Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НОТОИЗ-ДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НОТОИЗ-ДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отечественное нотоиздательское дело / иностранные предприниматели / А.Б. Гутхейль / Ю.Г. Циммерман / П.И. Юргенсон / domestic music publishing / foreign entrepreneurs / A.B. Gutheil / Yu.G. Zimmerman / P.I. Jurgenson

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ольга Владимировна Радзецкая

В статье рассматривается история отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX – начала XX века. Автором изучены особенности нотоиздания в период руководства предприятиями иностранными коммерсантами, такими как А.Б. Гутхейль и Ю.Г. Циммерман, приехавшими в Россию в основном из Германии и ставшими крупнейшими производителями и ведущими представителями отрасли. Проведена исследовательская работа по выявлению универсальных характеристик, являющихся основой их деятельности, среди которых династическое ведение бизнеса представляется существенным и важным моментом приобретения высокого торгового статуса, деловой репутации, формирования корпоративных традиций. В них заключены будущие достижения ряда нотоиздательских фирм, продолживших свою работу и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ENTREPRENEURS IN THE HISTORY OF DOMESTIC MUSIC PUBLISHING IN THE SECOND HALF OF THE XIX – EARLY XX CENTURIES: CULTURAL TRADITIONS AND PROFESSIONAL EXPERIENCE

The article discusses the history of the national notesdaterange the second half of XIX – early XX centuries, its specifics and features associated with the management of these enterprises foreign merchants who came to Russia mainly from Germany. Among them are A.B. Gutheil, Yu.G. Zimmerman and others, who have become the largest manufacturers and leading representatives of the industry. Research work has been carried out to identify universal characteristics that are the basis of their activities, among which dynastic business management is an essential and important moment of acquiring a high trading status, business reputation, and the formation of corporate traditions. They contain the future achievements of a number of publishing companies that have continued their work at the present time.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НОТОИЗ-ДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

6. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты II Музыкальная фольклористика. Москва : Советский композитор, 1978. Вып. 2. С.266-297.

7. Создатель Великорусского оркестра В.В. Aндреев в зеркале русской прессы (1888-1917 годы) I ред.-сост. АВ. Тихонов. Санкт-Петербург : Предприятие Санкт-Петербургского Союза Художников, 1998. 224 с.

8. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных : сборник статей и материалов I сост.-ред. Б.М. Егоров. Москва , 2000.336 с.

9. Шайхутдинов Л.Х. Учителя не уходят бесследно II Из истории кафедры народных инструментов Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова : сборник статей. Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2021.С.48.

10. Ширяева Е. И. Последняя репетиция A^. Тихонова 11 Исполнительство на народных инструментах : теория, история, практика : материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 10 марта 2014 года I сост. A.A. Усов. Казань, 2014. С. 205-208.

11. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья.- Казань, 2001. 320 с.

12. 50 лет факультету народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. НА Римского-Корсакова. Исторический обзор I О.М. Шаров. Санкт-Петербург : Олимп, 2010. 256 с.

References:

1. Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija (akademija) imeni N.G. Zhiganova. 1945-2010. Kratkij biograficheskij spravochnik. Ot A do Ja. Kazan', 2011.S.202.

2. Kafedra narodnyh instrumentov // Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija (1945-1995). Kazan',1998. S.216.

3. Makarov G.M. K voprosu ob izuchenii tatarskogo muzykal'no-instrumental'nogo iskusstva pozdnego srednevekov'ja // Muzykal'naja nauka Srednego Povolzh'ja. Itogi i perspektivy : materialy jubilejnoj nauchnoj konferencii. Kazan', 1999. S.80-85.

4. Mirek A.M. Garmonika : proshloe i nastojashhee : nauchno-istoricheskaja jenciklopedicheskaja kniga. Moskva : In-terpraks, 1994.

5. Monasypov Sh.H. Istoki formirovanija tatarskoj smychkovoj kul'tury // Muzykal'naja kul'tura narodov Povolzh'ja : sbornik trudov. Moskva : Gos. muzykal'no -pedagogicheskij in-t im. Gnesinyh, 1978. Vyp.41. S.38-53.

6. Nigmedzjanov M.N. Tatarskie narodnye muzykal'nye instrumenty // Muzykal'naja fol'kloristika. Moskva : Sovetskij kompozitor, 1978. Vyp. 2. S.266-297.

