Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ПРОБА» КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА'

ТЕХНОЛОГИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ПРОБА» КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / «ИННОВАЦИОННАЯ ПРОБА» / ТЕХНОЛОГИЯ ДИССЕМИНАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ДИССЕМИНАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМАНДА / ОБУЧЕНИЕ В КОМАНДЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Модестова Татьяна Владимировна, Демьянова Ольга Юрьевна

Статья посвящена описанию авторской технологии «Инновационная проба», созданной в ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга. Цель технологии - управление процессом диссеминации инновационных продуктов. Структура технологии позволяет реализовать в педагогической практике процесс непрерывного повышения педагогического мастерства на основе поэтапного погружения в инновационную деятельность и взаимодействия педагогов в разных современных форматах - работа в команде, наставничество школьных инновационных команд, продвижение в ходе работы над инновационными пробами по индивидуальному образовательному маршруту. Все этапы «Инновационной пробы» спроектированы в логике реализации инновационного процесса от идеи до ее воплощения, и описание каждого этапа обеспечено конкретными методическими рекомендациями по его реализации. Участие педагогов в «Инновационной пробе» предполагает использование возможностей формального, неформального и информального обучения в процессе апробации и внедрения педагогических инноваций на базе своей образовательной организации. Обеспеченность «Инновационной пробы» методическими и организационными ресурсами позволяет всем заинтересованным в проектировании форматов развития профессионального мастерства адаптировать предлагаемую технологию для поддержки и сопровождения любых других видов деятельности педагогического коллектива, внутри которых осуществляется командная работа педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY “INNOVATIVE TRIAL” AS A TOOL OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL MASTERY

The article is devoted to the description of the author's technology "Innovative trial", created in IMC of the Petrogradsky district of St. Petersburg. The aim of the technology is to control the process of dissemination of innovative products. The structure of the technology makes it possible to implement the process of continuous improvement of pedagogical skills in pedagogical practice based on a phased immersion in innovative activities and the interaction of teachers in various modern formats - teamwork, mentorship of school innovative teams, progress in the course of work on innovative samples along an individual educational route. All stages of "Innovation Trial" are designed in the logic of the implementation of the innovation process from the idea to its fulfillment and the description of each stage is provided with specific methodological recommendations for its realization. The participation of teachers in "Innovation Trial" involves the use of the possibilities of formal, non-formal and informal learning in the process of approbation and implementation of pedagogical innovation on the basis of their educational organization. The provision of "Innovation Test" with methodological and organizational resources allows everyone interested in designing formats for the development of professional mastery to adapt the proposed technology to support and accompany all the other types of activity of the teaching staff, where the team work of teachers takes place.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ПРОБА» КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Модестова Татьяна Владимировна | tm28@yandex.ru

Кандидат педагогических наук Директор, методист

ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, Россия

Демьянова Ольга Юрьевна | helgaonly@yandex.ru

Кандидат психологических наук

Заведующий центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Ленинградский областной институт развития образования Методист

ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, Россия

Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства

Аннотация. Статья посвящена описанию авторской технологии «Инновационная проба», созданной в ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга. Цель технологии — управление процессом диссеминации инновационных продуктов. Структура технологии позволяет реализовать в педагогической практике процесс непрерывного повышения педагогического мастерства на основе поэтапного погружения в инновационную деятельность и взаимодействия педагогов в разных современных форматах — работа в команде, наставничество школьных инновационных команд, продвижение в ходе работы над инновационными пробами по индивидуальному

образовательному маршруту. Все этапы «Инновационной пробы» спроектированы в логике реализации инновационного процесса от идеи до ее воплощения, и описание каждого этапа обеспечено конкретными методическими рекомендациями по его реализации. Участие педагогов в «Инновационной пробе» предполагает использование возможностей формального, неформального и инфор-мального обучения в процессе апробации и внедрения педагогических инноваций на базе своей образовательной организации. Обеспеченность «Инновационной пробы» методическими и организационными ресурсами позволяет всем заинтересованным в проектировании

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

форматов развития профессионального мастерства адаптировать предлагаемую технологию для поддержки и сопровождения любых других видов деятельности педагогического коллектива, внутри которых осуществляется командная работа педагогов.

