Научная статья на тему 'Иностранный язык как один из источников формирования духовности курсантов и студентов (теоретический подход)'

Иностранный язык как один из источников формирования духовности курсантов и студентов (теоретический подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL DEVELOPMENT / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ / SPIRITUAL EDUCATION OF CADETS AND STUDENTS / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES OF CULTURE / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / РОДНОЙ ЯЗЫК / NATIVE LANGUAGE / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / EDUCATIONAL FUNCTION / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ / COUNTRY STUDYING ASPECT / SPIRITUAL PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аипова Марина Маратовна

Статья посвящена анализу проблемы преподавания иностранного языка как источника формирования духовности курсантов и студентов; ее цель теоретическое обоснование системы духовно-нравственных ценностей профессиональной подготовки будущих сотрудников УИС, педагогов и переводчиков. В работе отслеживаются научные, этические и религиозные представления различных эпох, начиная с представителей античной философии. В статье рассматриваются научная и религиозная точки зрения на интерпретацию духовности, выделены основные компоненты нравственности индивида: широкий кругозор, целостная и дифференцированная картина мира, творческая инновативность, развивающаяся система потребностей с доминированием высших. Воспроизведение духовных ценностей культуры страны изучаемого языка на занятиях требует осознания прежде всего аспектов родного языка и культуры. На фоне встречи культур обучающиеся глубже осознают то общее, что объединяет народы, это воспитывает толерантность в молодом поколении. Иностранный язык определяется как важнейшее средство человеческого общения. Обучение иностранным языкам требует тщательного отбора дидактического материала, который поможет развить гуманистические постулаты нравственности и духовности. Предлагается включать в процесс обучения английскому и японскому языкам следующие аспекты: 1) сравнительная характеристика русских, английских и японских пословиц; выделение схожести смыслового содержания в приведенных синтаксических единицах; 2) анализ художественных и поэтических произведений; 3) расширение лингвострановедческого аспекта как средства уважительного отношения к культуре страны изучаемого языка; 4) знакомство с культурами других государств на материале учебника автора статьи; 5) дискуссии на морально-этические темы (по прочитанным произведениям английских авторов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык как один из источников формирования духовности курсантов и студентов (теоретический подход)»

УДК 378.6:343.8

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ [ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД!

Реферат: статья посвящена анализу проблемы преподавания иностранного языка как источника формирования духовности курсантов и студентов; ее цель - теоретическое обоснование системы духовно-нравственных ценностей профессиональной подготовки будущих сотрудников УИС, педагогов и переводчиков. В работе отслеживаются научные, этические и религиозные представления различных эпох, начиная с представителей античной философии.

В статье рассматриваются научная и религиозная точки зрения на интерпретацию духовности, выделены основные компоненты нравственности индивида: широкий кругозор, целостная и дифференцированная картина мира, творческая инновативность, развивающаяся система потребностей с доминированием высших.

Воспроизведение духовных ценностей культуры страны изучаемого языка на занятиях требует осознания прежде всего аспектов родного языка и культуры. На фоне встречи культур обучающиеся глубже осознают то общее, что объединяет народы, - это воспитывает толерантность в молодом поколении.

Иностранный язык определяется как важнейшее средство человеческого общения. Обучение иностранным языкам требует тщательного отбора дидактиче-

© Аипова М. М., 2016

М. М. Аипова

ского материала, который поможетраз-вить гуманистические постулаты нравственности и духовности. Предлагается включать в процесс обучения английскому и японскому языкам следующие аспекты:

1) сравнительная характеристика русских, английских и японских пословиц; выделение схожести смыслового содержания в приведенных синтаксических единицах;

2) анализ художественных и поэтических произведений;

3) расширение лингвострановедче-ского аспекта как средства уважительного отношения к культуре страны изучаемого языка;

4) знакомство с культурами других государств на материале учебника автора статьи;

5) дискуссии на морально-этические темы (по прочитанным произведениям английских авторов).

Ключевые слова: духовная личность, духовное развитие, духовное воспитание студентов и курсантов, духовные ценности, иностранные языки, родной язык, воспитательные задачи, литература, толерантность, страноведческий аспект.

Перед высшим учебным заведением поставлена задача сформировать не только профессионала, но и духовную личность. Уровень духовного раз-

вития связан с прогрессом общества во всех аспектах деятельности.

Необходимость духовного воспитания студентов и курсантов не подвергается сомнению. Проблема заключается в том,каким образом развить в новом поколении такие качества, как милосердие, доброта, толерантность, отзывчивость, честность.

Понятия «дух», «духовность» имеют очень древнее происхождение, богатые традиции в науке и культуре. Существует две основныхтенденции интерпретации духовности: 1) зависимость от высшей силы; 2) неотъемлемое природное качество человека.

Эволюцию духовности не проследить без внимательного изучения религиозных, научных и этических представлений различных эпох.

