Научная статья на тему 'Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции'

Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1143
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИСК1 РИМИНАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савченко И. А.

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди иностранных студентов вузов Нижнего Новгорода. Анализ данных позволяет выявить условия и барьеры ин1 теграции иностранца в новую социокультурную реальность. Стремление иностранца сохранить культурную идентичность уравновешивается желанием связать свое будущее с Россией, а слабая адаптивная активность комфортным самочувствием в российском регионе. Именно эти пози1 тивные показатели способны стать основой интеграционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции»

Савченко И.А.

Нижегородский государственный технический университет им. РЕ. Алексеева E-mail: [email protected]

ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ В РОССИИ:

УСЛОВИЯ И БАРЬЕРЫ ИНТЕГРАЦИИ

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди иностранных студентов вузов Нижнего Новгорода. Анализ данных позволяет выявить условия и барьеры интеграции иностранца в новую социокультурную реальность. Стремление иностранца сохранить культурную идентичность уравновешивается желанием связать свое будущее с Россией, а слабая адаптивная активность - комфортным самочувствием в российском регионе. Именно эти позитивные показатели способны стать основой интеграционного процесса.

Ключевые слова: интеграция, социокультурное окружение, культурная идентичность, дискриминация, адаптация.

Социально-психологические проблемы интеграции иностранных студентов в российскую социокультурную реальность, как правило, рассматриваются в рамках эффективной организации учебно-воспитательного процесса в вузах, где обучаются иностранцы.

Между тем, как нам кажется, необходимость исследования проблем интеграции иностранных студентов в России имеет более широкое, социальное значение. По разным данным, примерно четверть иностранных студентов остается жить в России (то есть заводят семьи, детей, приобретают недвижимость), более половины - не покидают нашу страну после окончания вуза, а остаются на неопределенное время [1]. Учитывая данный факт, к рассмотрению проблемы интеграции указанной категории мигрантов в культурно-социальные реалии российских регионов следует относиться более чем серьезно.

Не так давно Министерство образования и науки России обнародовало некоторые данные об иностранных студентах, обучающихся в России [2, с. 44]. Всего в российских вузах учится почти 100 тыс. иностранных граждан, в том числе почти 70 тыс. - на контрактной основе и свыше 30 тыс. - за счет средств федерального бюджета. Больше всего студентов-иностранцев приехало из стран Азии, Африки и Латинской Америки (55%), а также государств - участников СНГ (33%).

Самая популярная специальность среди иностранных студентов, обучающихся в России, - медицина (19,2% студентов). На втором месте - экономика, финансы, менеджмент (17,5%); на третьем - гуманитарно-социальные

специальности (15,6%). Популярны также инженерно-технические специальности, право, естественные и точные науки (в том числе математика).

В соответствии с международными договорами в 2005 году за счет средств федерального бюджета и на предоставляемые государственные стипендии иностранных граждан из 98 государств дальнего и ближнего зарубежья готовят в 170 российских вузах системы Министерства образования и науки России. Лидер по подготовке иностранных студентов - Москва (около 50 вузов). На втором месте - Санкт-Петербург (14 вузов).

Кроме того, прием иностранных учащихся за счет средств федерального бюджета по направлениям Рособразования осуществляют вузы, не относящиеся к системе Минобрнауки: МГУ, Финансовая академия при правительстве Российской Федерации, вузы Минздравсоцраз-вития России, Минкультуры России, Минтранса России, Минсвязи России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России - всего около

20 высших учебных заведений. Целевую подготовку специалистов для государств - участников СНГ по предоставляемым государственным стипендиям осуществляют еще в 31 вузе. Только 2 из них - московские.

По статистике Минобрнауки, Россия занимает 8-е место в мире по числу обучающихся иностранных граждан. На первом месте США (586 тыс. чел.), на втором - Великобритания (233 тыс. чел.), на третьем - Германия (200 ты-с.чел.). Далее следуют Франция (160 тыс. чел.), Австралия (157 тыс. чел.), Испания (124 тыс. чел.), Канада (100 тыс. чел.).

Иностранные студенты приезжают из разных стран мира, из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с совершенно различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Кроме того, иностранные студенты, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями.

