Научная статья на тему 'Стандартизация в сфере государственного аудита'

Стандартизация в сфере государственного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1473
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРОЛЬНАЯ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТОСАИ / ЕВРОСАИ / COURT OF AUDITORS / SAI / GOVERNMENT AUDITS / STANDARDIZATION / CONTROL AND ACCOUNTING BODIES / CONTROL AND EXPERT AND ANALYTICAL ACTIVITIES / INTOSAI / EUROSAI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударин С.С., Эльбек Ю.В.

В статье анализируются основы стандартизации в сфере государственного аудита и ее роль в деятельности высших органов финансового контроля. Представлены основные принципы и требования, изложенные в международных стандартах ИССАИ (ISSAI), описано применение положений международных стандартов при разработке стандартов контрольно-счетных органов в Российской Федерации, касающихся проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Подтверждена важность стандартизации при подготовке предложений и рекомендаций, подготовленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий высшими органами финансового контроля, в целях совершенствования деятельности по управлению государственными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION IN THE FIELD OF PUBLIC AUDIT

The article analyzes the standardization framework in the field of public audit and its role in the activities of the Supreme Audit Institutions. The basic principles and requirements as set out in international standards Issa (ISSAI), describes the use of international standards in the development of standards for control and audit bodies in the Russian Federation relating to the carrying out of control and expert and analytical activities. Reaffirming the importance of standardization in the preparation of proposals and recommendations made as a result of control and expert and analytical measures SAIs, in order to improve on public resource management.

Текст научной работы на тему «Стандартизация в сфере государственного аудита»

УДК 006

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

Бударин С.С., к.э.н., заведующий отделом ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», e-mail: BudarinSS@zdrav.mos.ru Эльбек Ю.В., главный инспектор Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, e-mail: jul-ksp@mail.ru

В статье анализируются основы стандартизации в сфере государственного аудита и ее роль в деятельности высших органов финансового контроля. Представлены основные принципы и требования, изложенные в международных стандартах ИССАИ (ISSAI), описано применение положений международных стандартов при разработке стандартов контрольно-счетных органов в Российской Федерации, касающихся проведения контрольных и экспертно-аналитическихмероприятий. Подтверждена важность стандартизации при подготовке предложений и рекомендаций, подготовленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий высшими органами финансового контроля, в целях совершенствования деятельности по управлению государственными ресурсами.

Ключевые слова: счетная палата, Высший орган финансового контроля, государственный аудит, стандартизация, контрольно-счетные органы, контрольная и экспертно-аналитическая деятельность, ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ.

STANDARDIZATION IN THE FIELD OF PUBLIC AUDIT

Budarin S., Ph.D., head of the SBE «Research Institute of Health Organization and the medical management of the Moscow Health

Department», e-mail: BudarinSS@zdrav.mos.ru Elbek Y., head Inspector of the Accounts Chamber of Leningrad Region, e-mail: jul-ksp@mail.ru

The article analyzes the standardization framework in the field of public audit and its role in the activities of the Supreme Audit Institutions. The basic principles and requirements as set out in international standards Issa (ISSAI), describes the use of international standards in the development of standards for control and audit bodies in the Russian Federation relating to the carrying out of control and expert and analytical activities. Reaffirming the importance of standardization in the preparation of proposals and recommendations made as a result of control and expert and analytical measures SAIs, in order to improve on public resource management.

Keywords: Court of Auditors, SAI, government audits, standardization, control and accounting bodies, control and expert and analytical activities, INTOSAI, EUROSAI.

Высшие органы финансового контроля в зарубежных странах широко используют положения международных стандартов при разработке национальных стандартов контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Система обеспечения качества процесса контроля в Высшей контрольной палате Польши (ВКП) описывает ряд процедур, которые являются элементом стратегии ВКП Польши и культуры работы ее сотрудников. Данные процедуры обеспечивают высокое качество организации процесса контрольных мероприятий на этапах их подготовки и проведения.

