Научная статья на тему '"INSTANTS D’UN OPéRA DE PéKIN" ("МГНОВЕНИЯ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ") ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ЧЭНЬ ЦИГАНА: ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА'

"INSTANTS D’UN OPéRA DE PéKIN" ("МГНОВЕНИЯ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ") ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ЧЭНЬ ЦИГАНА: ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КИТАЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ КОМПОЗИТОРОВ / ЧЭНЬ ЦИГАН / СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА / ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Шуюнь

В статье рассматривается фортепианное сочинение «Instants d’un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы») известного французского композитора китайского происхождения Чэнь Цигана, единственного ученика Оливье Мессиана, созданное специально для конкурса его имени в 2000 году. Произведение отличается стилевым своеобразием, яркой художественной образностью, органичным сочетанием традиций народного искусства Китая и композиторских стилей музыки ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"INSTANTS D’UN OPéRA DE PéKIN" FOR PIANO BY CHEN QIGANG: AN ATTEMPT OF A PERFORMING ANALYSIS (TO THE PROBLEM OF STUDYING PIANO HERITAGE OF CHINESE COMPOSERS)

The article tackles the piano composition «Instants d’un Opéra de Pékin» by a famous French composer of Chinese origin Chen Qigang, the only student of Olivier Messiaen. The work was written specially for the competition named after the composer in 2000. Its characteristic features are stylistic diversity, bright artistic imagery, skillful combination of Chinese folk art traditions and compositional styles of the XX century music.

Текст научной работы на тему «"INSTANTS D’UN OPéRA DE PéKIN" ("МГНОВЕНИЯ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ") ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ЧЭНЬ ЦИГАНА: ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА»



Чэнь Шуюнь

аспирант Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: depraved.cat@qq.com

В статье рассматривается фортепианное сочинение «Instants d'un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы») известного французского 50 композитора китайского

происхождения Чэнь Цигана, единственного ученика Оливье Мессиана, созданное специально для конкурса его имени в 2000 году. Произведение отличается стилевым своеобразием, яркой художественной образностью, органичным сочетанием традиций народного искусства Китая и композиторских стилей музыки ХХ века. Ключевые слова: фортепианная музыка китайских и французских композиторов, Чэнь Циган, традиции О. Мессиана, серийная техника, Пекинская опера

В российском музыкознании в последнее время часто появляются научные исследования и отдельные публикации, посвященные фортепианному творчеству китайских композиторов. Период освоения традиций западноевропейского и россий-

«Instants d'un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы») для фортепиано Чэнь Цигана: опыт исполнительского анализа

ского музыкального искусства и формирования национальных композиторских школ Китая часто освещается в диссертациях и статьях музыковедов, отмечающих его особую значимость в истории китайской музыки [1]; [4]. В научных трудах анализируется опыт выдающихся зарубежных композиторов, которые приезжали работать в Китай и обучали молодых композиторов, оказывая творческое влияние, создавали фундамент для поиска ими собственного стиля. В ХУШ веке сходный по своей сущности период одновременного освоения традиций западноевропейской музыки и поиска собственных композиторских стилей можно обнаружить, к примеру, и в истории русской музыкального искусства, которое начало развиваться позднее, чем в Западной Европе, однако очень быстро достигло вершин. Как отмечает А. Д. Алексеев, «расцвет русской школы, занявшей в XIX столетии ведущее место в мировой музыкальной культуре, начался, в силу ряда исторических условий, позднее, чем в некоторых других национальных школах» [2, 5]. Российские композиторы обогатили мировое музыкальное искусство выдающимися шедеврами, создав новые возможности для его дальнейшего развития.

До настоящего времени фортепианная музыка китайских композиторов рассматривалась исследователями в контексте искусства стран Азии как не-

щ

кое обособленное и в некотором роде закрытое художественное явление. Это представляется отчасти справедливым по отношению к творчеству китайских композиторов до 1990-х годов. Тем не менее подобная практика несколько затрудняет для российских и европейских исполнителей работу над малоизвестными произведениями, что, в свою очередь, негативно сказывается на включении этих сочинений в концертный и педагогический репертуар. Изучение особенностей художественной образности, средств музыкальной выразительности, связанных со спецификой национальной культуры, самого процесса становления традиций академического музыкального искусства Китая в ХХ-ХХ1 веках, творчества выдающихся композиторов, открывает новые горизонты фортепианной музыки и исполнительства. Актуальным представляется более широкий взгляд на

творческие поиски композиторов Китая последних десятилетий

XX и начала XXI века с точки зрения дальнейшего обогащения средств музыкальной выразительности в контексте общемировых процессов современного композиторского и исполнительского искусства. В этом плане представляют особый интерес сочинения китайских композиторов, уезжавших после окончания периода Культурной революции за рубежи родной страны учиться у выдающихся музыкантов разных стран (России, Франции, США, Германии и других). Многие из этих композиторов, проживая за рубежом, сохраняли любовь к национальной культуре Китая и в то же время впитывали художественные стилевые тенденции разных стран. Возникающие в их сочинениях в каждом случае уникальные стилевые синтезы представляют своеобразные феномены, подчас порождающие возникновение некоего нового качества и расширяющие представления о возможностях дальнейшего развития музыкального искусства в

XXI веке в целом.

