Научная статья на тему 'Институт коммерческого посредничества в условиях евроинтеграции Украины'

Институт коммерческого посредничества в условиях евроинтеграции Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / HARMONIZATION OF LEGISLATION / ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / КОММЕРЧЕСКОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / TRADE MEDIATION / КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / COMMERCIAL REPRESENTATION / КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / COMMERCIAL TRANSACTIONS / КОММЕРЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ / COMMERCIAL CONTRACTS / COMMERCIAL АGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потудинская Елена Валентиновна

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы института коммерческого посредничества (агентской деятельности) в свете адаптации украинского законодательства к европейскому и тенденции его развития в условиях евроинтеграции Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт коммерческого посредничества в условиях евроинтеграции Украины»

LEGAL SCIENCES

Institute of commercial agency in the european integration of Ukraine Potudinskaya E. (Ukraine) Институт коммерческого посредничества в условиях евроинтеграции Украины

Потудинская Е. В. (Украина)

Потудинская Елена Валентиновна /Potudinskaya Elena — старший преподаватель,

кафедра права, Межрегиональная академия управления персоналом, Одесский институт, г. Одесса, Украина

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы института коммерческого посредничества (агентской деятельности) в свете адаптации украинского законодательства к европейскому и тенденции его развития в условиях евроинтеграции Украины. Abstract: the article considers some of the theoretical and practical issues about adaptation Ukrainian legislation to the European and tendencies of its development in the context of European integration of Ukraine.

Ключевые слова: адаптация, унификация, гармонизация законодательства, коммерческое посредничество, коммерческое представительство, торговое посредничество, коммерческие операции, коммерческие договоры.

Keywords: adaptation, unification, harmonization of legislation, commercial аgency, commercial representation, trade mediation, commercial transactions, commercial contracts.

Успешное сотрудничество Украины и Европейского Союза во многом зависит от адаптации украинского законодательства к европейскому. Правовой основой отношений между Украиной и Европейским Союзом явилось Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной от 27.06.2014 г. [1]. Украинское законодательство должно быть адаптировано к европейским принципам и стандартам по форме и содержанию, а также в правоприменительной области. Приоритетными направлениями адаптационного процесса являются коммерческое право, права человека и реформирование судебной власти.

В Украине с 2004 г. действует Хозяйственный кодекс. Он вступил в силу одновременно с Гражданским кодексом (в новой редакции) с 01.01.2004 г. До сегодняшнего дня все еще продолжается дискуссия о целесообразности существования Хозяйственного кодекса как самостоятельного нормативно-правового акта. Сторонники отмены ХК Украины считают, что некоторые статьи Хозяйственного кодекса противоречат друг другу, а в ряде случаев дублируют нормы Гражданского кодекса, что свидетельствует о его непригодности как основы хозяйственного законодательства. Однако с этим нельзя согласиться, поскольку Хозяйственный кодекс «выдержал испытание временем», он регулирует специфические хозяйственные отношения, которые не относятся к сфере действия Гражданского кодекса Украины. «Целесообразно ставить вопрос не об отмене Хозяйственного кодекса, а о консолидации, компактизации гражданского и хозяйственного законодательства, их совершенствования на основе выработанной Концепции следующего этапа кодификации хозяйственного законодательства Украины» [2, с. 167].

Следует отметить, что Хозяйственный кодекс Украины вызывал интерес в странах ЕС, которые указывали на соответствие этого документа мировым и европейским стандартам в области законодательной техники. Необходимо также признать, что Хозяйственный кодекс Украины является в своем роде уникальным нормативным актом. Подобного Кодекса нет в странах СНГ. В России, Беларуси, Молдове большая часть хозяйственно-правовых отношений регулируется Гражданскими кодексами или разрозненными специальными законами, кодифицированного нормативного-правового документа в сфере хозяйствования в этих странах нет.

Коммерческое посредничество является институтом хозяйственного права Украины. В ст. 295 ГК Украины дается его определение: «Коммерческое посредничество (агентская деятельность) является предпринимательской деятельностью, которая заключается в предоставлении коммерческим агентом услуг субъектам хозяйствования при осуществлении ими хозяйственной деятельности путем посредничества от имени, в интересах, под контролем и за счет субъекта, которого он представляет». Как следует из содержания этой статьи, коммерческое посредничество определяется как агентская деятельность. Вместе с тем, глава 31 ГК Украины, в которой содержится ст. 295, называется «Коммерческое посредничество (агентские отношения) в сфере хозяйствования». Таким образом,

коммерческое посредничество в одном случае определяется как деятельность, в другом - как отношения. Полагаю, что это терминологическая неточность, требующая законодательного уточнения.

Поскольку законодательное определение коммерческого посредничества не является однозначным, в научной правовой среде также нет единого мнения на это понятие.

В ч. 2 ст. 305 ХК Украины говорится о том, что к агентским отношениям (а значит, и коммерческому посредничеству, если следовать логике законодателя) могут применяться положения Гражданского кодекса Украины, которыми регулируются отношения поручения. Здесь просматривается связь понятий «посредничество» и «представительство», «коммерческое посредничество» и «коммерческое представительство».

Отношения представительства рассматриваются в главе 17 раздела 4 книги 1 Гражданского кодекса Украины. Ст. 243 ГК Украины называется «Коммерческое представительство», однако самого определения этого понятия не содержит, в ней идет речь о коммерческом представителе, каковым является лицо, которое постоянно и самостоятельно выступает представителем предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

По вопросу соотношения понятий «коммерческое посредничество» и «коммерческое представительство» существует множество различных мнений.

