Научная статья на тему 'Институт государственных закупок как инструмент социального развития территории'

Институт государственных закупок как инструмент социального развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL DEVELOPMENT / INSTITUTE OF GOVERNMENT PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицкий Михаил Михайлович, Егоров Владимир Александрович

Программно-целевой подход реализации бюджета предполагает оценку экономического и социального эффекта. В статье рассмотрена роль некоммерческих организаций в реализации политики государства и механизм формирования их ресурсной базы через институт государственных закупок с целью обеспечения социального развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кислицкий Михаил Михайлович, Егоров Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Government’s Procurement Institute AS AN INSTRUMENT OF THE TERRITORY SOCIAL DEVELOPMENT

Target-oriented approach the implementation of the budget involves assessing the economic and social impact. The article considers the role of nonprofit organizations in the implementation of state policy and mechanism of the formation of their resource base through the institute of public procurement with the aim of ensuring social development of the territories.

Текст научной работы на тему «Институт государственных закупок как инструмент социального развития территории»

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА. КОНКУРСЫ. ЗАКУПКИ

УДК 338.24 : 330.87

Институт государственных закупок как инструмент социального развития территории

Программно-целевой подход реализации бюджета предполагает оценку экономического и социального эффекта. В статье рассмотрена роль некоммерческих организаций в реализации политики государства и механизм формирования их ресурсной базы через институт государственных закупок с целью обеспечения социального развития территорий.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социальное развитие, институт государственных закупок.

В последнее десятилетие государство стало активнее применять программно-целевой подход в своей деятельности. На федеральном уровне с разной степенью эффективности реализуется 43 государственные программы. Оперативный мониторинг их исполнения осуществляется посредством портала госпрограмм Российской Федерации (http://programs. gov.ru/).

Программно-целевой подход внедряется на муниципальном уровне, об этом свидетельствует переход многих муниципальных образований на исполнение бюджета в форме муниципальных программ по направлениям работы.

В.А. Егоров Государственные и муниципальные програм-

мы реализуются посредством федеральной контрактной системы. Совокупный объем государственных и муниципальных закупок (осуществленных по Федеральному закону от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») в 2015 году, по данным официального сайта единой информационной системы в сфере закупок [10], составил 6,454 триллиона рублей.

Выступая мощным инструментом государственного регулирования экономики, особенно в кризис, закупки для государственных и муниципальных нужд стимулируют хозяйствующих субъектов реали-зовывать государственную волю. Так, экономическая политика государства направлена на поддержку ма-

© Кислицкий М.М., Егоров В.А., 2016

М.М. Кислицкий

лого предпринимательства, и стимулирование социального развития территорий строится через работу социально ориентированных некоммерческих организаций. В статье 30 № 44-ФЗ установлено, что «заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком» [18].

Далее с 15 млн рублей до 20 млн рублей увеличена начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства. Наконец, реализована давно предлагавшаяся и широко распространенная за рубежом практика, в рамках которой государственный (муниципальный) заказчик вправе установить требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. В настоящее время внесены изменения в положение о размещении на официальных сайтах информации о государственных (муниципальных) закупках. Этими изменениями закрепляется обязанность государственного (муниципального) заказчика размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП, а также размещать информацию о годовом объеме товаров, работ, услуг, который заказчики обязаны закупить у субъектов МСП [2, с. 49—50].

Малое предпринимательство как вид экономической деятельности является эффективным средством обеспечения экономического роста на муниципальном уровне, основой устойчивого экономического развития в развитых экономических системах. Но малое предпринимательство решает в основном вопросы экономического развития. В социальной сфере эффект от его деятельности в основном определяется занятостью населения, профилактикой преступности. Благотворительная деятельность малых предпринимателей присутствует, но она ничтожна с точки зрения влияния на социальное развитие.

