УДК 336.71:339.727.22
https://doi.org/10.24158/pep.2017.8.11
Наумова Татьяна Сергеевна Naumova Tatyana Sergeyevna
кандидат экономических наук, PhD in Economics, Assistant Professor,
доцент кафедры мировой экономики World Economics Department,
Дальневосточного федерального университета Far Eastern Federal University
Олейник Галина Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета
ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Oleynik Galina Sergeyevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Finance and Credit Department, Far Eastern Federal University
FOREIGN CAPITAL IN THE BANKING SECTOR OF THE ECONOMY: AN INSTITUTIONAL CHARACTERISTIC
Аннотация:
Финансовая безопасность государства предполагает стабильность и устойчивость развития банковской системы. Привлечение иностранных инвестиций в эту сферу наряду с положительными ре-зультатами усиливает зависимость от негативного воздействия факторов внешней среды. В статье исследуются количественные и качественные изменения, происходящие в банковской системе, связанные с деятельностью иностранных банков. Выявлены основные тенденции динамики показателей, характеризующих место и роль иностранных банков в мировой банковской системе в целом и по группам стран, определены особенности процессов и причины, способствующие активизации деятельности иностранных банков. Углубленный анализ влияния глобализации на институциональные трансформации в банковском секторе экономики проведен на примере данных КНР и РФ, относящихся к группе государств с формирующимися рынками. Общий подход в решении проблемы допуска иностранных банков на внутренний рынок предусматривает применение ограничительных мер, принимаемых монетарными властями обеих стран по регулированию их деятельности и направленных на поддержание равновесия банковской системы, ее способности противостоять внешним шокам. Однако характер и степень вмешательства государства существенно различаются, имеют свою специфику, что является одним из факторов, обусловливающих различие роли и места иностранных банков в финансовой системе обеих стран. Материалы работы могут быть по-лезны при оценке институционального аспекта развития банковской системы, уровня финансовой безопасности и факторов ее формирования.
Ключевые слова:
финансовая безопасность, банковская система, безопасность банковской системы, банки с иностранным участием, ограничения в сфере банковской деятельности.
Summary:
The financial security of the state presupposes stability and sustainability of the banking system development. The attraction of foreign investment in this sphere along with positive results should increase its dependence on the negative impact of environmental factors. The article examines the quantitative and qualitative changes taking place in the banking system in relation to the foreign banks' activities. The paper identifies the main trends in dynamics of indicators that characterize the place and role of foreign banks in the global banking system as a whole and with regard to groups of countries. It defines the features of the processes and factors that contribute to the revitalization of foreign banks. An in-depth analysis of the impact of globalization on institutional changes in the banking sector is conducted on the sample data of China and Russia belonging to the states with emerging markets. A common approach to solving the problem of opening the door to foreign banks involves restrictive measures employed by the monetary authorities of both countries in order to regulate their activities. These measures focus on maintaining the balance of the banking system, its ability to withstand external shocks. However, the nature and extent of government intervention vary significantly; their specific features are one of the factors explaining the difference in the role and place of foreign banks in the financial system of both countries. The research materials can be used when estimating the institutional aspect of the banking system development, the level of financial security and the factors of its formation.
Keywords:
financial security, banking system, security of the banking system, foreign investment banks, banking re strictions.
Одним из ключевых критериев экономической безопасности государства является финансовая безопасность, которая формируется как результат стабильного развития денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой сфер, взвешенной политики в области государственного кредита, устойчивости финансового рынка и банковской системы (рисунок 1). В экономической литературе в определении понятия «безопасность банковской системы» присутствуют такие характеристики, как стабильность развития, устойчивость к негативному влиянию условий внешней и внутренней среды.
