Научная статья на тему '«Мягкая сила» Гете-Института'

«Мягкая сила» Гете-Института Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4518
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«мягкая сила» Германии / немецкий язык / международный культурный обмен / Гете-институты / soft power / German language / international cultural exchange / Goethe-Institut

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланьшина Татьяна Александровна

В статье представлен анализ истории, особенностей развития, а также современных форм и методов работы Гете-Института – одного из ключевых субъектов «мягкой силы» Германии. Подробно рассмотрена деятельность Гете-Института по основным функциям, возложенным на него Министерством иностранных дел ФРГ: продвижение немецкого языка и поддержка мероприятий в области культуры. Исследовано присутствие Гете-Института в 15 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, а именно в Аргентине, Бразилии, Великобритании, самой Германии, Италии, Индии, Казахстане, Китае, Мексике, США, Узбекистане, Украине, Франции, ЮАР, Японии. Выявлено, что в целом в формах и методах работы организации в исследуемых регионах наблюдаются значительные сходства. Специфические особенности характерны лишь для Великобритании, США, Японии, Индии и ЮАР. На основе проведенного анализа разработаны рекомендации по развитию российских культурных центров. По мнению автора, особенно важную роль в их развитии в качестве субъектов «мягкой силы» России может сыграть размещение центров изучения русского языка как иностранного в российских малых городах с богатым историческим и культурным наследием и с хорошей транспортной доступностью, использование оригинальных и инновационных методов взаимодействия в области языка и культуры, а также сотрудничество с другими организациями науки и культуры – библиотеками, университетами, культурными центрами других стран и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Goethe Institute and Soft Power

This paper deals with history, evolution and working methods of Goethe-Institut – one of the key German soft power actors. It examines the institute’s activities following the main functions assigned to it by the German Ministry for Foreign Affairs (promoting German language and supporting cultural events) and provides a thorough study of Goethe-Institut’s projects in 15 European, Asian, African, North and South American countries, namely in Argentina, Brazil, Great Britain, Germany itself, Italy, India, Kazakhstan, China, Mexica, USA, Uzbekistan, Ukraine, France, South Africa, Japan. It has been discovered that forms and methods of work in the regions under investigation are generally similar. Specific features are characteristic of Great Britain, USA, Japan, India and South Africa only. This analysis allows to develop valuable recommendations for Russian cultural centres. The author argues that placing centres for learning Russian as a foreign language in small towns with vast historical and cultural heritage as well as with developed infrastructure and good transport accessibility in Russia, using non-conventional and innovative language and cultural interaction methods and partnering with other educational, scientific and cultural institutes – libraries, universities, foreign cultural centers, etc. – is crucial for Russian cultural centers as subjects of Russian soft power.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» Гете-Института»

«Мягкая сила» Гете-Института

Т.А. Ланьшина

Ланьшина Татьяна Александровна — м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ, н.с. Лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС, н.с. Центра отраслевых исследований ИСКРАН; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: lanshina.ta@gmail.com

В статье представлен анализ истории, особенностей развития, а также современных форм и методов работы Гете-Института — одного из ключевых субъектов «мягкой силы» Германии. Подробно рассмотрена деятельность Гете-Института по основным функциям, возложенным на него Министерством иностранных дел ФРГ: продвижение немецкого языка и поддержка мероприятий в области культуры. Исследовано присутствие Гете-Института в 15 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, а именно в Аргентине, Бразилии, Великобритании, самой Германии, Италии, Индии, Казахстане, Китае, Мексике, США, Узбекистане, Украине, Франции, ЮАР, Японии. Выявлено, что в целом в формах и методах работы организации в исследуемых регионах наблюдаются значительные сходства. Специфические особенности характерны лишь для Великобритании, США, Японии, Индии и ЮАР.

На основе проведенного анализа разработаны рекомендации по развитию российских культурных центров. По мнению автора, особенно важную роль в их развитии в качестве субъектов «мягкой силы» России может сыграть размещение центров изучения русского языка как иностранного в российских малых городах с богатым историческим и культурным наследием и с хорошей транспортной доступностью, использование оригинальных и инновационных методов взаимодействия в области языка и культуры, а также сотрудничество с другими организациями науки и культуры — библиотеками, университетами, культурными центрами других стран и т.д.

Ключевые слова: «мягкая сила» Германии, немецкий язык, международный культурный обмен, Гете-институты

Гете-Институт (Goethe-Institut) был создан в 1951 г. на основе учрежденной в 1925 г. Германской академии. Первоначально его задачей являлось повышение квалификации иностранных преподавателей немецкого языка в Германии. Со временем сфера деятельности организации стала расширяться и углубляться, охватывая все новые и новые регионы мира.

Задачи Германской академии были схожи с современными задачами Гете-Института — исследование и распространение немецкой культуры, а также повышение популярности немецкого языка в мире. Однако в период Третьего рейха данная организация испортила свою репутацию принятием националистических идей и разрывом прежних культурных связей. Поэтому ее существование в послевоенной Германии в прежнем виде и под прежним названием не представлялось возможным. Тем не менее Гете-Институт был создан в 1950-е годы не с нуля.

Значительное влияние на имидж института, в особенности в послевоенное время, оказал тот факт, что он был назван в честь немецкого поэта и государственного деятеля Иоганна Вольфганга фон Гете, который считал себя гражданином мира и придерживался идей гуманизма.

118

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

В 1953 г. в Гете-Институте появились курсы немецкого языка в небольшом городе Бад-Райхенхаль. Высокий спрос на эти курсы привел к открытию образовательных центров в Мурнау и Кохеле. В послевоенной Германии для курсов выбирались небольшие поселения, которые могли бы показать страну с лучшей стороны.

В начале 1960-х годов по инициативе главы отдела культуры Министерства иностранных дел ФРГ Д. Заттлера к Гете-Институту постепенно были присоединены все немецкие культурные центры, которые к тому времени работали за пределами Германии. Так начался процесс активного выстраивания сети организаций Гете-Института за рубежом и интенсивная внешняя политика ФРГ в области культуры. Общественнополитические темы и авангардное искусство стали частью программной работы Гете-Института в культурной сфере.

В 1976 г. Министерство иностранных дел ФРГ и Гете-Институт подписали рамочный договор, в соответствии с которым Гете-Институт получил статус независимого института культуры. В 1980-е годы отделения организации появились в крупных городах. В 1990-е годы после открытия Восточной Европы деятельность Гете-Института в значительной степени сосредоточилась на этом регионе.

В настоящее время Гете-Институт является институтом культуры ФРГ и работает во всем мире. Всего насчитывается 159 Гете-Институтов в 94 странах; 13 институтов, а также штаб-квартира организации, находятся в Германии. В 2012—2013 гг. в Гете-Институтах работали 3 тыс. сотрудников, из них 2,3 тыс. — за пределами Германии [Goethe-Institut, 2013].

Организация устанавливает признаваемые на международном уровне стандарты преподавания немецкого языка как иностранного. Более 500 тыс. человек в мире посещают курсы Гете-Института или сдают экзамены по стандартам данной организации (в соотношении приблизительно 50 : 50). Гете-Институт оказывает консалтинговые услуги и повышает квалификацию преподавателей немецкого языка как иностранного в 100 тыс. школ, разрабатывает инновационные учебные материалы для преподавателей и студентов. Также организация поддерживает научные исследования и выступает с инициативами в области международной языковой политики с целью повышения популярности немецкого языка [Goethe-Institut, 2014].

Гете-Институт поддерживает международное сотрудничество в области культуры через проведение и содействие проведению культурных мероприятий, участие в международном культурном обмене, распространение информации о культурной жизни Германии. Также организация делится комплексной картиной Германии через информирование о культурной, общественной и политической жизни в этой стране. Программа Гете-Института поддерживает межкультурный диалог, укрепляет структуры гражданского общества и развивает мобильность.

Перечисленные задачи являются основными задачами Гете-Института, выполнение которых поручено ему Министерством иностранных дел ФРГ в соответствии с рамочным договором между ФРГ и Гете-Институтом (Мюнхен) [Goethe-Institut, 2004]. В договоре указано, что Гете-Институту также могут быть переданы и иные функции.

В соответствии с уставом Гете-Института данная организация является некоммерческим объединением (eingetragener Verein, e.V.), как и большинство организаций, формирующих «мягкую силу» Германии. Члены Гете-Института не получают за свое членство вознаграждения из средств организации [Ibid., 2009].

Тесное сотрудничество Министерства иностранных дел и Гете-Института направлено на выполнение возложенных на Гете-Институт функций. Министерство иностранных дел приглашает Гете-Институт на свои заседания и совещания, которые име-

119

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

ют отношение к деятельности института, и информирует его о своих приказах, а также о докладах иностранных представительств. Гете-Институт, в свою очередь, отчитывается о проведенной работе и ее результатах, а также регулярно проводит совещания с Министерством иностранных дел.

Для выполнения возложенных на него задач Гете-Институт поддерживает сеть культурных институтов или филиалов по всему миру. Помимо этого, он вступает в долгосрочные партнерские отношения с иностранными организациями. Такие отношения принимают следующие формы:

— культурные сообщества / Гете-Центры;

— читальные залы / информационные и учебные центры;

— центры изучения языка;

— экзаменационные центры.