Ключевые слова: повышение педагогического мастерства, инновационный продукт, «Инновационная проба», технология диссеминации, управление процессом диссеминации, инновационная команда, обучение в команде, наставничество, индивидуальный образовательный маршрут, непрерывное развитие педагога.

Сегодня вопросы,связанные с реализацией требования непрерывности повышения педагогического мастерства, активно разрабатываются и на уровне нормативно-правовой базы отечественной системы образования, и на уровне практических, в том числе инновационных, предложений, исходящих от самих педагогов и руководящих кадров внутри образовательной организации (далее - ОО).

В содержании глоссария паспорта федерального проекта «Учитель будущего» понятие «профессиональное мастерство» рассматривается как «комплекс профессиональных качеств педагогического работника, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом» [Цит. по: 7].

Непрерывное повышение педагогического мастерства является стратегической задачей и одновременно механизмом повышения качества образования. Характеристика непрерывности раскрывается через нелинейное по своей траектории, но последовательное по замыслу самого субъекта — профессионального педагога — обучение, направленное на повышение уровня педагогического мастерства. Согласно тексту проекта, повышение мастерства педагога — это «процесс освоения педагогическими работниками новых знаний, навыков и компетенций» [Цит. по: Там же].

По мнению исследователей, педагогическое мастерство отражает уровень умений педагога осуществлять развитие обучающихся через все виды образовательной деятельности с учетом субъектной позиции, личностно-значи-мых целей и индивидуально-психологических особенностей ученика [5]. Следуя логике раскрытия заявленной темы, обратим внимание на еще одно справедливое замечание авторов указанной выше работы. В частности, они пишут о том, что педагогическое мастерство — это интегральная характеристика, объединяющая как внешние проявления профессионализма, что напрямую отражается на качестве преподавания и результатах обучающихся, так и внутренние, в основе которых лежит умение педагога использовать личностный ресурс для достижения профессиональных задач [Там же].

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Понимание педагогического мастерства как интегральной характеристики профессионала, с одной стороны, рассматривается нами в качестве аналитической рамки для проектирования современных форматов взаимодействия педагогов внутри педагогических сообществ и коллективов. С другой — позволяет говорить о профессионально-личностном развитии педагога как о процессе достижения значимых результатов на уровне педагогической практики и на уровне личности в контексте профессиональной деятельности и за ее пределами. Мы рассматриваем форматы взаимодействия педагогов как определенным образом организованное событийное пространство, где осуществляется их взаимодействие для совершенствования профессионального мастерства, профессионально-личностного развития в реалиях российской образовательной системы [3, с. 165].

Профессионально-личностное развитие педагога рассматривается в педагогической теории и практике как процесс индивидуальный, проектируемый педагогом на основе его природных особенностей и собственной образовательной траектории развития. При этом управление профессиональным развитием педагогов ОО выступает как процесс их профессионального самосовершенствования и как сложная функциональная система субъект-субъектного взаимодействия между педагогами и руководителями организации [1, 2, 6].

Условия для непрерывного повышения педагогического мастерства создаются

через разнообразие форматов получения новых знаний и навыков, самостоятельный поиск педагога, направленный на приращение педагогического опыта, и посредством участия специалиста в различных образовательных проектах, содержание которых тесно связано с ключевыми направлениями развития отечественного образования.

В то же время необходимо отметить, что наличие широкого диапазона возможностей для повышения уровня педагогического мастерства является необходимым, но недостаточным условием достижения конечного результата. Потенциальная эффективность повышения уровня педагогического мастерства во многом зависит от того, насколько внутри созданных условий профессионально-личностного развития были учтены такие составляющие «продвижения вперед», как диалог, рефлексия и экспертиза в форме оценки и самооценки продуктов деятельности и проявлений личностного и профессионального начал.

Другими словами, эффективность профессионально-личностного развития педагога обнаруживает себя в том случае, если в предложенных условиях обучения состоялась его встреча не только с новыми технологиями и / или методами, но и с самим собой, с качеством своих отношений к себе, к работе / ее результатам, к другим участникам образовательного процесса.

