Научная статья на тему 'INSTAGRAM-АККАУНТЫ, ОБУЧАЮЩИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА'

INSTAGRAM-АККАУНТЫ, ОБУЧАЮЩИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / СТРУКТУРА ПРОФИЛЯ / КОНТЕНТ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Ю.Н., Наумова О.А.

В статье представлены наблюдения за концепцией, структурой и содержательным наполнением Instagram-аккаунтов, созданных с целью обучения иностранцев русскому языку и знакомить их с русской культурой. Аккаунты характеризуются по нескольким параметрам: квалификация автора профиля и его целевая аудитория, популярность страницы у подписчиков и частота размещения нового языкового материала. Отдельную часть статьи составляет анализ типов заданий, которые преподаватели размещают в Instagram-аккаунтах, с точки зрения их эффективности и востребованности пользователями. Представленное в статье описание профилей в аспекте выявления сильных и слабых сторон их организации, содержательного наполнения и подачи языкового материала рассматривается в качестве отправной точки для разработки собственного проекта Instagram-аккаунта, посвященного обучению русскому языку как иностранному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTAGRAM - ACCOUNTS TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: OVERVIEW AND CHARACTERISTICS

The article presents observation of the concept, structure and content of Instagram - accounts created with the aim of teaching foreigners the Russian language and acquainting them with Russian culture. Accounts are characterized by several parameters: the qualifications of the profile author and his target audience, the popularity of the page with subscribers and the frequency of posting new language material. A separate part of the article is an analysis of the types of assignments that teachers post on Instagram - accounts, in terms of their effectiveness and user demand. The description of the profiles presented in the article in terms of identifying the strengths and weaknesses of their organization, content and presentation of language material is considered as a starting point for developing your own Instagram - account project dedicated to teaching Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «INSTAGRAM-АККАУНТЫ, ОБУЧАЮЩИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА»

УДК 811

Ю. Н. Ильина, О. А. Наумова

Y. N. Ilyina, О. A. Naumova

Instagram-aKKayHTbi, обучающие русскому языку как иностранному: обзор и характеристика

Instagram-accounts teaching russian as a foreign language: overview

and characteristics

В статье представлены наблюдения за концепцией, структурой и содержательным наполнением Instagram-aKKaynmoe, созданных с целью обучения иностранцев русскому языку и знакомить их с русской культурой. Аккаунты характеризуются по нескольким параметрам: квалификация автора профиля и его целевая аудитория, популярность страницы у подписчиков и частота размещения нового языкового материала. Отдельную часть статьи составляет анализ типов заданий, которые преподаватели размещают в Instagrarn-аккаунтах, с точки зрения их эффективности и востребованности пользователями. Представленное в статье описание профилей в аспекте выявления сильных и слабых сторон их организации, содержательного наполнения и подачи языкового материала рассматривается в качестве отправной точки для разработки собственного проекта Instagram-aKKaynma, посвященного обучению русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, структура профиля, контент, учебные задания.

The article presents observation of the concept, structure and content of Instagram-accounts created with the aim of teaching foreigners the Russian language and acquainting them with Russian culture. Accounts are characterized by several parameters: the qualifications of the profile author and his target audience, the popularity of the page with subscribers and the frequency of posting new language material. A separate part of the article is an analysis of the types of assignments that teachers post on Instagram-ac-counts, in terms of their effectiveness and user demand. The description of the profiles presented in the article in terms of identifying the strengths and weaknesses of their organization, content and presentation of language material is considered as a starting point for developing your own Instagram-account project dedicated to teaching Russian as a foreign language.

Keywords: Russian as a foreign, profile structure, content, exercises

I. В современном мире мобильные месседжеры, социальные сети и интернет-платформы помогают решать много задач: они часто служат основным источником получения информации, каналом связи с родными и друзьями, а также средством для обучения и саморазвития. Поэтому закономерно, что в условиях всеобщей сетевизации общества такие площадки, в том числе аккаунты в социальной сети Instagram, все активнее используют в целях обучения иностранным языкам, в частности, русскому языку как иностранному (далее — РКИ). Можно сказать, что Instagram-аккаунт сегодня выступает в качестве своеобразного учебника с возможностью общения в формате онлайн как с преподавателем, так и с другими пользователями приложения, изучающими русский язык [Борщева 2020, Влас-кина, 2018, Ивкина 2019, Ромдан 2013, Шубина 2016].