Система позволяет гарантировать, что сотрудники соблюдают профессиональные и этические стандарты, а подготовленные ВКП Польши по итогам контрольных мероприятий документы отвечают самым высоким требованиям законности, объективности, независимости и гласности. Стандарты принятые ВКП Польши учитывают положения международного стандарта INTOSAIISSAI 40«Контроль качества для ВОФК», а также другие международные нормативные правовые акты и рекомендации (12).

В Национальном управлении аудита Англии (НУА) значительное внимание уделяется не только стандартам, но и другим научно-методическим материалам, которые используются в качестве учебного материала для сотрудников, а также в качестве источника информации и справочного материала для клиентов НУА.

В качестве обоснования подготовки таких материалов указывается, что НУА стремится к подготовке отчетов, которые способны привести к достижению позитивных изменений в реализации программ предоставления государственных услуг органами государственного управления. Для достижения этих целей нужна такая методологическая база, которая была бы достаточно надежной и устойчивой к ошибкам, чтобы выдержать самую строгую критику, но в то же время достаточно простой в использовании (13).

Одним из наиболее интересных научно-методических материалов НУА является метод «званного обеда» или Методология 1АОР™, которая представляет собой свод логических и практических правил, которые в сочетании с эффективным управлением проектами помогают своевременно и продуктивно готовить и выпускать хорошо структурированные отчеты. Кроме того, анализ проблем и метод «званого обеда» помогают обеспечить личную заинтересованность и участие в аудите проверяемых организаций. Таким образом, обеспечивается приверженность сторон к тем подходам, которые планируется использовать при проведении аудита эффективности, и выводам, которые ожидается получить. При этом обеспечивается

активная занятость в работе всех членов команды по проведению аудита эффективности на протяжении всего жизненного цикла аудиторского исследования.

Анализ проблем это строго обоснованный и логичный, структурированный подход, позволяющий переводить аудиторские вопросы высшего уровня в конкретные задачи аудита, и как таковой он составляет методологическую основу для проведения работ по сбору информации на местах. Документ, являющийся результатом анализа проблем, представляет собой иерархическую систему вопросов в форме пирамиды (дерева), требующих ответа «да» или «нет» по мере движения вверх.

Цель сессии «званого обеда» - сформулировать выразительные и емкие выводы отчета, которые можно изложить всего за 10-15 секунд и которые заинтересуют любого собеседника на «званом обеде» настолько, чтобы начать выяснять у вас дополнительные подробности.

Сессия «званого обеда» проводится после того, как информация будет собрана и проанализирована, - при этом процесс идет в направлении снизу вверх: участники определяют, какими должны быть выводы высшего уровня, исходя из фактов, выявленных в ходе аудита, и какой должна быть логика изложения этих выводов. Полученный в результате этого процесса краткий вариант отчета может значительно отличаться от исходного дерева анализа вопросов (проблем). Отчасти это может быть связано с процессом перефразирования мыслей в более сжатой форме, чтобы сделать отчет более четко сфокусированным и интересным (обычно это приводит к тому, что дерево вопросов (проблем)становится менее «раскидистым»). Кроме того, в ходе сбора информации на местах могут быть выявлены и другие проблемы (в результате чего некоторые части дерева могут разрастись, или же, возможно, придется «посадить» совершенно другое дерево).

Описанный, таким образом, процесс подготовки и проведения аудита эффективности позволяет сотрудникам НУА проявить более творческий подход к изучению предмета проверки и активно сотрудничать с проверяемой стороной, не нарушая при этом положения соответствующих стандартов.

Стандарты государственного аудита, принятые в июле 2007 г. Главным контрольно-финансовым управлением США и применимые для государственного аудита для периодов, начинающихся с или после 1 января 2008 г. являются исправленным и переработанным изданием Стандартов государственного аудита, действующих с 2003 года.

При разработке окончательного варианта стандартов были учтены комментарии общественности, Консультативного совета Генерального контролера по стандартам аудита государственных организаций, состоящего из 25экспертов в области финансового аудита и аудита эффективности и отчетности, научного сообщества.

