Научная статья на тему 'Иностранный студент в системе российского высшего образования'

Иностранный студент в системе российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / FOREIGN STUDENT / ЭКСПОРТ / EXPORT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айналиева А.Р.

В статье проведён анализ данных по экспорту образовательных услуг в Российской Федерации. Представленный материал позволяет сделать вывод, что доходы от обучения иностранных граждан, поступающие в экономику страны, за последние 10 лет увеличились в несколько раз. Большинство иностранных потребителей российских образовательных услуг являются гражданами стран СНГ. Количество иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования Российской федерации с 2010/11 года на начало 2015/16 учебного года увеличилось почти вдвое. Наращивание числа иностранных студентов превратилось в самоцель, индикатор привлекательности системы образования, но престижность вуза не зависит напрямую от количества обучаемых иностранных студентов. Качество образовательных программ, профессиональные перспективы студентов, наличие и прочность международных связей с работодателями и научными организациями новые критерии при определении рейтинга вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article analyzes data on educational services export in the Russian Federation. The material presented in the paper leads to a conclusion that national economy income got from training foreign citizens has increased greatly in last 10 years. Most of foreign consumers of the Russian educational services are citizens of the CIS countries. The number of foreign students in the educational organizations of higher education in the Russian Federation from 2010/11 up to the beginning of 2015/16 academic years has doubled. Building up the number of foreign students has turned into the end itself, it became the appeal indicator of an education system, but the prestige of higher education institution doesn’t directly depend on the number of trained foreign students. It is necessary to increase the quality of education of foreign students, to create a favorable educational environment for them. Educational programs quality, professional prospects of students, existence and durability of international relations with employers and scientific organizations are new criteria for determining the rate of a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Иностранный студент в системе российского высшего образования»

References

1. Ob organizacii vneurochnoj deyatel'nosti pri vvedenii FGOS obschego obrazovaniya. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 maya 2011 g. № 03 - 296.

2. Naumchik V.N., Stupakevich O.V. Pedagogicheskijslovar'. Minsk, 2006.

3. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nostishkol'nikov. Metodicheskijkonstruktor: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2010.

4. Abdurazakova D.M. Razvitie tolerantnosti soznaniya: kul'turno-pedagogicheskij aspekt. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstva. 2008; 5 (26): 69 - 73.

5. Novye obrazovatel'nye standarty i vospitatel'noe vliyanie shkoly: celi, vozmozhnosti, riski. Vospitanie shkol'nikov. 2014; 4 - 5.

Статья поступила в редакцию 21.10.16

УДК 378

Aynalieva A.R., senior teacher, Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia), E-mail: ailida@rambler.ru

THE PLACE OF FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM. The article analyzes data on educational services export in the Russian Federation. The material presented in the paper leads to a conclusion that national economy income got from training foreign citizens has increased greatly in last 10 years. Most of foreign consumers of the Russian educational services are citizens of the CIS countries. The number of foreign students in the educational organizations of higher education in the Russian Federation from 2010/11 up to the beginning of 2015/16 academic years has doubled. Building up the number of foreign students has turned into the end itself, it became the appeal indicator of an education system, but the prestige of higher education institution doesn't directly depend on the number of trained foreign students. It is necessary to increase the quality of education of foreign students, to create a favorable educational environment for them. Educational programs quality, professional prospects of students, existence and durability of international relations with employers and scientific organizations are new criteria for determining the rate of a higher education institution.

Key words: foreign student, export, education, culture, tolerance, adaptation.

А.Р. Айналиева, ст. преп., Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань,

E-mail: ailida@rambler.ru

ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведён анализ данных по экспорту образовательных услуг в Российской Федерации. Представленный материал позволяет сделать вывод, что доходы от обучения иностранных граждан, поступающие в экономику страны, за последние 10 лет увеличились в несколько раз. Большинство иностранных потребителей российских образовательных услуг являются гражданами стран СНГ. Количество иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования Российской федерации с 2010/11 года на начало 2015/16 учебного года увеличилось почти вдвое. Наращивание числа иностранных студентов превратилось в самоцель, индикатор привлекательности системы образования, но престижность вуза не зависит напрямую от количества обучаемых иностранных студентов. Качество образовательных программ, профессиональные перспективы студентов, наличие и прочность международных связей с работодателями и научными организациями - новые критерии при определении рейтинга вуза.