Методом сплошной выборки мы выявили Instagram-аккаунты, созданные специально для аудитории, которая изучает РКИ и / или интересуется русской культурой. Таких акка-унтов обнаружено 36.

II. Предпримем попытку классифицировать Instagram-аккаунты, нацеленные на обучение РКИ, по разным основаниям с тем, чтобы выявить приемы отбора и подачи контента, общие для всех и специфические для каждого из них.

Первым параметром в классификации аккаунтов является цель обучения русскому языку. По данному основанию аккаунты можно разделить на страницы, нацеленные на

обучение повседневному общению (например, коммуникации с русскими студентами, поведению в магазине или в поликлинике и т.д.) и деловому общению (ведению переговоров с российскими бизнес-партнерами, оформлению договоров и т.п.).

Большая часть аккаунтов предсказуемо нацелена на обучение подписчиков повседневному общению («learn rassia n», «rassiawitholga»n др.). Только один аккаунт ставит своей целью обучение деловому общению на русском языке («russian_for_mind_ andsoul»). Однако он не ограничивается только этой сферой речевой деятельности, но знакомит подписчиков с русской культурой, рассказывает, например, о знаменитых личностях (например, о Владимире Высоцком).

Выявлены также профили для обучения детей. Мы нашли один такой профиль — «schoolnatfischer». Его цель заключается в основном в помощи родителям учеников: на странице профиля можно найти описание игр для детей на развитие причинно-следственных связей, упражнения, позволяющие осваивать грамматику русского языка и др.

Вторым критерием описания профилей может стать характеристика их владельцев по профессии, основному виду деятельности. Людьми, которые ведут языковые обучающие аккаунты, являются сертифицированные преподаватели РКИ, преподаватели русского языка как родного, а также любители русского языка и русской культуры, которые популяризируют культурные ценности России и рассказывают об особенностях русской речи («russianiseasy», «Russia_4_you»).

Следующий критерий — популярность Instagram-страницы. Выявленные страницы можно разделить на популярные страницы (от 10000 подписчиков), страницы средней популярности (от 1000 до 10000 подписчиков) и малопопулярные страницы (меньше 1000 подписчиков). Заметим, что количество подписчиков не всегда свидетельствует о качестве контента страницы, так как многие подписчики являются не потенциальными учениками, а используются в качестве площадки для рекламы каких-либо товаров и услуг, в том числе для рекламы языковых школ или услуг по онлайн-обучению.

Четвертый критерий основан на характеристике активности страниц, которая определяется частотой публикаций постов и историй. Например, владелец страницы «russianup» публикует посты примерно восемь-десять раз в месяц, а также ежедневно десять-двена-дцать историй, а в профиле «learnras» — одна-две публикации в месяц.

Мы разделили аккаунты также по отсутствию / наличию обратной связи. Обратная связь в виде комментариев, лайков или информации об участии подписчиков в опросах играет определяющую роль в характеристике профиля. Наличие обратной связи говорит о востребованности профиля пользователями, о его полезности и, возможно, о результативности и эффективности обучения, связываемых с его применением. Подписчики, конечно, также учитывают данный критерий при поиске обучающих РКИ страниц в Instagram, чтобы они являлись надёжными помощниками в изучении языка. Наибольшее количество комментариев под публикациями имеют такие профили, как «russian up» (более 3000 просмотров видеозаписей, около 30-40 комментариев), «russia to the world» (около 20—30 комментариев, более 1000 просмотров видеозаписей), «russia_4_you» (около 40 комментариев, 350—400 лайков).

Такая оценка аккаунтов помогает определить, на какие страницы нужно обращать внимание в первую очередь и качественный анализ каких из них нужно проводить для того, чтобы познакомиться с принципами и подходами обучения в сети и возможными результатами такого способа работы преподавателя.

