Научная статья на тему '«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ'

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
459
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / «мягкая сила» / европейские ценности / языковые программы / обучение за рубежом / некоммерческие организации / «иностранные агенты» / European Union / «soft power» / European values / language programs / study abroad / NGO / «foreign agents»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ»

Богачёв А.Э.

магистр международных отношений, аналитик Центра научного проектирования, Российский государственный гуманитарный университет abogachev2010@yandex.ru Чумаков В.А.

к.полит.н., МВА (European Economics), помощник руководителя Аппарата Общественной палаты России v.chumakov@oprf. ru

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: Европейский союз, «мягкая сила», европейские ценности, языковые программы, обучение за рубежом, некоммерческие организации, «иностранные агенты».

Keywords: European Union, «soft power», European values, language programs, study abroad, NGO, «foreign agents».

Европейский союз (ЕС, Евросоюз) - самое успешное интеграционное объединение современности, на опыт которого ориентируются другие геополитические акторы, стремящиеся к развитию подобных наднациональных структур (например, страны-учредительницы Евразийского экономического союза при его создании в 2014 г.).

ЕС, несмотря на существующие разногласия среди некоторых его членов по отдельным политическим вопросам, в целом демонстрирует солидарное следование выработанным десятилетиями принципам, нормам и правилам по социально-экономической и культурно-гуманитарной интеграции.

Одним из самых эффективных в контексте применения «мягкой силы» преимуществ европейского объединения является свобода передвижения для всех его граждан, причём как для туристов, так и для студентов и рабочих рук. Введенные союзными и национальными властями в 2020-2021 годах логистические ограничения и запреты, связанные с распространением инфекции COVID-19, пока рассматриваются европейцами как вынужденные временные меры.

Свои интеграционные успехи Евросоюз неукоснительно связывает с приверженностью либерально-демократическим ценностям, действуя в духе английской поговорки «lead by example» (подавать пример, букв. - лидировать примером). Само существование Европейского союза в текущей конфигурации и с действующими идеологическими установками служит не столько примером и образцом для подражания, сколько объектом стремления как политических элит стран, не входящих в ЕС, так и рядового населения этих стран.

Экономика в классическом понимании Дж. Ная причисляется к «твёрдой силе»1, поэтому под «мягкой силой» Европейского союза и ведущих европейских стран мы будем понимать целенаправленное влияние и продвижение общеевропейских ценностей в следующих сферах:

• Образование и наука;

• Культура и искусство;

• Политическое устройство;

• Некоммерческие организации;

• Средства массовой информации.

Как известно, Великобритания с 1 января 2021 г. больше не является членом Европейского союза2, однако уровень её интеграции с ЕС остался на довольно высоком уровне, что позволяет рассматривать эту страну как неотъемлемую часть «Большой Евразии», прежде всего, в контексте неоспоримой монополии английского языка как языка международного общения на евроатлантическом геополитическом пространстве.

Преподавание английского языка происходит в глобальной сети центров Британского Совета (British Council). В 2019 г. центры преподавания языка данной организации действовали более чем в 110 странах мира. Курсы английского языка работают на коммерческой основе и составляют первостепенный источник доходов Британского Совета. Так, в 2018-2019 гг. общий доход от преподавания английского и проведения экзаменов составил 727 млн. фунтов стерлингов, в то время как государственное финансирование, предоставляемое через Форин-офис, - 200 млн. фунтов стерлингов. По данным самого Совета, его совокупный бюджет за 2019-2020 гг. составил 1249 млн. фунтов стерлингов, а 76 миллионов человек очно и около 983 миллионов человек дистанционно были вовлечены в его мероприятия3.

1 Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. - М., 2017. - № 3(54). - С. 212-223.

2 When did the United Kingdom leave the European Union? - https://www.government.nl/topics/brexit/question-and-answer/when-will-the-united-kingdom-leave-the-european-union

3 Красноперова М.А., Рахманова С.Т. Язык как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Великобритании на примере деятельности Британского Совета // Теории и проблемы политических исследований. 2019. - Т. 8, № 2А. - С. 189-195. -http://publishing-vak.ru/file/archive-politology-2019-2/22-krasnoperova-rakhmanova.pdf; British Council. Annual Report and Accounts 2019-20. - https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/annual_report_2019-20.pdf

Существует несколько систем международных экзаменов английского языка, из которых наиболее популярной является IELTS (International English Language Testing System). По данным, представленным на официальном сайте IELTS, в 2019 г. его сдавали более 3,5 млн. чел. по всему миру1. Данная система экзаменов была создана в 1980-е гг., сейчас ей управляют три организации: Британский Совет, Австралийское отделение международной образовательной компании IDP и подразделение Кембриджского университета Cambridge English Language Assessment. Результаты теста учитываются при поступлении в 10 тыс. учебных заведений в 140 странах мира.

