Научная статья на тему 'Институт мировых судей и особенности его введения в Тамбовской губернии'

Институт мировых судей и особенности его введения в Тамбовской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тетюхин И. Н.

The article is dedicated to the investigation of the institution of the Justices of the Peace of the Tambov Province in the light of the judicial reform at the end of the XX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institution of the Justices of the Peace and the peculiarities of introducing it in the Tambov Province

The article is dedicated to the investigation of the institution of the Justices of the Peace of the Tambov Province in the light of the judicial reform at the end of the XX century.

Текст научной работы на тему «Институт мировых судей и особенности его введения в Тамбовской губернии»

Подписание судебных уставов 20 ноября

1864 г. не сопровождалось изданием нормативных актов, регулирующих порядок, механизм и сроки проведения реформы. Изменения, вносившиеся новыми судебными уставами, фактически создавали новую судебную систему. Чтобы она стала реальностью, нужно было провести целый ряд подготовительных мероприятий. С этой целью 11 января

1865 г. была образована «Комиссия для работ

по преобразованию судебной части» в составе: председателя - В.П. Буткова, членов -А.М. Плавского, Н.А. Буцковского, П.А. Зубова, С.И. Зарудного, Я.Г. Есиповича, М.Е. Ковалевского, О.И. Квиста, Н.Г. Принтца,

Г.К. Репинского, А.А. Книрима, которая разрабатывала общий план и правила введения в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 г. «Комиссия рассматривала предложения о совершенствовании судопроизводства в судебных местах старого устройства до замены их новыми судебными учреждениями и о распределении обязанностей между мировыми судебными установлениями и мировыми по крестьянскому делу учреждениями, занималась переводом Судебных уставов на французский язык» [1].

В 1865 г. в комиссию были предоставлены «Судебно-статистические сведения и соображения о введении судебной реформы по Тамбовской губернии». Они были составлены губернским прокурором из дел местного статистического комитета; рапортов уездных стряпчих; дел губернского по крестьянским делам присутствия; дел прокурорской канцелярии; сведений о делах, решаемых мировыми посредниками Тамбовской губернии в 1863 и 1864 гг.; сведений о количестве дел, разбираемых полицейскими; сведений из казенной палаты; сведений о количестве дел по каждому следственному участку в отдельности за 1863 и 1864 гг.; сведений о числе судебных дел, производившихся в судебных местах 1-й степени Тамбовской губернии с 1-го мая 1864 г. по 1-е мая 1865 г.; сведений о делах местных палат гражданского и уголовного суда; сведений о состоянии тюремных помещений [2].

По соображениям Тамбовского губернского прокурора, коллежского советника Васильева «губерния, как по географическому своему положению, так и по количеству населения, должна была быть разделена на три Судебных округа: Тамбовский, Липецкий и

Кадомский». К необходимости такого деления, по мнению Васильева, должно было привести количество уголовных и гражданских дел, производящихся в присутственных местах Тамбовской губернии. Мировых же участков должно было быть 66 [2, с. 28].

Уставы 1864 г. предполагали активное участие земств в проведении судебной реформы и, в первую очередь, в формировании мировой юстиции. Такая позиция была закономерна, земства и новые суды вводились на волне общественного подъема, работа в них привлекла передовых людей того времени и строилась на единых принципах: всесослов-ность, равенство всех перед законом, гласность.

Первая очередная сессия Тамбовского губернского земского собрания проходила с 7 по 12 декабря 1865 г. под председательством С.Д. Башмакова, секретарем собрания был избран М.С. Кишкин. Открывал сессию, тамбовский губернатор Н.М. Гартинг [3]. Гласный Тамбовского губернского земского собрания - князь Н.И. Енгалычев, обращаясь к собранию с речью, заметил: «Его Императорскому Величеству благоугодно было определить границы, далее которых не должна переходить администрация; земству даровано право действовать самостоятельно, но оно тоже не должно выходить из границ ей законами определенных, чтобы тем не подорвать уважение к закону, без чего никакое усовершенствование недостижимо» [3, с. 59].

19 октября 1865 г. был подписан Указ Правительствующему Сенату, утверждающий «Положение о введении в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 года», согласно которому новые суды должны были открыться в течение 1866 г. в 10-ти губерниях, а в течение 4 лет, начиная с 1866 г. - во всех губерниях Российской империи. Время введения в действие мировых судебных установлений в каждой губернии определялось министром юстиции по соглашению с министром внутренних дел и финансов [4].