Рисунок 1 - Элементы финансовой безопасности государства [1]
Участие иностранных инвесторов в развитии кредитно-банковской системы, формировании ее ресурсов объективно усиливает вероятность негативного внешнего воздействия. Сам факт использования средств нерезидентов повышает уровень потенциального риска как для инвестора, так и для принимающей стороны. Этот риск связан с изменением политической и социально-экономической ситуации, нормативно-правовой базы и других условий, конструирующих экономическую среду как в государстве инвестора, так и в принимающей стране. Кроме того, каждый участник инвестиционной сделки преследует свои цели, что зачастую приводит к конфликту интересов и решению проблемы в пользу одной из сторон. Следует принимать во внимание и то влияние, которое оказывает деятельность кредитных учреждений на устойчивость денежного обращения и стабильность курса национальной валюты, их взаимосвязь с макроэкономическими показателями. Сбой в работе банковской системы вследствие негативного воздействия факторов внешней среды, в том числе связанных с привлечением иностранного капитала, может вызвать крайне негативные последствия. Все это обусловливает зависимость безопасности банковской системы от степени участия нерезидентов в формировании банковских ресурсов и удельного веса их собственности в совокупном капитале.
Процессы глобализации, являющиеся характерной особенностью современного этапа развития мировой экономики, охватывают все сферы деятельности, включая банковскую. В экономической литературе неоднократно подчеркивалось, что привлечение нерезидентов в данную область влечет за собой как позитивные последствия, так и негативные. Целесообразность использования иностранного капитала в этом случае определяется достижением чистого положительного эффекта.
В 2014 г. МВФ опубликовал результаты исследования относительно участия иностранного капитала в банковском секторе экономики 137 стран. В качестве индикативных показателей использовались количество банков с иностранным участием (foreign banks) и их удельный вес в общем числе банков, а также величина активов банков с иностранным участием (assets of foreign banks) и их удельный вес в совокупных активах банковской системы. По первому показателю сопоставлены данные за 2007 и 2013 гг., а по второму - за 2007 и 2012 гг. Расчеты, проведенные на основе имеющейся информации, позволили определить количественные и качественные изменения в банковском секторе мировой экономики, %: общее количество банков сократилось на 8,7, в том числе национальных банков (domestic banks) - на 11,8, банков с иностранным участием - на 2,2; вместе с тем суммарная величина банковских активов увеличилась на 15,7, в том числе национальных банков - на 18,2, иностранных - на 0,1 [2]. Это позволило сделать вывод о формировании следующих тенденций в развитии мировой банковской системы.
1. Наблюдается сокращение общего количества кредитных учреждений, включая национальные банки и банки с иностранным участием, но соотношение темпов изменения показателей сложилось не в пользу национальных банков.
2. Отмечается увеличение активов банковской системы в целом и по каждой группе банков в частности. В данном случае картина меняется: активы национальных банков возросли в значительно большей степени, что обусловило существенный прирост совокупных активов всей системы.
3. Оба эти обстоятельства свидетельствуют, во-первых, об активизации процессов концентрации банковского капитала; во-вторых, об ужесточении требований органов, осуществляющих регулирование и надзор за деятельностью банковских структур, следствиями которого являются отзыв лицензий и сокращение количества банков.
4. Неблагоприятная экономическая ситуация, мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. оказал крайне негативное воздействие на банковский сектор экономики: проблемы с ликвидностью, невыполнение обязательств, банкротства - все это способствовало уменьшению числа кредитных учреждений, в первую очередь мелких и средних.
Сложившаяся динамика количественных показателей не оказала существенного влияния на соотношение численности национальных и иностранных банков, их активов (рисунок 2).
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
Национальные банки
Иностранные банки
Активы
Национальные банки
Иностранные банки
2007
12012-2013
Рисунок 2 - Динамика структуры количества банков и их активов по странам мира
в 2007 и 2012-2013 гг., доли единицы [2]
Выход иностранных банков на зарубежные рынки преследует определенные цели, которые различаются в зависимости от особенностей экономики стран-инвесторов (доноров) и стран-реципиентов. В данном случае необходимо принимать во внимание, что банковский капитал следует за инвестициями в другие секторы экономики, обслуживая и удовлетворяя их потребности в кредитовании, проведении расчетно-платежных, валютных и других видов операций.
