Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковые материалы / инвалидность / аудирование / говорение / письмо / чтение / language materials / disabilities / listening / speaking / writing / reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З Б. Сабирова

В данной статье представлена информация об эффективности совместного изучения языковых материалов при обучении английскому языку студентов физического воспитания с ограниченными возможностями, а также показаны результаты исследований, проведенных студентами, и эффективность выбранных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF A PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

This article was presented about the effectiveness of the joint study of language materials in the teaching of English to students of physical education with disabilities, which also shows the results of research conducted by students and the effectiveness of the selected methods.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

З. Б. Сабирова

Старший преподаватель, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена информация об эффективности совместного изучения языковых материалов при обучении английскому языку студентов физического воспитания с ограниченными возможностями, а также показаны результаты исследований, проведенных студентами, и эффективность выбранных методик.

Ключевые слова: языковые материалы, инвалидность, аудирование, говорение, письмо, чтение

FOREIGN LANGUAGE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF A PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

Z.B. Sabirova

Senior lecturer, Uzbek State University of Physical Culture and Sports

ABSTRACT

This article was presented about the effectiveness of the joint study of language materials in the teaching of English to students of physical education with disabilities, which also shows the results of research conducted by students and the effectiveness of the selected methods.

Keywords: language materials, disabilities, listening, speaking, writing, reading

ВВЕДЕНИЕ

Процесс глобализации в сфере физической культуры и спорта в 21 веке

характеризуется увеличением количества стран, участвующих в Олимпийском

и Паралимпийском движении, Сурдлимпийских играх, Всемирных

специальных олимпийских играх, чемпионатах Мира и отдельных континентов,

в деятельности международных федераций по различным видам спорта. В связи Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 973 www.ares.uz

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

с подобной тенденцией успешная профессиональная деятельность современных отечественных специалистов в сфере физического воспитания и спорта в последние годы зависит от степени владения иностранным языком для получения информации из зарубежной специальной учебной и научно -методической литературы по широкому кругу теоретических и практических вопросов физического воспитания и спортивной тренировки, для делового общения с коллегами из стран дальнего зарубежья. Очевидно, что для специалиста в сфере физической культуры и спорта иностранный язык является средством получения новых профессиональных знаний и повышения квалификации.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать инновационную личностно и профессионально ориентированную технологию формирования профессиональной компетентности студентов вузов физической культуры в соответствии с направлением подготовки.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально апробирована технология повышения эффективности обучения студентов вуза физической культуры пониманию иноязычных профессионально ориентированных текстов на основе планирования содержания занятий с учетом избранного студентами направления подготовки и интеграции инновационных и общепринятых дидактических средств и методических приемов.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Рассматривая роль учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования профессиональной компетентности студентов физкультурных вузах, необходимо отметить, что изучение иностранного языка способствует повышению качества профессиональной подготовленности и общекультурного уровня студентов физкультурных вузов. В процессе изучения иностранного языка можно формировать и в последующей профессиональной деятельности реализовывать профессионально-речевой этикет; знание терминологии по направлению подготовки. Знание иностранного языка необходимо для освоения новой информации из зарубежной учебно-методической и научной литературы, Интернета; для общения с коллегами из стран дальнего зарубежья. [1].

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

Оптимизация обучения тесно связана с понятиями эффективности и интенсификации учебного процесса. Эффективность учебного процесса определяется тем, насколько реально полученный результат учебного процесса отличается от планируемого. Согласно автору интенсификацию обучения отражает повышение производительности учебного труда в единицу времени. Основными факторами увеличения интенсификации являются повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повышение информативной емкости содержания образования, внедрение инновационных педагогических технологий, что определяет, в конечном счете, оптимизацию образования. В соответствии с подобными представлениями «мультимедийный комплекс будет служить эффективным средством обучения лексической стороне иноязычной речи студентов нелингвистического вуза, если: определены лингводидактические основания его использования; разработана и внедрена в практику обучения технология применения данного комплекса, включающая принципы, стратегии, приемы, формы и упражнения по обучению». Кроме учебной мультимедийной презентации, при обучении иностранному языку студентов различных вузов в настоящее время применяют электронные словари, учебные пособия и учебники, содержание которых также определяют Государственный образовательный стандарт и учебно-методический комплекс данной дисциплины. [4,5].