Не согласившись с мнением Тамбовского губернского прокурора Васильева, 12 июля 1867 г. по указу его Императорского Величества Правительствующий Сенат командирует сенатора, тайного советника, барона Торнау в губернии, принадлежащие к составу вновь образуемого округа Харьковской судебной палаты для принятия мер к введению судеб-

ных уставов, о чем тамбовскому губернатору Н.М. Гартингу было сообщено «совершенно конфиденциально». Кроме того, сообщалось, что в подчинение Харьковского округа судебной палаты переходят уезды Липецкий, Лебедянский и Усманский Тамбовской губернии, в которых вводятся мировые судебные установления [5]. В соответствии с временным расписанием Липецкий и Лебедянский уезды относились к Елецкому окружному суду, а Усманский уезд к Воронежскому окружному суду [6].

От Тамбовского губернатора требовалось содействие сенатору в деле введения судебных уставов и мировых судов в уездах и городах. В свою очередь губернатор

Н.М. Гартинг потребовал от всех местных учреждений губернии содействия барону Торнау в его работах [5, с. 2, 5]. От исполнителей требовалось организовать Харьковскую судебную палату и окружные суды в губерниях до ноября 1867 г. Поставленная задача была выполнена, и 6 ноября 1867 г. последовал Указ Правительствующего Сената «О порядке введения судебных уставов

20 ноября 1864 года в губерниях: Харьковской, Курской, Орловской и Воронежской, и об открытии Харьковской судебной палаты и окружных судов Харьковского округа» [4, с. 177].

Таким образом, первые мировые судебные учреждения в Тамбовской губернии были приписаны к окружным судам, которые находились в других губерниях. Кроме того, отсутствие у государства комплексного подхода к реформированию государственного аппарата привело к тому, что на территории Тамбовской губернии действовали две судебные системы:

1) дореформенная, действовавшая на основании положений Учреждения о губерниях 1775 г. с ее крайней медлительностью, сложностью судопроизводства, носившего канцелярский характер, сословностью, формальностью оценки доказательств, отсутствием равенства сторон, гласности, права на защиту;

2) пореформенная, основанная на принципах независимости суда от администрации, равенства сторон перед судом, гласности и состязательности процесса, права обвиняемого на защиту, действующая на основании уставов 1864 г. Поэтому одинаковый проступок мог повлечь различное наказание

в судах Тамбовской губернии в зависимости от места его совершения.

30 июня 1868 г. Александр II подписывает Указ Правительствующему Сенату, в котором повелевает: «приступить независимо от сего, ныне же к введению мировых судебных установлений во всех губерниях, на кои действие уставов 20-го ноября 1864 года еще не распространены, но где образованы земские учреждения на основании утвержденного Нами 1-го января 1864 года положения, именно в губерниях Вятской, Казанской, Костромской, Олонецкой, Пензенской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Тамбовской (за исключением вошедших уже в состав Харьковского округа уездов: Липецкого, Лебедянского и Усманского) и Черниговской» [5, с. 242]. Таким образом, в остальных девяти уездах Тамбовской губернии мировые учреждения вводились без общей судебной организации (без открытия судебных округов).

Согласно Указу Правительствующего Сената от 7 июня 1871 г. «О времени открытия новых судебных установлений в губерниях: Саратовской, Костромской, Пензенской и Тамбовской» в подчинение Саратовской судебной палаты перешли: Тамбовский, Борисоглебский, Елатомский, Кирсановский, Козловский, Моршанский, Спасский, Темни-ковский, Шацкий уезды Тамбовской губернии [7], а 11 июля 1871 г. состоялось открытие Тамбовского окружного суда [7, с. 497].

Подготовительной мерой к открытию мировых судов в Тамбовской губернии стало разделение судебно-мировых округов на мировые участки, в каждом из которых находился мировой судья. В вопросе о числе мировых участков изначально не было единой точки зрения. Планы уездных присутствий о разделении уездов на мировые участки направлялись в особое губернское присутствие, состоявшее из членов губернской земской управы, особого присутствия о земских повинностях, губернского по крестьянским делам присутствия, дворян, городского головы, губернского прокурора, председателей палат уголовного и гражданского суда. Затем планы с учетом всех замечаний выносились на обсуждение уездных земских собраний, где и принималось окончательное решение. К 1869 г. по постановлениям уездных земских собраний Тамбовская губерния была разделена на

17 судебно-мировых участков в городах и 44 судебно-мировых участка в уездах [6, с. 129].