Основной способ обучения, используемый всеми анализируемыми нами страницами, является мультимедийным. Преподаватели используют публикацию письменных текстов, изображений, аудио- и видеоматериалов, аутентичных и созданных специально созданных в учебных целяхКроме того, важную часть работы преподавателя РКИ в Instagram-aKKa-унте составляет общение преподавателя с подписчиками посредством прямых эфиров, опросов, в комментариях к публикациям, а также в личных сообщениях, в которых можно обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и аудиосообщениями.

Из 36 аккаунтов, посвященных обучению РКИ, два адресованы преподавателям — «rki.today», «metodikarki». В них содержатся технические рекомендации, как перейти на онлайн-обучение в вузе, а также обзоры конкретных заданий, форм работы с иностранными студентами, рекомендации по обучению и т.п.

III. Охарактеризуем Instagram-аккаунты, которые нацелены непосредственно на обучение РКИ.

В профиле «russianup», который ведет учитель русского языка, руководитель школы русского языка, большую часть составляют задания, основанные на включении в предложение или фразу пропущенного слова. Преподаватель публикует картинку, на которой написано само предложение (например, Нельзя (?) другого человека) и варианты ответов (оскорблять, уважать, кричать). Задание записывается на английском языке под публикацией. Подписчики отвечают в комментариях. Примерно после 30-40 ответов преподаватель в комментариях пишет правильный ответ с комментарием. Такие тесты в данном профиле публикуются каждую неделю. В качестве пропущенного слова, которое нужно восстановить, может выступать антоним или синоним. В тексте задания для каждого слова указано ударение: гласный, на который падает ударение, выделен другим цветом или каким-либо другим способом.

Кроме того, в данном профиле активно используются задания для введения новой лексемы с помощью языковых и неязыковых средств. К неязыковым средствам относится изображение предмета, признака или действия, названного новым словом, а к языковым — запись слова на русском или английском языке, графически или фонетически (например, пить, pit', to drink). Под публикацией преподаватель предлагает составить предложения с новыми словами и для проверки написать их в комментариях.

Пользователь страницы «russianup» часто публикует посты, посвященные одной теме, в рамках которой можно отработать ту или иную тематическую группу. Например, тема «Внешность человека» позволяет ввести и усвоить прилагательные, используя которые можно описать внешность человека, сделать ему комплимент и пр. В таких публикациях преимущественным способом семантизации является перевод.

Есть и такие публикации, в которых вместе работают картинка, русское слово, его перевод и аудиозапись с вариантами употребления в той или иной грамматической форме. Например, на картинке записаны два слова: поправляться и худеть. Преподаватель диктует сочетания этих слов с местоимениями разного лица: Я похудела, он поправился, вы похудели и т.п. Под публикацией размещается вопрос, поправились ли подписчики на карантине или похудели. Пользователь воспринимает новые слова не только на слух, но и визуально, запоминая, таким образом, и фонетический, и графический облик слова, что делает процесс обучения эффективнее. Подобные публикации могут быть посвящены отдельным ситуациям, например, работа по дому (мыть пол, мыть посуду, выносить мусор), здоровье (головная боль, боль в горле, пневмония) и т.д.

В данном профиле размещены видео от лица автора аккаунта, посвященные объяснению разных грамматических тем, например, спряжению глагола говорить. Объяснение представлено в основном на английском языке, на видео преподаватель по-русски только пишет. Такой вариант публикации аналогичен занятию в аудитории. По количеству лайков и комментариев, мы видим, что такой формат нравится подписчикам, желающим учить русский язык.

Профиль «russian up» организован таким образом, что публикации показательно обучающие чередуются с публикациями, содержащими значительный элемент общения с подписчиками: в них автор рассказывает о своей жизни, интересуется подписчиками (На каком вы сейчас уровне русского языка? А вы ели блины на этой неделе? (пост сопровождается видео с изображением и русским названием разных начинок для блинов) и др.). Пользователи, которые еще не овладели базовыми знаниями русского языка, также могут попытаться разобраться с информацией, так как автор данного профиля активно использует перевод, кроме того, в Instagram есть функция перевода любого текста на родной язык, что

упрощает понимание текста. В комментариях преподаватель исправляет ошибки пользователей, помогает выстроить фразу в соответствии с лексическими и грамматическими нормами русского языка.

