Научная статья на тему 'ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСПЕКТОР / КОНТРОЛЬ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Реутская Л.А.

Целью работы являлось изучение инспектирования фармацевтической деятельности на территории современной Беларуси в советский период. Приведены сведения о фармацевтическом обследовании аптечных организаций в период становления народного хозяйства. Проанализированы функции фармацевтических инспекторов в послевоенные годы. Описаны меры по усилению контроля качества лекарственных средств и медицинских изделий, изготавливаемых на промышленных предприятиях и в аптечной сети. Отдельное внимание уделено Государственной инспекции, возглавлявшей государственную систему контроля качества лекарственных средств и медицинских изделий. Описано инспектирование деятельности аптечных управлений, отделений, центральных районных аптек, учреждений и предприятий, непосредственно подчиненных Главному аптечному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSPECTION OF PHARMACEUTICAL ACTIVITIES ON THE TERRITORY OF MODERN BELARUS IN THE SOVIET PERIOD

The purpose of this research was to study the inspection of pharmaceutical activities on the territory of modern Belarus in the Soviet period. The information about the pharmaceutical inspection of pharmaceutical organizations during the formation of the national economy is presented. The functions of pharmaceutical inspectors in the post-war years are analyzed. The measures to strengthen the quality control of drugs and medical products manufactured in industrial plants and in the drugstores are described. Special attention is paid to the State Inspectorate, which headed the state system of quality control of drugs and medical devices. The inspection of activities of pharmacy departments, offices, central district drugstores, agencies and enterprises directly subordinate to the Chief management of pharmacy is described.

Текст научной работы на тему «ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

4. На фармацевтическом рынке Республике Беларусь наблюдается выраженная динамика сокращения номенклатуры индийских ЛС и количества их производителей, что обусловлено проводимой в государстве политикой импорто-замещения.

SUMMARY

V. F. Gorenkov, S. V. Gorenkov, T. S. Gorenkov MEDICINAL PRODUCTS OF INDIA ON THE PHARMACEUTICAL MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS

IN 2011-2014 The analysis of the Indian drug manufacturers market circulating on the territory of the Republic of Belarus in 2011-2014 was carried out. During the period under review 260 kinds of medicines of 50 Indian manufacturers were delivered. Total package was purchased 101149352 Indian drug subjects of managing for four years, engaged in pharmaceutical activity, the different forms of ownership. The top 10 producers and top 10 Indian drugs, using the greatest demand among medical and pharmaceutical workers of the country in the provision of pharmaceutical care to the population were revealed.

The structure of the assortment of India drugs by type of medicinal forms, including isolated groups of solid, liquid, soft and other drugs was determined

Keywords: drugs, medicinal forms, manufacturers, the market volume in real terms.

Научные публикации ЛИТЕРАТУРА

1. Зарубежные производители лекарственных средств на фармацевтическом рынке Республики Беларусь / В. Ф. Горень-ков [и др.] // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы. Материалы VII Междунар. конф. 10-11 апр. 2009 г. - Минск, 2009. - С. 240-242.

2. Украинские лекарственные средства на фармацевтическом рынке Беларуси / В. Ф. Гореньков [и др.] // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы. Материалы XI Междунар. конф. 17-18 мая 2013 г. - Минск, 2013. - С. 21-24.

3. Гореньков, В. Ф. Лекарственные средства Латвии на рынке Республики Беларусь / В. Ф. Гореньков, С. В. Гореньков // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы. Материалы XII Междунар. конф. 10-11 апр. 2014 г. -Минск, 2014. - С. 27-30.

4. Лекарственные средства производителей России на фармацевтическом рынке Республики Беларусь / В. Ф. Гореньков [и др.] // В кн. Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. Пятигорского медико-фармацевтического института, вып. 70. Пятигорск, 2015. - С. 303-306.

Адрес для корреспонденции:

220007, Республика Беларусь г. Минск, ул. Могилевская 8-3-32, тел .раб. 8 (017) 209-58-45, Гореньков В. Ф.

Поступила 15.02.2016 г.

Л. А. Реутская

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Целью работы являлось изучение инспектирования фармацевтической деятельности на территории современной Беларуси в советский период. Приведены сведения о фармацевтическом обследовании аптечных организаций в период становления народного хозяйства. Проанализированы функции фармацевтических инспекторов в послевоенные годы. Описаны меры по усилению контроля качества лекарственных средств и медицинских изделий, изготавливаемых на промышленных предприятиях и в аптечной сети. Отдельное внимание уделено Государственной инспекции, воз-

главлявшей государственную систему контроля качества лекарственных средств и медицинских изделий. Описано инспектирование деятельности аптечных управлений, отделений, центральных районных аптек, учреждений и предприятий, непосредственно подчиненных Главному аптечному управлению.