7. Sozdatel' Velikorusskogo orkestra V.V. Andreev v zerkale russkoj pressy (1888-1917 gody) / red.-sost. A.V. Tihonov. Sankt-Peterburg : Predprijatie Sankt-Peterburgskogo Sojuza Hudozhnikov, 1998. 224 s.

8. Fakul'tet narodnyh instrumentov Rossijskoj akademii muzyki imeni Gnesinyh : sbornik statej i materialov / sost.-red. B.M. Egorov. Moskva , 2000.336 s.

9. Shajhutdinov L.H. Uchitelja ne uhodjat bessledno // Iz istorii kafedry narodnyh instrumentov Saratovskoj konserva-torii imeni L.V. Sobinova : sbornik statej. Saratov : Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L.V. Sobinova, 2021.S.48.

10. Shirjaeva E. I. Poslednjaja repeticija A.V. Tihonova // Ispolnitel'stvo na narodnyh instrumentah : teorija, istorija, praktika : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 10 marta 2014 goda / sost. A.A. Usov. Kazan', 2014. S. 205-208.

11. Jakovlev V.I. Tradicionnye muzykal'nye instrumenty Volgo-Ural'ja.- Kazan', 2001. 320 s.

12. 50 let fakul'tetu narodnyh instrumentov Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Istoricheskij obzor / O.M. Sharov. Sankt-Peterburg : Olimp, 2010. 256 s.

УДК 655.4/.5

О.В. Радзецкая

ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НОТОИЗ-ДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

В статье рассматривается история отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX - начала XX века. Автором изучены особенности нотоиздания в период руководства предприятиями иностранными коммерсантами, такими как А.Б. Гутхейль и Ю.Г. Циммерман, приехавшими в Россию в основном из Германии и ставшими крупнейшими производителями и ведущими представителями отрасли. Проведена исследовательская работа по выявлению универсальных характеристик, являющихся основой их деятельности, среди которых династическое ведение бизнеса представляется существенным и важным моментом приобретения высокого торгового статуса, деловой репутации, формирования корпоративных традиций. В них заключены будущие достижения ряда нотоиздательских фирм, продолживших свою работу и в настоящее время.

Ключевые слова: отечественное нотоиздательское дело, иностранные предприниматели, А.Б. Гутхейль, Ю.Г. Циммерман, П.И. Юргенсон

Olga V. Radzetskaya FOREIGN ENTREPRENEURS IN THE HISTORY OF DOMESTIC MUSIC PUBLISHING IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES: CULTURAL TRADITIONS AND PROFESSIONAL EXPERIENCE

The article discusses the history of the national notesdaterange the second half of XIX - early XX centuries, its specifics and features associated with the management of these enterprises foreign merchants who came to Russia mainly from Germany. Among them are A.B. Gutheil, Yu.G. Zimmerman and others, who have become the largest manufacturers and leading representatives of the industry. Research work has been carried out to identify universal characteristics that are the basis of their activities, among which dynastic business management is an essential and important moment of acquiring a high trading status, business reputation, and the formation of corporate traditions. They contain the future achievements of a number of publishing companies that have continued their work at the present time.

Key words: domestic music publishing, foreign entrepreneurs, A.B. Gutheil, Yu.G. Zimmerman, P.I. Jurgenson

Введение

История отечественного нотоиздательско-го дела второй половины XIX - начала XX вв. является центром притяжения для исследователей уникальных культурных процессов, по своему объему и значительности оказавших большое влияние на развитие искусства, науки и образования. Немалая заслуга в этом принадлежит личности издателя-

руководителя, его ярким деловым качествам и разнообразию проявленных талантов. Среди работающих на территории Российской империи было немало лиц, имеющих иностранное происхождение. Осваивая новое экономическое пространство, они организовывали семейные предприятия или открывали свои представительства и филиалы в Санкт-Петербурге или Москве.