Следующие аккаунты из нашего списка также являются популярными, но число их подписчиков не превышает 20 тысяч («russiantotheworld», «russia_4_you», «learnrassian», «learnrussianeasily», «learnras», «realrassianclub», «learnrassian», «russianwithfriends», «rassianpodcast», «russian.with.iraexpress_», «russiannow», «rulangclub», «yesrussian»). Таких аккаунтов мы насчитали тринадцать. Все они интересны и своеобразны, авторы активно ведут свои обучающие страницы и предлагают свои варианты контента.

Отметим общие для всех аккаунтов принципы взаимодействия с аудиторией. Так, практически все преподаватели начинают работу в аккаунте с рассказа о себе, своей преподавательской деятельности, интересах и пр. В таких публикациях почти каждый владелец страницы пишет о том, что русский язык сложный и что его освоение сопряжено с трудностями.

Аккаунт с названием «russian to the world» (18,1 тыс.) принадлежит девушке по имени Ирина, живущей в Киеве. Ирина в информации о себе пишет, о том, что ведёт онлайн уроки русского языка и каждого ученика научит «говорить по-русски красиво». Информация, которая содержится в шапке профиля, во многом определяет интерес пользователей к странице. Есть аккаунты, которые никакой информации об авторе в шапку профиля не помещают, и, как можно предположить, по этой причине количество подписчиков у них меньше, чем у тех, которые подробно описывают себя и свою деятельность.

Практически каждый день Ирина публикует разнообразный материал, посвященный РКИ. Тип заданий и характер публикаций отличаются друг от друга. Все публикации в основном направлены на обеспечение изучения лексики с целью пополнения словарного запаса подписчиков. Это можно объяснить тем, что лексика очень важна для иностранных студентов: чем больше слов они знают, тем увереннее и на большее количество тем они смогут общаться на русском языке, понимать русскоговорящих.

Ирина выкладывает разные типы заданий и просит выполнить их, написать ответ в комментариях, и если есть вопросы, то задать их в личных сообщениях. Все преподаватели открыты для общения на какие-либо темы по русскому языку. Под каждым постом акка-унта можно найти не менее тридцати комментариев с ответами или обсуждениями подписчиками темы публикации.

Преподаватели аккаунтов, которые мы отнесли к популярным, обучают русскому языку, используя всевозможные функции социальной сети Instagram, в том числе функцию вечных историй, позволяющую заново просмотреть какой-либо полезный материал. Преподаватели учат русскому языку даже в тот момент, когда выкладывают информацию о своей будничной жизни, о том, как проходит их день, что они сегодня делали или собираются сделать. Простая фотография рабочего места с надписью на русском языке «Моё рабочее место» («russian up» и ««russian to the world»») и переводом этой надписи на английский язык может запомниться прочно.

Таким образом, происходит индивидуализация процесса обучения, когда преподаватель в процессе обучения подключает свой личный опыт, эмоции и свою повседневную жизнь. Такой метод можно использовать как в историях, так и в публикациях основной ленты. На нём можно построить саму концепцию обучающей страницы в Instagram. Такой подход используют все страницы, которые мы приводим в данной работе.

Ирина («russian to the world») часто публикует записи такого типа, который предполагает какое-либо утверждение преподавателя, его вопрос и ответ на этот вопрос подписчика. Например, текст поста такой: «Уже прошло четыре недели лета. Что вы успели сделать за это время? (чтобы ответить на этот вопрос, нужно использовать глаголы совершенного вида) Итак, я начала ходить в спортзал. Я нашла новый учебник по русскому языку». Преподаватель пишет десять фактов о себе и предлагает сделать то же самое подписчикам. Под данным постом мы насчитали 48 комментариев с различными фактами об иностранных пользователях. Наличие

обратной связи говорит о том, что данный способ обучения является эффективным и привлекательным для иностранных студентов. Обратную связь можно также проследить по историям, так как преподаватели РКИ выкладывают в них информацию о результатах опросов и некоторые комментарии пользователей, вовлеченных в интерактивную деятельность.

