Научная статья на тему 'Институт государственной собственности как системообразующий институт современного хозяйствования'

Институт государственной собственности как системообразующий институт современного хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1526
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / STATE OWNERSHIP / PRIVATE PROPERTY / STATE / STATE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь Татьяна Васильевна

Раскрыта сущность государственной собственности. На основании статистических данных проанализированы соотношение государственной и частной собственности, динамика присутствия государства в российской экономике за 2008-2011 гг. Показано значение государственной собственности для реализации экономических, социальных и политических функций государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт государственной собственности как системообразующий институт современного хозяйствования»

УДК 334.012.331:351.71

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Т.В. Бондарь

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Раскрыта сущность государственной собственности. На основании статистических данных проанализированы соотношение государственной и частной собственности, динамика присутствия государства в российской экономике за 2008-2011 гг. Показано значение государственной собственности для реализации экономических, социальных и политических функций государства.

Ключевые слова:

Государственная собственность, частная собственность, государство, функции государства.

При построении экономических отношений между хозяйствующими субъектами являются определяющими существующие формы собственности.

В Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1].

Государственная собственность возникла и развивалась с появлением государства и существовала при рабовладельческом, феодальном и капиталистическом строе.

Современный экономический словарь содержит такое определение: государственная собственность - одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти федерации и ее субъектов, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности [2].

По нашему мнению, для определения сущности государственной собственности необходимо отталкиваться от политико-экономического понятия собственности, т. е. собственность определяется как совокупность воспроизводственных отношений. Сущность собственности по К. Марксу заключается не в юридическом выражении совокупности правомочий, а в форме производственных отношений [3], т. е. доминирующим является экономическое содержание над ее организационно-правовой формой, которая упорядочивает отношения, сложившиеся в системе присвоения. Развитие и внутренние противоречия труда (трудового способа присвоения) и определяют методологию исследования собственности. Только в процессе реализации воспроизводственных отношений собственность можно рассматривать как экономическую категорию и отделить ее от правовой формы. Правовая форма же является организационным способом реализации экономических отношений собственности. Собственность является сложным экономическим явлением, которое нужно рассматривать в динамике, развитии. В процессе реализации воспроизводственных отношений проявляется одно из главных признаков собственности - приращение достояния собственника. Однако помимо накопления капитала собственник несет определенные издержки, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением. Проанализировав издержки и доходы, затраченные ресурсы и полученный результат, можно судить об эффективности того или иного способа реализации государственной собственности.

Исходя из официальных данных Госкомстата (табл. 1), можно заключить, что доля государственных предприятий за период с 1995 по 2011 гг. уменьшилась с 14,3 до 2,5 %. А также явно прослеживается тенденция дальнейшего преобразования государственных предприятий в иные формы собственности.

Бондарь Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры экономики ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: корпоративная собственность, государственное регулирование экономики.

Таблица 1. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на конец года) [4]_____________________________________________________________________________________

Количество предприятий и организаций Тыс. шт. В процентах к итогу

Период времени 1995 2005 2009 2011 1995 2005 2009 2011

Число предприятий и организаций - всего 2250 4767 4908 4823 100 100 100 100

в том числе по формам собственности:

государственная 322 160 130 119 14,3 3,4 2,6 2,5

муниципальная 198 252 253 246 8,8 5,3 5,2 5,1

частная 1426 3838 4128 4104 63,4 80,5 84,1 85,1

собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 95 253 188 157 4,2 5,3 3,8 3,3

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную 209 265 209 197 9,3 5,6 4,3 4,1

Выступая в качестве общественной формы присвоения людьми экономических благ, собственность обеспечивает [5]:

• связь участников общественного хозяйства с ресурсами и объектами, представляющими собой результаты хозяйственной деятельности;

• взаимосвязь и взаимодействие между участниками общественного хозяйства по поводу объектов собственности.

В связи с двойственной природой труда (в процессе производства экономических благ человек, с одной стороны, взаимодействует с другими людьми, с другой стороны, - с факторами производства), таким образом, отношения собственности включают в себя:

1. субъектно-субъектные отношения - это экономические отношения, возникающие по поводу собственности, которые отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами (государством, обществом в целом, организациями и индивидуумом), а также обусловливают форму распределения имущества, продукции, прибыли между собственниками;

2. субъектно-объектные отношения - это имущественные отношения между субъектом и объектом (могут быть любые блага - экономические, социальные, духовные), служащие материальной основой отношений между субъектами собственности [6].

В условиях рыночной экономики взаимодействует множество субъектов, основными являются индивид (домохозяйство), фирма, государство. Особым экономическим агентом является государство, и соответственно, институт государственной собственности выступает предметом исследования многих экономических школ и направлений.

При любом типе экономической системы стратегически важные отрасли экономики принадлежат или контролируются государством.

Современные исследователи экономических институтов считают, что государство, как институт, - необходимое условие устойчивого экономического развития, поскольку оно формирует институциональную структуру обмена, удешевляя его и расширяя его область за пределы локальных сообществ [7-9].