В редакции Стандартов, принятых в июле 2007 г. Содержится ряд фундаментальных отличий от версии Стандартов2003 г., усиливающих принципы прозрачности и подотчетности, в частности:

- обновление стандартов государственного аудита на основе новейших достижений в области финансового аудита и внутреннего контроля;

- усиление роли стандартов аудита эффективности, включая концепцию разумной уверенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском, существенностью и оценкой аудиторских доказательств, используемых для формирования выводов.

Утвержденные Стандарты государственного аудита обеспечивают базу для выполнения высококачественной работы государственных аудиторов с должным профессионализмом, честностью, объективностью и независимостью.

Целями аудита является предоставление уверенности в следующем:

- государство управляет государственными ресурсами и использует свою власть должным образом и в соответствии с законодательными и нормативными актами;

- при реализации государственных программ достигаются поставленные цели и запланированные результаты;

- государственные услуги выполняются эффективно, рационально, экономично, этично и справедливо;

- государственные служащие надлежащим образом отчитываются за использование ими государственных ресурсов.

В зависимости от целей Стандарты выделяют и устанавливают принципы проведения трех основных видов государственного аудита:

- финансовый аудит;

- подтверждение соответствия;

- аудит эффективности (14).

Правила аудита Федеральной счетной палаты Германии, принятые в 1997 году и обновленные в 2005 году включают в себя ряд разделов, которые следует отнести к Общим правилам проведения аудиторских мероприятий.

Общие положения описывают цели и задачи аудита, критерии аудита, объем, политические решения и пр. В части касающейся планирования проверок особое внимание уделено целям планирования аудита, планам проверок и отбору аудиторских заданий. Правила содержат разделы по подготовке и проведению аудитов, отчетности и представления отчетов о проведенных аудитах.

Управление Главного аудитора Канады осуществляет деятельность по следующим четырем направлениям:

- ежегодные проверки финансовых отчетов, представленных Правительством Канады, государственными корпорациями, другими организациями и учреждениями (федеральными, территориальными, канадскими и международными);

- специальные проверки государственных корпораций;

- аудиты эффективности расходования государственных средств министерствами и ведомствами и аналитические исследования, касающиеся деятельности министерств и ведомств;

- проверки и аналитические исследования, касающиеся программ охраны окружающей среды и устойчивого развития и иных соответствующих мероприятий, осуществляемых министерствами и ведомствами.

Комитет по совершенствованию методов работы Управления Главного аудитора совместно с сотрудниками Управления разрабатывает и утверждает правила, стандарты и рекомендуемые методы работы для каждого из вышеуказанных направлений деятельности с целью обеспечить соблюдение этих норм и стандартов на самом высоком профессиональном уровне.

В начале 2000-х годов обновлены правила по проведению комплексных проверок и из них выделены некоторые компоненты. В результате в структуре осталось три основных направления (исключено направление, касающееся программ охраны окружающей среды), а кроме того в Правило включены Основополагающая стратегия деятельности Управления Главного аудитора Канады и Этический кодекс сотрудников Управления.

Значительное внимание уделено аудиту эффективности использования государственных средств, который представляет собой си-

стематическую, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной власти.

Анализируя деятельность высших органов финансового контроля различных стран с точки зрения обеспечения стандартами и научно-методическими материалами, можно утверждать, что стандартизация является одним из важнейших направлений, определяющих единство принципов и порядка осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности не только на национальном, но и на международном уровне.

Унификация стандартов для органов контроля в рамках одной страны и их гармонизация с международными стандартами позволяет оценивать деятельность высших органов финансового контроля в разных странах и использовать их информацию о качестве управления государственными ресурсами.

Выводы:

1. В качестве рекомендаций, способствующих повышению качества деятельности высших органов финансового контроля, ИНТОСАИ разработан и принят ряд международных стандартов, определяющих основные принципы аудита в государственном секторе (ИССАИ (ISSAI) 100) и общие стандарты проведения аудита в государственном секторе, включая стандарты с этическим значением (ИССАИ (ISSAI) 200). Кроме того, принят ряд рабочих стандартов, касающихся проведения аудита в государственном секторе (ИС-САИ (ISSAI) 300), стандартов по финансовой отчетности (ИССАИ (ISSAI) 400) и прочее.