Роль иностранцев, работающих на русском рынке полиграфической продукции, начиная с XVIII века, была чрезвычайно важной и позволяла занять на нем ведущие позиции: «Никакая другая страна, расположенная за пределами германских земель, не могла похвастаться таким обилием талантливых немецких композиторов, исполнителей и музыкальных педагогов, общественных деятелей, преуспевающих владельцев нотопечатен и музыкальных фабрик» [8, с. 6]. Свидетельством тому служат культурные традиции, привнесенные иностранными коммерсантами на российскую почву. Они отражались в грамотно организованном процессе производства нотопечатной продукции, ее систематизации и учете, плановом ведении хозяйства. Интенсивное развитие рыночных отношений являлось производным от социально-экономических тенденций в общественной жизни, связанных с ростом промышленных технологий и удешевлением стоимости нот-но-музыкальных выпусков. Наиболее показательно это было продемонстрировано во второй половине XIX века, в пореформенное время, актуализировавшее ряд важнейших направлений в музыкальной науке, искусстве и образовании, это время популяризации

творчества русских композиторов, издании их произведений и открытии новых имен.

Материалы и методы

Большим научным потенциалом в исследовании данных задач обладают периодические каталоги иностранных торговых домов, которые служат источниками ценной информации и объектами историко-культурной аналитики: описания и обзора фактов, событий, персоналий. В совокупности они и составляют теоретико-методологическую базу исследования, основанную на принципе объективного и системного восприятия нотоиз-дательского дела, его пространственно-временных граней развития.

Литературный обзор

О нотоиздательском деле и его иностранных владельцах, оказавших большое влияние на культурный ландшафт эпохи, создан ряд научных работ. Они позволяют предметно проанализировать глубину и масштаб данного феномена. К ним относится цикл публикаций Ф.Э. Пуртова о немецких издателях Петербурга конца XVШ-первой четверти XIX века, работы Д.Г. Ломтева об издательстве «Юлий Герман Циммерман», диссертационное исследование Н.В. Логачевой «Роль П.И. Юр-генсона в развитии русской музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX века», труды В.В. Бесселя, О.А. Бобрик, В.Е. Николаева, Я.А. Ферран, Е.М. Шабшаевич, Б.П. Юргенсона на тему авторского права, в том числе и в музыкальном искусстве. Среди фундаментальных монографий отметим исследование «Сергей Кусевицкий. Русские годы. Т.1» В.А. Юзефовича, а также наиболее полно представленное эпистолярное наследие «Чайковский П.И., Юргенсон П.И. Переписка: В 2-х т.» под редакцией П.Е. Вайдман. Мощным информационным ресурсом для проведения ряда профильных исследований являются научные конференции, из года в год обозначающие перспективные направления в изучении нотоиздательского дела.

Из более ранних трудов, явившихся первым опытом осмысления этой проблематики,

назовем книги С.В. Белова «Музыкальное издательство П.И. Юргенсона», Б.Е. Кунина «Из истории нотопечатания. Краткий очерк», Б.Л. Вольмана «Русские нотные издания XIX -начала XX века», Б.П. Юргенсона «Очерк истории нотопечатания», а также статьи Н.Ф. Финдейзена и др., в которых собраны ценные сведения, в том числе и об иностранных производителях, работавших в стране на протяжении многих лет.

Результаты

На первых этапах тиражи выпускаемых в России музыкальных произведений представляли «имена выходцев из Германии и Австро-Венгрии: И.Д. Герстенберга, И.Я. Вейт-брехта, И. Гельда, Ф.А. Дитмара, г-жи Герье, фирмы "Фердинанд Динеман и К°", Ф. Зацен-ховена, В. Клевера, И.Г. Клостермана, К. Крайя-отца, Ф.А. Лейхте, К. Лиснера, И.З. Логана, Ф.А. Мейера, К.В. Миллера, К. Миллера-младшего, Л. Петера, И.К. Пеца, И.К. Шнора, фирмы "Братья Шпревиц и К°"» [9, с. 10]. Один из самых ранних примеров - предприятие П. Ленголь-да, ведущее свою историю с 1799 года до 1822 г. совместно с Г.Н. Рейнсдорпом, а с 1813 г. -самостоятельно: «В сороковых годах он входит в компанию с Ю. Грессером. В 1864 дело переходит к зятю К.И. Мейкову...» [12, с. 173].