Ключевые слова: инспектирование, фармацевтическая деятельность, инспектор, контроль, лекарственное средство, аптека.

ВВЕДЕНИЕ

В 1917 г. в России началась работа по созданию государственной службы здравоохранения. При военно-революционном комитете был организован медико-санитарный отдел, после чего был принят ряд декретов, значительно повлиявших на развитие советского здравоохранения [1]. В 1918 г. был подписан декрет о создании первого в истории государственного органа управления здравоохранением - Народного комиссариата здравоохранения (НКЗ) РСФСР В этом же году был подписан декрет о национализации аптек [1]. В 1919 г. учрежден Народный комиссариат здравоохранения БССР, в составе которого выделяли фармацевтический отдел [2]. Правительством БССР по образцу декретов Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР был принят ряд нормативных правовых актов [3, 4]. Образование Литовско-Белорусской ССР 27 февраля 1919 г. привело к созданию объединенного комиссариата, который также имел фармацевтический отдел [2].

В соответствии с задачами национализированной аптечной службы лекарственная помощь должна быть скорой, доступной и рациональной. С этой целью были укрупнены аптеки, организованы аптечные склады и лаборатории, разработаны единые принципы управления, финансирования и снабжения товарами национализированных аптек [1].

Единой системы руководства аптечным делом в нашей республике в первые годы советской власти не существовало [4]. В крупных городах аптеки находились в подчинении аптечных управлений, в остальных - в ведении исполкомов или горздравотделов. В местных органах управления здравоохранением выделены профильные подотделы [3]. В июле 1920 г. создан губздравотдел. В сентябре 1919 г. Минский губздравотдел реорганизован в Комиссариат здравоохранения БССР, в состав которого также входил фармацевтический отдел [2].

В 1921 г. органы управления впервые подошли к организации планового здравоохранения. В составе Наркомздрава БССР для координации деятельности фармацевтической службы был создан фармацевтический подотдел. В июле 1922 г. СНК БССР принял постановление «О торговле аптекарскими товарами и оптовой торговле медикаментами». В том же году фармподотдел НКЗ был преобразован в фармацевтический отдел, на который возложены функции по организации торговли и снабжению медицинскими товарами [5].

В 1922 г. при Минском горисполкоме было организовано городское аптечное управление со штатом 5 человек для координации деятельности аптек.

В конце 1922 г. все аптечное хозяйство, кроме больничных аптек, перешло на хозрасчет [1].

В 1923 г. Народный комиссариат здравоохранения БССР перешел на инспекторскую деятельность. Фармацевтический Отдел НКЗ БССР был реорганизован в Фармацевтическую Инспекцию НКЗ БССР. Она осуществляла административное руководство, контроль и инспектирование всего фармацевтического дела (ФД) в БССР [2, 6-8]. Создана хозрасчетная организация «Белмедторг», в ведении которой находились все вопросы, касающиеся оптовой торговли ЛС [5, 6].

Целью настоящего исследования было провести анализ инспектирования фармацевтической деятельности на территории современной Беларуси в советский период.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектами являлись публикации и нормативные правовые акты, связанные с организацией фармацевтической деятельности и вопросами ее инспектирования на территории современной Беларуси в советский период. Методы - исторический, логический анализ и синтез, сравнение, описание.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В 1923 г. при Фарминспекции НКЗ БССР была учреждена Научно-фармацевтическая Комиссия как совещательный орган. Она состояла из 5 человек: Вольфсон (председатель), профессор БГУ Бестужев А.П., магистр фармации Найдус Д.И., провизор-бактериолог Кучелл, председатель аптечной секции ЦП «Медсантруд» БССР Кац. На заседания приглашались и другие специалисты. Нарком здравоохранения имел право решающего голоса. В задачи Комиссии входила разработка и рассмотрение научных, научно-практических, учебных, научно-профессиональных и производственных вопросов в области фармации. Ее деятельность финансировалась из бюджета НКЗ БССР [9].

В 1924 г. были проведены обследования хозрасчетных аптек, аптек при лечебных учреждениях (ЛУ) и лекарственного обеспечения в ЛУ (в ряде ЛУ не было аптек, ЛС получали через Фармуправления и находились в ведении медицинского персонала - врачей, фельдшеров, медсестер) и МСиГ Гомельской губернии. Обследования аптек проводились комиссионно. В Гомельской губернии в них принимали участие губфарминспектор, представители Фарму-правления, губздрава, профсоюза «Всеме-дикосантруд». В ходе таких обследований устанавливали условия работы аптеки (помещения, оборудование, инвентарь, штаты), соблюдение санитарного благополучия, ведение учета и отчетности, отпуск ЛС и др. Выявлялись недочеты и недостатки, которые требовали устранения [10].