Банковские системы развитых государств обладают серьезными преимуществами, к которым относятся устойчивость, стабильность развития, диверсифицированность оказываемых услуг, минимизация риска вложения средств, применение передовых банковских технологий и т. п. Все это делает их привлекательными для иностранных инвесторов и влияет на показатели вовлеченности в национальную банковскую систему.
Развивающиеся и переходные экономики, не обладая в полной мере перечисленными достоинствами для привлечения иностранных инвестиций, тем не менее обеспечивают потенциальным инвесторам расширение масштабов деятельности и возможностей получения дополнительной прибыли, выход на новые рынки банковских услуг. Правда, риски вложений средств в данном случае существенно выше, но зачастую они нивелируются высоким уровнем доходности или перспективами решения других проблем. Повышенный риск обусловливает избирательный характер инвестирования средств в банковский сектор развивающихся экономик и разную степень интенсивности этого процесса для отдельных государств. Заинтересованность иностранных инвесторов зависит от конкретной ситуации, условий деятельности, форм вложения средств и т. п. В силу указанных причин инвестиции нерезидентов и их роль в банковском секторе существенно различаются по группам стран, в перечень которых включаются государства - члены ОЭСР, другие развитые государства, страны с формирующимися рынками (переходной экономикой), развивающиеся страны (таблица 1).
Таблица 1 - Удельный вес национальных банков и банков с участием нерезидентов
по группам стран в 2012-2013 гг., доли единицы [3]
Группа стран Доля в общем количестве банков Доля в совокупных активах
национальные банки банки с иностранным участием национальные банки банки с иностранным участием
Страны - члены ОЭСР 0,76 0,24 0,90 0,10
Другие развитые страны 0,62 0,38 0,41 0,59
Государства с формирующимися рынками 0,64 0,36 0,90 0,10
Развивающиеся страны 0,53 0,47 0,75 0,25
Как видно из таблицы 1, структурные показатели имеют существенные различия по группам стран: наибольший удельный вес количества банков с иностранным участием сложился в развивающихся государствах (developing countries), а по величине активов - в так называемых «других развитых странах» (other-high income countries). Низкий уровень факторов удельного веса банков с участием иностранного капитала в наиболее развитых странах - членах ОЭСР - является вполне ожидаемым, несмотря на их привлекательность для иностранных инвесторов, в силу сложностей вхождения на рынки государств с развитой банковской инфраструктурой, жесткой конкурентной средой, повышенными требованиями с точки зрения законодательства и т. п.
В странах с формирующимися рынками (emerging markets) наблюдаются аналогичный уровень и соотношение показателей. В эту группу входят государства Восточной Европы, бывшие советские республики, а также, по мнению ряда исследователей, КНР, Вьетнам и др. Нельзя не отметить условность такого деления, поскольку некоторые из этих стран являются членами ЕС и в силу данного обстоятельства формально должны относиться к развитым государствам. Однако в одной группе они находятся из-за характера развития экономики и преобразований в экономической и социальной сфере, а также перехода на иные принципы и методы хозяйствования. Высокая степень участия национального капитала в банковском секторе экономики формируется под влиянием совокупности факторов, среди которых можно выделить ограничительные меры, принимаемые монетарными властями некоторых государств для обеспечения финансовой безопасности, стабильности банковской системы, нивелирования негативного воздействия внешних условий.
Одной из наиболее развитых стран третьей группы является КНР, которая занимает ведущие позиции в мировой экономике, что обусловливает ее привлекательность для иностранных инвесторов практически во всех сферах деятельности, включая банковскую. Динамика количества банков с иностранным участием в КНР характеризуется устойчивой тенденцией роста: в анализируемом периоде - увеличение в 2,2 раза. Правда, в последние годы темпы прироста показателей значительно снизились, тем не менее общий тренд сохраняется, что не совпадает с общемировым направлением (рисунок 3).