В античной философии дух и духовность представлены в виде теоретической деятельности, которую Аристотель называл мышлением о понимании, наслаждением теорией, хотя именно ему принадлежит введение понятия души как постоянной составляющей органического тела. Лишь немногие существа способны рассуждать и размышлять. Согласно Платону, дух - это сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, на основе интуиции. Данное восприятие имеет сходство с религиозной точкой зрения, согласно которой душа -Бог, сверхъестественная сущность, могущая быть предметом веры.

Бесценный вклад в изучение души и духовности внес арабский философ Ибн Сина (Авиценна). Философское наследие Авиценны гласит, что счастье и цель человека состоит в духовном и нравственном совершенствовании, ко-

тороепредполагает нетолько познание Бога, но и возможность уподобления Ему: «Высшее благо и величайшее счастье - в единении с Необходимосущ-ным» [5, с. 154].

Исходя из теологического понимания сверхъестественного происхождения духа христианство определило его как Святой Дух, тогда как духовность показывала меру религиозности.

В эпоху Возрождения появилось новое восприятие духовности, где человеческая личность представляла собой идеальный образец гармонии в мире. Основу духовности составляли самосознание личности, величие духа, целеустремленность, а также физическое совершенство.

В эпоху Просвещения И. Кант подчеркивал, что природа человека - лишь возможность духовного развития, которое расширяется по мере взросления личности.

Мы согласны с Л. С. Франком, что такие понятия, как, например, «душа народа», «дух эпохи», несомненно больше, чем простые метафорические выражения; они указывают на реальные целостные силы или начала. В духовной жизни человечества, его истории действительно выступают и обнаруживают свое весьма существенное действие вполне реальные собирательные целые; отрицать их реальность может лишь сознание, для которого не существует ничего, кроме чувственно-наглядного воспринимаемого [10, с. 343].

Отдельного анализа требует утверждение Николая Бердяева о том, что «дух активен, а жизнь пассивна. Но активным может быть назван лишь творческий акт. Самый малый акт человека есть творческий и в нем создается не

бывшее в мире. Творческий акт есть всегда господство духа над природой и над душой и предполагает свободу» [2, с. 25].

Таким образом, человек представляет собой дух. Его сознание и самосознание пронизаны духом. В связи с тем что сознание является духовным элементом, возможен переход от сознания к сверхсознанию, о чем утверждал и Платон. Значит, дух - основополагающее в человеческой жизни, а духовность - наивысшее достижение социума. Познание духа возможно через историю и культуру цивилизации.

«Можно установить три ступени духовности: духовность, ограниченная природой, духовность, ограниченная обществом, и чистая, освобожденная духовность. Чистая, освобожденная духовность означает вместе с тем, что дух овладевает природой и обществом. В прошлом духовность была затемнена или влияниями натуралистическими, или влияниями социальными, зависимостью человека от природной или социальной среды. В язычестве сильнее были ограничения духовности природой, в христианстве сильнее были ограничения духовности обществом. Чистая духовность не сакрализует ничего исторического, для нее священны лишь Бог и божественное в человеке, истина, любовь, милосердие, справедливость, красота, творческое вдохновение» [2, с. 270].

«С научной точки зрения духовность - изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке, причем духовность может развиваться и в ходе эволюции, и в ходе индивидуальной жизни» [3; 10].

Известные психологи С. К. Бондарева, Д. В. Колесов выделяют следую-

щие компоненты духовности индивида - черты его психики, которые дают основания считать его духовным:

- широкий кругозор: объем знаний о множественных значимых разноудаленных в пространстве и времени объектах окружающего мира;

- целостная и дифференцированная картина (модель) окружающего мира, обладание развитым мировоззрением и его определенность;

- творческая инновативность в сочетании с большим или меньшим творческим потенциалом;

- развивающаяся система (совокупность) потребностей доминированием высших (творческих, познавательных, этических), но без подавления низших [3, с. 25].

Полагаем, что воспроизведение духовных ценностей культуры страны изучаемого языка на занятиях иностранными языками требует осознания аспектов прежде всего родного языка и культуры родного языка. «Осознание родной языковой картины мира особенно ярко проявляется в сопоставлении с картиной мира другого народа. Л. В. Щерба писал, что знание неродного языка помогает лучше понять устройство родного языка, посмотреть на родной язык с другой стороны, иными глазами. На фоне встречи культур учащиеся будут более глубоко осознавать то общее, что объединяет эти культуры, начнут глубже чувствовать особенности и своеобразие русского и родного языка [4, с. 4]. Таким образом, люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению.

Иностранный язык - важнейшее средство человеческого общения. Решение коммуникативных и воспита-

тельных задач при обучении иностранным языкам требует тщательного отбора дидактического материала, который поможет выявить и развить гуманистические постулаты нравственности и духовности, выработанные человечеством.