Критериями эффективности института по В.В. Радаеву и Д. Норту являются [10]:

• выгодность (или затратность) следования норме (определяется величиной трансакционных издержек и ресурсами, необходимыми для организации);

• степень реализации преимуществ рыночных и планомерных механизмов координации;

• адаптивность института и его способность производить инновации;

• степень соответствия вводимых норм институциональной структуре;

• информационное обеспечение взаимодействия экономических агентов;

• степень формализации норм законов и их соответствие реальной экономической ситуации;

• степень обеспечения принципов социальной справедливости, равенства экономических агентов.

По словам Д. Норта, «наличие государства необходимо для экономического роста; государство, однако, является источником вызванного действиями людей экономического упадка» [11]. Б. Вейнгаст сформулировал эту дилемму следующим образом: «Любое правительство, достаточно сильное, чтобы предоставить минимальные институциональные условия для рынков, - например, защищенные права собственности, объективную правовую систему, стабильную денежную систему, - также имеет достаточно возможностей, чтобы присвоить богатство своих граждан» [12]. Собственность является одним из ключевых элементов экономической власти -ее источником [13].

Считается, что участие государства в экономических процессах общества должно быть минимальным, но существует ряд экономистов, которые так не полагают. Разработанная российскими учеными Р. Г ринбергом и А. Рубинштейном «Концепция экономической социодинамики» основывается на том, что роль государства в экономической жизни общества не так однозначна, и государство - активный экономический «игрок».

Необходимо отметить, что государство может производить общественные блага самостоятельно (например, охрана государственных границ, правопорядка), а также осуществлять производство социально значимых благ через другие структуры путем финансирования или софинансирования. В России с момента перехода к рынку государством поддерживались те сектора, которые давали быструю отдачу, и недостаточно финансировались наука, здравоохранение и образование. Присутствие государства в экономике по государственной квоте (соотношение государственных инвестиций к ВВП), в России он составляет 29 %, а в экономически развитых странах он достигает 50 %, свидетельствует об отсутствии государственного капитализма.

Ссылаясь на официальные источники, характеризующие государственную собственность с количественной стороны, можно сделать вывод, что имущественное присутствие государства в российской экономике сокращается (табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности организаций, использующих федеральное имущество, и объектов, учтенных в его реестре в 2008-2011 гг. (ед.) [14] ___________________________________

Дата Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) Хозяйственные общества (АО и ООО), где РФ является акционером (участником) Общее количество объектов федерального имущества, учтенных в реестре

всего специальное право («золотая акция») без наличия пакета акций на бумажных носителях в Автоматизированной системе учета федерального имущества (АСУФИ)

на 01.01.08 5709 3801/3647 127

на 01.01.09 3765 3503/3338 136 701325 14096

на 01.01. 10 3517 3066/2920 117 1276572 1193121

на 01.01.11 3077 120 1562018 1552121

на 01.01.12 2930 111 1371266 1367975

Государственная собственность является экономической основой государства, позволяющей ему выполнять важные экономические, социальные и политические функции. Роль государства заключается не только в компенсации «провалов» рынка, но и в функциях, относящихся к его исключительной прерогативе. Такими функциями являются «соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защита национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики» [15].

Таким образом, государство, даже не являясь собственником, оказывает влияние на институт собственности и, соответственно, на всех экономических субъектов путем принятия и исполнения законов и нормативно-правовых актов, которые напрямую или косвенно воздействуют на всех экономических субъектов и отношения собственности в целом. Государство,

устанавливая «правила игры» для всех субъектов экономики, одновременно является активным

хозяйствующим субъектом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ. Статья 8, ч. 2 // Парламентская газета от 23 января 2009 г. № 4.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 16. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981 гг. - 30000 с.

4. Распределение предприятий и организаций по формам собственности // Официальный сайт государственного комитета статистики. 2012. URL: http://adg.gks.ru/digital/09/DocLib/ (дата обращения: 13.03.2012).

5. Максимов С.Н. Развитие отношений собственности в современной экономике: различия и

общие черты классического и институционального подходов // Проблемы современной экономики. - 2005. - № 3/4 (15/16). - URL: http://www.m-

economy.ru/issue.php?nIssueNum=15 (дата обращения: 03.02.2012).

6. Управление государственной собственностью: Учебник для вузов // Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 496 с.

7. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. А.А. Васильева и др.; под общ. ред. С.Е. Федорова. - СПб.: Алетейя, 2002. -320 с.

8. Флигстин Н. Государство, рынки и экономический рост // Анализ рынков в современной экономической социологии / Под ред. В. Радаева. - M.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. - С. 313-340.

9. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Под ред. В. Радаева. - 2001. - Т. 2. - № 5. - С. 14-20.

10. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / Пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. - М.: Изд. дом Гу-ВШЭ, 2010. - 256 с.

11. North D. Structure and Change in Economic History. - N.Y.: Norton, 1981. - 228 с.

12. Weingast B. The Political Commitment to Markets and Marketization // The Political Economy of Property Rigths / Ed. by D. Weimer. - Cambridge: Cambridge University Press, 1997. - С. 43-50.

13. Журавлева Г.П., Видяпин В.П. Общая экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2003. -714 с.

14. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 33). - М.: Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, 2011. - 612 с.

15. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 6. - С. 9.

Поступила 05.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.