Научная статья на тему 'К решению вопроса о стандартизации государственного и муниципального аудита в России'

К решению вопроса о стандартизации государственного и муниципального аудита в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СТАНДАРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / СТРУКТУРА СТАНДАРТА ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лелякова С.О., Позднякова С.В.

Статья посвящена вопросам стандартизации института государственного аудита. Сегодня развитие сферы государственных финансов требует особого к себе внимания со стороны органов контроля. Становление новой государственной структуры, наделенной контрольными полномочиями, требует нормативной и методологической формализации ее функций. Решением данного вопроса является стандартизация государственного аудита в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To address the issue of standardization of state and municipal audit IN RUSSIA

The article is devoted to the issues of standardization of public audit institution. Today, the development of public finance sphere requires special attention to themselves by monitoring bodies. Formation of a new state structure, endowed with the control authority requires the regulatory and methodological formalization of its functions. The solution of this problem is the standardization of public audit in Russia.

Текст научной работы на тему «К решению вопроса о стандартизации государственного и муниципального аудита в России»

Лелякова С.О.

экономист ПАО «Сбербанк России» Позднякова С.В.

ст. преподаватель Тамбовский филиал РАНХ и ГС

г. Тамбов

К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О СТАНДАРТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО АУДИТА В

РОССИИ

Аннотация: статья посвящена вопросам стандартизации института государственного аудита. Сегодня развитие сферы государственных финансов требует особого к себе внимания со стороны органов контроля. Становление новой государственной структуры, наделенной контрольными полномочиями, требует нормативной и методологической формализации ее функций. Решением данного вопроса является стандартизация государственного аудита в России.

Ключевые слова: государственный и муниципальный финансовый контроль, стандарты государственного финансового аудита, контрольно-счетные органы, структура стандарта финансового аудита.

Lelyakova S.O.

economist of PJSC «Sberbank of Russia»

Pozdnyakova S.V.

Art. teacher Tambov branch Ranh and HS

Tambov

TO ADDRESS THE ISSUE OF STANDARDIZATION OF STATE AND

MUNICIPAL AUDIT IN RUSSIA

Abstract: The article is devoted to the issues of standardization of public audit institution. Today, the development of public finance sphere requires special attention to themselves by monitoring bodies. Formation of a new state structure, endowed with the control authority requires the regulatory and methodological

formalization of its functions. The solution of this problem is the standardization of public audit in Russia.

Keywords: state and municipal financial control, state financial audit standards, control and accounting bodies, the financial audit of the standard structure.

До сегодняшнего дня проблемы формирования механизма регулирования государственного и муниципального финансового контроля в России ограничивались разработкой отдельных его составляющих в исключительных случаях при минимальном охвате. В результате до сих пор не выявлены методологические подходы к системному анализу и становлению механизма государственного и муниципального финансового контроля.

В последнее время особенно четко обозначились проблемы, связанные с недостаточностью нормативной и методологической формализации функций органов государственного финансового контроля, что существенно тормозит развитие государственного аудита. Необходимы единые подходы к организации государственного внешнего и внутреннего аудита, к оценке его результатов, к разработке стратегических целей и задач [3].

По нашему мнению, указанные проблемы решаются исключительно путем стандартизации государственного аудита.

Под стандартами государственного финансового аудита мы понимаем нормативные документы, которые утверждаются контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, содержат подробный регламент проведения контрольных процедур и оформления их результатов.

В части методологии разработаны Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля (утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 г. № 21К (854) и Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных

и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993) [4].

В свою очередь, контрольно-счетные органы субъектов разрабатывают стандарты на основании единых принципов и требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации с учетом региональных (муниципальных) особенностей.

Стандарты контрольно-счетных органов призваны регулировать профессиональную деятельность инспекторов (аудиторов), предупреждать и разрешать возможные конфликты между сотрудниками контрольно-счетных органов и их руководством, между контрольно-счетным органом и другими контрольными органами, между контрольно-счетным органом и объектом проверки, между контрольно-счетным органом и организациями, защищающими общественные интересы.

Кроме того, стандарты в системе ГФК позволят реализовать профессионально-интегративную функцию, т.е. способствовать объединению всех членов профессии, будут для них институциональной (юридической) защитой в различных спорах с контролируемыми структурами [4].

Структура стандарта внешнего государственного и муниципального финансового контроля должна соответствовать следующим требованиям:

- целесообразность;

- четкость и ясность;

- логичность;

- полнота (существенность);

- преемственность и непротиворечивость;

- подконтрольность выполнения [5].

Кроме того, указанные стандарты не должны входить в противоречие с действующим законодательством страны.

