Жанр фортепианной сюиты в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 в. (на примере «Альбома для юношества нового века» Ду Минсиня)
Загидуллина Дильбар Ренатовна
кандидат искусствоведения доцент, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова 420015, Россия, г. Казань, ул. Б. Красная, 38
И zagidullinadr@gmail.com
Статья из рубрики "История музыки"
Аннотация. В представленной статье рассматривается фортепианное творчество известного китайского композитора Ду Минсиня (Du Mingxin, род. 1928). В связи с тем, что его имя мало известно российскому читателю, в первой части статьи коротко изложены основные события творческой биографии Ду Минсиня. Главное внимание уделено фактам, оказавшим влияние на становление творческой личности композитора. Вторая часть статьи посвящена анализу одного из последних произведений для фортепиано — сюиты «Альбом для юношества нового века». В процессе анализа выявлен ряд признаков, позволяющих назвать произведение циклом. Подробно рассмотрена каждая из четырех пьес, составляющих сюиту: образный строй, особенности жанра, формы, музыкального языка. В музыкальном языке сюиты «Альбом для юношества нового века» композитор сочетает черты национальной музыки (интонационные, ладовые особенности) с традиционными приемами европейского композиторского письма.
Ключевые слова: китайская музыка, китайский композитор, современная музыка, музыка для фортепиано, фортепианная сюита, Ду Минсинь, цикл, циклическая форма, пентатоника, теория музыкальной композиции
DOI: 10.7256/2453-613X.2017.3.25113
Дата направления в редакцию: 27-12-2017
Дата рецензирования: 31-12-2017
Необходимость в постоянном взаимообогащении различных сфер знаний в современном мире объективно требует обращения к изучению национальных культур народов разных стран. Неудивительно, что искусство Китая, несущее в себе мудрость, гармонию, особое мировосприятие, сформированное восточной философией, притягивает к себе внимание ис с ле дов а те ле й.
В связи с этим обращение к фортепианному искусству Китая можно считать актуальным и перспективным для понимания мультикультурных проблем, с одной стороны, и для расширения возможностей современного исполнительства, с другой. Китайские пианисты занимают достойное место в мировом исполнительском искусстве XXI века. Имена Ли Минцина, Ланг Ланга, Юджи Ванг, Джорджа Ли и многих других, успешно выступающих
на концертных площадках разных стран, известны многим. Это позволяет говорить о формировании в современных условиях китайской пианистической традиции. Закономерно, что вопросы, связанные с репертуаром, требуют своего осмысления. Ведь именно направленность и творческие характеристики репертуара определяют становление профессионализма пианиста: уровень развития его слухового восприятия, степень технического оснащения, образно-эмоциональный строй, художественный вкус.
Неслучайно интерес к творчеству китайских композиторов в области детской фортепианной музыки неуклонно возрастает из года в год. Первые сочинения для детей были созданы композиторами, педагогами, работавшими в Пекинской, Шанхайской, Тяньцзиньской консерваториях: Хэ Люйтином, Цзян Вэн-е, Дином Шанди и другими. Исследователи отмечают, что первыми фортепианными произведениями китайских композиторов оказались именно сочинения для детей: «Марш мира» (1915), цикл из четырех миниатюр Чжао Юанжена (1919).
Одним из авторов — создателей музыки для детей является известный китайский композитор, педагог, теоретик Ду Минсинь (Du Mingxin, род. 1928). Его личность и творчество в русскоязычном музыковедении никогда не рассматривались. Отдельные упоминания его фортепианных сочинений можно встретить в ряде диссертационных исследований и статей, посвященных истории китайской фортепианной музыки и анализу творчества других композиторов: [1 — 6]. Например, его фортепианная сюита «Русалочка» (1960) упоминается в статье Пей Хана о развитии жанра фортепианной
сюиты в Китае в середине XX в.-7!. Концерту для фортепиано с оркестром «Красота весны» Ду Минсиня посвящена статья Го Хао-8^. Последняя появилась в интернете уже после написания нашей статьи и представления ее в виде доклада на V Международной научной конференции (9-10 ноября, 2017, Астрахань) «Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика».
