Научная статья на тему 'Семиотические школы и направления'

Семиотические школы и направления Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
1886
315
Поделиться
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / ЗНАКИ / СИМВОЛЫ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Манаенкова Е. А.

Семиотические исследования культуры ведутся едва ли не во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в национальных, научных и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотических исследований «вторичных систем» существуют отчетливо выраженные направления и школы.

Текст научной работы на тему «Семиотические школы и направления»

УДК 008 МАНАЕНКОВА Е.А.

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.

Манаенкова Елена Александровна - Тамбовского государственного университета им. Г.Р.

Державина

Аннотация. Семиотические исследования культуры ведутся едва ли не во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в национальных, научных и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотических исследований «вторичных систем» существуют отчетливо выраженные направления и школы.

Ключевые слова: семиотика, знаки, символы, научные школы.

Знаки и символы имеют большую ценность для человека, зародившись в древности, они и по сей день присутствуют в нашей жизни. Они регулируют и упрощают миропонимание, участвуют в коммуникативном процессе, участвуют в трансляции межкультурных ценностей и обычаев. Однако долгое время не было науки систематизирующей знания человека об этом культурном аспекте. И лишь в 20 веке появилась семиотика - наука, изучающая знаки и символы, и их роль в культурном процессе.

Семиология или семиотика (от греческого «знак») - междисциплинарная наука, занимающаяся изучением знаков, символов и знаковых систем в природе и обществе, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой — лингвистической и нелингвистической коммуникации и имеет статический характер.1 Данная наука вбирает в свой аспект три основных области: сентактику (отношение между знаками), семантику (отношения между означающим и означаемым) и прогматику (отношение между знаком и его пользователем). Семиотика опирается на смежные дисциплины - лингвистику, философию, кибернетику, логику, биологию, психологию, этнографию и историю культуры. Так же существует три определения семиотики:

1) определение по объекту - наука о знаках и знаковых системах;

2) определение по методу - приложение лингвистических методов к объектам иным, чем естественный язык;

3) определение признак центральной роли в семиотике - это то, что люди, называющие себя семиотиками, называют семиологией.

Предыстория семиотики как науки включает себя идеи многих мыслителей, вплоть до Ч. Дарвина и З. Фрейда.

Основные принципы семиотики были сформулированы еще в конце 19- начала 20 веков, американским философом Ч.Пирсом и швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром. Ч. Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий, таких как определение знака, первоначальную классификацию знаков:

1) знаки - иконы, изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию;

2) знаки-индексы, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве;

3) знаки-символы, в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Национальные языки — примеры таких конвенций.

А так же установил задачи и рамки новой науки. Его учение получило известность только в 30-х годах 20 века, и развил эту теорию Ч. Моррис, он определил структуру самой семиотики, считал что чертой человеческого интеллекта является пораждение знаков («люди думают знаками»).

Ф. де Соссюр создал науку семиологию, в которой дал трактовку знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ, данный термин долгое время существовал во франкоязычных странах и был параллелен семиотике, однако с 70-х годов А.Греймас, Р.Барт предложили разграничение этих терминов. Однако изменилось направление семиотики только под влиянием российских ученых - они перенесли лингвистические учения на семиотику (Трубецкой, Пропп, Тынянов, Успенский, Топоров, Лотман).

Семиотические исследования культуры ведутся едва ли не во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в национальных, научных и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотических исследований «вторичных систем» существуют отчетливо выраженные направления и школы.

Французкая школа семиотики и структурализма (Р.Барт, Ф.Солерс, Ю.Кристева, Ц.Тодоров, Ж.Деррид, Ж.Фай, К. Леви-Стросс и др.) появилась в 60-е годы 20 века на основе журнала «Tel Quel». Журнал этот был создан Ф.Солерсом и его единомышленниками и сразу заявил о себе как основная трибуна французского литературного авангарда. Просуществовал до 1982, постепенно теряя влияние. Характеризовался наличием сочетания теории и практики.

Семиотическое направление Умберто Эко, различало общую семиологию и частные или специальные семиотики, которые изучают устройство конкретных знаковых систем. Так же выделил место семиотики в познании: « Коммуникация пронизывает собой всю практику в том смысле, что сама практика - это глобальная коммуникация, утверждающая культуру и общественные отношения. Именно человек осваивает мир и именно благодаря ему природа превращается в культуру».2

Российское направление семиотики опиралось на большое число ярких и разнообразных предшественников: школу «русских формалистов» (Ю.Н.Тынянов,

Б.М.Эйхенбаум, В.Б.Шкловский), Московский лингвистический кружок (Р.О.Якобсон, Г.О.Винокур, А.А.Реформатский и др.), С.О.Карцевского, школу психологов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.), теоретические работы С.М.Эйзенштейна и т.д.

