Научная статья на тему 'Институт государственно-частного партнерства в России: экономический и правовой аспекты'

Институт государственно-частного партнерства в России: экономический и правовой аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРАВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березин А.Э.

С принятием федерального закона о государственно-частных партнерствах (ГЧП) проблема развития института государственно-частных партнерств и эффективности реализации проектов ГЧП приобрела еще большую актуальность. В статье рассмотрены экономические и правовые аспекты и перспективы реализации деятельности в форме государственно-частного партнерства, сделан вывод о том, что в России создается эффективный инструментарий для привлечения частных инвестиций в рамках реализации социальных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт государственно-частного партнерства в России: экономический и правовой аспекты»

Экономические науки

199

Профессиональные аудиторы будут пользоваться доверием только при условии предоставления ими услуг на высоком уровне, который подтверждает обоснованность общественного доверия. Поэтому аудиторы в нашей стране пользуются большим спросом.

Список литературы:

1. Международный стандарт аудита (МСА) 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30208656.

2. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 года № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_181022/.

3. Федеральный закон от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_83 311.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruf-audit.ru/FSAD1/.

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

© Березин А.Э.*

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

С принятием федерального закона о государственно-частных партнерствах (ГЧП) проблема развития института государственно-частных партнерств и эффективности реализации проектов ГЧП приобрела еще большую актуальность. В статье рассмотрены экономические и правовые аспекты и перспективы реализации деятельности в форме государственно-частного партнерства, сделан вывод о том, что в России создается эффективный инструментарий для привлечения частных инвестиций в рамках реализации социальных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова государственно-частное партнерство, право, управление, эффективность.

* Аспирант кафедры Правового регулирования экономической деятельности.

200 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В России стремление повысить конкурентоспособность компаний выявило проблемы, выходящих за рамки возможностей отдельно взятых государственного и частного секторов. Одним из главных направлений развития экономики стало привлечение частного капитала в финансирование инфраструктурных проектов. Поощряя процесс формирования государственно-частных партнерств (ГЧП), государство расширяет пространство для свободного движения капитала для сфер, которые ранее были не доступны, Пользуясь государственными активами и гарантиями, частный капитал вносит в экономику организационно-управленческий опыт, знания, ноу-хау, минимизирует риски предпринимательской деятельности, обеспечивая экономический рост [2].

Следует выделить ряд задач реализации проектов ГЧП с точки зрения государства:

- привлечение частных инвестиций;

- повышение эффективности использования государственных средств;

- эффективное управление объектами инфраструктуры;

- экономия затрат;

- стимулирование инноваций, как следствие, конкуренции.

В таких условиях для ГЧП важно поддерживать высокую конкурентоспособность. В первую очередь, она как раз достигается за счет экономии средств и внедрения инновационных технологий производства.

Достижение эффективности управления проектами ГЧП возможно в условиях целостного подхода, предусматривающего интеграцию политических и институциональных процессов. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются все государства, является проблема учреждения новых и развития существующих институтов, выработки процедур и процессов, обеспечивающих эффективность управления ГЧП.

В зависимости от состояния экономики соотношение объема частного и государственного капитала начинает изменяться: в стабильной экономике доля частного капитала растет, государственное участие сокращается. Обратная картина наблюдается в условиях финансово-экономической нестабильности [2].

Механизм реализации проектов ГЧП в новых российских реалиях - это сотрудничество государственного и частного секторов с целью оказания социальных услуг, финансирования строительства объектов в области инфраструктуры и управления ими.

Система управления ГЧП представляет собой замкнутый и непрерывный процесс выработки и реализации долгосрочной деловой политики ГЧП, базирующейся на системе долевого участия. Поэтому понятие проектов ГЧП можно трактовать как объединение усилий государства и частных компаний, для создания в России благоприятного инновационного климата, способствующего формированию спроса на инновации, с учетом такого фактора, как соотношение государственного регулирования и деятельности компаний, а также

Экономические науки

201

рыночных механизмов. Системный подход к эффективному управлению ГЧП также требует анализа состояния нормативно-правового базы.

