения в содержание избирательного бюллетеня. В частности, при совпадении фамилии, имени и отчества двух и более кандидатов в избирательном бюллетене сведения о кандидатах размещаются в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате). При этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также должны быть указаны прежние фамилия, имя, отчество кандидата. Если кандидат выдвинут избирательным объединением, в избирательном бюллетене после слова «выдвинут» указывается краткое наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения (ранее требовалось указание краткого наименования избирательного объединения). Исключено требование об указании в избирательном бюллетене в отношении зарегистрированного кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, который также включен в состав зарегистрированного списка кандидатов, сведений об этом

Статья 64 (Порядок голосования): изменения в пункты 1, 2, 10, 11, новый пункт 21 Установлено, что на избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Внесено уточнение о том, что уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения не имеет права оказывать помощь в получении избирательного бюллетеня и его заполнении. Регламентирована процедура, каким образом избиратель должен поступать с заполненным избирательным бюллетенем, если избирательной комиссией, организующей выборы, принято решение об использовании конвертов. В этом случае избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования

Статья 65 (Досрочное голосование): изменения в пункты 1, 3, 10 Установлено, что в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, не проводится. В этом случае при проведении указанных выборов, референдума, за исключением выборов, референдума, в которых границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

55

Внесено дополнение в отношении срока передачи территориальной избирательной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) в участковые избирательные комиссии списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования. Данные документы должны быть переданы в участковые избирательные комиссии не позднее чем в день, предшествующий дню начала досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии

Статья 66 (Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования): изменения в пункты 1, 2, 9 Уточнено, что участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, причем не только тем избирателям, участникам референдума, которые уже включены в список избирателей, участников референдума, но и тем, которые имеют право быть в него включенными. Регламентировано, что участковая избирательная комиссия должна регистрировать в специальном реестре все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день их подачи. Установлено, что в список избирателей, участников референдума должна быть внесена отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования

Статья 68 (Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией): изменения в пункты 11, 22, 23, 29, 32, 34, 35 Закреплено, что означает избирательный бюллетень неустановленной формы. Это избирательные бюллетени, которые изготовлены неофициально, либо не заверенные участковой избирательной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. При этом уточнено, что такие избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. Дополнено, что проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, проводится в соответствии с новым приложением 11 к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав после ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями (за исключением контрольного соотношения по открепительным удостоверениям). Уточнен порядок упаковки избирательной документации после завершения подсчета голосов. В частности, регламентировано, что рассортированные избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Предусмотрено, что в случае, если копия протокола об итогах голосования изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются. Установлено, что при использовании технических средств подсчета голосов не только законом, но и решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрен контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов) в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства

Статья 69 (Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации): изменения в пункт 8 Внесено уточнение о том, что избирательная комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая избирательная комиссия обязана (ранее была вправе) на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-11 (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, - в строки 11а-11е), 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров в соответствующих строках была выявлена неточность (описка, опечатка либо ошибка в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий)

Статья 70 (Порядок определения результатов выборов, референдума): изменения в пункт 1 Внесено уточнение о том, что протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса, а сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии

Статья 71 (Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации): изменения в пункт 8 Указано, что дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом

Статья 74 (Использование ГАС «Выборы» при проведении выборов, референдума): изменения в пункт 3 Внесено уточнение о том, что все члены комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума

57

Статья 76 (Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума): изменения в пункт 3 Уточнено, что регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия (ранее - утраты) у него пассивного избирательного права

Статья 77 (Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума): изменения в пункт 2 Внесено новое основание (отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным), при установлении которого суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения их результатов

Статья 78 (Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений): изменения в пункт 2 Регламентированы сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума. Такая жалоба может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в рамках обжалования решения нижестоящей избирательной комиссии, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. При этом установлено, что указанные сроки восстановлению не подлежат

Приложение 1 В сноске 1 указано, что слова «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» воспроизводятся в предусмотренных законом соответствующих случаях представления сведений о размере и источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата. В сноске 4 также указано, что в случае отсутствия в документе о государственной регистрации данных об общей площади иного недвижимого имущества сведения об общей площади такого имущества не указываются. Указано, что текст подстрочников, а также сноски в изготовленных сведениях могут не воспроизводиться

58

Приложение 41 В подписном листе для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации сноска 2 изложена в новой редакции

Приложение 71 В подписном листе для выборов депутатов представительного органа муниципального образования сноска 2 изложена в новой редакции

Новое приложение 11 Установлен перечень контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования

Таблица изменений в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, внесенных Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 92-ФЗ

Нормы ФЗ № 67-ФЗ, в которые внесены изменения Краткое описание внесенных изменений

Статья 48 (Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума): изменения в пункты 6, 7, 9, новые пункты 82, 91-93 Введен абсолютный запрет на привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе на использование изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. Ранее кандидат имел право использовать в агитационном материале изображения своих детей, не достигших возраста 18 лет. Также введен запрет на использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума. Установлен ограниченный перечень случаев использования в агитационных материалах изображений физического лица

Статья 54 (Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов): изменения в пункты 5, 6 Уточнены случаи, при которых запрещается изготовление печатных агитационных материалов, а также их распространение

Настоящий обзор подготовлен консультантом правового отдела аппарата Избирательной комиссии Иркутской области Рымаревым Дмитрием Сергеевичем.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.