В данной статье рассматривается фортепианное творчество Ду Минсиня рубежа ХХ-ХХ1 в. В связи с тем, что биография композитора в русскоязычной литературе ранее не освещалась, вначале кратко остановимся на основных событиях и датах (в качестве
материала были использованы следующие материалы: «Воспоминания Ду Минсиня»-9!. Перевод материалов биографии — Дун Сицзе).
Композитор родился 14 августа 1928 года в городе Цяньцзянь провинции Хубэй в семье военнослужащего (майора). Благодаря любви родителей к музыке, Ду Минсинь слушал ее с раннего детства. Когда мальчику исполнилось девять лет, его отец погиб в одном из сражений Японо-Китайской войны (1937-1945).
Незадолго до своей гибели отец повез мальчика в Ханькоусский театр (город в провинции Хубей, КНР), где Ду Минсинь впервые побывал на опере. Позже он рассказывал, что он не запомнил оперу, но в памяти осталось чувство очарования красивым вокалом исполнителей.
Матери было тяжело растить сына одной, так Минсинь попал в детский дом в городе Чунцинь, где провел два года. В 1939 году известный китайский преподаватель Тао Синчжи (1891-1946), служивший в то время директором детского дома, обратил внимание на способного мальчика, отметив его красивый голос. Из трехсот прослушанных им детей только четверо самых способных (среди которых оказался и Минсинь) смогли попасть в Юйцэйскую школу. Это было очень хорошее учебное заведение, где получали образование умные, талантливые дети, которых находили в разных провинциях.
В школе мальчик начал заниматься фортепиано, сольфеджио, музыкальной литературой, пел в хоре, где часто выступал в качестве солиста. Его первым учителем был Хэ Люйтин (1903-1999) — известный китайский композитор, теоретик, педагог, просветитель, директор Шанхайской консерватории с 1949 по 1984 г. В предисловии к книге «Юйцэй» Ду Минсинь писал, что попасть в эту школу было для него огромным везением, потому что раньше там могли учиться только дети очень состоятельных родителей.
Именно здесь Ду Минсинь начал заниматься композицией и сочинил свое первое произведение — сатирическую песню «Заработок».
Ду Минсинь закончил Юйцейскую школу в 1949 году, после чего начал работать преподавателем фортепиано в Пекинской консерватории.
После образования Китайской народной республики в 1949 г. устанавливаются дипломатические отношения с Советским Союзом (1954). Тогда двадцатишестилетний Ду Минсинь получает возможность поехать учиться в Московскую государственную консерваторию. Он поступает туда лишь через год на композиторский факультет.
Его педагогом по композиции был известный советский композитор, музыкально-общественный деятель, профессор Михаил Иванович Чулаки (1908-1989). Народный артист РСФСР (1969), лауреат трех Сталинских премий (1947, 1948, 1950), он также работал директором Большого театра СССР 1955-1970 годах. Понимая, что Ду Минсинь одарен большим талантом, он проявлял значительное терпение, занимаясь с иностранным студентом. Так как Чулаки был директором Большого театра, Ду Минсинь имел счастливую возможность бывать на оперных и балетных спектаклях, которые приводили его в восторг. Он смотрел их в директорской ложе. Таким образом, юноша имел возможность услышать много русской и зарубежной музыки в Москве, что значительно расширило его кругозор.
Это был переломный момент в судьбе композитора. Ду Минсинь считает очень важным, что он стал не просто преподавателем фортепиано, а стал учиться композиции. В Москве он провел четыре года. В 1958 г. правительство Китая потребовало возвращения всех студентов в свою страну. Ду Минсинь возвращается в Китай и начинает работать на композиторском факультете Китайской центральной музыкальной консерватории в Пекине.
Сразу по возвращении правительство ставит перед ним очень серьезную задачу: написать национальный балет к 10-летию основания Китайской народной республики. В 1958 году композитор пишет балет «Русалка» совместно с другим композитором У Цзуцзяном на их собственное либретто. У Цзуцзян учился в Москве в те же годы и вернулся в Китай одновременно с Ду Минсинем. В 1959 году балет был поставлен в Национальном дворце культуры в Пекине. На премьере присутствовали государственные деятели, члены правительства Китая. Сочинение имело большой успех и позже многократно ставилось в различных театрах Китая.