Политика государства в отношении некоммерческих организаций стала активно формироваться только в последние несколько лет. Хотя и сегодня федеральные руководители, отвечающие за комплексное социально-экономическое развитие страны, не используют всех возможностей и эффектов от работы некоммерческих организаций для обеспечения устойчивого развития муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и страны в целом.

По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2015 года, в Российской Федерации насчитывалось 101 847 общественных и некоммерческих организаций. Их структура представлена в таблице 1.

таблица 1

Число общественных объединений, политических партий и некоммерческих организаций, зарегистрированных в Российской Федерации [12]

Всего зарегистрировано в том числе зарегистрировано в 2014 году

Общественные объединения — всего 101847 6150

в том числе:

общественные организации 54169 4372

из них благотворительные 1615 103

общественные движения 1722 130

из них благотворительные 11 1

общественные фонды 4934 313

из них благотворительные 1950 93

общественные учреждения 919 47

из них благотворительные 4 -

органы общественной самодеятельности 234 35

иные виды общественных объединений 39869 1253

из них:

профессиональные союзы 28197 515

национально-культурные автономии 1100 135

Политические партии 76 8

Некоммерческие организации — всего 90155 7319

в том числе благотворительные фонды 6866 825

Филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций 177 14

Доля социально-ориентированных НКО от общего числа НКО в развитых странах составляет около 70%, в то время как в России всего 13,5% [3].

Доля занятых в некоммерческом секторе от экономически активного населения страны превышает 10% в таких «развитых» странах Запада, как Нидерланды, Бельгия, Ирландия (аналогичный показатель для США — 9,8%). Российские показатели доли занятых в секторе НКО сопоставимы с таковыми в «развивающихся» странах Восточной Европы (Словакия,

Польша, Румыния — 0,8%) [13, с. 63]. На 1 января 2015 года численность экономически активного населения в Российской Федерации составляла 75,428 млн человек [15, с. 9]. Таким образом, примерная численность занятых в некоммерческом секторе России, не считая добровольцев, 603 тыс. человек [расчет авторский]. По разным оценкам, добровольцев (волонтеров) НКО в стране от 1,5 до 2 млн человек.

Некоммерческие организации своими услугами охватывают большое количество острых социальных вопросов (от оказания паллиативной помощи до профилактики различных заболеваний), обеспечивая устойчивое социальное положение в территориях. В ряде муниципальных образований при успешном сотрудничестве с органами власти и предпринимательским сообществом НКО обеспечивают высокий уровень социального развития.

Исследовав состояние некоммерческого сектора в России, в том числе участвуя в процедурах закупок и методом наблюдения, анализа правовой информации, методом анализа конкурентов, можно сделать в качестве предварительной постановки проблемы следующие выводы.

1. Кадровый состав отечественных НКО ментально, по уровню культуры, не готов к участию в системе государственных закупок. Работники некоммерческого сектора зачастую не обладают уровнем квалификации, позволяющим им успешно действовать в рамках федеральной контрактной системы. Зачастую сотрудниками некоммерческих организаций являются узкопрофильные специалисты, знающие проблемное поле своей деятельности. Участие в конкурсных закупочных процедурах и тем более исполнение контракта требует достаточно обширных знаний в сфере экономики, права, а главное, требует процессуального мышления, так как все действия в рамках № 44-ФЗ следует отображать документально.

2. Ресурсная база большинства общественных объединений и некоммерческих организаций не позволяет им участвовать в конкурсных процедурах, так как помимо обеспечения заявки и/или контракта необходимо авансировать работы по исполнению обязательств в случае победы в закупочной процедуре. При этом обеспечение исполнения контракта вернется только после его завершения, а значит, денежные средства выпадают из оборота, а в ином случае возникают расходы для оплаты банковской гарантии.