Широко известна Тартуская школа, которую возглавлял Ю.М.Лотман. Важным моментом в творческой биографии Лотмана было знакомство в начале 1960-х годов с кругом московских семиотиков (В.Н.Топоров, Вяч. Вс. Иванов, И.И.Ревзин и др.). Комплекс новых идей начала 1960-х годов - кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании и др., привлек Лотмана и заставил его пересмотреть марксистскую ориентацию.

В 1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством Лотмана была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем. Эти школы затем собирались каждые два года до 1970. Сближение Москвы и Тарту воплотилось в создании серии Трудов по знаковым системам, издававшейся в Тарту (в 1998 вышел 26-й выпуск), долго существовавшей в качестве единственной свободной трибуны новых семиотических идей.3

К началу 1960-х годов сформировалась Московская семиотическая школа (А.А.Зализняк, И.И.Ревзин, Т.Н.Молошная, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян, З.М.Волоцкая, В.Н.Топоров и др.). В 1962 этой группой был проведен Симпозиум по структурному

2 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 1998

3 Труды по знаковым системам, вып. 1-26. - Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1964-1996

изучению знаковых систем, на котором рассматривался не только естественный язык, но также семиотические аспекты искусства и литературы, семиотика невербальных знаков коммуникации, математические аспекты стиховедческого анализа и др. После проведения Симпозиума вышел ряд сборников, подготовленных той же группой, где были представлены работы многих семиотиков, в том числе математиков, физиологов и литературоведов. Одним из главных результатов, достигнутых этой школой являются работы по реконструкции индо-европейских цивилизаций, в частности были реконструированы тексты мифов о борьбе антропоморфного героя с зооморфным противником, об измене жены «громовержца», о потере ею детей, превращенных в хтонических существ или в растения, об испытаниях младшего сына и т.д.

Существенно важными для развития семиотики в России были книги Ю.С.Степанова - его собственная монография «Семиотика», а также опубликованная в 1983 с его составлением, редактированием и вступительной статьей книга-антология, в которой русский читатель мог познакомиться с идеями Ч.С.Пирса, Ч.Морриса и др.

Большую роль в развитии европейской семиотики сыграла польская семиотическая школа (М.-Р.Майенова, Е.Фарино, Ст.Жулкевский, Е.Пельц, А.Богуславский и др.), развивавшаяся в середине 20 в. Семиотика понималась здесь как структурная и формализованная поэтика (особенно в специальном секторе, созданном в Польской Академии наук, в Институте литературных исследований, которым руководила М.-Р.Майенова).

В особую группу можно выделить немецких семиотиков, связанных с Рурским университетом г. Бохума (В.Кох, У.Фигге, К.Аймермахер, М.Флейшер, В.Айсман, П.Гжибек; последние два работают в г.Грац, Австрия). Эта группа издает работы теоретического и культурологического характера.

В настоящее время в США выходят журналы: «Ars Semiotica. International Journal of American Semiotics», Philadelphia; «Semiotic Scene. Bulletin of the Semiotic Society of America», Medford; «The American Journal of Semiotics», Bloomington; «Semiotica. Journal of the International Association for Semiotic Studies», Bloomington. Существует специальный европейский журнал по семиотике: «Semiotics and Mentalities. European Journal for Semiotic Studues», Wien - Barselona - Budapest - Perpignan. Журналы семиотического направления выходят в Канаде, Бразилии, Эстонии, Италии, Израиле, Германии, Австрии, Норвегии и других странах.

Подводя итог можно сказать, что история семиотики отнюдь не проста, долгое время люди не имели общего понятия о знаках, символах и знаковых системах. Лишь в 20 веке была разработана наука семиотика, занимающаяся этим вопросом. С момента зарождения как науки, семиотика претерпела ряд изменений, так например в самом начале, Ч.Пирс охарактеризовал ряд важных семиотических понятий, таких как определение знака, первоначальную классификацию знаков, позднее, в 1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством Лотмана была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем. Достигнут небывалых высот, семиотика и по сей день, продолжает свое существование и развитие, в доказательство этому можно обратить внимание на современные журналы семиотического направления, которые выходят в различных странах мира.