После успешной премьеры балета политический деятель Китая Чжоу Эньлай предложил Ду Минсиню и У Цзуцзяню написать балет на революционную тему. Так в 1964 г. был создан балет «Красный женский отряд», посвященный народной борьбе против угнетателей в начале 30-х годов.
Сам сюжет до сих пор очень популярен в Китае. Балет впервые был представлен в 1964 г., затем он был показан в 1972 году во время визита американского президента Р. Никсона в Пекин. Так появился балет с китайской спецификой. Было осуществлено
более 3000 постановок не только в период Культурной революции, но и гораздо позднее. По балету был снят художественный фильм с одноименным названием. До сих пор постановки собирают полные залы и получают восторженные отклики.
Яркой стороной творческого наследия Ду Минсиня является его музыка для кино, составляя ее значительную часть. Можно назвать фильмы «Мальчик-газетчик» (1979), «Ли Сыгуан» (1979), «Долина» (1981), «Пашня» (1981), «Возвращение героев-кондоров» (1983), «Двагероя» (1984), «Сянь Синхай» (2005), «Китайское удивительное зрелище» (2008), «Чжоу Эньлай в Чунцине», 2008).
В целом же, необходимо отметить разнообразие жанров в творчестве композитора. Наиболее значительными произведениями, написанными Ду Минсинем, являются две симфонии — «Молодость» и «Великая стена», интонационную основу которой составили народные песни различных регионов Китая. Ему также принадлежат симфонические произведения более камерных форм: симфонические фантазии «Фея реки Лохе» (по мотивам древней китайской легенды о священной черепахе), симфонические поэмы «Южное море Родины» и «Развевайся на морском ветру, наш флаг!», концерт для скрипки с оркестром «Десять танцев Синьцзяна», а также концерт для фортепиано с оркестром «Дух Весны» и множество самых разных инструментальных пьес.
В 1960 году Ду Минсинь написал оперу в жанре Пекинской оперы «Женщина-генерал из рода Ян». В основу либретто были положены народные песни о роде Ян. В 2000 году композитор создал симфоническую версию своей оперы для Китайского филармонического оркестра. Это было одно из первых произведений, сформировавших репертуар нового симфонического оркестра в Китае. Одним из наиболее известных и значимых сочинений Ду остается его балет «Красный женский отряд». Его называют «образцовым революционным балетом». В создании произведения принимали участие несколько композиторов: кроме Ду Минсиня это были У Цзусян, Ши Ваньшунь, Ван Яньцяо, Дай Хунвэй. Исследователи отмечают, что если «слушать собственно музыку, то нельзя не заметить, что именно музыка сама по себе представляет <...> значительный интерес, особенно оркестровая музыка, пусть и прерывающаяся хвалебными
песнопениями в честь великого Мао»
Ду Минсинь в данное время продолжает работать в Пекинской консерватории, где обучает студентов композиторскому мастерству, читает лекции.
Важное место в творчестве Ду Минсиня занимает фортепианная музыка. Еще в 1976 г. он написал «Танцы для юных», отличающиеся радостным характером, энергичностью мелодий, быстрыми темпами. В них нашло отражение общее настроение китайского народа, преобладавшее в тот период. Произведение получило большую популярность и широкое распространение. Примечательно, что эту сюиту композитор написал всего за один день, на одном дыхании. По этому поводу он говорил: «Обычно, прежде чем записать произведение, я мысленно обдумываю его на протяжении некоторого времени; лишь после этого я его записываю, причем записываю быстро, словно сама душа диктует
мне музыку» Он является автором ряда фортепианных произведений: концертов для фортепиано с оркестром, Вариаций фа мажор, Токкаты. Его перу принадлежит несколько сюитных циклов: это танцевальная сюита, составленная из номеров балета «Русалка», сюита на материале балета «Женский красный отряд». Эти пьесы стали очень популярными, были включены во все хрестоматии для фортепиано. И сегодня пианисты часто включают пьесы из «Русалки» в свой репертуар.
Интересным примером обращения композитора к музыке для детей стала сюита «Альбом
для юношества нового века» написанный в 2000 году. В работе было
использовано издание: Du Mingxin «Selected Works For The Piano». Шанхай, 2013 ( 2013).