В соответствии с Циркуляром НКЗ от 17.12.1924 г. № 1752 для правильной организации аптечного дела и предоставления лекарственной помощи населению были разграничены административно-контрольные и торгово-хозяйственные функции фармацевтической деятельности. Это было организовано для того, чтобы торговые функции не превалировали над рациональной организацией аптечного дела.

Было также предложено ввести должность инспектора по фармацевтической части и возложить на него обязанности по руководству и контролю всего аптечного дела округа [4]. В начале 1925 г. НКЗ БССР разработана инструкция «О правах и обязанностях фарминспекторов окрздравов БССР» [8].

11-12 апреля 1925 г. состоялся Съезд председателей аптекоуправлений и фармацевтических инспекторов БССР [7].

Фармацевтические инспекторы должны были строго проследить, чтобы при всех ЛУ, где имеется должность специального работника для аптеки, эта должность замещалась именно фармацевтом. В тех ЛУ, где по штату не было положено специального работника, необходимо было контролировать, чтобы приготовлением ЛС занимались медицинские работники. Имели место случаи, когда ЛС готовили лица вообще без образования - санитары, завхозы и другие лица, свободные от работы. Перегрузка работников колоссальная, надзор со стороны органов здравоохранения слабый. Не уделяли этому внимания главные врачи, которые знали реальную ситуацию. Были судебные процессы по поводу ошибочного изготовления ЛС. За ошибки в изготовлении ЛС, связанные с допущением к работе лиц без должной квалификации, предлагалось привлекать к судебной ответственности главных врачей и зав. здравотделами [11].

В 1927 г. было утверждено положение об аптечных управлениях - единых органах по управлению аптечным делом в областях [1].

В 1930 г. Наркомздрав БССР утвердил Статут центрального управления аптечными предприятиями (Белаптекоуправление) [4].

В период становления народного хозяйства была проведена значительная работа по увеличению численности аптек и переводу аптечной службы на хозяйственный расчет, по укреплению и расширению фармацевтической промышленности, созданию научно-исследовательских фармацевтических учреждений, совершенствованию высшего и среднего фармацевтического образования [12].

Увеличение количества аптек в предвоенные годы, расширение рецептуры, рост производства галеновых ЛС и ЛС на производственных предприятиях аптечных управлений и в целом развитие лекарственного обслуживания населения потребовало централизованного планирования расширения сети аптек и их снабжения. С этой целью в 1931 г. в составе Народного комиссариата здравоохранения РСФСР создано Российское аптечное объединение (РАПО). С целью дальнейшего улучшения организационно-методического руковод-

ства аптечной службой республики в 1935 г. РАПО было реорганизовано в Главное аптечное управление Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (ГАПУ РСФСР). Этому управлению стали под-

чиняться все областные и краевые аптечные управления. По такому же принципу в последующие годы были организованы ГАПУ в других союзных республиках (таблица) [12].

Таблица - Органы управления инспектированием аптечных учреждений

с 1917 по 1935 гг. на территории современной Беларуси

1917 г. Медико-санитарный отдел при военно-революционном комитете

1919 г. Народный комиссариат здравоохранения БССР, фармацевтический отдел

1919 г. Объединенный комиссариат Литовско-Белорусской ССР, фармацевтический отдел

июль 1919 г. Губздравотдел

сентябрь 1919 г. Комиссариат здравоохранения БССР, фармацевтический отдел

1921 г. Комиссариат здравоохранения БССР, фармацевтический подотдел

1922 г. Наркомздрав БССР, фармацевтический отдел

1923 г. Фармацевтическая Инспекция НКЗ БССР

1924 г. Введена должность инспектора по фармацевтической части

1925 г. Разработана инструкция «О правах и обязанностях фарминспекторов окрздравов БССР»

1927 г. Аптечные управления (единые органы управления аптечным делом в областях)

1930 г. Белаптекоуправление (центральное управление аптечными предприятиями)

1931 г. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, Российское аптечное объединение (РАПО)

1935 г. Главное аптечное управление Народного комиссариата здравоохранения РСФСР

В 1936 г. для руководства деятельностью всех республиканских наркомздра-вов был организован Народный комиссариат здравоохранения СССР. В его составе была создана аптечная инспекция [12, 13], которая осуществляла общее руководство и контроль за деятельностью ГАПУ союзных республик. В задачи Наркомздрава СССР также входило: утверждение государственной фармакопеи, правил отпуска ЛС населению; разрешение применения

новых ЛС; осуществление контроля за отпуском ЛС населению; управление предприятиями союзного подчинения по производству ЛС, медицинских инструментов, аппаратуры и предметов ухода за пациентами; выдача авторских свидетельств и патентов на изобретения в области медицинской промышленности (рисунок 1) [13].