Интересен опыт Германии в продвижении немецкого языка за рубежом, где наблюдается тотальное доминирование литературного (кодифицированного) немецкого в преподавании за пределами ФРГ. При этом существуют и развиваются австрийский и швейцарский национальные варианты немецкого языка, а также крупные алеманнский (в Лихтенштейне), мозельско-франкский (в Люксембурге) и эйпенский (в Бельгии) диалекты.

Для продвижения немецкого языка за рубежом германское правительство располагает следующим инструментарием:

Немецкая служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD). Бюджет выделяют Министерство иностранных дел Германии (185 млн. евро), Федеральное министерство образования и научных исследований (137 млн. евро), Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (54 млн. евро), Евросоюз (110 млн. евро), другие источники (36 млн. евро). Совокупный бюджет в год - 645 млн. евро2;

Немецкая волна (Deutsche Welle). Бюджет формируется за счёт налоговых средств из федерального бюджета через Уполномоченного Федерального правительства по делам культуры и средств массовой информации (Beauftragter der Bundesregierung für Kultur und Medien - BKM), который в свою очередь финансирует Немецкую волну. Также компания вправе получать доход от рекламы и спонсорства. Совокупный бюджет в год - 406 миллионов

3

евро ;

Институт Гёте (Goethe-Institut). На продвижение изучения немецкого языка за рубежом через Институт Гёте ежегодно направляется около 445 миллионов евро, из которых ориентировочно 2/3 выделяется Министерством иностранных дел ФРГ, а 1/3 Институт Гёте зарабатывает сам на проведении языковых курсов и приёме экзаменов внутри страны и за рубежом4;

Служба педагогического обмена при секретариате Конференции министров образования федеральных земель Германии (Pädagogischer Austauschdienst (PAD) des Sekretariats der Kultusministerkonferenz);

Институт экзамена (TestDaF-Institut) и Немецкий институт онлайн (Deutsch-Uni Online);

Центральный офис Немецких школ за рубежом (Zentralstelle für das Auslandsschulwesen, ZfA) в Федеральном административном ведомстве.

Все перечисленные организации (кроме Немецкой волны) действуют в рамках т.н. движения ПАШ - «Школы: партнёры будущего» (Die Partnerschulinitiative «Schulen: Partner der Zukunft», PASCH). ПАШ - инициатива Федерального министерства иностранных дел, реализуемая в сотрудничестве с ZfA, Институтом Гёте, DAAD, PAD и Постоянной конференции министров культуры и образования земель, выдвинутая в 2008 г. на тот момент Министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером (с 2017 года - Федеральный президент Германии). На данный момент ПАШ курирует более 2000 школ в 120 странах мира (это более 600 000 учеников)5. Основное внимание после Европы отводится Азии, Южной Америке и Ближнему Востоку. В 2018 г. бюджет ПАШ составлял 51 млн. евро. Совокупный бюджет всех программ составляет 1 миллиард 214 миллионов евро6.

Международный сетевой онлайн-университет «Связь культур» - совместный гуманитарный проект Института Гёте и университетов Германии, Австрии, России, Грузии и Украины, который «создает условия для развития международного сотрудничества в области образования и предотвращения конфликтов в эпоху политических разногласий»7.

Несмотря на то что единого стандарта преподавания французского языка не существует, министерства образования, культуры и иностранных дел Франции разработали общую систему сертификации Qualité français langue étrangère, которая позволяет пройти центрам преподавания французского языка необходимую процедуру сертификации.

Преподавание французского языка происходит в глобальной сети культурных центров Франции: Французских Альянсов (Alliance française) и Французских Институтов (Institut français). Всего существует 145 институтов и культурных центров, которые расположены в 92 странах мира. В 132 странах находятся 850 центров Французского Альянса. Каждый год около 500 тысяч человек занимаются изучением французского языка в учреждениях сети по всему миру8.