Приезжая в Россию, иностранный студент попадает в принципиально новые социальные условия. Несмотря на уже имеющийся социальный опыт, полученный в родной стране, условия жизни (и обучения) в России можно считать для студента-иностранца непривычными. Разница между организацией общественной жизни и условиями обучения в родной стране и в России порождает проблемы, связанные с адаптацией студента к условиям жизни и обучения в чужой стране. Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т. д.

Среди городов России, в которых обучаются иностранные студенты, присутствует и Нижний Новгород. В нижегородских вузах учатся иностранные студенты из Марокко, Танзании, Судана, Иордании, Индии, Китая и других, преимущественно азиатских и африканских, стран.

Для исследования проблем социально-психологической адаптации студентов-иностран-цев был проведен специальный опрос1. В нем приняли участие 247 студентов из разных вузов Нижнего Новгорода: Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева (58 чел.), Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (98 чел.), Нижегородской государственной медицинской академии (47 чел.), Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (44 чел.).

Опрашивались африканцы (43%), индусы (16%) и китайцы (41%). Возраст респондентов -

21 -25 лет, в официальном браке никто из них не состоит. Среднее время пребывания в России у африканцев и индусов - 3 года, у китайцев - 5 лет. Большинство (91%) проживают в общежитии.

Прежде чем анализировать полученные данные, несколько слов о том, как иностранные студенты воспринимали процедуру опроса. Члены рабочей группы, непосредственно осуществлявшие опрос, отметили, что наиболее дружелюбными оказались африканцы, усердными - китайцы и равнодушными - индусы. Вместе с тем африканцам трудно было вникать в смысл задаваемых вопросов, поскольку рационализированная форма общения для них оказалась непривычной. Остальные две категории студентов-иностранцев оказались более трудоспособными в плане интеллектуальной работы.

В связи с недостаточным владением русским языком у студентов возникали трудности в восприятии информации. Они отвлекались, переговаривались, переспрашивали, у некоторых даже возникало желание отказаться от ответов на вопросы. Поддержка со стороны преподавателей, их авторитет среди студентов и владение языком облегчили нам работу.

Было очевидно, что всех опрашиваемых объединяет недостаточная степень адаптации к современной российской культуре. Исходя из полученных данных, большинство испытывают страх, отчуждение, недоверие к русским людям. Отчасти это является стереотипом, когда индивидом «на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы» [3].

В процессе работы возник диалог, благодаря которому стало более понятным отношение иностранных студентов к жизни, проживанию в России и обучению в российском вузе. Иностранные студенты поняли, что существующие стереотипы не должны являться главным критерием при выборе своего собеседника, друга, товарища.

Воросы были направлены на получение наиболее значимых сведений об иностранных студентах в России, об их социально-психологи-ческихустановках и проблемах, сопутствующих проживанию в России. Так в ответе на вопрос «Что Вас беспокоит в жизни сегодня?» африканцы в своем большинстве указывают «материальные проблемы» (95%), «учебу» (81%), китайцы - «безопасность своей жизни» (79%),

1 Исследование проводилось проектной группой. Руководитель: И.А. Савченко. Члены рабочей группы: Морозова О., Борисова Н., Свирина М.

Таблица 1. Мнения иностранных студентов по поводу качеств, заимствованных у русских

№ Какие качества русских людей Вы переняли у них, Кол-во респондентов, выбравших данный вариант

п/п живя в России (в %)

1 Независимость и свободу поведения 2

2 Речь и речевые обороты 9

3 Любовь к русской кухне 2

4 Гостеприимство 2

5 Трудолюбию 1

6 Любовь к России 4

7 Привычку к распитию спиртного 2

8 Ничего не переняли 86

Таблица 2. Мнения иностранных студентов по поводу качеств, которые русские заимствовали у них

№ п/п Как Вы думаете, русские люди, живя рядом с Вами, переняли у Вас какие-либо качества Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

1 Некоторые традиции 2

2 Кухню 4

3 Уважение к родным -

4 Скромность -

5 Гостеприимство -

6 Трудолюбие -

7 Ничего не переняли 94

Таблица 3. Оценка иностранными студентами влияния социально-культурного окружения на их поведение

№ п/п Меняется ли Ваше поведение в зависимости от того, с представителями каких национальностей Вы находитесь в одной компании? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

1 Меняется 21

2 Не меняется 79

индусы - «деньги» (88%), «неуверенность в завтрашнем дне» (92%). Выяснилось, что иностранные студенты из всех трех опрашиваемых групп мало значения придают таким проблемам, как место в обществе - 10%, приобретение собственной квартиры - 2%, здоровье - 4%. Также обнаружилось, что проблема межнациональных конфликтов волнует лишь 6% студентов.

