Научная статья на тему 'Русское нотоиздательское дело: культурные контексты и векторы развития'

Русское нотоиздательское дело: культурные контексты и векторы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Русское нотоиздательское дело / материальное / духовное / меценатство / благо-творительность / сокровенный мир. / Russian music publishing business / material / spiritual / philanthropy / charity / secret world

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радзецкая О. В.

В статье рассматриваются основные контексты в развитии русского нотоиздательского дела, материальные и духовные грани данного явления, феномен меценатства и благотворительности, со-кровенный мир человека. Данные векторы раскрывают сущностные характеристики изучаемой темы в пространственно-временной динамике и перспективе, создают объемное представление об этапах раз-вития нотоиздательского дела в отечественной культурной традиции. Метод историко-культурного анализа демонстрирует возможность объективного прочтения летописи отечественного музыкально-го искусства. Среди особенных характеристик – коммерческая составляющая, реализация успешных деловых проектов, иллюстративность социальных контекстов, атмосфера созидания и расцвета творческих инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PUBLISHING: CULTURAL CONTEXTS AND VECTORS OF DEVELOPMENT

The article considers the main directions in the development of Russian music publishing, material and spiritual aspects of this phenomenon, the phenomenon of patronage and charity, the inner world of man. These vectors reveal the essential characteristics of the studied topic in the space-time dynamics and perspective, cre-ate a three-dimensional representation of the stages of development of notoizdatelskogo business in the national cultural tradition. The method of historical and cultural analysis demonstrates the possibility of an objective reading of the chronicle of Russian musical art. Among the special characteristics are the commercial compo-nent, the implementation of successful business projects, illustrative social contexts, the atmosphere of creation and flowering of creative initiatives.

Текст научной работы на тему «Русское нотоиздательское дело: культурные контексты и векторы развития»

<<ШУШетиМ~^®и©Мак>>#2Щ49)),2©1]9 / ART HISTORY

УДК: 78.075

Радзецкая О.В.

Доктор искусствоведения, профессор Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт «Академия им. Маймонида»,

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10887

РУССКОЕ НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО: КУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ И ВЕКТОРЫ

РАЗВИТИЯ

Radzetskaya O. V.

Doctor of art history, professor Russian state University name A.N. Kosygina (Technologies. Design. Art),

Institute «Academy Maimonides»,

RUSSIAN PUBLISHING: CULTURAL CONTEXTS AND VECTORS OF DEVELOPMENT

Аннотация

В статье рассматриваются основные контексты в развитии русского нотоиздательского дела, материальные и духовные грани данного явления, феномен меценатства и благотворительности, сокровенный мир человека. Данные векторы раскрывают сущностные характеристики изучаемой темы в пространственно-временной динамике и перспективе, создают объемное представление об этапах развития нотоиздательского дела в отечественной культурной традиции. Метод историко-культурного анализа демонстрирует возможность объективного прочтения летописи отечественного музыкального искусства. Среди особенных характеристик - коммерческая составляющая, реализация успешных деловых проектов, иллюстративность социальных контекстов, атмосфера созидания и расцвета творческих инициатив.

Abstract

The article considers the main directions in the development of Russian music publishing, material and spiritual aspects of this phenomenon, the phenomenon ofpatronage and charity, the inner world of man. These vectors reveal the essential characteristics of the studied topic in the space-time dynamics and perspective, create a three-dimensional representation of the stages of development of notoizdatelskogo business in the national cultural tradition. The method of historical and cultural analysis demonstrates the possibility of an objective reading of the chronicle of Russian musical art. Among the special characteristics are the commercial component, the implementation of successful business projects, illustrative social contexts, the atmosphere of creation and flowering of creative initiatives.

Ключевые слова: Русское нотоиздательское дело, материальное, духовное, меценатство, благотворительность, сокровенный мир.

Keyword: Russian music publishing business, material, spiritual, philanthropy, charity, secret world.

Русское нотоиздательское дело представляет оригинальный синтез материального и духовного, возвышенного и земного в отечественной культуре и служит яркой иллюстрацией этапов ее развития. Взаимодействие музыки и капитала - тема, требующая дополнительного изучения в пространственно-временной динамике и перспективе, с точки зрения объективной интерпретации исторических реалий и их творческих контекстов.

Материальная выгода - доминирующая позиция любого коммерческом предприятии и нерушимая константа производственного процесса. Вне данных оснований достаточно сложно составить объективную картину эволюции коммерческого сознания как динамично развивающейся категории, начиная от ранних опытов Симона Гу-товского по изготовлению нотопечатного станка в конце XVII века и заканчивая прогрессивными технологиями, пришедшими в Россию после 1863 г., когда лейпцигский нотоиздатель К.Г. Редер усовершенствовал литографский станок, заменив его скоропечатной литографской машиной. Большим потенциалом обладал и метод изготовления

простой печатной формы, появившийся в 1855 г., где с дорогостоящей гравировальной пластины можно было сделать необходимое количество оттисков для переиздания наиболее популярных сочинений.

В русском нотоиздательском деле это означало стремительное продвижение вперед и подразумевало серьезное наращивание производственных мощностей, вело к значительному увеличению тиражей и, как следствие, к возможности заметного удешевления печатной продукции.