Рассмотрим эти формы сотрудничества подробнее.

1) Культурные сообщества / Гете-Центры

Под «культурными сообществами» понимаются иностранные объединения и поддерживаемые ими учреждения культуры, которые заявили в качестве одной из своих целей культурный обмен с Германией. Эти сообщества ежегодно получают от Гете-Института финансирование на реализацию проектов и предлагают, прежде всего, курсы немецкого языка и различные культурные программы. Тридцать таких сообществ заключили договоры о кооперации с Гете-Институтом и стали называться Гете-Центрами. В соответствии с заключенными договорами они обязались вести работу в области немецкого языка и культуры по правилам и критериям качества Гете-Института.

Информация о наличии Гете-Центров и культурных сообществ в странах интереса представлена далее в разделах, посвященных этим странам.

2) Читальные залы / информационные и учебные центры

Гете-Институт поддерживает библиотеки и иные подобные учреждения в других странах. Во всем мире организация сотрудничает с 77 читальными залами, информационными и учебными центрами и т.д. Гете-Институт предоставляет этим учреждениям средства информации. Данные учреждения, в свою очередь, предоставляют всем желающим информацию о немецком языке и культуре, а также делятся с ними актуальной картиной жизни в Германии.

3) Центры изучения языка

Данные центры предлагают курсы немецкого языка по модели и стандартам качества Гете-Института и являются его партнерами. Как правило, они работают при иностранных университетах. Гете-Институт оказывает поддержку таким центрам через повышение квалификации их сотрудников, снабжение учебными пособиями, оформление (оборудование) помещений центров, а также консультирование по вопросам методики обучения и управления. Информация о наличии центров изучения языка в странах интереса представлена в разделах, посвященных этим странам.

4) Экзаменационные центры

Экзамены по немецкому языку по стандартам Гете-Института принимают 307 лицензированных партнеров организации. Как правило, они также проводят подготовительные курсы. Информация о наличии экзаменационных центров в странах интереса представлена в разделах, посвященных этим странам.

Партнерство с другими организациями — университетами, посольствами, торговыми представительствами, компаниями и т.д. — играет важную роль в деятельности Гете-Центра. В частности, оно позволяет расширять масштабы деятельности без открытия новых институтов и без значительного увеличения штата сотрудников, исполь-

120

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

зовать площади и оборудование партнеров, привлекать спонсорскую поддержку и расширять аудиторию мероприятий.

Рассмотрим подробнее деятельность Гете-Института в области повышения популярности немецкого языка и поддержки международного культурного обмена и сотрудничества.

Продвижение немецкого языка

Важнейшим инструментом продвижения немецкого языка Гете-Институтом являются курсы немецкого языка, предназначенные для студентов с разным уровнем владения языком, в том числе индивидуальные и специальные, которые направлены на изучение отдельных тем. Также институт предлагает бесплатные онлайн-курсы немецкого языка, фильмы на немецком языке, обучающие игры для смартфонов и планшетов.

Возможно и платное онлайн-обучение, в особенности если студенту необходимы глубокие знания немецкого языка в таких отраслях, как экономика, юриспруденция, медицина, биология и др. Каждый онлайн-студент имеет личного тьютора, а в конце обучения получает международный сертификат.

Число людей, изучающих немецкий язык на курсах Гете-Института, в последнем десятилетии существенно увеличилось как в Германии, так и за ее пределами (рис. 1). Быстро растет и число людей, сдавших тесты в Гете-Институтах. Если в 2003 г. их было менее 80 тыс. человек, то в 2013 г. — более 240 тыс. человек [Goethe-Institut, 2014].

300,0 -

250,0 -

200,0 - 155,0

150,0 -

100,0 - 123,3

50,0 -0,0 31,7

2003 2004 2005 2006 2007 2008

266,3

..-"220,5

45,8

2009 2010 2011 2012 2013

В Германии -------За пределами Германии ........Всего

Рис. 1. Число студентов, изучающих немецкий язык в Гете-Институте в Германии и за ее пределами, 2003—2013 гг., тыс. человек

Источник: Goethe-Institut [2014].

Сертификаты Гете-Института признаются университетами, прочими образовательными учреждениями и работодателями во всем мире как документ, подтверждающий уровень знания немецкого языка. Сертификат А1 свидетельствует о владении немецким языком на элементарном уровне. Также о знаниях на элементарном уровне, однако более глубоких, свидетельствует сертификат A2. Наличие сертификата В1 подтверждает достаточно хорошее владение немецким языком, В2 — владение на продвинутом уровне. Сертификат С1 свидетельствует об очень хорошем знании немецкого

121

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

языка. Его обладатели без особых усилий понимают длинные тексты телепередач, отчеты и т.д., а также способны письменно и устно выражать свои мысли на сложные темы. Самой высокой, шестой ступенью, является уровень С2, свидетельствующий о знании немецкого языка на высшем уровне.

Гете-Институт является ведущей организацией мира, предлагающей повышение квалификации преподавателей немецкого языка как в стране пребывания преподавателя, так и в Германии. Также возможно онлайн-обучение. Кроме того, организация выделяет стипендии на прохождение курсов повышения квалификации в Германии для мотивированных преподавателей немецкого языка из других стран. Иногда для обучения преподавателей организуются немецкие летние школы.

Помимо обучения немецкому языку и тестирования, Гете-Институт активно участвует в развитии немецкого языка. В данной сфере в настоящее время насчитывается шесть программ и инициатив.

1) Дебаты о немецком языке и его будущем (Deutsch 3.0)

Проект является инициативой Гете-Института, издательства Duden, Института немецкого языка и Ассоциации частных спонсоров немецкой науки. По мнению 78,4% граждан Германии, необходимо делать больше для немецкого языка, поскольку он значительно меняется в ответ на общественно-политические изменения. В этой связи и была инициирована дискуссия о немецком языке и его будущем1.

Проект Deutsch 3.0 ставит перед Гете-Институтом и другими инициаторами вопросы общественно-политического значения: сколько языков нужно миру, как изменяется немецкий язык, сколько языков будет в будущем и др. Таким образом, проект направлен на формирование открытой дискуссии по вопросам, касающимся будущего немецкого языка.

2) Школы: партнеры будущего (PASCH)

Важным средством продвижения немецкого языка является инициатива партнерских школ (Partnerschulinitiative — PASCH). Данную программу предложил министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер в 2008 г. для повышения интереса молодых людей к Германии и немецкому языку, в особенности в таких регионах, как Азия, Ближний и Средний Восток, Центральная и Восточная Европа. Программа PASCH реализуется Министерством иностранных дел ФРГ в сотрудничестве с Центральным управлением по школьному образованию за рубежом (ZfA), Гете-Институтом, Германской службой академических обменов (DAAD) и Службой педагогических обменов (PAD).

Школы — партнеры PASCH получают поддержку и консультации немецких преподавателей, учебные материалы и техническое оборудование, а их учащиеся имеют возможность принять участие в различных проектах и конкурсах, а также посетить языковые курсы для молодежи в Германии2.

Всего существует четыре вида школ — партнеров PASCH:

— немецкие школы за рубежом (DAS, курируются Центральным управлением по школьному образованию за рубежом);

— школы, которые входят в национальные системы образования, но при этом предоставляют возможность получения диплома о знании немецкого языка (DSD-Schulen, курируются Центральным управлением по школьному образованию за рубежом);

1 Deutsch 3.0. Debattenueber Sprache und Ihre Zukunft // Goethe Institut. Режим доступа: https:// www.goethe.de/de/spr/eng/d30.html (дата обращения: 11.08.2014).

2 Angebot // PASCH. Режим доступа: http://www.pasch-net.de/udi/ang/deindex.htm (дата обращения: 11.08.2014).

122

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

— школы, входящие в национальные системы образования, в которых ведется

преподавание немецкого языка (FIT-Schulen, курируются Гете-Институтом);

— школы в Германии, которые ведут сотрудничество с PASCH-школами за рубежом через Службу педагогических обменов.

В настоящее время инициатива PASCH охватывает 1,7 тыс. школ во всем мире. Треть этих школ курирует Гете-Институт. Особенно много курируемых Гете-Институтом PASCH-школ находятся в Китае (67), Индии (42), Индонезии (28), Бразилии (22), Турции (19), Египте (18) и Украине (15) [Goethe-Institut, 2014]. Все школы — партнеры PASCH имеют особенно тесные связи с Германией, а также с другими программами в области культуры и образования, например, с инициативой «Немецкий язык — язык идей», с инициативой по обмену научными сотрудниками и др.

3) Язык и мобильность

Язык и мобильность представляют собой один из центральных аспектов работы Гете-Института, поскольку язык является ключом к интеграции тех, кто знакомится с новой культурой или пытается ее понять. Проект «Язык и мобильность» следует рассматривать как информационное связующее звено между Гете-Институтами во всем мире3. Гете-Институт уделяет большое внимание двум ключевым компетенциям:

— языковая и межкультурная квалификация переселенцев;

— предоставление информации и консультаций о жизни и работе в Германии.

Европейская сеть немецкого языка (ранее - программа Deutsch Land)

В рамках данной программы Гете-Институт предлагает избранному кругу лиц эксклюзивный курс немецкого языка в Германии. Целевой аудиторией программы являются высокопоставленные служащие организаций Европейского союза, а также сотрудники министерств стран - членов ЕС и некоторых других стран, которые хотят улучшить свои знания немецкого языка с целью использования его в работе.

