Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА: ЗАПРОС, РЕАЛИЗАЦИЯ, ДЕФИЦИТЫ'

ИНСТИТУТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА: ЗАПРОС, РЕАЛИЗАЦИЯ, ДЕФИЦИТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снопок Мария Сергеевна, Жариков Денис Сергеевич

Тема воспитания подрастающего поколения относится к числу «вечных», так как является актуальной во все времена. Однако в последнее время в нашей стране ей уделяется особенное внимание. Она волнует не только педагогов и родителей, но и общественных деятелей, представителей власти, чиновников. При этом точки зрения высказываются очень разные, порой совершенно противоположные, в зависимости от личного опыта, статуса и позиции говорящего. В связи с этим могут возникать конфликтные ситуации как в информационном поле, так и в образовательном пространстве. Данная статья представляет собой попытку анализа нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога в сфере классного руководства, с целью обобщения целей и задач, которые формируют государственный запрос к современному классному руководителю. Кроме того, в статье представлены статистические данные позволяющие выявить приоритеты и профессиональные затруднения классных руководителей в их практической деятельности. Такой двусторонний анализ позволил выявить общность педагогической и государственной позиций относительно воспитательной работы в школе. Данная статья будет интересна как классным руководителям, так и директорам и заместителям директоров общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снопок Мария Сергеевна, Жариков Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF CLASSROOM MANAGEMENT: REQUEST, REALIZATION, DEFICIT

The theme of educating a young generation refers to "eternal" ones as it is actual at all times. However, it is recently paid a special attention in our country. This topic is of concern not only to teachers and parents, but also to public figures, representatives of authorities, officials. Meanwhile, points of view are expressed very different, sometimes completely opposite, depending on personal experience, status and position. In this regard, conflict situations may arise both in the information field and in the educational environment. This article is an attempt to analyze normative-legal documents regulating the activity of a teacher in the field of classroom management in order to summarize the goals and objectives which form the state requirement to a modern classroom teacher. In addition, the article presents statistical data to identify priorities and professional difficulties of classroom teachers in their practical work. Such a two-way analysis revealed the commonality of pedagogical and state position regarding educational work at school. This article will be useful for classroom teachers, principals and deputy principals of the general educational organizations.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА: ЗАПРОС, РЕАЛИЗАЦИЯ, ДЕФИЦИТЫ»

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

Снопок Мария Сергеевна | mariasnopok@yandex.ru

Методист учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Жариков Денис Сергеевич | denzis01@yandex.ru

Руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты

Аннотация. Тема воспитания подрастающего поколения относится к числу «вечных», так как является актуальной во все времена. Однако в последнее время в нашей стране ей уделяется особенное внимание. Она волнует не только педагогов и родителей, но и общественных деятелей, представителей власти, чиновников. При этом точки зрения высказываются очень разные, порой совершенно противоположные, в зависимости от личного опыта, статуса и позиции говорящего. В связи с этим могут возникать конфликтные ситуации как в информационном поле, так и в образовательном пространстве. Данная статья представляет собой попытку анализа нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога в сфере классного руководства, с целью обобщения целей и задач, которые формируют государственный запрос к

современному классному руководителю. Кроме того, в статье представлены статистические данные позволяющие выявить приоритеты и профессиональные затруднения классных руководителей в их практической деятельности. Такой двусторонний анализ позволил выявить общность педагогической и государственной позиций относительно воспитательной работы в школе. Данная статья будет интересна как классным руководителям, так и директорам и заместителям директоров общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: классный руководитель, классное руководство, воспитание, воспитательная работа, профессиональный дефицит.

В последние годы очень много говорят о воспитании подрастающего поколения

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

в образовательных организациях. Эта тема в том или ином ключе затрагивается в самых разных кругах; об этом дискутируют родители, педагоги, политики, общественные деятели, представители науки и культуры. И зачастую ключевая роль в вопросе «школьного» воспитания отводится классному руководителю. Одним из первых об этом 15 января 2020 года заявил Президент России Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию [2].

При этом в информационном поле присутствует достаточно противоречивая информация. С одной стороны, есть официальная позиция государства: воспитание должно вернуться в школу; ключевая фигура воспитания — классный руководитель; воспитание является государственным приоритетом. С другой стороны, есть обывательское, но довольно распространенное в родительском сообществе мнение, что классный руководитель должен в первую очередь быть профессионалом, который помогает детям адаптироваться в школе, а воспитание по большей части является пропагандой, которая скорее мешает в достижении образовательных задач.