Огромное влияние на состояние дел в нотопечатной промышленности оказывала система государственного контроля. Закон «О вольных типографиях» 1783 г. способствовал расширению отрасли и интенсивному росту профильных предприятий в городах Российской империи. Общий спад производства произошел после 1796 г. и был связан с событиями Великой французской революции. Жесткая государственная цензура коснулась и нотной полиграфии, в следствие чего существенно сократился объем выпускавшейся продукции. Ощутимые финансовые потери ком-

ART HISTORY /

пенсировались своевременным указом Александра I от 31 марта 1801 г., отменяющим запрет на ввоз из-за границы книг и нот. Далее, с 9 февраля 1802 г. вновь учреждались вольные типографии, книгопечатание не ограничивалось жесткой цензурой и объявлялось свободным.

Важным направлением в развитии русского нотопечатного дела явилось привлечение в страну иностранных инвестиций, способствовавших интенсивному росту материально-технической базы, организации коммерчески успешных проектов, положительно влиявших на состояние культурной жизни. В конце XVIII века в Петербурге работают: И.Я. Вейтбрехт, И.Д. Герстенберг, Ф. Мейер, И.К. Шнор, Б.Т. Брейткопф, в Москве — Х. Ридигер, Х.Л. Вевер и др. Параллельно с ними организовывают свои производства и отечественные предприниматели Т.А. Полежаев, С.И. Селивановский. Исключительная деловая активность, жесткая конкуренция, капиталистический принцип ведения хозяйства, во многом, способствовали появлению крупных нотных издательств. Так, в первой половине XIX века широко известной стала фирма Ф.Т. Стелловского, возникшая, благодаря приобретению нотного издательства и музыкального магазина К.Р. Клевера в Санкт-Петербурге, принадлежащих ранее И.Д. Герстенбергу, затем его компаньону Ф.А. Дитмару, далее, И.К. Пецу, а также издательств П.И. Гурскалина, В.Д. Деноткина, Л.А. Снегирёва.

Европейские традиции и опыт повлияли на формирование отечественной экономической системы, функционировавшей по принципу классических финансовых законов. Знание рыночной конъюнктуры, быстрота и точный расчет являлись отличительными чертами преуспевающего ното-издательского дела. Товарно-денежные отношения определяли весь процесс товарообмена. Этические категории в данном профиле не фигурировали.

Процессы культурной эволюции привели к тому, что уже к середине XIX века сформировались необходимые предпосылки для появления в русском нотоиздательском деле меценатов, просветителей: М.П. Беляева, В.В. Бесселя, А.Б. Гут-хейля, П.И. Юргенсона, деятельность которых воспринимается в символическом единстве материального и духовного, как отечественный феномен второй половины XIX века.

Меценатство и благотворительность - неотъемлемая часть российского социума, его православных канонов и мировоззренческих основ. На смену дворянско-усадебному периоду, с развитием промышленных и финансовых институтов, пришло новое ощущение времени, его актуальных мыслетворческих воплощений. В нотоиздатель-ском деле, постепенно, они обрели свою неповторимую индивидуальность. Так, уже в конце XVIII века в некоторых нотных магазинах можно было прочитать объявления о бесплатной раздаче планов и каталогов, которыми могли пользоваться все любители музыки, а спустя столетие стало возможным говорить о духовных гранях этого про-

цесса. Ему можно давать различную трактовку. Одна из них относится к сокровенному миру человека, акту самопознания, реализации индивидуального потенциала на уровне разума и эмоций в непосредственном контакте с окружающим миром. Это - энергия, преобразующая пространство, внутренняя сила, находящая свое применение в различных сферах человеческого бытия. Анализ сокровенного мира, прежде всего, основывается на его ценностном восприятии, уникальности и неповторимости, системе потребностей, отражающей наиболее яркие грани духовной жизни.

В русском нотоиздательском деле подобный подход применим к личности самого мецената, «человека музицирующего» и «человека финансирующего», синтезе самостоятельных и взаимодополняющих величин, эмоционально-чувственных и рациональных. Н.А. Бердяев в «Самопознании» писал о том, что «творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над «жизнью» и устремлено за границу, за пределы, к трансцендентному. ... Творчество вызывает образ иного, чем эта «жизнь». . В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной жизни, чем в истории или в мысли рефлексий и отражений. ... Интересен лишь человек, в котором есть прорыв в бесконечность» [1, с. 298]

Отсюда, преодоление границ собственного бытия становилось возможным при полном духовном перевоплощении, новом уровне мышления и сознания, объединяющего издателя и композитора: П.И. Юргенсон - П.И. Чайковский, К.А. Гут-хейль - С.В. Рахманинов, сохраняющего и популяризирующего памятники отечественного культурного наследия, организующего бесплатные читальни и т.д. Для «человека финансирующего» подобный путь открывал перспективу создания оригинальной и эффективной модели жизненного цикла, для «человека музицирующего» - приводил к достижению полной творческой свободы. Слияние этих начал являлось импульсом к построению индивидуальной системы, связанной с процессами самопознания и поисками сокровенного.

Таким образом, контексты и векторы развития русского нотоиздательского дела связываются с материально-технической стороной вопроса, наращиванием производственных мощностей и привлечением иностранных инвестиций. Практическая сторона демонстрирует интенсивное внедрение прогрессивных технологий, способствовавших увеличению выпускаемой продукции и ее общему удешевлению. Наряду с этим, в атмосфере созидания рождался уникальный опыт меценатства, ставший закономерным итогом и вершиной в развитии отечественного нотоиздательства, его духовной вертикалью и нравственным ориентиром.

Список использованной литературы:

1. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1997. -624с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.