3. Отношения с органами власти у организаций некоммерческого сектора, как правило, не самые лучшие. Это связано, с одной стороны, с непониманием и нежеланием чиновников работать с общественными организациями, так как принцип равного отношения ко всем будет их обязывать работать со всеми НКО, и с другой стороны, со специфичностью гражданских активистов, руководителей общественных объединений, проявляющейся в их характере, убеждениях. По оценкам разных экспертов, около 10% некоммерческих организаций, так или иначе, аффилированы с орга-

нами власти и проводят в жизнь их идеи, выступают «по поручению» инициаторами чего-нибудь нужного с точки зрения администрации, депутата. Работа остальных 90% организаций основана на энтузиазме, совмещении основной работы и общественной и т. д..

4. Общественное мнение в России воспринимает фонды, ассоциации — в целом некоммерческий сектор, с предвзятой враждебностью. Этому способствовала и федеральная власть. При восприятии общественных некоммерческих объединений как наиболее простого и эффективного механизма для иностранного вмешательства и воздействия на политическую ситуацию (конечно, не без оснований) в стране сформировался негативный образ общественного деятеля, гражданского активиста. К этому добавляется отрицательное отношение некоторых слоев старшего поколения к общественной работе, которую в советское время часто выполняли без внутренней мотивации.

5. В последнее время много внимания уделяется стратегическому планированию. «Предшествующий опыт развития рыночной экономики показал, что государству нельзя самоустраниться от стратегического планирования и прогнозирования результатов социально-экономического развития страны. Выражение "рынок сам отрегулирует" в нашей стране не работает. Именно поэтому был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Закон... полностью пересматривает подходы к формированию государственной политики в социально-экономической сфере, к которой некоммерческие организации имеют непосредственное отношение», — заявила член Совета Федерации Екатерина Попова [3]. Некоммерческие организации являются частью социальной сферы любой территории. Они концентрируют в себе граждан, занимающих активную жизненную позицию, что дает им преимущества перед бизнесом и органами власти. Успешность работы гражданских активистов определяется часто большей поддержкой населения, чем бизнеса и власти.

Тезис «институт государственных закупок — инструмент социального развития территории», с одной стороны, очевиден, так как создает материальную базу организациям социальной сферы, удовлетворяет их нужды, но зачастую оперативные. Развитие предполагает взгляд далеко вперед, на что уже не хватает бюджетных лимитов. Поэтому, с другой стороны, социально ориентированные некоммерческие организации, получая преференции в рамках федеральной контрактной системы и не направляя прибыль на решение уставных целей, как раз и помогают организациям социальной сферы (больницам, детским домам, школам, учреждениям культуры и спорта и т. д.) решать задачи развития, внедрять новые проекты и подходы.

Социальная сфера представляет собой совокупность организаций, учреждений муниципального, регионального и федерального уровней, удовлетворяющих бытовые нужды населения. Несмотря на то, что в системе

социальной сферы существенную роль играют федеральные и региональные учреждения, подавляющее большинство ее объектов находятся в муниципальных образованиях. Поэтому первостепенной задачей является повышение качества предоставления социальных услуг населению, приближение к потребителю медицинской помощи, услуг спорта, культуры, образования.

Если разделить примерное количество занятых в некоммерческой сфере на число муниципальных образований (по данным Росстата, их на 1 января 2015 года 22923 ед. [1]), то получится, что на одно муниципальное образование приходится примерно по 23 сотрудника некоммерческих организаций. Это достаточно большая команда, способная реализовывать крупные проекты. Но они разбиты по организациям, которых насчитывается 101847, итого примерно по 6 человек в организации. Значит примерно в каждом муниципальном образовании должно действовать, при условии нормального математического распределения, четыре НКО. На практике общественные организации сосредоточены в большей части в городах миллионниках. Более 20 тысяч муниципальных образований, в основном поселкового уровня, не имеют юридически зарегистрированных некоммерческих организаций.

По результатам исследования были выделены основные инструменты, позволяющие некоммерческим организациям обеспечивать социальное развитие, в том числе устойчивое, на конкретной территории.

1. Привлечение финансовых и материальных ресурсов в социальную сферу муниципального образования.