Стилевое своеобразие и в то же время органичное сочетание традиций китайского народного искусства и средств выразительности, используемых композиторами XX-XXI веков, характерно для фортепианного опуса «Instants d'un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы»), написанного в 2000 году французским композитором китайского происхождения Чэнь Циганом.

Истоки его творчества связаны с событиями жизни композитора. До последних десятилетий XXI века музыка Чэнь Цигана была более знакома музыкантам

и слушателям за пределами Китая, чем у себя на родине.

Любовь к традициям народного китайского искусства композитор унаследовал от своего отца — выдающегося художника и каллиграфа Чэнь Шуляна, который любил народную музыку и в особенности Пекинскую оперу. Мама и старшая сестра композитора также занимались музыкой. Отец с детства приобщал сына к пению оперных мелодий, и, как отмечают его биографы, это оказало сильное влияние на его позднее творчество. Родившийся в 1951 году в Шанхае Чэнь Ци-ган является единственным учеником французского композитора Оливье Мессиана. В начале своей карьеры молодой композитор прошел сложный жизненный путь. В период Культурной революции в Китае его отец как «буржуазный элемент» был отправлен в заключение. Циган, который в это время обучался в средней школе при Центральной консерватории Пекина искусству игры на кларнете, на три года был переведен на казарменный режим и подвергался так называемому «перевоспитанию». С 1973 года Чэнь Циган работал в симфоническом оркестре в провинции Чжэцзян в ансамбле песни и пляски. Именно с этим периодом связано начало композиторской деятельности. В 1978 году Чэнь Циган поступил в Центральную консерваторию в класс композиции Ло Чжунжуна, которую он окончил с отличием в 1983 году. В 1984 году, заняв первое место в конкурсе Министерства образования Китая на обучение за рубежом, Чэнь Циган уезжает во Францию для совершенствования композиторского мастерства под руководством Оливье Мессина, согласившегося принять

его в качестве студента. В период обучения в Парижской консерватории до 1988 года композитором были созданы сочинения для различных камерных составов и симфонического оркестра: Le souvenir для флейты и арфы (1985), Yuan для струнного трио и оркестра(1988)и другие.

Произведение «Instants d'un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы») для фортепиано Чэнь Циган написал специально для II Международного конкурса пианистов имени Оливье Мессиана. Руководством оргкомитета перед композитором была поставлена задача — создать сочинение, развивающее традиции выдающегося французского 51 композитора и отличающееся высоким техническим уровнем. В 2004 году Чэнь Циган сделал вторую редакцию произведения.

Сочинение звучит очень свежо по стилю, все средства музыкального языка подчинены задаче динамичного развития художественного образа. Это одновременно и ретроспективный взгляд современного человека на тысячелетнюю историю своей страны, и зримо воссоздаваемое повествование о ней, адресованное людям других стран. Фактически, опираясь на широкий круг традиций, композитор представляет некий новый жанр фортепианной музыки, предназначенный скорее для звучания на открытом воздухе для огромной аудитории слушателей. Это своего рода фортепианная музыка open-air, требующая широкого пространства и предполагающая возможность ее дополнения неким зрительным видеорядом или реально происходящим действи-ем1. (Неслучайно в 2008 году Чэнь Циган приглашен в качестве композитора и главного му-

зыкального редактора на церемонию открытия Олимпийских игр в Пекине.)

Сочинение Чэнь Цигана отличается яркой образностью, ясностью формы, поиском новых колористических возможностей рояля. В основу музыкального языка положен сплав лейттем Пекинской оперы, народных ладов китайской музыки наряду с ладами ограниченной транспозиции О. Мессиана, додекафонией. При анализе этого сочинения мы обнаружили и опору композитора на традиции романтической музыки XIX века.

В генезисе этого сочинения сочетаются особенности сра-52 зу нескольких жанров. В пьесе налицо признаки жанра рапсодии, особенно это проявляется в эпично-героическом содержании, наличии контрастных в темповом отношении эпизодов, подобно рапсодиям Листа2.

