Научная статья на тему 'Формирование и разработка промышленной политики региона на основе создания корпоративных образований нового типа'

Формирование и разработка промышленной политики региона на основе создания корпоративных образований нового типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОРПОРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА (ПОРТАЛ) / REGION'S INDUSTRIAL POLICY / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / CORPORATE FORMATION OF A NEW TYPE / INFORMATION INFRASTRUCTURE (PORTAL)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лутфуллин Юнир Рифович, Разуваева Елена Борисовна

В статье определено понятие «промышленной политики» как системы мер, выступающей в качестве фактора, генерирующего деловую активность предпринимательского сектора, обеспечивающего прирост добавленной стоимости. Разработан механизм формирования корпоративных образований нового типа на основе построения информационной инфраструктуры, активизирующей предпринимательскую активность за счет субконтрактной кооперации. Предложена модель финансирования на примере деятельности инновационных строительных организаций для объектов социальной сферы в рамках государственно-частного партнерства, с привлечением финансовых ресурсов населения. Предложена концепция формирования и разработки промышленной политики в регионе на основе государственно-частного партнерства, направленная на трансформацию государственных предприятий в корпоративные образования нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGION’S INDUSTRIAL POLICY THROUGH THE CREATION OF A NEW TYPE OF CORPORATE ENTITIES

The article defines the concept of “industrial policy” as a system of measures serving as a factor in generating business activity of the business sector, providing value-added growth. The mechanism of the formation of a new type of corporate entities on the basis of the construction of information infrastructure, activating business activity by subcontracting cooperation. The model of financing on the example of the innovative building organizations for social facilities through public-private partnership, with the involvement of the financial resources of the population. The concept of formation and development of industrial policy in the region on the basis of public-private partnerships, aimed at the transformation of state-owned enterprises in the formation of a new type of enterprise.

Текст научной работы на тему «Формирование и разработка промышленной политики региона на основе создания корпоративных образований нового типа»

ЭКОНОМИКА РОССИИ, ЕЕ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

УДК 338.23

Формирование и разработка промышленной политики региона на основе создания корпоративных образований нового типа

В статье определено понятие «промышленной политики» как системы мер, выступающей в качестве фактора, генерирующего деловую активность предпринимательского сектора, обеспечивающего прирост добавленной стоимости. Разработан механизм формирования корпоративных образований нового типа на основе построения информационной инфраструктуры, активизирующей предпринимательскую активность за счет субконтрактной кооперации. Предложена модель финансирования на примере деятельности инновационных строительных организаций для объектов социальной сферы в рамках государственно-частного партнерства, с привлечением финансовых ресурсов населения. Предложена концепция формирования и разработки промышленной политики в регионе на основе государственно-частного партнерства, направленная на трансформацию государственных предприятий в корпоративные образования нового типа.

Ключевые слова: промышленная политика региона, государственно-частное партнерство, корпоративные образования нового типа, информационная инфраструктура (портал).

Промышленная политика государства как часть общей экономической политики является одной из наиболее широко обсуждаемых и одновременно одной из наиболее спорных концепций в экономической литературе и в политической практике. Крайняя разносторонность мероприятий, реализуемых государством в рамках промышленной политики, привела к неоднозначной трактовке самого понятия «промышленная политика». В результате арсенал промышленной политики содержит набор разнородных инструментов, не имея собственных механизмов и инструментов управления. В данной ситуации невозможно определить ту роль, которую играет промышленная политика среди других видов политики (бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и прочие).

Проведенный анализ показал, что большинство работ посвящено рассмотрению промышленной политики как инструмента создания благоприятного

© Лутфуллин Ю.Р. Разуваева Е.Б., 2016

Л

Не

Е.Б. Разуваева

инвестиционного климата, и успешность промышленной политики определяется степенью развитости инфраструктуры, необходимой для обеспечения устойчивого экономического роста не в отдельных отраслях или видах деятельности, а национальной экономики в целом [5].

В настоящее время условием роста и достижения конкурентоспособности российской экономики является необходимость перехода к инновационной экономике, что возможно при применении инновационных изменений в организации корпоративных образований. Многочисленные исследования показывают, что за счет оптимизации организации деловых отношений возможно повысить производительность и более эффективное использование ресурсов, запустить процесс инновационного партнерства, где направляющую роль играет государство или заказчик промышленной продукции. Это предполагает формирование инфраструктуры, благоприятствующей предпринимательству, а предпринимательство будет проводить в жизнь инновационные трансформации.