Стандарты должны определять единые подходы при решении таких вопросов как:

- планирование контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

- сбор доказательств при реализации контрольных и экспертно-аналитических программ;

- документирование;

- отчетность управления контрольной деятельностью;

- обеспечение контроля качества контрольной деятельности и др. [2].

В России формируется система государственного финансового контроля адекватная современным запросам по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования государственных ресурсов. Счетная палата Российской Федерации и курируемые ею контрольно-счетные органы на местах проводят большую работу, направленную на обеспечение полноты поступлений доходов в бюджеты разных уровней.

Рассмотрим сложившееся положение на примере Контрольно-счетной палаты Тамбовской области. Областная Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля по Тамбовской области. Контрольно-счетная палата ведет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Тамбовской области, Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 г. № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области», других законов и иных нормативных правовых актов Тамбовской области [1].

Контрольно-счетная палата Тамбовской области осуществляет контрольную деятельность на основании разработанных и утвержденных стандартов.

Приоритетными направлениями работы Контрольно-счетной палаты в 2015 году являлись:

- участие в реализации антикоррупционной политики, проводимой государственными органами Тамбовской области;

- совершенствование бюджетного процесса, межбюджетных отношений и обеспечение бюджетной прозрачности при утверждении и исполнении бюджета области;

- внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих открытость деятельности Контрольно-счетной палаты, усиление взаимоотношений с контрольными органами и общественными объединениями.

В ходе реализации своих целей и задач Контрольно-счетная палата Тамбовской области взаимодействует с:

Тамбовской областной Думой и администрацией области (путем предоставления информации о результатах проведенной работы, участия контрольных органов в решении важнейших задач области);

органами государственной власти и правоохранительными органами, что способствует повышению результативности и эффективности деятельности контрольных органов.

За 2015 год проведено 95 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По аналогии с прошлыми периодами, с учетом выбранных приоритетов деятельности Контрольно-счетной палаты, проверками и обследованиями были охвачены все отраслевые комплексы и органы исполнительной власти, входящие в эти комплексы.

Большое внимание уделялось проверке рационального и эффективного использования межбюджетных трансфертов, полученных органами местного самоуправления для осуществления переданных им государственных полномочий.

На основании результатов, полученных в ходе реализации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, были выявлены недостатки и нарушения в финансово-бюджетной сфере, при использовании государственного и муниципального имущества, при проведении закупок для обеспечения государственных нужд на общую сумму 662342,5 тыс. рублей.

Объем средств бюджета области, охваченных проверками в 2015 году, составил 16308300,0 тыс. рублей. Относительно результатов, проведенных контрольных мероприятий, общая сумма выявленных нарушений составила 662342,5 тыс. рублей, в процентном отношении это 4,1% от объема проверенных средств.

Помимо этого, по результатам контрольных мероприятий, выявлены ошибки в толковании законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, которые не подлежат финансовой оценке.

Выводы и предложения по исправлению выявленных ошибок с целью обеспечения эффективного управления государственными ресурсами являются главным итогом контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Тамбовской области.

На сегодня существует множество идей по развитию системы государственного финансового контроля, что является необходимым и полезным для совершенствования качества управления государственными финансами в нашей стране.

На основании вышеизложенного, стоит сделать вывод о том, что создание института государственного аудита в Российской Федерации требует разработки действенного механизма реализации его целей и задач. Основным направлением при этом является стандартизация государственного внешнего и внутреннего аудита.

Список литературы

1. Закон Тамбовской области «О контрольно-счетной палате Тамбовской области (с изменениями на 4 июля 2016г.) Режим доступа: http: //pravo .gov.ru

2. Стандарт финансового контроля №3 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Утвержден распоряжением Контрольно-счетной палаты города Тамбова от «12» декабря 2012 года № 8. Режим доступа: ksp.city.tambov.gov.ru

3. Баева, Е.А. Концептуальные основы государственного аудита. [Текст] / Е.А. Баева // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения организаций: материалы 4-й Международной научно-практической конференции Тамбов: Изд-во «Бизнес-Наука-Общество», 2015. С.22-30

4. Баева, Е.А., Лелякова, С.О. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля. [Текст] / Е.А. Баева, С.О. Лелякова // Управление и Общество: современная модель взаимодействия: мат-лы 11-ой Всеросс. науч.-практ. конф. - Тамбов 2016. С.215-219.

5. Гутцайт, Е.М. Разработка отечественных аудиторских стандартов: промежуточные итоги и перспективы [Текст] / Е.М. Гутцайт, О.М. Островский // Аминов, Э.М. Финансовый контроль в России: Истрия и современность [Текст] / Э.М. Аминов // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.