1 Харитонова Е.М. «Мягкая сила» во внешней политике государства: опыт Великобритании (вторая половина 1990-х - 2010-е гг.)». Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. - 216 с. - https://www.imemo.ru/files/ File/ru/dis/2017-002-Kharitonova-DIS.pdf; Organisations that recognise IELTS. - https://takeielts.britishcouncil.org/ielts-recognising-organisations/recognise-ielts

2 DAAD. Annual Report 2019. - https://static.daad.de/media/daad_de/pdfs_nicht_barrierefrei/der-daad/daad_annual_report_2019.pdf

3 Deutsche Welle. Annual Report 2019: Revenue and Expenditure Account. - https://www.dw.com/en/deutsche-welle-annual-report/a-3530526

4 Goethe-Institut. Annual Report 2019-2020. - https://www.goethe.de/resources/files/pdf202/gi_jahrbuch_2020.pdf

5 Гёте-Институт. Повышение квалификации. - https://www.goethe.de/ins/ru/ru/rn/spr/unthtml

6 Pressemappe «10 Jahre PASCH». - https://www.kmk-pad.org/fileadmin/Dateien/download/Der_PAD/Pressemappe_10Jahre PASCH.pdf

7 Международный сетевой онлайн-университет «Связь культур». - https://www.goethe.de/ins/ru/ru/m/spr/eng/inu.html; Образовательные проекты и инициативы - https://www.goethe.de/ins/ru/ru/m/spr/eng.html

8 Сеть «Альянс Франсез» по всему миру. - https://afrus.ru/glavnaja-francais/alians-v-mire/

Продвижением французского языка за рубежом и образования во Франции также занимается структура, аффилированная с министерствами иностранных дел и образования Франции, - Агентство для продвижения высшего образования и международной мобильности (Кампюс Франс). Кампюс Франс - это французский государственный центр информации по вопросам получения высшего образования во Франции, который имеет 220 офисов в 120 странах мира и насчитывает 265 тысяч выпускников1.

Агентство французского образования за рубежом (AEFE) - государственное учреждение, созданное в 1990 г. под эгидой Министерства иностранных дел Франции. Оно управляет сетью французских школ за рубежом, преследуя двойную цель: обеспечить непрерывность государственных услуг в сфере образования для французских граждан, живущих за пределами национальной территории, а также содействовать распространению французского языка и культуры за рубежом. Сеть Агентства насчитывает 522 учебных заведения в 139 странах, в которых обучаются 370 000 учащихся2.

DELF и DALF (более продвинутый уровень) - это названия экзаменов, которые определяют и сертифицируют знания и уровень владения французским языком иностранцами. Дипломы действительны в течение всей жизни и выдаются Министерством образования Франции после успешной сдачи экзаменов в культурных центрах Франции. Они предоставляют возможность обучаться в системе образования Франции и позволяют устроиться на работу.

На сеть культурных центров Франция выделяет около 140 млн. евро ежегодно. Бюджет Кампюс Франс составляет около 130 млн. евро ежегодно3.

В настоящее время существуют три международных телеканала, вещающие на франкоязычные страны, призванные поддерживать интересы Франции, создавать положительный образ страны в мире, содействовать распространению французского языка. Это TV5, CFI (Французский международный телеканал) и TVFI (Французское международное телевидение)4. В ряде стран, прежде всего африканских, вещание данных телеканалов общедоступно и бесплатно.

Испания является локомотивом популяризации испанского языка на пространстве испанофонии, в которое входит более 20 государств. Королевское правительство выстроило комплекс институтов, ставящих целью формирование нового образа страны, расширение границ политического и экономического влияния посредством продвижения испанского языка и культуры.

Структурной основой этой политики стал Институт Сервантеса (Instituto Cervantes) - государственное (некоммерческое) учреждение, созданное в 1991 г. под эгидой Министерства иностранных дел страны и при покровительстве королевской семьи Испании для преподавания испанского языка, распространения испанской и латиноамериканской культуры.

В настоящее время 88 центров Института Сервантеса работают в 45 странах мира. Штаб-квартира находится в Мадриде и в родном городе писателя Мигеля Сервантеса Алькала-де-Энарес5. Институт Сервантеса выдает дипломы о владении испанским языком как иностранным - это единственный сертификат для неносителей испанского языка, который официально признается в самой Испании. Бюджет Института Сервантеса составляет 129 миллиона евро6.