Несмотря на усилия государства по формированию системы мероприятий в рамках проведения промышленной политики, предпринятые в последние годы и выраженные в поддержке стратегических отраслей экономики, стимулировании конкуренции в промышленности, обеспечении эффективности работы естественных монополий, значительного экономического роста не происходит. Отчасти это объясняется отсутствием механизмов трансформации структуры экономики, обеспечивающих переход от менее эффективных к более эффективным формам организации.

Формирование эффективных форм организации возможно на основе создания корпоративных образований, за счет которых можно обеспечить плавный переход к новой структуре экономики за счет встраивания в технологические цепочки представителей малого и микробизнеса, характеризующихся способностью быстрой адаптации к изменениям и стремлением к достижению конкурентности. И здесь проведение промышленной политики будет нацелено на поддержку и формирование конкурентоспособных производств, а не на субсидирование неэффективных компаний.

Узкое понимание промышленной политики, отсутствие критериев определения направлений поддержки в рамках промышленной политики, механизмов определения необходимости государственного вмешательства, острая потребность разработки эффективных форм организации делового сотрудничества определили выбор темы данной статьи.

Изучением теории управления промышленным развитием страны как основы развития национальной экономики занимаются многие экономические научные школы и институты. Исходя из выводов, полученных в ходе проведенного исследования, ключевым фактором успешной промышленной политики следует считать инфраструктуру отношений между биз-

несом, властью и обществом в рамках осуществления промышленного производства.

Промышленная политика — комплекс управленческих решений по построению системы финансовых и экономических мер генерации инфраструктуры доверительных отношений между государством, бизнесом и обществом в целях увеличения темпов прироста добавленной стоимости. Именно от наличия инфраструктуры, способной генерировать новые отношения, зависит интеграция ресурсов и технологий, необходимых для расширенного воспроизводства. Ключевым субъектом управления данной инфраструктурой является государство, так как только оно может создавать «правила игры» и следить за их соблюдением всеми участниками. На рисунке 1 представлена авторское видение модели построения экономических отношений между государством, обществом и бизнесом.

Общество

I

И нф растру ктура деловых отношений

I

Государство

Рисунок 1. Модель построения экономических отношений между государством, обществом и бизнесом (ХС — хозяйствующий субъект)

Развитие промышленности и национальной экономики в целом идет тем быстрее, чем эффективнее преобразуются имеющиеся ресурсы в результат предпринимательской деятельности, качественно зависимый от наличия системы деловых коммуникаций между всеми участниками. В свою очередь, инфраструктура деловых отношений строится на основе следующих элементов: мотивов и стимулов, уровня доверия, системы обмена информацией. Без систематического государственного управления данными элементами невозможно достичь эффективного взаимодействия и приращения добавленной стоимости в экономике.

При этом на первый план выступает уровень доверия между хозяйствующими субъектами, который зависит от информационного наполнения инфраструктуры деловых отношений, определяющего величину транзак-ционных издержек. Если привести взаимозависимость факторов произ-

водства с объемом производства в стоимостном выражении, то производственную функцию можно представить следующим образом:

{Y = /(Т, З, К, И, ПС) I ПС = /(И, X УД),

где: Y — объем промышленного производства;

Т — трудовые ресурсы;

З — земля;

К — капитал;

И — информационные ресурсы;

ПС — предпринимательские способности;

УД — уровень доверия.

Из этого следует, что объем промышленного производства в настоящее время, наряду с такими факторами производства как труд, земля и капитал, определяются наличием системы доведения актуальной информации до контрагентов и их предпринимательской активностью. В свою очередь, предпринимательская активность зависит от такого фактора, как доверие хозяйствующих субъектов к друг другу, основывающееся на имеющейся у всех участников актуальной информации. Чем эффективнее система поиска и доведения информации, тем больше возможностей для роста деловой активности и объемов промышленного производства в конечном итоге.