Фактурное варьирование тематического материала и его сопровождения, выращенного из интонаций основной темы, свидетельствует о чертах жанра вариаций, в котором вариации на народные темы можно определить в отдельную видовую группу. Сходство с вариационными циклами отмечается в статье «Оглядываясь на "Мгновения Пекинской оперы": рассуждения

Lento, discreto

Ad lib.

о музыкальном языке Чень Цигана» музыковеда Чжан Шуая, который определяет жанр сочинения как развернутые вариации. Исследователь подчеркивает сходство формы сочинения с организационными структурами музыки Шёнберга [7, 107-109]. По нашему мнению, использование элементов серийной техники в данном случае не имеет явной стилевой близости звучащего образа с сочинениями композиторов нововенской школы в силу своеобразия ладогармоническо-го языка Чэнь Цигана.

В трактовке этого жанра явственно присутствуют признаки токкатности, свойственной композиторам ХХ века. Жанр токкаты, как никакой другой, позволял передать ощущение темпа современной жизни, требующего быстрых мобильных переключений исполнителя. Одним из примеров является Токката а-то11 Ю. В. Николаева для фортепиано. Как отмечает О. А. Крас-ногорова, «токката написана в форме вариаций. Смена этапов развития темы, появляющейся в различных фактурных вариантах, — октавное таНе1Шо, двойные ноты (терции), аккорды, арпеджио — способствует интенсификации повествования» [3, 86]. Короткая тема Токкаты Ю. В. Николаева проводится в

т

различных фактурных вариантах при непрерывно быстром темпе. В сочинении Чэнь Цигана подобные черты жанра в сочетании с вариационными принципами развития проявляются в основном разделе после пролога с 18 такта и до кульминации в разделе Largando с такта 185.

И все же, если говорить об определении жанра этого сочинения, то в качестве наиболее соответствующего духу музыки мы отдали бы предпочтение жанру баллады в поэтичной шопеновской трактовке. В пользу этого свидетельствует сама образность сочинения и драматургия его развития. Исследователями отмечается то вдохновение, которое оказывали сочинения польского поэта Мицкевича на творчество Шопена. Особенно явственно это проступает именно в балладах великого композитора и пианиста. Как и Шопен, проживая во Франции, вдали от родины, и, безусловно, думая и вспоминая свою страну, переживая о ее дальнейшей судьбе, Чэнь Циган для создания своего сочинения обращается к эпосу Пекинской оперы, символизирующему традиции Китая.

Небольшое медленное вступление к произведению звучит как пролог. Тихие длинные звуки, поднимающиеся из глубоко

- ____—■1 ■

г\ ^ л — J—. --ph^- -/ -J — J.-- — -f-

\у / г - р —ц-/--^-

jT ф р». -«т- Г\

—т-т- —?-i-1-1-

— —- Е- - — о___

рр

Пример 1. Lento, discreto. Т. 1—3

Пример 2. Т. 4-8

кого басового регистра, застывают на выдержанных ферматах (авторская ремарка Lento, discreto) — это своего рода повествование из глубины времен: на Земле еще нет жизни, нет времени (см. Пример 1).

Эффект поиска темы создается с помощью появления тема-

тически значимых интонации в различных голосах фактуры. В верхнем голосе аккордов нетерцового строения (в партиях обеих рук по вертикали образуются созвучия кластерной структуры) прорисовываются пентатониче-ские интонации — предвестники темы, и одновременно навстречу

53

им в восходящих аккордах партии левой руки слышен фрагмент интонации основной темы в ракоходе. Это сочетание нисходящих и восходящих интонаций встречается и далее в сочинении с соответствующими обозначениями композитора (I) и (II) (см. Пример 2).

Пример 3. Т. 18-22

Образность пролога напоминает медленное «неуверенное» начало Четвертой баллады Шопена, поиск темы, зарождение самой жизни. Первое полное проведение темы во вступлении звучит pianissimo, а затем тут же повторяется в искаженном виде, в котором каждый звук темы перенесен в другую октаву.

«Бег времени», «строительство жизни» начинается с раздела Allegro vivo в 18 такте, где тема проводится одноголосно,

Основная тема заимствована Чэнь Циганом из Пекинской оперы «Син Сянь» (^ТЙ), в которой она характеризует главного героя Сяошена. Также тема используется композитором в балете «Зажги красный фонарь». Она является олицетворением образа целеустремленного героя, обладающего способностью выстоять перед лицом любых испытаний, сохраняя при этом непреклонность и внешнее спокойствие. В этом сочетании явственно ощуща-

как бы постепенно «обрастает» различными фактурными вариантами и подголосками. В двухголосном проведении используется секвенцирование (в партии левой руки дублирующий тему поголосок поднимается по малым секундам вверх) и орнаментирование мелодии с помощью мордентов и опева-ний на отдельных звуках в партии правой руки (см. Пример 4). В последующих проведениях тема звучит в изложении двой-

W

54

Пример 4. Т. 28-32

но уже в упругом и устойчивом метроритмическом пульсе. В характере темы, основанной на пентатонике ощущается внутренняя сила и энергия (см. Пример 3).