4) Немецкое меньшинство

В Центральной и Восточной Европе, а также в Центральной Азии проживает много людей немецкого происхождения. Гете-Институт поддерживает эти группы людей через различные программы в области культуры и образования. Основной целью организации при этом является предоставление актуальной информации о Германии, организация внешкольных занятий немецким языком и предложение курсов немецкого языка для взрослых. Поддержка национального меньшинства по данной инициативе осуществляется двенадцатью Гете-Институтами в России, Польше, Украине, Словакии, Чехии, Венгрии, Румынии, Молдове, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Литве и Эстонии4.

5) Портал выпускников

Цель этой программы заключается в предоставлении иностранным выпускникам немецких вузов, языковых курсов и прочих образовательных учреждений и программ возможности оставаться на связи с Германией и своими бывшими однокурсниками после возвращения на родину. Портал работает с сентября 2008 г. Как и на других порталах выпускников, пользователям также предлагаются новости, статьи, советы, ва-кансии5.

3 Sprache und Mobilitaet // Goethe Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/spr/eng/mob. html (дата обращения: 12.08.2014).

4 Deutsche Minderheiten // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/spr/eng/min. html (дата обращения: 12.08.2014).

5 Alumniportal Deutschland // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/spr/eng/ alu.html (дата обращения: 12.08.2014).

123

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

Поддержка мероприятий в области культуры

Гете-Институт занимается поддержкой культурных мероприятий в странах своего присутствия в таких сферах, как архитектура, библиотеки, изобразительное искусство, образование и знания, дизайн и мода, фильмы, общество и современные события, литература, медиа, современная жизнь, музыка, театр и танец. Ниже представлено распределение проведенных в 2012 г. мероприятий по их видам (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2012 г. во всем мире Гете-Институтом было проведено 5,8 тыс. мероприятий в области культуры, в которые были вовлечены около 25 млн человек. Среди них 269 — ученые, деятели культуры и искусства или журналисты. В рамках программы Гете-Института они погружались в новую для них культурную среду и устанавливали контакты с коллегами из других стран.

Конференции Выставки Показы фильмов Чтения и беседы с авторами Концерты Театральные представления Визиты

Рис. 2. Мероприятия Гете-Института в области культуры, 2012 г.

Источник: Goethe-Institut [2013].

Рассмотрим деятельность Гете-Института в сфере культуры подробнее.

1) Изобразительное искусство

В сотрудничестве с местными партнерами Гете-Институт инициирует и продвигает групповые и персональные выставки во всех областях изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура, фотография, медийное искусство, дизайн и мода. Гете-Институт организует документальные выставки-турне к различным историческим датам, посвященные определенным культурным темам. Конференции и публичные дискуссии информируют общественность о важных тенденциях в современном немецком искусстве. В течение года организуется около 1 тыс. мероприятий — от выставок до визитов и семинаров.

2) Фильмы, телевидение, радио

В 136 Гете-Институтах ежегодно проходит около 2,5 тыс. кинопоказов — от немого кино до современных немецких фильмов. Также в институтах проводятся семинары с немецкими и иностранными представителями киноиндустрии. Показы фильмов иногда проходят в университетах, а в некоторых странах — в специально оборудованных автобусах или поездах (например, в Марокко или Индонезии).

В странах с переходной экономикой Гете-Институт уделяет особое внимание кооперации в области качественного телевидения. В сотрудничестве с Deutsche Welle

124

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

и другими радиовещательными компаниями Гете-Институт организует семинары для радиожурналистов, в особенности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой6.

3) Музыка

Гете-Институт распространяет актуальную картину многогранной музыкальной жизни Германии и является инициатором обмена между музыкантами из Германии и других стран. Гете-Институт ежегодно проводит около 1 тыс. проектов в области музыки — турне, концерты, семинары, мастер-классы, симпозиумы. Эта деятельность охватывает все музыкальные направления — древнюю и классическую музыку, джаз, рок- и поп-музыку, электронику и даже так называемую новую музыку.

Профессиональные музыканты, которые живут и работают в Германии, могут получать поддержку Гете-Института для проведения гастролей, продления зарубежных рабочих визитов, распространения информационных материалов. Также поддержку Гете-Института могут получить музыканты из развивающихся стран и стран с переходной экономикой — для проведения концертов в Германии. Организация поддерживает международный обмен молодыми музыкантами7.

4) Театр и танцевальное искусство

Гете-Институт стремится познакомить иностранного зрителя с немецким театральным и танцевальным искусством. Особое внимание уделяется таким направлениям, как драма, современный танец, перформанс, детский и молодежный театр, кукольный театр и новая немецкая драматургия. Гете-Институт поддерживает выступления немецких ансамблей за рубежом, а также их визиты в другие страны, выплачивает стипендии иностранным театральным деятелям для пребывания в Германии. Помимо этого, Гете-Институт поддерживает выступления коллективов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в Германии, а также ведет сотрудничество с немецкими фестивалями и организаторами концертов8.

5) Литература

Гете-Институт стремится укреплять диалог и сотрудничество в международных отношениях в области литературы, а также популяризировать немецкую литературу в других странах. Организация расширяет литературные контакты, координирует крупные международные проекты, например, книжные выставки.

Гете-Институт сотрудничает с институтами книжной промышленности и различными литературными учреждениями, такими как дома литераторов, Литературный коллоквиум Берлина, Литературная мастерская Берлина, с литературными архивами и музеями, Биржевым союзом немецкой книготорговли, Франкфуртской и Лейпцигской книжными выставками, а также с различными фондами (например, с Фондом им. Роберта Боша, Фондом Александра фон Гумбольдта, Фондом им. Альфреда Тепфе-ра и др.).

С 2008 г. Гете-Институт ежегодно предлагает четыре стипендии для иностранных литературных переводчиков. За счет этих стипендий квалифицированные переводчики приглашаются в Германию на срок от четырех до шести недель для участия в проекте по литературному переводу9.

6 Film, Femsehen, Hoerfunk // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/uun/auf/ ffh.html (дата обращения: 12.08.2014).

7 Musik // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/uun/auf/mus.html (дата обращения: 12.08.2014).

8 Tanz und Theater // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/uun/auf/tut.html (дата обращения: 15.08.2014).

9 Literatur // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/uun/auf/lit.html (дата обращения: 15.08.2014).

125

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

6) Наука и современные события

Гете-Институт участвует в обсуждении спорных тем гуманитарных наук, социологии, культурологии, вокруг которых ведутся дискуссии в средствах массовой информации. Организация поднимает вопросы, ответы на которые особенно активно ищут немецкие и европейские исследователи. Например, вопросы отношений между культурой и изменением климата, культурой и экономикой, культурой и конфликтами.

Гете-Институт предлагает тематические программы визитов в Германию для иностранных специалистов, а также предоставляет своим сотрудникам возможность повышения квалификации. Гете-Институт сотрудничает с институтами, фондами, СМИ, независимыми культурными учреждениями в Германии и во всем мире. Исследовательские организации в Германии, с которыми Гете-Институт ведет постоянный обмен, составляют сеть под названием «Германия думает» (Deutschland Denkt)10.

Финансирование деятельности Гете-Института

Значительная часть финансирования Гете-Института (около 60%) поступает от Министерства иностранных дел Германии. Помимо этого, организация взимает плату за курсы немецкого языка. Размер этой платы обычно формируется на основе рыночных цен и лишь покрывает издержки, поскольку получение прибыли не является целью Гете-Института [Goethe-Institut, 2014]. Также различные проекты Гете-Института поддерживаются спонсорами, в том числе крупными немецкими или иностранными корпорациями, такими как Airbus Group N.V., AUDIAG, BMW Group, Commerzbank AG, Siemens AG, Volkswagen AG и др. Финансовую поддержку проектам организации оказывают и частные лица.

Ниже представлено распределение финансовых поступлений и расходов Гете-Института в 2013 г. (рис. 3, 4). Спонсорство входит в разряд «прочих» поступлений. Общие поступления Гете-Института в 2013 г. составили 350,9 млн евро.

21,6 млн евро; 6%

208,1 млн евро; 59,3%

121,2 млн евро; 34,4%

Ш Выручка от работы с немецким языком I I Дотации Министерства иностранных дел ^ Прочие поступления

Рис. 3. Структура финансовых поступлений Гете-Института, 2013 г., млн евро и %

Источник: Goethe-Institut [2014].

Рассмотрим подробнее деятельность Гете-Институтов в различных странах мира. Что касается нормативной основы деятельности Гете-Институтов, то они имеют статус

10 Wissenschaft und Zeitgeschehen // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/ uun/auf/wuz.html (дата обращения: 19.08.2014).

126

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

и

Расходы на материалы Расходы на персонал Инвестиции Прочие расходы

Рис. 4. Структура расходов Гете-Института, 2013 г., млн евро и %

Источник: Goethe-Institut [2014].

представительств или филиалов (некоммерческих организаций). Остальные формы присутствия (Гете-Центры, центры изучения немецкого языка, экзаменационные центры, читальные залы и т.д.) представляют собой партнерства с различными местными организациями — университетами, культурными центрами, библиотеками и т.д., которые также являются некоммерческими организациями11. Более подробная информация не раскрывается Гете-Институтом.