Важно отметить, что зависимость эффективности профессионально-личностного

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

развития от форматов среды профессионального взаимодействия выявлена в ходе исследований [3, с. 165]. Отмечается, что такие форматы, как изучение, осознанный выбор и освоение новых образовательных технологий; совместная разработка «модельных» уроков; стажировки, по мнению педагогов, являются наиболее эффективными.

Обобщая сказанное, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, поиск механизмов и средств для непрерывного повышения педагогического мастерства создает запрос на технологии, в содержание которых могут быть естественным образом встроены современные методы и средства дополнительного профессионального обучения. Во-вторых, в данной ситуации наиболее востребованными станут педагогические технологии, позволяющие реализовать осознанное и заинтересованное участие педагогов в процессе профессиональных и личностных изменений для продуктивности педагогической работы.

Общими решениями, предлагаемыми сегодня на федеральном уровне научно-методического сопровождения профессионального роста педагога, являются такие формы, как индивидуальный образовательный маршрут педагога, наставничество и менторство, работа в команде. К чести последней добавим, что технология работы в команде производит действие уникальной обратной силы — оно возвращает человеку его самого, только уже в несколько новом качестве, обновленного своими

же размышлениями. Так естественным образом конкретизируется педагогическая позиция, повышается уровень мотивации, улучшается и стабилизируется самоощущение себя как профессионала, кристаллизуется собственный стиль педагога, понимание своих сильных и слабых сторон — а это почва для самостоятельного продуманного повышения квалификации, выбора формата, отвечающего реальным потребностям.

В рамках данной статьи представлена авторская технология, созданная в ИМЦ Петроградского района на материале работы инновационных команд, адекватная для решения вопроса непрерывного развития педагогического мастерства.

Созданная технология стала ответом на несколько проблемных вопросов научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов Петроградского района:

- Как создать эффективный инструмент управления инновационной деятельностью педагогических инновационных команд?

- Как в условиях инновационной деятельности обеспечить непрерывное профессионально-личностное развитие педагогов?

- Как создать условия для осознанного и активного участия педагога в процессе профессионально-личностного развития с учетом формирования субъектной позиции специалиста?

При этом в общем поле описанной проблематики особое внимание мы уделяли

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

вопросу увеличения жизненного цикла инновационных продуктов, то есть продуктов, созданных в ходе инновационной деятельности. В данном случае речь идет о педагогических инновациях (методы, методики, технологии, программы и др.), созданных инновационными командами ОО и выступающих в качестве средств профессионально-личностного развития.

Обобщая несколько наиболее авторитетных позиций исследователей по вопросам управления инновациями в образовании, А. В. Лазарев пишет, что в структуре жизненного цикла инновационных продуктов, как правило, выделяют стадии создания, экспериментальной апробации, распространения, достижения, насыщения в использовании инновации, устаревания и замены инновации [4]. Как показывает практика, именно частота случаев невостребованности готовых продуктов инновационной деятельности обесценивает в глазах педагогов их собственные усилия и во многом снижает мотивацию к творческому поиску решений, которые так необходимы в современной педагогической практике, в том числе и для поддержки непрерывности профессионально-личностного развития.

Учитывая вышеназванные аспекты инновационной деятельности, мы создали технологию диссеминации инновационных продуктов «Инновационная проба». Технология является средством профессионально-личностного развития педагогов и способствует естественному

включению в процесс инновационной деятельности педагогических команд.

Цель технологии «Инновационная проба» — управление процессом диссе-минации инновационных продуктов.

Задачами технологии «Инновационная проба» являются

- повышение востребованности инновационных продуктов и их значимости;

- повышение качества инновационных продуктов;

- повышение качества образовательной деятельности в ОО за счет привлечения инновационных продуктов;

- формирование среды непрерывного развития инновационных и экспертных компетенций педагогических и управленческих команд через управление процессом диссеминации инновационных продуктов;

- осуществление образовательного консалтинга в процессе апробирования инновационных продуктов и взаимодействия с ОО-автором инновационных продуктов с целью решения индивидуальных проблем ОО-апробатора;

- формирование условий для обучения и взаимообучения педагогов в процессе инновационной деятельности через сотрудничество, основанное на принципах наставничества и взаимодействия в сетевом профессиональном сообществе;

- стимулирование самостоятельной инновационной деятельности с привлечением разных категорий участников образовательного процесса;

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

- развитие профессионального сообщества инноваторов.