2. Основные принципы аудиторских стандартов - это базовые понятия, логические принципы и требования, которые способствуют развитию аудиторских стандартов и содействуют аудиторам в подготовке их заключений и отчетов, в частности в тех ситуациях, которые не охватываются специальными стандартами.

3. Сдерживающим фактором в развитии стандартизации в Российской Федерации является наличие «ведомственных» интересов при проведении финансового контроля и отсутствие комплексного подхода к изучению и решению исследуемых вопросов с помощью единых методик или стандартов контрольной деятельности, что приводит к разобщенности и различиям в толковании и действиях контрольных органов на различных уровнях.

4. В целях обеспечения единого подхода к правовому регулированию процесса стандартизации в сфере государственного аудита, в рамках возложенных на Счетную палату Российской Федерации полномочий, разрабатываются и утверждаются в установленном порядке общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Практика стандартизации процессов осуществления государственного аудита (финансового контроля) в зарубежных странах свидетельствует о широком использовании высшими органами финансового контроля научно-методических материалов, которые способны привести к достижению позитивных изменений в реализации программ предоставления государственных услуг органами государственного управления. При этом в тексте Правил и/или Стандартов, принимаемых ВОФК, не всегда используются ссылки на применение положений международных стандартов, разработанных ИНТОСАИ, хотя в Правилах и/или Стандартах учтены требования и рекомендации ИНТОСАИ.

Литература:

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля, Лима (Перу), октябрь 1977, URL: http://www.intosai.org

2. Международные стандарты ISSAI (ИНТОСАИ), http://www. issai.org

3. Зырянова Т.В, Бородиневская А.А., Стандартизация государственного финансового контроля: Россия и мировой опыт, Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, № 11, июнь 2007 г., URL:http://www.vkaznu.ru/index.php?showtopic=3277

4. Бурцев В.В.,К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля, Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2000 г.URL:http://www.cfin.ru/press/management/2000-1/07.shtml

5. Харисова Ф.И., Козлова Н.Н., Некоторые аспекты методологического обеспечения государственного аудита в Российской Федерации, Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

6. Контрольно-счетная палата Ленинградской области, http:// www.ksplo.ru

7. Контрольно-счетная палата г. Москвы, иКЬ:Ьйр://'№№й'.]<Бр. mos.ru/

8. Воронин Ю.М, Мешалкина Р.Е., Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт, Москва, 2003, иКЬ:Ийр:// viperson.ru/articles/standartizatsiya-finansovogo-kontrolya-rossiya-i-mirovoy-opyt

9. Двуреченских В.А.,О проблемах правового регулирования и приоритетах в сфере стандартизации деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля(Тезисы выступления на XXI Конференции АКСОР в марте 2013 года),URL:http://www.ksp.mos.ru/ru/info/interviews/interviews_ arh/speeches_interviews_2013/index.php?id_4=18771

10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

11. Голикова Т.А., 2-ая Международная совместная конференция Высших органов финансового контроля азиатского и европейского

регионов АЗОСАИ-ЕВРОСАИ, http://www.ach.gov.ru/press_center/ news/19165?sphrase_id=1709920

12. Высшая контрольная палата Польши, URL:http/www.nik.gov.pl

13. Национальное управление аудита Англии, (IssueAnalysis/ DinnerPartyApproach, 1АБР™), URL:https://www.nao.org.uk/

14. Старовойтова Е.В., Риски в системе стандартов государственного аудита США, Аудит и финансовый анализ, № 3, 2011 г.

15. ISQC-1, Международные стандарты контроля качества, Контроль качества для компаний, осуществляющих аудит и проверки финансовой отчетности, а также занимающихся подтверждением достоверности информации и оказанием иных сопутствующих услуг, Международная федерация бухгалтеров.