Аргентина

Организация начала свою работу в Буэнос-Айресе в 1967 г. Деятельность Гете-Института в Аргентине спонсируют немецкая страховая компания Allianz и аргентинское малое предприятие Maria Elena S.A.12 В настоящее время в Аргентине работают два представительства Гете-Института: в Буэнос-Айресе и Кордове с общей численностью сотрудников 32 человека, два Гете-Центра, девять культурных сообществ и десять партнерских экзаменационных центров. В пяти городах страны работают одиннадцать школ, курируемых Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Аргентины, бюджет Гете-Институтов в Аргентине можно оценить в 3,7 млн евро.

В Аргентине, как и в других странах присутствия Гете-Института, реализуется ряд инициатив в области культуры — как общемировых, так и национальных. Так, Аргентина участвует в общемировой инициативе PASCH. Что касается национальных инициатив, то, например, в апреле — мае 2014 г. в рамках 40-й международной книжной ярмарки в Буэнос-Айресе Гете-Институт провел мероприятия с акцентом на писательское мастерство и перевод. Немецкий автор Нина Якле впервые посетила Буэнос-Айрес13.

11 Organisation // Goethe-Institut. Режим доступа: https://www.goethe.de/de/uun/org.html (дата обращения: 11.08.2014).

12 Foerderer, Buenos Aires // Goethe Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ar/bue/uun/ spo/deindex.htm (дата обращения: 18.08.2014).

13 Deutschland auf der 40. Internationalen Buchmesse Buenos Aires, Buenos Aires // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ar/bue/ver/acv/lit/2014/de12642857v.htm (дата обращения: 18.08.2014).

127

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

Бразилия

Первый Гете-Институт в Бразилии был открыт в 1963 г. в Сан-Паулу14. В настоящее время в Бразилии находятся пять представительств Гете-Института с общей численностью сотрудников 85 человек (в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Куритиба, Порту-Алегри и Сальвадоре), один Гете-Центр, шесть культурных сообществ и восемнадцать партнерских экзаменационных центров. В 18 бразильских городах работают 22 школы, курируемые Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Бразилии, бюджет Гете-Институтов в Бразилии можно оценить в 9,9 млн евро.

Помимо преподавания немецкого языка и экзаменационной деятельности, Гете-Институты в Бразилии продвигают международное культурное взаимодействие через широкий спектр культурных и академических мероприятий, которые они организуют и проводят вместе с бразильскими партнерами. Библиотека Гете-Института в Рио-де-Жанейро, а также информационные центры других Гете-Институтов в Бразилии предоставляют информацию по актуальным аспектам культурной, политической и общественной жизни Германии15.

Ниже перечислены некоторые национальные проекты в области культуры, реализуемые Гете-Институтом в Бразилии в настоящее время.

«Футбол и культура». Футбол является в Бразилии национальным увлечением, поэтому тема футбола актуальна для различных дискуссий, например, таких как «футбол в литературе и кино», «футбол и музыка», «футбол и дети» и т.д.16

«Немецкая литература в Бразилии». В рамках данного проекта проводятся немецкобразильские семинары на тему перевода, а иностранные переводчики имеют возможность получить стипендию для работы в Германии над переводом одной из немецких книг17. Впрочем, аналогичные программы реализуются Гете-Институтом и в других странах.

В Сан-Паулу, как и во многих других городах мира, где присутствует Гете-Институт, находится киноархив, насчитывающий около 250 документальных и художественных немецких фильмов. Архив предоставляет эти фильмы бесплатно для мероприятий в Бразилии, а также для использования в образовательных целях18.

Великобритания

Первый Гете-Институт в Великобритании открылся в 1962 г. в Лондоне19. В настоящее время в Великобритании работают два представительства Гете-Института с общей численностью сотрудников 69 человек (в Лондоне и Глазго), три партнерских экзаменаци-

14 50 Jahre Goethe-Institut Sao Paulo // Goethe Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ br/sap/uun/jub/deindex.htm (дата обращения: 14.08.2014).

15 Ueberuns, Rio de Janeiro // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/br/rio/uun/ deindex.htm (дата обращения: 14.08.2014).

16 Fussball & Kultur // Goethe Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/br/sap/prj/fus/ deindex.htm (дата обращения: 14.08.2014).

17 Deutsche Literatur in Brasilien // Goethe Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/br/lp/ prj/dgb/deindex.htm (дата обращения: 14.08.2014).

18 Filmarchiv Sao Paolo, Brasilien // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/br/ lp/kul/ser/flm/deindex.htm (дата обращения: 14.08.2014).

19 50 Jahre Gothe-Institut London 1962-2012 // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe. de/ins/gb/lon/uun/50j/de9324521.htm (дата обращения: 10.08.2014).

128

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

онных центра, а также четыре школы, курируемые Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Великобритании бюджет организации в этой стране можно оценить в 8,1 млн евро.

Кроме продвижения немецкого языка, межкультурного взаимодействия и представления картины современной жизни в Германии, целью Гете-Института в Великобритании является повышение открытости в европейском пространстве, участие в европейских инициативах в области образования, например, продвижение принципа многоязычно-сти и обсуждение с британскими партнерами актуальных для Европы тем20.

Ниже перечислены некоторые проекты в области культуры, реализуемые Гете-Институтом в Великобритании в настоящее время.

«Двойники в Европе». Две персоны с одинаковой профессией встречаются, чтобы оценить значение их профессии в широком европейском контексте. Они обсуждают, чем различается их работа и в чем она похожа, что нового или уникального в Великобритании, Германии или Европе.

«AS/A2 Level Materials»». Данный проект позволяет бесплатно изучать немецкий язык и тестировать свои знания21.

Германия

В Германии работают 13 представительств Гете-Института: в Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, Дрездене, Бремене, Геттингене, Веймаре, Дюссельдорфе, Бонне, Мангейме / Гейдельберге, Швебиш-Халле и Фрайбурге с общей численностью сотрудников около 700 человек. В Мюнхене расположена штаб-квартира Гете-Института. В Германии работает 321 школа, которая поддерживает сотрудничество с иностранными школами, где преподается немецкий язык. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Германии, бюджет Гете-Институтов в Германии можно оценить в 81,8 млн евро.

Помимо курсов немецкого языка и тестирования, а также проектов в сфере культуры, Гете-Институты в Германии предлагают культурную программу для тех, кто приехал в Германию на курсы. Это позволяет студентам получить представление о современной Германии. Студентам предлагаются экскурсии, посещение выставок, музеев, концертов, театральных представлений, просмотры фильмов и др.22

В настоящее время в Германии реализуются многочисленные проекты в области языка и культуры, некоторые из них перечислены ниже.

«Франкфуртские летние стипендии для лучших студентов из городов-побратимов Франкфурта»». Программа была реализована в июле 2014 г. Фондом политехнического общества и Гете-Институтом во Франкфурте уже в седьмой раз. В рамках проекта студенты прибыли во Франкфурт из Бирмингема, Лиона, Йокогамы и других городов23.

«Сделай это в Германии»» (Makeitin Germany). Проект реализуется совместно с Министерством экономики и энергетики ФРГ, Министерством по труду и социальным вопросам ФРГ, а также Федеральной службой трудоустройства ФРГ. В рамках данного

20 Ueberuns, Vereinigtes Koenigreich // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ gb/lp/uun/deindex.htm (дата обращения: 10.08.2014).

21 AS/A2 Levels Materials // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/gb/lon/prj/ asa/deindex.htm (дата обращения: 10.08.2014).

22 Kultur- und Freizeitprogramm // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/de/ ler/kul/deindex.htm (дата обращения: 08.08.2014).

23 Deutsch lernen in Frankfurt // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/de/ort/ fra/de3323812.htm(дата обращения: 14.08.2014).

129

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

проекта желающие работать в Германии могут получить всю необходимую им информацию о жизни и работе в Германии, а также о процессе переезда в Германию на сайте «Makeitin Germany». На сайте есть и информация для работодателей о найме иностранных кадров24.

В Гете-Институтах в Германии работают «тандем-бюро». В эти бюро могут обращаться участники курсов, желающие общаться на немецком языке с носителями этого языка в свободное от занятий время. Данная программа не заменяет курсы немецкого языка, однако позволяет бесплатно улучшить разговорные навыки25, 26.

Италия

Первый итальянский Гете-Институт был открыт в 1954 г. в Турине27. Сейчас в Италии находятся семь представительств Гете-Института с общей численностью сотрудников 114 человек (в Риме, Милане, Турине, Генуе, Триесте, Неаполе и Палермо, шесть Гете-Центров, 20 культурных сообществ и 35 партнерских экзаменационных центров. В пяти итальянских городах работают пять школ, курируемых Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Италии, бюджет Гете-Институтов в Италии можно оценить в 13,3 млн евро.

В настоящее время в Италии реализуются следующие проекты в области языка и культуры (ниже перечислены лишь некоторые из них).

«Я — итало-берлинец». Проект представляет собой собрание историй о жизни в столице Германии и инсайдерские знания о сообществе итало-берлинцев28.

«С немецким языком в профессию». В мае 2014 г. в Бари (Италия) прошел немецкоитальянский семинар, посвященный востребованности работников со знанием немецкого языка на рынке труда. Целью мероприятия являлось объединение школ и работодателей в одну сеть и улучшение коммуникаций между ними29.