Важной частью культивации испанского языка является сохранение, поддержание и развитие современных языковых стандартов. Определяющую роль в этом играет Королевская академия испанского языка (Real Academia Española, RAE), основанная в 1713 году с целью сохранения лексем и звучания кастильского языка в их наивысшей «элегантности и чистоте»7. Работа академии направлена на формирование языковой и литературной нормы испанского языка, она издает «Словарь испанского языка» и другие лингвистические труды. Исследование живого языка, его развития, общих и региональных трансформаций является ядром их совместной работы с созданной в 1951 г. Ассоциацией академий испанского языка (Asociación de Academias de la Lengua Española), которая объединяет 21 академию стран Латинской Америки, а также Филиппин, Пуэрто-Рико и США8.

1 Campus France's year 2017 in figures. - https://www.campusfrance.org/en/campus-france-agency-published-its-2017-activity-

report

2 Преподавание и изучение французского языка. Министерство Европы и иностранных дел Французской Республики. -https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/frankofoniya-i-francuzskij-yazyk/l-engagement-de-la-france-en-faveur-de-la-langue-francaise/apprendre-le-francais/

3 Campus France's year 2017 in figures. - https://www.campusfrance.org/en/campus-france-agency-published-its-2017-activity-

report

4 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Языковой аспект внешней культурной политики современной Франции // Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбКО, 2017. - 670 с. -https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-aspekt-vneshney-kulturnoy-politiki-sovremennoy-frantsii; Франкофония - пространство для многостороннего сотрудничества. Министерство Европы и иностранных дел Французской Республики. - https://www.diplomatie. gouv.fr/ru/politique-etrangere/frankofoniya-i-francuzskij-yazyk/la-francophonie-espace-de-cooperation-multilaterale/

5 Кудеярова Н. Испанский язык: две проекции одного явления. - https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ ispanskiy-yazyk-dve-proektsii-odnogo-yavleniya/; La institución. El Instituto Cervantes. - https://www.cervantes.es/sobre_instituto_cervan tes/informacion.htm

6 Présentation du budget de la politique culturelle á l'étranger. - http://www.exteriores.gob.es/Portal/fr/SalaDePrensa/NotasDePren sa/Paginas/2019_N0TAS_P/20190124_N0TA012 .aspx

7 Santander Universidades. - https://santanderuniversidades.com.mx/

8 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Россия — Испания: многогранность взаимодействия и возможности обучения // Этносоциум и межнациональная культура, 2018. - № 6 (120). - С. 15-25. - http://etnosocium.ru/sites/default/files/6-120.pdf; Cronología. Asociación de Academias de la Lengua Española. - https://www.asale.org/la-asociacion/politica-linguistica-panhispanica/origen-y-desarrollo

Цель единственной в своем роде образовательной корпоративной программы Santander Universidades, учрежденной крупнейшей кредитно-финансовой группой Испании «Сантандер», - поощрение образования на испанском языке, создание центров и кафедр испанского языка, развитие изучения Испании. За четверть века существования программы были заключены договоры с 1000 университетами, предоставлено 68 671 индивидуальных грантов на обучение, вложено 119 млн. евро по трем тематическим направлениям: образование, предпринимательство и трудоуст-ройство1.

Общей чертой для всех описанных национальных языковых инициатив и культурно-образовательных программ является то, что изучаемый иностранный язык всецело отражает картину мира своего «родного» государства. Более того, в учебниках и методических пособиях в большинстве случаев присутствуют ценностные ориентиры населения, либо ценностная повестка этой страны.

На первых стадиях реализации программ Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран-членов ЕС Erasmus и Erasmus+ были нацелены на внутриевропейский сегмент, однако затем они стали распространяться и на другие регионы Евразии (Исландия, Лихтенштейн, Македония, Норвегия, Турция, Сербия), а также на Россию.

Название программы произошло от имени голландского философа Эразма Роттердамского - известного оппонента догматизма, который, чтобы расширить свой кругозор и получить новые знания, жил и работал во многих местах Европы. После смерти он оставил всё своё состояние Базельскому университету. В то же время, слово ERASMUS -это бэкроним, расшифровываемый как «Европейская региональная схема действий для повышения мобильности студентов университетов» (European Región Action Scheme for the Mobility of University Students).

Она предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране, участвующей в программе. Сроки обучения и стажировки могут составлять от 3 месяцев до 1 года каждый, в сумме до 2 лет.