ются традиции народного китайского эпоса, повествование о героическом прошлом страны и размышление о судьбах поколений.

В дальнейшем развитии одноголосная первоначально тема

ными нотами, четырехзвучны-ми, семи-, восьмизвучными аккордами в виде martellato при неизменном, устремленном к кульминационной зоне темпе (см. Примеры 5, 6).

Пример 5. Т. 138-139

чэнь шуюнь. «instants d'un opera de pekin» («мгновения пекинской оперы») для фортепиано чэнь цигана! опыт исполнительского анализа

Пример 6. Т. 162-165

В пьесе встречаются различные сочетания пентатоники, миксолидийского, фригийского и целотонных звукорядов, соответствующих I ладу ограниченной транспозиции О. Мессиана. Необычный ладогармонический язык сочинения требует пристального внимания пианиста, работающего над этим сочинением. Тема и вычлененные тематически значимые интонации звучат в виде зеркального обращения, ракохода, инверсии, что отражает интерес композитора к средствам серийной техники.

Кульминация произведения должна звучать очень величественно (на что указывают

авторские ремарки Largando, Grandioso) (см. Пример 7).

Возвращение пролога,

обозначенное композитором Prologue, проводится на ff fff, что придает ему гимнический характер. После яркой «вспышки» аккорда fffв темпе lento слышатся замирающие интонации основной темы. Ее последнее проведение звучит в искаженном, «изломанном» варианте на ppp с замирающими на ферматах звуками, истаивающими в нюансе pppp. По нашему мнению, это символизирует завершение повествования о герое, подвиг которого сделал его бессмертным, перешел в вечность, в легенду,

передаваемую от поколения 55 к поколению.

С сочинением «Instants d'un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы») Чэнь Цигана можно ознакомиться в записи, которая выполнена известным китайским пианистом, доцентом фортепианного факультета Центральной консерватории (Пекин) Тань Сяотаном. В его исполнении воссоздан образ героический и в то же время обладающий человечной теплотой. Упругий, устойчивый метроритм, символизирующий сильный духом характер героя, сочетается в исполнении с «жемчужной» отточенностью пианизма и

Пример 7. Т. 185-186

тембральной красочностью звучания рояля.

Произведение Чэнь Цигана «Instants d'un Opéra de Pékin» («Мгновения Пекинской оперы»), отличающееся высочайшими художественными достоинствами, свежестью и новизной музыкального языка, может обогатить концертный и педагогический репертуар пианистов, а его изучение позволит исполнителю расширить представление о возможных путях развития фортепианного искусства в XXI веке.

Примечания

1 Хорошо известно, что на творчество таких корифеев музыки

56 ХХ века, как Прокофьев и Шостакович, оказало определенное художественное влияние кино и телевидение.

2 В ХХ веке среди сочинений композиторов разных

стран также можно обнаружить интерес к жанру рапсодии (к примеру, Рапсодия для фортепиано О. К. Эйгеса, созданная во второй половине ХХ века).

Литература

1. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: дис. ... д-ра искусствовед. Новосибирск, 2015. 326 с.

2. Алексеев А. Д. Клавирное искусство. М.: Л.: Музгиз, 1952. 250 с.

3. Красногорова О. А. Фортепианное творчество нижегородских композиторов: стилевые особенности и вопросы исполнения: дис. ... канд. искусств. Н. Новгород, 2007. 247 с.

4. Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки XX века: дис. ... канд. искусств. Ростов-на-Дону, 2015. 233 с.

5. ^^тат^^^кхпт

Й) (Ло Чжунжун. Словарь современной музыки. Теория музыки: музыка, отзывы, оценка. Пекин: Высшее образование, 1997. 713 с.).

6.

Ш) (Лян Маочунь. Общий обзор китайской симфонической музыки. Пекин: Народная музыка, 2009. 883 с.).

7. - M

^ilffl^s^is (Чжан Шуан. Оглядываясь на «Instants d'un Opéra de Pékin»: рассуждения о музыкальном языке Чэнь Цыгана // Музыкальное творчество. 2015. № 9. С. 107-109).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.