Сюда можно отнести получаемые гражданами, проживающими в конкретном населенном пункте (муниципальном образовании), премии, индивидуальные гранты, призы за победу в конкурсах различного уровня. Такие источники можно отнести к некоммерческому сектору, так как они реализуются либо через гражданских активистов, либо через работников учреждений, учредителями которых являются органы власти: победа в конкурсах грантов (в том числе Президента Российской Федерации), субсидии на покрытие расходов НКО, различные отраслевые и междисциплинарные конкурсы. Некоммерческие организации, действующие на определенной территории и являющиеся отделениями или представительствами межрегиональных, федеральных или международных организаций, могут привлекать финансирование за счет распределения бюджета головной организации, например, политической партии. Безусловно, важную часть составляют средства, заработанные социально ориентированными некоммерческими организациями в рамках института государственных закупок, хотя на сегодняшний день, в рамках проведенного исследования, трудно определить точную сумму заработанных на исполнении государственных (муниципальных) контрактов организациями некоммерческого сектора.

2. Создание системы социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающих социальное развитие территории, на базе формирующейся региональной субмодели института государственных закупок.

В некоторых научных источниках [9, с. 40—41; 4, с. 409—428] описаны законодательные предпосылки формирования региональной субмодели института государственных закупок России. Содержательно они основываются на формировании региональной информационной системы в сфере закупок и реализации региональными органами власти своих полномочий по централизации закупок и их регулированию.

Расширяя понимание необходимых функций формирующейся региональной субмодели, необходимо отметить важность создания системы социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в качестве субъектов в отношениях по реализации государственных и муниципальных закупок. Предпосылкой создания такой системы является инициатива Президента Российской Федерации, включенная в его послание в 2015 году: «Для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, будет установлен правовой статус "некоммерческая организация — исполнитель общественно-полезных услуг", предоставлен ряд льгот и преференций. И наконец, считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 % средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов. Мы исходим из того, что мы хорошо с вами знаем действующее законодательство, мы ничего не навязываем, но я прошу руководителей регионов и муниципалитетов учитывать это в своей работе» [11]. Создание пула «некоммерческих организаций — исполнителей общественно-полезных услуг» в муниципальном образовании также является действенным инструментом повышения квалификации их сотрудников, расширения привлечения гражданских активистов к управлению.

В послании Федеральному Собранию Президент также отметил, что «нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране» [11]. К обозначенной главой государства работе по улучшению делового климата необходимо привлекать общественные объединения. Это создает базу для привлечения, обучения предпринимательству большего числа граждан, которые не хотят брать на себя экономические риски из-за отсутствия знаний, опыта. Реализация бизнес-проектов в рамках некоммерческих организаций даст им уверенность в собственных силах и выступит страховкой их работы. Дух команды, взаимопомощи у гражданских активистов НКО развит сильнее, чем в предпринимательском сообществе.

Необходимо отметить, что вопросы доверительности рыночных отношений разработаны в трудах отечественных ученых, в первую очередь Ю.Р. Лутфуллина, И.Т. Фазлаева, А.Н. Попова [5, 6, 7, 14, 16, 17 и др.], которые рассматриваются применительно к отрасли сельского хозяйства, но

отражают суть отношений в социальной сфере. В качестве развития идей доверительности и их количественной оценки в социальной сфере необходимо учитывать особенности мотивации большинства субъектов отношений, носящих некоммерческий характер.

Таким образом, институт государственных закупок как инструмент социального развития территории должен быть выстроен на принципе доверительности отношений, в том числе и рыночных. Через социально ориентированные некоммерческие организации раскрывается дополнительный механизм влияния государственных закупок на социальное развитие территории. Такой механизм представлен в Модели управления социально-экономическим развитием муниципального образования на основе функционирования института местных сообществ (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель управления социально-экономическим развитием муниципального образования на основе функционирования института местных сообществ [8, с. 18]

Таким образом, на наш взгляд, необходимо совершенствовать федеральную контрактную систему России в части создания условий для функционирования НКО в целях обеспечения ими устойчивого социального развития региона (муниципального образования). Некоммерческие организации страны имеют потенциал для выполнения гораздо большего объема работы с такими категориями граждан и в таких местах, где органам власти сложно осуществлять постоянный мониторинг социального благополучия.

