УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. - С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
Жариков Денис Сергеевич | [email protected]
Руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Снопок Мария Сергеевна | [email protected]
Методист учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах
Аннотация. Данная статья представляет собой методические рекомендации по организации системной реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях. Статья призвана максимально просто ответить на самые острые вопросы по данной теме, выявленные в результате мониторинга реализации предметной области ОДНКНР в общеобразовательных организациях Калининградской области. Публикация будет интересна педагогам, реализующим предметную область ОДНКНР, директорам школ и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе.
Ключевые слова: воспитательный потенциал, предметная область ОДНКР,
воспитание, ценности, духовно-нравственное образование.
Начиная с 2018 года, когда в указе «О национальных приоритетах и стратегических задачах развития Российской Федерации» Президент России В. В. Путин в качестве одного из приоритетных направлений развития системы образования определил воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [6], вопросам организации воспитательной работы в школе уделяется много внимания. В связи с этим в 2020 году была разработана и утверждена примерная программа воспитания [5], на основании которой каждая школа
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. - С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
нашей страны к 1 сентября 2021 года разработала и включила в состав основной образовательной программы рабочую программу воспитания.
Основной концептуальной идеей примерной программы воспитания является утверждение, что воспитание подрастающего поколения невозможно в рамках отдельных воспитательных мероприятий, любое взаимодействие ребенка и педагога должно носить воспитывающий характер, будь то экскурсия, занятие дополнительного образования, экологическая акция или просто школьный урок. Эта идея позволяет организовать воспитательную работу школы на системном уровне, что, безусловно, сделает ее максимально эффективной.
Одним из инвариантных, то есть обязательных для реализации модулей примерной программы воспитания является модуль «Школьный урок». И это не удивительно: содержание любой предметной области школьной программы несет в себе определенный воспитательный потенциал. Особенно выделяется в этом ряду предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР), так как ее содержание носит ярко выраженный культурологический и мировоззренческий характер, что, безусловно, усиливает воспитательный потенциал урока. Однако реализация предметной области ОДНКНР зачастую вызывает у педагогов и администрации общеобразовательных организаций много вопросов. В первую очередь этому способствует отсутствие в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее — ФГОС) конкретного предмета в рамках данной предметной области, что влечет за собой проблему выбора наполнения предметной области и оценивания образовательных результатов. Кроме того, категория педагогов ОДНКНР в большей части состоит из предметников, которые преподают ОДНКНР по совместительству, что способствует возникновению сложностей в вопросах повышения квалификации. Еще одним фактором, могущим вызывать затруднения, является, с одной стороны, отсутствие разработанных линеек УМК, которые учитывали бы все особенности реализации предметной области, а с другой стороны — достаточно широкий выбор курсов, дисциплин, модулей, тем или иным образом входящих в предметную область ОДНКНР, что влечет за собой проблему выбора.
Для выявления соответствия образовательной деятельности общеобразовательных организаций Калининградской области ФГОС в части реализации предметной области ОДНКНР Калининградский областной институт развития образования с 15 февраля по 19 марта 2021 года проводил мониторинг реализации предметной области ОДНКНР в школах региона (далее — Мониторинг). В Мониторинге приняли участие 156 образовательных организаций, что составляет 95 % от общего числа школ Калининградской области, реализующих программы основного общего образования в 2020/2021 учебном году.
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
Мониторинг проводился по следующим критериям:
1) наличие нормативного акта, регулирующего реализацию предметной области ОДНКНР в школе;
2) процедура выбора учебного предмета в рамках предметной области ОДНКНР;
3) система оценивания образовательных достижений учащихся;
4) формы реализации предметной области ОДНКНР;
5) кадровое обеспечение реализации предметной области ОДНКНР.
В результате Мониторинга было выявлено несколько проблемных вопросов, ответить на которые мы постараемся в рамках данной статьи.
Вопрос. Обязательна ли реализация предметной области ОДНКНР?
Ответ. Предметная область ОДНКНР была включена в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». С 1 сентября 2015 года ее изучение является обязательным для всех образовательных организаций Российской Федерации [3], реализующих программы основного общего образования.
Данные Мониторинга. В результате Мониторинга было выявлено, что 5
образовательных организаций региона, то есть около 3 % от всех школ Калининградской области, не реализуют предметную область ОДНКНР, что является грубым нарушением ФГОС.
Вопрос. Какие нормативные акты должны регулировать реализацию предметной области ОДНКНР в школе?