Ключевые слова: иностранный студент, экспорт, образование, культура, толерантность, адаптация.

Политическое и экономическое положение нашей страны сегодня нестабильно, но кризисные явления порождают как новые трудности, так и новые возможности. Россия укрепляет и развивает отношения со странами Азии, одновременно надеется восстановить отношения с Европейским Союзом [1]. Несмотря на то, что существует мнение, что внешняя политика России основана только на методе жесткой военной силы, ещё с середины 2012 года в российских официальных кругах появился термин потенциального направления внешней политики - «мягкая сила». Этот термин был впервые введён в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия американским политологом Дж. Ная, который определяется как «способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек» [2]. Позже Ная добавил такие компоненты «мягкой силы», как язык, культура и идеология страны, которые играют ключевую роль в международных отношениях, напрямую или косвенно влияя на мировую политику и деловые связи. В свете последних событий на международной арене использование «мягкой силы» как способа позиционирования России становится актуальным. А.В. Торкунов относит распространение национальных культурных ценностей, продвижение русского языка и экспорт образования не к составляющим компонентам «мягкой силы», а к её действующим инструментам [3]. Все три инструмента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Если рассматривать экспорт образования, как один из действующих инструментов внешней политики Российской Федерации, то необходимо понять, из каких компонентов складывается экспорт и как использовать этот инструмент в своих целях. Согласно «Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации», разработанной и реализуемой в 2011 - 2020 гг., вводятся понятия «торговля услугой», «поставка услуги». Они представлены на рынке в разных формах, таких как привлечение

иностранных граждан на учёбу в российские учебные заведения, развитие международных обменов и образовательных связей, дистанционное обучение, создание филиалов за рубежом, а также развитие гуманитарного сотрудничества [4].

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы задача интернационализации российского высшего образования и расширения экспорта российских образовательных услуг является одной из приоритетных. По итогам реализации программы не менее пяти российских университетов должны войти в мировой рейтинг ста ведущих университетов, они включены в проект «5 - 100». Доля иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, должна увеличиться с 2,3% в 2011 году до 10% в 2020 году. С этой целью необходимо предпринять комплекс мероприятий, направленных на увеличение численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации [5].

В сфере подготовки национальных кадров для зарубежных государств, прежде всего, для стран Балтии и государств -участников СНГ, основной целью, которую ставит перед собой РФ, является реализация социально-экономических и геополитических интересов России через образовательные программы элиты зарубежных стран [6]. Несколько лет проживания и обучения в определённой стране, общение на её языке позволяют воспринимать социокультурные ценности этой страны как свои собственные. Получив диплом, многие студенты остаются в стране обучения, что положительно влияет на демографическую ситуацию в стране.

Рынок образовательных услуг является для многих стран значительной составной частью ВВП. В общем объеме доходов мирового рынка образовательных услуг на нашу страну приходится всего около 1% - это чуть больше 1 млрд. долларов США в денежном эквиваленте, тогда как доля США составляет око-

ло 30% - это ЗОмлрд.долларов.Иностранные граждане тратят на оплату своего обучения 30,7% от общей суммы, а остальное - расходы на проживание, питание, транспорт и досуг в период об°денирвРо ссии.Развиаое экжподларослийскждалразо-вательных услуг позволит привлечь дополнительные денежные потокжвэнржооину стрлны,обвлпечжвооленножнаселенрата-ботой. Только иностранные студенты в 2014 году обеспечили 21160 рабочихмесзв ртртийскихвжзыхдляпрофетсорсжо-пре-подавательского состава, без учёта занятости вспомогательного учебногжи адмрниовративне-ртояйотвенного персоналт [Дрпо данным Федеральной службы государственной статистики, численность иностранных студентов, обучающихся по программам высшлгроДразтрання в госэдарттван ндхлмуняцжпалтных образовательных организациях высшего образования Российской федероции.поотепоннмувелжчилтетня с 150 чыс. человео в 2Ц10 году до 238 тыс. человек на начало 2015 учебного года [8].