Таким образом, в предвоенные годы в СССР была создана четкая организационная структура аптечной службы. Во всех

Рисунок 1 - Органы управления инспектированием аптечных учреждений на территории современной Беларуси в 1936 г.

областях, краях и автономных республиках хозрасчетная аптечная сеть находилась в непосредственном подчинении областных или краевых аптечных управлений. Эти аптечные управления являлись отделениями ГАПУ союзных республик и непосредственно им подчинялись. В состав областных аптечных управлений входили аптеки, аптекарские магазины, аптечные склады, контрольно-аналитические лаборатории, фармацевтические производственные предприятия [14].

В послевоенные годы необходимо было восстанавливать разрушенные медико-санитарные и аптечные учреждения. Многие аптеки открывались в неприспособленных помещениях, в условиях недостатка инвентаря, оборудования и фармацевтических кадров. С целью укрепления руководства аптечной службой страны и централизованного распределения ЛС в

1945 г. в составе Министерства здравоохранения СССР вместо Аптечной инспекции было организовано Главное аптечное управление (ГАПУ) [12].

С 1946 года все органы государственного управления, в связи с преобразованием Совета Народных Комиссаров в Совет Министров, были переименованы в Министерства СССР. Вместе с тем, изменилось не только название ведомства, произошли определенные изменения и в деятельности органов государственного управления в сфере охраны здоровья населения.

В 1947 г. утверждена новая структура центрального аппарата Министерства здравоохранения СССР. В структуре Главного управления городских лечебно-профилактических учреждений создан институт главных специалистов, включавший старшего фарминспектора (рисунок 2) [2].

Рисунок 2 - Органы управления инспектированием аптечных учреждений на территории современной Беларуси в 1947 г.

Министерство здравоохранения СССР, в соответствии с делегированными полномочиями, на практике реализовывало контролирующие функции. В частности, оно осуществляло в установленном порядке государственный контроль качества ЛС и изделий медицинской техники, изготовленных в СССР организациями и предприятиями всех министерств и ведомств, а также ввозимых из-за границы; приостанавливало и запрещало выпуск, отгрузку и продажу изделий медицинского назначения, не соответствующих установленным требованиям.

На практике эти функции реализо-вывались посредством инспекционных проверок, для проведения которых созда-

вались специальные ведомственные или межведомственные комиссии. Архивные данные показывают высокую степень контроля проведения испытаний новых ЛС [15].

В письме председателя Ленинского районного комитета народного контроля г. Москвы В. Смирнова на имя председателя Ученого медицинского совета при Минздраве проф. Д. Жданова указывалось на существование проблем избыточной тщательности проведения клинических исследований (апробации) новых ЛС. По заданию Фармацевтического комитета Минздрава апробация ЛС продолжалась годами, в результате чего ЛС устаревали, что приносило государству убытки.

В письме приведены примеры длительной апробации ЛС «тропафен» (с 1954 по 1966 г.) и «эмбозин» (с 1961 по 1967 год). Вместе с тем это подтверждает наличие контроля эффективности и безопасности использования новых ЛС со стороны высших государственных органов управления здравоохранением [15].

Министерство здравоохранения издавало приказы и инструкции, которые являлись обязательными для исполнения Министерствами здравоохранения союзных и автономных республик, местными органами здравоохранения, учреждениями, организациями и предприятиями системы Министерства здравоохранения СССР, и проверяло их исполнение. Все управленческие или организационные мероприятия в сфере здравоохранения на уровне республик должны были согласовываться с Министерством здравоохранения СССР [15].

В органах аптечного дела государственных аптечных управлений министерств здравоохранения союзных республик, аптечных управлений области были предусмотрены должности фармацевтических инспекторов.

Кроме штатных инспекторов, приказом по отделению аптечного управления назначали внештатных фармацевтических инспекторов из управляющих аптеками, химиков-аналитиков и других работников аптечных учреждений [16].

Задачи фармацевтических инспекторов сводились к изучению работы аптек и других аптечных учреждений, предприятий, обобщению и передаче передового опыта работы всем учреждениям и предприятиям аптекоуправлений, помощи в работе с целью улучшения лекарственного обслуживания населения и снабжения медицинских учреждений.