Преподавателю высшего учебного заведения необходимо реализовать культурологический подход при помощи обогащения содержания предметов гуманитарного цикла материалом о духовно-нравственных ценностях во многих аспектах жизнедеятельности, в искусстве, об этических проблемах.

Отметим, что процесс обучения будущих преподавателей иностранных языков и переводчиков предполагает овладение картиной мира иной социокультурной парадигмы, понимания обычаев, традиций и духовно-нравственных ценностей.

С. К. Бондарева и Д. В. Колесов подчеркивают, что духовный индивид - это, несомненно, тот, кто достиг в своем психическом развитии высокого уровня отражения объективной реальности, смотрит вглубь вещей, не замкнут в своем сознании и мышлении на «здесь» и «теперь», на примитивный утилитаризм [3, с. 46]. Значит, духовность не должна рассматриваться как достоинство само по себе, важна направленность личности, тип отношения к жизни, что необходимо развивать на занятиях по иностранным языкам.

Академик Д. С. Лихачев придавал особое значение духовно-нравственному воспитанию молодежи. В книге «Русская культура», ставшей его духовно-нравственным завещанием России, он писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваи-

вать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую - религия, а более сложным путем - музыка, литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков» [8, с. 154-155].

Духовное наследие великого мыслителя XX века должно стать вдохновляющим свидетельством тому, что основополагающие ценности русской культуры - вера, добро, милосердие -остаются неизменными, и лишь на их основе можно строить будущее России.

В 2016 г. была создана общественная организация по изучению и защите русского языка. Ее председателем стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На I съезде общества Президент Российской Федерации выступил со следующими словами: «Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры - это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире. Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям».

Патриарх отмечает, что русская литература неуклонно и мужественно всегда вела читателя к познанию выс-

ших духовно-нравственных ценностей, к познанию высшего смысла жизни, к познанию Бога. Он процитировал слова Д. С. Лихачева о роли и значении литературы и филологии вообще: «Литература - это не только искусство слова. Это искусство преодоления слова... Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филология есть связь всех связей... Она лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура» [9, с. 149].

Духовно-нравственная зрелость студента и курсанта определяется тем, как индивид относится к своим желаниям. Подлинно гармоничной, всесторонней и развитой личность может быть только при условии полноценного развития его потребностной сферы, при преобладающей роли необходим в новой информации и владении ею. Следовательно, духовность студента и курсанта соотносится с его личностным развитием.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания будущего сотрудника УИС, педагога и переводчика все еще трудноразрешима вследствие того, что обучающиеся стремятся лишь получить знания в области их будущей профессии.

Профессоры И. И. Купцов и А. В. Юре-вич выделяют патриотическое воспитание в качестве основного компонента формирования и развития социально значимых ценностей. В частности, И. И. Купцов отмечает, что основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является

государство [6, с.14]. По его мнению необходима реализация концепции: духовность - народность - патриотизм, в которой вслед за русским и другими языками выделяет системообразующей русскую классическую литературу [7, с. 21-29].

Представления о духовности проявляются в персонажах произведений, характерных для изучаемой эпохи на занятиях по иностранным языкам.

На наш взгляд, значимыми средствами работы по духовно-нравственному воспитанию личности курсанта и студента в процессе обучения иностранным языкам следует считать:

1. Включение в образовательную программу пословиц и поговорок о добре и зле (сравнительная характеристика русских, английских и японских пословиц). Приведем пример некоторых из них:

1) о милосердии и жестокости: a) even an insect of one inch has half inch of spirit; и у букашки есть душа; б) charity begins at home; милосердие начинается у себя дома;

2) о трудолюбии и лени: a) a cat in gloves catches no mice; без труда не вытащишь и рыбки из пруда; б) diligence is the mother of success; терпенье и труд все перетрут;

3) о правде и неправде: a) a clean hand wants no washing; правда милости не ищет; б) confession is the first step to repentance; повинную голову меч не рубит; в) a good anvil does not fear the hammer; правда суда не боится.

4) о чести: a) better barefoot than in borrowed shoes; лучше беднее, да честнее; б) promise is promise; слово дал -сдержи; в) better a glorious death than a shameful life; лучше смерть славная, чем жизнь позорная.