Основные цели программы Erasmus - повышение качества образования в Европе, развитие мобильности и культурных связей студентов европейских и соседних с ЕС стран. Erasmus предоставляет рамки для сотрудничества университетам и гарантирует участникам, что время, проведённое за рубежом, будет (при соблюдении условий программы) засчитано родным университетом по возвращении домой. В программе участвует более 4 тыс. образовательных учреждений из 33 стран. С момента запуска программы в 1987 году её участниками стали более 2,2 млн. студентов. В 2010/2011 учебном году гранты на учёбу или стажировку за рубежом получили более 231 тыс. студентов2.

Согласно данным Европейской комиссии, в 2011/2012 учебном году около 10% европейских студентов прошли обучение по обмену за границей, в том числе около половины из них по программе Erasmus. Организаторы прогнозировали, что в программе будут участвовать около 3 млн. студентов в 2012/2013 учебном году, а бюджет программы достигнет 489 млн. евро. Предполагается, что в 2020 г. участником программы Erasmus+ станет каждый пятый евро-

« 3

пейский студент .

Студенты не оплачивают обучение в принимающем университете, все расходы покрываются Европейским союзом и домашним университетом. Большинство студентов программы Erasmus также получают стипендию на покрытие расходов на проживание за рубежом. Средний ежемесячный грант в 2010/2011 учебном году, предназначенный на покрытие части расходов на проживание, составил 250 евро. В 2008/2009 академическом году, средний ежемесячный грант для студентов составил 433 евро4.

Некоторые европейские эксперты утверждают, что выпускники этих программ укрепляют культурную интеграцию в Европе и помогают созданию панъевропейской идентичности. Европейские гражданские активисты считают, что программа способствует «единению Европы, основанной на солидарности между гражданами»5.

Эразмус Мундус (Erasmus Mundus) — программа студенческого обмена, созданная Европейским союзом с целью повышения мобильности европейских студентов и повышения качества высшего образования за счёт финансирования академической кооперации между Европой и остальным миром. В отличие от своей предшественницы эта программа доступна не только гражданам ЕС6.

Одним из наиболее серьёзных инструментов «мягкой силы» Европейского союза в области образования являются также рейтинги вузов (в частности, QS World University Rankings и Times Higher Education), в которых европейские университеты занимают крайне высокие позиции. Например, Оксфордский и Кембриджский университеты Великобритании стабильно попадают в топ-5 ведущих университетов всего мира.

В свою очередь, ведущие российские вузы занимают довольно низкие позиции. Так, в рейтинге QS на 2021/2022 учебный год только МГУ им. Ломоносова попал в топ-100 (78 место), в то время как ни один другой российский вуз не вошёл даже в топ-2007.

1 Santander. All. Together. Now. - https://www.santander.com/en/press-room/news/2020/04/banco-santander-launches-its-online-stayhome-scholarships-for-over-20000-university

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/3pa3Myc; ERASMUS for students - get a new perspective on Europe. - https://ec.europa.eu/educa tion/erasmus/students_en.htm

3 Европа обеспечила себе «светлое будущее» // Вести FM. - http://www.radiovesti.ru/articles/2011-11-24/fm/20843

4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Эразмус; Erasmus Exchange Program Celebrates 25th Year. - https://www.nytimes.com/2012/07/ 30/world/europe/30iht-educside30.html

5 ЕС отметит День Европы. - https://interfax.com.ua/rus/main/103589/

6 Turing Scheme: What is the Erasmus replacement? - https://www.bbc.com/news/education-47293927

7 200 лучших университетов мира - 2021/22 - https://na.ria.ru/20210608/qs-1735143578.html

И хотя такие рейтинги далеко не всегда являются объективными, подобная диспропорция «обесценивает» в глазах населения риторику наших властей об исторически высоком качестве российского образования и, напротив, способствует созданию «привлекательного» имиджа европейских стран среди рядовых россиян.

Одна из основных задач в области защиты прав человека, которая поставлена в Глобальной стратегии Евросоюза по внешней политике и безопасности1, - содействие деятельности НКО и правозащитников. В России при поддержке ЕС реализуются проекты в области защиты прав человека, которые предполагают общественную дискуссию, неформальное образование и продвижение соответствующей проблематики силами искусства. Кроме того, при содействии Евросоюза российские правозащитные некоммерческие организации оказывают помощь гражданам в защите их прав - в том числе людям, обратившимся в Европейский суд по правам человека.