В настоящее время расширенное производство промышленной продукции характерно для предприятий, способных обеспечить комплекс технологических операций, необходимых для производства конечного продукта. В итоге при больших входных барьерах в отрасль малый и средний бизнес вынужден имеющиеся у него ресурсы направлять в другие сферы, требующие меньших вложений, например, сфера торговли, услуг, мелкое производство и т. д. Ситуацию усугубляет монополия крупных промышленных предприятий на крупные промышленные заказы, и не всегда крупные промышленные предприятия способны эффективно использовать ресурсы и производить качественную продукцию, что приводит к снижению конкурентоспособности и востребованности отечественных товаров на международном рынке.

На основе проведенных исследований была разработана модель построения корпоративных образований нового типа, основой которой является информационная инфраструктура — ИИ (портал) [4, 5], связывающая предпринимателей субконтрактами по реализации единого проекта (рисунок 2).

Представленная модель позволяет формировать деловые отношения с наименьшими транзакционными издержками, так как вся необходимая информация поступает в информационную инфраструктуру. Основой возникновения деловых отношений является генерация заказа (проекта), направленного на решение определенной проблемы, инициатором которого может выступать любой экономический агент (ведомство государства,

Рисунок 2. Модель формирования корпоративных образований нового типа

юридическое лицо, физическое лицо). В рамках данного проекта выделяются основные технологические операции, по которым составляется техническое задание. Техническое задание, попадая в информационную инфраструктуру (ИИ), служит основанием для оформления субконтракта, за получение которого большинство предпринимателей прикладывают немалые (порой невероятные) усилия (увеличение транзакционных издержек). Так, по статистике, выигрывает примерно одна из десяти заявок на получение контракта. При этом не всегда исполнение выигранного контракта несет большую коммерческую прибыль.

Благодаря узости технического задания его возможно исполнить и отдельному специалисту в этой области, для чего он может стать индивидуальным предпринимателем, получить заказ, тем самым повысить уровень занятости в обществе. При наличии заказа вновь образовавшееся юридическое лицо имеет больше возможностей для привлечения финансирования, необходимого для исполнения субконтракта. Так как информация о всех финансово-кредитных учреждениях и программах финансовой поддержки государства сосредоточена в ИИ (портале), то возможно выработать оптимальное финансовое решение. При исполнении контракта его предмет передается заказчику, исполнитель получает денежное вознаграждение с целью борьбы с недобросовестными контрагентами, информация по сделке поступает в ИИ (портал) и служит в дальнейшем ориентиром при заключении новых субконтрактов. Организация, построение и оперативное управление информационной инфраструктурой должны проводиться государством либо при государственно-частном партнерстве под строгим контролем государства для исключения злоупотреблений в области антимонопольного законодательства и обеспечения прозрачности деловых отношений. При интеграции с порталом государственных услуг возможно упростить взаимодействие с государственными органами, например, регистрационные действия и т.п.

Подчеркнем, что в рамках представленной модели возможно формировать корпоративные образования нового типа за счет интеграции интересов всех участников деловых отношений на основе их кооперации [3].

Согласно статистическим данным, Федеральный бюджет выделяет на строительство инфраструктурных объектов около 30 % всех субсидий, поддержку сельского хозяйства — около 20 %, модернизацию школьного и дошкольного образования — 17 %. При распределении правительством и министерствами субсидий в начале финансового года регионы не имеют возможности формировать свои финансовые планы. В итоге растет дефицит региональных бюджетов, показатель которого в настоящее время достиг рекордных 713 млрд рублей. Регионы вынуждены занимать у коммерческих банков: кредитный портфель Сбербанка вырос в основном за счет займов регионам — 234 млрд из 328 млрд рублей ВТБ только за декабрь 2015 года, — нарастил портфель региональных кредитов на 22,7 млрд рублей. При этом регионы с инвестиционным рейтингом способны привлечь пятилетний кредит в среднем под 8—9 %, что является для них очень дорого. Выходом из ситуации может послужить привлечение финансовых ресурсов населения по следующей схеме (рисунок 3).

