Научная статья на тему 'Институт амнистии как воплощение принципа гуманизма в рамках правого государства'

Институт амнистии как воплощение принципа гуманизма в рамках правого государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
684
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПРАВА / СВОБОДЫ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ПРИНЯТИЕ АКТА ОБ АМНИСТИИ / ЗАКОН ОБ АМНИСТИИ / AMNESTY / GOSUDARSTVENNAYA DUMA / RIGHTS / FREEDOM / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / CRIMINAL PROSECUTION / ADOPTION OF ACT OF AMNESTY / AMNESTY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клочков А.Е., Стрыгина С.В.

Амнистия является средством корректирования карательной политики государства. В настоящей статье обоснована необходимость наличия данного правового института в правовом государстве. Высказаны предложения по нормативной регламентации процедуры амнистии в целях совершенствования уголовной политики Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of amnesty as the implementation of the principle of humanism in the law state

Amnesty is a means of modifying the punitive policy of the state. The article talks about the need for this legal institution in the state of law. The suggestions for normative regulation of amnesty procedures in order to improve the criminal policy of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Институт амнистии как воплощение принципа гуманизма в рамках правого государства»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

УДК 343.293:340.12

А.Е. Клочков , С.В. Стрыгина

ИНСТИТУТ АМНИСТИИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В РАМКАХ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА

Амнистия является средством корректирования карательной политики государства. В настоящей статье обоснована необходимость наличия данного правового института в правовом государстве. Высказаны предложения по нормативной регламентации процедуры амнистии в целях совершенствования уголовной политики Российского государства.

Ключевые слова: амнистия, Государственная Дума, права, свободы, Уголовный кодекс РФ, уголовное преследование, принятие акта об амнистии, закон об амнистии.

Институт амнистии представляет собой своеобразный способ реализации принципа гуманизма в правовом государстве. Его нормативное закрепление в пункте «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации послужило правовым основанием для внесения высшим законодательным органом определенных поправок относительно карательной политики России к лицам, совершающим преступления.

Институт амнистии отличает его комплексный характер, поскольку он охватывается нормами сразу нескольких отраслей права. В Российском государстве широкую практику получила уголовная амнистия. Возможность осуществления данной процедуры закреплена в статье 84 Уголовного кодекса [1]. Сущность амнистирования по уголовным делам заключается в том, что на основании специального нормативного акта Государственной Думы определенные лица могут быть освобождены ответственности, наказания либо вправе рассчитывать на его смягчение или снятие судимости.

Рассмотрение данного института как формы проявления государственного сострадания к человеку принимает особую актуальность в связи с намерением высших органов власти осуществить амнистирование, приуроченное к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. С начала февраля 2015 года сразу несколько фракций Государственной Думы начали работу над собственными законопроектами прощения вины. Также направил в администрацию Президента РФ проект «широкой амнистии» и Совет по развитию гражданского общества и правам человека.

В рамках национальной правовой системы процесс амнистирования предстает в качестве одного из способов проявления гуманизма и милосердия со стороны высшей законодательной власти. Нормативное отражение института амнистии предоставляет правовому государству в лице его органов специальные способы воздействия на личность в целях корректировки ее будущего поведения.

В настоящее время значительное количество отечественных ученых-правоведов, а также общественных и государственных деятелей выражают свое сомнение относительно амнистии. Так, кандидаты юридических наук Л.Н. Бочарникова и А.И. Бельский говорят о наличии данного института в законодательстве России как о нарушении основ построения национальной правовой системы, зафиксированных Главным нормативно-правовым актом: «...возникает вопрос: на каком основании законодательная власть. может присваивать себе функции судебной власти, и нарушить конституционный принцип верховенства закона (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ),

© Клочков А.Е., Стрыгина С.В., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5

Клочков Артем Евгеньевич - студент юридического факультета, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.

Стрыгина Светлана Владимировна - кандидат философских наук, доцент, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.

78

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

на основании которого признается виновность лица и выносится соответствующий судебный приговор и наказание?» [2].

Действительно, в данном контексте институт прощения вины рассматривается в качестве нарушения такого принципа правового государства, как разделение властей. Судебная власть в Российской Федерации самостоятельна, и иные органы не вправе отправлять функции суда: устанавливать виновность, назначать или освобождать от наказания. Однако институт амнистии упоминается в статье Основного закона страны, и о нем невозможно говорить как о неконституционном явлении. В данном случае идет речь о некотором противоречии нескольких норм одного правового источника: осуществление амнистии отнесено Конституцией к полномочию высшего законодательного органа - Государственной Думы. Таким образом, процесс амнистии следует рассматривать в качестве особого изъятия в Законе.

Кроме того, государственное прощение вины не создает основания для права на реабилитацию лица. Прекращение уголовного дела либо освобождение от отбытия наказания не будут свидетельствовать о необоснованности, незаконности имевшего место уголовного преследования. Субъект, признанный виновным в совершении преступления, и после амнистирования продолжает претерпевать определенные негативные последствия: возложение обязанности возмещения материального ущерба, невозможность восстановления в должности и т.д. В определенных случаях амнистированный может быть лишен права на профессию. Так, в соответствии с пп. 2 ч. 4 статьи 16 ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» от от 28.12.2010 № 403-ФЗ гражданин лишается права быть принятым на службу в Следственный комитет России, если он избежал уголовного преследования в результате амнистирования.

Проведение высшим законодательным органом России амнистии рассматривается как готовность государства к примирению с человеком, подозреваемым, обвиняемым либо виновным в совершении преступления. Такая государственная политика способствует гуманизации в направлении снижения интенсивности обвинительного уклона.