Участниками технологии «Инновационная проба» выступают

- педагогическая / управленческая команда — ОО-автор продукта инновационной деятельности;

- педагогическая / управленческая команда — ОО-апробатор продукта инновационной деятельности (одна ОО или сеть ОО);

- координатор инновационной деятельности (например, методист ИМЦ).

Технология «Инновационная проба» опирается на принципы систематичности, последовательности, практикоори-ентированности, целенаправленности, интеграции, доступности, целостности, научности, гуманизации и цифровизации. Она создает условия для развития инициативы, наставничества, корпоративной культуры и сетевого взаимодействия.

«Инновационная проба» как технология реализуется в четыре этапа. Описание технологии «Инновационная проба» представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Описание технологии «Инновационная проба»

Название этапа технологии «Инновационная проба» Описание этапа технологии «Инновационная проба»1

Этап «П»: поиск-подбор На этом этапе создаются условия, при которых у педагогической команды ОО в рамках неформального обучения происходит осознание потребностей в необходимости апробации инновационного продукта, осуществляется выбор продуктов инновационной деятельности для апробации, создаются творческие группы ОО для его апробации. Для погружения команды ОО в определенные условия проводятся следующие этапы технологии: 1) круглый стол с использованием игры «Генератор инноваций»; 2) знакомство с продуктами инновационнои деятельности на районной Конференции образовательных инноваций, ярмарке инновационных продуктов, информационных ресурсах-агрега-торах (например, «УЛеЙ»: https://uley.pimc.spb.ru/). 3) формирование педагогических команд ОО-участников «Инновационной пробы»

1 С подробным описанием технологии «Инновационная проба» можно ознакомиться на официальном сайте ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга по следующей ссылке: http://pimc.spb.ru/netcat_files/multifile/2741/Prilozheniya_k_Tehnoloqii_ Innovatsionnaya_proba.pdf.

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Название этапа технологии «Инновационная проба» Описание этапа технологии «Инновационная проба»

Этап «Р»: реконструкция На данном этапе ОО детально знакомятся с инновационным продуктом ОО-автора, анализируют условия внедрения продукта, совместно с ОО-автором планируют мероприятия по его внедрению. Для реализации данного этапа применяются следующие шаги: 1) представление продукта инновационной деятельности от ОО-автора для ОО-апробатора; 2) SWOT-анализ условий внедрения инновационного продукта; 3) планирование совместных мероприятий между ОО-автором и ОО-апробатором инновационного продукта. На этапе «Р» в рамках неформального и информального обучения осуществляется профессионально-личностное развитие педагогов, совместное взаимодействие между двумя педагогическими командами ОО — авторами и апробаторами

Этап «Об»: обучение- взаимообучение Этап внедрения инновационного продукта в ОО-апробаторе, развитие профессиональных компетенций педагогов и учет изменений у ОО-апробатора при внедрении инновационного продукта. На этом этапе в рамках формального обучения осуществляется обучение ОО-апробатора по программе повышения квалификации, разработанной с учетом запросов педагогических команд, внедряющих инновационный продукт. В ходе круглых столов, рефлексивных бесед в паре наставников (ОО-апробатор и ОО-автор), консультаций и других форм информального обучения осуществляется выявление проблем и способов их решения при внедрении инновационных продуктов

Этап «А»: аккумулирование Этап неформального и информального обучения включает рефлексию приобретенного опыта внедрения продукта инновационной деятельности ОО-апробатором, коррекцию (при необходимости) продукта ОО-автора, планирование развития ОО-апробатора. На данном этапе проводятся следующие шаги: 1) создание рефлексивного отчета как отражение опыта внедрения инновационного продукта; 2) участие ОО-апробаторов в конкурсе инновационных продуктов с представлением рефлексивного отчета в формате видеоролика; 3) экспертиза результатов внедрения инновационных продуктов; 4) круглые столы для ОО-авторов и ОО-апробаторов по стратегическому развитию учреждений и их инновационной деятельности

На каждом из этапов в определенной временной последовательности осуществляются шаги технологии

«Инновационная проба» с методическими рекомендациями по их проведению (таблица 2).