2. Анализ фольклорных, художественных и поэтических произведений с точки зрения духовности и нравственности (Д. Г Байрон «Ода к Наполеону»; Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»; К. Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе» и др.). Например, курсантам предлагается выполнить ряд заданий по домашнему чтению на английском языке, анализируя рассказ К. Дой-ла «The adventure of the dancing men» («Пляшущие человечки»). План смыслового разбора при выполнении самостоятельной работы:

a) what is the plot of the story? is the plot of the story made up of many incidents or few? give a summary of the story(определите тему произведения; не нарушая сюжетной линии, кратко перескажите текст);

b) divide the story into some parts. what is the title of each part? (разделите рассказ на несколько частей, озаглавьте каждую часть);

c) Is the detective an intelligent person or a person with strong moral values? Give your explanation starting with the following structures (детектив - интеллектуал или глубоко нравственная личность? Объясните свое мнение, используя следующие структуры: I think ... I believe .To my mind ... In my opinion.);

d) find the sentence in the text which gives a clue to solve the crime (найдите предложение в тексте, которое показывает, что преступление раскрыто);

e) which method did Sherlock Holmes use? Explain the advantages of this method (какой метод расследования использовал Шерлок Холмс? Отметьте преимущества данного метода);

f) «Psychological department». Put the cards where detective's qualities

are written on the table. Start with the qualities you appreciate most of all. Explain your choice. (analytical abilities, love of work, fineness of observation, humanity, being a devoted friend, liability, intelligence, intuition, self-control etc.) «Психологическое подразделение». Расположите карточки, где написаны качества сыщика по степени их важности. Обоснуйте свой ответ(аналити-ческие способности, любовь к работе, тонкая наблюдательность, человечность, умение быть верным другом, обязательность, ум, интуиция, самообладание и др.);

g) enumerate the actions showing Sherlock Holmes as a gentleman (какие поступки Шерлока Холмса показывают его истинным джентльменом? Шерлок Холмс - идеальный детектив, какие его качества близки вам?).

3. Расширение лингвострановед-ческого аспекта как средство уважительного отношения к культуре страны изучаемого языка. Например, разделы практикума автора «Использование аутентичного материала при обучении японскому языку» помогают совершенствовать навыки устной и письменной речи в процессе общения.

Отличительной особенностью является то, что часть заданий несет в себе воспитательный оттенок, то есть упражнения ситуативного характера предполагают оказание помощи человеку, прибывшему в другое государство (например, в отделении связи, в различных магазинах, в культурных центрах). Главная цель практикума - не дать потеряться человеку в чужом для него месте и одновременно погрузить обучающегося в мир интересных путешествий и открытий.

Пример 1. These are displays from Tokyo State Museum. Which period were they created? Please, match the period with the display when it was created [1, с. 9].

Пример 2. Osaka Castle is a famous tourist attraction in Japan. A tourist who wants to have a tour in Kansai region should visit Osaka Castle. Read the following pamphlet and sum up the main facts about Osaka Castle in Japanese [1, с. 18].

Приобщение к миру прекрасного происходит через прочтение поэзии на японском языке (трехстишие хайку). Необходимо подчеркнуть, что в процессе общения студентов из разных стран воспитывается толерантное отношение друг к другу (на примере диалога и полилога) [1, с. 4].

4. Знакомство с культурами других государств на материале учебника Х. Окденариа, Э. Кэбилан, М. М. Аи-пова «Nihongo o Manabou: A Student Worktext on Basic Japanese».

5. Дискуссии на морально-этические темы (по прочитанным произведениям английских авторов). Например, стихотворение Д. Г Байрона «The Isles of Greece» («Песня греческих повстанцев»). Основные вопросы обсуждения: what is the general idea of the poem? What is the poem dedicated to? What is Byron's attitude to Greeks? How can you describe it? How will you characterize Greeks? There was a war between Greece and Persia. Why couldn't Persians win over Greeks? Which characteristics unite Greeks and Russians? What are the same features about Russians and Greeks?

Таким образом, в рамках нашего исследования была разработана психолого-педагогическая программа по формированию духовно-нравственных качеств у курсантов ФСИН России в процессе изучения литературы на английском языке и студентов РГУ имени С. А. Есенина при овладении японским и английским языками. Основная цель обозначенной программы - воспитание чувства сопричастности к происходящему вокруг, толерантного отношения между людьми, любви к ближнему, патриотизма, творческой направленности деятельности, чувства профессионального долга.

Список литературы

1. Аипова М. М.Использование аутентичного материала при обучении японскому языку. Рязань, 2016. 76 с.

2. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. 312 с.

3. Бондарева С. К., Колесов Д. В. Духовность (психология, социология, семантика). М. ; Воронеж, 2007. 144 с.

4. Быстрова Е. А. Преподавание русского языка в многонациональной школе // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 3-7.

5. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М., 1980. 554 с.

6. Купцов И. И. Духовность, народность, патриотизм - основа возрождения отечества // Духовность. Нравственность. Образование. История и современность : науч. тр. участников Межрегион. науч.-практ. конф. Рязань, 2002. С. 9-14.

7. Купцов И. И., Аксенова Г И., Аипова М. М. Психология как ресурс воспитания патриотизма курсантов и студентов // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 21-29.

8. Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. 440 с.

9. Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб., 2015. 160 с.

10. Франк С. Л. Избранные труды. М., 2010. 664 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.