Формирование в России системы законодательства в области государственно'-частных партнерств (ГЧП) происходит по одному из путей:

1) применение норм общего законодательства в сочетании с детальной регламентацией отношений на уровне регионов;

2) принятие специальных национальных законов, имеющих рамочный характер (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции).

Российская система законодательства развивалась по первому варианту, что привело к определенной коллизии норм региональных законов с императивными нормами федерального законодательства.

В целях унификации и систематизации норм в июле 2015 г. был принят Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» (ФЗ № 224), вступивший в силу с 01 января 2016 г. [1].

Содержание данного закона следует оценить весьма положительно. Одним из плодотворных последствий реализации закона является определение признаков ГЧП:

а) долгосрочный характер партнерства (более 3 лет);

б) распределение рисков и ответственности между партнерами;

в) полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером (в отличии от государственного заказа).

При этом представляется необходимым добавить к выделенным квалифицирующим признакам ГЧП следующие: цель ГЧП; субъектный состав, включающий публичного и частного партнеров; объекты ГЧП (недвижимые и движимые вещи); правовая форма реализации проекта ГЧП. В ст. 6 ФЗ № 224 названы обязательственные элементы соглашения, содержание которых соответствует лучшим международным практикам по реализации проектов ГЧП.

Дискуссионным является вопрос в отношении перечня объектов соглашения о ГЧП, который согласно ст. 7 является исчерпывающим и охватывает большинство отраслей: социальная, коммунальная, транспортная инфраструктуры, а также энергетика, мелиоративные системы и пр. [3]. Однако могут быть созданы препятствия реализации ряда проектов в сельском хозяйстве, а также иных сферах (например, фото - и видеофиксация нарушений правил дорожного движения) в силу отсутствия прямого указания в законе на конкретные объекты. Поэтому предлагается сделать рассматриваемый перечень открытым либо дать возможность Правительству РФ устанавливать его самостоятельно.

Принятие закона вместе с усовершенствованным концессионным законодательством создает эффективный инструментарий привлечения частного сектора к развитию публичной инфраструктуры.

202 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Список литературы:

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Городнова Н.В. Интеграция государства и частного бизнеса: развитие социально ориентированной экономики // Финансы и кредит. - 2012. -№ 6 (486). - С. 20-29.

3. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Березин А.Э. Развитие экономикоправовых основ института государственно-частного партнерства в России // Intemational Scientific and Practical Conference «WORLD SCIENCE» (Scientific and Practical Results in 2015. Prospects for Their Development (December 23-24, 2015, Abu-Dhabi, UAE)). - 2016. - 1 (5), Vol. 1. - Р 23-25.

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА

© Галицких В.Н.* *, Преснякова Д.В.*, Галицких Е.В.*

Елецкий филиал Российского нового университета, г. Елец

Наиболее острой проблемой сельского хозяйства современной России является недостаточный, низкий уровень его конкурентоспособности. Такие характеристики относятся к производству многих видов продукции, предпринимательским структурам, отраслям и аграрным регионам страны.

Ключевые слова конкуренция, предпринимательские структуры, либерализации внешней торговли, управление конкурентоспособностью, региональный агропродовольственный сектор, региональная отраслевая стратегия.

Вследствие неизбежной либерализации внешней торговли возрастет давление на агропродовольственный рынок России со стороны мировых экспортеров. Возможным станет вытеснение российских предпринимательских структур из некоторых сегментов рынка по причине низкой конкурентоспособности их продукции. Для предупреждения такой тенденции потребуются активное использование всех форм поддержки отечественных производителей и защитных мер национального рынка, которые предусмотрены правилами мирового рынка.

* Доцент кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

* Студент (бакалавр «Экономика»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.