Счачнсчические матные, собраннырА.Л.Ааефеевепр ж Ф.Э. Шереги в 6 выпуске сборника «Экспорт российских образо-вателзных устережо закaзyЖржиа"гeеcтвтoPpaяoоaниж ит^^кк Российской Федерации позволили на рисунке 1 и в таблице 1 наглядно показать, что наибольшая доля иностранных студентов -это граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ) или, как принято их называть, иностранные студенты ближнего

зарубежья (см. таб. 1, рис. 1) [9]. Иностранный студент ближнего зарубежья - это лицо, прибывающее на обучение из стран СНГ в чужую страну СНГ на определенное время, ограниченное образовательной программой, на которую данное лицо зачисляется по приказу ректора.

С каждым годом количество студентов, приезжающих в Россию из стран СНГ, увеличивается. Из стран ближнего зарубежья приехало на обучение в 2012/2013 академическом году 69689 студентов, в 2013/2014 - 80910, а в 2014/2015 - 99928.

По показателям численности иностранных студентов, стажёров, аспирантов и докторантов из стран ближнего зарубежья очной формы обучения в 2012/2013 академическом году, Арефьев и Шереги ставят на лидирующие позиции Казахстан (23656 чел.), Туркмению (10954 чел.) и Таджикистан (5660 чел.). В 2013/2014 году учебном список стран не изменился, а в 2014/2015 Украина (12658 чел.) стала второй после Казахстана страной - импортёром образовательных услуг в РФ [10]. Увеличение числа иностранных студентов из Украины, скорее всего, связано с изменениями в политической иэкономической сферах страны.

Преобладание граждан из стран сНг среди иностранных студентов в российских вузах может быть обосновано географической близостью и общим историческим межкультурным пространством стран ближнего зарубежья. У студентов из этих

Таблица 1

Численность иностранных граждан из различных групп стран (регионов мира), обучавшихся в российских вузах в 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 учебных годах [9]

№ п/п Страны - импортеры Численность иностранных граждан

2012/2013 2013/2014 2014/2015

1 Страны СНГ 69689 80910 99928

2 Страны Азии 39162 41722 45201

3 Страны Африки(кромеСеверной) 8379 9319 10798

4 Страны Ближнего ВостокаиСеверной Африки 8288 8876 11468

5 СтраныЗападной Европы 5078 5398 5680

6 Восточноевропейскиеибалканскиестраны 2259 2805 2881

7 Страны СевернойАмерикии Океании 2259 1794 1767

8 Страны Латинской Америки 2135 2337 2819

9 СтраныБалтии 1558 1933 1731

10 Страны Северной Европы 771 1117 792

Рис. 1. Доля иностранных граждан из различных групп стран (регионов мира), обучавшихся в российских вузах в 2013/2014 учебном году, %

стран много схожих особенностей с российскими студентами: национальные кухни, климатические предпочтения, религиозные вероучения, государственный язык. Студенты ближнего зарубежья не испытывают дискомфорта при переезде в Россию в отличие от студентов из Вьетнама, Японии, Марокко, Ирака, Сирии, Гвинеи-Бисауили Конго, так как знают русский язык, традиции и условия жизни в России и их адаптация проходит неодинаково с адаптацией студентов из стран дальнего зарубежья. Несмотря на это в 2014/2015 учебном году более 80 тыс. иностранных граждан из стран, не входящих в состав СНГ, получали образование в России. Это свидетельствует о том, что существуют критерии выбора учебного заведения, по которым образование в Российской Федерации является приоритетным.

Для наращивания темпов экспорта образовательных услуг необходимо поддерживать и улучшать качество российского образования, увеличить численность иностранных граждан, выбравших российское образование. Учитывая, что во многих странах иностранные студенты рассматриваются как индикатор привлекательности системы образования, а престижность вуза напрямую зависит от количества обучаемых иностранных студентов, в российских вузах, особенно входящих в число «5 -100», этот фактор стал прямым призывом к наращиванию иностранного контингента. Мы наблюдаем небольшую динамику роста количества иностранных студентов в общей численности российского студенчества. Но подобные темпы прироста числа иностранных студентов, аспирантов, докторантов не смогут позволить российской высшей школе в обозримом будущем занять лидирующие позиции на международном рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность высшего образования, которая сможет вывести российские вузы на лидирующие позиции, зависит от множества факторов, начиная от квалификации профессорско-преподавательского состава, технической оснащенности университетов до удобства пользования транспортной сетью и наличия спортивно-развлекательных комплексов. Признание иностранных дипломов, отсутствие коррупции, безопасность, комфортные погодные условия, наличие льгот-