«Неделя немецкого языка в Неаполе». С 22 по 26 сентября в Гете-Институте Неаполя (Италия) прошла неделя немецкого языка и культуры. Помимо традиционного дня открытых дверей и презентации курсов немецкого языка, данное мероприятие включало презентацию книг и просмотр фильмов под открытым небом30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индия

Первый Гете-Институт в Индии начал работу в 1957 г. в Калькутте31. В настоящее время в Индии работают шесть представительств Гете-Института с общей численностью

24 Makeitin Germany. Режим доступа: http://www.make-it-in-germany.com/ (дата обращения: 10.08.2014).

25 Deutsch lernen in Berlin // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/de/ort/ber/ de12253209.htm (дата обращения: 10.08.2014).

26 Deutsch lernen in Muenchen // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/de/ort/ mue/de8496821.htm (дата обращения: 10.08.2014).

27 Turin // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/it/tur/uun/deindex.htm (дата обращения: 08.08.2014).

28 Ich bin ein Italo-Berliner, Italien // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/it/ lp/kul/mag/soz/it/deindex.htm (дата обращения: 08.08.2014).

29 Mit Deutsch in den Beruf, Italien // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/it/ lp/lhr/mit/deindex.htm (дата обращения: 08.08.2014).

30 Veranstaltungen, Neapel // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/it/nea/ver/ de13152767v.htm (дата обращения: 08.08.2014).

31 Ueberuns, Kolkata, Indien // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/in/de/kol/ uun.html (дата обращения: 18.08.2014).

130

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

сотрудников 227 человек (в Нью-Дели, Бангалоре, Мумбаи, Ченнаи, Пуне и Калькутте), а также семь Гете-Центров. Партнерские экзаменационные центры в Индии отсутствуют — экзамены на знание немецкого языка можно сдать лишь в Гете-Институтах или Гете-Центрах. В 15 индийских городах работают 44 школы, курируемые Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Индии, бюджет Гете-Институтов в Индии можно оценить в 26,5 млн евро.

Как и Гете-Институты в других странах, данные организации в Индии сосредоточены на проведении курсов немецкого языка, распространении немецкого языка и культуры в Индии и представлении современной картины жизни в Германии. Культурная программа Гете-Института в Пуне сосредоточена на теме кино, так как в Пуне находятся такие организации, как Индийская высшая школа кино и телевидения (FTII) и Национальный киноархив Индии (NFAI)32.

В настоящее время в Индии реализуются следующие проекты в области языка и культуры (ниже перечислены лишь некоторые из них).

Проект «Studienbruecke». До недавнего времени выпускники индийских школ могли поступить в немецкий университет лишь после окончания годичных подготовительных курсов в Германии. Гете-Институт и объединение девяти крупнейших технических университетов Германии TU9 заключили соглашение, в соответствии с которым индийские школьники могут напрямую зачисляться в Университет Вильгельма Лейбница в Ганновере, который входит в объединение TU933.

Реставрация картин. В Калькутте работают пять реставраторов Индийского национального фонда искусств и культурного наследия (Indian National Trust for Art and Cultural Heritage - INTACH) вместе с немецким реставратором Р. Кант. Цель проекта заключается в передаче индийским специалистам теоретических и практических знаний в области реставрации картин34.

Казахстан

В Казахстане работает одно представительство Гете-Института — в Алматы (29 сотрудников), пять центров изучения немецкого языка, пять партнерских экзаменационных центров и один читальный зал. Гете-Центры в стране отсутствуют. В пяти городах страны находятся восемь школ, курируемых Гете-Институтом. Деятельность Гете-Институтов в Казахстане спонсируют такие компании, как Daimler Chrysler (представительство концерна в Центральной Азии), LUFTHANSA, SHELL, Skoda Auto, отель «Hyatt Regency Almaty»35. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институте Казахстана, бюджет Гете-Института в Казахстане можно оценить в 3,4 млн евро.

В Казахстане реализуется относительно мало национальных инициатив в области культуры. В целом цели и задачи Гете-Института в Казахстане не отличаются от общих задач этой организации. Многие из реализуемых в стране культурных проектов, на-

32 Ueberuns, Pune // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/in/de/poo/uun.html (дата обращения: 18.08.2014).

33 Studienbruecke, Indien // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/in/de/lp/kul/ ser/sid/stb.html (дата обращения: 18.08.2014).

34 Restaurirunsprojekt, Indien // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/in/de/ lp/kul/sup/kle/res/6106386.html (дата обращения: 18.08.2014).

35 Kasachstan // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/kz/alm/kul/mag/ de13159818.htm (дата обращения: 20.08.2014).

131

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

пример, проект поддержки немецкого меньшинства в других странах и проект PASCH, реализуются Гете-Институтом и его партнерами на международном уровне во многих странах.

Исключением является проект «Gletschermusik», что в переводе на русский язык означает «музыка ледников». Таяние ледников является следствием глобального изменения климата. Для привлечения внимания к этой проблеме Гете-Институт создал в Казахстане проект «Музыка ледников», суть которого заключается в использовании тающих ледников как источника вдохновения для фестивалей, конкурсов, концертов, картин и т.д.36

Китай

В Китае работают три представительства Гете-Института — в Пекине, Шанхае и Гонконге с общей численностью сотрудников 83 человека, семь центров изучения немецкого языка, два читальных зала и шесть партнерских экзаменационных центров. Гете-Центры в стране отсутствуют. В 23 китайских городах работают 65 школ, курируемых Гете-Институтом. Одним из спонсоров Гете-Института в Китае является Китайская ассоциация помощи и снабжения (Chinese Association for Relief and Ensuring Services -CARES). Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Китая, бюджет Гете-Институтов в Китае можно оценить в 9,7 млн евро.

В последнее время в Китае реализуются следующие проекты в области языка и культуры (ниже перечислены лишь некоторые из них).

Гете-Институт оказывает значительную поддержку «Программе обмена музейных экспертов» (MEEP). Суть данного проекта заключается в культурном обмене между государственными музеями Берлина (Staatlichen Museenzu Berlin — SMB), государственными собраниями произведений искусства Дрездена (Staatlichen Kunstsammlungen Dresden — SKD), баварскими государственными собраниями живописи (Bayerischen Staatsgemaldesammlungen Mdnchen — BStGS) и Национальным музеем Китая. Изначально данный проект проводился с 2010 г. по 2012 г., и в 2014 г. был продолжен37.

2013—2014 г. стал «немецко-китайским годом». Цель мероприятий в рамках данного проекта заключалась в интенсификации культурного обмена между Германией и Китаем. В этой связи в Китае проводились недели немецкого кино, были организованы просмотры театральных представлений, концерты и другие мероприятия38.

Продвижение перевода немецкой литературы. Гете-Институт оказывает финансовую поддержку переводу избранных книг в области социальных и гуманитарных наук в Китае. Короткий список рекомендуемых для перевода работ составляется дважды в год; каждый раз рекомендуются к финансированию около восьми работ, однако могут быть поддержаны и другие работы, которые вошли лишь в длинный список, состоящий обычно примерно из 15 работ39.

36 Gletschermusik, Kasachstan // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/kz/alm/ kul/prk/gle/deindex.htm (дата обращения: 20.08.2014).

37 MEEP. Режим доступа: http://meepchina.tumblr.com/programm (дата обращения: 18.08.2014).

38 Deutsch-Chinesisches Sprachenjahr 2013 / 2014, China // Goethe-Institut. Режим доступа: http:// www.goethe.de/ins/cn/lp/dll/dcs/deindex.htm (дата обращения: 18.08.2014).

39 Ubersetzungsfoerderung China, China // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ ins/cn/lp/kul/ser/uef/deindex.htm (дата обращения: 18.08.2014).

132

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

Мексика

В Мексике работает одно представительство Гете-Института — в Мехико (55 сотрудников), два немецких культурных центра и шесть партнерских экзаменационных центров. В пяти мексиканских городах находятся пять школ, курируемых Гете-Институтом. В число спонсоров мексиканского Гете-Института входят компания Nycomed и Культурный фонд немецкой промышленности40. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институте Мексики, бюджет Гете-Института в этой стране можно оценить в 6,4 млн евро.

В последнее время в Мексике реализуются следующие проекты в области языка и культуры (ниже перечислены лишь некоторые из них).

В августе 2014 г. в Мексике прошла 13-я Неделя немецкого кино. Показы 2014 г. отличались тем, что в них присутствовала тема провинции. В ходе кинонедели были показаны как художественные, так и документальные фильмы, снятые в 1940-е годы или позже41.

В сентябре 2014 г. в Гете-Институте Мехико открылась выставка «Замершее время. Фотография танца», на которой были представлены видеоинсталляции и фотографии немецких авторов42.

Гете-Институт Мехико в сотрудничестве с другими организациями проводит конкурсы среди немецких специалистов в области медиаискусства. Победители получают стипендии на двухмесячное посещение Мексики43.