Фармацевтические инспекторы знакомились с работой аптечных учреждений и предприятий путем выезда на места. Перед началом обследования фармацевтический инспектор обязан был изучить работу аптечного предприятия или учреждения по материалам вышестоящей организации, прочитать акты предыдущих обследований, материалы служебной переписки, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Фармацевтическому инспектору необходимо было выяснить у заведующего аптечным складом, регулярно ли аптека подает заказы, получает товар; у заведую-

щего контрольно-аналитической лабораторией - вопросы качества ЛС, изготавливаемых аптекой [16].

Выезжая на место обследования, особое внимание обращалось на выполнение аптекой своих основных задач по лекарственному обеспечению населения и по снабжению лечебных учреждений. Устанавливалось наличие дефектуры и залежавшихся товаров, причины их образования. Инспектор проверял выполнение распоряжений Министерства здравоохранения СССР о наличии запасов сывороток и вакцин; наличие витрин, рекламы, объявлений по санитарному просвещению населения [16].

Отдельное внимание обращалось на сроки изготовления ЛС, одновременное изготовление ЛС по одинаковым прописям и контроль их качества, расширение прописей внутриаптечных заготовок, наличие полуфабрикатов, концентратов; сроки и условия хранения ЛС в аптеке; учет расхода ядовитых ЛС, своевременность изъятия из употребления снятых серий; организацию внутриаптечного контроля качества ЛС. Кроме того, проверялось соответствие помещений аптеки выполняемому объему работы, обеспеченность и состояние оборудования, внедрение элементов малой механизации. При наличии прикрепленных на снабжение лечебных учреждений определялась своевременность их снабжения. Осуществлялся контроль хранения и отпуска ЛС в отделениях и кабинетах лечебного учреждения. Инспектор проверял правильность расчетов с лечебно-профилактическими учреждениями, таксировку требований и рецептов врача; материалы по инвентаризации аптеки и списанию ЛС в пределах норм естественной убыли. Обращалось внимание на работу с кадрами: укомплектованность, расстановку, повышение квалификации, ведение и хранение личных дел и трудовых книжек [16].

По окончании работы составлялся акт, в котором, кроме оценки работы аптеки, делались выводы и предложения по улучшению ее работы, лекарственному обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений.

При обследовании производственного предприятия инспектирующий определял, как осуществляется планирование производства и обеспеченность его сырьем, материалами; описывал организацию про-

изводственного процесса, использование машин и механизмов. Особое внимание обращалось на соблюдение технических условий и регламентов производства, качество выпускаемой продукции. В акте отражались мероприятия, проводимые предприятием по снижению себестоимости продукции и повышению производительности труда, а также удовлетворению потребности аптечной сети [16].

Обследование работы аптечного склада заключалось в проверке организации снабжения аптечной сети и лечебно-профилактических учреждений ЛС и медицинскими изделиями. Проверялись товарные запасы склада, их приемка и хранение, сроки выполнения заказов аптек, качество отпускаемых товаров [16].

Обследование работы контрольно-аналитической лаборатории заключалось в установлении ее роли в повышении качества ЛС, изготавливаемых в аптеках, и руководству контрольно-аналитическими кабинетами и столами аптек. Также определялось выполнение плана по анализам ЛС промышленного производства и аптечного изготовления [16].

В целях дальнейшего усиления контроля за качеством ЛС и изделий медицинской техники в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1962 г. № 438 «Об усилении контроля за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники» Советам Министров союзных республик было поручено в трехмесячный срок разработать совместно с Министерством здравоохранения СССР мероприятия по усилению контроля за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники, изготавливаемых на промышленных предприятиях и в аптечной сети.

Данным документом также предусматривалась реорганизация Инспекции по качеству при Управлении лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения СССР в Государственную инспекцию по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники Министерства здравоохранения СССР (на правах главного управления) [17].

На Государственную инспекцию по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники Министерства здравоохранения СССР был

возложен государственный контроль качества ЛС и изделий медицинской техники, изготовленных в СССР организациями и предприятиями всех министерств и ведомств, а также ввозимых из-за границы. Государственный контроль осуществлялся как непосредственно Государственной инспекцией, так и через контрольно-аналитические лаборатории аптекоуправлений, отделы технического контроля промышленных предприятий и соответствующие научно-исследовательские институты (лаборатории) министерств и ведомств [17].

Государственная инспекция контролировала соблюдение государственных и отраслевых стандартов, фармакопейных статей, технических условий, производственных регламентов, технологических инструкций и другой технической документации, включая требования упаковки, маркировки, внешнего оформления и обеспечения товарного вида выпускаемых ЛС и изделий медицинской техники. Осуществляла выборочный контроль за качеством ЛС и изделий медицинской техники отечественного и импортного производства. Организовывала выборочный контроль за эффективностью ЛС и изделий медицинской техники при эксплуатации в медицинских и научно-исследовательских организациях и наблюдала за их гарантийными сроками годности. В функции Государственной инспекции также входило принятие мер по устранению недостатков, выявленных при проверке качества указанной продукции; организационно-методическое руководство контрольно-аналитическими лабораториями аптечных управлений в части проведения контроля качества ЛС; разработка предложений по вопросам качества ЛС и изделий медицинской техники, в том числе для включения в тематические планы работ научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций; рассмотрение и выдача заключений по планам стандартизации, по проектам государственных стандартов и технических условий на ЛС и изделия медицинской техники [18, 19].