Знаки и символы уходят своими корнями глубоко в историю человечества. Еще не осознавая того, человек активно пользовался ими в повседневной жизни, сохраняя старые и создавая новые, внедрял их в культуру и с их помощь передавал общечеловеческие ценности потомкам. С течением времени знаки и символы эволюционировали вместе с человеком, становились сложнее, разнообразнее, появлялись целые знаковые системы, которые трансформировались вместе с постоянным развитием окружающего мира. Это многообразие мы и попробуем рассмотреть более подробно в данном параграфе.

В древние времена люди уже могли выявлять знаки - признаки, что помогало им ориентироваться в природных явлениях. Так дым - означал огонь, молния была

предвестницей грома, ясное небо зимней ночью - спутником крепкого мороза на следующий день. Через знаки - признаки, выражаемые внешними экспрессивными проявлениями разных эмоциональных состояний, люди учились рефлексии друг у друга. Позднее человечество освоили более тонкие знаки - признаки, мимика и жесты человека говорят о его эмоциональном состоянии.

Таким образом, знаки - копии разнообразнейшая область человеческой культуры, которая находится в ней не только в сфере предметов, отношений человека с миром, но и затрагивает сферу языка.

Знаки - копии (иконические знаки) - это воспроизведения, несущие в себе элементы сходства с обозначаемым. Таковы результаты изобразительной деятельности человека -графические и живописные изображения, скульптура, фотографии, схемы, географические и астрономические карты и др. Знаки-копии воспроизводят в своей материальной структуре важнейшие чувственно ощутимые свойства предмета - форму, цвет, пропорции и т.д.4 В обрядовой культуре знаки - копии чаще всего применялись для передачи изображения тотемного животного - ворона, коня, волка, медведя или антропоморфных духов, идолов. Орнаменты в домостроении, вышивки рушников, покрывал, одежды, роспись посуды, а также все многообразие оберегов - имеют в своих корнях знаки - копии, так как изначально они были призваны использоваться в ритуальных действиях и олицетворять природные стихии - солнце, месяц, огонь, воду и растения.

Обособленную нишу в культуре иконических знаков занимает кукла, таящая в себе глубокие возможности воздействия на психику как ребенка так и взрослого. Кукла -иконический знак человека или животного, изначально изобретенный для обрядов и делавшийся из дерева, глины, стеблей злаковых, трав и воска. В культуре разных народов кукла имела множество значений. Так, в культуре Вуду, кукла будучи изначально неодушевленной, но идентичной по виду человеку (или животному), обладала свойством присваивать чужие души, оживая за счет умертвления самого человека. В этом значении кукла была представителем черной силы. А в современно фольклоре существует много сюжетов, когда кукла становится враждебно опасной человеку, или же наоборот, становиться помощником и верным другом.

Знаки-копии становились участниками сложных магических действий, когда предпринимались попытки освободиться от злых чар колдуна, ведьмы, демонов. В культурах многих народов мира известно изготовление чучел, являющихся знаками-копиями устрашающих существ для ритуальных их сожжений с целью освободиться от реальной опасности. Кукла оказывает многосоставное воздействие на психическое развитие.

Таким образом, в процессе исторического развития человеческой культуры именно иконические знаки обрели исключительное пространство изобразительного искусства.

Автономные знаки - это специфическая форма существования индивидуальных знаков, которая создается отдельным человеком (или группой людей) согласно психологическим законам творческой созидательной деятельности. Автономные знаки субъективно свободны от стереотипов социальных ожиданий представителей одной с созидателем культуры.5 Наиболее ярко автономные знаки можно проследить в искусстве: при зарождении нового направления, творческий человек создавал автономный знак, характерный данному течению, открывающий новое видение в системе новых иконических знаков и знаков - символов. Через борьбу новых значений и смыслов вложенная в новые знаки система или утверждалась и принималась культурой как действительно необходимая, или уходила в небытие и становилась интересной разве что определенному кругу людей.

4 Пирс Д ж., Проблема знака и значения, Сб., М., 1969

5 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

Знаки-символы - это знаки, обозначающие отношения народов, слоев общества или групп, утверждающие что-то.6 Так, гербы - отличительные знаки государства, сословия, города - материально представленные символы, изображения которых располагаются на флагах, денежных знаках, печатях и т.д. К знакам-символам относятся знаки отличия (ордена, медали), знаки различия (значки, нашивки, погоны, петлицы на форменной одежде, служащие для обозначения звания, рода службы или ведомства). Сюда же относятся девизы и эмблемы. К числу знаков-символов относятся и так называемые условные знаки (математические, астрономические, нотные знаки, иероглифы, корректурные знаки, фабричные знаки, фирменные знаки, знаки качества); предметы природы и рукотворные предметы, которые в контексте самой культуры приобретали значение исключительного знака, отражающего мировоззрение людей, принадлежащих к социальному пространству этой культуры. Знаки - символы появились так же как и другие знаки в родовой культуре. Тотемы, амулеты, обереги являются знаками - символами, защищающими человека от опасностей, скрывающихся в окружающем мире. Всему природному, реально существующему человек, в давние времена, придавал символическое значение.