По мнению, одним из важных факторов, определяющих эффективность учебного процесса, являются особенности личности студентов, в частности уровень владения иностранным языком, мотивы к изучению иностранного языка, отношение к средствам и методическим приемам обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Судя по результатам анкетирования 50 студентов в начале констатирующего педагогического эксперимента, 68.8% респондентов положительно относились к применению компьютерных технологий (КТ) при изучении иностранного языка, 31,4 % затруднялись с ответом и 19,6% дали отрицательный ответ. Следует отметить, что у студентов, отрицательно относящихся к применению КТ в учебном процессе, недостаточно выражено личное внутреннее побуждение к приобретению высокой профессиональной компетентности. Их основной мотив - получение диплома о высшем образовании. Установлено, что среди 20 респондентов, положительно

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

относящихся к применению КТ, в зависимости от личностных мотивов можно выделить три группы:

1) студенты, имеющие навыки пользователя персональным компьютером (ПК), которых, как правило, интересуют только игровые программы - 48,4%;

2) студенты, хорошо владеющие ПК, ориентированные на поиск информации в Интернете, создание блога, настроенные на креативную учебную деятельность - 31,6%;

3) студенты, уверенно пользующиеся ПК, стремящиеся получить высокий уровень владения иностранным языком с помощью КТ - 16,4%. Для них КТ средство повышения профессиональной компетенции и карьерного роста в области адаптивной физической культуры.

Известно, что уровень иноязычной подготовленности во многом определяет мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Ответы 76 студентов, обучавшихся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья - направление «Адаптивним

физическая воспитания»», на вопросы анкеты, в известном приближении позволяют дать характеристику иноязычной подготовленности респондентов:

- в аттестате об окончании среднего общеобразовательного или профессионального учреждения, оценку «отлично» имеют 13,1%, хорошо -64,4% и удовлетворительно 22,5 %;

- затрудняются переводить иностранный текст (газетные, журнальные статьи, художественная литература) 21,2 %, могут переводить со словарём -73,6 %, без словаря - 5,2 %.

В начале и на заключительном этапе констатирующего педагогического эксперимента было проведено комплексное обследование 25 студентов. В начале констатирующего педагогического эксперимента были получены данные о субъективной оценке студентами своего уровня знания иностранного языка при поступлении в Смоленскую государственную академию физической культуры, спорта и туризма. В результате определилось, что только 35,7 % студентов оценивают имеющийся словарный запас достаточным для бытового иноязычного общения и 1 6% считают свои знания иностранного языка соответствующими требованиями для успешной профессиональной деятельности по избранному направлению подготовки «Адаптивним физическая воспитания». [2]. Большинство студентов (77,3%) может понимать

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

содержание иноязычного текста, пользуясь словарем и 16,7% недостаточно понимают содержание текста, при его переводе с помощью словаря.

ВЫВОДЫ

Результаты формирующего педагогического эксперимента отражают возможность повышения профессиональной компетенции студентов вуза физической культуры в процессе изучения иностранного языка при условии, что технология учебного процесса будет осуществляться на основе интеграции общепринятых и инновационных средств и методических приемов обучения.

Судя по результатам анкетирования студентов экспериментальной группы на заключительном этапе формирующего педагогического эксперимента, на 16,7% увеличилось число респондентов положительно относящихся к применению компьютерных технологий (КТ) при изучении иностранного языка (P<0,05). Установлено, что среди респондентов, положительно относящихся к применению КТ учебном процессе на 15,3 % увеличилось число студентов ориентированных на поиск информации в Интернете (P<0,05). На 12% возросло число студентов уверенно пользующиеся ПК, стремящиеся получить высокий уровень владения иностранным языком с помощью CT(P>0,5) Для этой категории респондентов иностранный язык средство повышения профессиональной компетенции и карьерного роста в сфере адаптивной физической культуры. [3].