Иностранным студентам предлагалось указать национальность трех самых близких друзей. Помимо представителей своей национальности (в среднем - 97% у всех групп студентов-иностранцев), китайцы отметили русских (75%), а индусы - китайцев (69%). Африканцы поняли вопрос по-своему: в качестве своих друзей они указывали представителей различных африканских стран - Камеруна, Занзибара (название этого государства активно используется африканцами, несмотря на то, что в 1984 Занзибар вместе с Танганьикой образовали Объединенную Республику Танзания), Намибии.

При оценке влияния соседства с русскими людьми многие иностранные студенты (в среднем - 86%) убеждены, что ничего не переняли у них. Такое качество, как любовь к русской кух-

не, переняли 2%, гостеприимство - 2%, трудолюбие - 1%, любовь к России - 4%, привычку к распитию спиртного - 2%, «независимость и свободу поведения» переняли у русских 2%; 9% полагают, что научились у русских говорить по-русски (см. таблицу 1).

Вполне закономерно, что подавляющая часть опрошенных (94%) признает, что, общаясь с представителями их национальности, русские ничего не переняли. Между тем ряд студентов считает, что русские переняли у них некоторые традиции (2%), кухню (4%) (см. таблицу 2).

На вопрос «Меняется ли Ваше поведение в зависимости от того, с представителями каких национальностей Вы находитесь в одной компании?» в среднем 79% ответили отрицательно, положительно - только 21% (таблица 3).

Студентам-иностранцам задавался следующий вопрос: «Как Вы думаете, что поможет Вашим соотечественникам в России сохранить свою культуру? Или это не нужно?» Подавляющее большинство (87% африканцев, 91% китайцев и 95% индусов) уверены, что родную культуру сохранять необходимо. Отметим, что

Таблица 4. Ситуации, обостряющие связь иностранных студентов со своим народом*

№ В каких ситуациях Вы сильнее всего ощущаете связь со своим народом? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

п/п (укажите не более 3-х вариантов) а к и1

1 Когда вижу, как искажается и забывается история моего народа 3 5 7

2 Когда вижу опасность обращения моего народа в чужую веру - -- 12

3 Когда понимаю, что карьера и профессиональный рост представителей моего народа тормозятся из-за их национальной принадлежности 19 25 12

4 Когда узнаю о пролитой крови и новых жертвах моего народа в войнах и межнациональных конфликтах 19 9 5

5 Когда понимаю, что мой народ безвозвратно утрачивает национальные культурные ценности - язык, веру, интерес к жизни 3 5 7

6 Когда сталкиваюсь с политическими, социальными, гражданскими ущемлениями прав людей моей национальности 76 81 54

7 Когда вижу, что мой родной язык подавляется и вытесняется из различных сфер 2 4 5

8 Когда вижу, что на землю, принадлежащую моему народу и ее природные богатства, претендуют другие народы 2 9 2

* Здесь и далее используются сокращения: «а» - африканцы, «к» - китайцы, «и» - индусы.

Таблица 5. Россия в восприятии иностранных студентов

№ п/п Что для Вас Россия? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Земля, где я никому не нужен 4 1 4

2 Сильное государство, способное меня защитить 4 47 9

3 Место, где я чувствую себя в безопасности 9 49 10

4 Место, где я НЕ чувствую себя в безопасности 51 2 71

5 Земля, откуда меня гонят 28 1 6

6 Другое (укажите, что именно)

при опросе студентов из ближнего зарубежья, проводимом в нижегородских вузах нашими коллегами, 35% респондентов высказали уверенность, что нет никакой необходимости сохранять родную культуру, т. е. в необходимости ее сохранения были уверены лишь 65%.