Таким образом, общественное мнение формирует некий обобщенный образ классного руководителя как высоконравственного и профессионального педагога, строящего свою деятельность на основе интересов детей и их родителей. На практике же роль классного руководителя в школе зачастую выглядит довольно расплывчато. В первую очередь

это можно связать с тем, что в общеобразовательных организациях подавляющее большинство классных руководителей является педагогами-предметниками, основной функционал которых направлен на достижение предметных результатов. Поэтому нередко высокая нагрузка классного руководителя становится причиной профессионального выгорания и обесценивания собственной деятельности, что, в свою очередь, может приводить к недопониманию и разного рода конфликтным ситуациям.

Цель статьи — обобщить цели и задачи, которые формируют государственный запрос к современному классному руководителю через анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога в сфере классного руководства, а также сопоставить их с тем видением функционала классного руководителя, которое присуще самим классным руководителям, на примере педагогов-практиков, работающих в общеобразовательных организациях Калининградской области. Мы надеемся, что это поможет педагогам переосмыслить организацию, содержание и эффективность деятельности классного руководителя в школе.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность классного руководителя, хотелось бы остановиться на ключевых понятиях, которые будут фигурировать в статье, таких как «воспитание» и «функции классного руководителя».

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

Определение понятия «воспитание» при всей кажущейся обыденности и простоте понимания может стать темой для отдельного исследования. Так, например, в своем обзоре понятия «воспитание» в современных педагогических исследованиях П. В. Степанов приводит 12 определений воспитания только отечественных авторов [5]. В нашей работе мы будем придерживаться определения воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, которое приводится в Федеральном законе от 31.07.2020 года № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [6, статья 1, п. 1].

Говоря о функциях классного руководителя, мы будем иметь в виду направления деятельности педагога, которые он реализует, для достижения целей, стоящих перед ним как перед классным руководителем.

Итак, деятельность классного руководителя в настоящее время регулируется несколькими документами:

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р;

- методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, направленные письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 года № ВБ-1011/08 (далее - Методические рекомендации);

- примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 года № 3/22 (далее - Программа воспитания).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации является концептуальным документом, определяющим цель, задачи и направления развития системы воспитания нашей страны. Этот документ определяет воспитание подрастающего поколения как одно из стратегических приоритетов государства [4, п. 1], для реализации которого необходимо объединение усилий самых разных

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

социальных и общественных институтов: семьи, организаций культуры, спорта, досуга, туризма, науки. Безусловно, приоритет в воспитании принадлежит семье; поддержку этого социального института Стратегия рассматривает в первую очередь. Однако системе образования также отводится одна из ведущих ролей. Если рассмотреть положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, то можно отметить, что они легко объединяются в три основные группы:

1) направленные на развитие нормативной базы воспитания в образовательных организациях;

2) направленные на раскрытие и максимальное использование воспитательного потенциала предметного содержания;

3) направленные на обновление форм и методов внеурочной, внеклассной деятельности обучающихся, способствующих их вовлечению в социально-значимую практическую деятельность, раскрывающих потенциал исторического и культурного наследия регионов и страны в целом, приобщающих ребят к спорту, науке, искусству.

Очевидно, что эти направления являются взаимодополняющими и взаимопроникающими, но в применении к общеобразовательным организациям условно их можно отнести к следующим категориям персонала школы: первое направление преимущественно относится к администрации, второе — к педагогам-предметникам, третье — к классным руководителям. Таким образом, государственный

запрос определяет классного руководителя как ключевого взрослого в школьной жизни ребенка, занимающегося вопросами его воспитания и социализации.

Сущность государственного запроса к системе воспитательной работы в деятельности классного руководителя отражена и конкретизирована в обновленной Программе воспитания. Она регламентирует не только цель и задачи воспитания, но и обязательные, традиционные для российской школы, направления воспитательной работы (гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценности научного познания), которые обеспечивают достижение планируемых личностных результатов образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [3, п. 1.2]. Кроме того, Программа воспитания предлагает широкий спектр видов, форм и содержания воспитательной работы, подробно описывая возможности реализации воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, классного руководства, ключевых общешкольных дел, внешкольных мероприятий, работы с родителями, школьного самоуправления, социального партнерства, профори-ентационных мероприятий и др.

Представляется интересным, что, несмотря на выделение в Программе воспитания отдельного блока, посвященного классному руководству, классные руководители в силу своего функционала в той или иной мере принимают участие

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

в реализации всех направлений и форм воспитательной работы в своем классе. Опрос, проводившийся в рамках повышения квалификации педагогических работников города Калининграда по направлению классного руководства, убедительно показал, что классные руководители в школах региона считают важными и уделяют внимание всем направлениям и формам работы, отраженным в Программе воспитания. Конечно, приоритеты у разных педагогов различны, но в целом ни одно направление не было отмечено как неважное.