В контрольной группе число студентов свободно владеющих компьютером и умеющих пользоваться Интернетом, увеличилось на 5,2%, положительно относящихся к использованию компьютерных технологий при изучении иностранного языка, возросло на 5,2% (P>0,05. На заключительном этапе констатирующего педагогического эксперимента достоверно не изменилось число студентов, ориентированных на поиск информации в Интернете, настроенных на креативную учебную деятельность и стремящихся получить высокий уровень владения иностранным языком с помощью компьютерных технологий.

REFERENCES

1. Багновская П.Е. Краткий англо-русский словарь профессиональных терминов: учебное пособие для студентов вузов физической культуры /П.Е. Багновская. - Смоленск: Принт -экспресс, 2012. - 36 с.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

2. Boqieva G.X. Rashidova F.M. va boshqalar. Scale up. Student's book. Course 1,2,3. - T.: G'afurG'ulom, 2015 yil.

3. Boqieva G.X. Rashidova F.M. va boshqalar. Scale up. Workbook. Course 1,2,3. - T.: G'afurG'ulom, 2015 yil.

4. Norboyeva F.R.Sabirova Z.B. Xorijiy tilo'quv qo'llanma 2021 yil.

5. Sabirova Z.B. English for alllngliz tilidagi to'g'ri va noto'g'ri fe'llar o'quv uslubiy qo'llanma 2018 yil.

6. Бобомуродов, Н. Ш. (2020). Features of development of physical qualities in the process of sports training of students. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol.24, Issue 09, 2020 ISSN: 1475-7192/ (4225-4229 бетлар)

7. Бобомуродов, Н. Ш. (2020). Структуры физической подготовленности курашистов "Вестник" науки и оброзавания научно-методической журнал №4(82). Часть 2. 2020 (стр. 41-44)

8. Бобомуродов, Н.Ш. (2020). Спорт мактаблари рахбарларининг бошкдрувчилик крбилиятини шакллантириш. Фан - спортга, 2020 (8), 50-52.

9. Бобомуродов, Н.Ш. (2021). физическая реабилитация борцов с нарушениями в позвоночнике у квалифицированных борцов Academic research in educational sciences 2 (2), 874-879 стр

10. Юнусов, С.А (2021).0собенности периодизации тренировочного процесса атлетов высококвалифицированных парапауэрлифтёров. Фан - спортга 2021 (илмий - назарий журнал) № 1.

11. G'ofurov, Sh.H (2021). Malakali sprinterchilarning sport mashg'ulotlarini rivojlantirishning usullari. Academic research in educational sciences 2 (4), 309-313

12.Mirjamolov M.Kh., Svetlichnaya N.K., Abdiev Sh.A., Davlatova L.T., Sobirova L.B. Improving Pedagogical Mechanisms to Increase Special Physical Preparation of Students with Disabilities in Uzbekistan // Psychology and education (2021) 58(2): 1379-1389. ISSN: 00333077. DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.2286

13. Светличная Н.К., Шарипова С.Н. Коррекция функционального состояния детей средствами адаптивного физического воспитания // Научно-практический медицинский журнал «Детская медицина Северо-Запада», т.8, №1, 2020. -С.308-309

14. Sobirova L.B., The use physical education arrangement to prevent disorders in7-10 grade pupils // Academic research in educational sciences (ARES)ISSN:2181-1385 2020/11

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

14. Sobirova L.B., 7-10 ёшли укувчилар кддди-комат бузилишини олдини олишда жисмоний тарбия воситаларидан фойдаланиш. Фан спортга илмий-назарий журнал 3/2020 54|56b

15. Sobirova L.B., Efficiency of using special exercises for preventing scoliosis initial age children. Eastern European scientific journal (ISSN 2199-7977) Germaniya 6/2018.7/10b

16. Valiyeva N.Y., Рейтинговый уровень упражнений специально двигательной подготовки в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов. Academic research in educational sciences (ARES) 2020/11 ISSUE 3 1266-1271 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.