В общине видят залог сохранения родной культуры 21% африканцев, 35% китайцев, 47% индусов, в знании своей истории - в среднем около 4% у представителей всех групп. Индусы единственные, кто считает, что для сохранения родной культуры необходима религиозная вера (87%), у остальных опрашиваемых данный показатель около 3%. Китайцы большое значение в сохранении культуры придают поездкам на родину (87%) и переписке с близкими посредством Интернета (91%). На интеграцию культур возлагают надежды 15% всех опрошенных.

На вопрос «В каких ситуациях Вы сильнее всего ощущаете связь со своим народом?» большинство респондентов (76% африканцев, 81% китайцев и 54% индусов) указали «Когда сталкиваюсь с политическими, социальными, гражданскими ущемлениями прав людей моей национальности». В этом ответе нет культурной составляющей, здесь более задействован пра-

вовой аспект. Мало представлены такие ответы, как «Когда понимаю, что мой народ безвозвратно утрачивает национальные культурные ценности - язык, веру, интерес к жизни», «Когда вижу опасность обращения моего народа в чужую веру», «Когда понимаю, что карьера и профессиональный рост представителей моего народа тормозятся из-за их национальной принадлежности», «Когда вижу, что мой родной язык подавляется и вытесняется из различных сфер», «Когда виджу, как искажается и забывается история моего народа». Здесь обнаруживается поразительная разница с результатами опроса студентов из ближнего зарубежья, которые на первый план ставят культурную, но не гражданскую связь со своим народом (таблица 4).

Отвечая на вопрос «В России Вам хорошо или плохо?», африканцы (89%) указывают «плохо», китайцы (91%) и индусы (85%) - «хорошо». При этом африканцы (85%) и индусы (89%) испытывают тоску по родине, а китайцы не испытывают (82%), при чем большинство (около 79% во всех группах) утверждает, что, приехав в Россию, стали чувствовать себя свободными.

Вместе с тем ответы на вопрос «Что для Вас Россия?» позволили уточнить отношение

Таблица 6. Родина в восприятии иностранных студентов

№ п/п Чем для Вас является ваша Родина? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Земля, где я никому не нужен 1 1 1

2 Место, где меня никто не ждет 2 1 1

3 Сильное государство, способное меня защитить 69 74

4 Место, где я чувствую себя в безопасности 72 34 25

5 Место, где я НЕ чувствую себя в безопасности 1 - -

6 Земля, откуда меня гонят 1 - -

7 Другое (укажите, что именно

Таблица 7. Российский регион (Нижегородская область) в восприятии иностранных студентов

Что для Вас наш регион (Нижегородская область)? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Земля, где я никому не нужен 4 2 3

2 Место, где мне комфортно 65 67 67

3 Место, где мне НЕ комфортно 3 1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Место, где я чувствую себя в безопасности 20 25 22

5 Место, где я НЕ чувствую себя в безопасности 3 2 4

6 Место учебы 3 3 2

Таблица 8. Чувства, вызываемые у иностранных студентов принадлежностью к их национальной культуре

№ п/п Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к вашей национальной культуре? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Гордость 37 40 45

2 Превосходство 4 5 1

3 Спокойную уверенность 51 54 52

4 Обиду 3 1 1

5 Стыд 1 1 1

6 Вину 2 - -

7 Ущемленность, униженность 2 - -

8 Другое (укажите, что именно)

студентов-иностранцев к нашей стране (см. таблицу 5). Так, ожидаемыми оказались ответы у африканцев и китайцев. Последние (87%) считают нашу страну «сильным государством, способным их защитить» (30%) или местом, где они «чувствуют себя в безопасности» (57%).

Африканцы, напротив, считают Россию «землей, откуда их гонят» (28%) или местом, где они «НЕ чувствуют себя в безопасности» (51%). Такие ответы вполне согласуются с тем, что африканцам в России «плохо».

При этом индусы, которым в России «хорошо», в большинстве своем считают нашу страну, тем не менее, местом, где они «НЕ чувствуют себя в безопасности» (71%). По-видимому, при всех преимуществах жизни в России индусы сталкивались с ситуациями, когда их безопасность была под угрозой.