Б.П. Юргенсон называет также Хр.Б. Гене и для объективности отмечает: «Отдельные предприниматели из русских изредка, правда, встречаются и раньше, таковы: Аникович (1791) и Ершов (1790) в Петербурге и В. Окороков (1791), С. Селивановский (1795) и Н. Богданов (гравер, 1840) - в Москве» [12, с. 37]. По его мнению, такое положение возникло из-за позднего развития «у нас европейской культуры вообще и музыкальной в особенности» [12, с. 33]. «Участия своего и инициативы в деле развития и совершенствования нотопечатной техники России русским работникам печатного дела до сих пор заметным образом проявить не пришлось», - отмечает Б.П. Юргенсон [12, с. 33]. Противоположная тенденция возникла с началом формирования отечественной композиторской школы, с первыми публикациями сочинений М.И. Глинки в издательствах П.И. Гурскалина и Ф.Т. Стел-ловского, приобретшего на них право монопольной печати.

Присутствие иностранцев на российском рынке во многом связывались с различными личными обстоятельствами: «продолжение ранее начатой издательской и торговой деятельности (Динеман, Край, Петер), длительные творческие контракты с Дирекцией Им-

ператорских театров (Заценхофен), сугубо личные обстоятельства или иные поводы. Иногда они прибывали вместе с родителями (Клостерман) или вслед за приехавшими ранее родственниками (Шпревиц)» [9, с. 12]. Эта тенденция продолжилась и далее. К началу Первой мировой войны ведущее положение в нотоиздании помимо компании «П. Юрген-сон» (родился в семье эстонского шкипера, взял в дальнейшем фамилию своей жены-датчанки Аэты Юргенсон), занимали компании «А. Гутхейль», «Юлий Герман Циммерман», «Торговый дом Детлаф и Компания» и др.

Таким образом, изначально отечественный рынок по производству и сбыту нотоизда-тельской продукции формировали фирмы иностранных производителей, находившихся в России на постоянной или временной основе. Например, И.Д. Герстенберг после восьмилетнего пребывания в России прекратил работу и вернулся в Германию, продолжив заниматься нотоиздательской деятельностью у себя на родине.

Во второй половине XIX - начале XX вв. ситуация выглядела по-прежнему разнообразно. Одна из крупнейших в истории нотоизда-ния фирма «А. Гутхейль» была основана в 1859 г. выходцем из Франкфурта-на-Майне Александром Богдановичем Гутхейлем, в 1861 г. стала комиссионером Императорских театров, в 1876 г. получила высокое звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества», а ее владельцу было присвоено звание «Почетного гражданина Москвы». По некоторым сведениям, семья А.Б. Гутхейля приехала в Россию из Франкфурта-на-Майне вместе с семьей Максимилиана Эрлангера, скрипача и композитора, уже имеющего за плечами опыт издания музыкальной литературы. Первоначально фирма и нотный магазин в Москве были организованы на основе паевого участия, а в ассортимент торговой продукции входили преимущественно сочинения западноевропейских композиторов. С приобретением солидной коммерческой репутации в период своего расцвета «А. Гутхейль» располагалась в доме банка и торгового дома «И.В. Юнкер и Ко» на Кузнецком мосту, а ее представительства были открыты в Санкт-Петербурге, Киеве и Варшаве.

Издательская политика компании «А. Гут-хейль» носила достаточно традиционный характер. Как и другие подобные ей предприятия, большую прибыль фирма получала от издания «легкой» музыки, популярных, поль-

зующихся постоянным спросом, цыганских песен и романсов. Эту ситуацию отражают каталоги ряда лет, в которых наряду с серьезными сочинениями классического и романтического репертуара, большим количеством учебно-методической литературы, можно найти совсем другую музыку: «Не лелей, не целуй» Н.П. Артемьева, «Баркаролу», «Возвращение», «Какой простор!», «Колокольчики» М.М. Багриновского и т. д. [1, 2]. В «Главном каталоге музыкальных сочинений» (1876) размещалась информация о том, что «магазин А.Б. Гутхейля имеет постоянно полный ассортимент всех возможных музыкальных как классических, так и новейших произведений, издаваемых в Германии, Франции, Италии и России» [4, с. 2].

В 1875 г. в Санкт-Петербурге начал работу немецкий предприниматель Ю.Г. Циммерман, постепенно занявший ведущие позиции в производстве нотной продукции и музыкальных инструментов одноименной марки. Дело было поставлено основательно и широко: с филиалами в Москве (1882), Лондоне (1897), Риге (1905) и Лейпциге (1886), куда их владелец вернулся в этот же год из России, где его предприятие по-прежнему продолжило свою работу. Д.Г. Ломтев пишет: «В марте 1915 года Циммерман продал всю коммерческую недвижимость в Санкт-Петербурге и Москве за сто тысяч рублей двум доверенным лицам, А. Лембергу и Г. Лекае. Основанный ими торговый дом просуществовал около двух лет, фактически представляя интересы Циммермана на территории Российской империи» [6, с. 184].