В соответствии со ст. ст. 24 и 40 Учреждения судебных установлений, земства формировали корпус мировых судей: судьи избирались на должность уездными земскими собраниями или городскими думами. Если на уездное земское собрание являлось менее двенадцати гласных, то избрание мировых судей того уезда производилось в губернском земском собрании. Кроме того, на земства возлагалось содержание мировой юстиции, т.е. оплата работы мировых судей, их съездов, постройка помещений для арестованных по приговорам мировых судей [8].

С введением мировой юстиции некоторые гласные изъявляли желание баллотироваться в мировые судьи. В связи с этим тамбовский губернатор возбудил вопрос перед министром юстиции о том, «может ли быть соединена должность участкового мирового судьи с званием губернского или уездного гласного» [9]. 21 октября 1866 г. обер-прокурор по поручению министра юстиции предложил этот вопрос на рассмотрение Правительствующего Сената и 28 ноября

1866 г. последовал Указ, из которого следовало, что «должность гласного вообще не есть должность служебная (ст. 39 Положения), а посему находя, что соединение в одном лице должностей участкового мирового судьи и гласного земского собрания, с одной стороны, не будет в противоречии с требованиями Учреждений судебных установлений, а с другой - прямо разрешается Положением о земских учреждениях» [4, с. 92].

Таким образом, история взаимодействия пореформенных судов и земства не свелась к простому финансированию земствами мировой юстиции, мировой судья одновременно мог быть и судьей и гласным. Замечая в работе пореформенных судов те или иные проблемы, земства старались повлиять на их устранение, пытались добиться расширения юрисдикции мировой юстиции.

Когда по Закону от 12 июля 1889 г. на смену мировым судам пришла административно-судебная юстиция в виде земских начальников, городских судей и уездных членов окружного суда, то на очередной сессии Тамбовского губернского земского собрания, состоявшегося 10 декабря 1889 г. Б.Н. Чичерин от имени 32 гласных внес в собрание

предложение «о ходатайстве перед высшим правительством о сохранении мировых учреждений в настоящем их виде в Тамбовской губернии», мотивируя его тем, что «мировые учреждения состоят в ведении земства» «в прямой связи с хозяйственными нуждами населения, т. к. в них судятся хозяйственные дела». «Удовлетворительное решение этих дел, - указывал Чичерин, - несомненно, составляет хозяйственную потребность населения, а потому ходатайство о сохранении судов, которым население довольно, не может считаться противозаконным. Сам закон допускает изъятия, а потому позволительно ходатайствовать о том, чтобы эти изъятия распространились на нашу губернию» [5, с. 524].

Такая позиция Тамбовского земства повлияла на решение Правительства о введении в Тамбовской губернии только с 1 июля 1891 г. Положения о земских начальниках [3, с. 525]. Таким образом, институт мировых судей, прекративший почти повсеместно свое существование, в Тамбовской губернии имел более долгую жизнь в отличие от других губерний России, благодаря органам местного самоуправления (земства и городские думы), которые выступали союзниками реформы активно выступая за демократические принципы - выборность мировых судей, вместо назначения земских начальников.

1. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917. СПб., 1998. С. 42.

2. Судебно-статистические сведения и соображения о введении судебной реформы по Тамбовской губернии. Тамбов, 1865. С. 1.

3. Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1865-1894 гг. Тамбов, 1902. Т. 1. С. VII.

4. Узаконения, изданные в пояснение и дополнение к судебным уставам 20 ноября 1864 года. СПб., 1869. С. 5.

5. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1910. Л. 2-3.

6. Сборник земских известий Тамбовской губернской управы. Тамбов, 1870. Вып. III. С. 128.

7. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. СПб., 1871. С. 429.

8. Судебные уставы 20 ноября 1864 года. СПб., 1869. С. 4, 8.

9. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1776. Л. 356.

Поступила в редакцию 10.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.