Режим доступа URL: http://www.ifac.org/system/files/downloads/a008-2010-iaasb-handbook-isa-200.pdf (дата обращения: 02.08.2016).
3. Бабич А. А., Соловьева И. В. Теоретические аспекты и содержание категории риска в аудите / А. А. Бабич, И. В. Соловьева //Вестник Северокавказского федерального университета. -. №4. - 2012.
4. Алтухова Н. В., Пигарева В. С. Внешний контроль качества в аудите Российской Федерации: динамика и тенденции / Н. В. Алтухова. В. С. Пигарева // Инновационная наука. - № 12-1. - 2015.
5. Соболева Д. П., Блинова У. Ю. Проблемы и необходимость оценки аудиторских рисков в современных условиях / Д. П. Соболева, У. Ю. Блинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - № 3-2. - 2016.
6. Наконечная Т. В. Сущность и виды рисков производственного предприятия / Т. В. Наконечная // Бюллетень науки и практики. - № 6 (7). - 2016.
7. Хома И. Б., Хамитова И. Г. Финансовые риски: принципы управления и механизмы нейтрализации / И. Б. Хома, И. Г. Хамитова // Науковий вюник Одеського нацюнального економiчного ушверситету. -№ 6 (214) - 2014.
8. Кочка В. А. Теоретические основы операционных рисков и принципы их регулирования / В. А. Кочка // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - №4 (48) - 2014.
9. Михальчук А. Й. В., Вербицька К. Я. С. В. Пщприемницький ризик: функцп, методи оцшки та шляхи зниження ризику / А. Й. В. Михальчук, К. Я. С. В. Вербицька // Вюник Житомирського державного технолопчного ушверситету. Серiя: Економiчнi науки. - № 2 (72) - 2015.
10.Нецымайло К. В. Экономические риски в деятельности субъектов малого предпринимательства / К. В. Нецымайло // Экономические науки [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: file:///C:/Users/User/Downloads/ekonomicheskie-riski-deyatelnosti-subektov-malogo-predprinimatelstva.pdf (дата обращения: 05.08.2016)
11.Управление финансовыми рисками [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Воеводина // Режим доступа - http://window.edu.ru/resource/936/40936/files/dvgu057.pdf (дата обращения: 29.07.2016)
12.Конспект лекций по курсу «Основы аудита». Подготовительный этап проведения аудиторской проверки. Основные категории аудита // с.64 - 68. [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Конспект_лекций_по_курсу_ОСНОВЫ_АУДИТА.pdf (дата обращения: 03.08.2016)
13. Аудиторский риск и его взаимосвязь с существенностью и аудиторской выборкой. Аудиторский риск и его оценка [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://lib.ssga.ru/fulltext/UMK/080500%20БМ/6%20семестр/Бухгалтерский%20учет,%20анализ%20и%20ауди т/080500%20Курс%20лекций%202%20Бухгалтерский%20учет,%20анализ%20и%20аудит%202011^ (дата обращения: 03.08.2016)
© Сикорская О. И., 2016
УДК 336
Ситникова Виктория Александровна
магистрант, 1 курс, факультет бизнеса и экономики Астраханский государственный университет г. Астрахань, РФ, E-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В РОССИИ И ЕГО МЕСТО В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СТРАНЫ
Аннотация
В статье рассматривается становление института государственного аудита в России.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Особое внимание уделяется изучению места государственного аудита в действующей системе государственного финансового контроля России. Автор раскрывает такие понятия, как внешний финансовый контроль и внутренний финансовый контроль.
Ключевые слова
Государственный контроль. Государственный финансовый контроль. Счетная палата РФ. Государственный аудит. Внешний финансовый контроль. Внутренний финансовый контроль.
Для любого современного государства одной из приоритетных, но в то же время сложных задач на пути к увеличению темпов роста экономики своей страны является повышение эффективности управления различными национальными ресурсами, а именно бюджетом, разного рода правительственными фондами, государственной собственностью, интеллектуальным капиталом, природными богатствами. При этом под «управлением» в первую очередь стоит понимать осуществление государством контрольной деятельности.
Поскольку основу функционирования каждого государства составляют бюджетные средства, то государственный контроль прежде всего ориентирован на мониторинг формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Таким образом, проведение финансового контроля становится одним из ключевых звеньев финансового управления и реализации важных направлений в государственной политике. Кроме того, мировая практика также показывает, что «сильное государство» не может существовать без действенного государственного финансового контроля (далее - ГФК).