Можно сказать, что нотоиздательские семейные предприятия из поколения в поколение накапливали традиции, опыт и лучшие профессиональные качества. Но история у каждого торгового дома была разной. У того же предпринимателя Циммермана хорошо налаженный бизнес по изготовлению музыкальных инструментов возник именно в Петербурге «с открытия в 1883 году в доме № 46 по Гороховой улице ремонтной мастерской» [7, с.206], в Германии же его отец владел дубильным производством. Реализация этого замысла ориентировалась на растущие потребности российского потребителя. Далеко идущим планам способствовали коммерческие амбиции молодого предпринимателя и его первоначальное банковское образование. В «Иллюстрированном прейскуранте» от 1 июля 1901 г. он сообщает: «В настоящее время мои С.-Петербургский и Московский мага-

зины считаются как по разнообразию и обилию имеющихся в них инструментов, так и по высоким качествам оных, первыми не только в России, но и во всей Европе» [11, с. 2].

Предприятие просуществовало до 1936 года, с 1910 года в Москве и Петербурге под управлением старшего сына хозяина. Август Циммерман, выделил «производство музыкальных инструментов в отдельную фирму, но уже пять лет спустя объявил о банкротстве. Все активы пришлось распродать за исключением торговой точки в Лейпциге» [7, с. 222]. Издательство, отошедшее младшему сыну Вильгельму, существует и поныне, являясь одним из крупнейших в мире.

Подобные тенденции прослеживаются и в других нотоиздательских династиях - Бессель, Бернард, Гутхейль, Юргенсон и др. В 1904 г. компания «П. Юргенсон» перешла по наследству к сыновьям Петра Ивановича -Борису (глава фирмы) и Григорию (совладелец), успешно продолжившим дело своего отца. К 1911 г. удалось существенно расширить до 96 человек состав сотрудников и сформировать надежный функциональный аппарат: «Нотопечатня Юргенсона, созданная в 1867 году в Москве, по оборудованию и качеству выпускавшейся ею продукции не имела равных в России. Это предприятие располагало большим штатом граверов и опытных специалистов-корректоров...» [5, с. 49]. Правопреемникам перешли печатные, переплетные и брошюровочные цеха, штат граверов и наборщиков, складские помещения и печатные доски.

Как торговая марка «П. Юргенсон» стала известна за границей с открытием своих филиалов в Европе и Америке, что подтверждало ее лидирующие отраслевые позиции. Борис Петрович, получивший серьезное юридическое образование, зарекомендовал себя как личность разносторонняя и творческая. Ему принадлежит составление тематического указателя сочинений П.И. Чайковского, издание музыкального словаря Г. Римана. В числе других работ значимы: брошюра «К проекту законоположений об авторском праве на музыкальные произведения» и «Очерк истории нотопечатания». В «Очерке истории нотопечатания» предпринята попытка «выявить в общих чертах ход эволюции нотного производственного процесса и осветить по мере возможности как историческую перспективу условий труда работников нотопечатного дела, так и историю их классовой борьбы и профессиональных организаций» [12, с. 5]. Из

собранных сведений можно узнать ряд интересных подробностей о других, работавших по семейному принципу, торговых домах.

Из петербургских компаний рассмотрим торговый дом «М. Бернард», который наследовал сын, Николай Матвеевич: «Он же был и "хозяином" всего издательского предприятия и нотной торговли» [3, с. 95]. Обязанности редактора музыкального (нотного) отдела известного журнала «Нувеллист» выполнял родной брат Матвея Ивановича, Александр. В дальнейшем фирма была продана П.И. Юрген-сону. Дело «В. Бессель и К°» продолжил родной брат и компаньон Василия Васильевича Иван, а после революции - его сын Василий, но уже в Париже.