Ответ. Реализация предметной области ОДНКНР регламентируется целым рядом разноуровневых нормативных документов. На федеральном уровне это, в первую очередь, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и ряд методических рекомендаций. Наиболее актуальными из них являются методические рекомендации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР [1]. На региональном уровне Министерством образования Калининградской области 15 июля 2018 года были разработаны методические рекомендации по организации преподавания предметной области ОДНКНР [2]. На уровне образовательной организации реализация предметной области ОДНКНР определяется следующими документами:
1) основная образовательная программа основного общего образования, в которой должны быть отражены планируемые результаты изучения ОДНКНР, способ реализации и наполнения предметной области ОДНКНР и рабочие программы предметов, дисциплин, модулей, через которые
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
реализуется предметная область ОДНКНР;
2) локальный нормативный акт, определяющий формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, в котором должна быть отражена система оценивания предметов, дисциплин, модулей в рамках реализации предметной области ОДНКНР [2];
3) локальный нормативный акт о возложении персонального контроля за организационно-методическим сопровождением преподавания ОДНКНР в образовательной организации [Там же].
Данные Мониторинга. Результаты Мониторинга показали, что большая часть образовательных организаций, реализующих предметную область ОДНКНР (около 80 %), регламентируют вопросы ее реализации только в основной образовательной программе основного общего образования. Лишь в 20 % школ региона приняты отдельные локальные нормативные акты, определяющие систему оценивания и возлагающие на своих сотрудников персональный контроль за реализацию данной предметной области.
Вопрос. В какой форме предпочтительно реализовывать предметную область ОДНКНР?
Ответ. Реализация предметной области ОДНКНР возможна в трех формах: 1) в урочной форме; в качестве отдельного предмета;
2) в урочной форме через интеграцию в рабочие программы других учебных предметов курсов или модулей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного содержания;
3) через включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность.
У каждой формы реализации предметной области ОДНКНР есть свои особенности. Так, реализацию предметной области ОДНКНР в урочной форме через преподавание отдельного предмета необходимо предусмотреть в части плана, формируемой участниками образовательных отношений. Для этого необходимо учитывать следующее:
- наполнение предметной области ОДНКНР осуществляется в рамках части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, то есть введение в учебный план курсов, дисциплин, модулей в рамках реализации предметной области ОДНКНР должно быть обосновано соответствующим выбором участников образовательных отношений, закрепленным протоколом заседания коллегиального органа управления образовательной организации [2];
- для реализации ОДНКНР в урочной форме в качестве отдельного предмета необходимо использовать учебно-методические комплекты, входящие в Федеральный перечень учебников. При этом следует учитывать, что минимальный объем нагрузки, при котором возможно
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. - С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
выставление отметки в аттестат в соответствии с учебным планом образовательной организации, должен составлять не менее 64 часов за два учебных года [4]. Поэтому при выборе курса, изучение которого рассчитано на один год, отметка об изучении ОДНКНР может быть прописана только во вкладыше аттестата.
Данные Мониторинга. В результате Мониторинга выявлено, что около 26 % школ региона реализуют предметную область только в урочной форме, в качестве отдельного предмета; около 5 % школ — в урочной форме через интеграцию содержания ОДНКНР в другие предметы; 3 % школ — только во внеурочной форме. Остальные образовательные организации используют различные сочетания основных форм реализации, при этом около 22 % образовательных организаций используют все три формы, что, безусловно, является наиболее системным и эффективным решением.
Вопрос. Какие особенности нужно учитывать при реализации предметной области ОДНКНР через интеграцию ее содержания в предметы других предметных областей?
Ответ. Реализация предметной области ОДНКНР в урочной форме через интеграцию курсов, модулей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного содержания, обладает рядом достоинств. Например, выбор такой формы реализации способствует формированию у учащихся целостной картины мира,
развитию структурно-логического мышления, а также часто становится хорошим инструментом по достижению метапред-метных результатов обучения.
Существует несколько интегральных линий для эффективной реализации предметной области ОДНКНР:
1) историко-культурологическое направление (интеграция ОДНКНР в историю, обществознание, географию);
2) филолого-культурологическое направление (интеграция ОДНКНР в русский язык, литературу);
3) художественно-эстетическое направление (интеграция ОДНКНР в ИЗО, музыку, искусство и т. д.).
При реализации предметной области ОДНКНР в урочной форме через интеграцию курсов, модулей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного содержания, в пояснительной записке к учебному плану необходимо четко зафиксировать интеграцию ОДНКНР с другими предметами. Кроме того, потребуется:
- разработать программу межпредметного модуля и внести изменения в рабочие программы учителей, преподающих предметы, в которые будет интегрироваться ОДНКНР;
- разработать локальный нормативный акт, определяющий систему оценивания и проведение промежуточной аттестации по интегрируемым модулям;
- провести подготовку педагогов на курсах повышения квалификации по направлению ОДНКНР.
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. - С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
Данные Мониторинга. В результате Мониторинга выявлено, что 9 образовательных организаций (около 5,5 %) реализуют ОДНКНР в урочной форме через интеграцию содержания данной предметной области в другие предметы. В 18 образовательных организациях (около 11 %) дополняют этой формой отдельный предмет ОДНКНР, в 16 образовательных организациях (10 %) сочетают данную форму с внеурочной деятельностью.