500 387 412 413
400 338 360
274
300 224 274
188 207 224
200
100 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рисунок 3 - Динамика количества банков с участием иностранного капитала в КНР
за 2004-2013 гг. [4]
На наш взгляд, это является следствием серьезных ограничений, длительное время сохранявшихся в банковском секторе экономики Китая и препятствовавших присутствию на рынке иностранных инвесторов. Постепенная отмена запретов и повышенных требований вызвала приток средств и, соответственно, возрастание числа иностранных банков.
В отношении банковских активов складывается не столь однозначная ситуация. В период 2003-2007 гг. наблюдалось увеличение иностранных инвестиций, следствием которого стало расширение активов банков с участием иностранного капитала, по темпам превышающее прирост активов всей банковской системы. Во время кризиса 2008-2009 гг. характер динамики изменился и соотношение показателей оказалось не в пользу банков с иностранным участием, когда темп прироста их активов снизился до 0,3 % (рисунок 4). 50
40
30
20
10
0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
-Прирост банковских активов,% -Прирост активов банков с иностранным участием, %
Рисунок 4 - Темпы прироста активов банковской системы КНР за 2004-2014 гг., % [5]
Это обусловлено рядом причин, в числе которых особо выделяются меры по поддержанию ликвидности национальной банковской системы, принятые китайским правительством и Народным банком Китая, тогда как иностранные инвесторы вынуждены были уменьшить активность для решения своих финансовых проблем. Сложившаяся динамика обусловила снижение удельного веса активов банков с иностранным участием в общем объеме активов банковской системы КНР, несмотря на увеличение их абсолютной суммы. Наибольшее значение показателя наблюдается в 2007 г., затем его изменение не имеет выраженной тенденции (рисунок 5). Таким образом, увеличение количества банков с иностранным участием сопровождается уменьшением критериев, характеризующих их роль в формировании и использовании ресурсов банковской системы КНР.
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ Удельный вес активов банков с иностранным участием, %
Рисунок 5 - Динамика удельного веса активов банков с иностранным участием в общей величине банковских активов КНР за 2003-2014 гг., % [6]
КНР, став членом ВТО, оговорила право открыть рынок банковских услуг для иностранных инвесторов в течение нескольких лет, постепенно отменяя действующие ограничения по контингенту обслуживаемых клиентов (иностранных или китайских физических и юридических лиц); валюте совершаемых сделок (иностранной валюте или китайскому юаню); территориальному размещению банков с участием иностранного капитала. С 2006 г. большая часть ограничений была отменена, но только для дочерних структур иностранных банков. Деятельность филиалов в части требований к величине активов, порядка открытия и размера первоначальных вложений, характера операций и обслуживаемых клиентов по-прежнему ограничивается в целях нивелирования возможности внешнего воздействия на развитие банковской системы [7, с. 333-334].
Решению данной проблемы способствует дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций, который в зависимости от направлений вложения средств и видов деятельности предусматривает разные варианты действий представителей органов государственной власти:
а) поощрение инвестиционной деятельности оказанием содействия в решении организационных и других вопросов, предоставлением льгот, в том числе таможенных, и т. п.;
б) предоставление равных с национальными инвесторами условий и возможностей инвестиционной деятельности;
в) ограничение деятельности иностранных инвесторов;
г) запрещение деятельности иностранных инвесторов.
К видам деятельности, для которых предусмотрена возможность использования ограничительных мер, относится сфера банковских услуг, что вполне соответствует требованиям обеспечения финансовой безопасности. Монетарные власти КНР эффективно совмещают преимущества дополнительных возможностей развития банковской системы, соответствующего потребностям современной экономики, и защиты национального рынка банковских услуг от неблагоприятных процессов и явлений в странах потенциальных инвесторов.