В Москве семейным бизнесом являлось издательство «А. Гутхейль», одно из ключевых на российском рынке. Вслед за Александром Богдановичем, его основателем, к руководству пришел сын Карл, который с началом Первой мировой войны (1914 г.) продал бизнес Сергею и Наталии Кусевицким: «Кусевиц-кого не остановили ни названная Гутхейлем

политического и экономического положения России в годы войны» [10, с. 140]. Еще при жизни Сергея Александровича «Российское музыкальное издательство», основанное в 1909 г., было приобретено в 1938 г. британским «Boosey & Hawkes». Следы же самого Карла Гутхейля теряются за границей. Ни в одном из доступных источников не удалось обнаружить даже дату его смерти.

Заключение

Таким образом, в среде иностранных предпринимателей, занимавшихся на территории Российской империи нотоиздательской деятельностью, наблюдается ряд общих признаков, один из которых - национальный. Немецкие коммерсанты являлись ведущими производителями отрасли, демонстрируя выдающиеся организаторские способности, знание рыночной конъюнктуры и деловую хватку. Корпоративные традиции формировались в контексте семейно-династических предприятий, что способствовало сохранению полученных результатов и гарантировало в будущем их устойчивое финансовое положение.

цена, ни неопределенность общественно-

Литература:

1. Артемьев Н.П. Слова и музыка. Не лелей, не целуй. Москва : А. Гутхейль. Режим доступа: URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004470955?page=1&rotate =0&theme =white (дата обращения : 22.11.2023).

2. Багриновский М.М. Слова Галиной Г. Какой простор! Москва: А. Гутхейль. Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004473064 (дата обращения: 22.11.2023).

3. Вольман Б.Л. Русские нотные издания XIX - начала XX века. Ленинград : Музыка, 1970. 215 с.

4. Главный каталог музыкальным сочинениям, продающимся в музыкальном магазине Александра Богдановича Гутхейль. Москва : Тип. А. И. Мамонтова, 1876. 166 с.

5. Кунин Б.Е. Из истории нотопечатания. Краткий очерк. Москва : Советский композитор, 1963. 78 с.

6. Ломтев Д.Г. Ассортимент и коммерческие стратегии музыкального издательства Юлиуса Генриха Циммермана // Научный вестник Московской консерватории. 2020. №3(42). С. 182-198.

7. Ломтев Д.Г. Ассортимент музыкальных инструментов «Юлий Генрих Циммерман» и его потребители // Временник Зубовского института. 2023. №2 (41). С. 205-224.

8. Ломтев Д.С. Немецкие музыканты в России : к истории возникновения русских консерваторий. Москва : Прест, 1999. 67 с.

9. Пуртов Ф.Э. Немецкие нотоиздатели Петербурга конца XVIII - первой четверти XIXвека : автореф. ... дис. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2000. 28 с.

10. Юзефович В.А. Сергей Кусевицкий. Русские годы. Т.1. Москва : Языки славянской культуры, 2004. 452 с.

11. Юлий Генрих Циммерман. Главное депо музыкальных инструментов и нот. Иллюстрированный прейскурант. Москва : Тип. А.И. Мамонтова, 1901. 232 с.

12. Юргенсон Б. П. Очерк истории нотопечатания. Москва : Гос. изд-во, Музыкальный сектор, 1928.188 с.

References:

1. Artem'ev N.P. Slova i muzyka. Ne lelej, ne celuj. Moskva : A. Guthejl'. Rezhim dostupa: URL:https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004470955?page=1&rotate =0&theme =white (data obrashhenija : 22.11.2023).

2. Bagrinovskij M.M. Slova Galinoj G. Kakoj prostor! Moskva: A. Guthejl'. Rezhim dostupa: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004473064 (data obrashhenija: 22.11.2023).

3. Vol'man B.L. Russkie notnye izdanija XIX - nachala XX veka. Leningrad : Muzyka, 1970. 215 s.

4. Glavnyj katalog muzykal'nym sochinenijam, prodajushhimsja v muzykal'nom magazine Aleksandra Bogdanovicha Guthejl'. Moskva : Tip. A. I. Mamontova, 1876. 166 s.

5. Kunin B.E. Iz istorii notopechatanija. Kratkij ocherk. Moskva : Sovetskij kompozitor, 1963. 78 s.

6. Lomtev D.G. Assortiment i kommercheskie strategii muzykal'nogo izdatel'stva Juliusa Genriha Cimmermana // Nauchnyj vestnik Moskovskoj konservatorii. 2020. №3(42). S. 182-198.