Наиболее популярной в школах Калининградской области является фило-лого-культурологическая интегральная линия. В 48 школах региона содержание предметной области ОДНКНР интегрируется в русский язык и литературу. Историко-культурологическое направление также довольно популярно, оно реализуется в 35 школах. Значительно реже содержание предметной области ОДНКНР интегрируется в предметные области «Искусство» и «Технология», эти направления реализуются в 18 и 13 школах соответственно. В качестве экзотических, но не менее интересных направлениях интеграции можно назвать физическую культуру (реализуется в 4 школах) и английский язык (реализуется в 1 школе).
Эти данные говорят о ярко выраженном интегративном характере предметной области ОДНКНР, который позволяет не только расширить и обогатить содержание большого количества предметов и предметных областей, но и обеспечить достижение метапредметных результатов образования.
Вопрос. Можно ли реализовывать предметную область ОДНКНР только во внеурочной форме?
Ответ. Курсы, дисциплины, модули, реализуемые в рамках внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, носят заявительный характер и не являются обязательными для изучения всеми обучающимися, а изучение предметной области ОДНКНР обязательно для всех учащихся. По этой причине внеурочная форма реализации предметной области ОДНКНР не может быть основной. Рекомендуется использовать ее в качестве логичного дополнения к одной из урочных форм реализации. Однако если принято решение о реализации предметной области ОДНКНР во внеурочной форме в рамках реализации программы дополнительного образования обучающихся, необходимо сделать следующее:
- отразить форму реализации ОДНКНР в локальном нормативном акте;
- разработать рабочую программу курса;
- закрепить в локальном акте систему оценивания результатов освоения учащимися предметной области ОДНКНР;
- четко контролировать реализацию предметной области в части освоения ее всеми учащимися.
Данные Мониторинга. В результате Мониторинга было выявлено, что через внеурочную форму предметная область ОДНКНР реализуется в 65 школах (около 40 %), причем только в 5 (около 3 %)
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
данная форма реализации используется сольно. В большинстве школ внеурочная реализация ОДНКНР осуществляется через элективные курсы различной направленности. Наиболее часто встречаются курсы духовно-нравственной направленности (реализуются в 33 школах). Также довольно популярны курсы познавательной и патриотической направленности (реализуются в 26 и 23 школах соответственно). Курсы творческой направленности реализуются в 15 школах.
Вопрос. Как выбрать наполнение для предметной области ОДНКНР?
Ответ. Наполнение предметной области ОДНКНР осуществляется администрацией школы с участием родителей (законных представителей) обучающихся. Ключевой фактор, которым нужно руководствоваться при выборе содержательного наполнения предметной области ОДНКНР, — обеспечение преемственности с комплексным учебным курсом ОРКСЭ, который изучается в начальной школе. Поэтому в качестве наиболее удачных моделей реализации предметной области ОДНКНР можно рекомендовать следующее:
- для ребят, изучавших в 4-м классе модуль «Основы светской этики», целесообразно рекомендовать изучение ОДНКНР по учебно-методическому комплекту М. Т. Студеникина «ОДНКНР. Основы светской этики», 5 класс (издательство «Русское слово»);
- для ребят, изучавших в 4-м классе модуль «Основы православной
культуры», можно рекомендовать изучение ОДНКНР по учебно-методическому комплекту В. Дорофеева, О. Л. Янушкявичене «ОДНКНР. Основы православной культуры», 5-6 класс (издательство «Русское слово»);
- для ребят, изучавших в 4-м классе модуль «Основы мировых религиозных культур», целесообразно рекомендовать изучение ОДНКНР по учебно-методическому комплекту А. Н. Сахаровой «ОДНКНР. Основы религиозных культур народов России», 5 класс (издательство «Русское слово»), либо УМК М. В. Козлова «ОДНКНР. Религиозные культуры народов России» для 7-8 классов.
Все вышеупомянутые УМК входят в Федеральный перечень учебников и рекомендованы к использованию [7].
Кроме того, при выборе содержательного наполнения предметной области ОДНКНР важно учитывать социокультурные особенности школы и контингента учащихся.
Данные Мониторинга. В результате Мониторинга было выявлено, что для реализации предметной области ОДНКНР в качестве отдельного предмета в образовательных организациях Калининградской области чаще всего используются курсы:
- «Основы православной культуры» (43 школы);
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (33 школы);
- «Основы светской этики» (21 школа).
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
Отдельно стоит отметить такой курс, как «Социокультурные истоки». В той или иной форме он реализуется в 68 школах региона.
При этом 39 школ (около 24 %) одновременно реализуют несколько курсов, тем самым обеспечивая возможность выбора для учащихся и их родителей.