Знаки - символы в культуре составляют бесчисленное множество, они составляют реальность знакового пространства, в котором живет человек, определяют специфику психического развития человека и психологию его поведения в современном ему обществе.

Особую роль среди знаков - символов имеют жесты. Жесты - телодвижения, преимущественно рукой, сопровождающие или заменяющие речь, представляющие собой специфические знаки.7 В родовых культурах жесты использовались в качестве языка в ритуальных действиях и в коммуникативных целях. Ч. Дарвин объяснял большинство жестов и выражений, непроизвольно употребляемых человеком, тремя принципами: 1) принцип полезных ассоциированных привычек; 2) принцип антитезы; 3) принцип прямого действия нервной системы. Помимо самих жестов, сообразных с биологической природой, человечество вырабатывает социальную культуру жестов. Природные и социальные жесты человека «читаются» другими людьми, представителями того же этноса, государства и социального круга.

Таким образом, жесты непосредственно влияют на жизнь человека, в совокупности с речью и мимикой они более полно раскрывают взаимоотношения людей в обществе и с окружающим миром.

Еще одна группа структурированных символов - татуировка. Татуировка -символические охранительные и устрашающие знаки, наносимые на лицо и тело человека путем наколов на коже и введения в них краски.8 Татуировки - изобретение родового человека, сохраняющее свою живучесть и распространенное в разных субкультурах (матросы, преступная среда и др.). У современной молодежи разных стран появилась мода на татуировки своей субкультуры. Язык татуировок имеет свои значения и смыслы. В преступной среде знак татуировки показывает место преступника в его мире: знак может «поднять» и «опустить» человека, демонстрируя строго иерархизированное место в его среде.

Природа символа заключена в его социально-коммуникативной функции. В зависимости от сферы человеческой деятельности можно выделить различные виды символов:

1) исторические символы - Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.;

2) религиозные символы - крест, иконы, мощи святых и др.;

6 Моррис Ч. У. Основания теории знаков.— В кн.: Семиотика. М., 1983

7 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме.— Соч. в 4т-, т. 1. М., 1982

8Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

3) мифологические символы - миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.;

4) идеологические и пропагандистские символы - программы, лозунги, воззвания, конституции и др.;

5) нравственные символы - белый цвет как символ нравственной чистоты и др.;

6) художественные символы - произведения искусства, в особенности монументального.

Символы неотрывно связаны с жизнью человека и присущи каждой сфере его жизнедеятельности.

Каждая эпоха имеет свои символы, которые отражают человеческую идеологию, мировоззрение как совокупность идей и взглядов, отношение людей к миру: к окружающей природе, предметному миру, друг к другу. Символы служат стабилизации или изменению общественных отношений.

Символы эпохи, выраженные в предметах, отражают символические действия и психологию человека, принадлежащего этой эпохе. Так интересно использование оружия как символа, включенного в систему мировоззрения определенной культуры. Так, в разных своих воплощениях меч как символ может быть одновременно оружием и символом, но может стать только символом, когда для парадов изготовляется специальная шпага, которая исключает практическое применение, фактически становясь изображением (иконическим знаком) оружия. Символическая функция оружия была отражена и в древнерусском законодательстве («Русская правда»). Возмещение, которое нападающий должен был заплатить пострадавшему, было пропорционально не только материальному, но и моральному ущербу: рана (даже тяжелая), нанесенная острой частью меча, влечет за собой меньшую виру (штраф, возмещение), чем не столь опасные удары необнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру или тыльной стороной кулака. Как пишет Ю. М. Лотман: «Происходит формирование морали воинского сословия, и вырабатывается понятие чести. Рана, нанесенная острой (боевой) частью холодного оружия, болезненная, но не бесчестит. Более того, она даже почетна, поскольку бьются только с равным. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства посвящение, т.е. превращение «низшего» в «высшее», требовало реального, а впоследствие знакового удара мечом. Тот, кто признавался достойным раны (позже - знакового удара), одновременно признавался и социально равным. Удар же не обнаженным мечом, рукояткой, палкой - вообще не оружием - бесчестит, поскольку так бьют раба». 9

Таким образом, можно сделать вывод, что знаки - символы определенной культуры материально выражены в предметах, языке, жестах и многом другом. Символы и знаки всегда своим значением соответствуют своему времени и передают глубинные культурные смыслы.