7. Lomtev D.G. Assortiment muzykal'nyh instrumentov «Julij Genrih Cimmerman» i ego potrebiteli / / Vremennik Zubovskogo instituta. 2023. №2 (41). S. 205-224.

8. Lomtev D.S. Nemeckie muzykanty v Rossii : k istorii vozniknovenija russkih konservatorij. Moskva : Prest, 1999. 67 s.

9. Purtov F.Je. Nemeckie notoizdateli Peterburga konca XVIII - pervoj chetverti XlXveka : avtoref. ... dis. kand. is-kusstvovedenija. Sankt-Peterburg, 2000. 28 s.

10. Juzefovich V.A. Sergej Kusevickij. Russkie gody. T.1. Moskva : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2004. 452 s.

11. Julij Genrih Cimmerman. Glavnoe depo muzykal'nyh instrumentov i not. Illjustrirovannyj prejskurant Moskva : Tip. A.I. Mamontova, 1901. 232 s.

12. Jurgenson B. P. Ocherk istorii notopechatanija. Moskva : Gos. izd-vo, Muzykal'nyj sektor, 1928.188 s. УДК 130.2+7.01

А.Н. Яныкина, Э.Р. Тагиров

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

ТИТАНОВ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В статье рассматривается аксиология человеческого бытия в творчестве титанов Возрождения - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Компаративный анализ живописных методов, произведений, отражающих идеологию гуманизма кватроченто, позволил автору статьи экстраполировать полученные результаты исследования на современное состояние культуры, обозначить тренды дальнейшего применения аксиологического подхода к человеку и его бытию.

Ключевые слова: аксиологическое измерение, трехипостасная структура, сфумато, террибилита, анимализация человека, автономная духовность

Alla N. Yanykina, Engel R. Tagirov AXIOLOGICAL DIMENSION OF HUMAN BEING IN THE CREATIVITY OF THE TITANS OF THE RENAISSANCE

The article deals with the axiology of human existence in the works of the titans of the Renaissance - Leonardo da Vinci and Michelangelo Buonarroti. A comparative analysis of pictorial methods, works reflecting the Quattrocento humanism ideology allowed the author of the article to extrapolate the results of the study to the current state of culture, to identify trends in the further application of the axiological approach to man and his being.

Key words: axiological dimension, three-hypostatic structure, sfumato, terribilita, human animation, autonomous spirituality

Введение

В культуре XXI века искусство постепенно «выпадает» из социального контекста и перестаёт быть социально-значимым феноменом, продуцирующим смыслы существования человека. Цивилизационный поворот к стандартизации, утверждаемый повсеместно критерий истинности, основанный на объективности и статистической воспроизводимости культурных явлений, привели к подмене уникальности технологиями, к бесконечному недоверию экспертному мнению. Тотальное «обесценивание» человеческой природы, низведение трансцендентального субъекта до детерминирующей его социальной функции «сводит на нет» результат длительного развития ценностного мировосприятия человека.

Ценность как философская категория по-лисемантична, и трудности теоретико-познавательного процесса исследования аксиологической проблематики связаны с неоднозначными интерпретациями ценности в процессе оценки человеческого бытия.

Божественная триада античной культуры «Красота-Добро-Благо» в «этико-

эстетическом синкретизме» Древней Греции

не осознавалась проявлением единого начала - ценности. По мнению М.С. Кагана, «нравственное, эстетическое, политическое и даже религиозное сознание, были для античных мыслителей явлениями маргинальными, побочными - в человеке они видели носителя Логоса» [4, с.10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В культуре Средневековья признавалась только одна подлинная ценность - Бог, а всё остальное - его эманации. Средневековый концепт человека был основан на антитетич-ности духовности как отражения «богоподо-бия» и телесности как проявления «тварной природы».

Культура Нового времени с утверждением механистической картины мира, триумфом науки, десакрализацией власти и религиозных отношений окончательно закрепляет дифференциацию между духовно-смысловой сферой и социальной в пользу последней.

Логическим продолжением «нововременной парадигмы» мышления стала современная культура, которая утратила свою пирамидальную структуру, низвела ценность культурных феноменов до культурных текстов. Есть только текст, и абсолютно не важен содержательный компонент, будь то «графо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.