Вероятно, именно время его создания на рубеже двух веков натолкнуло композитора на мысль о таком названии сюиты. Композиция произведения складывается из четырех пьес:
1) Merry Allegro
«Радостное Allegro»);
2) Longing song ; «Грустная песня»);
3) Valtz (S&ift, «Вальс»);
4) March Of The Juvenile Of The New
Century (üftSibíFiíííft,
«Марш для юношества
нового века»).
MerryAllegro — яркая, насыщенная звонкими пассажами, пьеса, написана в сложной трехчастной форме. С точки зрения музыкального языка интересно сочетание национальной мелодики с европейской гармонией и приемами развития. Форму пьесы можно определить, как двухчастную куплетного типа. Каждая часть строится по принципу: запев — припев.
Схема формы:
раздел вступление а b связка a b1
та кты 1-5 6-11 12-20 21-23 24-29 30-43
тональный план As A fis ^F^a Es A fis ^F^a ^A
Основная тема (а) — игривая, радостно-воодушевленная, в танцевальном ритме, мелодия вновь строится на обыгрывании звуков пентатонного лада, несмотря на то, что общий звуковой состав выходит за его границы и представляет собой гексатонику:
Здесь полутоновое сопряжение звуков встречается лишь один раз, пентатонное движение мелодии сохраняется, и общее звучание не теряет своей национальной окрашенности (пример 1). Тема представляет собой шеститактовый модулирующий период повторной структуры: начинаясь в ля мажоре, завершается в ми мажоре. Отличается от классического периода тем, что каждое предложение содержит всего по три такта вместо четырех. Интересно, что бесполутоновое строение мелодии проникает в гармонию: в аккордах доминантовой функции вместо ноты ре всюду звучит до-диез.
Экспозицию темы сменяет развивающий раздел, построенный на тех же интонационных оборотах, которые звучат здесь, то в восходящем, то в нисходящем движении, проходя через ряд тональностей: fis^F^a. Пентатонные интонации, звучащие в разных тональностях, образуют интересные, «мозаичные» переливы гармонических красок. В 20-м такте аккордовый оборот в тональности a-moll, разрешается в доминанту с квартой ля-бемоль мажора — таким образом устанавливается тональная связь со вступительным разделом. Следует подчеркнуть, что все аккорды доминанты вновь укладываются в границы пентатоники: в данном случае — это звуки es—as—b, as—b—des, b—des—es:
Аналогично последнему аккорду вступления доминантовая гармония связующего перехода разрешается в первый аккорд репризного проведения основной темы (а ) в ля мажоре. Второе проведение темы не содержит каких-либо изменений и вновь переходит в развивающий раздел. Небольшое заключение, в мелодии которого обыгрываются основные интонации темы, завершает пьесу в главной тональности ля мажор. Аккорды, звучавшие в связующем эпизоде в As-dur, в заключительном фрагменте смещены в основную тональность (пример № 1).
Пример № 1
Longingsong по своему образному строю, настроению и выразительным средствам образует контраст к «Радостному Allegro». Общим же для обеих пьес остается ладогармоническая основа: в мелодии преобладают пентатонные интонации, композитор избегает полутоновых сочетаний звуков, сохраняя национальное звучание. В целом, мелодия основана на ангемитонном звукоряде (без полутоновых соотношений звуков):
В вертикальном разрезе темы можно видеть наличие еще одного звука — ля, однако и здесь мы не встречаем ни одного полутонового сопряжения.
Пьеса написана в сложной двухчастной форме. Вся первая часть звучит на фоне непрерывного тонического органного пункта, который прерывается лишь с началом нового раздела. Схема формы:
раздел BCTVПЛСНИС а •I ь bi заключение
такты 1-5 5-13 14-21 21 -29 37-43
тональный план е £ Е £ £ £
Во вступлении, написанном в ми миноре, задающем общее меланхоличное настроение, привлекает внимание появление мажорной дорийской сексты в мелодии (2-й такт), предвосхищающей основную тональность всей пьесы — Ми мажор. В целом, можно отметить, что мажорная тональность, размеренные аккорды в медленном темпе Largo, довольно прозрачная фактура, многократное повторение одной ритмоформулы в мелодии, сообщают музыке, скорее, именно меланхоличное состояние.
