Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ГЕРМАНИИ И АВСТРАЛИИ: ОПЫТ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН'

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ГЕРМАНИИ И АВСТРАЛИИ: ОПЫТ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михаил Подрезов

Начало XXI века в истории будет характеризоваться как время всеобщей цифровизации, изменения коммуникационных процессов, становления сетевого общества. Значимость информации, интеллектуальной собственности в таких условиях повысила роль университета в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Михаил Подрезов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ГЕРМАНИИ И АВСТРАЛИИ: ОПЫТ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН»

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ГЕРМАНИИ И АВСТРАЛИИ: ОПЫТ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН

Михаил ПОДРЕЗОВ,

кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Национального исследовательского Томского государственного университета

Начало XXI века в истории будет характеризоваться как время всеобщей цифровизации, изменения коммуникационных процессов, становления сетевого общества. Значимость информации, интеллектуальной собственности в таких условиях повысила роль университета в современном обществе.

Вместе с открытостью границ, ростом благосостояния населения во многих крупных странах это дало основания для стремительного роста экспорта высшего образования. Если к началу столетия численность иностранных студентов в мире составляла около 1 млн человек, то в 2015 году она превышала 5 млн, а к 2025-му - составит 8 млн (прогноз ЮНЕСКО). К странам, наиболее преуспевшим на этом направлении, относятся США, Соединенное Королевство, Австралия, ФРГ; Франция и Россия.

Россия в последние годы активно включилась в борьбу за привлечение иностранных студентов, что требует обращения к опыту других стран, которые также в недавнем прошлом пережили (или продолжают переживать) подобный бум. В данном контексте любопытными представляются примеры Германии и Австралии, которые к тому же в достаточной мере систематически анализируются исследовательскими коллективами и бюрократическими подразделениями.

Германия: особенности положения иностранных студентов

Тема иностранных студентов в Германии активно освещается в России, так как это одно из главных направлений студенческой миграции из нашей страны. Немецкая служба академических обменов (DAAD), помимо организационной и финансовой поддержки мобильности, проводит и научные изыскания, мониторя ситуацию в ФРГ и мире. Остановимся на некоторых особенностях положения иностранных студентов в этой стране.

В Германии, как и у многих ведущих экспортеров образования, наиболее представлены студенты из Китая (12,8%), но при этом их доля несравненно меньше, чем в других странах - США (32,8%), Великобритании (24,7%), Австралии (36,5%). В России позиции Китая заменяет Казахстан (28,7%). Таким образом, Германия (наряду с Францией) является одним из наиболее устойчивых и независимых экспортеров от одного конкретного «поставщика». Многочисленные программы поддержки (например, Erasmus +), а также очень хорошая репутация немецкой системы высшего образования во всем мире позволяют Германии оставаться самой популярной неанглоязычной страной среди студентов со всего света. При этом они все же сталкиваются с целым рядом сложностей.

DAAD указывает на три основные группы таких проблем:

■ связанные с учебным процессом (признание прошлых учебных достижений, поступление, ориентация в системе образования, коммуникация с преподавателями в университете, требования к успеваемости);

■ связанные с интеграцией (коммуникация на немецком языке, контакт с немецкими студентами, контакт с местным населением);

■ связанные с жизнью вне вуза (визовые проблемы, разрешение на работу, медицинская страховка, поиск жилья, финансовая поддержка).

Рис. 1. В Германии более 300 университетов и высших школ, готовых принять в студенты не только граждан своей страны, но и иностранцев. История некоторых учебных заведений насчитывает сотни лет. Среди них - Мюнхенский университет им. Людвига и Максимилиана

Программа «Эразмус» (Erasmus) названа в честь голландского философа Эразма Роттердамского, который учился и работал во многих странах Европы.

Одной из наиболее важных и показательных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты, является аренда жилья. По данным DAAD, проблема актуальна для 48% из них, причем большая часть этой доли приходится на обучающихся, прибывших не из Европейского союза, а из регионов Северной Африки, Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. Это объясняется дороговизной данной услуги в Германии для многих представителей указанных стран, а также низким уровнем знания немецкого языка, что значительно осложняет поиск.

Известное немецкое издание Deutsche Welle в 2018 году провело исследование (опрос 400 респондентов), которое показало, что найти подходящее жилье для иностранных студентов за последние шесть лет стало только сложнее. Ситуация осложняется ежегодно из-за постоянного увеличения количества студентов и недостаточного количества вводимых в эксплуатацию общежитий и других доступных для аренды жилых площадей. Лишь порядка трети иностранных студентов смогли получить место в общежитии.

Вторая из наиболее важных трудностей - это языковой барьер. Несмотря на тот факт, что университеты предъявляют высокие требования к знанию немецкого языка от поступающих (уровень B2-C1), фактически же многие соответствуют этому лишь на бумаге. Кроме того, добавляет проблем наличие многочисленных англоязычных программ, на которых, разумеется, можно обучаться без знания немецкого языка. По данным Deutsche Welle, треть иностранных студентов с трудом может изъясняться на немецком языке, 20% -приезжают без знания языка, а 38% - учатся на английском языке (в основном в магистратуре).

СРЕДНИЙ

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

БЮДЖЕТ

иностранных студентов бакалавриата и магистратуры Германии - 776 евро, аспирантуры -1200 евро. 63% вынуждены обращаться за финансовой помощью к своим родителям. Лишь 22% иностранцев получают стипендию.

Не менее значимой является проблема недостатка финансовых средств. По данным Deutsche Welle, средний ежемесячный бюджет иностранных студентов бакалавриата и магистратуры - 776 евро, аспирантуры - 1200 евро. Издание отмечает, что 63% вынуждены обращаться за финансовой помощью к своим родителям. Лишь 22% иностранцев получают стипендию, поэтому больше половины всех прибывших вынуждены подрабатывать (в среднем значительно превышая объем разрешенного времени для трудовой деятельности). При этом заметим, что в Германии существуют большие ограничения на работу для тех, кто прибыл в страну по учебной визе.