США

Первый Гете-Институт в США был открыт в 1967 г. в Бостоне44. В настоящее время в США работают шесть представительств Гете-Института — в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Чикаго и Бостоне с общей численностью сотрудников 65 человек (возможно, на сайте указаны не все преподаватели, поскольку для шести представительств численность сотрудников слишком низкая), один Гете-Центр, три культурных сообщества и 42 партнерских экзаменационных центра. В восьми американских городах находятся девять школ, курируемых Гете-Институтом. Деятельность Гете-Института в США спонсируют такие компании, как Deutsche Bank, Lufthansa, Lufthansa Cargo, Фонд Роберта Боша и Фонд Альфреда Круппа фон Болена и Хальбаха45. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах США, бюджет этой организации в США можно оценить в 7,6 млн евро.

40 Foerderer, Mexiko // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/mx/de/lp/uun/ spo.html (дата обращения: 13.08.2014).

41 Deutsche Filmwoche Mexiko: 14-28 August 2014 // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www. goethe.de/ins/mx/lp/prj/cin/deindex.htm (дата обращения: 13.08.2014).

42 Angehaltene Zeit. Bildervom Tanz // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ mx/de/lp/ver.cfm?fuseaction=events.detail&event_id=20420528 (дата обращения: 13.08.2014).

43 Mexiko-Stipendium 2014/15 fur deutsche MedienkUnstler/innen // EMAN#EMARE. Режим доступа:http://mexiko.emare.eu/.

44 Ueberuns, Boston // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/us/bos/uun/dein-dex.htm (дата обращения: 17.08.2014).

45 Foerderer, USA // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/us/lp/spo/deindex. htm (дата обращения: 17.08.2014).

133

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

Помимо общих для всех Гете-Институтов целей, таких как информирование о жизни в Германии, распространение немецкого языка и немецкой культуры и интеграция немецкого языка и культуры в американскую систему образования, Гете-Институты США также стремятся выстроить трансатлантическое культурное и образовательное сообщество46.

В США действуют Friends of Goethe, Inc. («Друзья Гете»), представляющие собой общественно полезную организацию, которая состоит из всех спонсоров и членов Гете-Центров. Данная организация была создана в 1996 г. и относилась к существовавшему до 2007 г. Гете-Институту Атланты, а затем перешла к Гете-Центру Атланты47.

Ниже представлены некоторые из реализуемых в настоящее время в США проектов в области языка и культуры.

«Визиты деятелей культуры в Новую Англию». Данная программа имеет длительную традицию. Она охватывает 150 университетов Бостона и длится от двух недель до шести месяцев. Деятели культуры приезжают на это время в Бостон для участия в дискуссиях и проведения занятий со студентами48.

Премия Хелены и Курта Вольф. Данной премией Гете-Институт Чикаго ежегодно награждает лучшие переводы немецкой литературы на английский язык. Премия финансируется немецким правительством и составляет 10 тыс. долл.49

Проект «Stepinto German» Гете-Института Сан-Франциско позволяет сделать изучение немецкого языка развлечением. С помощью данной программы студенты могут изучаит немецкий язык через музыку и футбол, а также участвовать в соревновании видеосюжетов, главный приз которого — трехнедельный курс немецкого языка в Германии50.

Узбекистан

Гете-Институт в Ташкенте начал работу в 1998 г.51 В Узбекистане работает одно представительство Гете-Института — в Ташкенте (25 сотрудников), один партнерский экзаменационный центр и два читальных зала. Гете-Центры и культурные сообщества в стране отсутствуют. В восьми городах Узбекистана работают 13 школ, курируемых Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институте Узбекистана, бюджет Гете-Института в этой стране можно оценить в 2,9 млн евро.

Большинство реализуемых в стране культурных проектов, например, проект PASCH, реализуются Гете-Институтом и его партнерами на международном уровне во многих странах.

46 Aufgaben und Ziele, USA // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/us/lp/uus/ auz/deindex.htm (дата обращения: 17.08.2014).

47 Ueberuns, Atlanta // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/us/atl/uun/dein-dex.htm (дата обращения: 17.08.2014).

48 Artists in Residence in New England, Boston // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe. de/ins/us/bos/ver/air/deindex.htm (дата обращения: 17.08.2014).

49 Literatur, Chicago // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/us/lp/kul/mag/lit/ rec/deindex.htm (дата обращения: 17.08.2014).

50 About, Step into German // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/us/saf/prj/ sig/asg/en6819400.htm (дата обращения: 17.08.2014).

51 Ueberuns, Taschkent // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/uz/tas/uun/10j/ deindex.htm (дата обращения: 20.08.2014).

134

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

Украина

На Украине работает одно представительство Гете-Института — в Киеве (77 сотрудников), три культурных сообщества, 15 центров изучения немецкого языка, один партнерский экзаменационный центр и четыре читальных зала. Гете-Центры в стране отсутствуют. В 14 украинских городах находятся 15 школ, курируемых Гете-Институтом. Помимо общих для всех Гете-Институтов целей, Гете-Институт в Киеве также продвигает диалог между Европой и восточноевропейскими культурами. Гете-Институт в Киеве был открыт в 1993 г. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институте Украины, бюджет Гете-Института в этой стране можно оценить в 9,0 млн евро.

Первые 11 лет своего существования Гете-Институт располагался в Киевском политехническом институте, а в 2005 г. переехал в новое помещение, левое крыло которого занимает Британский совет52. Ниже представлены некоторые из реализованных в последнее время на Украине проектов в области языка и культуры.

Проект «Модели продвижения культуры». В июне — июле 2014 г. по приглашению Гете-Института Киева делегация Министерства культуры Украины посетила Берлин и Потсдам. Визит был посвящен изучению моделей поддержки культуры, а также знакомству делегации с немецкими учреждениями культуры и их структурами. Делегаты изучили модели финансирования и управления театров, библиотек, музеев и т.д.53

Детский кинофестиваль. В мае — июне 2014 г. в городах Украины прошел первый международный детский кинофестиваль, одним из партнеров которого стал Гете-Институт. По инициативе Гете-Института на фестивале были представлены анимационные фильмы немецкого режиссера Л. Райнингер54.

Франция

Первый Гете-Институт во Франции был открыт в 1962 г. в Париже55. В настоящее время во Франции работают семь представительств Гете-Института с общей численностью сотрудников 168 человек (в Париже, Страсбурге, Тулузе, Лионе, Нанси, Бордо и Лилле), 11 культурных сообществ и 24 партнерских экзаменационных центра. Гете-Центры в стране отсутствуют. В восьми французских городах работают восемь школ, курируемых Гете-Институтом. Деятельность Гете-Института во Франции поддерживают следующие партнеры: Mercedes-Benz, Vorwerk, Международный центр искусств в Париже (Cite Internationale des Arts Paris), Bionade, EnBW, Alternative Food & Beverage, Lufthansa, Societe Generale и др.56 Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Франции, бюджет Гете-Институтов во Франции можно оценить в 19,6 млн евро.

52 Ueberuns, Ukraine // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ua/kie/uun/dein-dex.htm (дата обращения: 15.08.2014).

53 Modelle der Kulturforderung, Ukraine // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ ins/ua/kie/acv/eur/2014/de13059386v.htm (дата обращения: 15.08.2014).

541. Internationales Kinderfilmfestival “Children Kino Fest”, Ukraine // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ua/kie/acv/flm/2014/de12891362v.htm (дата обращения: 15.08.2014).

55 Zeitreise, Paris // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/fr/par/uun/j50/zei/ deindex.htm (дата обращения: 16.08.2014).

56 50 Jahre Goethe-Institut Paris, Paris // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ fr/par/uun/j50/deindex.htm (дата обращения: 16.08.2014).

135

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

Ниже представлены некоторые из реализованных в последнее время во Франции проектов в области языка и культуры.

«Общие сады» (Geme in same Gaerten). В рамках данного проекта школьники из Лилля (Франция) и Виттена (Германия) посадили немецкие и французские сады, чтобы таким образом отметить продолжительную немецко-французскую дружбу57.

«Где-нибудь». В рамках 18-й международной биеннале “de l'Image de Nancy” в галерее Гете-Института Нанси прошла выставка фотографий немецкого фотографа М. Брид58.

В рамках серии проектов «1914/18», посвященных столетию с начала Первой мировой войны, в 2014 г. в Гете-Институте Лилля состоялся поэтический слэм, в ходе которого французские школьники прочли британские, французские и немецкие стихотворения времен Первой мировой войны59.

Южная Африка

В Южной Африке работает одно представительство Гете-Института — в Йоханнесбурге (23 сотрудника), один Гете-Центр и семь партнерских экзаменационных центров. В четырех городах Южной Африки находятся четыре школы, курируемые Гете-Институтом. Помимо общих для всех Гете-Институтов целей, Гете-Институт Йоханнесбурга поддерживает культуру ЮАР и содействует укреплению внутриафриканского диалога через дебаты вокруг творчества и искусства60. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институте Южной Африки, бюджет организации в этой стране можно оценить в 2,7 млн евро.

Гете-Институт Йоханнесбурга координирует работу в 11 институтах и 14 Гете-Центрах или культурных сообществах Африки южнее Сахары (как региональный институт). В том числе организация работает в африканских странах, где она не представлена, вместе с немецкими представительствами и другими немецкими ин-ститутами61.

Ниже перечислены некоторые из реализованных в последнее время в ЮАР проектов в области языка и культуры.