Согласно полученным в конце 2013 года данным по опросу, проведенному негосударственной исследовательской организацией «Левада-Центр» положительно к институту амнистии относятся чуть более трети россиян [3]. В общественном сознании граждан складывается мнение о том, что государство, отпуская на свободу лиц, виновных (подозреваемых) в совершении преступлений, поощряет противозаконность их действий, способствуя новой волне антиобщественных деяний.

Однако действие института амнистии, в большинстве своем, направлены в отношении определенных групп населения. Таковыми являются лица, имеющие I, II, III степень инвалидности, женщины, у которых есть несовершеннолетние дети, граждане, достигшие пенсионного возраста. Также амнистированию могут подлежать граждане, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести.

По словам главы Совета по правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова: «уровень рецидивной преступности среди амнистированных значительно ниже, чем среди отбывших срок наказания полностью» [4]. Кроме того, российская практика показывает, что государственное прощение не применяется к лицам, совершившим общественно опасные деяния, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких.

Институт государственного прощения вины имеет место и в национальных правовых системах многих зарубежных стран, где имеет свои разновидности и особенности. Так, в Германии существует традиция так называемой «рождественской амнистии», когда перед зимними праздниками органы власти даруют свободу некоторому количеству заключенных, обратившихся в соответствующие органы с прошением о помиловании. Регулярность проявляемого милосердия обусловлена тем, что свобода даруется заключенным, чей срок пребывания под стражей уже подходит к концу - он должен истекать до января следующего года. Таким образом, амнистированные выходят на свободу всего за две - четыре недели раньше положенного. С точки зрения властей, в это время бывшим заключенным легче найти себе работу, чем после праздников, а Рождество в кругу семьи помогает им быстрее включиться в социальную жизнь

[5].

Нет сомнений в том, что институт амнистии в России подлежит дальнейшему совершенствованию. Это касается, в первую очередь, более детальной регламентации самой процедуры государственного прощения. Произвольная и беспредельная амнистия в правовом государстве

79

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

недопустима. На сегодняшний день отсутствует нормативно-правовой акт, который четко устанавливал бы специальные правила осуществления данного акта гуманности со стороны властей. Такое обстоятельство ставит процедуру амнистирования в полную зависимость от воли лидирующей в Государственной Думе политической партии. Создается ситуация, при которой содержание процесса амнистии будет меняться вместе с составом высшего органа представительной власти России.

За правовую регламентацию отдельных вопросов института амнистии высказалась судья Конституционного суда России в отставке Тамара Морщакова: «Закон - он должен сформулировать общее правило. Если будет плюс к этому закону существовать политическое усмотрение, то это другой аспект деятельности, и он будет оцениваться отдельно. Он не подлежит оценке в общем анализе проведенного акта амнистии или планируемого акта амнистии. Это будет отклонение от нормы, а отклонение от нормы - это, простите меня, всегда произвол» [6].

Исходя из вышесказанного, целесообразным представляется принятие специального Федерального закона «Об амнистии в Российской Федерации», закрепляющего такие основные положения, как: круг лиц, представляемых к амнистированию; перечень составов преступлений, которые затрагивает амнистия; предельные сроки осуществления государственного прощения.

Осуществляя уголовное преследование в отношении лиц, совершающих общественно опасные деяния, государство, в тоже время, оставляет право за собой прощать их. Институт амнистии представляет собой специфическую форму воплощения принципа гуманного отношения к человеку со стороны власти. Данный акт государственного милосердия является неотъемлемой частью правового государства, поскольку с помощью него Российская Федерация призывает амнистируемых к правомерному поведению, предоставляя шанс встать на путь исправления.

Библиографический список

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. От 08.03.2015г.) // СЗ РФ. 1996.№ 25. Ст. 2954; 2015 № 1. Ст. 1415.

[2] Л.Н. Бочарникова, А.И. Бельский. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. - № 1. - С. 41.

[3] Информационный портал Rusevik.ru. «Левада-центр»: амнистию одобряют более трети россиян [Электронный ресурс]. URL: http: // rusevik.ru/politika/14804-levada-centr-amnistiyu-odobryayut-bolee-treti-rossiyan.html. (Дата обращения: 20.03.2015).

[4] Газета Коммерсант: Проект амнистии довели до Кремля [Электронный ресурс]. URL: http: // www.kommersant.ru/doc/2668266. (Дата обращения 21.03.2015).

[5] Информационно-аналитический проект «Русская планета»: Простить и отпустить [Электронный

ресурс]. URL: http: // rusplt.ru/sub/ratings/amnistiya-USSR-8893.html. (Дата обращения:

21.03.2015).

[6] Сайт юридической фирмы «ЮСТ». Новости. Правовой аспект: амнистия [Электронный ресурс]. URL: http: // www.yust.ru/press-center/news/208/. (Дата обращения: 21.03.2015).

***

UDC 343.293:340.12

A.Ye. Klochkov, S.V. Strygina

INSTITUTE OF AMNESTY AS THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF HUMANISM IN THE LAW STATE

Amnesty is a means of modifying the punitive policy of the state. The article talks about the need for this legal institution in the state of law. The suggestions for normative regulation of amnesty procedures in order to improve the criminal policy of the Russian state.

Keywords: amnesty, Gosudarstvennaya Duma, rights, freedom, the Criminal code of the Russian Federation, criminal prosecution, adoption of act of amnesty, amnesty law.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.