Классификация знаков на знаки-копии и знаки-символы достаточно условна, так как обнаруживает себя в контексте особых знаков, называемых в науке эталонами. В человеческой культуре существуют знаки-эталоны цвета, формы, музыкальных звуков, устной речи. Одни из этих знаков можно отнести условно к знакам-копиям (эталоны цвета, формы), другие - к знакам-символам (ноты, буквы). В то же время эти знаки подпадают под общее определение - эталоны. Эталоны имеют два значения: 1) образцовая мера, образцовый измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единиц каких-либо величин с наибольшей точностью (эталон метра, эталон килограмма); 2) мерило, стандарт, образец для сравнения. Особое место здесь занимают так называемые сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны - это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов. Созданы они в процессе познавательной и трудовой деятельности человечества - постепенно люди вычленили и систематизировали разные свойства

предметного мира с практическими, а затем и научными целями. Различают сенсорные эталоны цвета, формы, звуков и др. В человеческой речи эталоны - это фонема, т.е. образцы звуков, рассматриваемые как средство для различения значений слов и морфем (части слова: корень, суффикс или приставка), от которых зависит смысл произносимых и слышимых слов. Каждый язык имеет свой набор фонем, отличающихся друг от друга по определенным признакам. Как и другие сенсорные эталоны, фонемы выделялись в языке постепенно, через мучительные поиски средств их эталонизации.

На сегодняшний момент в культуре наблюдается большая разновидность в той или иной мере освоенных и преобразованных человечеством эталонов. Знаки и символы все более и более дифференцируют природные и созданные человеком исторические реальности.

Все виды знаков, сложившихся в истории культуры, создают сложную и многогранную реальность образно - знаковых систем, которая для человека является неотъемлемой частью жизни. Именно она заполняет пространство культуры, становясь ее материальной основой, ее достоянием и одновременно условием развития психики индивидуального человека. Знаки становятся особыми орудиями психической деятельности, которые преобразуют психические функции человека и определяют развитие его личности.

Л. С. Выготский писал: «Изобретение и употребление знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой-либо психологической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить что-либо, сообщить, выбрать и пр.), с психологической стороны представляет об одном пункте аналогию с изобретением и употреблением орудий. Знак изначально приобретает инструментальную функцию, его называют орудием («Язык- орудие мышления»). Однако не следует при этом стирать глубочайшее различие между предметом-орудием и знаком-орудием. Существеннейшим отличием знака от орудия и основой реального расхождения обеих линий является различная направленность того и другого. Орудие имеет своим назначением служить проводником воздействий человека на объект его деятельности, оно направлено вовне, оно должно вызвать те или иные изменения в объекте, оно - есть средство внешней деятельности человека, направленной на покорение природы. Знак ... есть средство психологического воздействия на поведение- чужое или свое, средство внутренней деятельности, направленной на овладение самим человеком; знак направлен внутрь. Обе деятельности столь различны, что и природа применяемых средств не может быть одной и той же в обоих случаях».10

Следую Выготскому, знаки - специфические вспомогательные вещества, вводящие человека в особую реальность. Знаковая культура превращает не только слова, но и идеи, чувства, эмоции в знаки, которые более полно отражают уровень развития человечества. Реальность образно - знаковых систем, определяющая человеческую культуру и выступающая окружающей средой человека, дает ему массу возможностей, от средств психического воздействия на других людей, до средств преобразования и развития собственной психики.

Таким образом, необходимость использования знаков и символов прочно укоренилась в нашей жизни. Множественность классификаций данных терминов равнозначна тому, что символы и знаки присутствуют в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, будь то бытовая сфера или сфера духовного. Придя к нам из глубины веков, они помогают более полно понимать окружающий мир, регулируют определенные стороны человеческого бытия, передают знаний той или иной эпохи. Без знаков и символов, как неотъемлемой части культуры, трудно было бы понять некоторые аспекты культурологического знания.

Список литературы

1. Ромах О.В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИИ с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

2. Ромах О.В. ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

3. Ромах О.В. ВОЛЯ КАК ДОМИНАНТА КУЛЬТУРЫ Аналитика культурологии. 2006. № 1. С. 11.

4. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

5. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60

6. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100