Литература

1. База данных показателей муниципальных образований Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 16 мая 2016 года).

2. Бухвальд Е.М. Малый бизнес в планах модернизации российской экономики / Е.М. Бухвальд // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 5. С. 44-57.

3. Итоговый пресс-релиз IV Съезда некоммерческих организаций России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gosgrant.ru/page_ 1449415547_2364.php (дата обращения: 16 мая 2016 года).

4. Книга контрактного управляющего / А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.В. Ермакова [и др.]; под ред. А.А. Храмкина. М.: ООО «Буки Веди», 2015. 435 с.

5. Лутфуллин Ю.Р. Доверительность отношений как условие социально-экономического развития сельскохозяйственных предприятий и территорий / Ю.Р. Лутфуллин, И.Т. Фазлаев, М.М. Кислицкий // Агро-продовольственная политика России. 2016. № 3. С. 58—62.

6. Лутфуллин Ю.Р. Количественная оценка уровня доверия при анализе инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства / Ю.Р. Лутфуллин, И.Т. Фазлаев // Журнал экономической теории. 2010. № 1. С. 1—15.

7. Лутфуллин Ю.Р. Количественная оценка доверительности рыночных отношений в сельском хозяйстве методами рискологии / Ю.Р. Лутфуллин, И.Т. Фазлаев // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4. С. 8—14.

8. Лутфуллин Ю.Р. Обоснование модели управления социально-экономическим развитием муниципального образования на основе функционирования института местных сообществ / Ю.Р. Лутфуллин, М.И. Парфёнов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 1 (123). С. 16—19.

9. Лутфуллин Ю.Р. Предпосылки формирования региональной субмодели института государственных закупок России / Ю.Р. Лутфуллин, А.С. Дьяконов // Экономика и управление: научно-практический журнал. Уфа, 2014. № 5 (121). С. 36—41.

10. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html (дата обращения: 17 мая 2016 года).

11. Официальный сайт Президента России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 3 августа 2016 года).

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/ IssWWW.exe/Stg/d01/11-01.htm (дата обращения: 16 мая 2016 года).

13. Пономарев М.А. Управление некоммерческими организациями: концепция, оценка эффективности, модели развития: дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.05 / Пономарев Максим Александрович. Ростов-на-Дону, 2016. 341 с.

14. Попов А.Н. Построение механизма сбыта сельскохозяйственной продукции на основе развития доверительности рыночных отношений / А.Н. Попов, И.Т. Фазлаев // Агропродовольственная политика России. 2013. № 11 (23). С. 59-63.

15. Россия 2015: Стат. Справочник // Росстат. М., 2015. 62 с.

16. Фазлаев И.Т. Регулирование рыночных отношений в аграрном секторе экономики / И.Т. Фазлаев // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 5. С. 31-37.

17. Фазлаев И.Т. Влияние фактора доверительности на эффективность рыночных отношений в аграрном секторе экономики (на материалах Республики Башкортостан): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Фазлаев Ильяс Талипович. Ижевск, 2010. 178 с.

18. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Электронный ресурс. Режим доступа: http://rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html (дата обращения: 17 мая 2016 года).

References

1. Database of indicators of municipalities of Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (accessed 16 May, 2016) (in Russian).

2. Bukhvald E.M. Malyi biznes v planah modernizatsii rossiyskoy jeconomiki [Small business in plans of the Russian's economy modernization] / E.M. Bukhvald // JeTAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2014. no. 5. Pp. 44—57.

3. Final press release of the IV Congress of Russian non-profit organizations. Available at: http://www.gosgrant.ru/page_1449415547_2364.php (accessed 16 May, 2016) (in Russian).