Аккаунт с названием «russia_4_you» (16,5 тыс.) ведёт Ольга. Эта страница тематически больше похожа на страницу не типичного преподавателя, а путешественника, показывающего места России, которые можно посетить бесплатно (например, музеи и выставки), города России, которые могут быть интересны иностранцу и описывающего русскую культуру и всё, что связано с русским языком. На этой странице можно найти информацию о популярных сувенирах (пост «Топ сувениров»), которые иностранцы везут из России, например, кокошники, гжель, матрёшки и т.д. Каждому названию сувенира Ольга даёт определение и рассказывает об истории этого сувенира. В этой публикации, как и в любой другой, владелец данного аккаунта по-дружески приветствует своих подписчиков («Доброе утро, мои самые дорогие друзья и хороших выходных»).

На этой странице больше информации страноведческого характера, однако Ольга обучает и грамматике и лексике русского языка. Читая её посты, узнавая что-либо новое о России, пользователи тренируют и чтение на русском языке и пополняют словарный запас, запоминают грамматические конструкции, учатся использовать лексику в определённом контексте. Например, Ольга объясняет значение глагола хотеть, употребление этого глагола в разных формах, приводит примеры предложений с данным глаголом. Объяснение дается не на русском языке, а на английском.

Перейдём к следующей группе Instagram-аккаунтов в нашей классификации с критерием популярность. Мы отнесли к аккаунтам со средней популярностью (до 10 тыс. подписчиков) 11 страниц («rassian_with_yulia», «rassian for mind and soul», «ru language», «learn rassia n», «russianwitholga», «rassian.language.learning», «rassianwithtamara», «your-lovely rassian», «rassian is easy», «rassificate», «rassianpoc»).

На наш взгляд, в данной группе есть самый удачный аккаунт, автор которого охватывает большое количество тем по лексике и грамматике, использует оригинальные изображения, оформление и стиль страницы, а также привлекает внимание своими познавательными, яркими, запоминающимися публикациями. Данный аккаунт ведётся на русском, английском и испанском языках и имеет название «rassian_with_yulia». Ведёт его сертифицированный преподаватель русского языка по имени Юлия, которая в данный момент живёт не в России. Юлия в информации о профиле пишет, что на её странице можно найти много новых слов, а также информацию о грамматике русского языка, а также Юлия уделяет большое внимание русской музыке. Этот аккаунт имеет всего две тысячи подписчиков, но в данном случае, на наш взгляд, его популярность не отражает качества контента, так как языковой материал и его подача действительно кажу тся эффективными и полезными, в сравнении со страницами, имеющими свыше десяти тысяч подписчиков.

В основном публикации нацелены на пополнение словарного запаса иностранных учеников. Половина публикаций посвящена русской музыке: Юлия предлагает композиции, которые, как она пишет, сама слушает в повседневной жизни. Автор страницы размещает публикации, в которые включены следующие компоненты: название песни со словами и соответствующими тексту картинками, видеоклип представленной композиции, грамматическая или лексическая тема, актуализирующаяся данным текстом. Например, публикация, посвященная песне русской музыкальной группы Би-2 «Полковнику никто не пишет», содержит изложение грамматической темы «Негативные местоимения и наречия на русском языке». Здесь также пользователям предлагается не только посмотреть видеоклип, запоминая слова песни, но и выполнить задание на данную тему местоимений: при прослушивании записывать местоимения в комментарии под постом. Юлия здесь же рекомендует пользователям посмотреть кинофильмы «Брат» и «Брат-2», так как в клипе используются кадры из данных кинофильмов, и рассказывает о своих впечатлениях при их просмотре.

В качестве варианта отработки лексических тем в контексте работы над песнями можно привести публикацию о песне Полины Гагариной «Драмы больше нет»: после знакомства с ней авторпредлагает познакомиться со словами жанры фильмов.