16. Пономарев С., Счетная палата как орган аудита в сфере закупок: проблемы правового регулирования государственного аудита, "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, № 2.

УДК 65

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-

ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ткаченко Т.В., к.п.н., доцент, кафедра «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУВПО «Московский авиационный

институт», e-mail: tkatchenko06@rambler.ru Перкова Е.П., старший преподаватель кафедра «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУ ВПО «Московский

авиационный институт», e-mail: perkovaep@yandex.ru

В статье рассматривается ряд аспектов целевого набора абитуриентов для дальнейшего обучения в вузе, осуществляемыми предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. Обозначены проблемы и сложности целевого набора, как со стороны предприятия, так и со стороны абитуриентов. Рассмотрены мероприятия, целью которых является формирование лояльности к предприятию у будущих молодых специалистов, окончивших вуз по целевому набору.

Ключевые слова: программа целевого набора, оборонно-промышленный комплекс, лояльность персонала.

ORGANIZATION OF TRAINING FOR COMPANIES TRUST MILITARY-INDUSTRIAL

COMPLEX

Tkachenko T., Ph.D., associate professor, Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEIHPE «Moscow Aviation Institute»,

e-mail: tkatchenko06@rambler.ru

Perkova E., senior teacher, Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEI HPE «Moscow Aviation Institute», e-mail: perkovaep@

yandex.ru

The article discusses some aspects of the target set of students for further education at the university, an enterprise of the military-industrial complex of Russia. The problems and the complexity of the target set, both by businesses and by the applicants. We consider the activities aim is to create loyalty to the company in the future of young professionals who have graduated from high school by the target set.

Keywords: program targeted recruitment, the military-industrial complex, the loyalty of the staff.

За последние 25 лет отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) столкнулись с большим количеством проблем, некоторые из которых, были успешно решены в различные годы, а остальные сохраняют актуальность и по сей день. К последним относится проблема кадрового состава предприятий ОПК. Во многом она связана со снижением заработной платы сотрудников, замедлением потока молодых специалистов, ориентированных на более высоко оплачиваемые должности и падением престижа отрасли в целом.

На данный момент средний возраст персонала многих предприятий ОПК превышает 50 лет, что свидетельствует о стойкой тенденции старения кадров в этой отрасли. Если не обеспечить передачу опыта от старшего поколения к младшему, путем увеличения количества молодых специалистов, отечественные предприятия ОПК окончательно утратят конкурентные преимущества и целая отрасль потеряет свою конкурентоспособность на рынке. [1]

Одним из способов решения данной проблемы может быть программа целевого набора, предназначенная для поступления в высшие учебные заведения от предприятия на особых условиях. Целевой набор в вузы подразумевает, что абитуриент поступает в учебное заведение вне общего конкурса, заключив с предприятием ОПК договор о целевом обучении. Направление выдают предприятия, которые отобраны министерствами для целевого набора. После окончания вуза молодой специалист обязуется отработать на предприятии определенное количество лет.[2]

Поступление в вузы по целевому набору в настоящее время

становится все более популярным. Еще 5 лет назад это был малораспространенный, мало кому известный способ поступления в вуз, которым, в основном, пользовались родственники работников предприятий. После введения нового закона об образовании (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") ситуация изменилась: поступление по целевому набору стало проводиться более прозрачно, любой желающий может поучаствовать в конкурсе. Кроме того, стало выделяться гораздо больше бюджетных мест для целевого набора. [3]

На данный момент, законодательной основой для проведения целевого набора в вузы РФ является постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы».[4] Данный документ регламентирует сроки, исполнителей и ответственных за составление и воплощение в жизнь плана по подготовке специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Тем не менее, несмотря на разработанную законодательную базу, в этой сфере существует целый ряд проблем, заключающихся в том, что поступившие по целевому набору абитуриенты не стремятся работать на предприятиях ОПК после окончания высшего учебного зведения, а те, кто пришел на предприятие отрабатывать оговоренный договором срок, демонстрируют слабый уровень подготовки, не удовлетворяющий запросы работодателя.

Но самым слабым местом данной системы является недоста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.