При повторном проведении фортепианная ткань разделяется на три фактурных слоя (пример № 2).
Пример № 2
1) басовая педаль на тонико-доминантовом органном пункте,
2) в среднем регистре излагается мелодия (октавой ниже, чем при первоначальном проведении),
3) гармония переносится в верхний регистр, где звучат красочные переливы разложенных аккордов.
В таком «обрамлении» мелодическая линия, перенесенная в средний регистр, начинает звучать по-новому, более глубоко и насыщенно.
Вторая часть тематически несамостоятельна, а строится на развитии интонаций темы первой части. Начало новой части отмечено отменой органного пункта, появлением аккордов в самой мелодии. Меняется и ритмическое оформление сопровождения: в аккомпанементе группы шестнадцатых на первых долях тактов придают звучанию некоторое оживление (пример № 3). В целом, следует отметить простоту гармонического сопровождения в этом разделе: S—T—II7—T, лишь однажды дополненного разложенным D9.
Пример № 3
Вторая часть пьесы (Ь, Ь1) по изложению аналогична первой: сначала мелодическая линия излагается на фоне гармонического аккомпанемента, а при переходе к повторению вновь возникают три фактурных слоя:
1) разложенные аккорды образуют басовый голос,
2) мелодия, излагаемая октавой ниже первоначального проведения,
3) «мерцающие» терции и кварты на слабых долях такта в высоком регистре. Таким образом Ду Минсинь достигает композиционного единства пьесы.
Повторение последней фразы вновь во второй октаве переходит в небольшое заключение, построенное на обыгрывании звуков пентатонного лада (пример № 4), причем аккорды звучат в партии правой руки, переходя все в более высокий регистр и
как бы «истаивая» на diminuendo, а в партии левой руки обыгрываются те же звуки, но в мелодическом виде.
Пример № 4
Третья пьеса сюиты — Valtz написана в тональности ля мажор. Общий характер музыки -светлый, радостно-романтичный. Пьесу отличает прозрачный фактура, легкое, «воздушное» звучание. Эти черты навевают воспоминания о подобных пьесах русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, В. Ребикова и других.
Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Приведем ее схему:
раздел вст. А В Ai заключен не
а ; ai св. a? : св.
га к ты 1-4 5-16 ! 17-36 ! 37-46 47-76 77-95 I 96-Î05 106-123
тональный план D D—А ; Е ; D—G G Е \ D—G е— D
Интересно, что весь Вальс строится на диатонических интонационных оборотах натурального мажора и лишь заключительные мелодические пассажи, как и в предыдущих пьесах цикла, вновь обыгрывают звуки пентатоники мажорного наклонения: d—e—fis—a—h.
Пример № 5
Заключительная пьеса цикла MarchOfTheJuvenileOfTheNewCenturyвновь возвращает тональность экспозиционной пьесы MerryAllegro — Ля мажор: таким образом Ду Минсинь достигает тональной замкнутости всего произведения. Бодрый, энергично-приподнятый марш — музыкальное обращение, напутствие композитора молодому поколению.
Форма пьесы: сложная трехчастная. Ее схема:
paîjii.l А В Ai
а Ъ ai bl
такты 1-4 5-11 12-20 21-43 44-50 51-65
гонллышй план А А—Е А D —* тональная неустойчивость А А
При анализе пьесы сразу привлекает внимание обилие хроматических звуков во вступлении и заключении Марша, которое сменяется чистым диатоническим звучанием в основном разделе (пример № 6).
Пример № 6
A Negro J. 132
Необычна форма основной темы пьесы — период, состоящий из семи тактов. Каждое предложение состоит из трех с половиной тактов, причем второе предложение повторяет начало первого, только с третьей доли такта. Такое смещение придает музыке Марша некоторую свободу и игривость. Ритмический рисунок темы - активный, типично маршевый, изобилующий пунктирным ритмом, паузами. Тонально период модулирующий, завершается в тональности доминанты основной тональности.