Интересны и такие публикации, в которых Юлия рассказывает о многозначности и омонимии в русском языке. Например, в одну публикацию включены две фразы: «Плащ ему велик» и «Это велик» — с соответствующими картинками. В словах поставлено ударение, изображение сопровождается аудиозаписью (Юлия медленно и чётко проговаривает данные фразы). В публикации даётся русский, английский и испанский варианты этих словосочетаний.

Юлия также записывает и публикует видео с объяснениями каких-либо крылатых фраз, идиом русского языка. Например, в видеозаписи о фразе «каша в голове» используется такой метод семантизации, как наглядность (преподаватель использует предметы, например, пачку с крупой, с помощью которых можно объясняснить прямой смысл выражения). Такая форма работы привлекает внимание пользователей. Объяснение в видеозаписи дано на русском языке, а под публикацией представлен текст на английском и испанском языках. Дается задание написать свои предложения с данной фразой в комментариях. Для объяснения выражения «Понятия не имею» Юлия в карусель публикации добавляет видеозапись с отрывком из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром», где звучит данное выражение. Под публикацией автор на русском языке объясняет смысл фразы.

Делаем вывод, что этот аккаунт можно рекомендовать иностранным пользователям, изучаюшим РКИ. Несмотря на небольшое количество публикаций, их качество и польза для иностранцев не вызывают сомнений.

Некоторые преподаватели, обучающие РКИ в социальной сети Instagram, публикуют материал по каким-либо рубрикам. Так, пользователь «russianiseasy» каждый день выкладывает в истории «Слово дня» с комментариями к словам. Стратегию выбора лексических единиц для представления нам не удалось определить.

Аккаунт «edlinerussian» акцентирует внимание на том, что русские слова могут быть заимствованы из английского или других языков. Автор рассказывает о словах, которые звучат в разных языках практически одинаково, и показывает, как они пишутся на русском языке и что означают. Например, фитнес — fitness, от глагола to fit, старт — starta т.д. Владелец аккаунта в качестве исходной установки использует мысль о том, что иностранцы уже знают много слов на русском языке, даже если их ещё не учили.

Есть и аккаунт, вводящий в лексикон иностранцев такие слова, как душманский, ми-мими и т.д. Это слова, которые не входят в состав литературного языка, но в повседневной жизни молодыми людьми используются часто. Такую информацию о живом, меняющемся русском языке повседневного общения содержит аккаунт под названием «yourlovelyrassian».

Третья группа, которую мы выделили, относится по нашей классификации к малопопулярным аккаунтам. Таких аккаунтов в нашем списке семь. Данные аккаунты не представляют специального интереса: или они ведутся неактивными пользователями социальной сети Instagram, которые публикуют информацию раз в два-три месяца, или авторы перестали вести страницу, или в аккаунтах только рекламируются услуги репетитора по русскому языку, или предлагаемый материал и его подача оказались неинтересными для иностранцев.

Отметим один аккаунт, который мы не включили в указанные выше группы, однако он является популярным и полезным не только для тех, кто изучает русский язык, но и для самих носителей русского языка. Аккаунт «great russian» (501 тыс.) даёт информацию о нормах употребления тех или иных слов русского языка, об изменениях этих норм.

Instagram преподавателям РКИ дает возможность предлагать пользователям или конкретным студентам большое количество заданий, так как в Интернете время обучения не ограничено, в отличие от учебных занятий. Преподаватели, кроме этого, могут использовать при разработке упражнений весь свой творческий потенциал.

IV. Рассмотрим типы заданий, которые преподаватели РКИ чаще других используют в социальной сети Instagram.

Самый часто встречающийся тип заданий — задание на выбор, например, «Определите слово, которое не подходит к данной группе (по смыслу, грамматическому признаку, написанию)». Такой тип заданий предполагает мыслительное действие адресатов по распознаванию слов и определению критериев для выбора того или иного слова, которое нужно или не нужно использовать в конкретной фразе или предложении. Наиболее активно этим типом заданий пользуется аккаунт под названием «russianup». По обратной связи мы понимаем, что такие задания интересны для иностранных пользователей.