Иначе характеризуют иностранные студенты свою родину (таблица 6). Для индусов

это «сильное государство» (74%), как, впрочем, и для китайцев (69%). Местом, где «чувствуешь себя в безопасности», свою родину считают 72% африканцев, 25% индусов и 34% китайцев.

При этом нас очень удивило, что Нижний Новгород и Нижегородская область нравятся практически всем опрошенным (см. таблицу 7). В среднем для трех категорий студентов -иностранцев (67%) он представляется «комфортным местом», для 22% - безопасным, 3% - не более чем место учебы, и лишь для 3% - земля, где «они никому не нужны».

Все три категории иностранных студентов примерно одинаково характеризуют чувства, которые вызывает у них принадлежность к своей нации (см. таблицу 8). Так в ответе на соответствующий вопрос 52% указали спокойную уверенность, 40% - гордость, 3% - обиду, 1% -стыд, превосходство - 5%.

Нет единодушия у трех групп при указании языков, владение которыми будет полезно

Таблица 9. Отношение иностранных студентов к полезности изучения языков для их будущих детей

№ п/п Как Вы считаете, знание каких языков будет полезно Вашим детям? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Русский 7 81 69

2 Английский 56 75 44

3 Испанский 45 - -

4 Французский 59 - -

Таблица 10. Количество иностранных студентов, испытывавших ущемление прав или возможностей из-за национальной принадлежности

№ п/п Приходилось ли Вам (или членам Вашей семьи) испытывать ущемление своих прав или возможностей из-за Вашей национальной принадлежности? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Да, часто 30 1 3

2 Иногда 45 20 23

3 Нет 21 77 71

4 Затрудняюсь ответить 4 2 3

Таблица 11. Формы поведения в отношении иностранных студентов в России

№ п/п Приходилось ли Вам сталкиваться в повседневной жизни с такими формами поведения в отношении людей Вашей национальности? Кол-во респондентов, выбравших данный вариант (в %)

а к и

1 Открытое нежелание разговаривать 38 15 5

2 Высказывания за спиной, холодность в общении 43 28 7

3 Оскорбительные замечания, насмешки, явное презрение 4 4 4

4 Принуждения к выезду, перемене места жительства 1 1 1

5 Угрозы 15 2 1

6 Физические воздействия (толкнули, ударили) 7 2

7 Телесные повреждения (ранения, увечья)

8 Убийства 2 2 2

9 Внешних признаков нет, но чувствую недоброжелательство 44 30 10

10 Никогда не сталкивался с отрицательным отношением к себе на национальной почве 4 15 45

11 Открытое нежелание разговаривать 2 4 41

их детям (см. таблицу 9). Так китайцы отдают предпочтение русскому (81%) и английскому (75%), индусы - преимущественно русскому (69%). Что же касается африканцев, то они выбирают такие языки, как английский (56%), французский (59%), испанский (45%).

Студенты-африканцы (75%) утверждают, что им приходилось испытывать ущемление своих прав или возможностей из-за национальной принадлежности. Такие трудности они испытывали в основном при поиске работы. При этом намного менее значительная часть китайцев (21%) и индусов (26%) дает аналогичный ответ (см. таблицу 10).

Однако многие китайцы (58%), африканцы (87%), а также индусы (37%) указывают, что им приходилось сталкиваться в повседневной жизни с недоброжелательным поведением в отношении людей их национальности (таблица 11). При этом 30% китайцев, 44% африканцев и 10%

индусов указывают, что «внешних признаков нет, но чувствуют недоброжелательство». Однако 28% китайцев, 43% африканцев и 7% индусов сталкивались с «высказываниями за спиной, холодностью в общении», 15% китайцев, 38% африканцев и 5% индусов - с открытым нежеланием разговаривать, 7% африканцев и 2% индусов столкнулись с физическим насилием на национальной почве, по 1% - с принуждениями к выезду, перемене места жительства; в среднем по 4% испытали в свой адрес оскорбительные замечания, насмешки, явное презрение; около 2% в каждой группе утверждают, что в их окружении были соотечественники, убитые на национальной почве.

Итак, наше исследование дает приблизительное понимание того, как чувствует себя студент-иностранец в крупном российском городе, что препятствует и что способствует его интеграции в новую социокультурную среду.