Отношения в рамках представленной схемы строятся следующим образом: 1 — принятие решения домашними хозяйствами о формировании фонда кооперативного строительства; 2 — заявка на проведение работ; 3 — предложение муниципалитета о займе; 4 — размещение заказа на ИИ (портале); 5 — формирование технических заданий; 6 — заключение суб-

Рисунок 3. Схема привлечения финансовых ресурсов населения при выполнении работ с инновационной емкостью для объектов социальной сферы

контрактов предпринимателями; 7 — утверждение исполнителей по субконтрактам, контроль за их качественным исполнением; 8 — выделение денежных средств и доведение их до исполнителя; 9 — исполнение технического задания, сдача объекта; 10 — прием объекта; 11 — запрос о финансировании на будущий год с учетом профинансированных в текущем году работ; 12 — выделение субвенций; 13 — возврат займа и процентов по нему.

К достоинствам данной модели можно отнести возможность контроля качества работ непосредственно пользователями объекта социальной сферы, что исключает выборочный контроль со стороны государства и разгружает государственные контрольные органы. Бюджеты регионов смогут занимать деньги с минимальными издержками у кредитора (населения), который заинтересован не в максимизации процентного дохода, как коммерческие банки, а в росте уровня качества социальных услуг, возможности контролировать деятельность региональных исполнительных органов власти, подрядчиков — инновационных строительных предприятий.

Для реализации данной модели необходимо прописать формат взаимоотношений («правила игры») для всех ее участников в рамках принятия региональных законов о государственно-частном партнерстве, что будет

являться сигналом для инвесторов и фактором генерации и поддержания высокого уровня доверия населения, без которого немыслимо привлечение их финансовых ресурсов.

Далее отметим, что многочисленные исследования и эмпирические данные по ряду стран доказывают меньшую эффективность использования имеющихся ресурсов предприятиями, находящимися в государственной собственности, по сравнению с предприятиями, находящимися в частной собственности. Вследствие низкой эффективности деятельности предприятий государство вынуждено направлять бюджетные средства на их поддержание, которые могли бы быть направлены на более значимые проекты. В последние десятилетия в Российской Федерации наметился тренд на разгосударствление предприятий и передачу их в частную собственность, исключением являются естественные монополии, которые должны быть и остаются под контролем государства.

На рисунке 4 представлена концепция формирования и разработки промышленной политики в строительстве. В отрасли строительства происходят коренные изменения, касающиеся самих технологий строительства, и здесь необходима быстрая адаптация к изменениям, характерная для частных предприятий. Механизм государственно-частного партнерства может удовлетворить требования предприятий малого и среднего бизнеса по обеспечению стабильности их экономической системы путем использования инструментов концессии.

Государственные компании строительного сектора после их реформирования на основе кооперации интересов могут образовывать корпоративные образования и быть конкурентоспособными на мировом рынке, исполнять государственные заказы, будучи самостоятельными хозяйствующими субъектами (элементами) корпоративного образования кооперативного типа.

Пример такого сотрудничества уже имеется — корпорация «ТОР» (Республика Башкортостан) и представленный ею проект «гелиополисов» [1]. Принципиальная новизна инновационного продукта корпорации «ТОР» заключается в создании экопоселений с уникальной архитектоникой из домов, построенных с использованием энергоэффективных технологий и альтернативных источников энергии [6], соответствующих «зеленым» экологическим стандартам [4] и объединенных общей социальной инфраструктурой, правилами проживания в поселке и ответственностью каждого жителя поселка как условия развития местного сообщества [5].

При такой системе ведения промышленного производства растет удельный вес предпринимателей среди исполнителей пропорционально перечню выделенных бизнес-процессов по реализации строительного проекта. Выполнение строительных работ по договорам субподряда ведет к удорожанию строительства, так как доходы субподрядной организации это его расходы, возмещаемые строительной компанией-заказчиком. При кооперации предпринимателей в корпоративные образования актуальны другие моти-

Рисунок 4. Схематичное представление концепции формирования и разработки промышленной политики в регионе [4]

вы и стимулы: каждый участник стремится сократить свои расходы с целью максимизации корпоративного дохода, который распределяется между участниками в зависимости от эффективности их взаимодействия.

Синергетический эффект можно рассчитать, используя методы сетевого моделирования. Предлагаем отражать стоимостные параметры по следующей схеме (рисунок 5).

поток стоимости

Входящий

(СРУт)

поток стоимости

Выходящий

(вРУаШ = О К)

Рисунок 5 .Схема отражения стоимостных параметров делового сотрудничества

При сетевом моделировании с использованием представленной схемы стоимостных параметров делового сотрудничества с целью исполнения сложных комплексов взаимосвязанных работ графически изображается планируемый процесс, показывающий взаимосвязь и последовательность входящих в него работ.