Задания на выбор могут быть разными. Студенту могут предложить выбрать из списка слово или несколько слов в той или иной грамматической форме, которых пропущены в представленной фразе. Например, предлагается фраза «У меня есть (.?.)» и варианты: «23 яблоков, 23 яблок, 23 яблока», «Мой друг пришел (.?.)» и варианты «во время, за время, вовремя» и т.п. Также задание может заключаться в том, чтобы вставить пропущенную букву в слово, или выбрать из предложенных слов то, в котором не хватает, например, буквы е. Задание из аккаунта «learnrussian» звучит так: «В каком слове нужно вставить букву е?». Варианты ответов — вид шь, смотр шь, спрос шь, скаж шь. Предлагается вставить не только букву в слово, но и слово во фразу, пропущенную фразу в текст. Преподаватели тренируют у иностранных пользователей таким образом различение графических обликов слов и формируют технические навыки чтения.

Второй по распространенности тип заданий — составление предложений с новым словом. Преподаватели вводят новое слово, которое до этого не появлялось в их ленте, и просят составить с ним предложение, используя уже знакомые слова. Есть задания, в которых изучающим русский язык предлагают, например, составить предложение о себе или о своем друге, а также не огрничиваться предложением, а составить маленький текст или диалог. Также задание может заключаться в том, чтобы закончить предложение или распространить уже готовое предложение.

Для наиболее эффективного запоминания новой лексики некоторые преподаватели (например, «rassianwitholga», «russiandaily», «rassian. language, learning») в своих публикациях после введения и интерпретации лексики предлагают записывать слова в так называемые словарики-«вокабуляры». При выполнении заданий и упражнений на составление предложений и текста словари могут помочь иностранцам вспомнить уже изученные слова.

Абсолютно все аккаунты, которые попали в поле нашего внимания, используют такой тип заданий, как вопрос. Вопросы задаются практически в каждой публикации. Например, «learn russian» часто публикует посты, в которых используется изображение каких-либо двух предметов, вещей, продуктов, между которыми нужно сделать выбор, исходя из своих личных предпочтений. Изображение поделено на две части, на одной картинке — чай, на другой — кофе, их сопровождает заголовок «Чай или кофе?». Далее под публикацией размещен текст с вопросом «Считается, что мир поделен на два лагеря: на тех, кто любит чай, и на тех, кто любит кофе. Что любите вы и почему? Я пью кофе с молоком». Здесь автор публикации и рассказывает о себе, и запрашивает информацию о другом. Важно, чтобы вопросы не были банальными и незакрыыми, а также запрашивали актуальную информацию.

Есть в лентах и в историях Instagram-аккаунтов авторские творческие задания на аудирование и чтение. Например, пользователь «ru lang club» в историях выкладывает песню, название группы, название музыкальной композиции, часть музыкальной композиции (например, припев или начало куплета) и строчки из этой аудиозаписи с пропущенными словами. Иностранным пользователям предлагается послушать музыкальную композицию и вставить пропущенные слова в окошко для ответов. Эти истории сохраняются на странице аккаунта, и любой пользователь может выполнить это задание, когда захочет.

Аккаунт «learn russian easily» предлагает своим подписчикам прослушать короткие фразы и сопоставить их с картинками, например, написать имена детей, изображенных на картинке, и назвать, чем они занимаются, исходя из текста аудиозаписи («Это Николай.Он

занимается боксом»). Различные вариации заданий на развитие навыков слушания встречаются практически на страницах всех преподавателей, а обратная связь говорит о том, что пользователям интересно выполнять их.

Для активизации речемыслительной деятельности иностранных пользователей преподаватели РКИ придумывают различные интересные задания в игровой форме. Например, игру «Слова на одну букву» часто использует аккаунт «1еагп_ги551ап». На картинке преподаватель изображает любую букву русского алфавита и просит в комментариях к публикации написать слова, начинающиеся с нее, а также указать значение данных слов (картофель — это овощ, куртка — это одежда и т.д.). Есть и простая «Игра в слова», которая подразумевает написание слов, начинающихся с буквы слова, оставленного предыдущим комментатором. Также данный аккаунт предлагает игру «Аббревиатуры», в которой дается, например, аббревиатура МИД (Министерство иностранных дел), далее необходимо придумать варианты словосочетаний, слова которых будут начинаться с данных букв (моя интересная душа, милый известный дельфин и др. — ответы пользователей). Такие игры тренируют память, способствуют актуализации лексического материала, так как пользователи читают ответы друг друга.