«Музыка вокруг Африки». Интерес к современной африканской музыке растет во всем мире. Цель данного проекта — дать всем интересующимся представление о различных музыкальных направлениях, популярных в Африке к югу от Сахары. Проект представляет собой радиошоу на Byte FM, в ходе которого журналисты и музыканты из различных африканских стран говорят о музыке, музыкальных трендах, культурных и политических условиях и т.д.62

57 Gemeinsame Gaerten // Goethe-Institut. Режим доступа: http://blog.goethe.de/garten/ (дата обращения: 16.08.2014).

5818. Biennale Internationale de l'Image de Nancy, Nancy // Goethe-Institut. Режим доступа: http:// www.goethe.de/ins/fr/nan/ver/acv/bku/2014/de12429267v.htm (дата обращения: 16.08.2014).

59 Kriegslyrik und Slam Poetry: ein Workshop fuer Schueler // Goethe-Institut. Режим доступа: http:// www.goethe.de/ges/prj/nzv/prj/de13163086.htm (дата обращения: 16.08.2014).

60 Projects, Suedafrica // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/za/en/joh/kul/ sup.html (дата обращения: 12.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Ueberuns, Suedafrika // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/za/de/joh/uun. html (дата обращения: 12.08.2014).

62 Music Around Africa, Suedafrika // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/za/ en/joh/kul/sup/iad/10038097.html (дата обращения: 12.08.2014).

136

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

Некоммерческий проект «Goethe On Main» (GoM) был запущен Гете-Институтом в ЮАР в 2009 г. Его суть заключается в культурном обмене и диалоге через выставки, семинары, показы фильмов, проведение театральных и музыкальных мероприятий63.

Япония

Первый Гете-Институт в Японии открылся в 1962 г. в Токио64. В настоящее время в Японии работают три представительства Гете-Института с общей численностью сотрудников 54 человека (в Токио, Киото и Осаке), одно культурное сообщество и семь партнерских экзаменационных центров. В двух японских городах находятся четыре школы, курируемые Гете-Институтом. Исходя из общего объема финансирования организации и численности сотрудников в Гете-Институтах Японии, бюджет Гете-Институтов в Японии можно оценить в 6,3 млн евро.

Деятельность Гете-Институтов в Японии спонсируется многими компаниями. Например, проект «150 лет дружбы Германии и Японии» спонсировали Merck, Bayer, Lufthansa, Daimler, Lan Xess, BASF, Volkswagen, Evonik Industries, Siemens, Allianz, Shangri-La Hotel Tokyo, Boehringer Ingelheim, Kirin, STIHL, Kaercher, Beck’s, Fissler, KPMG, BMW, TUV Rheinland, Wilkhahn, Commerzbank65.

Гете-Институт Киото расширил традиционные функции представительства организации в сфере культуры за счет создания резиденции для деятелей искусства. Наличие резиденции позволяет поддерживать партнерский креативный культурный обмен в Азии66. Создание библиотеки и кафе Гете-Института в Киото спонсировали такие компании, как Thonet, ERCO, Loewe, Vorwerk Carpet, WMF, Rosenthal. Оформление мастерской и апартаментов для специалистов в области искусства было поддержано японскими компаниями Kashiwa и Plus Minus Zero67.

Ниже представлены некоторые из реализованных в последнее время в Японии проектов в области языка и культуры.

В марте — апреле 2014 г. в Гете-Институте Киото (Вилла Камогава) состоялась выставка фотографий немецкого фотографа и стипендиата Виллы Камогава Анны-Катрин Грейнер — в рамках фотофестиваля KYOTOGRAPHIE68.

В августе 2014 г. в Токио прошел 22-й Детский кинофестиваль, одним из спонсоров которого выступил Гете-Институт Токио. На фестивале были показаны детские фильмы из разных стран. Германия была представлена фильмом «Пиноккио» (режиссер Анна Джастис, 2013 г., 3D-анимация)69.

Таблица 1 содержит обобщенную информацию о деятельности Гете-Института в выбранных для анализа странах присутствия.

63 Open call for proposals, Suedafrika // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/ za/en/joh/kul/sup/gom/20396048.html (дата обращения: 12.08.2014).

64 50 Jahre Goethe-Institut Tokyo, Tokyo // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ ins/jp/tok/uun/g50/deindex.htm (дата обращения: 12.08.2014).

65 Foerderer, Tokyo // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/jp/tok/uun/spo/ deindex.htm (дата обращения: 12.08.2014).

66 Ueberuns, Kyoto // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/jp/kam/uun/dein-dex.htm (дата обращения: 12.08.2014).

67 Foerderer, Kyoto // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/jp/kam/spo/dein-dex.htm (дата обращения: 12.08.2014).

68 Anne Kathrin Greiner Fotografie & Film im Rahmen der KYOTOGRAPHIE “KG+”, Kyoto // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/jp/kam/ver/acv/bku/2014/de12436398v.htm (дата обращения: 12.08.2014).

69 Veranstaltungen, Tokyo // Goethe-Institut. Режим доступа: http://www.goethe.de/ins/jp/tok/ver/ de13113868v.htm (дата обращения: 12.08.2014).

137

со

со

Таблица 1. Обобщенная информация о деятельности Гете-Института в выбранных для анализа странах присутствия

^\Страны присутствия Критерии Велико- британия Германия Италия США Франция Япония Бразилия Индия Китай Южная Африка Казахстан Узбекистан Украина Аргентина Мексика

1) правовой статус Гете-Институты имеют статус представительств или филиалов (некоммерческих организаций), остальные формы присутствия (Гете-

Центры, центры изучения немецкого языка, экзаменационные центры, читальные залы и т.д.) представляют собой партнерства с

различными местными организациями — университетами, культурными центрами, библиотеками и т.д., которые также являются

некоммерческими организациями

2) стратегические цели Повышение популярности немецкого языка в мире и расширение международного культурного сотрудничества

3) решаемые задачи* А Б В Г Д

4) основные функции Преподавание немецкого языка в Германии и других странах, повышение квалификации иностранных преподавателей немецкого

языка, распределение стипендий, подготовка и проведение мероприятий в области культуры, подготовка и реализация визитов (как

иностранных деятелей культуры в Германию, так и немецких деятелей культуры в другие страны), поддержка переводов с немецкого

языка, распространение информационных материалов, посвященных жизни в Германии, а также фильмов, теле- и радиопередач

5) особенности организации** И ИИ

6) финансирование 8,1 млн 13,3 7,6 млн 19,6 6,3 млн 9,9 млн 26,5 9,7 млн 2,7 млн 3,4 млн 2,9 млн 9,0 млн 3,7 млн 6,4 млн

деятельности в сфере евро МЛН евро МЛН евро евро МЛН евро евро евро евро евро евро евро

международного евро евро евро

культурно-гуманитарного

сотрудничества***

7) методы работы Обучение немецкому языку и тестирование, проведение конференций и выставок, организация кинопросмотров, спектаклей,

концертов, встреч с писателями, художниками и иными деятелями культуры и искусства, а также реализация других проектов,

направленных на повышение популярности немецкого языка и укрепление международных культурных связей

8) формы присутствия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

в масштабах страны**** - 2 2 - - 2 2 - 2 - - - 2 -

- 3 3 3 3 3 - - - - - 3 3 -

4 4 4 4 4 4 - 4 4 4 4 4 4 4

5 5 5 5 5 5 5 5 6 5 5 6 5 5 6 5 5 6

- - - - - - - 7 - 7 7 7 -

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

Примечания.

* Общими задачами Гете-Институтов во всех странах являются: продвижение немецкого языка за рубежом, поддержка международного сотрудничества в области культуры, предоставление актуальных сведений о Германии посредством информирования о культурной, общественной и политической жизни страны. В некоторых странах у Гете-Институтов есть специфические задачи:

A) Великобритания — повышение открытости в европейском пространстве, участие в европейских инициативах в области образования, например, продвижение многоязычности, обсуждение с британскими партнерами актуальных для Европы тем;

Б) Италия — поддержка внутриевропейского диалога о культуре и образовании, поддержка диалога между Европой и неевропейскими культурами, в особенности на территории Средиземноморья;

B) США — построение трансатлантического культурного и образовательного сообществ;

Г) Индия — культурная программа Гете-Института в индийском городе Пуна сосредоточена на теме кино, так как в Пуне находятся Индийская высшая школа кино и телевидения (FTII) и Национальный киноархив Индии (NFAI);

Д) Аргентина — поддержка открытого обсуждения за пределами законов рынка и критическое рассмотрение диалектического противоречия между рынком и обществом, общественным и личным, глобализацией и самобытностью.

** Особенности организации характерны для Гете-Институтов в следующих странах.

n) Япония — Гете-Институт Киото (Япония) расширил традиционные функции представительства организации в сфере культуры за счет создания резиденции для деятелей искусства. Наличие данной резиденции позволяет поддерживать партнерский креативный культурный обмен в Азии.

nn) Южная Африка — Гете-Институт Йоханнесбург (ЮАР) координирует работу в 11 институтах и 14 Гете-Центрах или культурных сообществах Африки южнее Сахары (как региональный институт). В том числе организация работает в африканских странах, где она не представлена, вместе с немецкими представительствами и другими немецкими институтами.

