Научная статья на тему 'К вопросу о рисках в туризме и туристической деятельности'

К вопросу о рисках в туризме и туристической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о рисках в туризме и туристической деятельности»

____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

УДК 338

Н.В. Тарасова

К.э.н., доцент Институт комплексной безопасности и специального приборостроения г. Москва, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О РИСКАХ В ТУРИЗМЕ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы деятельности туристического бизнеса, а также потребителей туристических услуг. Рассмотрены возможные пути решения возникших проблем в условиях финансовой и политической нестабильности.

Ключевые слова

Рынок туруслуг, банкротство туроператоров, туристское страхование.

Туристический сезон 2014 года поставил вопрос о состоятельности отечественного турбизнеса. Среди причин - резкое падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией. Сразу несколько десятков компаний, работающих на рынке, столкнулись с трудностями - и для десятков тысяч граждан отпуск самоотменился. Скандал с банкротством туроператоров вышел на правительственный уровень. Некоторые турфирмы работают по принципу МММ — финансовой пирамиды. Закон об основах туристической деятельности в России нуждается в глубокой переработке. Банкротство таких крупнейших туроператоров как «Нева», «Идеал тура», «Экспотур», «Розы ветров», Мир» и «Лабиринта» стало предметом для разбирательства в правительстве.

Российский союз туриндустрии признал, что 2014 год стал для туристической отрасли России более тяжёлым, чем кризисный 2009. Причины, напомним - общеизвестны. Во-первых, туроператоры все последние годы рассчитывали на растущий поток путешественников. Но стагнация в экономике, украинская гражданская война и антироссийская истерия по всему Западу, сопровождающаяся санкциями, резко снизили число отбывающих на отдых в Европу и страны Средиземноморья (а это почти 100% российского массового туризма).

Аналитиками проблема сложившихся негативных обстоятельств видится в том, что отрасль недостаточно жестко контролируется, в связи с чем рекомендуется рассмотреть на уровне законотворчества следующие меры:

- проводить периодические проверки туроператоров уполномоченными органами;

- исключать из реестра компаний тех операторов, у кого нет надежного финансового покрытия.

Для туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, годовой оборот которых не превышает 250 млн. руб., размер финансовых гарантий составляет 30 млн. руб. Если оборот свыше 250 млн. руб., то фингарантии должны составлять не менее 12% объема реализации. Для внутреннего и въездного туризма финансовые гарантии составляют 500 тыс. руб. Таким образом, для большинства туроператоров, имеющих небольшие объемы реализации, установлены невысокие пороги финансового обеспечения.

В Ростуризме признают, что закон об основах турдеятельности не защищает интересы потребителя. Между тем действующий с 1996 года закон был кардинально перелицован менее двух лет тому назад. До 2007 года российский рынок туруслуг был настолько диким, что российские туристы вообще не получали компенсаций. Сейчас пострадавший турист вправе по закону рассчитывать на компенсацию затрат на пропавшую путевку и возмещение морального вреда. Рынок туруслуг так устроен, что операторы имеют возможность демпинговать в любое время в расчете на то, что в пик сезона удастся хорошо заработать.

Ростуризм и Росавиация обязаны контролировать ситуацию. Но в России все иначе: бесконечная смена руководителей не приводит к качественному управлению на фоне отсутствия контроля за рынком. Конкретно Ростуризм спрогнозировать такую ситуацию с банкротствами туроператоров никак бы не смог, так как у ведомства нет достаточного функционала и прав, чтобы вмешиваться в деятельность туроператоров и в их отношения со страховщиками, а также он не имеем права проверять компании. В данной ситуации Ростуризм имеет возможность лишь проверять документы, бухгалтерскую отчетность. В отсутствие действенного регулятора и внятного законодательства, единственным способом для потребителей как-то компенсировать ущерб в результате банкротства компаний - это страхование.

- 51 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________

Но сегодня закон позволяет туроператорам страховать только часть своей ответственности, ни один член Всероссийского союза страховщиков не отказывается платить за туроператора в том объеме, который покрывает страховой договор. Клиент не платит за страховку. Он отдает деньги за путевку, а туроператор уже должен застраховать свою ответственность. В реальности же туроператоры вносят страховой полис в стоимость тура, но свою ответственность страхуют не всегда (например, он может быть не весь год застрахован) и крайне редко в полном объеме.

К тому же отсутствует прозрачность в бизнесе, вопрос заключается даже не в стоимости договора страхования. Получить возможность работать в туриндустрии несложно, условия получения права работать с туристами вольготные. Уход с рынка тоже прост, не грозит владельцам неприятностями даже в случае неисполнения обязательств перед клиентами. Причем вновь появиться на рынке под другим брендом так же большого труда не составит.

Еще в августе 2014 г. Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) уже предлагали создать трехуровневую систему защиты туристов. На первом уровне (туристическая СРО) должен быть сформирован гарантийный фонд для выплат по обязательствам обанкротившихся туроператоров. Второй уровень — страховая СРО или перестраховочный пул, покрывающие риски туроператоров: они по замыслу АТОР и ВСС выплачивают возмещения туристам, которые уже купили путевку, но не смогли уехать на отдых, если в гарантийном фонде туроператорской СРО недостаточно денег. Третий уровень — помощь государства, за которой можно обратиться в чрезвычайных ситуациях.

Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении изменения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которые направлены на усиление ответственности участников туристского рынка. При этом повышается и уровень правовой защиты туристов, выезжающих на отдых за пределы страны.

Так, например, дополняется перечень существенных условий туристического договора. Создается правовая основа для приобретения туристского продукта через интернет. Вводится понятие «электронной путевки», при этом реестру таких путевок придается статус информационной системы. Устанавливается требование выдачи путешественнику до начала тура (не менее чем за 24 часа) электронного пассажирского билета, который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, а также документа о бронировании гостиницы.

Кроме того, вводится запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров. Расширяются права туристов: в качестве дополнительной гарантии законности работы туроператора устанавливается право туриста на получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр. Устанавливаются особые требования к деловой репутации лиц, замещающих должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера.

Предусмотрены особые требования к договорам с авиакомпаниями, гарантирующим возвратную перевозку туриста независимо от финансовых отношений между туроператором и авиакомпанией. Также туроператор обязан при заключении договора проинформировать туриста в письменной форме о возможности добровольно застраховать риски, возникающие во время путешествия.

В законе предлагается закрепить положения об основах саморегулирования в сфере туристской деятельности (СРО). СРО позволит турфирмам при взаимоотношениях с крупными компаниями на рынке выступать не в качестве отдельных субъектов, а единым сообществом».

Необходимо напомнить, что лицензирование туроператорской и турагентской деятельности в РФ было отменено в 2007 году. Взамен был введен механизм финансовых гарантий, которые туроператоры должны были получать в страховых компаниях. Однако ситуация, сложившаяся на туристском рынке прошлым летом, показала, что механизм финансовых гарантий не всегда работает эффективно, поскольку в большинстве случаев обанкротившиеся туроператоры выбирали страховую компанию для получения фингарантий по принципу наименьшей стоимости услуг страховщиков.

Закрепление в законопроекте основ саморегулирования позволит в последующем передать часть государственных функций по оказанию государственных услуг и правоприменению в сфере туризма объединениям туроператоров и турагентов. Они совместно разработают единые стандарты и правила, которые позволят осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью членов СРО, позволят консолидировать усилия по выстраиванию отношений с авиаперевозчиками, внедрять механизмы ведения честного бизнеса, исключая длинные цепочки посредников, позволят повысить качество предоставляемых

- 52 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

населению туристских услуг посредством использования мер стимулирования и штрафных санкций. Введение СРО в туристкой деятельности позволит минимизировать риски для участников отрасли и устранит с рынка недобросовестных конкурентов.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. http://www.atorus.ru/ - Официальный сайт Ассоциации туроператоров России

© Н.В. Тарасова, 2015

УДК 338

Д. А. Трофимова

магистрант 2 курса, «Управленческий учет и контроллинг» К(П)ФУ Институт управления, экономики и финансов Г. Казань, Республика Татарстан

ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ

НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Аннотация

В данной статье обосновывается необходимость внедрения в российских компаниях методики корпоративной нефинансовой отчетности, обосновывая это тем, что она играет важную роль в обеспечении прозрачности бизнеса. Автором предложены ключевые составляющие нефинансовой отчетности.

Ключевые слова

Нефинансовая отчетность, прозрачность бизнеса, экономическая результативность, социальная результативность, экологическая результативность, устойчивое развитие.

В современных рыночных условиях осуществления деятельности большое значение имеет прозрачность бизнеса, которая включает экономические, экологические и социальные результаты деятельности компании и ее корпоративное управление. Изменение условий осуществления деятельности компаний в России, повышение требований к предоставляемой информации заинтересованных сторон, а также публичное размещение ценных бумаг российских компаний на фондовом рынке способствуют повышению прозрачности деятельности компаний, улучшению качества процессов управления, развитию процедур и инструментов, которые обеспечивают эти процессы. Одним из таких инструментов, который активно используется в корпоративной зарубежной и российской практике, является нефинансовая отчетность.

Формирование корпоративной нефинансовой отчетности в России - это относительно новый процесс, но который активно развивается в соответствии с общемировой тенденцией и становится общепризнанным и необходимым. Это во многом объясняется тем, что российские компании приходят к пониманию того, что нефинансовая отчетность - это достоверная иллюстрация системы управления репутацией и ответственной конкуренции, на основе раскрытия информации об экономической, социальной и экологической результативности, что в целом позволяет повысить уровень доверия заинтересованных лиц. Также, на основе нефинансовой отчетности, можно сделать вывод об изменениях во внутренней и внешней среде компании, что позволит руководству принимать эффективные управленческие решения.

Нефинансовая отчетность представляет собой официально опубликованный отчет компании, в котором содержатся экономические, социальные и экологические результаты деятельности за отчетный период. В большинстве случаев, раскрывается ключевая информация в части: персонала, охраны окружающей среды, управления качеством продукции, инноваций, этических принципов ведения бизнеса, стратегии корпоративной социальной ответственности, корпоративного управления, управления рисками, участия компании в развитии региона, краткое описание взаимодействия с заинтересованными сторонами.

В мировой практике, в зависимости от целей отчета и от применяемой в данной стране терминологии, нефинансовый отчет также может называться социальным отчетом, экологическим отчетом, отчетом о корпоративной социальной ответственности, отчетом об устойчивом развитии, отчетом о корпоративном гражданстве и отчетом по тройному итогу [1]. На сегодняшний день, деловое общество признало и активно

- 53 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.