Начальник и другие должностные лица Государственной инспекции имели право беспрепятственно контролировать качество ЛС и изделий медицинской техники на всех предприятиях, организациях и учреждениях при их производстве, переработке, хранении, транспортировке и использова-

нии, независимо от их ведомственной подчиненности. Запрещали выпуск и реализацию ЛС и изделий медицинской техники при отсутствии утвержденных стандартов, фармакопейных статей, технических условий, а также в случаях, когда их качество не отвечает установленным требованиям; изымать образцы ЛС и изделий медицинской техники и поручать проведение их анализов и испытаний научно-исследовательским институтам, предприятиям и организациям министерств и ведомств; получать от лечебных учреждений здравоохранения и других организаций необходимые сведения о качестве ЛС и конструктивных недостатках и дефектах изделий медицинской техники, выявленных в процессе эксплуатации [19].

На республиканском уровне управление аптечным делом осуществляло Главное аптечное управление Министерства здравоохранения союзной республики.

В 1958 г. ГАПУ объединено с Управлением снабжения Минздрава (Белмед-хозснабом) и образовано Главное аптечное и санитарно-хозяйственное управление Минздрава СССР [4].

В течение 1964-1972 гг. аптечные управления находились в непосредственном подчинении облздравов [3].

В 1966 г. Главное аптечное и санитар-но-хозяйственное управление Минздрава БССР разделено на ГАПУ и главное управление по снабжению Министерства здравоохранения БССР [4].

В 1972 г. аптечные управления приобрели статус самостоятельных структурных подразделений облисполкомов [3].

В составе Главного аптечного управления Министерства здравоохранения союзной республики выделялся организационно-фармацевтический отдел, который возглавлялся начальником, имеющим высшее фармацевтическое образование. Основными задачами данного отдела являлись: разработка мероприятий, проектов приказов и инструкций ГАПУ по вопросам организации работы и фармацевтической деятельности аптечных учреждений, организаций и предприятий подведомственной сети; руководство и контроль за выполнением аптечными управлениями, отделениями, центральными районными аптеками (ЦРА), учреждениями, организациями и предприятиями нормативных правовых актов; расширение сети аптечных учреж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дений республики и укрепление их материально-технической базы; организация контроля качества ЛС и руководство организационной деятельностью контрольно-аналитической лаборатории; разработка и проведение мероприятий, направленных на улучшение работы учреждений, организаций и предприятий по обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений ЛС и изделиями медицинского назначения [20].

Обследование деятельности аптечных управлений, отделений, ЦРА, учреждений и предприятий, непосредственно подчиненных ГАПУ, проводилось не реже 1 раза в 1-2 года, в ходе которого оказывалась практическая помощь по вопросам четкого выполнения фармацевтического порядка и повышения качества организационной работы. В том числе функциями отдела являлась разработка и организация совместно с республиканской контрольно-аналитической лабораторией мероприятий, направленных на улучшение качества ЛС, внутриаптечного контроля качества, соблюдение правил технологии изготовления ЛС; участие в разработке перспективных и текущих планов расширения и размещения аптечной сети республики и осуществление контроля за их выполнением. ГАПУ осуществляло контроль за соблюдением правил советской торговли аптечными учреждениями; изучение совместно с отделом кадров деловых качеств руководящего состава, составление заключений о необходимости перестановки кадров и формирования кадрового резерва; участие в составлении планов и программ по повышению квалификации работников подведомственной сети; консультирование аптечных работников республики по вопросам фармацевтической деятельности аптечных учреждений, организаций, предприятий и др. [20].

В отделе предусматривалась должность старшего инспектора-фармацевта (лицо с высшим фармацевтическим образованием и опытом работы соответствующего профиля не менее 5 лет) [21].

На областном уровне в составе аптечного управления также предусматривался организационно-фармацевтический отдел. В его задачи входило проведение обследования фармацевтической деятельности аптечных учреждений подведомственной сети не менее одного раза в год; обследо-

вание аптек лечебно-профилактических учреждений и состояния хранения ЛС в отделениях и кабинетах; разработка организационных мероприятий по улучшению работы сети аптечных учреждений, качества ЛС, изготавливаемых в аптеках. Было предусмотрено участие отдела в разработке планов расширения аптечной сети и ремонтных работ; контроле за работой ЦРА, за организацией лекарственного обслуживания населения, правилами отпуска,

хранения и учета ЛС, особенно ядовитых и сильнодействующих; организация сани-тарно-просветительной работы в аптеках [22].