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Таблица 2 — Дорожная карта реализации технологии «Инновационная проба»

Этап Мероприятия Время Ответственный

Этап «П»: поиск-подбор Участие ОО-потенциального апробатора в конференции образовательных инноваций Апрель Координатор

Круглый стол для осознания потребностей ОО в необходимости апробации инновационного продукта Сентябрь Координатор

Участие ОО-потенциального апробатора в ярмарке продуктов инновационной деятельности Сентябрь Координатор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа с агрегаторами (в т. ч. цифровыми) инновационных продуктов Октябрь ОО-апробатор

Информирование куратора ИМЦ о выборе продукта для апробации в ОО, ОО-автора инновационного продукта о его апробации ОО-апробатором Октябрь ОО-апробатор

Разработка локальных нормативных актов Октябрь ОО-апробатор, ОО-автор

Подготовка педагогических команд ОО-автора и ОО-апроба-тора для апробирования инновационного продукта Октябрь Координатор

«Р»: реконструкция Мастер-класс от ОО-автора инновационного продукта для ОО-апробатора Ноябрь ОО-автор

SWOT-анализ условий внедрения инновационного продукта в ОО-апробаторе Ноябрь ОО-апробатор

Круглый стол по планированию совместных мероприятий между ОО-автором и ОО-апробатором инновационного продукта Декабрь Координатор

«Об»: обучение-взаимообучение Практики наставничества между командами ОО-автора инновационного продукта и ОО-апробатора Декабрь— апрель ОО-апробатор, ОО-автор

Типовые проблемы и способы их решения при внедрении ОО-апробатором Декабрь— апрель Координатор

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Этап Мероприятия Время Ответственный

Программы повышения квалификации: «Портфель педа-гога-инноватора» (18 часов); «Психолого-педагогическая компетентность лидера инновационной команды» (36 часов) Декабрь— апрель Координатор

Консультации и семинары Декабрь— апрель Координатор

Обсуждение содержания «Рефлексивного отчета» с ОО-апро-батором, ОО-автором Декабрь— апрель Координатор

«А»: аккумулирование Конкурс инновационных продуктов с номинацией «Инновационная проба» Апрель Координатор

Совместное создание Рефлексивного отчета об апробации инновационного продукта ОО-авто-рами инновационного продукта и ОО-апробатором Март—апрель ОО-апробатор, ОО-автор

Экспертиза результатов внедрения инновационного продукта Апрель Координатор

Разработка и создание видеоролика о процессе и результатах внедрения ОО-апробаторами инновационного продукта Март—апрель ОО-апробатор

Круглый стол с ОО-апробатором и ОО-автором инновационного продукта для определения вектора развития инновационного продукта Май Координатор

Круглый стол с ОО-апробатором для определения стратегического развития ОО-апробатора Май Координатор

Использование «Генератора инноваций» для стратегического развития ОО-апробатора при дальнейшем использовании инновационного продукта Май Координатор

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Технология «Инновационная проба» и методические материалы для реализации каждого ее этапа размещены в открытом доступе, бесплатно для потребителей на сайте ИМЦ Петроградского района [8]. Для использования технологии не требуется сложных информационных систем и дополнительного оснащения.

Говоря о реализации технологических шагов, хотелось бы дополнительно отметить этап «Конкурс инновационных продуктов с номинацией «Инновационная проба»». Специфика конкурса заключается в особенностях его проведения:

- представление в качестве конкурсного продукта рефлексивного отчета об изменениях в ОО-апробаторе, возникших в результате внедрения инновационного продукта ОО-автора;

- создание гуманистического пространства саморазвития, в виду отсутствия конкуренции: все участники данной номинации становятся победителями в индивидуальных подноминациях.

Апробация и реализация технологии «Инновационная проба» проходила в 2020-2022 учебных годах в рамках семинаров, педагогических советов, районного конкурса инновационных продуктов и районной конференции образовательных инноваций Петроградского района Санкт-Петербурга. За два года реализации технологии «Инновационная проба» отмечается положительная динамика увеличения количества педагогических команд, апробирующих инновационные продукты: в 2020/21 учебном году —

4 команды, в 2021/22 учебном году — 13 команд. Количество внедренных инновационных продуктов — 17.

