УДК 01.03.04
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ И СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
© Олеся Андреевна ЗАЙЦЕВА
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация, аспирант, кафедра международного туризма и менеджмента, e-mail: [email protected]
Рассматриваются пути совершенствования института финансового обеспечения туроператора, его влияние на структуру и стабильность туристской отрасли России, исследуются возможные инструменты регулирования ее турагентского рынка. Анализируя финансовую гарантию как стимулирующий и одновременно сдерживающий фактор развития отрасли, автор предпринимает попытку прогнозирования и моделирования различных сценариев поведения ее игроков.
Ключевые слова: финансовое обеспечение ответственности туроператора; банковская гарантия; страхование гражданской ответственности; саморегулируемая организация.
Дискуссия на тему финансовой ответственности туроператоров (ТО) ведется в России с середины 1990-х гг. - практически с момента образования туристской отрасли как таковой. Первые столкновения рынка с невыполнением обязательств ТО перед своими клиентами и партнерами стали тому объективной предпосылкой, а возникновение в среде крупных ТО идеи монополизации рынка и вытеснения из него среднего и малого бизнеса - субъективной.
До принятия закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в 1996 г. [1], регулирование отрасли происходило посредством лицензирования. Правом выдачи соответствующих лицензий были наделены все субъекты страны. В целях облегчения предпринимательской деятельности с 1 января 2007 г. лицензии в туристской деятельности были отменены, а с июня 2007 г. для ТО введен механизм финансового обеспечения [1, гл. 7]. С тех пор для работы в качестве турагента (ТА) достаточно лишь внесение этого вида деятельности в устав организации и заключение агентского договора с ТО.
Изначально финансовое обеспечение для ТО России было предложено в виде банковских гарантий, но получило сопротивление участников рынка, которых в то время насчитывалось более 15 тыс. К тому же административная реформа в 2004 г. способствовала отсрочке принятия новых правовых норм. Позже возникла идея объединения банковских гарантий и договора страхования
гражданской ответственности ТО, которая реализовалась более успешно. При этом банковская гарантия как довольно жесткий инструмент обеспечения ответственности быстро утратила свое значение. В силу особенности формирования и правового регулирования она доступна лишь ограниченному кругу ТО. В настоящее время их насчитывается не более 30 (табл. 1) [2]. Для многих мелких и средних ТО банковская гарантия просто нереальна в силу отсутствия залогового обеспечения гарантий. Кроме того, этот институт требует существенного изменения ГК РФ, особенно в части передачи прав бенефициария третьему лицу. А в силу появления альтернативного варианта финансового обеспечения - договора страхования гражданской ответственности - вопросами его совершенствования никто не занимался.
С другой стороны, банковская гарантия свидетельствует о высокой надежности ТО. За пять лет существования этого института в турбизнесе не зафиксировано ни одного случая выплат компенсаций туристам из средств финансовых гарантий банков. Большинство ТО выбрало договор страхования своей гражданской ответственности как более мягкий и в финансовом плане мало обременительный, что важно для представителей малого и среднего бизнеса (табл. 1).
В начале процесса, несмотря на введение достаточно высоких размеров минимального финансового обеспечения для ТО (10 млн руб., а на переходный период 5 млн руб.), страховщики устанавливали относительно низкие
б4
страховые тарифы (1 % от страховой суммы и менее), допускали возможность поэтапной выплаты страховой премии. Иначе страховые тарифы не смогли бы конкурировать со ставками банков за гарантии, а страховщики потеряли бы выгодный сегмент страхового рынка.
Таблица 1 Способы финансового обеспечения туроператоров
Дата Банковская Договор
гарантия страхования
02.03.2009 159 5070
20.07.2011 30 4584
20.06.2012 30 4375
Таким образом, введение в практику договора страхования гражданской ответственности ТО, возможность выбора способа финансового обеспечения, размера страхового тарифа соглашением между страховщиком и страхователем подорвали идею туристских олигархов о возможности использования финансовой гарантии в качестве инструмента монополизации рынка.
Сама туристская отрасль отреагировала на формат и размер финансового обеспечения уменьшением численности ТО на порядок, особенно после поправок в 2009 г. (табл. 2) [2].
Структура рынка т
В силу отсутствия в турагентском секторе рынка каких-либо рычагов государственного регулирования, большинство участников рынка перешло в категорию ТА. Многие компании стали дробить туристский продукт на части, избегая проявления признаков туристского продукта (признаков комплексности). Таким путем они переходили из опеки норм ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в другую отрасль правового регулирования, а именно: в сферу предоставления возмездных услуг [3, ст. 779].