В отделе также предусматривалась должность старшего инспектора-фармацевта, которую мог занять специалист с высшим фармацевтическим образованием, опытом работы соответствующего профиля и организационными навыками (рисунок 3) [23].

Рисунок 3 - Органы управления инспектированием аптечных учреждений на территории современной Беларуси в 1970-е гг.

В 1989 г. на базе упраздненных ГАПУ и аптечного управления Мингорисполко-ма в соответствии с постановлением Совета Министров БССР от 30.07.1988 г. «О генеральной схеме управления Министерства здравоохранения БССР» создано Белорусское республиканское производственное объединение (БелРПО) «Фармация» с областными объединениями [4]. Таким образом, с 1989 г. областные структуры были представлены областными производственными объединениями «Фармация», которые осуществляли контроль за деятельностью подведомственной им аптечной сети (ЦРА, сельскими аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками).

Дальнейшая реорганизация службы фармацевтического инспектирования проходила в суверенной Республике Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1921-1922 гг. были заложены принципы советской государственной системы здравоохранения. В 1924 г. были разграничены административно-контрольные и торгово-хозяйственные функции фармацевтической деятельности, введена должность инспектора по фармацевтической части, определены его права и обязанности. В результате развития лекарственного обслуживания населения был усовершенствован управленческий аппарат здравоохранения. Была создана служба фармацевтического инспектирования на союзном, республиканском и областном уровнях.

Таким образом, за годы советской власти аптечная служба достигла значительных успехов в своем развитии. Была создана слаженная государственная система контроля качества лекарственных

средств и медицинских изделий. Организация инспектирования фармацевтической деятельности в данный период внесла существенный вклад в улучшение качества лекарственного обслуживания населения.

SUMMARY

L. A. Reutskaya INSPECTION OF PHARMACEUTICAL ACTIVITIES ON THE TERRITORY OF MODERN BELARUS IN THE SOVIET PERIOD

The purpose of this research was to study the inspection of pharmaceutical activities on the territory of modern Belarus in the Soviet period. The information about the pharmaceutical inspection of pharmaceutical organizations during the formation of the national economy is presented. The functions of pharmaceutical inspectors in the post-war years are analyzed. The measures to strengthen the quality control of drugs and medical products manufactured in industrial plants and in the drugstores are described. Special attention is paid to the State Inspectorate, which headed the state system of quality control of drugs and medical devices. The inspection of activities of pharmacy departments, offices, central district drugstores, agencies and enterprises directly subordinate to the Chief management of pharmacy is described.

Keywords: inspection, pharmaceutical activity, inspector, control, drug, drugstore.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криков, В. И. Краткая история развития отечественной фармации // Организация и экономика фармации: учебник /

B. И. Криков, В. И. Прокопишин. - М: издательство «Медицина», 1991. - С. 6-19.

2. Пантюк, И. В. Комиссары и министры здравоохранения Беларуси: историко-биографические сведения / И. В. Пантюк // Медицинские новости. -2009. - № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mednovosti.by/ journal.aspx?article=4346. - Дата доступа: 18.02.2016.

3. Тищенко, Е. М. История аптечного дела Беларуси XIX-XX вв. / Е.М. Тищенко // Вестник фармации. - 2011. - № 2 (52). -

C. 30-37.

4. Минская фармация: к 70-летию образования / В. В. Куприянов [и др.]. -

Минск: Кавалер, 2008. - 200 с.

5. Очерки истории здравоохранения Гомельской области / М. Е. Абраменко [и др.]. - Гомель: УО «ГГМУ», 2005. - 149 с.

6. Вольфсон, З. Аптечное дело в Белоруссии / З. Вольфсон // Всероссийский фармацевтический вестник. - 1923. -№ 4-5. - С. 11-12.

7. Хронология знаменательных событий и дат истории фармацевтической службы Беларуси / Сост. И. Е. Ковальчук, В. Ф. Сосонкина. - Минск: МГПТК полиграфии, 2010. - 88 с.

8. Алесш, Р. Медыкаментозная дапа-мога рабочым i сялянам за 10 год юнавання БССР / Р. Алесш // Белорус. мед. мысль. -1929. - № 1. - С. 108-109.

9. НАРБ. - Ф. 46. - Оп. 1. - Т. 2. -Д. 443. - Л. 9а, 48, 67, 78, 98, 104, 105.