Вопрос. В каких классах лучше всего реализовывать предметную область ОДНКНР?
Ответ. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», которая изучается в 4-м классе. Поэтому целесообразно начинать изучение предметов, курсов, дисциплин, модулей предметной области ОДНКНР с 5-го класса. При этом необходимо помнить: в соответствии с приказом Минобрна-уки «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном и среднем общем образовании и их дубликатов» объем нагрузки для возможности выставления оценки в аттестат в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за два учебных года [4]. Таким образом, рекомендуется вводить изучение предметной области ОДНКНР в 5-м и 6-м классах. Однако это не отменяет возможности реализации предметной области ОДНКНР в любом классе на уровне основного общего образования.
Достаточно распространенной ошибкой является зачет предметов, курсов, дисциплин, модулей духовно-нравственного содержания, которые изучались на уровне начального общего образования, в качестве реализации предметной области ОДНКНР.
Данные Мониторинга. В ходе Мониторинга было выявлено, что около 10 % образовательных организаций указывали в качестве реализации предметной области ОДНКНР предметы, курсы, дисциплины, модули, которые реализовы-вались в начальной школе, что является грубой ошибкой. В течение одного года (как правило, в 5-м классе) в урочной форме как отдельный предмет ОДНКНР реализуют около 23 % школ. Данный вариант является допустимым, однако не предоставляет возможности выставить отметку о реализации ОДНКНР в основную часть аттестата об основном общем образовании. В течение двух лет в урочной форме как отдельный предмет ОДНКНР реализуют около 14,5 % школ, в течение трех и более лет — 18 %. В 5-м и 6-м классах ОДНКНР реализуется в 28 % школ. Это является оптимальным вариантом как с точки зрения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, так и с точки зрения эффективности обучения.
Вопрос. Нужно ли педагогу-предметнику, который будет осуществлять реализацию предметной области ОДНКНР в качестве совместителя, проходить повышение квалификации по направлению ОДНКНР или можно обойтись курсами
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
повышения квалификации по основному предмету?
Ответ. Педагогам, реализующим предметную область ОДНКНР, рекомендуется проходить повышение квалификации по данному направлению не реже чем один раз в три года, независимо от формы реализации предметной области и наличия курсов повышения квалификации по другим направлениям работы.
Данные Мониторинга. В ходе Мониторинга было выявлено, что только 50 % педагогов, реализующих предметную область ОДНКНР в образовательных организациях Калининградской области, проходили повышение квалификации по данному направлению за последние три года. Для ликвидации данного дефицита Калининградским областным институтом развития образования была разработана программа повышения квалификации «Особенности реализации воспитательного потенциала предметной области ОДНКНР», которая успешно прошла апробацию в октябре 2021 года.
Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели наиболее проблемные вопросы реализации предметной области ОДНКНР, такие как нормативная регуляция реализации предметной области ОДНКНР, формы ее реализации, особенности содержательного наполнения, оптимальный срок реализации и повышение квалификации педагогов. Мы надеемся, что разумное следование рекомендациям, их мягкая адаптация под условия и особенности конкретной
образовательной организации позволят администрации школ организовать эффективную и системную реализацию предметной области ОДНКНР, что, в свою очередь, поможет создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Список литературы
1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 года № 08-96 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/556581004 (дата обращения: 15.11.2021).
2. Письмо Министерства образования Калининградской области «О направлении рекомендаций по организации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных организациях Калининградской области» от 10.07.2019 № 15/07/02 [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/Yq4op (дата обращения: 15.11.2021).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos. ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 15.11.2021).
УДК 372.8:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в вопросах и ответах // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 85-94. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo410/
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 года № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400010676/ (дата обращения: 15.11.2021).
5. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 года № 2/20) [Электронный ресурс]. — URL: https:// fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/ (дата обращения: 15.11.2021).
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 15.11.2021).
7. Федеральный перечень учебников [Сайт]. — URL: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 15.11.2021).
Denis S. Zharikov
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Maria S. Snopok
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Realization of the subject area "Fundamentals of the religious ethical culture of the peoples of Russia" in questions and answers
Abstract. This article represents methodoLogicaL recommendations for the organization of the system realization of the subject area "Fundamentals of the religious ethical culture of the peoples of Russia" in public schools. The article is aimed to answer the most pressing issues in a simple way, which were identified as a result of the monitoring of the realization of the subject area "Fundamentals of the religious ethical culture of the peoples of Russia" in the public schools of Kaliningrad region. The article will be useful for teachers, realizing the subject area "Fundamentals of the religious ethical culture of the peoples of Russia", for school principals and deputy principals of the educational work.
Keywords: educational potential, subject area "Fundamentals of the religious ethical culture of Russia", education, values, religious ethical education.