Размеры финансовых гарантий для ТО выездного туризма последовательно выросли с 5 млн руб. в 2008 г. до 30, 60 и 100 млн руб. в 2009 г. в зависимости от годового финансового оборота. Из табл. 3 [2], видно, что в данный момент подавляющее большинство компаний (2236) получило финансовое обеспечение в минимальном размере - 30 млн руб. Эти данные также подтверждают тот факт, что туристская отрасль России - это малый бизнес, который, к сожалению, пока еще не пользуется должной поддержкой государства. Между тем именно эти 2236 компаний обеспечивают страховым компаниям безубыточность. Критические же ситуации возникают у компаний с высокими показателями финансового оборота, и 100 млн руб. лимита страхования им не хватает.
Таблица 2
услуг
Дата Общее количество ТО в том числе
внутренний туризм международный туризм
въездной выездной всего
до 01.06.2007 15000 - - - -
02.03.2009 5299 2058 - - 3231
20.07.2011 4614 1896 653 2065 2718
20.06.2012 4951 1944 684 2323 3007
Таблица 3
Размеры финансового обеспечения туроператоров, млн руб.
Внутренний туризм Международный туризм
Количество ТО 0,5 0,5-1,5 въездной выездной
10,0 30,0 60,0 100,0
20.07.2011 1882 14 653 1991 36 38
20.06.2012 1932 12 684 2236 42 45
Так, практически все проблемные крупные ТО - «Детур» (2008 г.), «Трансбизнес-лайн» (2010 г.) - имели финансовый оборот более 2 млрд руб. Долги «Капитал тура» (ноябрь 2010 г.) составили 1,3 млрд руб., пострадали около 8 тыс. туристов.
Вывод: размер финансового обеспечения ТО должен адекватно соответствовать финансовому риску. Для таких компаний, как «Капитал тур», «Ланта Тур вояж» лимит страхования должен быть пропорционален их финансовому обороту за предыдущий год, но не менее 1 млрд руб. Только тогда можно говорить об эффективности финансового обеспечения как инструмента защиты потребителя и как факторе, стимулирующем развитие турбизнеса. В России сегодня насчитывается примерно 6-7 ТО такого масштаба. Вопрос требования финансового обеспечения более 1 млрд руб. должен находиться в компетенции страховой компании, рискнувшей взять на себя (или с пулом перестраховщиков) столь крупный риск.
Недостатки в правовом регулировании деятельности ТА в период экономического кризиса 2008-2009 гг. породили известный вид мошенничества - исчезновение с деньгами туристов.
В ходе обсуждения поправок в отраслевое законодательство в отношении ТА специалистами отрасли предлагаются следующие возможные варианты: а) исключение возможности деятельности ТА от своего имени, ведение деятельности от имени ТО и заключение договора от его имени [4]; б) обременение ТА финансовым обеспечением; в) введение обязательного страхования собственно каждого турпродукта самим туристом по примеру ОСАГО.
Действительно, взаимоотношения ТО-ТА (вариант «а») во многом спорны, в частности, в отношении реализации туристского продукта от имени ТА по поручению ТО. В этом случае ТА заключает с туристом договор от своего имени, выдает туристскую путевку, а также выступает ответчиком в суде по иску туриста (за просчеты ТО и его исполнителей). Отдельные участники рынка злоупотребляют доверием, нанося ущерб и потребителю, и ТО одновременно.
Отношения ТО-ТА регулируются договором между ними, и государство не вправе диктовать его условия и устанавливать обя-
занность ТО наделять ТА правами представителя. Сегодня такая схема не востребована, ТО не рискуют наделять ТА столь серьезными полномочиями. Есть ряд причин: двойное налогообложение, сужение рынка, проблемы с субагентированием. Возможно, что ТО перестанут заключать агентские договоры и перейдут на договоры купли-продажи без наделения ТА агентскими полномочиями.
Применим ли институт финансового обеспечения к ТА (вариант «б»)? Банковские гарантии давно действуют в системе транспортных агентств и устанавливаются для многих туристских фирм, выступающих агентами перевозчиков. Однако проблема в том, что ТО и ТА - это не предприятие, а только вид деятельности предприятия. Одно и то же предприятие может одновременно выполнять функции и ТО и ТА. В таком случае, кроме туроператорской фингарантии потребуется фингарантия и турагентской деятельности в отношении туристского продукта, взятого на реализацию, в размерах, адекватных объемам агентирования.