Китайские композиторы внесли свой вклад в развитие детской фортепианной музыки, создав яркие, самобытные сочинения для детей разного возраста. Ду Минсинь — автор различных произведений для фортепиано, многие из которых очень популярны в Китае, включаются в репертуарные списки музыкальных учебных заведений, в конкурсные программы. В музыкальном языке сюиты «Альбом для юношества нового века» композитор сочетает черты национальной музыки (интонационные, ладовые особенности) с традиционными приемами европейского композиторского письма.
В сюите выявлены некоторые признаки, позволяющие называть произведение циклом:
во-первых, три из четырех пьес имеют конкретные жанровые признаки (песня, танец, марш);
во-вторых, две крайние быстрые части (обе в темпе Allegro создают обрамление к двум средним медленным (Largo и Moderato);
в-третьих, каждая часть выполняет определенную функцию традиционного цикла: MerryAllegro — быстрая первая часть, Longingsong — вторая медленная часть, Valtz — танцевальная третья часть, MarchOfTheJuvenileOfTheNewCentury — быстрый финал.
в-четвертых, можно выявить тональное единство всех частей A-dur — E-dur — D-dur — A-dur.
Библиография
1. Пан Вэй. Фортепианная соната в творчестве китайских композиторов второй половины ХХ века (Ло Чжужун, Сюй Чжибинь, Хуан Хувэй) // Весц беларускай дзяржаунай акадэмМ музыю. — 2008. № 13. С. 42-48. // Электронный ресурс: http://www.bgam.edu.by/oldsite/bgam_ru/Vesti-13(Chine).pdf (дата обращения : 02.02. 2017).
2. У На. Фортепианная музыка Дин Шаньдэ: сопряжение китайских национальных традиций с европейскими приемами композиторского письма. Монография. СПб., 2013. 224 с. // Электронный ресурс: https://books.google.ru/books?
id = gehsBAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl = ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 12.01.2017).
3. Хуан Чжулин. Отражение мира детства в фортепианном цикле Чжу Цьяньэра «Впечатления о юге Китая» / Чжулин Хуан // Вкник ХарювськоТ державно!' академп дизайну i мистецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. - 2008. - № 15. С. 151-158. //
Электронный ресурс: http://nbuv.gov.ua/UJRN/had_2008_15_21(дата обращения: 2.02.2017).
4. Хуан Чжулин. Пути развития детской фортепианной музыки в Китае. Диссертация на соиск. канд. иск. Харьков, 2009. // Электронный ресурс:
https ://mydisser.com/ru/catalog/view/129/131/32249.html (дата обращения: 12.01.2017).
5. Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки ХХ века. Диссертация на соиск. канд. иск. Н. Новгород, 2015. // Электронный ресурс: http://www.rostcons.ru/assets/ref-disser/2015/quba-disser.pdf (дата обращения: 2.02.2017).
6. Цюй Ва. Современный китайский композитор Чу Ванхуа в зеркале его литературного наследия // Электронный ресурс: http://www.gramota.net/materials/3/2014/10-2/49.1^т1 (дата обращения: 15.12.2016).
7. Пей Хан. Развитие фортепианной сюиты в Китае в середине ХХ ст. // Весшк Беларускага дзяржаунага ушвератэта культуры i мастацтвау. Минск, Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2007, № 7. С. 67-73. // Электронный ресурс: https://elibrary.ru/item.asp?Id = 20366897 (дата обращения: 20.12.17).
8. Го Хао. Концерт для фортепиано с оркестром «Красота весны» Ду Минсиня: образный строй, основные стилевые черты // Научный журнал КубГАУ. 2017, №132 (08) С. 1-20. // Электронный ресурс: http://ej.kubagro.ru/2017/08/pdf/13.pdf (дата обращения: 20.12.17).
9. «Воспоминания Ду Минсиня». Телевизионная передача из цикла «Раскрытая тайна» (^ШЮ // Электронный ресурс:
http://tv.cntv.cn/video/C33859/41f65317222949b7ae367fb700faad6c. Дата обращения: 2.10.2016.
10. Михайлова Н. Симфоническая музыка Китая. Ду Минсинь // Электронный ресурс: http://ru.gbtimes.com/kultura/simfonicheskaya-muzyka-kitaya-du-minsin (дата обращения 2.03.2017).