Востребованной преподавателями РКИ формой являются ребусы. Ребусы могут быть подобраны на конкретную тему, например «Еда и напитки» (ср. нарисованные рога + лик = рогалик). Автор «ги551ап_\уШ1_уиИа» творчески подходит к составлению ребусов. Например, к публикации с ребусом «неза + изображение будки» добавляет видеозапись с песней «Незабудка» Тимы Белорусских, тем самым помогает пользователям в разгадывании. Ребусы хорошо расширяют словарный запас, тренируют логику, а также интуицию. Подписчики реагируют на такие мини-задания и активно их выполняют. Таким образом, происходит своеобразный контроль выполнения заданий, проверка обратной связи и успехов иностранных пользователей в изучении русского языка.

Перечисленные типы заданий нацелены преимущественно на формирование и развитие навыков лексических и грамматических, но в аккаунтах присутствуют также и фонетические упражнения. Например, пользователям предлагается прослушать музыкальную композицию и вставить пропущенные слова в окошко для ответов либо прослушать короткое стихотворение и воспроизвести его, записав на диктофон, а затем отправить преподавателю.

V. Выявленные в социальной сети Instagram профили, нацеленные на обучение РКИ, могут быть охарактеризованы по разным основаниям, таким как цель обучения языку, профессия или основной вид деятельности владельца страницы, частота публикаций и историй, активность страниц, популярность аккаунта. Самыми часто используемыми типами заданий в профилях являются задания на выбор, на составление предложений с новым словом, на создание текста, а также вопросы и упражнения в игровой форме.

На основе концепций данных аккаунтов, с учетом их сильных и слабых сторон, могут быть созданы другие проекты аккаунтов для изучающих русский язык общего владения, а также разных профилей (медико-биологического, гуманитарного и др.).

Работа в социальной сети Instagram на сегодня является актуальной для многих специалистов в области методики обучения языкам, в частности РКИ. Instagram имеет большой потенциал в обучении языкам и может стать перспективным ресурсом в данном направлении. Главными преимуществами данного приложения являются такие его основные характеристики, как иллюстративность и коммуникативность. Кроме того, сами разработчики Instagram стремятся к совершенствованию технических функций сети и придумывают большое количество удобных форматов, которые можно использовать при обучении языкам: истории, публикации, опросы, вопросы и т.д.

Таким образом, аккаунт является одной из составляющих системы обучения иностранным языкам — средством обучения, которое реализует цели обучения и даёт возможность применять разнообразные подходы и принципы обучения разным языкам.

Список литературы

1. Борщева О. В. Инстаграм на занятиях по иностранному языку / О. В. Борщева // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 66—71.

2. Власкпна В. Ю. Образовательный потенциал социальных сетей Твиттер и Инстаграм в обучении иностранным языкам: методика исследования [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18679 (дата обращения: 08.04.2021).

3. Ивкина М. И. Варианты использования социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному (на примере Instagram) [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2019. № 2— 1. URL: httpsV/cyberlenirLka.ru/article/n/varianly-ispolzovaniya-sotsiaInyh-setey-pri-obuchemi-mssto yazyku-kak-inostrannomu-na-primere-instagram (дата обращения: 08.04.2021).

4. Ромдан С. Б. Перспективы использования социальных сетей в обучении РКП [Электронный ресурс] //Русский язык за рубежом. №4. 2013. С.101—106. URL: https://docplayer.ru/72055185-Nam-pishut-perspektivy-ispolzovaniya-socialnyh-setey-v-obuchenii-rki.html

5. Шубина Н. Б. Использование социальной сети Instagram в организации самостоятельной работы студентов // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3 (8). С. 41—47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.