Если обобщить все доктринальные позиции по вопросам посредничества и представительства, то условно их можно разделить на несколько групп. Так, В. В. Резникова к первой группе относит суждения, согласно которым представительство на определенном этапе своего развития перерастает в посредничество; ко второй группе - взгляды, которые сводятся к тому, что посредничество предстает в узком (простое посредничество) и в широком смысле, включающем, помимо названного, еще и представительство; в третью группу включает суждения, по которым оба предыдущих подхода к трактовке посредничества, в условиях развития и усложнения торгового оборота, следует признать узкими, не отражающими сущности и содержания исследуемых категорий, делающих их практически непригодными [3, с. 73].

Полагаю, что коммерческое посредничество необходимо рассматривать как комплексный институт, в котором сочетаются черты как посредничества, так и представительства.

Следует отметить, что понятия коммерческого посредничества и коммерческого представительства связаны с системой права. В странах романо-германской системы права коммерческое посредничество связано с заключением соглашений между заинтересованными лицами. Посредниками являются посреднические фирмы, маклеры, брокеры и др. Институт представительства (договорное и законное) регулируется нормами гражданских кодексов. В англо-американском праве представительство регулируется нормами прецедентного права и судебной практики. Здесь нет деления на договорное и законное представительство. Термин «представительство» имеет более широкое значение, чем в континентальном праве. Представитель в ряде случаев действует как посредник на основании агентского договора, сторонами которого являются агент и принципал.

Законодательное урегулирование института коммерческого посредничества в разных странах происходит различно. Однако в целом в мире происходят интеграционные процессы, прежде всего, в экономике. А это ведет к стиранию различий в системе правового регулирования, усилению единообразия в праве разных стран. Наблюдается тенденция к сближению и унификации правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность в различных государствах [4, с. 64].

Украина стремится стать европейской державой не только по месту своего расположения на географической карте, но и по основным показателям европейских ценностей: верховенства права, демократии, свободы, равенства, уважения прав и свобод человека. Как претендент на вступление в Европейский Союз и желающая стать его полноправным членом, Украина должна воспринять acquis communautaire - цели, принципы, права и обязанности, законодательство, практику ЕС и др. Для решения вопроса о вступлении Украины в Европейский Союз необходимо не только желание обеих сторон, но и проведение комплекса мероприятий, связанных с адаптацией права Украины к праву ЕС. Независимо от того, когда Украина станет членом ЕС, и станет ли она им когда-нибудь, законодательство Украины должно соответствовать международным стандартам, процессы демократизации общества должны усиливаться, развитие экономики нарастать, благосостояние людей увеличиваться. Украина должна стать сильным, стабильным государством с развитой правовой системой и сильной экономикой. Только тогда она может рассчитывать на полноценное сотрудничество с мировым сообществом и стать полноправным партнером Европейского Союза.

Литература

1. Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной от 27.06.2014 г.

2. Юлдашев А. Х. Регуляторна полггака як зааб вдосконалення господарського законодавства: монографм / О. Х. Юлдашев. К.: МАУП, 2006. 302 с.

3. Резткова В. В. Теоретичш проблеми регулювання посередництва у сферi господарювання Украши. Дис. ... докт. юрид. наук / В. В. Резткова. Кшв, 2011. 583 с.

4. Муравйов В. I. Гармотзащя законодавства як феномен европейсько! штеграцп // Украшський правовий часопис, 2003. № 2. 89 с.

Powers of the prosecutor with participation on the cases considered by court as special production Kapusta L. (Russian Federation) Полномочия прокурора при участии по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства Капуста Л. В. (Российская Федерация)

Капуста Людмила Владимировна /Kapusta Lyudmila — студент магистратуры, направление: юриспруденция, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируется основная нормативно-правовая база, определяющая полномочия прокурора при участии по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства в Российской Федерации.

Abstract: in article the main standard and legal base determining powers of the prosecutor with participation by the cases considered by court as special production in the Russian Federation is analyzed.

Ключевые слова: анализ, полномочия прокурора, особое производство, дела, гражданский процесс. Keywords: analysis, powers of the prosecutor, special production, affairs, civil process.

Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, характеризуются спецификой состава лиц, участвующих в особом производстве, который отличается от состава лиц, участвующих в исковом производстве. Также, в делах особого производства отсутствует спор о праве, нет и сторон (истцов и ответчиков) и третьих лиц. В указанных делах участвуют только заявители и заинтересованные лица, что исключает проявление в полной мере принципа состязательности, на котором построено гражданское судопроизводство Российской Федерации. Поэтому в делах, рассматриваемых судом в порядке особого производства, прокурор играет важную роль «противовеса».

Также, если говорить о проблематике вопроса участия прокурора в гражданском процессе по делам особого производства, то необходимо отметить наличие постоянной дискуссии среди ученых о необходимости обязательного участия прокурора в отдельных видах дел особого производства и при этом беспрепятственном рассмотрении этих дел при неявке прокурора, извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Данное противоречие влечет за собой отсутствие гарантий качественного рассмотрения и разрешения дел.

Определяя полномочия прокурора, необходимо рассмотреть основное законодательство, регламентирующее данный вопрос. По иерархии это, прежде всего, Конституция РФ, которая не дает конкретики, при этом п. 1 ст. 129 устанавливает наличие прокурорских полномочий в принципе, которые уже конкретизированы в федеральных законах [Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации]. Основными законами, которые определяют полномочия прокурора, в том числе по делам особого производства, являются ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. за № 2202-1, Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 02.07.2015) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», а также процессуальное законодательство (ГПК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.