10. Актыобследованиягубернским фар-муправлением аптек уездов. 02.06.1924 г. -03.12.1924 г. // ГА Гомельской области. -Ф. 11. - оп. 1. - д. 1156. - л. 1, 2, 3, 4-4об, 5-5об, 8-9, 10, 12, 15-16об, 30-34, 48-49, 51-53, 65-66, 67-73б, 87-87об, 88-88об, 94-94об.

11. Рачковский, С. О фармперсонале / С. Рачковский // Вестник фармации. -1929. - № 7. - С. 383-386.

12. Криков, В. И. Организация и экономика фармации / В. И. Криков. - М : издательство «Медицина», 1983. - С. 51-75.

13. О положении и структуре Народного Комиссариата здравоохранении Союза ССР: постановление Совета Народных Комиссаров от 3 октября 1938 г. № 1057 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n=32744. - Дата доступа: 21.01.2016.

14. Аптечная служба СССР в годы Великой Отечественной войны // Российская Фармацевтика [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://pharmapractice. ги/19713. - Дата доступа: 03.03.2016.

15. Пищита, А. Н. Эволюция правового регулирования здравоохранения в России.

- Историко-правовые аспекты / А. Н. Пищи-та, Н. Г. Гончаров. [Электронный ресурс]. -2007. - Режим доступа: http://medic.soda!/ zdravoohraneniya-sistemyi-organizatsiya/ evolyutsiya-pravovogo-regulirovaniya.html.

- Дата доступа: 26.02.2016.

16. Инспектирование аптек и других аптечных предприятий и учреждений // Учебник организации фармацевтического

дела / под ред. Т. И. Тольцман. - М: Мед-гиз, 1961. - С. 235-238.

17. Об усилении контроля за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники: постановление Совета Министров СССР от 14 мая 1962 г. № 438 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/ promyshlennost/27/ postanovlenie-sovmina-sssr-ot-14-05-1962--438.pdf. - Дата доступа: 21.02.2016.

18. Тенцова, Т. И. Управление аптечным делом в СССР // Фармация в СССР / Т. И. Тенцова, Е. И. Панченко, Т. Д. Семенова. - М: Медицина, 1973. - С. 305-322.

19. Положение о государственной инспекции по контролю за качеством лекарственных средств и изделий медицинской техники Министерства здравоохранения СССР // Сборник нормативных актов по аптечной службе / под ред. М. А. Клюева. -М: Медицина, 1979. - С. 13-15.

20. Типовое положение об организационно-фармацевтическом отделе Главного аптечного управления Министерства здравоохранения союзной республики // Сборник нормативных актов по аптечной службе / под ред. М. А. Клюева. - М: Медицина,

1979. - С. 29-32.

21. Типовое положение о старшем инспекторе-фармацевте Главного аптечного управления Министерства здравоохранения союзной республики // Сборник нормативных актов по аптечной службе / под ред. М. А. Клюева. - М: Медицина, 1979. - С. 37-38.

22. Типовое положение об организационно-фармацевтическом отделе аптечного управления АССР, края, области, города // Сборник нормативных актов по аптечной службе / под ред. М. А. Клюева. - М: Медицина, 1979. - С. 55-57.

23. Типовое положение о старшем инспекторе-фармацевте аппарата аптечного управления АССР, края, области, города // Сборник нормативных актов по аптечной службе / под ред. М. А. Клюева. - М: Медицина, 1979. - С. 66-67.

Адрес для корреспонденции:

220048, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Мясникова, 39, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Управление фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения. Реутская Л.А.

Поступила 07.03. 2016 г.

В. С. Глушанко, М. В. Алфёрова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

В работе дана оценка результативности белорусской модели здравоохранения по основным показателям, характеризующим здоровье населения с учетом международных рейтингов: индексу человеческого развития, рейтингу агентства Блумерг, критериям ВОЗ, уровень которых зависит от развития и функционирования системы здравоохранения и лекарственного обеспечения, а также качества лечебно-профилактических мероприятий в рамках реализуемых в стране государственных программ, направленных на сохранение, улучшение, оптимизацию здоровья населения и медико-демографической ситуации.

Проанализированы показатели общественного здоровья и здравоохранения, в том числе мероприятия по предупреждению и снижению социальнозначимых заболеваний с учетом совершенствования организационных мероприятий, степени внедрения инновационных высокотехнологичных методов диагностики и лечения с позиций доказательной медицины и фармакоэкономики.

Ключевые слова: общественное здоровье, белорусская модель здравоохранения, лекарственное обеспечение, национальная лекарственная политика, Всемирная организация здравоохранения, фармацевтическая промышленность, индекс развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.