Что включает в себя термин «государственный финансовый контроль»? Широко раскрывает данное понятие А.Я. Быстряков, который настаивает, что «ГФК - это система мер, направленных на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов, предупреждения и выявления финансовых нарушений. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций и работающих в них людей по выявлению отклонений фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также деятельность, осуществляемая в целях планирования процессов социально-экономического развития» [1; с. 18].
В России создание системы ГФК было обусловлено преобразованиями, произошедшими в стране в конце прошлого столетия (переход к рыночной экономике, формирование демократического государства и гражданского общества) и полностью изменившими содержание экономических отношений и работу всех социальных институтов.
Однако любая система несовершенна, особенно в постоянно меняющихся условиях функционирования мировой экономики, в том числе при наличии ее финансовой нестабильности. Государственным органам финансового контроля приходится изменять или искать совершенно новые подходы к осуществлению государственного контроля, где каждое преобразование должно соответствовать современным тенденциям в этой области, а также быть эффективным в сложившейся на тот момент экономической ситуации. Кроме того, нельзя забывать об изучении успешного зарубежного опыта и применении его на практике.
Российская система ГФК не исключение. В современных реалиях потребовалась ее комплексная реформация. Глава Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата РФ) Т.А. Голикова считает, что «.. .в этом направлении государство уже достигло определенных успехов» [2].
Так, благодаря проведению ряда мероприятий (внесение изменений в Бюджетный кодекс, принятие новой редакции закона о Счетной палате, закона о парламентском контроле, закона о стратегическом планировании) государственный финансовый контроль в России вышел на качественно новый уровень, а именно на путь трансформации в институт государственного аудита, который сегодня успешно существует практически во всех странах мира.
На сегодняшний день термин «аудит» хорошо известен всем. В общем смысле под ним понимают деятельность по предоставлению заинтересованным лицам независимой объективной картины определенных экономических явлений. Согласно федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2008 г. №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», аудит - это проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности независимыми организациями.
«Государственный аудит» - понятие относительно новое для России. Его зарождение началось еще в 1995 году с созданием Счетной палаты. Ранее данный термин не имел нормативного закрепления, однако федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее - закон «О Счетной палате РФ») в новой редакции стал первым официальным документом, в котором появилась его формулировка.
Несмотря на то что термин «государственный аудит» уже известен в широких кругах, неволей задаешься вопросом, если в будущем система ГФК должна полностью трансформироваться в институт государственного аудита, то какое место сейчас на промежуточном этапе данного процесса занимает государственный аудит в этой системе? В чем сходства и различия между понятиями «государственный контроль» и «государственный аудит»?
Поскольку сама система ГФК подразделяется на внутренний и внешний финансовый контроль, большинство исследователей под «государственным контролем» понимают внутренний ведомственный финансовый контроль государственных органов исполнительной власти в виде некого самоконтроля государства, а под «государственным аудитом» - внешний, независимый, публичный финансовый контроль за деятельностью государственных органов по управлению общественными ресурсами.
Таким образом, в системе ГФК России можно выделить два основных направления финансового контроля: внутренний государственный контроль и внешний государственный аудит. При этом последний с одной стороны уже является частью системы ГФК, а с другой стороны становится новой усовершенствованной формой государственного контроля, что делает его - в виду расширения спектра функций и объектов контроля - обязательным элементом управления не только государственными финансами, но и другими ресурсами общественного сектора экономики.
Однако для эффективного управления необходимо, чтобы системы государственного контроля и государственного аудита тесно взаимодействовали, не противостояли, а главное не дублировали функции друг друга.
Список использованной литературы:
1. Быстряков А.Я. «Государственный финансовый контроль [текст]: учебно-методический комплекс/А.Я. Быстряков. - М.: РУДН, 2011. - 150 с.
2. Материалы выступления Т.А. Голиковой на расширенной коллегии, посвященной 20-летию Счетной палаты Российской Федерации 28 ноября 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //neftegaz.ru/analisis/view/8308
© Ситникова В.А., 2016
УДК 352
Таранова Людмила Александровна
РАНХиГС, Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СИТИ-МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Аннотация
В статье рассматривается вопросы реализации на муниципальном уровне такой формы управления муниципальном хозяйством как сити-менеджмент. Показана система, порядок функционирования в рамках муниципального образования и особенности сити- менеджмента. Выявлены преимущества и недостатки данной модели.