Библиографический список

ных для студентов миграционных положений законодательства страны происхождения и страны приема, степень трудоустройства выпускников - это неполный перечень критериев, который составляют потенциальные абитуриенты при поиске места обучения. Большой популярностью при выборе учебного заведения пользуются различные рейтинги, отражающие эффективность образовательной системы. Такую информацию предоставляет рейтинг национальных систем высшего образования (ип^еге^ 21, или и21), который составляется в Университете Мельбурна (Австралия). Он включает 4 основных для потенциального студента показателя: инвестиции со стороны частного и государственного секторов, уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости систем высшего образования, государственная политика и регулирование, возможности получения образования, средневзвешенные результаты достижений выпускников. В целом по итогам 2014 года в десятку лучших стран вошли США, Швеция, Канада и Дания, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Сингапур и Норвегия. Россия ежегодно ухудшает свои результаты (в 2012 году - 32-я позиция, 2013 году - 33-я, 2014 году - 34-я). По итогам 2014 года Россия разделила 33-ю позицию в рейтинге с Китаем, который улучшил свою позицию на 12 пунктов по сравнению с результатами 2013 года [11].

В мае 2016 года прошел международный форум самой влиятельной ассоциации составителей и потребителей рейтингов университетов IREG, на котором подверглись критике подходы к составлению глобальных рейтингов. В них не оценивают качество образовательных программ, профессиональные перспективы студентов, наличие и прочность международных связей с работодателями и научными организациями, а учитывают только мобильность преподавателей и студентов. Неизбежно, что критерии международных рейтингов будут меняться, кроме того, появятся новые глобальные рейтинги, сфокусированные не на уровень интернационализации, а на результаты, свидетельствующие о высоком качестве образования [12].

1. Анита Индер Сингх. Россия не разворачивается в сторону Азии. Available at: http://inosmi.ru/politic/20160906/237750674.html

2. Nye J. Soft Power. Foreign Policy. 1990; 80: 167.

3. Торкунов А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Available at: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1467#3

4. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. Available at: http://vi.russia.edu.ru/ news/discus/concept/3783/

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р. Available at: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%_2013

6. Комлева Н.А. Феномен экспансии. Екатеринбург, 2002.

7. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2013.

8. Федеральная служба государственной статистики. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-12.htm

9. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2016; Выпуск 6.

10. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2015; Выпуск 12.

11. Бюллетень о сфере образования. 2015; Выпуск № 4.

12. Рейтинг лучших вузов России. 2016. Available at: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/

References

1. Anita Inder Singh. Rossiya ne razvorachivaetsya vstoronu Azii. Available at: http://inosmi.ru/politic/20160906/237750674.html

2. Nye J. Soft Power. Foreign Policy. 1990; 80: 167.

3. Torkunov A. Obrazovanie kak instrument «myagkojsily» vo vneshnejpolitike Rossii. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1467#3

4. Koncepciya 'eksporta obrazovatel'nyh uslug Rossijskoj Federacii na period 2011 - 2020 gg. Available at: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/ concept/3783/

5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody. Rasporyazhenie ot 15 maya 2013 g. № 792-r. Available at: http://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%_2013

6. Komleva N.A. Fenomen 'ekspansii. Ekaterinburg, 2002.

7. Aref'ev A.L., Sheregi F.'E. Inostrannye studenty vrossijskih vuzah. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2013.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-12.htm

9. Aref'ev A.L., Sheregi F.'E 'Eksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug: Statisticheskij sbornik. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016; Vypusk 6.

10. Obuchenie inostrannyh grazhdan v vysshih uchebnyh zavedeniyah Rossijskoj Federacii: Statisticheskij sbornik. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2015; Vypusk 12.

11. Byulleten' o sfere obrazovaniya. 2015; Vypusk № 4.

12. Rejting luchshih vuzov Rossii. 2016. Available at: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/

Статья поступила в редакцию 25.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.