Авторы Методических рекомендаций рассматривают классное руководство с точки зрения приоритетных задач деятельности и соответствующих их реализации функциональных обязанностей классного руководителя. В первую очередь это индивидуальная воспитательная работа с детьми, формирование классного коллектива, работа с родителями, взаимодействие с педагогическим коллективом и социальными партнерами, ведение документации. Кроме того, в Методических рекомендациях предусматривается вариативная составляющая, которая должна соответствовать особенностям конкретной образовательной организации. Очевидно, что такая широкая трактовка деятельности слишком условна, поэтому Методические рекомендации предлагают классному руководителю в реализации воспитательной работы опираться на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные

традиции, руководствоваться интересами ребенка и социальной востребованностью воспитания. При этом в Методических рекомендациях подчеркивается, что координационные, организационные, аналитические и контролирующие функции ни в коем случае не являются самоцелью деятельности классного руководителя, они лишь способствуют реализации его основной педагогической функции - воспитания обучающихся [1, п. 3].

Таким образом, мы можем достаточно четко сформулировать государственный запрос к институту классного руководства. Классное руководство — это особый вид педагогической деятельности, направленный на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6, п. 2]. Классный руководитель должен владеть эффективными методиками формирования классного коллектива, знать закономерности психофизиологического развития личности, организовывать воспитательный процесс с применением различных видов деятельности, создавать личност-но-развивающую среду, выстраивать коммуникации с различными субъектами воспитания, заниматься профилактикой деструктивного и отклоняющегося поведения и профориентационной работой. Кроме того, классный руководитель должен знать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

образования, и руководствоваться ею. Если вернуться к началу статьи, то к этому можно смело добавить множество компетенций, связанных с предметной деятельностью; но и без этого список получился внушительным.

А что же на практике?

В ноябре 2022 года в Калининградской области состоялся I региональный форум классных руководителей, который объединил более 200 классных руководителей из всех муниципалитетов региона. Ими стали представители самых разных школ: городских и сельских, крупных и малокомплектных, муниципальных и частных. Участникам форума был предложен опрос, призванный выявить как приоритеты, которые классные руководители выделяют в своей деятельности, так и их профессиональные затруднения. Говоря о приоритетах, мы имеем в виду наиболее важные с точки зрения педагогов направления деятельности классного руководителя, а под затруднениями понимаем сложности, которые возникают в деятельности классного руководителя под действием как внешних причин, так и профессиональных дефицитов (недостаточным уровнем тех или иных компетенций).

Педагоги отвечали на такие вопросы.

1. Какие функции как классный руководитель / советник вы выполняете?

2. Какие функции классного руководителя вы считаете самыми важными?

3. Какие функции классного руководителя вы считаете излишними?

4. Какие функции классного руководителя занимают у вас больше всего времени?

5. Что в работе классного руководителя кажется Вам самым сложным?

Респонденты могли выбрать один или несколько из предложенных вариантов или же написать свой вариант ответа. Опрос не предполагал глубоких исследовательских целей, однако его результаты оказались достаточно показательными.

Так, самой важной функцией классные руководители назвали именно воспитание, что отлично соотносится с целями и приоритетами, которые определяются нормативными документами, указанными в данной статье. Значительная часть педагогов (более 25 %) ответила, что важны все функции. С одной стороны, это может свидетельствовать о понимании данной группой педагогов целостности деятельности классного руководителя и взаимопроникновения всех его функций, а с другой стороны — об отсутствии осознанности в определении приоритетов собственной деятельности. Эти же положения подтвердились ответами на следующий вопрос — подавляющее большинство участников ответило, что важны все функции.

Ответы на вопрос «Какие функции классного руководителя вызывают у вас наибольшие затруднения?» дали достаточно интересный срез. Только 5 % педагогов говорит о том, что не испытывает затруднений в реализации функций классного руководства. Часть опрошенных (около

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

16 %) испытывает те или иные затруднения при реализации всех функций классного руководителя. Однако наибольшие затруднения педагоги испытывают именно при реализации воспитательной функции. Пояснения участников к ответу позволяют говорить о том, что в первую очередь это связано с отсутствием понимания критериев эффективности воспитательной работы и навыка самоанализа по данному направлению деятельности. Кроме того, педагоги отмечают, что

отсутствие возможности увидеть результаты работы «здесь и сейчас» также вызывают затруднения. Диаграмма распределения ответов на этот вопрос представлена на рисунке 1.