*** Источники финансирования: Министерство иностранных дел — около 60% всех поступлений Гете-Института, выручка от работы с немецким языком (курсы, экзамены) — около 35% всех поступлений Гете-Института, прочие поступления (в том числе спонсорское финансирование).

**** В масштабах страны возможны следующие формы присутствия (в табл. 1 для каждой страны цифрами указано наличие перечисленных форм):

1) Гете-Институты;

2) Гете-Центры;

3) культурные сообщества;

4) партнерские экзаменационные центры;

5) школы, курируемые Гете-Институтом;

6) центры изучения немецкого языка (или немецкие культурные центры);

7) читальные залы.

Источник: составлено автором.

139

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 10. № 1 (2015)

Выводы и рекомендации для России

В целом деятельность Гете-Института в области поддержки немецкого языка и культуры следует признать успешной. Число иностранцев, изучающих немецкий язык и сдающих экзамены по немецкому языку по стандартам Гете-Института, растет. Во всем мире ежегодно проводятся тысячи мероприятий в области культуры с участием Гете-Института, которые позволяют представить немецких общественных деятелей в других странах, а также познакомить немецкую общественность с зарубежным изобразительным искусством, кино, театром, музыкой.

Важно подчеркнуть, что Гете-Институт, несмотря на то что преимущественно финансируется Министерством иностранных дел ФРГ, является независимой некоммерческой организацией. Политика и политическая пропаганда, как правило, находятся вне сферы его деятельности. Более того, программы Гете-Института нацелены на продвижение мира, открытости, сотрудничества, охраны окружающей среды и прочих ценностей, имеющих социальное значение.

Деятельность Гете-Института направлена на иностранных граждан практически всех возрастов — от школьников (через инициативу PASCH) до состоявшихся деятелей культуры и искусства (через программы и отдельные проекты культурного обмена). Особую роль играет то, что за счет высоких стандартов преподавания немецкого языка и предоставления разносторонней информации о Германии и жизни в этой стране, а также с помощью стипендий на изучение языка Гете-Институт делает возможным привлечение талантливых молодых людей для обучения в Германии, которые впоследствии могут внести вклад в науку, культуру и экономику Германии.

Значимой составляющей работы Гете-Института является масштабное сотрудничество с другими организациями: университетами, библиотеками, культурными центрами, компаниями, посольствами. Гете-Институт проводит вместе с ними мероприятия (в том числе на их территории), привлекает их как спонсоров (в основном компании), а также организует на их базе экзаменационные центры, центры изучения немецкого языка, немецкие читальные залы.

Деятельность Гете-Института способствует формированию положительной репутации Германии за рубежом, сохранению и развитию немецкого языка, повышению качества преподавания немецкого языка, продвижению немецких деятелей культуры и искусства в других странах, а также привлечению талантливых иностранных студентов и специалистов в Германию.

Учитывая многолетний международный опыт Гете-Института, при развитии российских центров науки и культуры России нужно максимально использовать имеющийся у нее опыт культурного взаимодействия с другими странами и сделать акцент на сотрудничестве с различными организациями — компаниями, университетами, образовательными центрами, библиотеками, посольствами, торговыми представительствами. Желательно использовать опыт и связи российских культурных центров, которые существовали до распада Советского Союза. Кроме того, следует выстраивать новые связи, поскольку это позволит сэкономить средства (например, за счет использования выставочных залов, оборудования и иных ресурсов партнеров) и увеличить охват аудитории.

Российским культурным центрам необходимо искать спонсоров как среди российских, так и среди иностранных компаний и организаций, а также единомышленников, которые будут заинтересованы в совместном проведении семинаров, фестивалей, выставок, дискуссий и иных мероприятий. Подходящими темами для таких проектов

140

ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: СМР И ИНСТИТУТЫ ВЛИЯНИЯ

могут быть кино, театр, живопись, скульптура, фотография, памятные даты. Особое внимание следует уделить переводу русской литературы на иностранные языки.

Важно, чтобы российские культурные центры были независимыми и по возможности имели очень отдаленное отношение к политическим событиям, поскольку политизация культурного сотрудничества не сделает Россию по-настоящему привлекательной для иностранных туристов, студентов, специалистов, деятелей культуры, а также не улучшит имидж страны за рубежом. Политические смыслы в таких вопросах обычно имеют очень явную форму.

Еще один значимый момент — желательно, чтобы взаимодействие в области языка и культуры охватывало максимально широкую аудиторию — от детей до старшего поколения, от студентов до состоявшихся специалистов. Это позволит не только эффективно использовать ресурсы сотрудничества в настоящее время, но и развивать потенциал дальнейшего взаимодействия, а также создавать условия для привлечения наиболее талантливых молодых людей и профессионалов в Россию. Более того, у России есть для этого возможности. Несмотря на то, что ситуация в сфере образования и науки после распада СССР длительное время ухудшалась, некоторые российские вузы сохранили или создали высокие стандарты образования и исследований, что может быть привлекательно для иностранных студентов и научных сотрудников. В России есть и состоявшиеся музыканты, мультипликаторы, режиссеры, а также неизвестные широкой публике талантливые деятели культуры и искусства, которые могли бы вызвать широкий интерес к России и ее культуре в других странах.

Рекомендуется обратить особое внимание на оригинальные и инновационные методы взаимодействия в области языка и культуры, используемые в Германии. Например, могут быть перспективными изучение русского языка в игровой форме (через приложения для компьютеров и мобильных телефонов), оригинальные выставки, проекты, направленные на ознакомление с малоизвестным за рубежом российским искусством.

Следует развивать культурные центры в России, способные принимать граждан других стран, изучающих русский язык. Такие центры должны предлагать широкий спектр курсов русского языка, а также насыщенную культурную программу. Некоторые из них имеет смысл размещать вне крупных городов — например, в малых городах с хорошей транспортной доступностью, живописными окрестностями и богатым культурным наследием. Это позволит студентам получить более полное представление о России и ее культуре, а также улучшить имидж России за рубежом.

Литература

Goethe-Institut (2004) Rahmenvertragzwischen der Bundesrepublik Deutschland und dem Goethe-Institute. V. Режим доступа: https://www.goethe.de/resources/files/pdf11/Rahmenvetrag_Goethe-Institut.pdf (дата обращения: 31.10.2014).

Goethe-Institut (2009) Satzungvom 21. September 2000 (i.d.F. vom 20. November 2009). Режим доступа: https://www.goethe.de/resources/files/pdf11/Vereinssatzung_Goethe-Institut.pdf (дата обращения: 31.10.2014).

Goethe-Institut (2013) Rechenschaftsbericht 2012/2013. Режим доступа: http://www.goethe.de/uun/pro/ jb13/Rechenschaftsbericht2012-2013.pdf (дата обращения: 31.10.2014).

Goethe-Institut (2014) Jahrbuch 2014. Режим доступа: https://www.goethe.de/resources/files/pdf26/ Jahrbuch-Goethe-Institut_20141.pdf (дата обращения: 31.10.2014).

141

The Goethe Institute and Soft Power

T. Lanshina

Tatiana Lanshina - Junior Researcher at the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; Researcher at the Laboratory for Corporate Strategy and Firm-Level Behavior Research; Researcher at the Industrial Research Centre; 20 Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: lanshina.ta@gmail.com

Abstract

This paper deals with history, evolution and working methods of Goethe-Institut — one of the key German soft power actors. It examines the institute’s activities following the main functions assigned to it by the German Ministry for Foreign Affairs (promoting German language and supporting cultural events) and provides a thorough study of Goethe-Institut’s projects in 15 European, Asian, African, North and South American countries, namely in Argentina, Brazil, Great Britain, Germany itself, Italy, India, Kazakhstan, China, Mexica, USA, Uzbekistan, Ukraine, France, South Africa, Japan. It has been discovered that forms and methods of work in the regions under investigation are generally similar. Specific features are characteristic of Great Britain, USA, Japan, India and South Africa only.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This analysis allows to develop valuable recommendations for Russian cultural centres. The author argues that placing centres for learning Russian as a foreign language in small towns with vast historical and cultural heritage as well as with developed infrastructure and good transport accessibility in Russia, using non-conventional and innovative language and cultural interaction methods and partnering with other educational, scientific and cultural institutes — libraries, universities, foreign cultural centers, etc. — is crucial for Russian cultural centers as subjects of Russian soft power.

Key words: soft power, German language, international cultural exchange, Goethe-Institut

References

Goethe-Institut (2004) Rahmenvertragzwischen der Bundesrepublik Deutschland und dem Goethe-Institute. V. Available at: https://www.goethe.de/resources/files/pdf11/Rahmenvetrag_Goethe-Institut.pdf (accessed 31 October 2014).

Goethe-Institut (2009) Satzungvom 21. September 2000 (i.d.F. vom 20. November 2009). Available at: https:// www.goethe.de/resources/files/pdf11/Vereinssatzung_Goethe-Institut.pdf (accessed 31 October 2014).

Goethe-Institut (2013) Rechenschaftsbericht 2012/2013. Available at: http://www.goethe.de/uun/pro/jb13/ Rechenschaftsbericht2012-2013.pdf (accessed 31 October 2014).

Goethe-Institut (2014) Jahrbuch 2014. Available at: https://www.goethe.de/resources/files/pdf26/Jahrbuch-Goethe-Institut_20141.pdf (accessed 31 October 2014).

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.