Введение в практику залогов для ТА в размерах от 5 до 10 тыс. долл. США не стало панацеей: в декабре 2010 г. уполномоченное туристское агентство в Самаре «Гермес-тур» не расплатилось с «Натали Турс» по проданным в регионе турам, нанеся ТО ущерб более 8 млн руб. В целом залоги не прижились. ТО в стремлении захватить рынки потребителя продолжают рисковать. Возможно, механизм такого залога будет реализован финансовым обеспечением путем договора страхования ответственности ТА.
И, наконец, вариант «в». Такой вид страхования в совокупности с финансовым обеспечением ТО, пожалуй, может обеспечить надежную защиту потребителя от возможных рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения любых туристских услуг (а не только туристского продукта). К сожалению, пока российский потребитель к этому не готов, а соответствующие изменения законодательства вряд ли пойдут по этому пути.
В борьбе с непрофессионализмом и мошенничеством ТА может помочь ведение федерального реестра ТА, который в настоящее время существует в рамках Российского союза туриндустрии (РСТ) на общественных началах. Его можно было бы передать в руки региональных саморегулируемых
организаций (СРО). Однако в турбизнесе СРО еще слабо развиты в силу отсутствия отраслевого регулирования их деятельности. В концепции развития туризма до 2016 г., утвержденной Правительством РФ по инициативе отраслевого министерства, в числе предложений реформирования отрасли содержится идея формирования этого института, причем отдельно для ТО и ТА [5].
Таким образом, анализ структурных изменений на туристском рынке России, существующего законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать следующие выводы: 1) монополизации рынка туристских услуг России десятком крупных ТО в связи с введением финансового обеспечения деятельности ТО не произошло, а ту-роперейтинг России в большинстве своем -малый бизнес; 2) туристский рынок структурировался: сократилась численность ТО, увеличилось количество ТА; 3) недостатки в правовом регулировании турагентсткой деятельности привели к развитию мошенничества в среде ТА; 4) механизм финансового обеспечения деятельности ТО требует совершенствования и оптимизации; 5) в регулировании отношений в туристской отрасли, консолидации и укреплении сообщества участников туристской деятельности могут сыграть СРО.
В связи с этим представляется целесообразным введение для ТО фингарантий, адекватных финансовому обороту компании без ограничения максимального размера финансового обеспечения ответственности ТО; механизма проверки финансовой отчетности ТО с участием Ростуризма; обременение ТА финансовым обеспечением, адекватным объемам агентирования или применение обязательного страхования каждого турпродукта самим туристом по примеру ОСАГО.
Предлагается активизация деятельности отраслевых СРО, наделение их функциями
формирования консолидированного финансового обеспечения для мелких ТО, создания компенсационного фонда денежных средств для погашения ущерба потребителей услуг, разработки мер дисциплинарного характера СРО в отношении своих членов, ведения федерального реестра ТА.
Наконец, в целях усиления ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма, нарушение законных прав и интересов потребителей при реализации турпродукта, подчеркивается необходимость внесения соответствующих изменений в КоАП РФ, УК РФ вплоть до запрета на занятие предпринимательской деятельностью в туризме.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ в ред. от 107.2011 г. URL: http://www.consutant.ru. Загл. с экрана.
2. Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 20.06.2012).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 30 июля 2011 г. Гл. 39. URL: http:// www.consutant.ru. Загл. с экрана.
4. Барзыкин Ю. Доклад на форуме «Оптимизация взаимодействия между турагентствами и туроператорами», MITT-2011. Электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_21032 011_5.stm (дата обращения: 20.06.2012).
З. О концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)»: распоряжение Правительства РФ № 1230-р от 19.07.2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 4146.
Поступила в редакцию 1З.08.2012 г.
UDC 01.03.04
INSTITUTE OF FINANCIAL GUARANTEE AS STIMULATING AND A DETERRENT FACTOR FOR TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA
Olesya Andreyevna ZAYTSEVA, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, Post-graduate Student, International Tourism and Management Department, e-mail: [email protected]
The ways of improving institute of a tour-operator’s financial guarantee, its influence on the structure and stability of the tourist market of Russia are discussed; possible instruments for regulating travel agent market are investigated. Analyzing financial guarantee as a stimulating and at the same time a deterrent factor of the industry development, the author makes an attempt to forecast and simulate different behavior of its market players.
Key words: financial guarantee of tour-operator; bank guarantee; civil responsibility insurance; professional self-regulatory organization.