Научная статья на тему 'Иностранные обучающиеся в военных образовательных учреждениях: что объединяет и что разъединяет сотрудников МЧС'

Иностранные обучающиеся в военных образовательных учреждениях: что объединяет и что разъединяет сотрудников МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слушатели-иностранцы / межличностные отношения / межнациональные проблемы / социальная перцепция / эмпатия / аттракция. / foreign students / interpersonal relations / interethnic problems / social perception / empathy / attraction.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные обучающиеся в военных образовательных учреждениях: что объединяет и что разъединяет сотрудников МЧС»

Крушинская Т.Ф.

к.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Академия гражданской защиты МЧС России

ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ И ЧТО РАЗЪЕДИНЯЕТ СОТРУДНИКОВ МЧС

Ключевые слова: слушатели-иностранцы; межличностные отношения; межнациональные проблемы; социальная перцепция; эмпатия; аттракция.

Keywords: foreign students; interpersonal relations; interethnic problems; social perception; empathy; attraction.

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС часто связана с взаимодействием специалистов военных и гражданских, носителей западной и восточной культур, представителей разных национальностей, людей разного ве-роисповедования. Так, в Академии гражданской защиты МЧС России обучаются слушатели из различных регионов Земли. Проблема налаживания эффективного взаимодействия обучающихся-иностранцев побуждает искать механизмы гармонизации их межличностных отношений.

В течение 2017 и 2018 годов в Академии сотрудниками кафедры педагогики и психологии проводился опрос, направленный на выяснение проблем, возникающих в процессе обучения слушателей-иностранцев. Приведем наиболее частотные ответы на заданные вопросы.

На вопрос «Есть ли межнациональные проблемы у сотрудников МЧС» 14 человек из 44 ответили положительно. Остальные 30 утверждают, что таких проблем нет (68%).

Вопрос «Со спасателями каких национальностей Вы не хотели бы взаимодействовать?» только 2 слушателя ответили: «Со спасателями из Ирана», 2 слушателя - «Со спасателями из Китая». Остальные ответили, что нет таких национальностей, с кем бы не хотели взаимодействовать.

Интересные результаты были получены при постановке вопроса «С кем бы Вы очень хотели взаимодействовать?». На первом месте оказалась Россия - в 44 опросных листах Россия была указана в первых трёх позициях, на втором месте Республика Беларусь - в 38 опросных листах была указана в первых трёх позициях. Далее ответы дают такую картину: Армения, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Франция, Китай, Вьетнам, Монголия.

Обработка результатов ответов на вопрос «Что Вам нравится во взаимодействии со спасателями других национальностей?» привела к необходимости в воспитательной работе сделать акцент на изучении слушателями актуальных вопросов психологии общения, так как все ответы сводятся к трем тезисам: «Нравится получать опыт», «Честность»; «Человеческие черты характера».

Не нравится слушателям-иностранцам АГЗ МЧС России при взаимодействии со спасателями других национальностей только наличие языкового барьера.

Знание механизмов и эффектов социальной перцепции как процесса восприятия одним человеком другого или группы лиц необходимо сотрудникам МЧС, так как перцепция социальная - это неотъемлемая часть эффективной коммуникации, которая невозможна без оценки, восприятия, взаимопонимания людей при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Представление о намерениях, установках, мыслях, эмоциях коммуникантов формируется на основе социальной перцепции. Следовательно, в деятельности сотрудников МЧС при взаимодействии с людьми в повседневной деятельности должны быть приняты в расчёт потребности, мотивы, установки каждого человека, участвующего в общении.

Для сотрудников МЧС важно завоевать доверие коллег, проявив профессионализм, интеллект, доброжелательность, используя эффект положительного ореола, происходящий при переносе уже известных качеств спасателей на всех сотрудников ведомства.

Роль командира и подчинённого, командира группы и члена группы тоже оказывает определённое влияние на формирование отношений между офицерами - представителями разных национальностей. Поэтому в АГЗ МЧС России учитывается эффект влияния соотношения ролей и статусов на процесс взаимодействия обучающихся, и при назначении офицера на должность командира группы руководство факультета в первую очередь руководствуется деловыми качествами и авторитетностью личности.

За счёт установки идёт достраивание образа партнёра и построение своих ожиданий. Необходимо помнить, что эффекты социальной перцепции, сокращая время изучения коммуниканта и ускоряя процесс познания, помогают взаимодействовать в и в повторяющейся, и в нетипичной ситуациях.

Изучая причины высокой оценки коммуникативных способностей офицеров из Республики Беларусь, преподаватели кафедры педагогики и психологии пришли к выводу, что особую роль в этом играют два механизма социальной перцепции: эмпатия и аттракция. Эмпатия (от греч. empatis - взволнованный, возбуждённый), или сопереживание, -это понимание чувств другого человека (гнева, печали, радости) и выражение сочувствия. Эмпатия проявляется по-разному: эмпатическое реагирование, принятие перспективы(мысленная постановка себя на место собеседника), симпатическое реагирование (проявление заботы, сострадания).