Прежде всего, отметим, что многие иностранцы стремятся сохранить свою культурную идентичность, хотя далеко не все уверены в том, что сохранять ее необходимо. Большинство считает, что только религиозная вера и постоянное общение с родными и близкими (переписка и визиты на родину) позволят не утратить культурные корни. Принадлежность к родной культуре вызывает в иностранцах гордость и спокойную уверенность.

При этом связь иностранца со своим народом значительно обостряется в кризисных, драматичных ситуациях, связанных с унижением и притеснением соотечественников не обязательно в России, но и в любом уголке Земли.

К России у иностранцев нет устойчивого отношения, оно колеблется от «уважения к сильному государству» до «отсутствия уверенности в том, что это государство способно обеспечить приезжему безопасность и защиту». В чужой стране иностранцам хочется считать, что их далекая родина лучше и безопаснее, поэтому налицо ее идеализация.

Можно выделить очевидные показатели слабой интегрированности, а точнее, слабой интеграционной активности иностранцев. Так, живя бок о бок с русскими, иностранцы тем не менее

убеждены, что в результате такого соседства ничего у русских не переняли, да и русские ничего не заимствовали у приезжих. Иностранец уверен, что его поведение никак не зависит от социально-культурного окружения. При этом многие иностранцы хотя и не испытывают явной дискриминации, но отмечают периодическую холодность и недоброжелательность со стороны инокультурного окружения. И, что самое важное, в интеграцию культур иностранцы не верят.

Но есть и позитивные показатели. Иностранцы не указывают на крайние формы ущемления их прав и достоинства в чужой стране: принуждение к выезду, телесные повреждения. Очень многие, хотя далеко не все, связывают с Россией не только собственное будущее, но и будущее своих детей. Неслучайно достаточно популярно мнение о необходимости обучения детей русскому. Важнее всего то, что регион (Нижегородская область) у большинства иностранцев ассоциируется с чувством комфорта.

Последнее наблюдение особенно радует. По-видимому, взаимные усилия по организации коммуникативных связей регионального сообщества и иностранных студентов, приезжающих учиться в регион, должны стать основой активного интеграционного процесса.

Список использованной литературы:

1. Давидсон А.Б., Иванова Л.И. Московская Африка. Научный совет Российской академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. Издательство театрального института им. Б. Щукина. М., 2003.

2. Дементьева С.В. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов в контексте социологического анализа // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: Материалы Всероссийского семинара. Том 2. Томск, 21-23 октября 2008 года. Томск: Издательство ТПУ, 2008. 200 с. - С. 42-59.

3. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Сведения об авторе: Савченко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры связи с общественностью, маркетинга и коммуникации Нижегородского государственного технического университета им. РЕ. Алексеева, е-mail: [email protected], тел.: 8-9038470268.

Savchenko I.A.

Foreign students in Russia: conditions and barriers of integration

The results of empirical research conducted among foreign students in institutes of higher education of Nizhny Novgorod are given in this article. The analysis of data allows revealing conditions and barriers of foreigners’ integration into new social-cultural reality. An aspiration of a foreigner to keep cultural identity is balanced with a wish to connect own future with Russia, but weak adaptive activity - with comfort feeling in Russian region.

Key words: integration, social-cultural environment, cultural identity, discrimination, adaptation.

Bibliography:

1. Davidson A.B., Ivanov L.I. Moscow Africa. Scientific council of the Russian Academy of studying and protection of a culture and nature heritage Sciences. Publishing house of Theatre Institute named after B.Schukin. Moscow, 2003.

2. Dementyeva S.V. Higher school of Russia as a mechanism of educational migrant adaptation in a context of sociological analysis / Methodology of training and efficiency increase academic, socio-cultural and psychological adaptation of foreign students in Russian universityl: theoretical and applied aspects: Materials of the All-Russia seminar. Volume 2. Tomsk, 21 - on October, 23rd, 2008. Tomsk: Publishing house TPU, 2008. 200 p. - Pp. 42 - 59.

3. Stefanenko, TG. Etnopsychology. Moscow: PI of the Russian Academy of Sciences, the Academic Project, Ekaterinburg: the Business book, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.