Важно отметить наличие полученных положительных отзывов на технологию «Инновационная проба» от ОО-авторов и ОО-апробаторов инновационных продуктов. Так, ОО-апробаторы отмечают изменения в рамках системы управления и профессионального развития педагогов, пишут о включении в образовательный процесс новых технологий работы с детьми. ОО-авторы, участники «Инновационной пробы», отмечают новые возможности сетевого партнерства, сложившегося в ходе взаимодействия с ОО-апробатором, пересмотр и коррекцию своего инновационного продукта, развитие профессиональных компетенций педагогов, возникших как результат наставничества в ходе взаимодействия с педагогами ОО-апробатора.

Таким образом, технология «Инновационная проба», являющаяся инструментом распространения инновационных продуктов и направленная на профессиональное развитие педагогов, выступает фактором среды, которая способствует управляемому изменению качества педагогических и управленческих команд, системы образования ОО.

Список литературы

1. Бичева, И. Б. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: пар-тисипативный подход / И. Б. Бичева, Е. А. Коровина, Н. М. Сомова // Бизнес.

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

Образование. Право. —Вестник Волгоградского института. — 2016. — № 1 (34). — С. 242-245.

2. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. — М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.

3. Волков, В. Н. К проблеме оценки эффективности форматов профессионального развития педагогов / В. Н. Волков, Т. В. Модестова // Непрерывное образование: XXI век. — 2022.

— № 3 (39). — С. 164-176.

4. Лазарев, В. С. Обобщенная модель инновационного процесса / В. С. Лазарев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 3. — С. 22-28.

5. Рустамова, Ш. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога [Электронный ресурс] / Ш. Рустамова [и др.] // Наука. Мысль: электронный периодический журнал.

— 2014. — № 6. — С. 18-22. — URL: http:// wwenews.esrae.ru/pdf/2014/6/49.pdf (дата обращения: 27.11.2022).

6. Сластенин, В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 4.

— С.13-22.

7. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» (утвержден проектным комитетом по национальному проекту «Образование», протокол от 07.12.2018 года № 3) [Электронный ресурс]. — URL: https://edu54. ru/up[oad/fi[es/2016/03/Федераль-ный%2 0проект%2 0Учитель%2 0

будущего.pdf (дата обращения: 27.11.2022).

8. Проекты ИМЦ [Электронный ресурс] // ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга. — URL: http:// pimc.spb.ru/proekty-imts/ (дата обращения: 15.11.2022).

Tatyana V. Modestova

IMC of the Petrogradsky district

(St. Petersburg)

St. Petersburg, Russia

Olga Y. Demyanova

Leningrad Regional Institute of educational development IMC of the Petrogradsky district (St. Petersburg) St. Petersburg, Russia

Technology "Innovative trial" as a tool of continuous improvement of pedagogical mastery

Abstract. The article is devoted to the description of the author's technology "Innovative trial", created in IMC of the Petrogradsky district of St. Petersburg. The aim of the technology is to control the process of dissemination of innovative products. The structure of the technology makes it possible to implement the process of continuous improvement of pedagogical skills in pedagogical practice based on a phased immersion in innovative activities and the interaction of teachers in various modern

УДК 37.022:371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Модестова Т. В., Демьянова О. Ю. Технология «Инновационная проба» как инструмент непрерывного повышения педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 30-41. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2022/26dec2022/kvo103/

formats — teamwork, mentorship of school innovative teams, progress in the course of work on innovative samples along an individual educational route. All stages of "Innovation Trial" are designed in the logic of the implementation of the innovation process from the idea to its fulfillment and the description of each stage is provided with specific methodological recommendations for its realization. The participation of teachers in "Innovation Trial" involves the use of the possibilities of formal, non-formal and informal learning in the process of approbation and implementation of pedagogical innovation on the basis of their educational organization. The provision of

"Innovation Test" with methodological and organizational resources allows everyone interested in designing formats for the development of professional mastery to adapt the proposed technology to support and accompany all the other types of activity of the teaching staff, where the team work of teachers takes place.

Keywords: improvement of pedagogical mastery, innovative product, "Innovative trial", dissemination technology, management of the dissemination process, innovative team, team training, mentoring, individual educational route, continuous development of the teacher.

Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 07.12.2022.

The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 07.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.