В РФ современная банковская система создавалась в 90-е гг. прошлого века, что ожидаемо сопровождалось резким повышением количества кредитных организаций. Однако к середине 2000-х гг. этот процесс замедлился, а затем его характер изменился. Вплоть до настоящего времени наблюдается устойчивая тенденция сокращения общей численности банков. Деятельность иностранных инвесторов в банковском секторе экономики РФ активизировалась примерно в этот же период, что обусловливало увеличение числа банков с участием иностранного капитала вплоть до 2008 г. (прирост по сравнению с данными на начало 2005 г. составил 54,2 %), затем процесс замедлился, а с 2015 г. показатели стали снижаться (за 2013-2016 гг. - на 30,4 %) (рисунок 6).
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ■ Количество банков в РФ ■ Количество банков с иностранным участием
Рисунок 6 - Динамика общего количества банков и банков с иностранным участием в РФ за 2005-2016 гг. (на 1 января соответствующего года) [8]
Применительно к банкам с иностранным участием это снижение объясняется серьезным осложнением экономической и внешнеполитической ситуации, санкциями ряда западных стран, затронувшими банковский сектор РФ. Сокращение общего количества кредитных организаций во многом связано с ужесточением политики Банка России в части контроля и отзыва лицензий у коммерческих банков, деятельность которых не соответствует установленным требованиям.
Тенденции изменения величины уставного капитала всех кредитных организаций и банков с иностранным участием не совпадают. Уставный капитал банковской системы в целом демонстрирует относительно устойчивую динамику. Он начал плавно снижаться с 2013 г., в дальнейшем оставаясь практически на одном уровне. Уставный капитал банков с иностранным участием в течение анализируемого периода уменьшался, несмотря на отклонение от общей тенденции в отдельные годы, однако в 2015-2016 гг. ситуация выровнялась (рисунок 7).
250 200 150 100 50 0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
-Темпы роста совокупного уставного капитала
-Темпы роста инвестиций нерезидентов в уставный капитал
Рисунок 7 - Темпы возрастания объемов инвестиций нерезидентов в уставный капитал и совокупной величины уставного капитала кредитных организаций РФ за 2005-2016 гг., % [9]
На фоне динамики количественных показателей в банковской системе происходят структурные изменения. До 2008-2010 гг. наблюдалось быстрое увеличение удельного веса уставного капитала банков с иностранным участием в уставном капитале всей банковской системы, в том числе скорректированного на объем уставного капитала банков с участием нерезидентов, находящихся под непосредственным влиянием резидентов РФ, а затем - его постепенное снижение, которое ускорилось в 2015-2016 гг. (рисунок 8) [10]. 30
25 20 15 10
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
■ Удельный вес банков с иностранным участием,%
1 Удельный вес банков с иностранным участием скорректированный, %
Рисунок 8 - Динамика удельного веса уставного капитала банков с иностранным участием в общей величине уставного капитала банковской системы РФ за 2004-2016 гг., % [11]
5
0
Несмотря на отрицательную динамику показателей в последние годы анализируемого периода, роль банков с иностранным участием продолжает оставаться весьма заметной: удельный вес в общем количестве банков на 01.01.2017 г. составлял 27,9 %, а в уставном капитале кредитных организаций - 1б,6 %. Учитывая более широкие возможности привлечения кредитных ресурсов, выгодные условия кредитования, минимизацию рисков и другие преимущества в организации деятельности, иностранные банки воздействуют на развитие банковского сектора экономики РФ, имея положительные результаты и более высокие значения эффективности финансовой деятельности.
Банки с иностранным участием способствуют решению проблем ликвидности, увеличению кредитного портфеля, внедрению передовых банковских технологий и т. д. Однако изменение экономической и (или) политической ситуации, оказывающей влияние на деятельность головного банка, чьи дочерние структуры работают в РФ, могут повлечь за собой серьезные отрицательные последствия для банковской системы РФ. Именно поэтому Банк России, продолжая реализовы-вать политику либерализации, сохраняет следующие ограничения в деятельности банков с иностранным участием на территории РФ [12].