Примерами применения предлагаемой модели сетевого управления комплексом работ в промышленности могут служить планы осуществленных мероприятий по укреплению фундамента и несущих конструкций жилых домов с применением таких технологий, как: усиление углеволокном, усиление подведением стальных балок, усиление наращиванием бетона. Наиболее оптимальной является технология усиления углеволокном. При достаточно высокой стоимости композитных материалов (превышение в 2,5 раза по сравнению с другими представленными технологиями) за счет снижения временных затрат в два раза, отсутствия сопутствующих работ (сварочных, заливных и так далее), увеличения межремонтного периода сооружения совокупная сгенерированная стоимость оказалась ниже по сравнению с величиной сгенерированной стоимости по двум другим технологиям на 32 % при увеличении несущей способности на 63 %. При этом предпочтение при выборе исполнителя по субконтрактам отдавалось представителям малого и микробизнеса, у которых появилась возможность принимать активное участие при реализации данной технологии. Проект позволил интегрировать 14 участников, базирующихся на различных территориях, а необходимость его обслуживания в рамках концессии привело к образованию корпоративного объединения на основе интеграции взаимных интересов.

В заключение отметим, что проводимая сегодня государственная промышленная политика рассматривается как система мер правительства, на-

правленная на достижение и поддержание экономического роста, и реализуется, в основном, за счет развития конкурентоспособности рентабельной продукции на инновационных предприятиях [3].

Литература

1. Акбашев ТФ., Мартынов А.Г., Ермишина Т.Н. Гелиополис — новое качество загородных поселений /Проблема междисциплинарности в современных экономических исследованиях. Материалы международной научно-практической конференции. Ч.2 / Под ред. М.М. Кислицко-го, Ю.Р. Лутфуллина, А.А. Поповой. Челябинск: Уральская академия, 2013. С. 196—202.

2. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, анализ, Практика. № 5. 2015. С. 7—32.

3. Копейкин С.В., Гизитдинова К.Э., Разуваева Е.Б. Оценка рентабельности инновационных предприятий на примере ООО «Термохольц» // Международный социально-экономический журнал. 2016. № 7. С. 46—54.

4. Лутфуллин Ю.Р, Разуваева Е.Б. Механизм формирования корпоративных образований (на примере корпорации «ТОР»). // Экономика и управление. Научно-практический журнал. 2015. № 4. С. 44—49; те же в соавторстве с Авакумова Г.В. Формирование промышленной политики в строительстве на основе внедрения «зеленых» экологических стандартов // Международный социально-экономический журнал. 2016. №7. С.17—29; Л., Парфенов М.И., Ишмуллин Р.Р. Создание интернет-порталов как фактор развития социально-экономических структур. // Научное обозрение. 2016. № 19. С. 251—260;

5. Разуваева Е.Б. Формирование промышленной политики в свете концепции индустриального развития страны. // Региональная экономика: теория и практика. № 30 (213). 2011. С. 35—41; Региональная промышленная политика как способ антикризисного развития / Материалы IV Международной научно-практической конференции 3—5 июня 2010 года. «Воспроизводственный потенциал региона». Часть III, Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 145—149; Приоритетные направления промышленной политики в свете модернизации экономики страны. / Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Современная экономика: проблемы и перспективы», 20 октября 2011 года, часть 1. Стерлитамак: РИО СФ БашГУ, 2011. С. 104—108; Необходимость разработки промышленной политики по ее основным субъектам / Приоритеты развития национальной экономики: от кризиса к экономическому росту: Сб. науч. Тр./ Башкирский государственный университет Стер-литамакский филиал; Отв. Ред. Е.И. Беглова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 130—141; Региональная промышленная политика. / Россия и регионы: новая парадигма развития / Материалы Международной научно-

практической конференции (Нижний Тагил, декабрь 2014 год). Часть I. Екатеринбург: Изд-во Уральского института. С. 284—289; Использование глобальных информационных систем на примере информационного портала «Земля — наш общий дом» / Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы международной научно-практической конференции. Минск, 26—27 ноября 2015 года. Минск: РИВШ, 2015. С. 212—216; Новые тенденции строительства загородных поселений на основе применения экологических стандартов / Методология социально-экономических и общественных систем: сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2015. С. 53—57; в соавторстве с Гизитдинова К.Э. Реализация государственной промышленной программы на основе создания корпоративных образований нового типа (на примере ООО «Термохольц») / Эффективные инструменты познания культуры управленческой деятельности: сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. С. 140—147.

