бя «избыточные» обязательства и довольствоваться «ожидаемой прибылью» от неквалифицированных услуг.
Конечно, нельзя не учитывать, что определенная часть малого предпринимательства просто не готова к инициативе в промышленном развитии но причине отсутствия кадровых и технологических возможностей.
Таким образом, можно, во-первых, отметить, что малый бизнес находится на «развилке» удержания достигнутых позиций и сдерживания экспансии крупного и среднего бизнеса и поиска оптимальных путей взаимодействия с этими экономическими структурами. Во-вторых, в силу сложившихся стереотипов экономического поведения, в процессе налаживания делового и ответственного партнерства между малым бизнесом и его экономическими контрагентами, стимулирующая и координирующая роль государства не вызывает сомнения. В-третьих, изменение экономических стратегий малого бизнеса для включения в модернизационный сценарий реально при наращивании компетентности, группового освоения инновационных практик, связанных, прежде всего, с участием в промышленном производстве. В-четвертых, по видимому, ресурсов для смены экономических стратегий имеется достаточно, если осознавать востребованность человеческого капитала для укрепления ядра бизнес-сообщества.
Литература
1. Мониторинг состояния малого предпринимательства г. Москвы. М., 2007. С. 9.
2. Кивинен М. Прогресс и хаос. СПб, 2001. С. 140.
3. Материалы информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства. - М., 2008.
УДК 338.2
Кузуб Т. А., асп. СКАГС
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В статье дается анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику России в условиях мирового экономического кризиса, а именно в период с января по июнь 2009 года, а также приведен перечень мер, способных стимулировать привлечение иностранных инвестиций.
In article the analysis of attraction of foreign investments into economy of Russia in the conditions of a world economic crisis is resulted, namely during the
period from January till June, 2009, and also the list of the measures, capable to stimulate attraction of foreign investments is resulted.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, типы иностранных инвестиций, меры государственного воздействия.
Key words: foreign investments, types offoreign investments, measures of the state influence.
В настоящее время мировая экономика характеризуется интегрированием национальных экономических систем в единое мировое хозяйство, развитием и усложнением международных связей, движением капиталов в разнообразных его формах и назначении. В развитии любого современного государства важную воздействующую на экономику роль, стали играть иностранные инвестиции. При этом важны оба аспекта: и привлечение государством иностранных инвестиций для собственного развития, и вложение им национальных капиталов за рубеж с целью получения доходов в будущем. Благодаря иностранным инвестициям, у стран появилась возможность получать дополнительные источники финансовых средств, помогающие им развивать производство, формировать новые хозяйственные связи, применять передовые технологии и методы организации и управления производственными процессами, в результате чего, развивать национальную экономику и повышать благосостояние населения.
Распространившийся в России мировой экономический кризис, не обошел стороной и область иностранных инвестиций. Первая половина 2009 года отличилась сокращением объемов поступивших в страну иностранных инвестиций, сменив положительную динамику их наращения в последние годы. По данным Федеральной службы государственной статистики в первом полугодии 2009 года в российскую экономику поступило 32,163 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше по сравнению с первым полугодием 2008 года [1]. В результате накопленный иностранный капитал на конец июня 2009 года составил сумму в 242,5 млрд. долларов США, это всего на 0,1% больше по сравнению с объемом накопленного иностранного капитала на конец июня 2008 года.
Поступающие в Россию иностранные инвестиции, могут быть в виде прямых, портфельных или прочих инвестиций. Прямые инвестиции - стратегические, как правило, носят долгосрочный характер. Прямые иностранные инвестиции представляют собой достаточно крупные вложения иностранных юридических и/или физических лиц, позволяющие им устанавливать эффективный контроль над управлением предприятиями. Согласно определению, приведенному в тексте
Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации": «прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования...» [2]. Данный тип инвестиций является наиболее привлекательным для принимающих государств, поскольку прямые инвесторы, в целях получения как можно более высокого дохода по инвестициям, стремятся к повышению эффективности работы подконтрольных предприятий, активно участвуя в их развитии, что, в результате, оказывает содействие развитию экономики государства в целом. Портфельные инвестиции представляют собой приобретение иностранными инвесторами в целях получения дохода отечественных ценных бумаг и/или паев. Иностранные инвестиции, относящиеся к портфельным, в отличие от прямых инвестиций, составляют, соответственно, менее 10% уставного капитала предприятия - такие вложения инвесторов не дают им права устанавливать эффективный контроль над управлением и принимать активное участие в развитии предприятий. Данный критерий отличает портфельные инвестиции от прямых. Портфельные инвестиции, как правило, не носят долгосрочного характера и отличаются быстрым изменением динамики поступлений: так, объем портфельных инвестиций интенсивно растет в условиях благоприятного инвестиционного климата и быстро сокращается при появлении негативных экономических или политических новостей. Среди прочих инвестиций -инвестиции, которые нельзя отнести к категории прямых или портфельных: инвестиции на возвратной основе - торговые и другие кредиты, полученные от инвесторов и международных финансовых организаций, а также банковские вклады и другие финансовые активы и пассивы. Иностранные инвестиции, относящиеся к прочим, не предполагают участия кредиторов в управлении предприятиями.
Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют, что в разрезе по типам иностранных инвестиций поступивших в Россию в первом полугодии 2009 года, особенное снижение произошло в объеме прямых иностранных инвестиций - наиболее значимых для государства инвестициях. В денежном выражении их при-
ток составил 6,090 млрд. долларов США, что на 45% меньше по сравнению с первым полугодием 2008 года. Удельный вес поступивших прямых иностранных инвестиций составил 18,9 % в общем объеме инвестиций иностранных инвесторов. В накопленном иностранном капитале доля прямых иностранных инвестиций на конец июня 2009 года составила 39,2%; на конец июня 2008 года их доля составляла 48,4%. Отрицательная динамика наблюдалась также и в области привлечения других типов иностранных инвестиций. Значительно сократился объем поступивших портфельных иностранных инвестиций: в первом полугодии 2009 года их сумма составила 862 млн. долларов США, что на 25,1% меньше по сравнению с суммой данных инвестиций в первом полугодии 2008 года. В общем объеме поступивших иностранных инвестиций портфельные инвестиции составили самый малый удельный вес среди других типов иностранных инвестиций - всего 2,7%. В накопленном иностранном капитале на конец июня 2009 года на долю портфельных иностранных инвестиций приходился наименьший удельный вес - всего 4,8%; на конец июня 2008 года на их долю приходилось - 2,9%. Это можно объяснить тем, что российский рынок ценных бумаг окончательно не сформирован, имеют место высокие риски сопряженные, в том числе, с проблемами ликвидности, остро проявившимися в условиях мирового экономического кризиса, значительно снизившими привлекательность портфельных инвестиций. Важно отметить, что, несмотря на значительное количество предприятий, нуждающихся в финансировании, многие из них предпочитают привлекать денежные средства посредством кредитов, а не размещать свои ценные бумаги. Также и для самих инвесторов, особенно в условиях экономического кризиса, инвестиции на возвратной основе являются наименее рисковыми и, одновременно, доходными вложениями. Это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики: на конец июня 2009 года наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале составили прочие инвестиции -56,0%; на конец июня 2008 года их доля составляла 48,7%. В общем притоке иностранных инвестиций в первом полугодии 2009 года прочие иностранные инвестиции также составили наибольшую сумму среди других типов - 25,211 млрд. долларов США или 78,4% в общем объеме поступивших иностранных инвестиций. При этом объем поступивших иностранных инвестиций относящихся к прочим, как и объемы других типов иностранных инвестиций, уменьшился: в первом полугодии 2009 года в страну поступило прочих инвестиций на 26,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
По данным Федеральной службы государственной статистики основными странами, инвестирующими в Россию в первом полугодии 2009 года, были: Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На конец июня 2009 года на долю перечисленных стран пришлось 77% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
По видам экономической деятельности наибольшие доли накопленного объема иностранных инвестиций в России на конец июня 2009 года распределились следующим образом: обрабатывающие производства - 30,6% (74,140 млрд. долларов США); оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 21,2% (51,430 млрд. долларов США), добыча полезных ископаемых - 17,8% (43,085 млрд. долларов США), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,3% (27,295 млрд. долларов США). В первом полугодии 2009 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были: обрабатывающие производства - поступило 9,241 млрд. долларов США, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 7,995 млрд. долларов США, транспорт и связь - 6,511 млрд. долларов США, добыча полезных ископаемых - 3,704 млрд. долларов США.
Кризисный спад мировой экономики явился причиной сокращения объемов привлеченных иностранных инвестиций. Не все потенциальные инвесторы решились участвовать в инвестиционных проектах в связи с проблемами ликвидности на рынках и возросшими рисками. В то же время кризис можно рассматривать как обстоятельство для формирования новых инвестиционных возможностей. Решить эту задачу способна грамотная инвестиционная политика со стороны государства ориентированная на привлечение в страну, прежде всего, прямых иностранных инвестиций и содействующая эффективному применению иностранного капитала.
Мерами для формирования благоприятного инвестиционного климата в России являются: совершенствование законодательной базы, создание благоприятных условий в областях налогового и таможенного регулирования, создание свободных экономических зон, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг. Мероприятия, проводимые в интересах иностранных инвесторов должны способствовать увеличению прибыльности инвестиций и минимизации рисков по вложениям. Важное место занимают гарантии для иностранных инвесторов,
например, гарантии неужесточения налогового и таможенного регулирования на время реализации как действующих, так и потенциальных инвестиционных проектов. В условиях экономического кризиса необходима активация деятельности по привлечению иностранных инвестиций. Этому может способствовать скорейшее снятие излишних барьеров инвестиционных стандартов, закрепленных в России и отличающихся от мировой практики. Инвестиционная политика в условиях кризиса должна отличаться большей селективностью в пользу тех инвестиционных проектов, которые затрагивают «точки роста» российской экономики. Речь идет об отборе и поддержке государством инвестиционных проектов, содействующих развитию ключевых отраслей экономики, способствующих уменьшению дифференциации регионов страны, несущих с собой новейшие технологии и методы производства, а также ценный управленческий опыт.
Иностранные инвестиции являются одним из факторов модернизации российской экономики и становления ее на путь стабильного экономического роста. На современном этапе развития России привлечение и эффективное использование иностранного капитала приобретают большую значимость как потенциальные факторы, способствующие выходу страны из экономического кризиса, поэтому вопросы о создании продуманной инвестиционной политики, формирование привлекательного инвестиционного климата с целью количественного и качественного увеличения иностранных инвестиций, построение системы эффективного использования инвестиций и улучшении качества управления инвестиционными процессами в ближайшей перспективе должны стать наиболее актуальными и получить распространение среди исследователей в научном мире.
Литература:
1. Здесь и далее по тексту приведены данные Федеральной службы государственной статистики. Электронный источник информации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http:// www.gks.ru.
2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Ст. 2 // СЗ РФ. 1999. № N 28, ст. 3493.