Австралия: проблемы системы

высшего образования

Обратимся далее к опыту Австралии, который представляется важным для анализа в силу ряда причин. С одной стороны, система высшего образования этой страны, относящаяся к числу самых интернационализированных, переживает в последнее десятилетие бурный рост количества иностранных студентов, при этом наблюдается острая зависимость от конкретного рынка. С другой стороны, система высшего образования заточена на привлечение средств от иностранных студентов, что делает ее заложником процесса роста рекрутинга, учитывая снижение государственного финансирования университетов. Рассмотрим основные проблемы подробнее.

Одна из наиболее сложных проблем, с которой столкнулась австралийская система высшего образования, - это крайне острая зависимость от китайского рынка студентов. Потребность в студентах из КНР в начале XXI века в целом характерна для многих развитых стран, но именно в Австралии (с долей таких учащихся в 36,5% на 2016 год) она стала вызывать особое беспокойство.

Связано это с тем, что, во-первых, КНР стала активно развивать и продвигать собственную университетскую систему. И это снизило отток студентов из страны.

Во-вторых, между Австралией и Китаем все чаще стали возникать острые противоречия, выливающиеся из образовательных конфликтов в полноценные политические скандалы. Яркими примерами последнего являются регулярные обвинения в адрес китайских студентов, подозреваемых во взломах университетских сетей, получении доступа к военным технологиям и других видах кибершпионажа. Показательными также представляются скандалы, которые непосредственно связаны с обучением: использование оскорбительных для китайских студентов учебных материалов (например, географических карт, на которых Тайвань и Гонконг являются независимыми государствами, а спорные территории закреплены за Индией, и т.д.). Самая же резонансная история - это утверждение профессора Университета Монаша в Мельбурне, что официальные лица КНР говорят правду исключительно в пьяном виде или

Иностранные

студенты

приезжают

в австралийские

вузы за высокими

стандартами

качества

образования,

м еждуна родной

атмосферой,

развитой

инфраструктурой

и престижными

дипломами.

по неосторожности (обсуждение этой истории было продолжено в том числе в The New York Times и на BBC).

Все эти факторы не позволяют в перспективе говорить о росте числа студентов из КНР - скорее, они свидетельствуют о тенденции к его снижению, что может серьезно ударить по стране с экономической точки зрения.

Вторая проблема, тесно связанная с первой, - это снижение стандартов для поступающих, дабы поддерживать высокий уровень роста численности иностранных студентов, а также диверсифицировать рынки. Все это обеспечивается упрощением визового режима и, главное, снижением требований к знанию английского языка. Такие студенты, с одной стороны, испытывают серьезные проблемы с успеваемостью и адаптацией, а с другой - колоссально увеличивают нагрузку на преподавателей. Снижение стандартов успеваемости, по данным исследований, привело к значительному росту плагиата и мошеннических услуг (произошел всплеск предложений по продаже готовых работ, в том числе на территории кампусов).

Третья проблема - это отсутствие социальных гарантий для большинства иностранных студентов, что особенно ярко проявилось во время разгоревшегося коронакризиса, когда эти люди оказались предоставлены сами себе. Высокая (даже по мировым меркам) плата за обучение и в спокойное время вынуждает многих из них искать работу, но при этом они не имеют возможности работать полный день, поскольку это противоречит австралийскому законодательству. Во время же кризиса именно иностранные студенты стали первыми жертвами сокращений.

Рис. 2. Мельбурнский университет - один из старейших университетов Австралии, четверть учащихся в котором - студенты из 150 стран мира

2021

место в международном рейтинге

1. Мельбурнский университет, Мельбурн

2. Австралийский национальный университет, Канберра

3. Квинслендский университет, Брисбен

4. Сиднейский университет, Сидней

5. Университет Нового Южного Уэльса, Сидней

6. Университет Монаша, Мельбурн

7. Университет Западной Австралии, Перт

32 37 48

59

60 74 91

Рис. 3. Австралия занимает третье место по количеству лидирующих институтов в мире после США и Великобритании. В рейтинге QS 2021 г. разместились 36 высших учебных заведений Австралии, семь из которых входят в топ-100 лучших

Среди прочих социальных проблем обозначим позицию властей, заключающуюся в том, что по окончании обучения выпускники незамедлительно должны покинуть страну. Аргументируется это тем, что многие приезжие используют образовательные программы как путь к получению права на постоянное место жительства. В результате, с одной стороны, Австралия лишается квалифицированных выпускников, а с другой - сами студенты оказываются брошенными «выдоенными коровами».

Подводя итог сказанному, отметим важность обращения к опыту иностранных государств по привлечению студентов со всего мира. Россия, встав на этот путь, в последние годы продемонстрировала здесь серьезный рост (более того, экспорт образования предлагается только наращивать). Среди проблем, обнаруженных в Германии и Австралии, многие серьезно угрожают и нашей системе.

В частности, низкий входной уровень знания языка (студенты могут вовсе не владеть русским). Это приводит не только к академической неуспеваемости, но и к невозможности адаптации и коммуникации с местными жителями, что делает иностранных студентов замкнутой узкой группой.

С нашей точки зрения, заметной угрозой также является отсутствие какой-либо серьезной программы по предоставлению возможностей для талантливых иностранных студентов закрепиться в РФ после окончания обучения. Кроме того, не стоит забывать об отсутствии достаточного уровня иной социальной поддержки (например, в вопросах временного трудоустройства на неполный рабочий день и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.