6. Файзуллин А.А., Ган Е.П. Применение альтернативных источников энергии и энергоэффективных технологий в строительстве // «Iintellect, idea, innovation — интеллект, идея, инновация», 2013. № 2. С. 79—81.

References

1. Akbashev T.F., Martynov A.G., Ermishina T.N. Geliopolis — new quality of country settlements / an interdisciplinarity Problem in modern economic researches. Materials of the international scientific and practical conference. Ch.2/Under the editorship of M.M. Kislitsky, Yu.R. Lutfullin, A.A. Popova. Chelyabinsk: Ural academy, 2013. Page 196—202.

2. Buchwald E.M., Ivanov O.B. Aktual'nye problemy prostranstvennoy integratsii [Actual Problems of Spaial Integration] // JeTAP: Jekonomicheskajateorija, Analiz, Praktika [ETAP: Economic theory, Analysis, Practice], 2015. No. 5. Pp. 7—32. (in Russian).

3. Kopeykin S.V., Gizitdinova K.E., Razuvaeva, E.B. Assessment of the profitability of innovative enterprises on the example of LLC "Thermoholz" // International socio-economic journal. 2016. No. 7. P. 46—54.

4. Lutfullin Yu. R., Razuvaeva E.B. Forming mechanism of corporate educations (on the example of "TOR" corporation).//Economy and management / the Scientific and practical journal, 2015. No. 4 2015. Pp. 44—49; With Ishmullin R.R. Creation of the Internet portals as factor of development of social and economic structures//A scientific review , 2016. No. 19. Pp. 251—260; with Avakumova G.V. Formation of industrial policy in construction through the introduction of

"green" environmental standards // international socio-economic journal, 2016. No. 7. Pp. 17-29.

5. Razuvaeva E.B. Formation of industrial policy in the concept of the country's industrial development.//Regional economy: theory and practice, 2011. No. 30 (213). Pp. 35—41; Regional industrial policy as a way of anti-recessionary development / Materials IV International scientific and practical conference on June 3—5, 2010. "Reproduction capacity of the region". Part III, Ufa: BASHGU, 2010. Pp. 145—149; The priority directions of industrial policy in the light of upgrade of national economy. / The collection of articles on materials of a scientific and practical conference "Modern economy: problems and prospects", on October 20, 2011, part 1 — Sterlitamak: RIO BASHGU'S Federation Council, 2011. Pp. 104—108;Need of development of industrial policy on her main subjects. / Priorities of development of national economy: from crisis to economic growth / Bashkir state university Sterlitamak branch; Edition of E.I. Beglova. Ufa: BASHGU, 2011. Pp. 130—141; Regional industrial policy / Russia and regions: new paradigm of development / Materials of the International scientific and practical conference (Nizhny Tagil, December, 2014). Part I. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural institute. Pp. 284—2894 Use of global information systems on the example of the information portal "The Earth — Our General House" / Russian as the communication medium in modern international space: materials of the international scientific and practical conference. Minsk, November 26—27, 2015, Minsk, 2015. Pp. 212—216; New trends of a construction of country settlements on the basis of use of environmental standards. / Methodology of social and economic and public systems: the collection of works by results of a professor A.N. Popov's workshop. Magnitogorsk: Magnitogorsk state technical university by G. I. Nosov, 2015. Pp. 53—57; e with Gizitdinova K.E. Implementation of the state industrial program through the establishment of corporate entities of the new type (on the example of LLC "Thermoholz") / Effective learning tools in cultural management activities: collection of reports on the results of the Professor A.N. Popov's workshop. Magnitogorsk: Magnitogorsk state technical University by G.I. Nosov, 2016. Pp. 140—147.

6. Fayzulin A.A., Gunn E.P. Application of alternative energy sources and energy efficient technologies in construction//"3I of intellect, idea, innovation — intelligence, the idea, an innovation", 2013. No. 2. Pp. 79—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.