В то же время, представители российского правозащитного сообщества признают: их организациям «сейчас трудно найти независимые источники финансирования кроме европейских фондов, прежде всего грантов Еврокомис-сии»2.

При этом ещё в 1994 г. по инициативе Европарламента был создан «Европейский инструмент содействия демократии и правам человека». Речь идёт о финансовой поддержке проектов в области демократии и прав человека по всему миру. В рамках этой программы ежегодно объявляются конкурсы заявок, направленные, в частности, на оказание помощи правозащитникам, поддержку предотвращения пыток, а также реабилитацию жертв жестокого обращения. Размер грантов в таких конкурсах - от 150 тыс. до 2 млн. евро, общий объем составляет около 150 млн. евро в год. В среднем это позволяет покрыть до 80-90% стоимости всего проекта. В России этот инструмент работает с 1997 г., и за прошедшее время поддержку получили около 400 проектов3.

В последние годы работа общественных организаций в России сопряжена с обязательным соблюдением национального законодательства в области НКО. Связано это в первую очередь со вступившим в силу в 2012 г.4 и существенно дополненным в 2021 г.5 так называемым «законом об иностранных агентах», значительно осложнившим получение финансирования из-за рубежа.

Хотя точного определения политической деятельности в законе нет, отмечается, что научная и культурная деятельность не относится к политической. Тем не менее, Евросоюз не прекратил поддержку отдельных организаций, занимающихся в России правозащитной проблематикой.

Согласно закону, «иностранными агентами» объявляются российские некоммерческие организации, которые получают средства от иностранных источников и участвуют в политической деятельности. Такие НКО должны быть включены в специальный реестр Минюста России, и для них ужесточаются правила отчётности: число необходимых документов увеличивается в несколько раз, значительно возрастает и степень их детализации. С начала действия закона в этот реестр были включены более 100 организаций. Около 30 из них из-за возросшей административной и финансовой нагрузки приняли решение о закрытии6.

СМИ также являются одним из важнейших инструментов «мягкой силы», поскольку они напрямую транслируют точку зрения своей страны на происходящие в мире события. С целью донесения своей позиции до граждан России ведущие европейские медиа и информационные агентства содержат свои русскоязычные службы. Наиболее яркими примерами являются Русская служба Би-Би-Си и Немецкая волна.

Кроме того, создаются и новые русскоязычные СМИ, зарегистрированные и получающие финансирование из стран ЕС. Самым известным информационным агентством, представляющим указанную модель, является Интернет-издание МЫ^а, недавно внесённое Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента7. Данным ресурсом регулярно ставятся под сомнение успехи российского политического руководства и всесторонне критикуется деятельность государственного аппарата. Однако благодаря притягательному и удобному дизайнерскому оформлению сайта, а также качественным журналистским (текст, аудио и видео) материалам Ме^7а набрала весьма высокую популярность в русскоговорящей молодёжной среде.

Таким образом, ведущие европейские страны и Европейский союз в целом располагают впечатляющими возможностями и широким спектром инструментов в области «мягкой силы», которые оказывают комплексное воздействие на третьи страны, включая Россию, очевидно влияя в том числе на внутриполитические процессы.

Вместе с тем, имеет право на существование неутешительный вывод о несоразмерности значительных ресурсов, которые направляют отдельные европейские государства и уставные органы Евросоюза на продвижение общеев-

1 Общее видение, единый подход: сильная Европа. Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности. - https://eeas.europa.eu/sites/default/files/eu_global_strategy_ru.pdf

2 Мишина В. На защите права. Как Евросоюз помогает российским НКО / Совместный проект Европейского союза и ИД «КоммерсантЪ». - http://eu.kommersant.ru/prava-cheloveka.html

3 Леонов А.С. Взаимодействие Европейского союза с национальными правозащитными учреждениями в рамках политики развития и европейской политики соседства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. - № 3. -С. 143-152.

4 Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. - № 30. - ст. 4172.

5 Федеральный закон от 05.04.2021 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. - № 15, ч. 1. - ст. 2442.

6 Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента. - http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. - https://minjust.gov.ru/ ru/documents/7755/

ропейских культурных и политических ценностей, и относительно скромных усилий российского правительства по расширению пространства Русского мира в «Большой Евразии», в том числе на территории исторически и цивилиза-ционно близких к России европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.