4. Book of the contract managing director / A.A. Hramkin, O. M. Vorobjeva, A.V. Ermakova [etc.]; under the edition of A.A. Hramkin. M.: LLC BukiVedi, 2015. 435 p.

5. Lutfullin Yu.R. Doveritel'nost' otnosheniy kak uslovie sotsial'no-jekonomicheskogo razvitiya sel'skohozyaystvennyh predpriyatiy i territoriy [Trusting of the relations as condition of social and economic development of the agricultural enterprises and territories] / Yu.R. Lutfullin, I.T. Fazlaev, M.M. Kislitsky // Agrofood policy of Russia. 2016. no. 3. Pp. 58—62.

6. Lutfullin Yu.R. Kolichestvennaya otsenka urovnya doveriya pri analize investitsionnoy privlekatel'nosti otrasli sel'skogo khozyaystva [Quantitative

assessment of a level credibility in the analysis of investment appeal of agriculture branch] / Yu.R. Lutfullin, I.T. Fazlaev// Journal of the economic theory. 2010. no. 1. Pp. 1-15.

7. LutfullinYu.R. Kolichestvennaya otsenka doveritel'nosti rynochnyh otnosheniy v sel'skom hozyaystve metodami riskologii [Quantitative assessment of credibility of the market relations in agriculture by riskology] / Yu.R. Lutfullin, I.T. Faz-layev // Regional economy: theory and practice. 2010. no. 4. Pp. 8—14.

8. Lutfullin Yu.R. Obosnovanie modeli upravleniya sotsial'no-jekonomicheskim razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniya na osnove funktsionirovaniya institute mestnyh soobtchestv [Justification of model of management of social and economic development of municipality on the basis of functioning local communities institute] / Yu.R. Lutfullin, M. I. Parfyonov // Economy and management: scientific and practical journal. 2015. no. 1 (123). Pp. 16—19.

9. Lutfullin Yu.R. Predposylki formirovaniya regional'noy submodeli institute gosudarstvennyh zakupok Rossii [Prerequisites of formation of regional submodel of institute of government procurement of Russia] / Yu.R. Lutfullin, A.S. Dyakonov // Economy and management: scientific and practical journal. Ufa. 2014. no. 5 (121). Pp. 36—41.

10. The official site of the Unified information system in the sphere of purchases. Available at: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (accessed 17 May, 2016).

11. Official site of the President of Russia. Available at: http://kremlin.ru/events/ president/news/50864 (accessed 17 May, 2016) (in Russian).

12. Official site of Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-01.htm (accessed 17 May, 2016) (in Russian).

13. Ponomarev M.A. Upravleniene kommercheskimi organizatsiyami: kontseptsiya, otsenka jeffektivnosti, modeli razvitiya [Non-profit Management: concept, performance evaluation, models of development]: dis. ... d. Ekon. Sciences: 08.00.05 / Ponomarev Maksim Aleksandrovich. Rostov-on-Don, 2016. 341 p.

14. Popov A.N. Creation of the mechanism of sale of agricultural production on the basis of development of credibility of the market relations / A.N. Popov, I.T. Fazlaev // Agrofood policy of Russia. 2013. no. 11 (23). Pp. 59—63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Russia 2015: Stat. Reference book / Rosstat. M, 2015. 62 p.

16. Fazlaev I.T. Regulation of the market relations in agrarian sector of economy / I.T. Fazlaev//Economic analysis: theory and practice. 2011. no. 5. Pp. 31—37.

17. Fazlaev I.T. The influence of the trust factor on the efficiency of market relations in agrarian sector of economy (on the materials of Bashkortostan): dis. ... candidate. Ekon. Sciences: 08.00.05 / Fazlaev Ilyas Talipovich. Izhevsk, 2010. 178 p.

18. Federal law of 5 april 2013 № 44-FZ «About contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs». Available at: http:// rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html (accessed 17 May, 2016) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.