Научная статья на тему 'Институт Лотмана в бохуме (фрг)'

Институт Лотмана в бохуме (фрг) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт Лотмана в бохуме (фрг)»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Т.Е.Егорова

ИНСТИТУТ ЛОТМАНА В БОХУМЕ (ФРГ)

Егорова Татьяна Евгеньевна -кандидат исторических наук, научный сотрудник ИНИОН РАН.

Институт Лотмана был создан в ноябре 1993 г. в г. Бохуме (ФРГ) на базе Рурского университета, известного своими традициями в области изучения славянской филологии и языков, истории Восточной Европы, а также высоко эффективными методиками преподавания этих дисциплин. Основателем Института стал известный немецкий славист, историк и культуролог, профессор Карл Аймерма-хер, продолживший новый подход к исследованию русской и советской культуры, близкий воззрениям выдающегося филолога и лингвиста Ю.М.Лотмана. Этот подход предусматривает комплексный анализ культуры в её социальном и политическом контексте, сопряженный со становлением новой методологии, применяемой в междисциплинарных исследованиях. Необходимость такого подхода была осознана К.Аймермахером еще в 60-е годы ХХ в. после его знакомства с трудами Ю.М.Лотмана по структурной семантике поэтических текстов. По мнению немецкого ученого, эти труды заложили основы нового направления в культурологии. Основной задачей Института К.Аймермахер считает дополнительное обучение специалистов, уже имеющих базовые знания в области славистики, истории и теории культуры и других гуманитарных наук, в сочетании с проведением научных изысканий и реализацией проектов, направленных на всестороннее исследование наиболее интересных явлений русской и советской культуры ХХ в., ранее не получивших по тем или иным причинам достойного освещения в науке. К таким явлениям следует причислить, например, формирование независимых литературных объединений и групп в России и их влияние на общественное сознание, развитие издательского дела в постреволюционной России в противостоянии официальной цензуре, советский «самиздат» и т.д. Не менее важная задача - составление репрезентативной информационной базы данных по истории культуры России и СССР, доступной широкому кругу исследователей, публицистов, учащихся. Кроме того, Институт Лотмана выступает инициатором и координатором национальных и международных проектов, которые по тематике близки кругу исследовательских интересов Института и имеют междисциплинарный характер. Особое внимание

институт лотмана в бохуме (фрг) НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

при этом уделяется развитию культурного самосознания в России и СССР в первые десятилетия после революции. Создание Института Лотмана стало итогом плодотворного сотрудничества между Рурским университетом (Бохум), Институтом мировой литературы им. Горького Российской академии наук (Москва), Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова, Российским государственным гуманитарным университетом (Москва), Белорусским государственным университетом (Минск) и Высшей школой социальных наук (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales) (Париж). Существенную поддержку Институту оказало правительство федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. В настоящее время Институт развивает тесные научные и деловые отношения с исследовательскими учреждениями, университетами, архивами, библиотеками и музеями ФРГ (Берлин, Бохум, Бремен, Кельн), России (Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Курск, Самара), Украины, Эстонии, Польши, Финляндии, Франции, Австрии, Великобритании, США, Японии и Израиля. Институт Лотмана оказывает методологическую и организационную помощь основанному в 1995 г. в Москве на базе РГГУ Институту европейских культур.

В своей исследовательской деятельности Институт Лотмана исходит из понимания культуры как системы «знакового сознания, направленного на решение преимущественно общественно обусловленных задач и проблем». Такая интерпретация позволяет уяснить взаимосвязи между отдельными явлениями культуры, такими, как литература, изобразительное искусство, искусство кино, музыка и т.п., и политическими теориями, общественными движениями и повседневным поведением людей. «Широкое» понимание культуры дает возможность включить в сферу научных интересов Института Лотмана также массовую культуру, которая уже давно служит предметом изучения социологии и политологии. Важный аспект исследований - освещение процессов внутренней трансформации, имманентных культуре и обнаруживающих себя, как правило, одновременно в нескольких ее областях, что указывает на наличие тесной взаимосвязи между ними, подтверждая тем самым целостность феномена культуры. Исследование основано на типологическом методе, который позволяет подвергнуть рассмотрению однородные явления культуры, близкие по содержанию и принадлежащие одной и той же исторической эпохе. Этот метод не исключает обращения к сравнительному анализу, осуществляемому как в синхронной, так и в диахронной перспективе. Научные исследования Института Лотмана охватывают несколько основных тематических направлений:

1. Преобразование системы социокультурных норм и ценностей. Особое внимание при этом уделяется формированию ценностных представлений, их трансформации и преодолению в переломные периоды развития общества и государства, особенно в 1985-1987 гг.

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ институт лотмана в бохуме (фрг)

2. Структуры общественного сознания в России и СССР и их специфику. Под воздействием революции и сталинизма в стране сформировались особые механизмы манипулирования общественным мнением, обусловившие, с одной стороны, доминирование в обществе официальной идеологии, с другой - становление альтернативных концепций социального развития, которые в последние годы существования СССР стали едва ли не самым важным фактором политической перестройки.

3. Историю учреждений культуры и творческих союзов в России и СССР, развитие и преобразование идеологических основ их деятельности, их отношение к так называемой «альтернативной» культуре. Данное тематическое направление предусматривает также обращение к истории цензуры в СССР.

4. Формирование комплекса устойчивых, идеологически обусловленных нормативных представлений, в рамках которых должна была развиваться культура. Такого рода комплексом предписаний был принцип социалистического реализма, упрочившийся в литературе и изобразительном искусстве СССР в 30-е годы и преодоленный лишь к концу 80-х годов.

5. Самооценку русской и советской культуры и ее отношение к иным культурам, в том числе к альтернативным.

Проблема становления региональных и национальных форм культуры в СССР, как дополняющих господствующую культуру, так и подчас противостоящих ей.

6. Становление теории культуры в СССР и ее влияние на развитие общества. Официальные и альтернативные представления о культуре, их роль в процессе трансформации общественного сознания.

7. Проблему соотношения между «своим» и «чужим» в советской культуре. Восприятие и адаптация элементов «чужой» культуры, попытки включить их в систему традиционных социокультурных представлений.

8. Средства массовой информации и их воздействие на общественное сознание. Формирование постсоветской «мультимедийной» культуры, обретающей подчас характер замкнутой системы, выработавшей собственный символический язык и собственные способы интерпретации социокультурных процессов.

В настоящее время в рамках каждого из указанных тематических направлений осуществляются исследовательские проекты, результаты которых публикуются на страницах специализированных изданий Института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.