Достаточно показательными оказались и ответы на вопрос «Какие из функций классного руководителя занимают у Вас больше всего времени?». Диаграмма распределения ответов на этот вопрос представлена на рисунке 2.

Рисунок 1 — Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие функции классного руководителя вызывают у вас наибольшие затруднения?»

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

Рисунок 2 — Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие функции классного руководителя занимают у вас больше всего времени?»

В первую очередь бросается в глаза достаточно яркая корреляция между функциями, вызывающими затруднения, и временем, которое педагоги уделяют для реализации данных функций. Значимое расхождение наблюдается только для организационной и аналитической функций, на которые педагоги тратят сравнительно большее время. Это может свидетельствовать о том, что затруднения в области реализации аналитических и организационных задач значительно увеличивают затрачиваемое на них время, что создает иллюзию приоритетности этих задач.

Приведенные выше данные позволяют говорить о том, что понимание цели, задач, приоритетных направлений деятельности

классных руководителей в педагогическом сообществе соответствует приоритетам национальных задач российского образования. Однако возможности их реализации могут достаточно сильно сокращаться вследствие как внешних причин (например, большой объем отчетности зачастую вызывает затруднения в реализации организационной и аналитической функций, увеличивая затрачиваемое на них время), так и профессиональных дефицитов педагогов (например, низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями вызывает затруднения в реализации аналитической и коммуникационной функций), что, с одной стороны, делает менее эффективной деятельность отдельного классного руководителя, а с другой — снижает

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

эффективность воспитательной работы в образовательной организации в целом.

Таким образом, для увеличения эффективности воспитательной работы в образовательных организациях необходимо создавать условия для выявления и восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников. При этом очень важно уделять внимание не только дефицитам, связанным непосредственно с воспитательными функциями. Так, навыки аналитической работы, связанные с обработкой больших объемов данных и использованием современных программных продуктов, могут позволить классному руководителю уделять больше времени реализации воспитательных задач, что в полной мере отвечает приоритетам государственной политики в образовательной сфере.

Данный анализ позволил нам сделать вывод о том, что подавляющее большинство педагогов демонстрируют четкое понимание государственного запроса в части цели и задач деятельности классного руководителя. Расхождение мнений, которое можно наблюдать в педагогическом сообществе, как правило, имеет кажущийся характер и может быть вызвано как внешними причинами, так и профессиональными дефицитами классных руководителей. Более глубокое исследование влияния профессиональных дефицитов педагогов на эффективность реализации функций классного руководителя видится крайне перспективным, так как понимание причин

профессиональных затруднений позволит более адресно и эффективно осуществлять методическое сопровождение классных руководителей в рамках и курсового, и межкурсового повышения квалификации на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Список литературы

1. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 года № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/564991476 (дата обращения: 18.11.2022).

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/564146202 (дата обращения: 18.11.2022).

3. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) от23.06.2022 года № 3/22 [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. — URL: https://fqosreestr.ru/uploads/files/8c8 92be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Об утверждении стратегии

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Снопок М. С., Жариков Д. С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 20-29. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo102/

развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Правительство России. — URL: http:// government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 18.11.2022).

5. Степанов, П. В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 121-129.

6. Федеральный закон от 31.07.2020 года № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. — URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1403548/ (дата обращения: 21.08.2020).

Maria S. Snopok

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Denis S. Zharikov

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Institute of classroom management: request, realization, deficit

Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 07.12.2022; принята к публикации 09.12.2022.

Abstract. The theme of educating a young generation refers to "eternal" ones as it is actual at all times. However, it is recently paid a special attention in our country. This topic is of concern not only to teachers and parents, but also to public figures, representatives of authorities, officials. Meanwhile, points of view are expressed very different, sometimes completely opposite, depending on personal experience, status and position. In this regard, conflict situations may arise both in the information field and in the educational environment. This article is an attempt to analyze normative-legal documents regulating the activity of a teacher in the field of classroom management in order to summarize the goals and objectives which form the state requirement to a modern classroom teacher. In addition, the article presents statistical data to identify priorities and professional difficulties of classroom teachers in their practical work. Such a two-way analysis revealed the commonality of pedagogical and state position regarding educational work at school. This article will be useful for classroom teachers, principals and deputy principals of the general educational organizations.

Keywords: classroom teacher, classroom management, education, educational work, professional deficit.

The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 07.12.2022; accepted for publication 09.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.