Эмпатийность в отношениях с коллегами должна быть профессиональным качеством сотрудников МЧС. Развитие способности к выражению эмпатии является задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования.

Специалисты МЧС в процессе профессиональной деятельности контактируют с различными людьми. Очень важно для эффективности выполнения задач создание аттракции (от лат. айгаИеге - привлекать, притягивать) - привлекательности образа личности, поскольку именно этот компонент воздействия, «скрытого» управления имеет целью вызвать расположение, уважение, привлечь собеседника, удержать его внимание.

Наличие аттракции, как психологического явления, суть которого в формировании положительного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, «притяжение» одного человека к другому, значительно облегчает процесс общения.

К основным средствам достижения аттракции относятся улыбка, внешний вид, принадлежность к одной общности, наличие общих интересов, уважительное отношение к коллегам, умение их слушать.

Улыбка, как проявление дружеского расположения, порождает взаимное расположение. Как выработать выразительную улыбку? А.С. Макаренко, выдающийся педагог, писал, что целенаправленными упражнениями перед зеркалом выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. В воспоминаниях об А. С. Макаренко находим такие определения его улыбки: саркастическая, обаятельная, прощальная, удивительно тёплая, лёгкая1 и т.д.

Внешний вид сотрудника МЧС должен быть эстетично выразительным. Если специалист - человек военный, то форма (естественно, без всяких нарушений устава) безупречно должна сидеть на нём, быть чистой и выглаженной. Нельзя забывать, что человек в военной форме - это символ интеллекта и мужественности. Если специалист - человек гражданский, то желательно учитывать следующее: аккуратность, подтянутость, человек должен следить за модой, его вид должен вызывать положительное отношение окружающих.

Первое впечатление о человеке сказывается на всём последующем восприятии.

Принадлежность к одной общности, наличие общих интересов значительно способствуют аттракции. мы радуемся, встретив своего однокашника, земляка; помогаем своим сослуживцам, родственникам, друзьям. Этот фактор следует использовать, когда надо убедить. Например: «Вы тоже военный человек и поймёте меня...», «Мы с вами учились в одной академии...», «Я тоже увлекаюсь охотой».

Французский писатель-моралист Ларошфуко дал такой совет: «Чтобы понравиться другим, нужно говорить с ними о том, что приятно им и что занимает их, уклоняться от споров о предметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать им заподозрить, что можно быть разумней, чем они»2.

Уважительно необходимо произносить имя и отчество собеседника, так как человеку это очень приятно слышать.

Умение слушать - сложный приём аттракции, который включает в себя, во-первых, активное, рефлексивное или эмпатическое слушание, во-вторых, активную позу слушающего: корпус слегка склонен в сторону говорящего.

Внимательно слушая, собеседники отдают приоритет мыслям говорящего перед своими, тактично задавая вопросы, проявляют заинтересованность. Слушая, надо кивать, поскольку кивок означает понимание и располагает к себе собеседника.

Преподаватели Академии отмечают, что слушатели из Республики Беларусь и Республики Казахстан аккуратно и умело ведут записи лекций, а ведь это тоже один из приёмов формирования аттракции. Записи во время деловой беседы показывают, что сообщение ценно для нас. А отклонение от этого воспринимается как неуважение к собеседнику.

Повышает симпатию к человеку и положение на виду у окружающих. Группа офицеров-белорусов всегда на виду, всегда выступает единой командой на всех мероприятиях. Уважаемое, вызывающее симпатию окружение личности способствует переносу этих качеств в глазах воспринимающего и на саму личность. Срабатывает механизм: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Находят контакт с окружающими многие офицеры из Азербайджанской Республики благодаря умению шутить. Удачная, уместная шутка помогает разрядить сложную обстановку профессиональной деятельности сотрудников МЧС, улучшает настроение в трудной ситуации. Нужно только помнить, что шутка не должна обидеть ни одного из присутствующих.

Психологической базой аттракции является потребность людей в положительных эмоциях. Аттракция стимулируется позитивными невербальными и вербальными проявлениями.

Аттракция необходима, так как облегчает процесс общения слушателей-иностранцев: при прочих равных условиях люди эффективнее общаются с теми, к кому испытывают положительное эмоциональное отношение, и, наоборот, труднее взаимодействуют с теми, к кому испытывают отрицательное эмоциональное отношение (например, неприязнь, антипатию). Аттракция, как механизм создания привлекательности образа, является профессионально значимой для сотрудника МЧС, поэтому должна им сознательно формироваться.

Итак, на формирование отношений к представителям разных национальностей в среде обучающихся-иностран-цевв Академии гражданской защиты МЧС России влияют многие субъективные факторы. Знание этих факторов помогает эффективному налаживанию отношений.

1 Воспоминания о Макаренко: сб. материалов / Сост. Н.А. Лялин и Н.А. Морозова; коммент. Н.А. Морозовой. - Л.: Лениз-дат, 1960. - 436 с.

2 Душенко К.В. Большая книга афоризмов. - М.: Эксмо, 2003. - 1056 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.