1. Данные учреждения должны руководствоваться в работе общими требованиями законодательства РФ, но при этом Банк России как орган, регулирующий и контролирующий развитие банковской системы, имеет право устанавливать дополнительные требования в части предоставления отчетности, формирования руководящих органов и перечня предлагаемых услуг [13].
2. Порядок государственной регистрации банков с участием иностранного капитала предусматривает предоставление дополнительных документов, в том числе письменного согласия органа, контролирующего и регулирующего развитие банковской системы иностранного государства, если это соответствует его законодательству.
3. Установление квоты участия нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы РФ на уровне 50 %. Превышение квоты автоматически означает прекращение выдачи лицензий банкам с участием иностранного капитала для осуществления деятельности на территории РФ.
4. Ограничения на открытие филиалов зарубежных банков в РФ. По законодательству РФ (федеральный закон «О банках и банковской деятельности») эта процедура не запрещена, но на практике Банк России не выдает лицензии подобным организациям. Данный вопрос специально обсуждался и неслучайно был предметом длительных переговоров при вступлении России в ВТО. Это связано с особенностями деятельности филиалов иностранных банков и ее регулированием: дочерние структуры иностранных банков руководствуются законодательством РФ (страны пребывания), а филиалы иностранных банков - законодательством государства, в котором зарегистрирована головная кредитная организация.
Перечень мер весьма ограничен и практически не включает жестких формулировок, запретов и требований. Однако надо иметь в виду, что банки с иностранным участием в своей деятельности руководствуются законодательством РФ.
Таким образом, процессы глобализации, затрагивая банковский сектор экономики, могут оказывать негативное влияние на безопасность банковской системы, что отрицательно влияет на финансовую безопасность, независимость денежно-кредитной и валютной политики. Для нейтрализации возможных отрицательных последствий монетарные власти используют меры ограничительного характера, которые вполне согласуются с принципами свободного развития рыночной экономики.
Ссылки и примечания:
1. Составлено по: Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005. S96 с.
2. Составлено по: Classens S., Van Horen N. Monetary Policy Coordination and the Role of Central Banks [Электронный ресурс] : IMF Working paper. URL: http://imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp1470.pdf (дата обращения: 2S.0S.2017).
3. Составлено по: Classens S., Van Horen N. Op. cit.
4. Составлено по: Future directions for foreign banks in China 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/Publi-cation/vwLUAssets/EY-foreign-bank-china-report-2014/$FILE/EY-foreign-bank-china-report-2014.pdf (дата обращения: 28.08.2017).
б. Составлено по: Чебаненко Е.Н. Эволюция привлечения иностранного капитала в банковскую систему Китая // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 331-334.
6. Составлено по: Чебаненко Е.Н. Указ. соч.
7. Чебаненко Е.Н. Указ. соч. С. 333-334.
8. Составлено по данным официального сайта Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtld=date (дата обращения: 2S.07.2017).
9. Составлено по данным официального сайта Банка России.
10. Показатели корректировали вычитанием уставного капитала банков с участием нерезидентов, находящихся под непосредственным влиянием резидентов РФ, из общей величины уставного капитала.
11. Составлено по данным официального сайта Банка России.
12. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 дек. 1990 г. № 395-1 : в ред. от 26 июля 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Там же. Ст. 17.
References:
Chebanenko, EN 2012, 'Evolution of attracting foreign capital in banking system of China', Problemy sovremennoy ekonomiki, no. 1, pp. 331-334, (in Russian).
Classens, S & Van Horen, N 2014, Monetary Policy Coordination and the Role of Central Banks: IMF Working paper, viewed 28 August 2017, <http://imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp1470.pdf>.
Future directions for foreign banks in China 2014, viewed 28 August 2017, <http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-foreign-bank-china-report-2014/$FILE/EY-foreign-bank-china-report-2014.pdf>
Senchagov, VK (ed.) 2005, Economic safety of Russia: guideline, textbook, Moscow, 896 p., (in Russian).